УДК: 343.575 DOI:
Кобец Петр Николаевич
главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор E-mail: pkobets37@rambler.ru
Краснова Кристина Александровна
ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации
кандидат юридических наук, доцент E-mail: krasnova_vnii@mail.ru
Kobets Petr Nikolaevich
chief researcher of National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, doctor of juridical sciences, professor
E-mail: pkobets37@rambler.ru
Krasnova Kristina Aleksandrovna
leading researcher of National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, associate professor E-mail: krasnova_vnii@mail.ru
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Введение: авторы рассматривают доминирующие тенденции наркопреступности в Финляндии, в частности, увеличение случаев незаконного употребления наркотиков в этой стране и количества преступлений, связанных с ними.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Финляндии, а также национальное законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Источником статистической и справочной информации явился официальный сайт Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании.
Результаты исследования: позволили уточнить основные достижения национальной антинаркотической стратегии Финляндии с учетом ее транзитного статуса.
Выводы и заключения: оригинальные методы борьбы с наркопреступностью и налаженный мониторинг распространенности употребления разнообразных типов наркотических средств и психотропных веществ, апробированные в Финляндии, могут быть восприняты при разработке мер профилактики наркома-
нии в нашей стране.
Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, распространенность употребления наркотиков, наркопреступность, организованная преступность.
COUNTERING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING AND ORGANISED CRIME IN THE REPUBLIC OF FINLAND: PROBLEMS AND ACHIEVEMENTS
Introduction: authors consider the dominating narcocrime trends in Finland, such us increase of cases of the illegal drugs use and the number of related crimes.
Materials and methods: the criminal and criminal procedure legislation of Finland and national legislation in the sphere of counteraction to drug trafficking have formed the standard basis of this research. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, which is universal in nature, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, synthesis and description. The official website of the European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction was the source of statistical and reference information.
Results: allowed to specify the main achievements of national counter-narcotics strategy of Finland taking into account its transit status.
Summary and conclusions: the original methods of combating drug trafficking and well-established monitoring of drug use prevalence can be perceived in the development of measures of drug addiction prevention in our country.
Key words: drug addiction, drug trafficking, drug use prevalence, drug crime, organised crime.
В настоящее время в государствах-членах Европейского Союза (далее по тексту - ЕС) сложилась непростая обстановка в сфере борьбы с наркопреступностью. Наркотики перемещаются непрерывно и беспрепятственно из соседних стран, при этом поставки осуществляются синхронно из многочисленных пунктов и лабораторий, находящихся практически во всех странах ЕС [10]. Изготовление и сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов становится сегодня важнейшей сферой противоправной деятельности организованных преступных групп на общеевропейском пространстве [6]. Эксперты Евро-пола называют рынок наркотиков самым большим криминальным сектором в ЕС, отмечая, что треть организованных преступных групп, действующих на общеевропейском пространстве, вовлечены в незаконный оборот наркотиков. Если еще десять лет назад в ЕС организованные преступные группы специализировались на определенных видах наркотических средств, то сегодня в целях увели-
чения прибыли осуществляют комплексные поставки. Свидетельством тому данные о конфискованных партиях наркотиков, в состав которых входят разнообразные виды наркотических средств и психотропных веществ [2].
Увеличение случаев незаконного употребления наркотиков в Финляндии и количества преступлений, связанных с ними, стало наблюдаться в конце прошлого тысячелетия. По мнению большинства исследователей, на рост наркопреступности в стране особое влияние оказала европейская интеграция [3; 4].
Установленная в результате объединения европейских стран в ЕС открытость границ между государствами-членами отрицательно повлияла на состояние наркопреступности в Финляндии, ставшей членом ЕС в 1995 г. Следует констатировать, что именно прозрачность границ послужила основной причиной проникновения наркотических средств и психотропных веществ в Финляндию и превратила ее в страну не только транзита, но и активного потребления наркотиков [5].
