Научная статья на тему 'Противодействие коррупции: теория и практика'

Противодействие коррупции: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ / INFORMATION ON INCOME / ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS / СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ / INFORMATION ON THE COSTS OF THE PROCEDURE FOR INFORMATION / ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ / КОМИССИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ / PUBLIC EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

В статье рассмотрены основные требования российского законодательства о представлении государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проанализированы нарушения, допускаемые служащими при предоставлении данных сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронцов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION: THEORY AND PRACTICE

The article deals with the basic requirements of the Russian legislation on the representation of the state and municipal employees information on the income, the expenditures on property and property obligations and analyzes violations committed by officials in the provision of this information.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции: теория и практика»

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

УДК 343.985

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Воронцов доктор юридических наук,

Сергей Алексеевич профессор кафедры процессуального права,

Южно-Российский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: raven_serg@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные требования российского законодательства о представлении государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также проанализированы нарушения, допускаемые служащими при предоставлении данных сведений.

Ключевые слова: гражданский служащий, государственный служащий, муниципальный служащий, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о расходах, порядок предоставления сведений, комиссия по соблюдению требований.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] одной из обязанностей гражданского служащего, а также лица, претендующего на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, является представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (статья 20), а также представление сведений о расходах (статья 20.1). Данные сведения должны представляться ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Отчетный период установлен с 1 января по 31 декабря года, предшествующего году подачи сведений о доходах и расходах. Аналогичная норма установлена для муниципальных служащих и лиц, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2]. Помимо указанных федеральных законов (далее - ФЗ), нормативную правовую базу, регламентирующую предоставление сведений о доходах и расходах государ-

ственных и муниципальных служащих, составляют ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3]; ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [4]; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [5]; Указ Президента РФ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [6]; Указ Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» [7]; Указ Президента РФ «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [8]; Указ Президента РФ «О представлении гражданами, претен-

дующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [9].

В качестве методических материалов могут быть полезны Разъяснения Минтруда России по применению Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции [10]; Разъяснения Минтруда России «Обзор проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [11] и Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» [12].

При этом следует учитывать, что в этих методических материалах не учтены изменения, введенные в 2014 году Указом Президента РФ от 23.06.2014 N 460 относительно формы и содержания «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Вопреки распространенному мнению сведения о доходах и расходах обязаны представлять не все государственные и муниципальные служащие, а лишь те, чьи должности включены в соответствующий перечень. Так, согласно пункту 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [13] органам государственной власти субъектов РФ и органам МСУ рекомендуется определить должности государ-

ственной гражданской службы субъектов РФ и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов РФ, муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах и расходах.

Порядок предоставления сведений определяется Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, а также нормативными правовыми актами государственных органов и органов МСУ.

Форма предоставления сведений приведена в Указе Президента РФ от 23 июня 2014 г. N 460, согласно которому утверждена единая форма «Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее «Справка»). Действовавшие ранее отдельные формы «Справки» для кандидатов и членов семьи упразднены. Упразднена также «Справка о расходах», а сведения о них включены в качестве одного из разделов в единую «Справку».

Изменения затронули не только форму, но и содержание представляемых сведений. Так, на титульном листе теперь вместо адреса места жительства служащего указывается адрес места регистрации. Объединены в одну графу доходы от педагогической и научной деятельности. В отношении объектов недвижимости введено указание основания их приобретения и источника средств, за счет которых приобретено имущество. Для транспортных средств предусмотрено указание модели и года изготовления транспортного средства.

Изменения затронули сведения о счетах в банках. Так, упразднено требование об указании номера счета. Предусмотрено указание общей суммы денежных поступлений на счет за отчетный период в случаях, если указанная сумма превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года.

Раздел «Прочие обязательства» заменен на «Срочные обязательства финансового характера», в котором предусмотрено указание не только суммы основного обязательства, но и размера обязательства по состоянию на отчетную дату, а также установлено, что в «Справке» отражаются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансово-

го характера на сумму, равную или превышающую 500 000 руб. (вместо ранее использовавшегося лимита, основанного на минимальном размере оплаты труда).

