14.4. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Билык Владимир Иванович, полковник полиции, канд. юрид. наук. Должность: начальник адъюнктуры (докторантуры). Место работы: Ростовский юридический институт МВД России. E-mail: vladrostovrui@gmail. com
Билык Павел Владимирович, лейтенант полиции. Должность: оперуполномоченный. Место работы: Управления МВД России по городу Таганрогу. Подразделение: отдел уголовного розыска. E-mail: pashok0603@gmail.com
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы идеологии терроризма, национального и религиозного экстремизма в сети Интернет и проблемные аспекты. Даются предложения по отдельным направлениям противодействия этой идеологии.
Ключевые слова: идеология терроризма, религиозный экстремизм, меры противодействия идеологии террористической и экстремистской деятельности, социальные сети, Интернет.
COUNTERACTION AGAINST THE TERRORIST AND EXTREMIST IDEOLOGY IN THE INTERNET
Bilyk Vladimir Ivanovich, colonel of police, PhD in Law. Position: Chief of postgraduate courses (doctoral candidacy). Place of employment: The Rostov Law Institute of MIA Russia. E-mail: vladrostovrui@gmail.com Bilyk Pavel Vladimirovich, Lieutenant of Police. Position: operative officer. Place of employment: Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Taganrog. Department: Criminal Investigation Department. E-mail: pashok0603@gmail.com
Annotation: The article deals with the actual theoretical and practical questions of terrorism ideology, national and religious extremism in the Internet. Authors consider problems and make proposals on certain guidelines for the counteraction against this ideology. Keywords: terrorism ideology, religious extremism, countermeasures against the ideology of terrorist and extremist activity, social network, the Internet.
Терроризм это социальное явление и его причины различны, от религиозных убеждений и невозможности выразить свою политическую позицию до банального бандитизма взявшего на вооружение методы международных террористических организаций [1 с.107].
Говоря о научном понимании соотношения терроризма и экстремизма, следует отметить, что, как на законодательном, так и на научном уровне понятие экстремизм (экстремистская деятельность) шире понятия терроризма, хотя и одно и другое определение регламентируется, как международными правовыми актами [2], так и федеральными законами Российской Федерации [3].
При этом ряд авторов приводят свои авторские определения понятия: «экстремизма», «терроризма», в том числе: «политического экстремизма», «религиозного экстремизма» [4], на которых мы не будем останавливаться в данной статье, а сосредоточимся на мерах по противодействии идеологии терроризма и экстремизма.
За последние 20 лет новые технологии обмена информацией прочно вошли в повседневную жизнь населения, обойдя электронные и печатные СМИ в дос-
тупности и скорости распространения информации. Среди важнейших достоинств сети Интернет является отсутствие каких-либо ограничений, невысокая стоимость пользования интернет-ресурсами, их создания и поддержания.
Так, согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», 49% опрошенных пользуются интернетом ежедневно. Наиболее активными пользователями сети являются лица следующих возрастных групп: от 18 до 30 лет - 81%; от 31 до 45 лет - 64%. По уровню образования: 70% - это лица с высшим образованием, 45% - со средним специальным образованием и 38% -лица со средним общим образованием. Наиболее посещаемыми сайтами являются:
- социальные сети, блоги, форумы (Livejornal.com, Twitter.com, facebook.com, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, Instagram.com и др.) - 65% опрошенных;
- новостные интернет-ресурсы - 40% опрошенных;
- сайты государственных СМИ - 20% опрошенных [5].
Таким образом, самые активные пользователи сети Интернет - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, и именно на эту категорию направлена пропаганда терроризма и радикальных экстремистских идей.
