В статье анализируются двойственная природа инноваций и возможности обеспечения экономической эффективности компаний-производителей на продовольственном рынке, зарубежный опыт регулирования производства и реализации продовольственных товаров в соответствии с принципами здорового питания.
Авторами статьи предложены подходы по серьезной коррекции государственной продовольственной политики России для обеспечения продовольственной безопасности страны и здоровья населения.
Ключевые слова: инновации, продовольственная безопасность, пищевые добавки
Против «мусорной еды»:
метаморфозы пищевой индустрии и продовольственная безопасность
Н.И. УСЕНКО, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] В.М. ПОЗНЯКОВСКИЙ, доктор биологических наук, Кемеровский институт пищевой промышленности. E-mail: [email protected]
«Я купил на завтрак в автомате-буфете лучшее из того, что мне могли предложить: синтетический фруктовый сок, подогретый бисквит и порошковое молоко».
Бен Бова «Властелины погоды»
Рынок потребительских товаров необъятен, и уже невозможно представить, что совсем недавно мы обходились без компьютеров, современной бытовой техники, мобильных телефонов. Однако если судьба забросит вас на необитаемый остров, то станет понятным, что без всего этого вполне можно жить. А вот без чего нельзя, так это без воды и пищи.
За всю историю человечества потребность в пище не потеряла своего значения, однако новые технологические уклады сформировали новые виды продовольственной продукции, определив образ жизни современного человека (особенно в городах и мегаполисах), ориентированного на потребление пищи, приготовленной промышленным способом. Деятельность пищевой индустрии напрямую влияет на характер жизнедеятельности человека, его здоровье, работоспособность, настрое-
1 Бенджамен Уильям Бова (Бен Бова) - один из крупнейших американских писателей-фантастов. Роман «Властелины погоды» написан в 1967 г.
ЭКО. - 2012. - №8
УСЕНКО Н.И., ПОЗНЯКОВСКИЙ В.М.
ние и удовольствие, поэтому перед пищевой индустрией всегда стояли и стоят задачи расширения ассортимента, создания новых высокотехнологичных продуктов питания, удовлетворяющих разнообразные потребительские предпочтения.
Инновации и продовольственная безопасность
Для отраслей пищевой промышленности процесс нововведений, связанный с разработкой и внедрением в производство новых видов продукции, - стратегический параметр развития, поскольку является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности производства и экспансии на новых рынках.
Так, в подразделениях крупнейшей в мире компании по производству продуктов питания Unilever (в России наиболее известны следующие торговые марки: Calve, Lipton, Brooke Bond, Rama, «Инмарко», «Балтимор», «Пышка»), являющейся мировым лидером в исследованиях и разработках, в США, Великобритании, Нидерландах, Индии и Китае работают 1300 ученых, которые заняты новаторскими исследованиями, необходимыми для создания новых успешных видов продукции2.
Считается, что любые инновации позитивны, но применительно к рынку продовольственных товаров этот подход не учитывает двойственность инноваций. Создание новых и усовершенствованных продуктов повышает эффективность финансово-хозяйственной деятельности операторов продовольственного рынка (в сфере производства и товарного обращения), но, при всей их привлекательности, новые продукты могут отрицательно влиять на здоровье потребителей.
К сожалению, проблемы формирования важнейшего, с точки зрения жизнеобеспечения, рынка продовольственных товаров, зачастую остаются «в тени», редко и недостаточно глубоко затрагиваются на научном и государственном управленческом уровне. Между тем блестящий фасад розничной торговли с широчайшим ассортиментом продовольственных товаров скрывает ряд серьезных проблем продовольственного обеспечения в России. Поэтому необходима оценка результатов инновационной деятельности
2 Официальный сайт компании Unilever. URL: http://www.unilever.ru/ innovation/buildingthefuture/default.aspx
и с позиции продовольственной безопасности - физической и экономической доступности, стабильности, качества и безопасности продуктов питания.
Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в глобальном масштабе впервые были озвучены в 1943 г. на конференции по продовольствию и сельскому хозяйству в США (г. Хот-Спрингс), где была принята концепция надежного обеспечения каждого члена общества достаточным количеством полноценных продуктов питания. Понятие обеспеченности продовольствием трактуется не только как совокупность предложения (или дефицит) продовольствия на региональном, национальном либо глобальном уровне, но и все шире применяется на уровне городов, населенных пунктов, домохозяйств и индивидуумов3.
Основу формирования национального рынка продовольственных товаров представляет их промышленное производство, что определяет потом уровень физической доступности продовольствия4.
Под иностранными брендами
Сейчас в нашей стране торговля насыщена, в основном, продуктами питания, произведенными на территории России. Однако на начальном этапе рыночных преобразований вопросы продовольственного обеспечения населения страны решались за счет беспрецедентного объема импорта продуктов (52-54%)5. А в отечественной пищевой индустрии произошло значительное падение объемов производства, особенно в таких отраслях, как мясная, молочная, маслосыродельная. Сложная обстановка сложилась в регионах ресурсного типа. Так, например, в Кузбассе в 1996 г. в сравнении с 1991г.
3 Вайнгертнер Л. Концепция продовольственной безопасности и полноценного питания. - URL: http://www2.gtz.de/dokumente/bib-2009/gtz2009-0920ru-food-nutrition-security.pdf
4 Под термином «физическая доступность» подразумевается физическое существование продовольствия: либо собственного производства, либо приобретаемого на рынке. На национальном уровне наличие продуктов питания обеспечивается внутренним производством продовольствия, импортом, продовольственной помощью, внутренними запасами продовольствия.
5 Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России.- М.: Юристъ, 1999. - 384 с.
производство мяса уменьшилось в 3 раза, колбасных изделий - в 10 раз, цельномолочной продукции - в 4,5 раза6.
В этих условиях предприятия розничной торговли на более выгодных условиях предпочитали закупать импортные товары с более длительными сроками хранения, лучшей упаковкой и привлекательным дизайном. Часто это были совсем новые на российском рынке товары - жевательная резинка, кока-кола, сосиски, окорочка, замороженная пицца, йогурты, молоко длительного хранения, пиво, соусы, чаи и кофе, приправы, супы, лапша и каши быстрого приготовления, бульонные кубики и др.
Кризис августа 1998 г. резко снизил эффективность импорта продовольствия, вызвав процессы импортозамещения, особенно в пивной, кондитерской, макаронной, табачной подотраслях. Из-за короткого производственного цикла и быстрой окупаемости вложенных средств пищевая отрасль представляет одну из наиболее привлекательных сфер приложения для иностранных инвестиций. Этот процесс стимулировали фантастически огромная емкость рынка продовольственных товаров в России, стране, занимающей по территории 1-е место в мире, а также отсутствие в отечественном законодательстве ограничений на вложение капитала в отрасли, не относящиеся к стратегическим.
Иностранными инвесторами были вложены огромные средства в покупку акций пищевых предприятий, их развитие, техническую модернизацию и реконструкцию. В результате на большинстве пищевых предприятий, которые испытывали катастрофическую нехватку оборотных средств и были обременены значительными долгами, отечественных собственников сменили иностранные. В 1998 г. по объему прямых инвестиций отрасль заняла 1-е место (35,5%). В первом полугодии 1999 г. темпы роста капитальных вложений в пищевую промышленность остались на высоком уровне и составили 45% при среднем росте инвестиций в экономике в 2%7.
6 Рассчитано по стат. сб.: Кузбасс - 1992. Стат. сб., Госкомстат РФ, Кемеровское областное управление статистики. - Кемерово, 1993; Социально-экономическое положение Кемеровской области, 1996 г., Кемеровский областной комитет гос. статистики. - Кемерово, 1997.
7 Антонов В., Колосов А. Глобализация мирового рынка пищевой продукции// Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 6.
Исследование консалтинговой компании «Ernst & Young» показало, что в 2006 г. более 80% респондентов подтверждают привлекательность пищевых предприятий для инвесторов. Доля капиталовложений иностранного сектора в эту отрасль к 2005 г., по оценкам некоторых исследователей, составила 52%8.
