Политические процессы и практики
Сергей ВОРОНЦОВ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье анализируется природа моподежного экстремизма, его формы и причины возникновения в российской молодежной среде. Определена совокупность мер, необходимых для противодействия развитию экстремистских идей, в т.ч. специальные и гражданские меры.
The extremism nature, its forms and causes of origin in Russian youth environment are considered in the article. Complex of measures necessary for counteraction to extremist ideas development including special and civic ones is determined.
Ключевые слова:
экстремизм, национальная безопасность, молодежная среда, политическая активность молодежи; extremism, national security, youth environment, political activity of youth.
ВОРОНЦОВ
Сергей
Алексеевич — д.ю.н., профессор кафедры процессуального права ЮжноРоссийского института — филиала РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону
Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации требуют критического осмысления опыта, накопленного за 10 лет, прошедших с момента при -нятия Федерального закона от 25.06.2002 № 114 - ФЗ «О противо -действии экстремистской деятельности» и формирования на этой основе комплекса антиэкстремистских мер, в большей степени отвечающих вызовам сегодняшнего дня.
Анализ оперативной обстановки в стране не располагает к благо -душию. По данным Генеральной прокуратуры и МВД России, начи -ная с 2007 г. отмечается устойчивая тенденция роста преступлений экстремистской направленности. Возникает естественный вопрос: почему меры по противодействию экстремизму, предпринимаемые государством и обществом, не дают ожидаемых результатов? Где «слабое звено» в реализуемой системе антиэкстремистских мер?
Многие исследователи отмечают, что наиболее благодатной почвой для экстремизма в настоящее время является молодеж ная среда. Громкие преступления молодых экстремистов вызвали широкий общественный резонанс1. Данное мнение подтверждает статистика МВД — ФСБ, согласно которой более 90% членов экс -тремистских организаций — молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80% всех совершавших преступления экстремист -ской направленности2, в т.ч. убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти. При этом более половины из них — несовершеннолетние.
Эксперты отмечают, что природа молодежного экстремизма опре -деляется социально - групповыми особенностями сознания моло -дежи, а формы проявления связаны со спецификой ее социального поведения3. Но это вовсе не означает, что корень зла надо видеть в молодежи. Молодежный экстремизм возникает не на голом месте, а является следствием объективно сложившихся условий, к числу которых, по нашему мнению, необходимо отнести следующие.
1. После крушения советской идеологической парадигмы госу -дарство и общество не выработали внятную стратегию развития и воспитания молодежи. Демонтированы такие институты форми -рования миропонимания, воспитания нравственных ценностей
1 Кубякин Е. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // Власть, 2010, № 9, с. 56-59.
2 http://samonkin.blog.ru/82357475/129757286 (дата обращения 25.11.2011).
3 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления. 2008 // http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-05ДиЬок_ chuprov.pdf (дата обращения 10.01.2012).
и норм, привития ограничений и запре -тов, как детские организации, комсомол, формы группового, но контролируемого обществом досуга. Сегодня в лучшем слу -чае делается упор на развитие спорта, хотя «большой спорт» требует вложения боль -ших денег, что не по карману основной массе молодых людей. При этом теоретики подобного «здорового образа жизни» даже не понимают, что спорт вовсе не является средством в противоборстве с экстремист скими молодежными течениями. Поэтому и результат получается противоположный ожидаемому.
Борьба за мышцы без борьбы за мозги
— путь в никуда. С кем сегодня работают государственные институты, пытаясь реа лизовать молодежную политику? С моло -дежью, уже формально организованной в стенах школы, средних специальных и высших учебных заведений. Но самые глу -бокие и опасные процессы формируются на маргинальной периферии, до которой государственная молодежная политика не дотягивается. Работать с амбициозными, настроенными на карьеру и склонными к мимикрии молодыми людьми несложно. А вот чем занять головы юношей и девушек из числа улично - подъездной молодежи — ни государство, ни общество не знают, что порождает у молодых людей убеждение, что они никому не нужны.
2. Редкие (и весьма дорогостоящие) проекты чиновников по приобщению молодежи к участию в политической жизни, осуществленные в последние десятилетия, через некоторое время были брошены на самотек и в результате, как представляется, принесли больше вреда, чем пользы. Так, общественная органи -зация «Память» в 1980 г. создавалась как национально- патриотический фронт, однако после того, как власть потеряла к ней интерес, переродилась в праворади кальную организацию. Такие проекты, как «Молодежное единство» и «Молодая гвардия Единой России», созданные с весьма позитивными целями, не нашли поддержки широких слоев молодежи, осо -бенно в регионах. Более того, в Воронеже деятельность «Молодой гвардии» была прекращена решением суда, т.к. молодеж -ная организация, по сути, мутировала в экстремистское и опасное для общества формирование.