Так, возраст четырех из пяти лиц, причастных к терроризму и радикальному экстремизму, среди нейтрализованных за последние десять лет участников бандформирований в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, не превышает 30 лет. Возраст большинства лиц, причастных к нападению на ряд объектов в г. Нальчике в октябре 2005 года, а также нейтрализованных в 2005-2007 годах на территории Карачаево-Черкесской Республики участников бандформирований, не превышал 25-27 лет. Согласно статистическим данным НАК, из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии, объявленной в 2006 году, около 80% составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет. Для пропаганды радикальных идей и вербовки новых членов террористических организаций наиболее благоприятна ситуация кризиса. Снижение уровня жизни, социальный кризис, отсутствие перспектив порождает чувство безысходности и отчаяния, обиды и несправедливости, вызывает протестные настроения у отдельных групп и слоев населения. В сложившейся ситуации потерявшие веру в поддержку государства люди становятся наиболее восприимчивыми к пропаганде идеологов экстремизма, которые предлагают простые и быстрые варианты выхода из сложившейся ситуации посредством беспощадного террора и уничтожения существующего общественно-политического строя [6].
Согласно сведениям НАК, в 1998 году террористические структуры поддерживали в развивающейся «всемирной паутине» всего 12 сайтов, в 2005 году - около 4800, а в настоящее время их количество превысило 10 тысяч. В сети Интернет в настоящее время работают около 200 только русскоязычных сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма [7, с.12].
Используя эти ресурсы, представители террористических, экстремистских организаций пропагандируют разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды, призывают к противоправной деятельности, создают новостные порталы, искажающие события и формирующие «нужное» общественное мнение, проводят вербовку в ряды радикальных организаций для отправки в Сирию и Ирак, осуществляют сбор денег
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Билык В.И. Билык П.В.
для финансирования террористической и экстремистской деятельности.
Активисты и участники этих радикальных организаций, помимо использования собственных сайтов, активно практикуют работу на форумах, порталах общего доступа и в социальных сетях («Контакт», «Одноклассники», «Mail.ru», «Facebook», «Twitter» и другие), так как практически у каждого Интернет-пользователя есть аккаунт в социальной сети. Радикалы для связи между участниками террористических и экстремистских групп, используют программные продуктами с элементами шифрования: «Viber», «whatsApp», «Telegram» и другие «iMessage»-программы.
В течение последних двух лет активность сайтов, поддерживающих идеи терроризма, экстремизма и русофобии, резко возросло, что связанно с событиями, происходящими на территории Украины, Ирака, Сирии и других стран Ближнего Востока, а также Афганистана и республик Средней Азии.
Не смотря на эти вызовы в России ведется целенаправленная и системная работа по противодействию вызовам терроризма и экстремизма в сети Интернет.
Так, в период с 2003 года по настоящее время Верховным судом Российской Федерации 24 организаций признаны террористическими[8] и 47 организаций признаны экстремистскими и их деятельность запрещена на территории Российской Федерации[9].
Создан и продолжает пополняться федеральный список экстремистских материалов, в который включены не только печатные издания (книги, брошюры, листовки), но и сетевые материалы. В настоящее время список содержит 3522 запрещенных материала, имеется также федеральный список лиц, причастных к терроризму, экстремизму, в том числе к финансированию этой противоправной деятельности[10].
Несмотря на постоянный мониторинг сегментов Рунета подразделениями МВД России, специальными и государственными службами и органами, фиксируется ежегодное увеличение удаляемого контента. Причины роста количества подобных сайтов, связано, как с техническими проблемами, в частности, с размещением большинства русскоязычных сайтов экстремистской направленности, в доменной зоне иностранных государств, а также активное использование анонимайзе-ров (сервисов по изменению фактического IP-адреса для беспрепятственного посещения запрещенных сайтов), а также с созданием большого количества «зеркальных» сайтов (страниц), а также фактическим отказом ряда иностранных государств в взаимодействии с правоохранительными органами России.
