Научная статья на тему 'Противодействие преступлениям экстремистского характера в сфере международного спорта в преддверье Универсиады 2013 года'

Противодействие преступлениям экстремистского характера в сфере международного спорта в преддверье Универсиады 2013 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИАДА 2013 / УГРОЗА / РЕЛИГИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБМЕН ОПЫТОМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманов И. М., Шляхтин Е. П.

С получением права Республикой Татарстан на проведение Универсиады-2013 проблемы противодействия экстремизму приобретают особую значимость. Президент Республики Татарстан заявил о недопустимости возникновения компрометирующих инцидентов, сделав акцент на необходимости обеспечения безопасности. Анализ опыта контртеррористического обеспечения предыдущих Олимпиад, а также учет специфики Поволжского региона позволит провести более качественную подготовку к Универсиаде-2013. Для повышения эффективности работы по предупреждению экстремизма необходимо выделить и решить ряд первоочередных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усманов И. М., Шляхтин Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие преступлениям экстремистского характера в сфере международного спорта в преддверье Универсиады 2013 года»

Усманов И. М.,

(Институт экономики управления и права (г.Казань)

Шляхтин Е.П.,

(Казанский юридический институт МВД России) Противодействие преступлениям экстремистского характера в сфере международного спорта в преддверье Универсиады 2013 года

С получением права Республикой Татарстан на проведение Универсиады-2013 проблемы противодействия экстремизму приобретают особую значимость. Президент Республики Татарстан заявил о недопустимости возникновения компрометирующих инцидентов, сделав акцент на необходимости обеспечения безопасности. Анализ опыта контртеррористического обеспечения предыдущих Олимпиад, а также учет специфики Поволжского региона позволит провести более качественную подготовку к Универсиаде-2013. Для повышения эффективности работы по предупреждению экстремизма необходимо выделить и решить ряд первоочередных задач.

Ключевые слова: Универсиада 2013, угроза, религия, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности, обмен опытом, взаимодействие, органы государственной власти.

В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, экстремизм находится в ряду основных угроз национальной безопасности России.

Экстремизм - довольно сложное социально-психологическое, политическое, экономическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями развития общества, которое выражается в приверженности к крайним взглядам и радикальным методам достижения своих целей. Иными словами, экстремизм можно определить как явление, которое заключается в борьбе за власть субъектов общественных отношений в политической, экономической, национальной, религиозной сферах жизнедеятельности, использующее для достижения своих целей неприемлемые для общества способы и формы действия, в числе которых особо стоит выделить: пренебрежение законом, препятствование международному сотрудничеству, подрыв демократических основ государства и миропорядка в целом. Экстремизм представляет собой исключительно большую опасность, особенно в условиях кризиса [1]. Экстремизм существовал во все времена. В современных условиях он приобретает массовость и проявляется на межгосударственном, внутригосударственном, межэтническом, межрелигиозным, культурологическом, бытовом и других уровнях.

Одной из сфер, где экстремизм стремится проявить свою активность, является международный спорт. Это объясняется тем, что спортивные мероприятия на международном уровне одновременно привлекают к себе значительный общественный интерес и участие большого количества людей. Подготовка и участие в соревнованиях затрагивает почти все слои

общества, помогая молодому поколению овладеть непреходящими идеями олимпизма, пронизанного духом «лучшего взаимопонимания и дружбы», «способствования культурному сближению народов» [2]. При этом цели экстремистов включают не только нанесение максимального материального ущерба и человеческие жертвы, но и получение возможности широкой рекламы. Олимпизм приобретает особую значимость при решении глобальных проблем, с которыми сталкивается современная цивилизация. К числу таких проблем относятся межнациональные конфликты.

Олимпийские игры всегда являлись важнейшим объектом внешней политики. Различные страны использовали их в своих политических целях. Антифашисты призывали бойкотировать Олимпиаду в Берлине (1936 г.). В 1980 г. США и еще 59 государств бойкотировали Олимпийские игры в Москве. В 1984 г. СССР и еще 13 государств отказались от участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. В 1988 г. бойкоту со стороны Северной Кореи, Никарагуа, Кубы и Эфиопии подверглась Олимпиада в южнокорейском Сеуле [3]. Кровавые драмы развернулись в Мюнхене в 1972 г., Атланте (США) в 1996 г., Манчестере в 1996 г. на первенстве Европы по футболу. Российская Федерация в этом отношении не исключение: достаточно вспомнить события на Манежной площади, чтобы понять, что одна такая ситуация по своей разрушительной силе сопоставима с десятком маршей несогласных.