Транснациональные компании смогли добиться серьезных успехов в производстве и продажах продовольствия на российском рынке, тогда как многие отечественные предприятия не выжили в новых рыночных условиях, не сумев противостоять им ни по эффективности, ни по соответствию высокотехнологичным требованиям современной торговли.
Иностранные инвестиции обеспечили необходимый финансовый рычаг для развития пищевой индустрии, а процесс сделок слияний и поглощений обусловил плавный переход к олигополии, то есть к сокращению на рынке числа мелких производителей.
Масштабный приток иностранного капитала определил высокие темпы роста в пищевой промышленности в России за последние 10-15 лет, что положительно повлияло на такие параметры продовольственной безопасности, как физическая и экономическая доступность продовольствия, стабильность обеспечения. Особенно это касается определенных динамично развивающихся секторов: это рынки пива, безалкогольных напитков, детского питания, замороженных полуфабрикатов и т.д. При этом сегмент детского питания относится к самым быстрорастущим.
В настоящее время почти все крупнейшие международные производители продуктов имеют в России свои производственные мощности, построили новые заводы или инвестировали финансовые средства в существующие предприятия на местах. Успешное применение на них международных систем контроля производства и обеспечения качества продукции, современного оборудования и организации сбыта продукции (логистика, сетевой маркетинг и др.) способствовали тому, что формирование российского рынка продовольственных товаров в значительной степени стало зависеть
8 Балацкий Е.В. «Нераспознанный бум» в динамике иностранных инвестиций в России// Международные процессы. - 2005. - № 6.
от стратегических приоритетов транснациональных компании или их подразделении.
Как отмечают Ю.В. Овчинникова и В.В. Радаев, «импорт капитала, опосредованный перемещением части мощностей глобальных производителей в Россию, приводит к формированию новой структуры потребительских рынков» 9. В результате в России утверждается новый тип потребительского поведения. Так, по данным бюджетной статистики Росстата10, за последние 10 лет уменьшается потребление хлебных и молочных продуктов, значительно растет потребление фруктов, наблюдается незначительное, но стабильное увеличение потребления рыбы (рисунок).
300 250 200 150 100 50 0
- Хлебные продукты
- Фрукты и ягоды
- Мясо и мясопродукты Молоко и молочные продукты
- Рыба и рыбопродукты
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Динамика среднедушевого потребления продуктов питания в 2000-2009 гг., кг
К сожалению, бюджетная статистика Росстата не учитывает изменений в ассортиментной структуре потребления, а потому не позволяет сделать выводы об этой динамике.
Вместе с тем многочисленные коммерческие исследования рынков продовольствия свидетельствуют о значительных объемах производства и потребления не вошедших в классификацию Росстата продуктов быстрого потребления (наиболее популярны лапша быстрого приготовления и бульонные
9 Овчинникова Ю.В, Радаев В.В. Формирование структуры продовольственного рынка России в процессе ее интеграции в мировое хозяйство // Экономический журнал ВШЭ. - 2007. - № 3. - С. 309-336.
10 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2009 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). - М., Федеральная служба государственной статистики, 2010.
кубики) или снеков. По сравнению с западными странами для России товарная категория «снеки» - достаточно новое явление, но этот продукт быстро и прочно вошел в жизнь россиян. Лидером является сегмент чипсов: по последним данным, его доля в натуральном выражении составляет 43%11.
С точки зрения авторов, органам Росстата необходимо, сохраняя преемственность в формах представления информации, вносить изменения в способы типологии и классификации продовольственных товаров, что позволит более адекватно отображать их структуру и динамику потребления.
Химия и пища: новые сегменты рынка
Для настоящего времени характерно увеличение производства продуктов питания с большим количеством искусственных заменителей натурального сырья и стабилизаторов, что позволяет произвести продукцию, готовую к употреблению, снизить издержки предприятий, увеличить сроки продаж и хранения.
Появление генномодифицированных и наноматериалов, новых видов сырья, ингредиентов и технологических добавок дает возможность уменьшить зависимость результативности сельского хозяйства от погодных условий, обеспечить производство стандартизированных видов сельскохозяйственной продукции и тем самым организовать эффективное промышленное производство высокотехнологичных продуктов питания.
