Научная статья на тему 'Протесты в России: СМИ и реакция властей'

Протесты в России: СМИ и реакция властей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1765
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРОТЕСТ / PROTEST / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ / MEDIA COVERAGE / СМИ / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролов Александр Альбертович, Палагичева Ася Владимировна, Барский Яков Васильевич

В современном обществе влияние информации, коммуникации и распространения знания на общественно-политические процессы крайне высоко. Протест в российском обществе является естественным и неотъемлемым компонентом политического развития демократического государства. По мере научно-технического развития граждане, представители органов власти и гражданские активисты на постоянной основе используют электронные средства коммуникации в своей работе и жизни. Помимо сторон (субъектов) конфликта, значимую роль в протестном процессе играют средства массовой информации. В статье рассмотрен ряд исследований протестных кампаний: «Марш за права москвичей»; «Марш мира» и протесты дальнобойщиков, протесты против «Пакета Яровой», протесты 26 января 2017 года против коррупции и протесты вокруг Исаакиевского собора. Результаты серии исследований говорят о минимальной степени вовлеченности крупных федеральных телевизионных СМИ в процесс информационного освещения этих событий. Отсутствие информации о протестных акциях граждан вокруг предметов их конфликта создает условия для дифференциации восприятия общественно-политических процессов, реакции на массовые общественные мероприятия и политического поведения россиян. Генерируя опыт исследования протестных кейсов, можно сделать прогноз о создании предпосылок для возможности появления конфликта, предметом которого является убежденность в правильности той или иной модели политического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фролов Александр Альбертович, Палагичева Ася Владимировна, Барский Яков Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTS IN RUSSIA: THE MEDIA AND THE AUTHORITIES'' RESPONSE

In modern society, the influence of information, communication and dissemination of knowledge on socio-political processes is extremely high. The protest in the Russian society is a natural and integral component of the political development of a democratic state. As scientific and technological development of citizens, representatives of authorities and civil society activists on an ongoing basis using electronic communication tools in their work and life. In addition to the parties (subjects) of the conflict, a significant role in the protest process is played by the media. The article reviewed a number of studies of protest campaigns: "March for rights of Moscow's citizens"; "March of peace" and the protests of truckers, protests against the «Paket Jarovoj», protests 26 January 2017 against corruption and protests around St. Isaac's Cathedral. The results of a series of studies talking about the minimum extent of involvement of major Federal television media to process the media coverage of these events. The lack of information about protest actions of citizens around the items of their conflict creates the conditions for the differentiation of the perception of socio-political processes, response to mass public event and political behavior of Russians. Generating experience of the study of protest cases, it is possible to make a prediction about the preconditions for the possibility of a conflict, the subject of which is the belief in the correctness of a particular model of political behavior.

Текст научной работы на тему «Протесты в России: СМИ и реакция властей»

А.А. Фролов, А.В. Палагичева, Я.В. Барский

ПРОТЕСТЫ В РОССИИ: СМИ И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ

Аннотация

В современном обществе влияние информации, коммуникации и распространения знания на общественно-политические процессы крайне высоко. Протест в российском обществе является естественным и неотъемлемым компонентом политического развития демократического государства. По мере научно-технического развития граждане, представители органов власти и гражданские активисты на постоянной основе используют электронные средства коммуникации в своей работе и жизни. Помимо сторон (субъектов) конфликта, значимую роль в протест-ном процессе играют средства массовой информации. В статье рассмотрен ряд исследований протестных кампаний: «Марш за права москвичей»; «Марш мира» и протесты дальнобойщиков, протесты против «Пакета Яровой», протесты 26 января 2017 года против коррупции и протесты вокруг Исаакиевского собора. Результаты серии исследований говорят о минимальной степени вовлеченности крупных федеральных телевизионных СМИ в процесс информационного освещения этих событий. Отсутствие информации о протестных акциях граждан вокруг предметов их конфликта создает условия для дифференциации восприятия общественно-политических процессов, реакции на массовые общественные мероприятия и политического поведения россиян. Генерируя опыт исследования протестных кейсов, можно сделать прогноз о создании предпосылок для возможности появления конфликта, предметом которого является убежденность в правильности той или иной

