Научная статья на тему 'Протестантские организации в республике Алтай'

Протестантские организации в республике Алтай Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
419
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Протестантские организации в республике Алтай»

IV. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ И РОССИИ

В.М. Мендешева

Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова», г. Горно-Алтайск ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Исторически причиной возникновения протестантизма послужили отступления католической церкви от чистоты христианского учения и, последовавшие за ним многочисленные изменения в области догматов, богослужения, религиозной жизни прихожан. Церковные нововведения привели к тому, что во многих случаях римско-католическая церковь оказалась неспособной в полной мере удовлетворять религиозные потребности верующих. Продажа индульгенций, инквизиции и тому подобные явления шли вразрез с христианским религиозным мироощущением. К тому же в силу ряда исторических причин неоднократно возникало церковное двоевластие.

Основоположником протестантизма считается Мартин Лютер. В 1510 г. ему лично пришлось наблюдать распущенность папского двора и римского духовенства. В 1516 г. в связи с очередной активацией продажи индульгенций Лютер выступил с обличениями этого явления. В 1520 г. Лютера отлучили от церкви. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1929 г. отменил это постановление. В ответ германские князья и представители городов подписали Протестацию - протест против этого решения рейхстага об ограничении распространения в Германии лютеранства, откуда и появилось название «протестанты». В дальнейшем к протестантской ветви христианства стали относить все отделившиеся от римско-католической церкви религиозные течения и организации, образовавшиеся в результате их многочисленных собственных расколов -всего более тысячи самостоятельных исповеданий и церквей (Религии и секты, 2000, с. 55-56).

Цель написания данной статьи - изучение проблем протестантизма в Республике Алтай. Несмотря на многие реализуемые проекты РГНФ по изучению религиозных деноминаций, тема протестантизма остается недостаточно изученной, особенно в отдельных регионах. Имеются работы советских исследователей А.И. Клиба-нова, Л.Н. Митрохина, Р.Н. Лункина по изучению протестантизма в целом и отдельных его течений. Изучению деятельности корейских миссионеров посвящены работы В.А. Бурнакова, К.Н. Ким и др. В статье Э.Г. Торушева рассмотрены проблемы прихода в протестантские организации представителей титульного населения Горного Алтая.

В ХУШ-Х1Х вв. первыми протестантами в Сибири были иностранцы, работавшие в городах региона. Рост количества протестантского населения был связан со ссылкой и добровольным переселением приверженцев протестантской веры из европейской части России в Сибирь. Первые лютеранские церкви были построены: в Томске - в 1859 г.; в Омске в 1792 г., в Барнауле - в 1857 г., общины меннонитов возникли в 1860-1865 гг. В начале XX в. на территории Сибири насчитывалось около 4 тыс. последователей протестантизма; к 1915 г. - уже 11 тыс. человек.

В результате ссылки, добровольного переселения и миссионерской активности к середине 1920-х гг. число протестантов в Сибири выросло до 150 тысяч последователей всех деноминаций, представленных в России. Организации баптистов, меннонитов, евангелистов были оформлены структурно, имели централизованные руководящие органы, издавали свои журналы. С начала 1930-х гг. в связи с началом политики коллективизации начался массовый погром религиозных протестантских общин в Сибири и уже к началу 1940-х гг. они в большинстве своем прекратили существование.

Массовое привлечение россиян в протестантские церкви стало актуальным только в 1990-е гг. Новая страница в истории российского протестантизма открылась после выхода закона о «Свободе совести и вероисповеданий» (1990 г.), легализовавшего деятельность всех протестантских организаций и миссионерских обществ.

По данным министерства юстиции в Республике Алтай официально зарегистрированы к 2013 г. следующие протестантские организации:

• Местная религиозная организация церковь христиан веры евангельской пятидесятников «Эммануил» г. Горно-Алтайска.

• Местная религиозная организация «Горно-Алтайская Хри-стианско-Пресвитерианская церковь».

• Местная религиозная организация Российской церкви христиан веры евангельской Церковь «Новая жизнь» г. Горно-Алтайска.