У западных компаний уже накоплен серьезный опыт разработки высокотехнологичных видов продукции. В 1960-е годы концепция высокотехнологичной пищи отразилась в фантастических романах, что было связано со стремлением к освоению космоса, для чего нужны были новые виды пищи. Появилось такое понятие, как искусственная пища12. Вместе с тем высокотехнологичная пища, готовая к употреблению,
11 URL: http://infovend.ru/2011/05/obzor-rossiyskogo-ryinka-snekov
12 Пищевые продукты, которые получают из различных пищевых веществ (белков, аминокислот, липидов, углеводов), предварительно выделенных из природного сырья или полученных направленным синтезом из минерального сырья, с добавлением пищевых добавок, а также витаминов, минеральных кислот, микроэлементов и т.д.
нужна не только в космосе, но и при современном ритме жизни, когда человек много работает, и дома у него тоже есть более интересные занятия, чем приготовление еды.
Кроме того, эти научные исследования развивались, чтобы избавить человечество от возможных проблем голода, то есть считалось, что залогом продовольственной безопасности человечества на планетарном уровне является искусственная пища.
В настоящее время синтетическая пища, производимая пищевыми гигантами, предлагается под видом натуральной, а по количеству используемых химических ингредиентов пищевая индустрия превращается в химическую отрасль.
Данные метаморфозы связаны, прежде всего, с повышением экономической эффективности - это главная движущая сила инновационного процесса в пищевой индустрии, построенного, в значительной степени на принципах замены натурального сырья, в результате чего получают «новые» продукты.
В рыночных условиях рецептура продукта является коммерческой тайной, поскольку от этого во многом зависят величина и география рыночной ниши компании, возможности экспансии на товарном рынке и эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому технические регламенты, которыми заменили ГОСТы, устанавливают теперь лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие биологическую, химическую и радиационную безопасность продуктов питания.
Например, колбаса может быть признана безопасной для потребления, но кроме мяса содержать значительное количество разнообразных ингредиентов, улучшающих «продаваемые» свойства колбасных изделий. Поэтому создание многих «новых видов» продукции сопровождается заменой в традиционных рецептурах дорогих составляющих на более дешевые. Так, ради удешевления продукции подавляющее большинство производителей молочной отрасли стали заменять молочный жир пальмовым маслом, которое гораздо дешевле молока, поэтому российское молоко в этих условиях зачастую не находит сбыта. Пальмовое масло широко используется также в кондитерских изделиях и выпечке длительного хранения. В Россию поставляется более миллиона тонн масел тропического
происхождения, хотя многие эксперты указывают, что они негативно влияют на здоровье.
Стоит отметить, что ориентация крупных пищевых производителей на импортное сырье (помимо тропических масел это и значительные объемы мясного сырья, сухого молока и т.д.) приводит к деградации российского сельского хозяйства, что ставит под сомнение реализацию Доктрины продовольственной безопасности России в части уровня сельскохозяйственного производства, предназначенного для внутреннего потребления.
В настоящее время при разработке новых видов продовольствия в их состав закладывается использование пищевых добавок, трансжиров. В сфере АПК применяются антибиотики, гормональные препараты, генетически модифицированные организмы (ГМО). Продукты питания, изготовленные промышленным образом, могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье потребителей, поскольку на предприятиях пищевой промышленности в основном завершается цепочка переработки сельскохозяйственного сырья (как отечественного, так и импортного), которое может содержать вредные вещества.
Нередки скандалы вокруг качества продукции крупнейших продовольственных компаний. В России очень активна Общенациональная организация генетической безопасности, которая обнаруживала превышение допустимых норм по микробиологическим показателям в продукции Danone и Valio, а также обвиняла в использовании ГМО, кроме Nestle, еще Gerber и Semper. Во многих странах пытаются повлиять на эти процессы через поддержку производства экологического продовольствия.