3. Различные политические силы и кри -минальная среда пытаются манипулиро
вать сознанием молодежи, используя ее вплоть до прямых столкновений с поли цией. Следует отметить, что в подавляю щем большинстве российское общество не поддерживает «марши несогласных и обиженных». Именно поэтому радикаль -ные неолиберальные силы рассматривают в качестве своего единственного ресурса маргинальную молодежь, у которой не сформирована устойчивая система ценно стей и низок уровень правосознания1.
4. Правоохранительные структуры, ответственные за антиэкстремистскую деятельность, основной упор во взаимо отношениях с молодежью делают на сило вые методы подавления протеста. Однако весь отечественный опыт правоохрани тельных органов показывает, что подоб -ный подход может спровоцировать ради кализацию молодежных движений, пере ход от экстремистских методов к терро ристическим, чего, разумеется, допустить нельзя. Представляется, что основной упор должен быть сделан на оперативно розыскное предупреждение экстремизма, в чем всегда были сильны правоохрани тельные органы и Российской империи, и Советского Союза.
Учитывая изложенное, необходимо более четко определить объект воздей ствия. Создавая собирательный образ современного молодого экстремиста, можно утверждать, что его возраст коле блется в диапазоне от 14 до 20 лет, пол преимущественно мужской, по роду заня тий — старшеклассник либо выпускник, окончивший школу, но не поступивший в высшее учебное заведение, либо студент начальных курсов вуза. Как правило, это личность с искаженной системой нрав ственных и правовых ценностей, при этом уверенная в своей правоте и нуждающаяся в самоутверждении. Распространено мне ние, что формирование подобных инди видов происходит в социально неблаго получной среде. Однако экстремист — это скорее молодой человек из семьи со сред ним достатком, который не сумел адапти -роваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной систе -мой ценностей и ищет самовыражение в неформальном общении, в экстремист -ской группе, где «насилие воспринимается
1 Добреньков В. Причина молодежного экстре -мизма в России — вакуум духовного воспитания // http://www.nakanune.ru/articles/13779 (дата обращения 12.07.2011).
как допустимый и даже наиболее предпо -чтительный способ достижения целей»1.
Экстремизм за последние годы превра тился в системную угрозу существованию нашего общества2, которой необходимо противопоставить системные меры про тиводействия. Эти меры, на наш взгляд, должны включать в себя как специальные технологии, реализуемые правоохрани тельными органами в целях выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских проявлений, так и граж данские технологии, направленные на предупреждение экстремизма и ликвида цию (минимизацию) его последствий.
В части совершенствования специаль ных технологий противодействия экстре мистской деятельности в системе МВД созданы подразделения «Э», скоордини рованы совместные действия МВД, под разделений прокуратуры, ФСБ и ФСКН.
В части развития гражданских техно логий президентом России поставлена задача развернуть работу по формирова нию нетерпимости к идеологии экстре мизма, которая должна реализовываться с привлечением всех государственных органов, средств массовой информации, бизнес сообщества, науки, образования, семьи3.
В общем комплексе антиэкстремистских гражданских технологий особое место занимают технологии, предназначенные для защиты студенческой среды. Высшие учебные заведения в силу специфики своей деятельности обладают мощным потенциалом в формировании ценност ных ориентиров, воспитании полноцен ной личности и профилактике негативных явлений.
Выделим основные направления в про тиводействии экстремизму в студенческой среде:
— образовательное направление, под которым понимается формирование системы подготовки специалистов в обла -сти противодействия экстремизму;
— организационное направление, вклю -чающее проведение научно практических
1 Зорин В.Ю., Паин Э.А. По ту сторону свободы // Независимая газета, 2003, 12 февр.
2 Стенограмма выступления Президента РФ на расширенном заседании коллегии ФСБ // Официальный сайт Президента РФ; http:///www/ kremlin.ru/transcripts/10145
3 Официальный сайт Президента РФ, 23 мая 2011 г., 14:30, Москва.
конференций, семинаров, круглых сто лов, конкурсов на лучшие произведения и материалы антиэкстремистского харак тера;
— информационно - аналитическое обе -спечение противодействия экстремизму, результатом которого является выпуск монографий, учебно - методических посо -бий, научных статей, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, создание тематических видеофильмов;
— пропагандистское обеспечение, заключающееся в своевременном доведе нии до студенческой аудитории объектив ной информации о результатах противо действия экстремизму;
— организация межнационального куль -турного общения, межконфессионального диалога.
Рассмотрим некоторые пути совершен ствования антиэкстремистской работы на данных направлениях.
