УДК 343.359 И. А. Иванов
Байкальский государственный университет экономики и права
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РАЗЛИЧНЫМ СПОСОБАМ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА*
В данной статье рассмотрены возможные способы уклонения от уплаты транспортного налога и существующие методы противодействия уклонению от уплаты налогов. Исследованы сложности, с которыми сталкиваются граждане при продаже своего транспортного средства по договору купли-продажи, виды административной ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, а также предложены пути решения указанных проблем. Проанализирована работа Федеральной налоговой службы Российской Федерации по взаимодействию с гражданами Российской Федерации и органами исполнительной власти в области налогообложения транспортных средств. Рассмотрены особенности возникновения у собственника транспортного средства обязанности по уплате транспортного налога, в том числе порядок вручения налогоплательщику налогового уведомления, а также порядок принудительного взыскания задолженности по налогам с физических лиц.
Ключевые слова: уклонение от уплаты транспортного налога, автоматизированные системы, транспортный налог, транспортное средство, налоговые выплаты, налоговое уведомление, договор купли-продажи.
I. A. Ivanov
Baikal State University of Economics and Law
COUNTERACTION OF TAX AUTHOROTIES TO VARIOUS WAYS OF TRANSPORT TAX EVASION
This article considers various ways of transport tax evasion and existing methods of counteraction to tax evasion. It investigates the complexity that citizens face while selling their vehicles under the sale and purchase contract, the types of administrative responsibility for driving a motor vehicle which is not registered in accordance with the established procedure, as well as offers ways of solving these problems. It analyses the work of the Federal Tax Service of the Russian Federation on cooperation with citizens of the Russian Federation and executive authorities in the field of motor vehicles taxation. The article considers special aspects of creation of the motor vehicle owner's liabilities for payment of the transport tax, including the service procedure for tax notice to the taxpayer, as well as the procedure of enforced tax liabilities recovery from individuals.
Keywords: transport tax evasion; automated systems; transport tax; motor vehicle; tax payments; tax notice, sale and purchase contract.
На сегодняшний день существуют различные способы уклонения от уплаты транспортного налога, к которым обращаются граждане Российской Федерации [1]. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из способов уклонения является несвоевременная постановка транспортного средства (ТС) на учет [3]. В том случае, если ТС продается по
* Статья подготовлена при финансовой поддержке государственного задания № 26.1348.2014/К на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта «Влияние теневого сектора экономики на качество жизни населения в России и Украине: сравнительный анализ».
© И. А. Иванов, 2014
договору купли-продажи с государственными регистрационными знаками, а покупатель не ставит ее на учет в регистрационно-экзаменационном подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (РЭО ГИБДД), то автомобиль числится на предыдущем собственнике. Соответственно, транспортный налог, штрафы ГИБДД и прочее приходят на почтовый адрес добросовестному продавцу.
Перейдем к сути нарушения. Если гражданина, который приобрел ТС, но не успел или не захотел зарегистрировать его в РЭО ГИБДД, остановит сотрудник ДПС, то государственные регистрационные знаки и свидетельство о регистрации будут у него изъяты. А так как ездить без регистрационных знаков запрещено, то гражданин обязан предоставить автомобиль в РЭО ГИБДД для дальнейшей регистрации. Кроме того он будет привлечен к административной ответственности (штраф от 500 до 800 р.) за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), а именно за управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке. Если же гражданин повторно нарушит ПДД, его привлекут по ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ, в которой предусматривается более серьезное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей или изъятие водительского удостоверения на срок от одного до трех месяцев.
Кроме того предыдущий собственник транспортного средства имеет право написать заявление в РЭО ГИБДД о прекращении регистрации ТС в течение десяти суток со дня продажи. Однако все штрафы с камер фиксации, которые получит новый владелец автомобиля в течение этих десяти дней, придут предыдущему собственнику, как владельцу ТС по регистрационным учетам ГИБДД. Несомненно, предыдущий собственник может подать в суд на нового владельца автомобиля и взыскать с него уплаченные штрафы, но все это произойдет позже и только после оплаты задолженности.
В настоящее время остро выражена проблема легкомысленного поведения граждан при продаже своих ТС. Сотрудники ГИБДД призывают владельцев ТС запомнить основное правило — до того момента как гражданин, который приобрел ТС не переоформил его на себя, вы по-прежнему являетесь собственником автомобиля. Еще один момент, который часто игнорируют граждане, это подпись договоров купли-продажи и паспорта транспортного средства (ПТС).