Появление «новых продуктов» обеспечило разнообразие предложения на рынке продовольствия. Вместе с тем при монополизации стало возможным манипулирование потребительским поведением: увеличение покупок новых, эффективных, с точки зрения производства, видов продуктов питания, но с точки зрения потребителей - в лучшем случае бесполезных, а в худшем - вредных для здоровья.
Пищевые соблазны человечества, пристрастие людей к пище с выраженным и ярким вкусом привели к стремительному
развитию в конце ХХ века индустрии пищевкусовых добавок. Известно, что в мозгу имеется центр удовольствия, необходимый для выживания. Если бы человек не получал удовольствия от еды, когда голоден, то он не заботился бы о жизненно важных потребностях организма.
В далеком прошлом центр удовольствия помогал определять, что более полезно для человека. Сегодня же сладкая, жирная, аппетитная еда повсюду наготове сбить с толку. Крупнейшие транснациональные компании, имеющие в своем составе мощные научно-исследовательские центры, разрабатывают новые виды продуктов, искусно преобразуя слабости человека в доходы компаний. «Мусорная еда» (junk food) -такое название приобрела данная продукция, и спрос на нее во всем мире стремительно растет.
Такая продукция, обычно имеющая высокую степень «химизации» и низкую «полезность», обладает магнетическим влиянием на потребителя из-за яркого вкуса. Так, результаты опроса, проведенного студентами Кемеровского института (филиал) Российского торгово-экономического университета в 2011 г., показали, что молодежь все больше потребляет неполезную и не соответствующую принципам здорового питания пищу - чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления и т.д. А молодежь в структуре российского общества составляет около 20%.
Чаще всего для улучшения «продаваемости» продуктов пищевые компании используют специальные добавки13, которые ориентированы на улучшение потребительских свойств - изменение, усиление или придание продуктам питания требуемого запаха и вкуса, привлекательного вида, усиливают и восстанавливают цвет, сохраняют необходимую консистенцию, повышают вязкость, создают и поддерживают однородную смесь из тех продуктов, которые не смешиваются в природе, борются с процессом окисления, оказывают антибактериальное действие, увеличивая сроки хранения и т.д.
13 Каждая пищевая добавка (ПД) имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «Е», в соответствии с системой нумерации международной классификации - Кодекс Алиментариус.
Но при этом уже становится очевидным их отрицательное влияние на здоровье, поэтому все больше людей обращают внимание на содержание этикетки и маркировки товара, изучают состав продукции, особенно перечень пищевых добавок.
Так, Европейская комиссия разрабатывает рекомендации по изготовлению этикеток для продовольственных товаров с целью сокращения потребления насыщенных жирных кислот, трансжиров и сахара потребителями. Агентство по пищевым стандартам Великобритании рекомендует «светофорную маркировку»: на этикетках, по аналогии со светофором, используются три хорошо знакомых цвета. Конфедерацией пищевой и питьевой отрасли Европейского союза разработан формат этикетки, на которой указаны рекомендованные дневные порции, количество калорий, сахара, жиров, соли в граммах и процентах от необходимого суточного объема.
Однако большие группы потребителей, прежде всего дети, абсолютно равнодушны к составу продукта, но живо реагируют на вкус, цвет, рекламу, что вызывает большую озабоченность у общества.
Специалисты университета Саутгемптон, исследовавшие наиболее популярные добавки, используемые в пищевом производстве, представили результаты эксперимента в распоряжение Агентства по пищевым стандартам Великобритании, которое приостановило использование более половины из них. Согласно результатам исследования, ряд пищевых добавок (Е211, Е102, Е104, Е110, Е122, Е129) вызывают «гиперактивность» в поведении детей14.
Следует обратить внимание на то, что некоторые пищевые добавки, такие как Е124, Е129, Е132 и др., запрещенные в ряде стран, разрешены к использованию на территории России.
Е124 (Понсо 4R, пунцовый 4R, кошенилевый красный А; англ. new coccine, нем., фр. ponceau 4R) - пищевая добавка, относится к группе красителей. В России запрещена для окрашивания лекарственных препаратов, но разрешена в качестве пищевого красителя для пищевых продуктов.