• Местная религиозная организация Российской церкви христиан веры евангельской Церковь «Новая жизнь» с. Кокоря Республики Алтай.

• Местная религиозная организация Российской церкви христиан веры евангельской Церковь «Новая жизнь» с. Улаган Республики Алтай.

• Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Горно-Алтайска».

• Местная религиозная организация христиан веры евангельской «Чемальская церковь на Камне» Республики Алтай.

• Местная религиозная организация христиан веры евангельской «Чепошская церковь на Камне» Республики Алтай.

• Местная религиозная организация Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня (АСД) с. Озеро-Куреево.

• Местная религиозная организация Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня г. Горно-Алтайска.

• Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово веры» г. Горно-Алтайска.

К сожалению, официальных данных о численности прихожан этих организаций нет. Конечно, наряду с официально зарегистрированными организациями действуют и неофициальные, например в Онгудайском, Усть-Канском и других районах республики. Также активно разворачивается процесс протестантизации с участием корейских миссионеров в республике: где действует пресвитерианская церковь в Горно-Алтайске, имеющая два отделения в селах Шебалино и Онгудае. Условно существующие на территории Республики Алтай протестантские организации можно разделить на следующие направления.

Евангельские христиане - одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму возникшее в 70-х гг. Х1Х в. Евангельские христиане придерживались вероучения общих баптистов: считали, что возможность спастись доставляется не «избранным», а всем уверовавшим в Христа. Всякий верующий в Иисуса Христа как в своего Спасителя, через покаяние и водное крещение приобщается

к церкви. Акцент в вероучении делается на наличии у человека свободы воли.

В Горном Алтае данное направление протестантизма представляют церкви «Новая Жизнь» г. Горно-Алтайска, с. Улаган, с. Ко-коря, местные религиозные организации Христиан Веры Евангельской «Чемальская церковь на камне» и «Чепошская церковь на камне», Церковь «Благодать» в с. Теленгит-Сортогой Кош-Агач-ского района являющиеся частью Российской церкви христиан Веры евангельской (РЦ ХВЕ). Основой вероучения является Библия, Священное Писание. Вероучение Церкви основывается на апостольской традиции и учитывает церковный опыт прошлых поколений, верят в Триединого Бога отца, Сына и Святого Духа. Основное занятие церкви - проведение богослужений и евангелизация населения. Последователи данного учения не должны участвовать в политической борьбе, предвыборной агитации, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров.

Пресвитериане - последователи протестантских церквей кальвинистской ориентации, возникших в период Реформации в Шотландии в XVI в. Вероучение пресвитериан в значительной мере следует доктрине неискоренимой греховности человека, поэтому его спасение выступает как ничем не заслуженная и предопределенная божья благодать. Ограниченность человека проявляется также в его неспособности постичь Бога через творение, т.е. реальный мир, поэтому исключительное значение приобретает божественное откровение, выраженное через Иисуса Христа и Писание. Культ и обрядность пресвитерианства предельно просты (Христианство, 1994, с. 370). К этому течению мы можем отнести ГорноАлтайскую христианско-пресвитерианскую церковь, которая входит в структуру Российского центрального объединенного христи-анско-пресвитерианского общества. Основой вероучения является Библия - книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Адвентисты - последователи течения в протестантизме, возникшего в 30-х гг. XIX в. в США. Согласно догматам адвентизма, мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля; скоро (но когда - неизвестно) состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников; после тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные; для того чтобы заслужить это царство, надо вести праведную жизнь в соот-

ветствии с нравственными заповедями Библии. От баптистов адвентисты сохранили водное крещение взрослых погружением и омовение ног. В ходе споров по вопросам догматики адвентисты раскололись на несколько течений: адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты, церковь бога (седьмого дня) и др. Адвентисты седьмого дня отрицают бессмертие души, учение об аде и рае, обязательным считается соблюдение четвертой заповеди о «соблюдении субботы». В субботу нельзя работать и даже готовить пищу. Каждый член общины должен вносить в пользу церкви десятую часть своих доходов. В церковь принимаются те, кто признает Христа как личного спасителя, запрещаются всякие развлечения. Крещение люди принимают в сознательном возрасте (Христианство, 1994, с. 11-12).

