Т. Н. БЕЛЯЕВА,
заместитель начальника редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России)
T. N. BELIAYEVA,
Deputy Head of the Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.75
Противодействие экстремизму органами внутренних дел в свете реализации государственной Стратегии
Russia's National Strategy of Defeating Extremism: the Role in Furthering It Played by Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs
В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности противодействия экстремизму органами внутренних дел Российской Федерации. Основное внимание уделено содержанию экстремизма, его видам, проявлениям и общественной опасности; задачам органов внутренних дел в сфере пресечения и профилактики правонарушений экстремистской направленности; проблемам, связанным с противодействием экстремизму.
The article is about ways to improve the results of efforts by bodies and units of the Russian Ministry of Internal Affairs to combat extremism. The ideology, goals, methods and reach of extremism are carefully analyzed, as are its various types, aspects and public threats from it. The author explains latest all-round approaches to battling extremism and formulates tasks to be pursued by the law enforcement in order to prevent or expeditiously deal with extremist crime.
Экстремизм, проявления экстремизма, экстремистская идеология, радикализм, общественная опасность экстремизма, профилактика правонарушений, стратегия, противодействие экстремизму.
Definition of extremism, types and shades of extremism, strategy, public threats from extremism, all-round approach to combating extremism.
Одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является экстремизм и его проявления. Как подчеркивается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, под ним подразумевается «...деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения,
радиоактивными, отравляющими, токсичными, химическими и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [3].
Чтобы уяснить общественную опасность экстремизма, прежде всего, необходимо обратиться к его сущности и понятию.
Экстремизмом, согласно Шанхайской конвенции 2001 г. о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принято считать какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильствен-
ное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в указанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них [1].
Следует отметить эволюцию взглядов на экстремизм в официальных документах. В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм отождествлен с экстремистской деятельностью [2]. Законодатель при этом исходил из необходимости своевременного предупреждения и пресечения конкретных проявлений экстремизма.
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее — Стратегия противодействия экстремизму) конкретизирует его содержание и понятие и определяет:
— идеологию экстремизма — «систему взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов»;
— радикализм — «глубокую приверженность идеологии экстремизма, способствующую совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации»;
— проявление экстремизма (экстремистские проявления) — «общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов» [4].
В научной теории существует множество подходов к определению понятия «экстремизм». Имеющиеся определения можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют определения, акцентирующие внимание на идеологию экстремизма. Так, В. Ю. Верещагин и М. И. Лабунец отмечают, что экстремизм — это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [6].
Вторая группа представлена определениями, в которых особое внимание уделяется деятельности, основанной на крайних взглядах, концепциях, теориях. Так, А. Ф. Истомин, Д. А. Ло-паткин подчеркивают, что экстремизм — это «деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанная на приверженности к крайним взглядам и сопровождаемая публичными
насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов прав и свобод человека, общества и государства» [8].
В третью группу входят определения, в которых экстремизм рассматривается как противоправная деятельность, основанная на конкретной идеологии ненависти или вражды по отношению к политическим, социальным группам, национально-этническим, расовым и религиозным общностям. Е. П. Сергун считает, что «под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей или представлений, основанной на политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде в отношении личности, какой-либо социальной группы, нации или государств, не имеющую внешнего выражения. Как только экстремистские воззрения индивида реализуются во внешнем мире в форме противоправных деяний, следует говорить об экстремистской деятельности» [9].
Профессор Г. И. Демин определяет экстремизм как «деятельность физических и юридических лиц — общественных или религиозных объединений либо иных организаций, устойчивых групп, отдельных граждан, придерживающихся идеологии социально-политической, национальной, расовой, религиозной нетерпимости или вражды с использованием насилия или угрозы его применения в различных формах для достижения выдвигаемых целей».
На основе анализа приведенных определений автором настоящей статьи «экстремизм» формулируется как «основанная на приверженности к крайним взглядам деятельность физических и юридических лиц по насильственному внедрению в общественное сознание идей, преследующих своей целью замену конституционных принципов демократического государства установлениями, основанными на политическом, националистическом и религиозном радикализме и создающих реальную угрозу государственной и общественной безопасности».
Как показало проведенное выборочное исследование, угроза, исходящая от экстремизма, определяется внешними и внутренними факторами. Свою роль играют и изменения, происходящие в геополитике: зафиксирован рост числа людей, исповедующих ислам. Одной из причин в сложившейся ситуации является активная миграция среди мусульман, а также относительно молодой возраст большинства современных последователей ислама.