В США, Финляндии, Норвегии и некоторых других странах этот краситель включен в список запрещенных веществ как канцероген, который может спровоцировать развитие онкологических заболеваний. Кроме того, добавка Е124 является сильным аллергеном. Она может вызвать анафилактический шок или приступ удушья у астматиков и людей с непереносимостью аспирина.
14 URL: htpp://foodservice-nfo.ru/job/sample.phtml&n-1115&ch-obs
E129 (красный очаровательный АС, Allura Red AC). Производится преимущественно из продуктов нефтепереработки. Краситель Е129 иногда может вызывать проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивность у детей. Запрещен для использования в пищевой промышленности в девяти странах Европы и ряде других стран, но разрешен в России.
E132 (индигокармин) - хорошо растворимая в воде соль, в зависимости от уровня кислотности меняющая цвет от ярко-синего до желтого. Индигокармин является канцерогеном, поэтому его не рекомендуется использовать для приготовления пищи детям. Кроме того, вызывает гиперактивность, проблемы с сердцем, тошноту. Провоцирует приступы удушья у астматиков и вызывает серьезные аллергические реакции.
E142 (зеленый S) - синтетическое вещество зеленого цвета. В пищевой промышленности используется как краситель при производстве безалкогольных напитков в стеклянных бутылках, мороженого. Добавляется при изготовлении сухого печенья, выпечки, кондитерских изделий. В пищевой промышленности используется в качестве красителя при изготовлении мятного соуса и консервированного горошка и фруктов. А также добавляется при производстве мороженого (например, фруктовый лед), десертов.
Используется в производстве сухих супов, рыбного фарша, сухих закусок на основе картофеля, приправ, полуфабрикатов. Добавляется в горчицу, рыбную икру, пряные закуски.
Запрещён как пищевая добавка в Канаде, США, Японии и Норвегии, так как может привести к аллергическим реакциям. В России эта добавка разрешена. Это одна из добавок, которую рекомендуется исключить из рациона детей с целью предупреждения реакции гиперактивности.
Сладости и слабости.
Зарубежный опыт регулирующих налогов
В ряде европейских стран введены налоги на производство продуктов питания с повышенным содержанием соли, сахара или жиров, не соответствующих принципам здорового питания. Это отражает озабоченность общества отрицательными последствиями данной продукции для здоровья населения и желанием снизить объемы ее потребления.
Венгрия. С введением налога на продукты питания с избыточно высоким содержанием соли, сахара или жиров власти страны рассчитывают, что в 2012 г. в бюджет поступит до 5 млрд форинтов (почти 17 млн евро). В 2013 г., как ожидается, поступления от «налога на чипсы» могут составить до 30 млрд форинтов. Выплачивать налог должны будут производители или импортеры продуктов иностранного производства15.
15 URL: http://world.lb.ua/news/2011/07/13/105863_v_vengrii_poyavilsya nalog_na_chips.html?print
Венгерское правительство ожидает, что за счет увеличения налоговой нагрузки на производителей население снизит потребление вредных для здоровья продуктов. Под действие закона подпадают соленые орехи, энергетические напитки, мороженое, шоколад, сухие суповые концентраты.
Дания. Это первая страна в Евросоюзе, которая ввела налоги на сладости и шоколад, прохладительные (содовые) напитки, мороженое, а также на продукты с высоким содержанием жиров в целях борьбы с нездоровым питанием и повышения продолжительности жизни датчан. Налог рассчитывается по массе содержащихся в продукте жиров и составит 16 датских крон (2,90 долл.) за килограмм насыщенного жира. Предполагается, что введение «жирового налога» приведёт к увеличению цен на гамбургеры примерно на 0,15 долл., сливочное масло подорожает на 0,40 долл.16
Финляндия. Введены налоги на сладости и лимонады, за счет которых стоимость набора конфет весом 200 г повысится на 15 центов, бутылки лимонада - на 4 цента, 1 л мороженого - на 45 центов17.
Применение в странах Евросоюза регулирующих налогов на выпуск пищевой продукции представляется целесообразной и своевременной мерой. В России введение такой системы налогообложения производителей и импортеров продуктов питания, крупных интегрированных компаний, не менее актуально, чем в европейских странах.