Особую актуальность проблемы противодействия экстремизму и тем более крайней формы его проявления - терроризму в сфере массового спорта приобретают в связи с получением Республикой Татарстан права на проведение XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани в 2013 году. Универсиада пропагандирует интернациональный характер спорта, его миротворческую сущность, способствуя расширению кругозора, совершенствованию духовно-эмоциональной сферы населения республики и укреплению добрососедских отношений. По приблизительным подсчетам, ожидается прибытие около 15 тысяч спортсменов, десятков тысяч болельщиков и представителей средств массовой информации.

Подготовка к Универсиаде-2013 набирает обороты, и вопросы анти-террористической защищенности должны быть учтены в первую очередь. Исходя из этого 7 марта 2011г. Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым проведено координационное совещание в Кабинете Министров с участием Антитеррористической комиссии и Оперативного штаба по обеспечению правопорядка в республике. Президент Республики Татарстан заявил о недопустимости возникновения компрометирующих инцидентов, сделав акцент на необходимости обеспечения безопасности [4]. Именно в этом ключе прошли оперативно-тактические учения «Ка-зань-антитеррор-2011».

Анализ опыта контртеррористического обеспечения предыдущих Олимпиад позволяет определить возможности для более качественной подготовки к Универсиаде-2013. Одновременно возникает вопрос о том, насколько имевшие место в прошлом угрозы могут проявиться в будущем.

Кроме того, существует опасность возникновения новых угроз, которые пока еще не проявили себя. Особо стоит обратить внимание на заявления радикальных группировок на Юге России, заявивших о проведении терактов на Олимпиаде-2014. Не исключено, что представители данных группировок могут рассматривать Универсиаду-2013, проводимую в г. Казани, в качестве подготовительного объекта перед сочинской олимпиадой, организовав показательные атаки.

Среди факторов, оказывающих влияние на контртеррористическую обстановку в Республике Татарстан, можно выделить следующие: исконно многонациональный состав населения республики; высокий уровень миграции, особенно с закавказских и среднеазиатских стран (связано с тем, что основной религией в Татарстане является ислам); наличие среди мигрантов лиц, обладающих опытом проведения массовых беспорядков, вооруженных конфликтов; наличие большого количества промышленных объектов с опасным производством; низкий уровень защищенности людей в местах проведения спортивных мероприятий. Особую актуальность начинают приобретать проблемы проявления расовой нетерпимости, национализма и ксенофобии.

Исследования профессора Зиннуровой Р.И. в процессе работы над проектом № 07-03-00482а - «Особенности идеологии экстремизма в национальных республиках Поволжья» говорят о том, насколько податливы мнения молодых людей, являвшихся респондентами, к малейшим изменениям в социально-политической и социокультурной ситуации в своих республиках [5]. Анализ проведенных исследований показал, что, несмотря на кажущуюся слабовыраженность явной экстремистской активности среди молодых людей, экстремистская идеология имеет недооцененный потенциал. И при определенных обстоятельствах латентные экстремистские взгляды и настроения могут перерасти в конкретные действия. Экстремизм для молодежи опасен тем, что он предлагает простые и «популярные» решения [6].

Серьезным источником, своего рода питательной средой для экстремизма, зачастую проявляющегося в террористических формах, является образование вакуума в духовном, мировоззренческом пространстве, ранее заполненном в советском обществе коммунистической идеологией. В результате возникшей пустоты идеологический вакуум стал быстро заполняться различными деструктивными и разрушительными для государства и общества концепциями, идеями, взглядами. Появилось множество мессий, проповедников, новых религиозных экстремистов, сект, деятельность которых привела к обострению социальной напряженности в обществе, а в итоге и к масштабным конфликтам, вплоть до междоусобных войн (в Абхазии, Осетии, Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Чечне).

Если говорить о религиозном экстремизме, следует учесть, что распространение идей салафизма в Республике Татарстан происходит посредством проповедников и миссионеров, прибывающих из мусульманских стран, которые разъезжают по населенным пунктам и осуществляют про-

поведническую деятельность в мечетях. В связи с этим к одной из главных составляющих противодействия экстремизму мы относим высокоэффективную деятельность органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Решение проблемы во многом зависит от профессионализма и умения местных муниципальных образований оперативно реагировать на экстремистские проявления, используя действующее законодательство, потенциал традиционного ислама, а также предыдущий опыт противодействия этой деструктивной идеологии и разрушительной практике.