Представляется, что блокированием или удалением таких ресурсов проблему не решить, так как основная «вербовка», по нашему мнению, более 50% «завербованных» для тех или иных целей, были посредством сети «Интернет» и основная «вербовка» ведется в социальных сетях и закрытых группах, а обнаружение таких «сообществ», только силами правоохранительных органов весьма затруднительно. В этой связи, представляется целесообразным активнее привлекать институты гражданского общества, владельцев сайтов (страниц), социальных сетей, программных продук-тов,«1Р»-телефонии, «iMessage»-программ, научных и образовательных учреждений, авторитетных представителей различных религиозных конфессий, наиболее активных и патриотически настроенных пользователей и блогеров, к работе по противодействию терроризму
и экстремизму, непосредственно на этих ресурсах или закрытых группах.
Так, активисты студенческих организаций и молодые ученые вузов Москвы создали интернет-ресурсы, являющиеся активными площадками для обсуждения актуальных проблем противодействия терроризму и экстремизму. Это портал «Наука и образование против террора» и сайт «Молодежь за Чистый Интернет». Подобные сайты созданы уже во многих образовательных организациях России.
Однако, в настоящее время, активность большинства из них, свелась лишь к размещению новостей из зон КТО и другой информации их официальных источников.
В настоящее время, к работе по противодействии распространения идеологии экстремизма и терроризма, особенно в учебных заведениях и в студенческой среде подключилось Министерство образования и науки России, создан Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму, в образовательной среде и сети Интернет, взявший на себя координацию этой деятельности на территории Российской Федерации [11].
Говоря о проблемах правоприменительной практики, следует отметить нехватку квалифицированных экспертов, что приводит, с одной стороны, к затягиванию сроков проведения экспертиз, с другой, из-за отсутствия единого подхода к содержанию и лингвистической оценке тех или иных высказываний, специалисты в отдельных регионах оценивают практически идентичные материалы по-разному, зачастую делая противоположные выводы.
Решением этой проблемы является активное использование сформированного банка экстремистских материалов на базе экспертных учреждений при Минюсте России, в которых содержится список запрещенной литературы, сайтов, блогов, страниц, но и помещение в этот банк данных конкретных высказываний, фраз, оборотов и в том числе данных проведенных исследований (экспертиз) и решений судов, по ликвидации тех или иных ресурсов, облегчающих проведение экспертиз и упрощение процедуры отождествления обнаруженных материалов, с ранее внесенными в этот список экстремистскими материалами.
Проблематичным является блокировка сайтов, содержащих призывы к терроризму и экстремизму, в досудебном порядке, в связи с нежеланием владельцев социальных сетей и отдельных сайтов, сотрудничать с правоохранительными органами и как они считают терять активных пользователей, собирающих большое количество читателей.
В правоприменительной практике имеются сложности, заключающиеся в различном подходе к оценке представленных прокурорам материалов. Так, в ряде регионов требуется нотариальное заверение актов осмотра сайтов, отражающих публичные призывы к терроризму, в других регионах - не требуется. В связи с этим целесообразно ввести единый порядок требований предъявляемых к форме и содержанию таких материалов.
Нуждается в законодательном изменении порядок досудебной блокировки ресурсов с нормативным закреплением обязанности провайдеров, контент-провайдеров, владельцев социальных сетей, микро-блогов, в том числе иностранных («Facebook», «Twitter», «YouTube», «Google»), которые обязаны самостоятельно удалять в формате добровольного са-
моконтроля террористические и экстремистские материалы, расположенные на их ресурсах.
Существует проблема получения сведений об IP-адресах пользователей у владельцев иностранных контент-провайдеров, социальных сетей («Facebook», «Twitter», «YouTube», «Google») по запросам правоохранительных органов до возбуждения уголовного дела.
Среди мер, необходимых для активизации противодействия идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет, предлагается:
1. Внесение дополнений и изменений в федеральные законы, по запрету реализации SIM-карт по чужим, утерянным или не действительным паспортам; пресекать использование незарегистрированных SIM-карт при подготовке и совершении преступлений; изъять из оборота незарегистрированные SIM-карты, в связи с чем необходимо:
- в течение одного года провести перерегистрацию имеющихся в наличии у граждан Российской Федерации SlM-карт;
- обязать операторов связи блокировать sim-карты в случае их «молчания» более 3 месяцев, с возможностью восстановления при личной явке владельца в офис продаж;
- обязать операторов при оформлении SIM-карт на паспорта иностранных граждан, лишь в случаях наличия регистрацию на территории России, на период действия этой регистрации;
- обязать операторов связи включить в обязательный пакет документов при заключении договора копию паспорта владельца SlM-карты (с фотографией);
- ввести административную ответственность операторов связи за использование незарегистрированных SIM-карт и невыполнение указанных предписаний.