Решение этого вопроса, возможно, следующими способами прекращения регистрации ТС:
1. При продаже своего автомобиля с государственным регистрационным знаком, паспортом транспортного средства и свидетельством о регистрации, спустя десять дней со дня подписания договора купли-продажи произвести операцию прекращения регистрации. Для этого надо подать заявление о прекращении регистрации в РЭО ГИБДД и предоставить копии документов, которые подтверждают заключение сделки и в которых прописаны покупатель, продавец и дата заключения сделки. По истечении десяти дней, обратившись в РЭО ГИБДД с личным паспортом, можно убедиться, зарегистрировано ли ТС на нового собственника. Причем с момента прекращения регистрации ТС прекращаются начисление транспортного налога с владельца и проблема со штрафами за административные правонарушения нового собственника ТС.
2. Если ТС утеряно при передаче по генеральной доверенности либо за давностью лет, необходимо обратиться с заявлением о снятии ТС с регистрационного учета в связи с утратой в ближайшее РЭО ГИБДД. В случае кражи или угона автомобиля право собственности прекращается при обращении с заявлением в РЭО ГИБДД о снятии своего транспорта с учета в связи с хищением. При этом к заявлению необходимо приложить справки из отдела полиции по факту кражи или угона.
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ1 (НК РФ) в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговой инспекцией, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Срок взыскания транспортного налога составляет полгода со дня выставления требования. Распространяется это только на физические лица [5].
Налоговая инспекция направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате транспортного налога в срок не позднее тридцати дней до наступления срока платежа (ст. 52 НК РФ).
Местное самоуправление самостоятельно устанавливает срок уплаты транспортного налога. В Иркутске срок уплаты в 2013 г. — не позднее 5 ноября 2014 г. Если за тридцать дней (для иркутян — это не позднее 5 декабря 2014 г.) налоговое уведомление не пришло, тои обязанность по уплате транспортного налога можно не исполнять.
Налоговое уведомление имеет определенную форму. При этом в ней не предусмотрена графа, в которой налоговая инспекция может сделать запись о задолженности за предшествующие периоды. Соответственно, если в уведомлении будет такая запись, то оно может быть признано незаконным.
Требования или порядок передачи гражданину уведомления содержится в ст. 52 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления.
В судебной инстанции налоговая инспекция делает упор на фразу «налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (даже без уведомления о вручении)». Но это не оправдывает налоговую инспекцию, так как право отправлять уведомление по почте у налоговых органов возникает только в том случае, если его невозможно вручить лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения [4].
В суде налоговой инспекции необходимо доказать, почему налогоплательщику, живущему по месту прописки, не скрывающемуся, своевременно проверяющему почтовый ящик, отвечающему на звонки телефона, нет возможности передать налоговое уведомление лично в руки? Поэтому если налогоплательщик не получил уведомление, то обязанности по уплате налога у него нет.
Если же уведомление было вручено и налог не уплачен в срок, то налоговая инспекция в течение трех месяцев обязана отправить требование о недоимке (ст. 70 НК РФ). Без получения законного уведомления обязанность по уплате налога не наступает, вследствие чего недоимка за прошедшие годы не может быть востребована. Выставить требование за прошедшие годы налоговая инспекция также не может, так как срок направления налогового уведомления, составляющий тридцать дней, прошел. Как известно физические лица должны уплатить транспортный налог не позднее 5 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поэтому налоговая инспекция не вправе выставлять уведомление за 2011 и 2012 гг., а значит, требования об уплате налога по предшествующим годам являются не законными.
Если требование не исполнено, то в течение шести месяцев налоговая инспекция имеет право обратиться в судебные органы (ст. 48.3 НК РФ). В Постановле-
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон РФ от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
нии Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 11 июня 1999 г. № 41/9 указан пресекательный срок, который равен шести месяцем, вследствие чего суд обязан отказать налоговой инспекции в иске.