A. Frolov, A. Palagicheva, Y. Barsky

PROTESTS IN RUSSIA: THE MEDIA AND THE AUTHORITIES' RESPONSE

Abstract

In modern society, the influence of information, communication and dissemination of knowledge on socio-political processes is extremely high. The protest in the Russian society is a natural and integral component of the political development of a democratic state. As scientific and technological development of citizens, representatives of authorities and civil society activists on an ongoing basis using electronic communication tools in their work and life. In addition to the parties (subjects) of the conflict, a significant role in the protest process is played by the media. The article reviewed a number of studies of protest campaigns: "March for rights of Moscow's citizens"; "March of peace" and the protests of truckers, protests against the «Paket Jarovoj», protests 26 January 2017 against corruption and protests around St. Isaac's Cathedral. The results of a series of studies talking about the minimum extent of involvement of major Federal television media to process the media coverage of these events. The lack of information about protest actions of citizens around the items of their conflict creates the conditions for the differentiation of the perception of socio-political processes, response to mass public event and political behavior of Russians. Generating experience of the study of protest cases, it is possible to make a prediction about the preconditions for the possibility of a conflict, the subject of which is the belief in the correctness of a particular model of political behavior.

модели политического поведения.

Ключевые слова: Key words:

Гражданское общество, протест, инфор- Civil society, protest, media coverage, me-

мационное освещение, СМИ. dia.

^Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №17-33-01022 (а2) «Моделирование и индексирование протестной активности в субъектах Российской Федерации».

Особенности развития российского общества в последнее время характеризуются нарастанием социальной напряженности и увеличением протестной активности граждан. В политической науке существует множество направлений к определению протестов: политический, социальный, нормативный и др.

Политический протест представляет собой разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие сферу его интересов. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме [7, с. 51-58.]. Это форма выражения несогласия, сопротивления, неприятия господствующего политического курса, что чаще всего выражается определённой акцией, поступком, действием протестного характера [9, с. 11-14].

Социальный протест - протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило, экономического толка. Зачастую перерастает в политическую форму [5, с. 25]. Социальный протест определяется как процесс взаимодействия социальных субъектов, имеющий цель изменить какую-либо существующую ситуацию в социуме, вызывающую недовольство данных субъектов, посредством проведения ими специальных индивидуальных и коллективных акций [8, с. 233-236.].

Нормативное направление определяет протест как форму «нетрадиционного» политического поведения. Критерием для понимания традиционной и нетрадиционной формы поведения является наличие или отсутствие формальных или неформальных правил регулярного представления интересов различных групп [4, с. 23]. Протест в данном направлении видится как форма не конвенционального действия, которое противоречит законам или нормам политического устройства.

Протест можно представить, как специфичный способ коммуникации гражданского общества с органами государственной власти или бизнес структурами. Также протест можно понимать и как совокупность обладающих относительной общностью действий общественно-активных граждан, мотивированных неудовлетворенностью степени участия и возможности влияния на принимаемые органами власти решения в общественно-политических процессах [6, с. 13-16]. Анализ и диагностика протестного потенциала населения - один из значимых аспектов изучения уровня социальной напряженности. Ее рост представляет собой угрозу социальной стабильности для государства. Важным аспектом в исследовании протест-ной активности является изучение информационного освещения гражданских протестов и реакция представителей органов власти в конфликтном процессе.