Национальная стратегия Финляндии в сфере противодействия наркотикам основана на международных правовых актах и нормах национального законодательства. Центральное место в нормативно-правовой базе по противодействию наркомании в Финляндии занимает Закон о наркотиках. Положения о преступлениях, связанных с наркотиками, изложены в главе 50 Уголовного кодекса (далее по тексту - УК) Финляндии. Использование наркотиков и хранение небольшого количества наркотиков для личного использования представляют собой преступления, которые наказуемы штрафом или лишением свободы на срок до шести месяцев. Обвинение и наказание могут быть отменены, если будет установлено, что преступление незначительно, или если преступник обратился за лечением. Преступления, связанные с наркотиками, включают в себя владение (для личного использования или поставки), производство, выращивание, контрабанду, торговлю и распространение. Единый состав преступления охватывает любое из выше указанных действий. Наказание за наркопреступления варьируется от штрафа до двух лет лишения свободы, в то время как преступление, совершенное с отягчающими обстоятельствами, наказывается тюремным заключением на срок от одного года до десяти лет. Отягчающими обстоятельствами для преступления, связанного с наркотиками, признаются: использование веществ, которые считаются «очень опасными»; большое количество наркотиков; значительная финансовая прибыль; участие в группе, которая была организована с целью совершения такого правонарушения [8].
В 2014 г. в Закон о наркотиках были внесены поправки, касающиеся наркотических средств и «психоактивных веществ, запрещенных на потребительском рынке», известных как новые психоактивные вещества. Эти вещества перечислены в постановлении правительства в соответствии с определенной процедурой оценки, а несанкционированное снабжение классифицируется как преступление, угрожающее здоровью и безопасности, наказуемое тюремным заключением на срок до одного года в соответствии с главой 44 УК Финляндии.
Расширение масштабов наркопреступности актуальная проблема для Финляндии, поэтому в настоящее время государство вынуждено уделять особое
внимание ее снижению. За последние десять лет в Финляндии наблюдается рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Согласно данным статистики в 2014 г. в Финляндии было зарегистрировано около 21 850 преступлений, связанных с наркотиками. По сравнению с 2013 г. общее количество преступлений, связанных с наркотиками, незначительно снизилось. Но в целом возрастающая тенденция сохраняется. Диапазон наркотиков продолжает меняться, регулярно появляются новые наркотические вещества [9, с. 36].
Финляндия не является главной мишенью для организованных преступных групп, связанных с незаконным оборотом наркотиков, однако в распространении наркотических средств и психотропных веществ она доминирует (например, организованные мотоциклетные банды с сильными международными связями с преступными сообществами из соседних стран - Эстонии и Литвы). Синтетические стимуляторы (амфетамины и МДМА), происходящие из Западной Европы, привозятся в страну через Эстонию, Литву, Швецию, Голландию. Доступность героина на финском рынке упала после 2001 г., он был заменен опио-идными заместительными лекарствами на основе бупренорфина. В настоящее время эти препараты доставляются из Литвы, Франции и Норвегии. Увеличение доступности новых психотропных веществ (далее - NPS), известных как «легальные наркотики», является одной из новых тенденций на финской арене наркотиков, и их обычно заказывают в Интернете из-за границы. По полицейским данным NPS в основном импортируются через почтовые отправления или экспресс-перевозки грузов.
Смола каннабиса, главным образом, производится в Марокко, доходя до финского рынка из Центральной или Восточной Европы. В начале второго десятилетия нового тысячелетия эксперты высказывали опасения по поводу увеличения масштабов выращивания каннабиса в стране. В настоящее время финский рынок наркотиков стабилен, а продукты каннабиса остаются наиболее часто изымаемыми правоохранительными органами. В целом объемы изъятий колеблются из года в год и зависят от приоритета правоохранительных органов в борьбе с крупномасштабной контрабандой. Так, в 2015 г. было изъято рекордное количество амфетамина.
Мониторинг наркоситуации в Финляндии включает в себя не только регистрацию наркопреступлений, но и сбор данных об инфекционных заболеваниях, связанных с употреблением наркотиков. В Национальном институте здоровья и благосостояния (the National Institute for Health and Welfare - THL) действует национальный регистр инфекционных заболеваний, который отслеживает ситуацию с инфицированием вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ), в том числе наркоманов. По данным института число случаев ВИЧ, связанных с инъекционным употреблением наркотиков, увеличилось только с 1997 по 1999 г., но по настоящее время уменьшилось. Более половины инфицированных составляют иностранные граждане [7, с. 34]. Показатель распространенности ВИЧ-инфекции среди выборки людей, употребляющих инъекционные наркотики (далее - PWID), в 2014 г. был относительно низкий, примерно 1,19 %. В послед; ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ =
ние годы ежегодное число новых зарегистрированных случаев заражения вирусом гепатита С (далее - ИСУ) колебалось между 1100 и 1200. Вероятный способ передачи был отмечен менее чем у половины из этих людей, приблизительно половина была связана с употреблением инъекционных наркотиков. Примерно три четверти пациентов получили положительный результат гепатита С в 2014 г., а его распространенность была значительно выше среди лиц старше 34 лет. Число диагностированных хронических инфекций гепатита В (далее - ИВУ) в Финляндии сокращается. В целом за последнее десятилетие произошло значительное снижение уровня инфицирования ВИЧ и ИВУ, связанного с употреблением инъекционных наркотиков в Финляндии. Однако распространенность инфекции ИСУ остается довольно стабильной. Считается, что совместное использование инъекционных принадлежностей остается важным маршрутом передачи ИСУ в Финляндии. Для решения проблемы инфицирования в 2016 г. была принята первая национальная стратегия по инфекции ИСУ [1, с. 101-102].