Особо следует отметить сокращение срока представления уточненных сведений с трех месяцев, что имело место до 2014 года, до одного в настоящее время. И еще одно замечание: отдельные государственные и муниципальные служащие высказывают опасение представлять уточненные сведения, так как они полагают, что в данном случае будет иметь место нарушение ими установленного срока подачи сведений о доходах и расходах. Это неверное суждение, так как уточненные сведения, поданные после 30 апреля в течение месяца, не считаются представленными с нарушением срока.

При предоставлении сведений о расходах служащий обязан сообщить о сделках, совершенных в течение календарного года, предшествовавшего году, в котором представляются сведения. При этом сумма сделки сопоставляется с доходами, полученными в течение трех лет, предшествовавших году совершению сделки, а не году, в котором представляются сведения. Так, например, если служащий представляет сведения о расходах в 2015 году - он обязан сообщить о сделках, заключенных в 2014 году: общий доход рассчитывается за 2011-2013 годы.

Автор настоящей статьи, регулярно принимавший участие в течение последних трех лет в качестве независимого эксперта Правительства Ростовской области в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, к числу вопросов, вызывающих затруднение у государственных и муниципальных служащих при представлении ими сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, может отнести следующие.

1. Служащие нечетко знают, какие сведения о доходах следует отражать в «Справке».

Согласно действующему законодательству необходимо отражать:

1) Доход по основному месту работы.

2) Доход от педагогической и научной деятельности, в том числе:

- суммы, полученные в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства международными, иностранными и (или) российскими организациями;

- суммы, полученные в виде международных (и иных) премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, литературы и искусства, образования, культуры и т.д.;

- доходы, полученные от научных публикаций (в том числе статей, учебных пособий и монографий);

- доходы, полученные по договорам на выполнение НИОКР.

3) Доход от иной творческой деятельности.

4) Суммы, полученные в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства международными, иностранными и (или) российскими организациями.

5) Суммы, полученные в виде международных (и иных) премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, литературы и искусства, образования, культуры и т.д.

6) Доход от вкладов в банках и иных кре-

дитных организациях,

7) Доход от ценных бумаг и долей участия в кредитных организациях, в том числе: проценты и дивиденды; доходы от продажи ценных бумаг.

8) Подлежат отражению иные доходы, указанные в главе 23 Налогового кодекса РФ:

- доходы, полученные от реализации имущества;

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия по трудовому или гражданско-правовому договору;

- пенсии и социальные доплаты к пенсиям;

- государственные пособия и компенсационные выплаты (пособие по бере-

менности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения; алименты; единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (в отчетный период, в котором денежные средства перечислены со счета Казначейства на счет продавца жилого помещения); суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;

- страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

- доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;

- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

- стипендии;

- доходы, полученные в порядке наследования;

- доходы, полученные в результате дарения;

- доход от выигрыша в лотерею, в казино и т.д.

- средства материнского (семейного) капитала по факту их перечисления на

счет государственного служащего (его супруги);

- социальные выплаты в денежной форме (замена скидок по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи), представляемые отдельным категориям граждан;

- денежные средства, выплаченные (перечисленные на счет) взамен выдачи полагающегося натурального довольствия;

- средства, полученные в случае утилизации автотранспортного средства (зачета стоимости старого транспортного средства в стоимость при покупке нового) по специальным программам автосалонов.

- К числу сведений, не подлежащих отражению в «Справке», относятся:

- сумма социального налогового вычета, полученная государственным служащим как налогоплательщиком;

- возмещение расходов, связанных со служебными командировками (расходы по проезду к месту командирования и обратно к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы; расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица);

- компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе представляемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- средства (бонусы) на накопительных дисконтных картах, предоставленные магазинами розничной торговли, обла-

дателем которых является государственный служащий (члены его семьи).

2. Служащие испытывают затруднения при заполнении раздела о расходах.