Возрастание роли религии в общественной жизни стимулировало зарождение и развитие религиозного экстремизма, активизацию экстремизма на основе радикальных течений ислама, что является серьезнейшей проблемой
современного мира. Этот вид экстремизма обладает особой жестокостью, тяжкими последствиями и часто сопровождается преступлениями, угрожающими общественному порядку и общественной безопасности Российской Федерации, а также безопасности других стран.
Религиозный экстремизм — один из опаснейших видов экстремизма, проявляется преимущественно в противоправных деяниях лиц, совершающих их по мотивам религиозной ненависти и вражды.
Экстремизм существует в различных видах, проявляясь во всей совокупности общественных отношений. Виды экстремизма можно классифицировать по различным основаниям, в том числе по степени общественной опасности. В Стратегии противодействия экстремизму наиболее опасными видами экстремизма называются националистический, религиозный и политический, которые «проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признаку пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе» [4].
В свою очередь каждый вид экстремизма реализуется в разнообразных формах: от распространения экстремистских лозунгов, призывов, публикаций вплоть до массовых беспорядков, совершения террористических актов и попыток насильственного изменения конституционного строя. На практике виды экстремизма могут накладываться друг на друга, но один из них обычно преобладает.
Как отмечают Г. И. Демин и Г. И. Кибак, организованные экстремистские группы усиливают свою активность в противодействии правоохранительным органам, в нападении на них. Некоторые преступления носят характер отмщения за активные действия по ликвидации экстремистских группировок, угроза совершения таких акций возрастает. Все чаще эти акции проводятся террористами, удары наносятся по «резонансным точкам», в общественных местах с большим количеством людей с целью доказать, что ни одно государство не в силах защитить себя от совершения таких акций [7].
По нашему мнению, с радикальным экстремизмом можно эффективно бороться только на дальних подступах и рубежах: на этапе распространения экстремистской идеологии, образования радикальных ячеек и в тех местах, где создаются взрывные устройства и проходят тренировку боевики.
На современном этапе этого возможно достичь с использованием самых новейших компьютерных технологий, информационно-аналитических систем, способных обрабатывать большой поток открытой информации, в том числе имеющейся в сети Интернет [5].
При этом основным субъектом противодействия экстремизму выступают органы внутренних дел. Во взаимодействии с другими правоохранительными органами ими накоплен богатый опыт по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений экстремистской и террористической направленности. Анализ и осмысление накопленного опыта открывает возможность повышения эффективности противодействия этим опасным проявлениям. Основные усилия должны быть направлены на «выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений экстремизма» [4].
Для этого необходимо всесторонне изучать информацию о субъектах экстремистской деятельности: политических партиях, общественных, религиозных объединениях, иных организациях, группах, гражданах, осуществляющих экстремистскую деятельность и их пособниках. Особое внимание при этом следует уделять взглядам, концепциям, теориям, пропагандируемым субъектами экстремизма в различных лозунгах, публикациях, проповедях, так как любой лидер, организация заинтересованы в увеличении последователей, в привлечении внимания к своим структурам.
В свою очередь, в Стратегии противодействия экстремизму особое внимание обращается на своевременное выявление и пресечение фактов «поддержки иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, .деятельности международных экстремистских и террористических организаций, приверженцев идеологии экстремизма»[4]. Правоохранительным органам России свои основные усилия необходимо направлять на решение этих задач.
Экстремизм является не только результатом воздействия внешних сил, но и продуктом внутренних факторов, т. е. «экстремистской деятельности радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц» [4].
К важнейшим внутренним причинам относятся проблемы и противоречия, возникающие в различных сферах общественной жизни: социально-экономической, политической, духовно-идеологической, а также в отношениях между национально-этническими и религиозными общностями. Свою роль играют недостатки в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей и владельцев предприятий и т. п.
Причины и условия, стимулирующие деятельность как отдельных лиц, так и экстремистских структур, в каждом субъекте Российской Федерации различны. В силу этого экстремизм приобретает специфические формы. Особую опасность приобрел экстремизм на основе радикальных течений ислама. Одной из мер стабилизации сложившейся обстановки является разработка и принятие на региональном и муниципальном уровнях целевых программ, направленных на формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, а также предупреждение политических, межнациональных и иных конфликтов. Стратегия противодействия экстремизму прямо указывает на необходимость их принятия.