Образовательное направление представляется одним из ведущих в развен чивании идеологии, пропагандируемой экстремистскими лидерами, выявлении, предупреждении и пресечении экстре мистских практик. Казалось бы, здесь нет особых проблем, т.к. подавляющее боль шинство рядовых членов экстремистских групп и организаций не имеют четкого представления об идеологической основе экстремистских движений, а руководству ются заученными лозунгами и призывами, внешней атрибутикой, чувством ложно понимаемого товарищества. Однако чтобы переубедить пусть молодого, но уже сложившегося экстремиста, одного поверхностного понимания проблемы недостаточно. Нужны целенаправленно подготовленные специалисты, обладаю щие системными знаниями. Ибо не только рядовому полицейскому центра «Э», но и его старшим товарищам не всегда под силу разобраться в сущности экстремизма, его нравственных и правовых аспектах, в ходе аргументированной дискуссии изме нить устоявшиеся взгляды человека, при выкшего идти по пути решения сложных социально политических проблем по средством насилия. Сотрудников право охранительных структур, органов власти и управления, общественных организаций, участвующих в противодействии экс тремизму, необходимо целенаправленно готовить по специальным программам. К сожалению, подобные программы про
фессиональной подготовки или перепод готовки специалистов по противодей ствию экстремизму и терроризму сегодня в большинстве российских вузов отсут ствуют. Хотя по самым скромным оцен -кам потребность в специалистах, пред назначенных для реализации подобных гражданских технологий, только в составе региональных и муниципальных антитер рористических комиссий, администраций и учреждений оценивается по стране в целом в десятки тысяч человек.
Исключение составляли Южный феде -ральный университет и Нижегородский государственный университет, в которых в рамках федеральной целевой программы «Антитеррор», реализуемой по инициа тиве Национального антитеррористиче ского комитета (НАК), с 2009 по 2012 г. было организовано обучение по специ альностям «Федеральный, региональный и локальный уровни управления антитер рористической деятельностью» (ЮФУ) и «Стратегия и методы антитеррористиче ской деятельности современного государ -ства» (НГУ). В декабре 2011 г. данная про -грамма была завершена. Десятки маги -странтов получили дипломы и приступили к практической работе. Представляется целесообразным вернуться к инициативе НАК и, обобщив накопленный опыт, про должить целевую подготовку специали -стов по противодействию экстремизму и терроризму. Финансирование данной работы должно быть обеспечено за счет средств федерального бюджета и бюдже тов субъектов федерации, руководители которых заинтересованы в подобных спе циалистах.
На наш взгляд, ситуация требует создания антиэкстремистского центра ЮФО, к работе которого необходимо привлечь научных работников, экспертов и пред ставителей гражданского общества, спе циализирующихся на антиэкстремистской проблематике. Этот центр мог бы взять на себя исследование конкретных про блем экстремизма, характерных для Юга России, подготовку экспертных заклю чений по проблемам экстремизма, раз работку и реализацию комплекса научно обоснованных антиэкстремистских мер и др. Он мог бы заняться определением наиболее актуальных проблем для науч ного анализа, планировать конферен -ции, форумы, круглые столы, не допу-
ская ненужного параллелизма подобной работы в субъектах, способствовать каче ственному отражению результатов в науч ной печати и средствах массовой инфор мации.
При образовании подобного центра можно учесть опыт работников высшей школы из северной столицы. В Санкт Петербургском университете создан Центр по вопросам противодействия экстремизму, ставший дискуссионной площадкой для анализа процессов, спо собствующих радикализации отдельных социальных групп, проведения экспертиз на предмет содержания в электронных СМИ, печатной, аудио и видеопродук ции признаков экстремизма, разжигания межнациональной ненависти, религиоз ной розни и вражды.
Направление совершенствования контрпропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности в сети Интернет представляется особо актуаль ной задачей. Причины востребованно сти Интернета экстремистами очевидны
— это легкий доступ к аудитории, обе -спечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное рас пространение, высокая скорость пере дачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные воз можности. Молодежь, пользующаяся Интернетом, не читает газет, не смотрит телевизор. Ее мир — это всемирная паутина, в которой свои законы, свои нравы и своя лексика. Там можно все! Учитывая технические возможности большинства вузов и достаточно высокую подго товку студентов как пользователей сети Интернет, представляется целесообраз ным на базе одного из наиболее «продви нутых» университетов в каждом субъекте федерации создать группу научных работ -ников, преподавателей и подготовленных в информационных технологиях студен -тов. Подобная группа во взаимодействии с сотрудниками подразделений «К» и «Э» органов внутренних дел, УФСБ, прокура -туры и антитеррористической комиссии субъекта федерации смогла бы развер нуть разъяснительную работу на фору -мах интернет ресурсов, направленную на снижение степени поддержки идеологии экстремизма и терроризма среди моло -дежи.