Данный раздел Справки заполняется лишь в том случае, если имеют место правовые основания для представления сведений о расходах в соответствии со ст. 3 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Следует указать вид приобретенного имущества (земельные участки; иное недвижимое имущество; транспортные средства; ценные бумаги; сумму сделки; источник получения средств, за счет которых приобретено имущество; основание приобретения (наименование и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности - копия документа приобщается к «Справке»).

В качестве возможного источника средств могут фигурировать: доход по основному месту работы лица, представившего справку, и его супруги (супруга) (указываются фамилия, имя, отчество, место жительства и (или) место регистрации супруги (супруга); доход указанных лиц от иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях; доход от продажи имущества; накопления за предыдущие годы; наследство; дар; заем, ипотека, иные кредитные обязательства; выигрыши в лотерею, иные источники дохода.

3. Служащие испытывают затруднения при отражении сведений о недвижимости.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ [14] к недвижимому имуществу относятся: земельные участки; жилые дома и дачи; квартиры; гаражи; иное недвижимое имущество (комнаты; машиноместа в паркингах; объекты незавершен-ного строительства; хозяйственные постройки; нежилые помещения: производственные, офисные, торговые, складские.

Необходимо отразить вид собственности; местонахождение; площадь; основания приобретения и источник средств.

4. Служащие не всегда знают, что указывать в разделе о транспортных средствах.

Статья 358 Налогового кодекса РФ[15] указывает следующие транспортные средства: автомобили легковые, автомобили грузовые, мототранспортные средства, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, квадроциклы, сельскохозяйственную технику, водный транспорт (яхты, катера, гидроциклы, теплоходы, парусные суда, баржи, паромы), воздушный транспорт (самолеты, вертолеты), иные транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, строительную спецтехнику).

Необходимо указать: вид, марку, модель транспортного средства, год изготовления; вид собственности; место регистрации. При этом следует подчеркнуть, что в числе прочего указываются транспортные средства, находящиеся в угоне, и транспортные средства, негодные к эксплуатации.

Как показывает практика работы комиссии, достаточно часто служащие не указывают находящиеся в собственности резиновые лодки большого размера с двигателем свыше 5 л.с., зарегистрированные как средство водного транспорта, а также мотоциклы, мотороллеры, снегоходы и квадроциклы, что приводит к вынесению взысканий за предоставление недостоверных сведений.

5. Служащие допускают наибольшее количество нарушений требования о предоставлении полных и достоверных сведений об открытых на их имя и членов их семей счетах в банках.

Согласно действующим нормам необходимо указать наименование и адрес банка или иной кредитной организации; вид и валюту счета; дату открытия счета; остаток на счете; сумму, поступивших на счет денежных средств.

Общая сумма денежных поступлений на счет за отчетный период указывается в случаях, если указанная сумма превышает общий доход лица и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года. В этом случае к справке прилагается выписка о движении денежных средств по данному счету за отчетный период.

Как показывает практика, большинство привлеченных к административной ответ-ственнос-ти за предоставление неполных и недостоверных сведений об открытых на их имя и членов их семей счетах в банках забыли или не знали о наличии существующих счетов, открытых на их имя в прошлые годы. Как показала проверка, счета были открыты до десяти лет назад для получения стипендии, в период обучения в университете, получения заработной платы в иной организации до прихода на госслужбу, перевода через банк оплаты за путевки в дом отдыха, оплаты кредитного договора, получения пособия на детей и т.д. Служащие, допустившие нарушения антикоррупционного законодательства, просто забыли об этих банковских счетах, многие утратили сберегательные книжки и пластиковые карты, на которых отсутствовали денежные средства, полагали, что банки сами закрыли счета в связи с отсутствием движения средств по ним и в результате предоставили неполные и недостоверные сведения, за что и получили взыскания.

Чтобы избежать подобной ситуации, тем муниципальным и государственным служащим, которые не проверили возможное наличие открытых на их имя счетов, необходимо, имея на руках паспорт, обратиться в те банки, где потенциально в прошлые годы могли быть открыты счета, и взять справку на бланке учреждения с печатью о всех открытых на данное лицо счетах, дате открытия и движению средств на счете. Эту справку следует передать в кадровое подразделение. Подобная операция отнимет не более часа-двух, но позволит избежать неприятного разговора на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

6. Служащие не всегда знают, что должно входить в раздел «Справки» -сведения о цен-ных бумагах.