Община адвентистов появилась на территории республики Алтай в начале ХХ в. Это было связано с переездом нескольких семей из Эстонии и Украины, которые сформировали небольшую группу верующих, придерживающихся принципов веры и основ вероучения церкви Христиан адвентистов Седьмого дня. В 1993 г. в Горно-Алтайске была образована церковь Христиан адвентистов Седьмого дня, которая являлась одним из подразделений Всемирной Церкви христиан адвентистов Седьмого дня. Сейчас данная церковь проводит свои богослужения на территории города и в селе Озеро-Куреево, также на территории республики существуют группы, которые проповедуют адвентистское вероучение.

Пятидесятничество - одно из позднепротестантских течений христианства, возникшее в 1901 г. в баптистских общинах США. Особое значение в религиозной жизни придают дарам Святого духа. По библии впервые эти дары были получены учениками Иисуса Христа (апостолами) в Иерусалимском храме на празднике Пятидесятницы (50-й день после воскресения Христа). Согласно учению пятидесятников дары даются через крещение Святым Духом лишь истинным последователям Сына Божьего в качестве постоянного служения ему. Крещение Святым Духом как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Внешним признаком крещения Святым Духом является глоссолалия (способность говорить на неизвестных языках).

На территории России различные течения пятидесятников появились в первые десятилетия ХХ в., не имеют единой церков-

ной организации. Наиболее крупными направлениями являются христиане веры евангельской - пятидесятников, христиане евангельской веры (воронаевцы) и евангельские христиане в духе апостольском. В Горно-Алтайске церковь «Эммануил» христиан веры евангельской пятидесятников была организована в 2007 г. Она входит в Централизованную религиозную организацию «Ассамблея Бога христиан веры евангельской пятидесятников».

Свидетели Иеговы - одно из поздних течений в протестантизме, основанное Ч. Расселом. Его последователи отрицают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы. Источником всей жизни, творцом, вечным, всемогущим, всемудрым и т.д. они считают Бога Иегову. Иисус Христос - единородный сын верхнего бога, он единственный создан Иеговой непосредственно, все остальное сотворено через Христа, который не всемогущий Бог, не равен отцу; на земле он был не Богом, а совершенным человеком. Святой Дух - власть Иеговы и «божия невидимая действующая сила», которая участвовала в сотворении мира и с помощью которой всевышний исполняет свою волю и может влиять на сознание людей. Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, и демонов во главе с Сатаной, отрицают существование ада, но разработали учение об Армагеддоне - глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит «всех плохих людей», не поверивших в «истины». Тем, кто умрет, не дождавшись Армагеддона, обещают воскрешение. У свидетелей Иеговы всего один праздник -вечеря поминания смерти Христа (Христианство, 1994, с. 411-412).

Свидетели Иеговы отказываются и от любых видов приема цельной крови и любого из четырех ее основных компонентов. Данный запрет рассматривается свидетелями Иеговы как исполнение заповеди «воздерживаться от... крови» (Деяния 15:28, 29; 21:25). Особенность позиции свидетелей Иеговы в том, что, с одной стороны, указывая на возможные опасности для здоровья и жизни пациента, связанные с переливанием крови, с другой же стороны - они не допускают исключений для этого запрета в этом вопросе, даже если речь идет о спасении жизни человека (в отличие от некоторых других запретов, например, допускается обман для спасения жизни человека и прием наркотиков в медицинских целях). Каждому члену организации настоятельно рекомендуется заполнить и постоянно иметь при себе письменный отказ от переливания крови, оформленный на специальном бланке.

Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы Горно-Алтайска зарегистрирована в 1999 г. Свидетели Иеговы активно действуют в Усть-Канском, Майминском, Улаганском районах республики, также в Горно-Алтайске. Местное население не являющиеся последователями Свидетелей Иеговы относятся к ним с опаской, так как в недавнем прошлом они очень активно вели агитацию, распространяя свою литературу по улицам и частным домам, буквально навязывая свою идеологию.