Необходимо отметить, что данные национального мониторинга обобщаются на наднациональном уровне. Уполномоченным органом по вопросам, связанным с наркотиками, в ЕС является децентрализованное учреждение - Европейский центр мониторинга наркомании (далее - БМСББЛ), который на протяжении более 20 лет собирает, анализирует и распространяет научно обоснованную информацию о наркотиках и наркомании и их последствиях, предоставляя фактическую картину явления на общеевропейском пространстве.
Согласно общему обзору EMCDDA 2014 г. 1 из 10 финских взрослых в течение жизни пробовал синтетический каннабиноид или катинон (по действию на организм близок к эфедрину и амфетамину), 19 % финнов в возрасте от 15 до 69 лет пробовали каннабис. Использование конопли чаще встречается среди молодых людей: 14 % респондентов в возрасте от 15 до 34 лет употребляли каннабис в течение предыдущих 12 месяцев. В 2015 г. 8 % учащихся восьмых и девятых классов, 12 % учащихся старших классов средней школы, первых и вторых курсов и 22 % учащихся начальных и средних школ пробовали наркотики по крайней мере один раз. Согласно исследованию с 2012 г. в Финляндии насчитывается от 18 до 30 тыс. пользователей амфетаминов и опиоидов. В 2014 г. большинство лиц, злоупотребляющих наркотиками, которые проходили лечение от наркомании, составляли мужчины (66 %) и молодые люди (средний возраст 31 года). Их образовательный уровень был низким, многие из них были безработными. Почти каждый десятый (9 %) был бездомным. Употребление различных наркотиков является обычным явлением у 57 % пациентов, получивших лечение от злоупотребления наркотиками. В отчете было отмечено, что они использовали по крайней мере три разных препарата. Большинство наркоманов проходили лечение от наркотической зависимости ранее (83 %), а также употребляли наркотики внутривенно (77 %). Более половины наркоманов, получивших лечение от злоупотребления наркотиками (53 %), лечились в основном от зависимости из-за использования опиоидов. Бупренорфин был наиболее распространенной причиной обращения за лечением (41 %), а героин был основным
препаратом среди 2 % пациентов, употребляющих наркотики. Другими основными причинами обращения за лечением были стимуляторы (14 %), каннабис (14 %) и седативные средства (7 %). Бупренорфин и метадон используются как в качестве противозаконных препаратов, так и в качестве рецептурных препаратов для снятия симптомов и замещения лекарств. Количество людей, назначенных на опиоидную заместительную терапию, оценивается примерно в 2500 человек. Таким образом, каннабис в растительных формах остается наиболее распространенным незаконным наркотиком, его использование в основном распространено среди финского населения в возрасте 15-34 лет. Амфетамины являются наиболее распространенными незаконными стимуляторами среди финских граждан в целом, и их используют в основном лица в возрасте 25-34 лет. В Финляндии в целом употребление запрещенных наркотиков чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин.
В январе 2018 г. БМСББЛ приступил к работе в рамках программного документа БМСББЛ 2018-2020 гг., включающего в себя годовую программу работы на 2018 г., которая находится на стыке двух стратегий - стратегии БМСББЛ на 2016-2018 гг. и новой стратегии БМСББЛ до 2025 г. Данные документы отражают приоритеты, руководящие принципы и долгосрочное направление развития антинаркотической стратегии в ЕС.
Таким образом, информация о правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является основой для мониторинга преступлений, связанных с наркотиками. Данные об обороте наркотиков в Финляндии являются одним из критериев оценки деятельности правоохранительных органов и показателем динамики рынка наркотиков. Они используются для совершенствования стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, уточнения государственной политики в рассматриваемой области и разработки мер профилактики наркотизации населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ермаков С.П., Молчанова Е.В., Терехин П.А. [и др.]. Оценка индикаторов здоровья населения в России и Финляндии // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2017. - № 1.- С. 86-107.