Среди основных проблем противодействия экстремизму можно выделить следующие: государственная система противодействия экстремизму функционирует не столь оперативно, как того требуют современные реалии; недостаточная скоординированность органов государственной власти; необходимость совершенствования системы обмена информацией между различными ведомствами; отсутствие вовлечения в данный процесс общественных объединений и иных институтов гражданского общества; общество не выработало устойчивого негативного отношения к экстремизму, не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности; мало внимания уделяется интеллектуальной работе, проводимой экстремистами, их идеологической деятельности и финансовой подпитке.

Для повышения эффективности работы по предупреждению и противодействию идеологии экстремизма (на различных уровнях власти, министерствами и ведомствами) необходимо решить следующие задачи:

- проведение на регулярной основе межведомственных семинаров и совещаний по проблемам совершенствования и повышения эффективности работы антитеррористических комиссий (примечательным в этой связи является утверждение по инициативе МВД по РТ и Кабинета Министров РТ целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в РТ на 2009-2011гг., постановление №956, а также проведение совместного заседания Общественной палаты РТ, Ассамблеи народов Татарстана, Общественного совета МВД по РТ 28 февраля 2011г. по вопросам противодействия экстремизму);

- разработка муниципальных программ с четко выверенными мерами противодействия преступности при максимальном учете местных особенностей;

- использование всех возможностей представительных и исполнительных органов муниципальных образований для выявления и пресечения деятельности деструктивных и подрывных сил, действующих под прикрытием различных организаций;

- в средствах массовой информации необходимо развернуть информационно-пропагандистскую работу, направленную на развитие самосознания, создания нетерпимости к проявлениям экстремизма, раскрытию ее идеологической основы и противозаконной сущности. Необходимо отметить, что на сегодняшний день российские СМИ чаще используют «язык вражды»,

провоцируя, в частности, «антимигрантский» экстремизм или вызывая волну возмущения правоверных мусульман, пропагандируя термин «исламский терроризм»;

- на постоянной основе проводить публичные выступления представителей различных религиозных конфессий по разъяснению истинного смысла духовных верований и учений, разъяснению губительного влияния религиозных ячеек деструктивного характера;

- создание положительного имиджа всех органов, помогающих в борьбе с преступностью в целом, обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму;

- необходимо вести учет всех действующих на территории республики религиозных объединений, образовательных учреждений;

- вести контроль лиц, выезжающих на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения;

- более активно использовать потенциал общественно-политических объединений и движений в профилактической работе, в том числе взаимодействие с религиозными объединениями в вопросах противодействия религиозно-политического экстремизма;

- подготовка специалистов по обеспечению безопасности в социальной сфере, в том числе по вопросам антитеррористической пропаганды. Одним из компонентов здоровьесберегающей среды муниципалитетов является формирование толерантного сознания в современном обществе;

- необходимо разработать Республиканскую целевую программу по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 20122015гг.

Министерству образования и науки РТ:

- разработать и внедрить комплексы общеобразовательных программ, направленные на развитие национальных культур, привитие молодежи установок толерантного сознания;

- проводить занятия с учителями и педагогами образовательных учреждений по эффективному использованию возможностей учебновоспитательного процесса, материалов и технологии по формированию у обучающихся уважения к обычаям и культуре различных этнических сообществ, представленных в республике;

- создать поощрительную систему грантов, способствующую расширению тематики, рассчитанной на обеспечение безопасности Универсиады 2013;

- в образовательных учреждениях профилактическая работа должна быть направлена на корректную и очень тонкую работу в сфере идеологического воздействия.

Министерству внутренних дел по Республике Татарстан:

- деятельность сотрудников полиции должна основываться на приоритете конституционных прав и свобод личности, каждого человека, независимо от его национальности, расовой и религиозной принадлежности, соблюдении общегражданских принципов, идеи толерантности, гармонизации межэтнического и межконфессионального взаимодействия;

- усилить взаимодействие с государственными органами, общественными, религиозными, образовательными учреждениями в целях пресечения попыток проникновения в республику идеологии, направленной на разжигание национальной, религиозной, расовой вражды;

- индивидуальная работа с гражданами должна быть приоритетным направлением, формирование духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека, должно способствовать взаимодоверительным отношениям;

- активизировать обмен с заинтересованными структурами информацией, свидетельствующей об угрозах деструктивного характера;

- осуществлять регулярный мониторинг печатных и электронных СМИ, сети Интернет на предмет экстремизма, особенно связанного с Универсиадой- 2013;

- использовать научный потенциал, инновационные методы противодействия экстремистской деятельности.