2. Меры по повышению ответственности продавцов салонов и магазинов (дилеров) сотовой и мультимедийной связи:
- предусмотреть продажу сотовых телефонов, смартфонов, планшетов, компьютеров и другой техники, имеющей выход в сеть Интернет, только по паспортам граждан России, с сохранением электронной копии паспорта, с фотографией, серийного и IMEI номера устройства, на хранения документов не менее 3 лет;
- запретить продажу гражданам «с рук» сотовых телефонов, смартфонов, планшетов, компьютеров и другой техники, имеющей выход в сеть Интернет, предусмотрев их покупку или продажу по паспортным данным через любую сеть магазинов;
- ввести административную ответственность продавцов салонов и магазинов (дилеров) сотовой и мультимедийной связи за продажу или покупку телефонов, смартфонов, планшетов и других мультимедийных устройств, позволяющих выходить в сеть Интернет, без предоставления паспортных данных лиц и обязать их хранить данные о номерах устройств и паспортных данных на срок не менее 3 лет.
3. Меры по ограничению анонимного использования сети Интернет:
- обязать владельцев «Интернет-кафе», «Интернет-клубов» перед предоставлением клиентам доступа к сети Интернет осуществлять их регистрацию, при предоставлении паспорта и идентификации личности;
- обязать владельцев точек свободного доступа к сети Интернет (кафе, рестораны, кинотеатры, автосервисы и др.) обеспечивать идентификацию пользователей путем отправки sms-сообщения на телефонный
номер клиента, а также хранение данных о сессиях пользователя и номере, указанном при регистрации, в течение не менее 1 года, предусмотрев административную ответственность владельцев точек доступа, за невыполнение указанных требований;
- обязать физических и юридических лиц, использующих Wi-Fi-оборудование (роутеры, точки доступа и т.д.), устанавливать пароль доступа к данному оборудованию, для исключения его несанкционированного использования, предусмотрев административную ответственность при отсутствии пароля доступа к Wi-Fi.
4. Ввести административную (уголовную) ответственность за использование анонимайзеров, а также за предоставление услуг по анонимному доступу к сети Интернет.
5. Предусмотреть нормативно-правовое закреплением обязанности провайдеров, контент-провайдеров, владельцев социальных сетей, в том числе иностранных, самостоятельно удалять в формате добровольного самоконтроля террористические и экстремистские материалы, расположенные на их ресурсах, в том числе тексты, сайты (страницы), формально содержащие элементы призыва к экстремизму и терроризму, но в силу двоякого толкования основных фраз, либо «осторожного» построения смысловых конструкций, носящие «пограничный» характер, по обращениям пользователей или правоохранительных органов, предусмотрев административную ответственность за не удаление данных материалов, вплоть до блокирования доступа Роскомнадзором России, к данным Интернет-ресурсам.
6. Предусмотреть получение правоохранительными органами сведений об IP-адресах пользователей ресурсов до возбуждения уголовного дела в строгом соответствии с Федеральным законом № Ф3-3 «О полиции», привлекать к административной ответственности за не предоставление информации, вплоть до блокирования доступа Роскомнадзором России, к таким Интернет-ресурсам.
7. Активнее использовать опыт ведущих вузов и Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет по созданию дискуссионных площадок, форумов, сайтов в целях информационного противодействия экстремизму и терроризму в сети Интернет в режиме он-лайн.
Этот опыт необходимо использовать и образовательными организациями МВД России, которые не только не должны находиться в стороне от проблем противодействия идеологии терроризма и экстремизма, но и участвовать в обсуждении наиболее актуальных национальных, религиозных, расовых и других проблем, что повысит уровень подготовки и устойчивости будущих профессиональных кадров органов внутренних дел.