Количество и специфика протестных мероприятий в России демонстрирует очередную «волну» роста протестных настроений. Можно отметить общую тенденцию всех проводимых акций протеста, а это в первую очередь - применение массовых средств коммуникаций. В эпоху постиндустриального общества информация является главенствующей компонентой политической культуры и политического поведения людей. Россия в этом контексте - не исключение. Сейчас на СМИ негласно возложена большая ответственность. От специфики информационного освещения общественно-политических процессов зависит восприятие актуальных проблем районов проживания, субъектов и международных процессов гражданами нашей страны. Значимая роль СМИ в процессе восприятия россиянами политической действительности обусловлена многими факторами. Главными являются неравномерно заселенная территория страны, и низкая степень «низовой» коммуникации.

Каналы получения политической информации россиян также разнородны: условно «старшее» поколение получает информацию посредством просмотра новостных передач и различных ток шоу, имеющих в своих сюжетах политический или политизированный предмет обсуждения. Условно «молодое» поколение в получении информации ориентировано на различные новостные Интернет-ресурсы: новостные сообщества в социальных сетях, Интернет каналы различных блоггеров и общественных деятелей и т.д.

Освещение протестных кампаний в большей степени осуществляется посредствам Интернет каналов. Также они используются и для поиска информации о протестах. «Яндекс статистика», статистика запросов на Яндексе, включающих заданное вами слово или словосочетание в период с января 2016 года по декабрь 2017 года насчитывает более 2,3 млн. поисковых сообщений по запросу «протест» [12]. При этом, крупные федеральные СМИ в освещении протестной активности россиян практически отсутствуют.

Артикуляция требований протеста, понимание несоответствия желаемой и действительной ситуации чаще всего формируются в Интернет-среде. Форма проявления может быть различной. Это может быть видеотрансляции, видео-инфографика, публикации в социальных сетях в Интернете, публикация различных фактов и данных. Применение электронных форм коммуникаций повышает эффективность деятельности гражданских активистов в распространении информации, мобилизации и поиске сторонников, что позволяет проводить масштабные протестные кампании.

Конфликт двух сторон, гражданских активистов и органов власти, сегодня априори подразумевает под собой борьбу за информационное пространство и распространение конкретных знаний, которые способны обеспечить поддержку одной или другой стороне. Таким образом, граждане вынуждены распознавать источники получаемых данных и определяться со своим доверием к ним. Вместе с развитием социальных сетей, где коммуникация, обмен информацией внутри определенных социальных групп и формирование мнения происходят в ускоренном режиме, граждане научились сравнивать данные, фильтровать их и делать свой выбор.

Важным является то, как именно в СМИ интерпретируется протест: как девиация или как легальный способ выражения недовольства и стимулирования социальных изменений [1, с. 243-261]. Мобилизационный потенциал информационного пространства проявляется различными способами. Знакомство с новостями позволяет индивидуумам формировать представление по актуальным вопросам повестки дня, политическим процессам и социальным движениям [3, с. 9]. Итак, статья направлена на то, чтобы проиллюстрировать освещение крупных протестных кампаний в СМИ за последние 5 лет.

В статье представлены результаты исследования ряда протестных кампаний, проведенного методами event-анализа и case-study. В качестве

объектов исследования выступили следующие протесты: «Марш за права москвичей», «Марш мира» и протесты дальнобойщиков, протестов против «Пакета Яровой», протесты 26 января 2017 года против коррупции и протесты вокруг Исаакиевского собора. Данные кейсы стали одними из основных протестных мероприятий в России за период с 2013 по 2017 гг. Они позволили выявить реакцию властей на протесты и охарактеризовать вариативность освещения средствами массовой информации гражданских акций.

Источником для сбора и обработки информационных сообщений СМИ о протестах стал ресурс «Яндекс-новости». Поиск и сортировка публикаций осуществлялась посредствам использования ключевых слов в поисковой строке Интернет-ресурса, что позволяло отсортировать новостные сообщения об исследуемых протестах. Кроме того, новостные сообщения были отсортированы и ограничены датами, соответствующими времени прохождения протеста. Далее контент заносился в специальные кодировочные базы.