В судебные органы налоговая инспекция подает иск редко. Чаще всего, налоговая обращается не с иском, а с прошением выдать судебный приказ. Это естественно проще, чем судиться с должником и доказывать его вину. Однако если налоговый орган обратился с прошением в суд, налогоплательщик имеет право написать судье «Возражаю», и в соответствии с законом суд будет обязан отменить свой приказ. Возражение налогоплательщик может представить в суд лично либо отправить заказным письмом или телеграммой. Судебный приказ вступает в силу через десять дней со дня его вручения налогоплательщику. Нередко судебные органы в нарушение закона отправляют судебный приказ (исполнительный документ) службе судебных приставов, не дожидаясь информации о получении копии приказа и возможных возражений налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик, получив копию судебного приказа, может поступить следующим образом: написать судье «Возражение», далее полученную копию определения об отмене приказа представить судебным приставам с дальнейшим получением у приставов копии постановления о прекращении судебно-исполнительного производства. Причем все эти действия можно сделать по почте.
Единственный вариант, который остается у налоговой инспекции после отмены приказа, это подать в суд иск и доказать вину налогоплательщика [2]. Однако тут начинается самое интересное: срок подачи иска (6 месяцев) исчисляется от требования, а не от судебного приказа, и если судебные приставы-исполнители не успеют доказать вину, то налог может автоматически не уплачиваться.
И тут возникает вопрос: как бороться с этой ситуацией в современных условиях? Ведь у каждого человека с автомобилем в собственности есть сотовый телефон, планшет и т. д. Можно отправить посредством SMS владельцу ТС уведомление об оплате транспортного налога и прикрепить изображение MMS с указанием реквизитов платежа и штрих кодом, который будет считывать-ся в терминалах Сбербанка России. Если владелец ТС в течение недели никак не отреагировал на пришедшее сообщение, продублировать его еще один раз. Если же и после этого налогоплательщик игнорирует оплату налога необходимо прийти к крайним мерам, а именно:
- запретить выдачу полисов ОСАГО (заблаговременно установить взаимосвязь налоговых органов и страховых компаний), что повлияет на повышение собираемости транспортного налога;
- на основании разрешения собственника ТС взимать сумму транспортного налога с баланса сотового телефона зарегистрированного на должника;
- добавить в НК РФ пункт об оплате транспортного и иных налогов через системы банков для дистанционного управления счетом с использованием сети Интернет, заведомо урегулировав работу с банками. Это упростит процедуру исполнения обязанности по уплате налога, снизит нагрузку почтовой службы, а также позволит восполнить пробелы в законодательстве, с которыми сталкиваются налоговые органы при отправке налогового уведомления об уплате транспортного налога [6].
На сегодняшний день одним из способов уклонения от уплаты транспортного налога является регистрация ТС в других регионах. Новый административный регламент регистрации автомототранспорта вступил в действие с 15 октября 2013 г. Изменения в регламенте дают возможность зарегистриро-
вать ТС в любом регистрационном подразделении ГИБДД вне зависимости от того, где зарегистрирован владелец автомобиля. В случае утери государственного регистрационного знака нет необходимости заново регистрировать ТС, достаточно заказать дубликаты номеров в специализированной организации. При желании владелец автомобиля имеет право сохранить за собой государственный регистрационный знак своего автомобиля.
По новому регламенту время регистрации должно составлять один час. А владельцу автотранспорта, продающему свой автомобиль, теперь не нужно снимать его с учета — покупатель должен в течение десяти суток зарегистрировать автомобиль, после чего регистрационное подразделение изменит данные о владельце в базе данных регистрации ТС. При устной сделке оба участника должны явиться в регистрационное подразделение для подтверждения факта продажи автомобиля. С регистрационного учета ТС теперь снимают только для утилизации. Следующее нововведение состоит в том, что в случае кражи или утраты государственных регистрационных знаков автомобиля владельцу теперь не надо проходить всю процедуру перерегистрации транспортного средства. Для этого достаточно обратиться в организацию, которая занимается изготовлением дубликатов государственных регистрационных знаков, где на основании свидетельства о регистрации ТС сделают дубликаты. Согласно информации РИА Новости таких организаций в регионах насчитывается уже более 200 пунктов1.
Как мы указывали ранее, если ТС регистрируется владельцем не по месту жительства, то код города на регистрационных знаках будет совпадать с местом регистрации ТС, однако в автоматизированной базе данных ГИБДД автомобиль будет числиться по месту жительства регистрации собственника. Отметим, что уклониться от уплаты транспортного налога с помощью регистрации автомобиля в другом регионе не так просто. Платить налоги владельцу автомобиля придется в том регионе, где он зарегистрирован.