Согласно статье 142 Гражданского кодекса РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги.

При их отражении в «Справке» следует указывать наименование и организационно-правовую форму организации; местонахож-

дение организации; уставный капитал; долю участия; основание участия.

7. Служащие неправильно заполняют раздел «Справки» - недвижимость в поль-зова-нии.

В данном разделе следует указывать вид имущества; вид и сроки пользования; основания пользования (фактическое предоставление; договор аренды; договор найма жилого помещения; договор безвозмездного пользования (договор ссуды); договор социального найма; договор найма специализированного жилого помещения); местонахождение; площадь.

8. Служащие испытывают затруднения при заполнении раздела «Справки» -срочные финансовые обязательства.

Представляется, что в данном разделе должны быть отражены во-первых, сведения о полученных и выданных займах и кредитах (банковских и иных ссудах; потребительских кредитах; автокредитах; ипотечных кредитах; кредитах, полученных под залог имущества в ломбарде; займах и кредитах, полученных от физических лиц с оформлением долгового документа), во-вторых, сведения о финансовых обязательствах, связанных с исполнением вступившего в силу решения суда (обязательствах вследствие причинения вреда; обязательствах вследствие неосновательного обогащения; обязательствах возместить судебные издержки). Указываются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 000 руб.

Подводя итог вышеизложенному следует отметить, что в подавляющем числе случаев корыстные мотивы в представлении государственными и муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не имели места. Основная причина нарушений антикоррупционного законодатель-ства, допущенных государственными и муниципальными служащими заключается в слабом знании ими норм антикоррупционного законодательства, личной неорганизованности, недостаточной разъяснительной работе кадровых служб на местах [16, с 105 - 111], ослаблении контроля со стороны руководителей.

Литература

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-

ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Консультант-Плюс.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 22 декабря 2014

г. N 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Консуль-тантПлюс.

6. Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

7. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» // Консультант-Плюс.

8. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г.

N 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руко-водя-щих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Кон-сультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г.

N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение долж-

ностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // КонсультантПлюс.

10. Разъяснения Минтруда России от 17 июля 2013 г. по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции // Доступ: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/e mployment/25. Дата обращения: 30.04.2015.

11. Разъяснения Минтруда России от 5 октября 2012 г. «Обзор проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера// Доступ: http://www.rosmintrud.ru/ministry/progr amm s/gossluzhba/antikorr/2/1/0. Дата обращения: 30.04.2015.

12. Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государствен-ными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции - протокол от 25 сентября 2012 г. № 34) // Доступ: http://mmjust.ru/ru/metodicheskie-rekomendacii-94. Дата обращения: 30.04.2015.

13. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения

о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // КонсультантПлюс. 14.Гражданский кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс.

Vorontsov Sergey Alekseevich, Doctor of Law, Professor of the Department of the processional law, the South^Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).

E-mail: raven_serg@mail.ru

ANTI-CORRUPTION: THEORY AND PRACTICE

Abstract

The article deals with the basic requirements of the Russian legislation on the representation of the state and municipal employees information on the income, the expenditures on property and property obligations and analyzes violations committed by officials in the provision of this information.

Keywords: civil servant, public servant, public employee, information on income, property and property obligations, information on the costs of the procedure for information, the Commission to comply with the requirements for the official conduct offederal officials and conflict of interest.

References

1. Federal'niy zakon ot 27 iyulya 2004 g. N 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe

Rossiyskoy Federacii» // Konsul'tantPlus.

2. Federal'niy zakon ot 02.03.2007 N 25-FZ «O municipal'noy sluzhbe v Rossiyskoy Federacii»

// Konsul'tantPlus.

3. Federal'niy zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodeistvii korrupcii» // Konsul'tantPlus

4 Federal'niy zakon ot 03.12.2012 N 230-FZ «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lits, za-meschayuschih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lits ih dohodam» // Konsul'tantPlus.