2 марта 2013 года в центре Москвы состоялся социальный марш «За права москвичей!». Причиной этого конфликта является уменьшение степени участия горожан Москвы в общественной жизни города, а также критика политики, проводимой мэром Собяниным и Правительством Москвы.

Что касается освещения данного мероприятия в СМИ, то количество новостных публикаций социального марша увеличивалось по мере приближения к дате проведения мероприятия. В день согласования (30 новостных публикаций) марша с мэрией Москвы часть СМИ широко осветила подготовку к проведению другого мероприятия - митинга «В защиту детства». В день проведения социального марша был проведен и митинг «В защиту детства». Эти два события упомянуты в 69 новостных публикациях. Наиболее активные СМИ в освещении кейса: «Московский комсомолец» (5 новостных публикаций), «Аргументы недели» (5 новостных публикаций), «Россбалт» (4 новостных публикаций).

Содержание сообщений СМИ в преддверии марша и митинга было описательное. Незначительное информационное освещение события можно соотнести с нежеланием афишировать протестную активность граждан. Снижение общественной значимости и ограниченное количество информации в СМИ о месте и времени проведения мероприятия могло препятствовать мобилизации граждан.

Значительное количество новостных публикаций было посвящено параллельно проходящему митингу «В защиту детства», не имевшего прямой критики деятельности органов власти. Среди СМИ, публиковавших информацию, не присутствовало крупных агентств, имеющих широкую целевую аудиторию. Наличие в СМИ информации о разрешении параллельного митинга «В защиту детства» также можно интерпретировать как лояльность органов власти к данному мероприятию

Еще один митинг, проходивший в 2013 году - это митинг 6 мая на Болотной площади под лозунгом «За свободу!». Он стал частью серии мероприятий, проходивших после федеральных выборов в 2011 и 2012 годах.

Частота освещения в СМИ митинга на Болотной площади в мае 2013 года возрастала по мере приближения к проведению мероприятия. 2 мая - согласование даты и формата протестного мероприятия (30 новостных публикаций). 5 мая - день перед проведением митинга (83 новостных публикации). 6 мая - день проведения митинга (111 новостных публикаций).

Среди СМИ, наиболее активно освещавших данную протестную акцию, можно отметить: «Эхо Москвы» (15 новостных публикаций), РИА «Новости» (9 новостных публикаций), «Росбалт», ТК «Дождь», «Каспаров.ру», «Интерфакс», «9tv.co.il» (по 7 новостных публикаций).

Реакция властей на протест заключалась в отсутствии заинтересованности общественного обсуждения протестного мероприятии, применении силового ресурса - задержания гражданских активистов по формальным поводам их нарушения административного законодательства. В большом количестве новостных сообщений информация о деятельности протестующих носила негативный характер. В новостных публикациях ряда СМИ присутствовала информация о смерти рабочего, нанятого для подготовки митинга. Информация о протестном мероприятии подавалась в новостных сообщениях в контексте масштабных протестных мероприятий, проходивших ранее.

Еще одним рассмотренным событием стал «Марш мира», участники которого выступили против «агрессивной политики российской власти» в отношении Украины. «Марш мира», который состоялся в Москве в 2014 году, благодаря обострившейся внешнеполитической ситуации подвергся общественному порицанию. Основное количество новостных публикаций

было зафиксировано в день проведения протестного митинга (412 новостных публикаций).

Специфика митинга заключалась в интернациональном предмете (в вооруженном конфликте на Украине). Наиболее часто освещавшие новостные агентства: «Эхо Москвы» (21 новостная публикация), «Обозреватель» (16 новостных публикаций), «Радио свобода» (15 новостных публикаций), «Gordonua.com» (14 новостных публикаций), «RBC.ua» (13 новостных публикаций), «Национальная служба новостей» (13 новостных публикаций), «Говорит Москва» (10 новостных публикаций).