Список литературы:
1. Перевалкин В.А. О некоторых вопросах ответственности за содействие в осуществлении террористической деятельности на территории Российской Федерации// Пробелы в Российском Законодательстве. М: 2016. № 1. С. 107.
2. см. Федеральный Закон Российской Федерации О ратификации анхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 2. ст.155.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Билык В.И. Билык П.В.
3. см. Федеральный Закон Российской Федерации " О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006г. №11. ст.1146 и Федеральный Закон Российской Федерации О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. ст.3031.
4. См. Например: Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. №17. С. 23-25; Макаров Н.Е. Политический экстремизм, как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: дис.канд. полит. наук. Чита, 2006. С.13-14; Никитин А.Г. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа: дис. канд. юрид. наук. Казань, 2010. С.40; Никонов К.О. Проблемы определения экстремизма // ридический мир. 2011. № 7. С.42; Матчанова З.Ш. Понятие терроризма в современном российском законодательстве // История государства и права. 2007. №23. С.3; Мусае-лян М.Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. 2009. № 1. С.63.
5. Фонд «Общественное мнение», актуальность-май 2015 года. Сайт:URL:http://fom.ru(дата обращения:
04.11.2015).
6. Выступление первого заместителя руководителя аппарата НАК - Е.П. Ильина 27.10.2015 года. Сайт НАК: URL: http://nac.gov.ru (дата обращения: 20 января 2016).
7. А.Г. тейнбух «Интернет и антитеррор» (научно-популярное издание), сайт: URL: "http://kpfu.ru/docs/ F1544517030/intemet.pdf'pdf (дата обращения: 12 декабря 2015).
8. Список организаций, признанных Верховным судом Российской Федерации террористическими, деятельность которых запрещена на территории России. Сайт: URL: http://sova-center.ru(дата обращения:
01.03.2016).
9. Список организаций, признанных российскими судами экстремистскими. Сайт: URL: http://sova-center.ru (дата обращения: 01.03.2016).
10. Федеральный список экстремистских материалов. Сайт: URL: http://sova-center.ru(дата обращения: 01.03.2016).
11. Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. Сайт: URL: http://нцпти.рф(дата обращения: 01.03.2016).
Рецензия
на рукопись научной статьи «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в сети интернет»
Представленная на рецензирование рукопись научной статьи подготовлена на актуальную и востребованную тему. Распространение в сети Интернет материалов, содержащих постулаты идеологии терроризма и экстремизма, стало обычным явлением особенно среди молодежи.
В представленной статье рассматриваются психологические и социальные предпосылки распространения радикальных взглядов в обществе, вопросы ориентации молодежи на получение знаний из глобальной сети Интернет, контроля за ее содержанием и доступа к информации. Одним из интересных в теоретическом и практическом отношении аспектов является использование указанных ресурсов в целях сбора денег для дальнейшего финансирования террористической и экстремистской деятельности. При этом, к сожалению, не рассматривается такой важный момент как особенности самой экстремистской и террористической идеологии и в чем заключается экстремистская направленность личности.
В настоящей статье автор рассматривает проблему проведения экспертиз материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, вопросы досудебной блокировки сайтов и распространения информации в социальных сетях. Отдельно хочется отметить, что в статье затронута актуальная тема противодействия радикальному исламу. Авторы предлагают ряд мер по изменению законодательства, а также меры по ограничению анонимного использования сети Интернет и введения административной (уголовной) ответственности за ряд правонарушений. Несколько снижает ценность статьи отсутствие примеров из судебной и следственной практики. Работа написана хорошим литературным языком.
Анализ представленного на рецензирование труда позволяет сделать общий вывод о том, что рукопись научной статьи по теме: «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в сети интернет» соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям, публикующимся в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки РФ.
Рецензент -
Старший преподаватель кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, майор полиции Д.Д.Донской