Руководители территориальных органов МВД России призваны внести в эти программы свои предложения с учетом специфики региона, муниципального образования и своеобразия направлений экстремистской деятельности на обслуживаемой территории.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и Стратегии противодействия экстремизму подчеркивается важность последовательного осуществления комплексного подхода к противодействию экстремизму, который включает следующие направления:
— принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
— выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Стратегия противодействия экстремизму детализирует этот подход и раскрывает основные мероприятия, предлагаемые к реализации в следующих сферах:
— законодательной деятельности;
— правоохранительной деятельности;
— государственной миграционной политики;
— государственной информационной политики;
— образования и государственной молодежной политики;
— государственной и культурной политики;
— международного сотрудничества.
Результаты проведенного выборочного исследования показывают, что органы внутренних дел, действующие на основе комплексного подхода, имеют высокие показатели в оперативно-служебной деятельности. При этом комплексный подход предполагает объединение усилий всех правоохранительных и иных государственных органов для своевременного выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
Актуальной задачей в современных условиях выступает противодействие проникновению из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих не только собственную исключительность, но и насильственные методы распространения этой веры. «Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей запрещенных международных экстремистских и террористических организаций. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, не относящиеся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличающиеся религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников» [4].
Для противодействия распространению экстремизма на основе радикальных течений ислама, дестабилизации ситуации в стране территориальным органам МВД России необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
— получение сотрудниками знаний и представлений об особенностях ислама в целом и о содержании радикальных течений ислама, проявляющих себя на территории России в частности;
— изучение сотрудниками основных положений идеологии радикальных течений ислама, а также методов, форм, субъектов пропагандистской деятельности;
— последовательное противодействие попыткам использования средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, в целях распространения идеологии на основе радикальных течений ислама;
— участие сотрудников органов внутренних дел в контрпропагандистской деятельности, направленной на разоблачение положений и тезисов «джихадистской» идеологии, проповедующей ведение беспощадной борьбы против «неверных»; последовательная дискредитация идеологов терроризма и экстремизма;
— создание и развитие банков данных о религиозных объединениях, структурах экстремистской направленности, их лидерах и активистах, каналах финансирования и материально-технического обеспечения, о мусульманских спортивных юношеских и детских лагерях, о деятельности так называемых «джамаатов» — мусульманских объединений;
— оказание поддержки исламским структурам, ориентированным на традиционные цен-
ности наций и этносов России;
— вскрытие связей экстремистских структур с представителями криминальных объединений; схем лоббирования в негосударственных структурах и госаппарате в интересах экстремистских организаций;
— контроль за выездом и возвращением активистов и членов структур и объединений, склонных к экстремистской деятельности;
— мониторинг ситуации в среде мигрантов, выявление лиц, осуществляющих организационную и пропагандистскую деятельность экстремистской и террористической направленности;
— усиление взаимодействия со структурами гражданского общества, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями патриотической направленности в противодействии экстремизму.
Приоритетной задачей для правоохранительных органов и органов власти на всех уровнях является предупреждение и пресечение деятельности экстремистских структур в молодежной среде. Молодежь выступает важнейшей адресной группой устремлений идеологов, пропагандистов и вербовщиков экстремистских и террористических объединений.
Важным условием эффективности работы по профилактике преступлений экстремистской направленности является реализация ряда мер, способствующих минимизации последствий экстремизма в нашей стране. К таким мерам следует отнести проведение органами внутренних дел и органами государственной власти согласованной политики в отношении молодежи, а именно: разработка и реализация специальных программ поддержки молодежи, повышающих ее гражданскую активность, способствующих расширению возможностей выбора путей самореализации в сфере трудоустройства. Только в этом случае возможно эффективное противодействие экстремизму в молодежной среде.
Подводя итог, следует отметить, что МВД России рассматривает противодействие экстремизму как одно из приоритетных направлений деятельности территориальных органов внутренних дел. Повышение ее эффективности предполагает разработку и принятие комплекса правовых, организационных и профилактических мер, реализуемых с участием всех правоохранительных и иных государственных органов, а также органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Список литературы:
1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай,
15 июня 2001 г.) // СЗ РФ. 2003. № 41. Ст. 3947. 6.
2. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) //
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031. 7.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.
4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. 8. № Пр-2753) // СПС КонсультантПлюс.
5. Баранов В. В. К вопросу о построении автома- 9. тизированной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений руководителя органа внутренних дел в сфере
борьбы с экстремизмом // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31). Верещагин В. Ю., Лабунец М. И. Политический экстремизм в контексте модернизации современной российской государственности // Философия права. 2002. № 2. Демин Г. И., Кибак Г. И. Совершенствование управления органами внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений экстремистской направленности, имеющих большой общественный резонанс // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).
Истомин А. Ф, Лопаткин Д. А К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7. Сергун Е. П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2.
E-mail: bellatomina@mail.ru
20