Широкое информационное освещение связано не только с проблематикой митинга, но и с освещением мероприятия иностранными СМИ. Благодаря общей новостной повестке телевизионные СМИ России в значительной степени освещали материал о боевых действиях в юго-восточных областях Украины. Марш мира ими практически не был освещен, и новостные сообщения, по большей мере, освещали информацию о количестве митингующих. Реакции властей на данные мероприятия не последовало.

Одним из крупных протестных движений, затронувших многие регионы страны, стал «Протест дальнобойщиков» против введенной системы «Платон». Протест получил широкое освещение в СМИ, однако федеральные телевизионные СМИ практически не участвовали в этом. Общее количество публикаций по данной тематике за 2013-2014 года составило более 10132 сообщений. Реакция СМИ в данном протестном движении свелась к «регионализации» информационного освещения. Крупные федеральные СМИ уступили возможность освещения протестных событий региональным и узкоспециализированным СМИ. Изначально, данные события способствовали сокращению распространения информации. Однако, весь информационный поток полностью ушёл в Интернет-пространство. Так, в 2016-2017 годах по запросу «Антиплатон» и «дальнобойщик забастовка» было сделано только 26541 сообщения. При этом реакция властей, при незаконченности протестных акций, остается относительно нейтральной.

Также был исследован кейс протестной активности против принятия так называемого «пакета Яровой». Общее количество занесенных в коди-ровочную базу сообщений по этому кейсу составило 1075 новостных публикаций из 412 источников. Наиболее активными в процессе информационного освещения СМИ стали: «Эхо Москвы» (48 новостных публикаций); «Коммерсант» (26 новостных публикаций); «Радио Свобода» (22 новост-

ных публикаций); «Росбалт» (22 новостных публикаций); «Серебряный дождь» (19 новостных публикаций); «РБК» (16 новостных публикаций); «Newsru.com» (15 новостных публикаций); «Meduza» (11 новостных публикаций); «Free news-Volga» (10 новостных публикаций); «Molnet.ru» (9 новостных публикаций); «MR7.ru» (11 новостных публикаций); «Ovdinfo» (14 новостных публикаций).

За исследуемый период активного протекания конфликта наиболее освещаемой датой стало 26 июля 2016 года - день официального отказала городских властей Москвы и переноса митинга на 9 августа (174 новостных публикации). При этом поисковые запросы в Яндексе по словам «Пакет Яровой» в июле 2016 года составили 658766 сообщений, в июне - 66784 сообщений и 97 215 в августе. Митинг 9 августа был освещен 70 новостными публикациями. День сбора 100 000 подписей на сайте РОИ (113 новостных публикаций). Отказ в согласовании митинга 22 июля в Москве и Петербурге был освещен 105 новостными публикациями в СМИ.

Протесты носили массовый характер и проходили во многих крупных городах России. Так, протестные мероприятия в Москве были освещены в 470 новостных публикациях, в Петербурге - в 121 новостной публикации, в Екатеринбурге - в 57 новостных публикациях. Информация об Интернет активности граждан на сайте РОИ были освещены в 246 новостных публикациях. Массовость и широкая география распространения конфликта привлекли к нему внимание крупных СМИ таких, как «Общественное телевидение России», «Рен ТВ» и «РБК». Однако, информация носила описательный характер событий, а также информацию об отдельных задержаниях гражданских активистов в ходе митингов и о количестве собранных петиций за отмену законопроекта.

В структуре конфликта сложно выявить субъектов конфликта, а также главных лидеров сторон. Низкая степень коммуникации противоборствующих сторон проявилась в отсутствии требований гражданских активистов к конкретным органам власти или персоналиям. Представители власти, в свою очередь, никак не комментировали действия гражданских активистов.

