ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ НА ПРИМЕРЕ «СИНГАПУРСКОГО ЧУДА»
Прищепа А.С.,
Студент 2 курса бакалавриата, , направление «Экономика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Краснодарский филиала, г. Краснодар.
Научный руководитель: Берлин С.И.,
д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, , г. Краснодар.
Аннотация: Автором рассматривается проблема коррупции в правоохранительных органах Российской Федерации, а также анализируется зарубежный опыт противодействия коррупции на примере Республики Сингапур.
Ключевые слова: коррупция, правоохранительные органы, противодействие коррупции, опыт Сингапура.
Summary: The author considers the problem of corruption in law enforcement agencies of the Russian Federation, and analyzes foreign experience of countering corruption on the example of the Republic of Singapore.
Keywords: corruption, law enforcement bodies, counteraction to corruption, experience of Singapore.
На сегодняшний день коррупцию с уверенностью можно назвать социальной болезнью, которая подрывает доверие граждан к институтам демократии страны, препятствует полноценному развитию государства, а главное благоприятствует распространению внутренней и внешней преступности. Опасность современной коррупции заключается в ее последовательном расширении зон своего влияния, за счет новых, ранее достаточно защищенных от нее сфер, а именно правоохранительной деятельности и высших органов государственной власти, что в несколько раз усиливает чрезвычайность данных проявлений.
За последние годы в современной России заметно активизировалась борьба с коррупцией: в законодательстве появляются новации, разрабатываются все более эффективные политические механизмы, участились аресты публичных лиц, таких как министр экономического развития Алексей Улюкаев, генерал ФСО Геннадий Лопырев или полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД.
Однако, на сегодняшний день, Россия все также занимает далеко не лидирующее, а именно, 131-е место176 стран в Индексе восприятия коррупции — 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. В прошлом году Россия получила 29 баллов из 100 оказавшись в одном ряду с такими
странами как; Иран, Казахстан, Непал и Украина, в то время как первое место разделили Дания и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов [1].
Проанализировав результаты отдельных исследований, можно утверждать, что правоохранительные органы занимают четвертое место по уровню коррупции среди других государственных структур. Коррупция в правоохранительных органах представляет собой наиболее опасное явление, поскольку данные органы призваны защищать права и законные интересы граждан. Деятельность правоохранительных органов должна основываться на принципах законности, справедливости и уважения прав и свобод человека и гражданина. Совершая коррупционные преступления, сотрудники нарушают данные принципы, тем самым подрывая авторитет правоохранительных органов, ослабляя доверие граждан, у которых в свою очередь формируется правовой нигилизм. Коррупция проявляется в противоправном использовании сотрудниками своих служебных полномочий, извлечение материальных выгод в процессе исполнения требований физических и юридических лиц вразрез с интересами службы.
Главными причинами коррупции в отделах МВД России на наш взгляд являются:
- отсутствие жесткого контроля со стороны надзирающих
органов;
- гуманизация уголовно-правовых норм;
- низкий уровень материально-технической оснащенности;
- отсутствие правосознания у граждан и самих сотрудников
отделов МВД России;
- влияние преступной среды на деятельность данных оорганов. Прежде всего, меркантильное использование сотрудниками правоохранительных органов своего служебного положения связано, с бездействием, а именно, непринятием законных мер к разоблачению преступников: необоснованными отказами в возбуждении уголовных дел, фактами их безосновательного приостановления и прекращения, сокрытием и фальсификацией доказательств и т.д. Но что еще более важно отметить, так это тесное соприкосновение сотрудников с организованной преступностью. С каждым днем учащаются случаи покровительства сотрудниками правопорядка организованных преступных группировок [2].
Для наиболее эффективной борьбы с коррупцией, важно обратиться к опыту развитых стран, имеющих богатый и достаточно успешный опыт преодоления данного явления. Хотя таким странам, как: Дания, Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, США удалось с разной степенью эффективности ослабить влияние коррупционных механизмов, стоит заметить, что у каждой из них был свой уникальный путь реформ и разработанный комплекс мер, различная «цена», которую они заплатили в ходе таких преобразований. Соответственно, изучая данный опыт, в контексте использования его в России необходимо помнить о местных особенностях и реалиях государственного управления.
