Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
4'2016
14.2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Маздогова Заира Зауровна, канд. полит. наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
mazdogova@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей образовательных организаций по участию в решении задач противодействия терроризму. В статье предлагаются направления по реализации мер противодействия терроризму в образовательных организациях, обеспечивающих устойчивость развития. Актуальность темы обусловлена существующей сегодня проблемой распространения идеологии терроризма и низкой степенью исследования возможностей участия образовательных организаций в противодействии терроризму в целом, и его идеологии - в частности.
Ключевые слова: нормативно-правовой акт, противодействие экстремизму, профилактика терроризма, образование, государственная политика, образовательные организации, молодежь.
COUNTERING EXTREMISM AND PREVENTION OF TERRORISM IN THE MODERN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Mazdogova Zaira Z., PhD, associate Professor Work place: North-Caucasian Institute for Advanced Studies. Branch Office of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
mazdogova@mail.ru
Annotation: This article analyzes the possibilities of educational institutions to participate in the task of combating terrorism. The article proposes directions for the implementation of counter-terrorism measures in the educational institutions that provide development of resistance. Relevance of the topic due to the currently existing problem of terrorism and the spread of the ideology of low degree study opportunities for participation of educational institutions in combating terrorism in general, and its ideology - in particular.
Keywords: legal act, combating extremism, terrorism prevention, education, public policy, educational organizations, youth.
Реалии сегодняшнего дают возможность прийти к выводу, что терроризм и экстремизм используются в качестве инструментов для достижения определённых целей. Терроризм и экстремизм в современном мире приобрели национальный, международный характер. Это явление нашей современности несёт в себе угрозу трансформации сложившихся норм международных отношений, угрозу обществу и личности.
В России сегодня создана и функционирует система противодействия экстремизму и терроризму. Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
В России вопросами противодействия экстремизму и терроризму занимается ряд органов государственной власти. Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России), основная функция которого - организация и координация антитеррористической деятельности в стране. ГУПЭ МВД России также осуществляет организацию борьбы с преступлениями экстремистской и террористической направленности и обеспечивает организационно-методическое руководство соответствующими подразделениями на местах.
А так же, Указом Президента 29 июля 2011 года создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму, председателем которой по должности является Министр внутренних дел Российской Федерации.
Это - межведомственный орган, образованный как субъект реализации политики нашего государства, касающейся противодействия экстремизму и профилактики терроризма. Кроме того, в профилактике терроризма деятельности участвуют также иные подразделения МВД России, в пределах их компетенции, а также: органы прокуратуры, Федеральной службы безопасности, юстиции, институты гражданского общества и др.
Но кто бы ни занимался противодействием экстремизму, к субъекту данной деятельности предъявляются требования по соблюдению общих принципов:
Маздогова З. З.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
- соблюдение и защита прав и свобод физических и юридических лиц;
- законность;
- гласность;
- приоритетность обеспечения безопасности страны;
- приоритетность превентивных мер по отношению к экстремизму;
- сотрудничество органов государства и общественных организаций и граждан в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за экстремистскую и террористическую деятельность.
Концепция противодействия терроризму в качестве основных задач противодействия терроризму определяет следующие:
а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий [6].
Теперь перейдем к рассмотрению основных возможностей образовательных организаций в решении задач противодействия терроризму? Образование и образовательные организации не могут оставаться в стороне от решения проблем терроризма.
Анализ нормативно-правовой базы, относящейся к противодействию терроризму в сфере образования, позволяет сделать вывод о том, что все меры сводятся к предупреждению терроризма в образовательных организациях. При этом сложно отыскать подходы, обеспечивающие реализацию в образовательных программах задач, определённых в документах, составляющих правовую основу системы противодействия терроризму[4].
Одним из принципов в сфере образования законодательно, в ст.3 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации», закреплён принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод. Наряду с этим, анализ соответствия базовых компетенций образовательных стандартов различных уровней и видов образования в различных странах, принципам образования, не в полной мере отражает потребности общества, личности в приобретении определенных знаний, умений и навыков, позволяющих реализовывать устойчивое развитие государства [4].
Иными словами, сегодня образование не успевает за динамичным развитием общества и общественных отношений. Одной из главных причин способствующих распространению терроризма является недостаточное внимание к проблемам распространения терроризма образования и образовательных организаций. Все меры сегодня зачастую сводятся к выполнению плановых мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, больше предназначенных для отчетности.