Одной из последних крупных акций стали митинги против коррупции, прошедшие 26 марта во многих городах России. Они вызвали бурную общественную и экспертную дискуссию. Так в поисковых запросах о дате митинга 26 марта было больше 548 тысяч сообщений. По данным разных ис-

точников в сумме во всех городах на акции протеста 26 марта вышли от 32359 до 92861 человек. Протест не получил широкого освещения в СМИ, все основные процессы обсуждения подготовки и итогов акций транслировались в социальные сети и мессенджеры. В социальной сети Вконтакте работает более 1000 групп, поддерживающих главного идеолога данных протестов Алексея Навального. Хотя данная протестная акция привлекла участников своей повесткой - борьбой с коррупцией, как с элементом, мешающим развитию государства. Фигура оппозиционера-лидера в лице Навального в данном случае лишь дала многим из них повод для начала первичной политической, общественной и гражданской инициативы.

Данные протестные акции не остались незамеченными со стороны властей. Из разных источников сообщалось о 1 666-1 805 задержанных сотрудниками правопорядка. На Интернет-порталах были созданы карты с количеством участников в разных городах страны [2].

Еще одной незаконченной протестной компанией является конфликт, возникший в ходе передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге Русской православной церкви. Сразу после публичной огласки принятого органами власти решения относительно дальнейшей судьбы Исаакиевского собора последовала реакция гражданских активистов, несогласных с таким положением дел. Первый народный сход состоялся 13 января и собрал порядка от 500 до 1000 человек.

Защитники собора главным информационным ресурсом сделали социальные сети, группы «Защитим Исаакиевский собор» в социальных сетях Вконтакте (7 тысяч участников) [11] и Facebook (3 800 подписчиков) [10]. Вся координация действий активистов, актуальные новости и обсуждения собраны именно здесь. Кроме того, здесь же одним из инструментов протеста стал сбор подписей под петицией «#ИсаакийГороду». За первый день она набрала около трёх тысяч голосов. На данный момент её подписали 37 000 человек. Продвижение идей протеста в Интернете происходит в том числе с помощью не совсем традиционных форм, в частности с помощью размещения роликов на канале YouTube.

Реакция властей проявлялась в использовании административного ресурса, был уволен директор музея и назначен не его пост новой, также было сокращение ряда научных сотрудников. Музей «Исаакиевский собор» за три месяца потерял около десятка сотрудников: научных работников и большую часть коллектива концертного отдела. Протестующие расценива-

ли эти действия как процесс по подготовке передачи собора. Также реакцией на митинги стало инициирование Заксобранием Петербурга запрета на не согласованные с городскими властями уличные встречи депутатов с избирателями.

Резюмируя проведенные исследования можно сказать, что процесс информационного освещения изученных протестных событий осуществляется преимущественно либо специализированными, так называемыми, «либеральными» СМИ, как, например, «Эхо Москвы» и региональными Интернет-СМИ. Ни один из включенных в материал статьи гражданских протестов не был в новостной повестке крупных федеральных телевизионных СМИ. Учитывая большую хронологию исследования, можно сказать о нарастании тенденции различия «новых» медиа и «традиционных» СМИ. Этот процесс связан не только со спецификой взаимодействия представителей органов власти и гражданских активистов, но и с разделением целевых аудиторий различных СМИ. В ситуации, когда СМИ являются основным каналом получения общественно-политической информации для граждан, регионализация и специализация информации о значимых общественных процессах, может привести к увеличению степени различия оценки политической информации и политического поведения граждан.

С помощью Интернета участники протестных движений получают новые инструменты информирования и сбора средств. Все больше информационных кампаний по протестным тематикам уходят в социальные сети и мессенджеры. Интернет становится не только средой, но и мощным инструментом для организации протестных компаний. Используя закрытые группы и чаты, организаторы создают фильтрацию реальных участников и информационного шума.

На основе проведенных исследований можно выявить и специфику конфликтных взаимоотношений представителей органов власти и гражданских активистов. Она заключается в низкой степени коммуникации между субъектами конфликта. Как правило, у гражданских активистов нет яркого лидера, имеющего положительный «социальный портрет» и представляющего их интересы. Люди, как правило, участвую в кампаниях, исходя из близости к проблеме задаваемой повесткой протестов, а не следуют за условным лидером. Касательно реакции представителей органов власти, то, как правило, они не вступают в диалог с протестующими, и не реагируют на проведение протестных мероприятий.