2. Ерофеев И.В. Уголовное законодательство Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотиков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 9. - С. 116-118.
3. Жестеров П.В. Усиление уголовной репрессии в сфере противодействия терроризму: российский и европейский опыт // Юридическая мысль. - 2016. -Т. 93. - № 1. - С. 98-103.
4. Кобец П.Н., Краснова К.А. Об опыте правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков в странах Западной Европы // материалы третьих антинаркотических чтений профессорско-преподавательского состава, студентов и практических работников, посвящ. десятилетию действия федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», 4 апр. 2008 г. /
отв. ред. А.Ф. Галузин, В.В. Лошкарев. - Самара, 2008. - С. 112-122.
5. Кобец П.Н. Укрепление международной системы контроля над незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (10 февр. 2016 г. Уфа). -Уфа, 2016. - С. 61-63.
6. Краснова К.А. Современное состояние и перспективы сотрудничества со странами Европейского Союза в борьбе с организованной преступностью // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: сб. материалов шестой междунар. науч.-прак. конф. 29-30 янв. 2009 г. - М., 2009. - С. 472-474.
7. Кузнецова О.Ю., Вайниомяки П., Лебедев А.К. [и др.] Отношение к ВИЧ-инфицированным врачей Санкт-Петербурга и Финляндии: результаты интернет-опроса // Российский семейный врач. - 2009. - Т. 13. - С. 32-35.
8. Носова А.О. Ответственность за незаконный оборот наркотиков в РФ и Финляндии: сравнительный анализ // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 66-й всерос. (с междунар. участием) науч. конф. обучающихся и молодых ученых. - Петрозаводск, 2014. - С. 443-447.
9. Создание национального наблюдательного центра по наркотикам: совместное пособие / Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ. -Люксембург, 2011. - 119 с.
10. Шестопалов С.В., Краснова К.А. Правовое регулирование предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: опыт европейских стран // Будущее без наркотиков: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Алматы, 14 дек. 2010 г.). -Алматы, 2010. - С. 38-42.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. Ermakov S.P., Molchanova E.V., Terekhin P.A., Novgorodova A.V. Assessment of population health indicators in Russia and Finland // ETAP: economic theory, analysis, practice. - 2017. - No. 1. - pp. 86-107.
2. Erofeev I.V. The European Union criminal legislation in the field of combating illicit drug trafficking // Humanitarian, socio-economic and social sciences. -2015. - No. 9. - pp. 116-118.
3. Zhesterov P.V. Strengthening criminal repression in the field of countering terrorism: the Russian and European experience // Legal thought. - 2016. - V. 93. -No. 1. - pp. 98-103.
4. Kobets P.N., Krasnova K.A. On the experience of legal regulation of countering illicit drug trafficking in Western Europe // Materials of the 3d anti-drug readings of the faculty, students and practitioners on the 10th anniversary of the Federal Law "On Drugs and psychotropic substances ", 4 Apr. 2008 / ed. A.F. Galuzin, V.V. Losh-karev. - Samara, 2008. pp. 112-122.
5. Kobets P.N. Strengthening the international system of control over the illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. The current state and development
prospects of the Russian and international legislation: collection of articles of the international scientific-practical conference (February 10, 2016, Ufa). - Ufa, 2016. pp. 61-63.
6. Krasnov KA. Current status and prospects of cooperation with the countries of the European Union in the fight against organized crime // Criminal Law: Development Strategy in the XXI Century: Proceedings of the sixth international scientific and practical conference. January 29-30, 2009. - M., 2009. pp. 472-474.
7. Kuznetsova O.Yu., Vainiomyaki P., Lebedev A.K., Kuznetsov N.I., Plavin-sky S.L., Fortelius K. Attitude towards HIV-infected doctors of St. Petersburg and Finland. Results of the online survey // Russian family doctor. 2009. Vol. 13. pp. 32-35.
8. Nosova A.O. Responsibility for drug trafficking in the Russian Federation and Finland: a comparative analysis // Research work of students and young scientists: materials of the 66th all-Russian (with international participation) scientific conference of students and young scientists. - Petrozavodsk, 2014. pp. 443-447.
9. Establishment of a national drug observatory: joint manual. Bureau of Official Publications of the European Communities. - Luxembourg, 2011. 119 p.
10. Shestopalov S.V., Krasnova K.A. Legal regulation of the prevention of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances: experience of European countries // In the collection: Future without drugs: materials of the international scientific-practical conference (Almaty, December 14, 2010). - Almaty, - 2010. - pp. 38-42.