В последнее время все чаще мы становимся свидетелями случаев вовлечения молодых людей в террористическую и экстремистскую деятельность. Система образования должна обращать внимание молодежи на порочность экстремисткой идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистическую идеологию и мораль, наполнять жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, создавать условия для нормальной полноценной творческой жизни, развивать способности самоанализа, критического мышления, научного склада ума, логики, используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей.
Цели и задачи деятельности образовательных организаций по профилактике экстремизма в молодежной среде должны состоять из следующего:
- создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;
- создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создание условий для повышения жизненных шансов молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- развитие конструктивной социальной активности студентов; развитие позитивных молодежных общественных объединений, движений, групп;
- создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.
Увеличение возможностей для получения достойного образования молодыми людьми, их трудоустройстве осознание того, что они являются важной частью государственной политики, все это и многое другое будет способствовать предупреждению вовлечения большого числа молодежи в экстремистскую деятельность. Продуманная и грамотная молодежная политика, которая проводилась бы не только на бумагах. Участие молодежи в управлении муниципальны-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
4'2016
ми образованиями, а также возможность участия их в общественных советах.
Качественный, да и количественный состав экстремистских организаций за последнее десятилетие сильно изменился. Сегодня среди членов таких организаций молодежь из благополучных не только в социальном, но и в экономическом отношении семей, чему много примеров на Северном Кавказе. Кроме этого считалось, что в экстремистские организации вступают молодые люди малообразованные, или не имеющие образования вообще, однако практика показывает, что сегодня в составе экстремистских организаций молодежь, имеющая высшее образование не редко юридическое, многие являются мастерами спорта. [7,с.20].
В связи с вышеизложенным первостепенными задачами являются:
- повышение правовой культуры молодежи как основы толерантного сознания и поведения;
- формирование в среде молодежи принципов уважения и соблюдения прав человека;
- государственные органы, общественные и религиозные организации обладают всеми средствами для обеспечения согласия и мира на территории нашего государства, а также только государству под силу использование всех законных методов для противодействия экстремизму и профилактике терроризма.
В заключении хотелось бы подвести итог и сказать, что роль образовательных организаций в противодействии терроризму нуждается в переоценке, образовательным организациям необходимо вырабатывать формы и методы формирования антитеррористической идеологии. Необходимо внесение изменений в содержание образования в части ФГОС, образовательных программ и планов с учётом существующих вызовов и угроз терроризма. Органам управления образованием и антитеррористической борьбы необходимо совершенствовать взаимодействие при решении задач предупреждения терроризма и проведения антитеррористических операций на территории образовательных организаций. Важным направлением в профилактике религиозного экстремизма в России также является повышение квалификации педагогов. Комплекс мер для педагогов, возможно, систематизировать на основе уже имеющегося теоретического материала научных исследований. [8,с.124].
Список литературы:
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации: «О противодействии экстремистской деятельности». № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 148-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-Ф3, от 10.05.2007 N 71-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ) // URL:http://www. consultant.ru.
3. Бедарев, К.В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма/ К.В. Бедарев// Административное право и процесс.-2013.-№ 30. // URL:http://www. consultant.ru.
4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации ком-петентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
5. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. - 2008. - № 5.
6. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. РГ, 20 октября 2009 г.
7. Маздогова, З.З. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений/ З.З. Маздогова // Юристъ-Правоведъ. - 2014.- № 4. С. 20.
8. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму / М.Х. Шхагапсоева // Теория и практика общественного развития - 2014.- № 14. С. 121-124.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в современных образовательных организациях», подготовленную, канд. полит. наук Маздоговой З.З. Статья посвящена анализу возможностей образовательных организаций по участию в решении задач противодействия терроризму. В статье предлагаются направления по реализации мер противодействия терроризму в образовательных организациях, обеспечивающих устойчивость развития. Актуальность темы обусловлена существующей сегодня проблемой распространения идеологии терроризма и низкой степенью исследования возможностей участия образовательных организаций в противодействии терроризму в целом, и его идеологии - в частности.
Сегодня образование не успевает за динамичным развитием общества и общественных отношений. Одной из главных причин способствующих распространению терроризма является недостаточное внимание к проблемам распространения терроризма образования и образовательных организаций. Все меры сегодня зачастую сводятся к выполнению плановых мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, больше предназначенных для отчетности. Именно на такие проблемные моменты и основные возможности образовательных организаций в решении задач противодействия терроризму, автор обратил внимание в своей статье.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что статья Маздоговой З.З. по форме и содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к изданию.
Начальник кафедры ГиГПД СКИ(ф) КрУ МВД России кандидат юридических наук подполковник полиции
Карданов Р.Р.