Многие владельцы ТС рады таким нововведениям, ведь возможность регистрации ТС в регионе с более низкой налоговой ставкой позволит сэкономить на уплате транспортного налога. Однако так как постановка на учет ограничена и закреплена местом постоянной или временной регистрации налогоплательщика, поставить ТС на учет в другом регионе будет весьма проблематично, а точнее не возможно в соответствии с п. 24 разд. 2 «Порядок регистрации ТС»2. Если регистрации нет, то на помощь могут прийти родственники или знакомые, у которых есть постоянная или временная регистрация в другом регионе. В этом случае владелец ТС может переоформить его на их собственность, тогда и транспортный налог будет приходить на них, а не на фактического собственника. Следует отметить, что в этом случае есть определенный риск, ведь формально, ТС не будет принадлежать владельцу.
Обманывать налоговую инспекцию и камеры фиксации нарушений ГИБДД, используя транзитные номера ТС, не получится. Эксплуатация транспорта, не зарегистрированного в ГИБДД, исключается практически во всех случаях. Процедура снятия с учета предусматривается только при выезде ТС за пределы Российской Федерации. А перерегистрация собственности теперь осуществляется регистрационным подразделением ГИБДД одновременно со снятием ТС с учета с предыдущего собственника и постановкой ТС на учет за новым собственником.
Также такая техническая операция как постановка на временный учет теперь не предусматривается. Владелец ТС, у которого есть постоянная реги-
1 URL : http://ria.ru/incidents/20131004/967788193.html.
2 О порядке регистрации транспортных средств : приказ МВД РФ от 24 нояб. 2008 г. N° 1001 // Российская газета. 2009. N 5.
страция в Российской Федерации, регистрирует ТС сразу на постоянный учет. Граждане, которые эксплуатируют свое ТС, стоящее на временном учете, по окончанию срока будут иметь возможность перерегистрировать ТС и получить новый государственный регистрационный знак в РЭО ГИБДД по месту обращения или присвоить ранее сданные государственные номера.
Подводя итог, отметим, что с 15 сентября 2013 г. невозможно снять автомобиль с учета. Исключения составляют регистрация или продажа ТС за пределы Российской Федерации, в таких случаях ПТС аннулируется. Таким образом, собственнику необходимо либо платить транспортный налог, либо продавать ТС с государственными номерами, либо утилизировать свой автомобиль. Сделано это для того, чтобы автомобиль всегда состоял на учете, и налог с него начислялся непрерывно.
Список использованной литературы
1. Быков С. С. К дискуссии о понятии противодействия уклонению от уплаты налогов и его значении в признании налогового права самостоятельной отраслью / С. С. Быков // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 1 (93). — С. 90-99.
2. Быков С. С. Методы противодействия уклонению от уплаты налогов: классификация и проблемы применения / С. С. Быков, К. С. Кутузова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5 (85). — С. 29-33.
3. Киреенко А. П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов / А. П. Киреенко // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. — С.164-171.
4. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение : учеб. / И. А. Майбуров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 559 с.
5. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 384 с.
6. Экономика налоговых реформ / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. — Киев : Изд-во Алерта, 2013. — 432 с.
References
1. Bykov S. S. To discussion on the notion of counteraction against tax evasion and tax avoidance and their value in recognition of tax law as an independent branch. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 1 (93), pp. 90-99. (In Russian).
2. Bykov S. S., Kutuzova K. S. Methods of counteraction to tax evasion: classification and problems of their application. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5 (85), pp. 29-33. (In Russian).
3. Kireyenko A. P. Difference and interrelation of shadow economy and tax evasion. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Finance Law, 2012, no. 9, pp. 164-171. (In Russian).
4. Maiburov I. A. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation]. Moscow, YuNI-TI-DANA Publ., 2012. 559 p.
5. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (eds) Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Solutions]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2013. 384 p.
6. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B., Tarangul L. L. (eds) Ekonomika nalogovykh reform [Economy of Tax Reforms]. Kiev, Alerta Publ., 2013. 432 p.
Информация об авторе
Иванов Илья Александрович — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Ilya A. Ivanov — PhD Student, Chair of Taxes and Customs Affair, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia; e-mail: [email protected].