В России к настоящему времени разработаны и продолжают совершенствоваться технологии идентификации пользователя по отпечаткам пальцев, форме кисти руки, голосу, особенностям лица и головы, узору радужной оболочки глаза, венозному рисунку кисти. В МГТУ им. Н.Э. Баумана (г.Казань) создается нормативно-техническая база для автоматической идентификации на основе биометрических технологий. В результате выполнения серии «НИОКР» по заказам силовых ведомств создана и продолжает совершенствоваться уникальная система безопасности на основе биометрических данных, позволяющая оптимально использовать врожденные особенности личности при решении поставленных задач, обеспечивающая высокий уровень антитеррористического противодействия, основные сегменты которой будут использованы в системе безопасности «Универсиада-2013» (Казань) и «Олимпиада-2014» (Сочи). К 2013 г. будет завершена разработка и внедрение автоматической системы паспортного контроля для объектов с высоким уровнем пассажиропотока и городского транспорта, внедрены системы контроля состояния личности на особо важных объектах;

- обмен навыками с правоохранительными структурами, имеющими опыт обеспечения безопасности при проведении международных спортивных игр.

В этой связи представляется интересным изучение модели обеспечения безопасности Олимпиады в Великобритании 2012 г., которая разработана специалистами Корпорации «РЭНД». Особенностью данной модели является то, что она не предугадывает конкретные террористические угрозы, а представляет собой аналитический инструмент для их выявления и прогнозирования;

- тесное взаимодействие МВД по РТ с УФСИН РФ по РТ и ДУМ РТ в вопросах, регламентирующих порядок работы представителей религиозных конфессий в исправительных учреждениях, находящихся на территории Республики Татарстан.

Основанием для активизации работы в данном направлении служат поступающие в КМ РТ материалы, свидетельствующие о том, что в исправительных учреждениях республики находятся осужденные за совершение преступлений экстремистского характера, которые ведут пропаганду радикальных форм ислама среди осужденных, исповедующих ислам, создавая экстремистские религиозные ячейки, т.н. «джамааты» [7]. Нередко распространению идеи нетрадиционного для России ислама - салафизма способствуют сами проповедники, осуществляющие миссионерскую работу в исправительных учреждениях Республики Татарстан.

Таким образом, профилактика любых форм экстремизма - приоритетное направление, заключающееся в выявлении, предупреждении, нейтрализации любой природы негативного воздействия, способствующего совершению правонарушения экстремистской направленности. Представляется, что успех противодействия экстремизму может быть достигнут только в случае совместного, заинтересованного участия всех ветвей власти, органов самоуправления, образовательных учреждений, правоохранительных структур, представителей средств массовой информации, религиозных деятелей различных конфессий, а также всего гражданского общества в целом.

1. См.: Боргоякова Т.В. Деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества Российской Федерации по предотвращению проявлений политического и религиозного экстремизма в деятельности молодёжных организаций // Аналитический вестник. 2009. № 9 (376). С. 42.

2. См.: Бич Ю.Г. - Профилактика и противодействие экстремизму. иЯЪ:

http://www.ekstremizm.ru/publikacii/profilaktika-i-protivodeystvie/item/608-ispolzovanie-miшtvorcheskogo-potentiala-olimpizma-v-ukrepleшi-mejetшcheskih-otnosheшy-narodov-sevemogo-kavkaza-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 10.07.2012г.).

3. См.: Селезнев И.А. Противодействие политическому терроризму в сфере международного спорта. ЦКЪ: http://www.ceninauku.ru/page_14880.htm (дата обращения:

07.07.2012г.).

4. См.: Расширенное совместное заседание Совета Безопасности РТ, Антитеррористи-ческой комиссии в РТ, Координационного совещания по обеспечению правопорядка в РТ и Оперативного штаба по РТ. ЦКЬ: http://kazan24.ru/news/61216.html (дата обращения: 07.07.2012г.).

5. См.: Зиннурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Экстремизм как социальный и культурный феномен современного Российского общества: сб. науч.-метод. и инф. мат. - Казань, 2011. - С. 62-64.

6. Ярким доказательством сказанного может служить проведение в г. Казани (и др. городах России), несанкционированных митингов направленных против действующей системы государственной власти.

7. Доклад члена Общественной палаты Республики Татарстан С.Н. Дружкова по противодействию экстремизму. ЦКЬ: http://www.google.щ/uri?sa=t&rct=i&q (дата обращения: 07.07.2012г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.