На наш взгляд, представляется наиболее важным тщательное изучение «сингапурского чуда», которое позволило, через успешную борьбу с коррупцией, в кратчайший исторический срок покончить с вековой отсталостью и попасть в группу самых развитых стран планеты.
Основными мерами в достижении успеха Сингапура в борьбе с коррупцией, по мнению аналитиков, являются непрерывные усилия, прилагаемые руководством государства по подбору и воспитанию добросовестных, неподкупных, эффективно действующих политиков и служащих правоохранительных органов, системность и последовательность антикоррупционных процедур. Четкие и ясные с точки зрения восприятия и понимания цели государственных реформ, но, в то же время, жесткие методы их достижения, нередко противоречащие требованиям западных моделей развития, идеям либерализма и гуманизма, демократии и прав человека, вопреки всему приводят к достижению наивысших результатов.
Если говорить о реализации программы противодействия коррупции на базе государственных институтов, то огромнейшую роль в обеспечении и поддержании порядка в стране играет Бюро по расследованию коррупционных дел. Свою работу данная политическая структура начала еще в колониальный период истории Сингапура, а именно, в 1952 году, ведущей ее функцией являлось расследование коррупционных сделок, как в государственном, так и в частном секторах. После реформы 1960 года Бюро было наделено рядом полномочий, позволившим увеличить результативность расследования коррупционных преступлений. Так, например, в настоящее время к полномочиям Бюро по расследованию коррупции помимо разбирательства случаев дачи и получения взятки можно отнести исключительное право сотрудников данного органа власти не только задерживать, но и обыскивать, проверять банковские счета и финансовые сделки лиц, подозреваемых в коррупционной деятельности, а также родственников подозреваемого, и даже близких друзей в соответствии с положениями законодательства Сингапура [3].
В первую очередь, за совершение коррупционных преступлений в антикоррупционном законодательстве республики предусматривается строгая мера штрафов. Например, помимо суммы взятки, чиновник обязан выплатить штраф, минимальный размер которого 100 тыс. местных долларов. У обвиняемого также конфискуется имущество, которое было получено в результате коррупционной махинации. Уголовный кодекс Сингапура за совершение коррупционного преступления предполагает тюремное заключение сроком от 5 до 10 лет.
Таким образом, вышеизложенные меры, позволяют Бюро по расследованию коррупционных преступлений и правительству поддерживать правовую стабильность государства и удерживать лидирующие позиции в рейтингах стран по индексу восприятия коррупции.
Проанализировав опыт антикоррупционной деятельности Республики Сингапур, можно выявить следующие основные принципы:
- искренность ориентирования на снижение уровня коррупции;
- обеспечение всестороннего подхода;
- регулярное просматривание принятых процедур для выявления ненадежных звеньев.
В завершении можно утверждать, что только при помощи модернизации законодательства, жесткой управленческой «руки» и взращивание в гражданах непримиримости к любым проявлениям это зла Россия сможет бороться с коррупцией.
Список использованных источников:
1. Индекс восприятия коррупции-2016: положение России не изменилось // Трансперенси Интернешнл Россия // [Электронный ресурс]. URL: http://transparency.org.ru/researcMndeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-
izmenilos. html ?sphrase_id=420
2. Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: социологический анализ // Российская газета. - 2013. - №7.- С.23-25.
3. Quah, Jon S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? Journal of Contingencies and Crisis Management, — 2001. Vol. 9, № 1. — P.29-35.
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ КУРОРТНОГО СБОРА
В РОССИИ
Уберия А.Р.,
Студент 1 курса бакалавриата, направление Бизнес-информатика, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, , г .Краснодар
Научный руководитель: Берлин С.И.,
д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор
кафедры «Экономика и финансы» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар Аннотация: Автор определяет целесообразность введения курортного сбора на территории РФ, а также рассматривает его историческую составляющую и опыт предшествующих лет.
Ключевые слова: курортный сбор, налог, санаторно-курортный комплекс, туристско-рекреационная отрасль.
Summary: The author determines the expediency of introducing a resort fee on the territory of the Russian Federation, and also considers its historical component and the experience of previous years.
Keywords: resort gathering, tax, a sanatorium complex, a tourist and recreational branch.