Однако анализ систем налогообложения показал, что они наиболее эффективно выполняют фискальную функцию. Введение налога по принципу таможенного сбора однозначно приводит к увеличению цен на продукты питания и может спровоцировать социальное недовольство. Кроме того, производители могут повысить цены на выпускаемую продукцию в целом для компенсации дополнительного налогового бремени. Поэтому необходим критический анализ зарубежного опыта.
Рассмотрим следующие подходы к повышению эффективности воздействия данных видов налогов на инновационные приоритеты производителей продовольствия.
■ Выбор продукции для налогообложения. Должна более четко определяться продукция, подлежащая налогообложению. Икра - тоже соленая, но полезная, сливочное
16 таь: http://news.mail.ru/economics/6963513/
17 иЯЬ: http://karelinform.ru
Таблица 2. Примеры ставок регулирующих налогов в Венгрии в 2011 г., долл./кг
Продукция Ставка
Энергетические напитки, л 1,63
Чипсы и снеки 2,0
Мороженое 0,5
Быстрые супы 2,6
натуральное масло - это совсем не то, что спред. Шоколадные конфеты из натуральных ингредиентов и кондитерские изделия на трансжирах находятся на разных полюсах полезности. Нужно взять под контроль создание «мусорной еды». При этом должны быть определены способы выявления уровня химизации или полезности.
■ Использование принципов возмещения НДС. Следует подумать о возмещении налога на добавленную стоимость (как в случае экспортной выручки) для предприятий, выпускающих как традиционную, так и новую продукцию не за счет «химизации» производства, а посредством внедрения процессных инноваций, позволяющих снизить издержки, при максимальном сохранении полезных свойств натурального продовольственного сырья.
■ Объектом налогообложения должны стать крупные компании, занимающие значимую долю на рынке, поскольку их продукция в большей степени определяет структуру потребления населения.
Государственное регулирование качества и безопасности пищевых продуктов
Предлагаем следующие подходы к совершенствованию государственного регулирования, направленные на обеспечение продовольственной безопасности страны и здоровья населения.
1. Стандартизация, максимально ограничивающая использование вредных добавок и веществ.
2. Гармонизация российских и международных стандартов качества продовольствия, при этом Россия должна перенимать только те стандарты, которые являются более жесткими, чем в нашей стране.
3. Формирование продуктовой политики с учетом принципов автохтонности рынков продовольствия18.
4. Проектирование национального механизма поддержки производства экологически чистых продуктов.
5. Сертификация новых видов продукции с учетом показателей химизации и полезности. Технические регламенты должны устанавливать предельную норму химизации.
18 Автохтонность, автохтонный (от др.-греч. аито^ - сам и - земля -
местный, коренной) - принадлежащий по происхождению данной территории, местный, коренной по происхождению.
Введение в технические регламенты понятия «синтетическая пища».
6. Внедрение системы регулирующих налогов на «синтетическую пищу», продукцию с высоким уровнем химизации.
7. Использование нового критерия в системе госзакупок продовольственных товаров для детских и больничных учреждений - оценку условий поставок с учетом степени химизации и полезности.
8. Внедрение системы маркеров на продукцию, не соответствующую принципам здорового питания, распространение социальной рекламы в средствах массовой информации
и торговых объектах с использованием зарубежного опыта.
* * *
К настоящему времени наступает осознание обществом последствий увеличения производства «мусорной» пищи (junk food). Однако истинные масштабы проблем еще не прогнозируются, хотя они напрямую связаны с вопросами обеспечения продовольственной безопасности, и корни данной проблемы - в значительной степени, экономические.
Мир изменился, и старые рекомендации в части развития рынка продовольствия больше не срабатывают. Чтобы промышленное производство продуктов питания обеспечивало современный уровень безопасности и качества продукции, нужны новые решения, от которых зависят благополучие и качество жизни людей. Нужно иметь смелость встать на пути разрушающей деятельности транснациональных компаний, производящих «мусорную еду». Нельзя пренебрегать здо-