5. Federal'niy zakon ot 22 dekabrya 2014 g. N 431-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-

konodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam protivodeistviya korrupcii» // Kon-sul'tantPlus.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 23.06.2014 N 460 «Ob utverzhdenii formy spravki o dohodah, raskhodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera i vnesenii iz-meneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federacii» // Konsul'tantPlus.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 2 aprelya 2013 N 309 «O merah po realizacii otdel'nyh polozheniy FZ

«O protivodeistvii korrupcii» // Konsul'tantPlus.

8. Ukaz Prezidenta RF ot 18 maya 2009 g. N 560 «O predstavlenii grazhdanami, pretenduy-

uschimi na zameschenie rukovodyaschih dolzhnostey v gosudarstvennyh korporaciyah, fon-dah i inyh organizaciyah, litsami, zameschayuschimi rukovodyaschie dolzhnosti v gosudar-stvennyh korporaciyah, fondah i inyh organizaciyah, svedeniy o dohodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera» // Konsul'tantPlus.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс.

16. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // СевероКавказский юридический вестник. 2015. № 1.

9. Ukaz Prezidenta RF ot 18 maya 2009 g. N 559 «O predstavlenii grazhdanami, pretenduy-

uschimi na zameschenie dolzhnostey federal'noy gosudarstvennoy sluzhby, i federal'nymi gosudarstvennymi sluzhaschimi svedeniy o dohodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera» // Konsul'tantPlus.

10. Razjasneniya Mintruda Rossii ot 17 iyulya 2013 g. po primeneniyu Federal'nogo zakona ot 3 dekabrya 2012 g. № 230-FZ «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lits, za-meschayuschih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lits ih dohodam» i inyh normativnyh pravovyh aktov v sfere protivodeistviya korrupcii // Dostup: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/25. Data obrascheniya: 30.04.2015.

11. Razjasneniya Mintruda Rossii ot 5 oktyabrya 2012 g. «Obzor problemnyh voprosov, vozni-kayuschih pri zapolnenii spravok o dohodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imusch-estvennogo haraktera// Dostup: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/1/0. Data obrascheni-ya: 30.04.2015.

12. Metodicheskie rekomendacii «Obespechenie sobludeniya federal'nymi gosudarstvennymi sluzhaschimi ogranicheniy i zapretov, trebovaniy o predotvraschenii ili uregulirovanii kon-flikta interesov, ispolneniya imi obyazannostey, ustanovlennyh Federal'nym zakonom ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ «O protivodeistvii korrupcii» i drugimi federal'nymi za-konami» (odobreny prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po protivodeistviyu korrupcii -protokol ot 25 sentyabrya 2012 g. № 34) // Dostup: http://minjust.ru/ru/metodicheskie-rekomendacii-94. Data obrascheniya: 30.04.2015.

13. Ukaz Prezidenta RF ot 18.05.2009 № 557 «Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostey feder-al'noy gosudarstvennoy sluzhby, pri naznachenii na kotorye grazhdane i pri zameschenii ko-toryh federal'nye gosudarstvennye sluzhaschie obyazany predstavlyat' svedeniya o svoih dohodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera, a takzhe svedeniya o dohodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera svoih suprugi (su-pruga) i nesovershennoletnih detey» // Konsul'tantPlus.

14.Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federa-cii // Konsul'tantPlus.

15. Nalogoviy kodeks Rossiyskoy Federacii // Konsul'tantPlus.

16. Vorontsov S.A. Ob organizacii antikorrupcionnogo prosvescheniya v Rossiyskoy Federacii // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik. 2015. № 1.

УДК 343.151

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ. КРИТЕРИИ ДОПУСТИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ

В статье рассматриваются сущность и допустимость тактических приемов в следственной деятельности. Тактические прием понимается как метод оперативного воздействия на следственную ситуацию, заключающийся в выборе варианта поведения, способа решения общей и частных задач. Он должен прежде всего соответствовать требованиям

Луценко

Олег Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного процесса и криминалистики,

Южный федеральный университет

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88)

E-mail: maple78@mail.ru

Аннотация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.