Литература

1. David C.C. Learning political information from the news: A closer look at the role of motivation. Journal of Communication, 2009, no. 59.

2. Сколько людей вышли на улицы 26 марта и сколько задержали? Карта протеста // Meduza - информационное агентство. URL:https://meduza.io/feature/2017/03/27/skolko-lyudey-vyshli-na-ulitsy-26-marta-i-skolko-zaderzhali-karta-protesta (дата обращения 12.12.2017).

3. Travaglino G.A. Social sciences and social movements: the theoretical context. Contemporary Social Science. 2014. vol. 9. no. 1.

4. Ахременко А.С., Мелешкина Е.Ю. «Голосование «против всех» как форма политического протеста: проблемы изучения» // Политическая наука. 2002. №1.

5. Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М. 1990.

6. Гриб В.В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. 2010. №4.

7. Кинбурский А., Топалов М. «Гражданские качели» России: от массового протеста до поддержки реформ // Власть. 2006. №5.

8. Нагайцев В.В., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П. Потенциал протеста населения современного российского региона // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №2-1.

9. Поздняков С.В. «Политический протест»: автореферат. Ростов-на-Дону.

2002.

10. Социальная сеть Facebook. Группа «Защитим Исаакиевский собор». URL: https://www.facebook.com/soborgorodu/ (дата обращения 05.12.2017).

11. Социальная сеть ВКонтакте. Группа «Сохраним Исаакиевский собор». URL: https://vk.com/sobor_gorodu (дата обращения 05.12.2017).

12. Яндекс статистика, Протест - 2017. URL: http://wordstat.yandex.ru. (дата обращения 10.12.2017).

References

1. David C.C. Learning political information from the news: A closer look at the role of motivation. Journal of Communication, 2009, no. 59.

2. Skol'ko lyudei vyshli na ulitsy 26 marta i skol'ko zaderzhali? Karta protesta // Meduza - informatsionnoe agentstvo.. URL:https://meduza.io/feature/2017/03/27/skolko-lyudey-vyshli-na-ulitsy-26-marta-i-skolko-zaderzhali-karta-protesta (data obrashcheniya 12.12.2017).

3. Travaglino G. A. Social sciences and social movements: the theoretical context. Contemporary Social Science. 2014. vol. 9. no. 1.

4. Akhremenko A.S., Meleshkina E.Yu. «Golosovanie «protiv vsekh» kak forma poli-ticheskogo protesta: problemy izucheniya» // Politicheskaya nauka. 2002. №1.

5. Vainshtein G.I. Massovoe soznanie i sotsial'nyi protest v usloviyakh sovremennogo kapitalizma. M. 1990.

6. Grib V.V. Vzaimodeistvie grazhdanskogo obshchestva i organov gosudarstvennoi vlasti v sotsial'noi sfere // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2010. №4.

7. Kinburskii A., Topalov M. «Grazhdanskie kacheli» Rossii: ot massovogo pro-testa do podderzhki reform // Vlast'. 2006. №5.

8. Nagaitsev V.V., Noyanzina O.E., Goncharova N.P. Potentsial protesta naseleniya sovremennogo rossiiskogo regiona // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №2-1.

9. Pozdnyakov S.V. «Politicheskii protest»: avtoreferat. Rostov-na-Donu. 2002.

10. Sotsial'naya set' Facebook. Gruppa «Zashchitim Isaakievskii sobor». URL: https://www.facebook.com/soborgorodu/ (data obrashcheniya 05.12.2017).

11. Sotsial'naya set' VKontakte. Gruppa «Sokhranim Isaakievskii sobor». URL: https://vk.com/sobor_gorodu (data obrashcheniya 05.12.2017).

12. Yandeks statistika, Protest - 2017. URL: http://wordstat.yandex.ru. (data obrashcheniya 10.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.