Протестантские организации кроме распространения своей идеологии занимаются благотворительностью, проводят различные профилактические программы по химической зависимости (курение, алкоголизм, наркомания), лекции по профилактике ВИЧ и др.

Основными причинами прихода людей в протестантские церкви являются потребность веры, поиск поддержки (духовной, моральной) в трудных жизненных ситуациях, социально бытовые проблемы (в основном связанные со злоупотреблением спиртных напитков членов семьи и др.), поиск ответов на философские вопросы о смысле жизни и бытия. В Республике Алтай, как и в Тыве и Бурятии, среди прихожан протестантских церквей около 80% составляют представители титульного населения. В то время как национальные элиты делают ставку на традиционные верования (шаманизм и бурханизм) и ориентируются на диалог традиционных для РФ конфессий - православия, буддизма и ислама, общей тенденцией в развитии конфессиональной ситуации в этих республиках является усиление присутствия протестантских организаций. Это видимо, связано с тем, что коренное население не имеет достаточно полной информации об их традиционных верованиях, о различных культах и т.д. К тому же протестанты адаптируют свое учение к социокультурным и мировоззренческим реалиям коренных народов Саяно-Алтайского региона. Представители интеллигенции - верующие протестанты - пытаются обосновать органичность сосуществования протестантизма и этнических традиций, синтезировать библейское мировосприятие с ценностями автохтонной культуры (Адыгбай Ч.О., Бадмаев А.А., 2006, с. 157).

Сильными сторонами протестантских деноминаций является их активная проповедническая деятельность, хорошее качество работы с новыми приверженцами, грамотная агитация. Проповедники получают специальное образование, имеются различные духовные академии на территории РФ, каждый член общины должен привес-

ти в церковь («указать путь к спасению») около 20 человек, на собраниях проводятся специальные тренинги, которые показывают, как вести агитацию. Как правило, агитация ведется среди своих друзей и родственников. Это способствует росту численности общины. Почти каждый верующий может рассказать, на примере себя, как вера спасла его и семью от социально-бытовых проблем. Немаловажное значение имеет то, что эти организации снабжены прекрасно оформленной литературой и даже написанных на национальных языках титульного населения республик. Особое внимание они уделяют новообращенным, стараются проводить свои службы интересными, торжественными с использованием современной музыки с религиозными песнями.

Слабой стороной является то, что некоторые аспекты веры можно доказать практически. Это касается, прежде всего, учения о конце света, которое имеет определенную дату, или пришествия спасителя, если этого не происходит, протестантские деноминации могут потерять часть своих последователей.

Библиографический список

Адыгбай Ч.О., Бадмаев А.А., Бурнаков В.А. Протестантизм и народы Южной Сибири. Исторические вехи // Сибирь на перекрестье мировых религий: мат. Третьей межрегион. конф. Новосибирск, 2006. 168 с.

Атлас современной религиозной жизни России / отв. ред. М. Бур-до, С. Филатов. М.; СПб., 2005. Т. I. 621 с.

Иваненко С. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов. URL: /http://www.sova-center.ru/religion/ publications/secularism-limits

Клышнюк Н.А. Особенности статистического учета последователей сектантских учений в России в Х1Х - начале ХХ в. // Макарьевские чтения: мат. девятой междунар. конф. / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск, 2011. С. 155-161.

Религии и секты в современной России: краткий справочник. Новосибирск, 2000. 319 с.

Религиозные объединения Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2009. 96 с.

Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / отв. ред. М.Н. Бурдо, С.Б. Филатов. М., 2003. Т. II. 480 с.

Торушев Э.Г. Протестантизм у алтайцев // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Соенова, В.П. Ойношева. Горно-Алтайск, 2008. Вып. 7. С. 124-133.

Христианство: словарь. М., 1994. 558 с.

Р.В. Шиженский Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород «Я ЯЗЫЧНИК!» -К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПРОЗЕЛИТОВ

СЛАВЯНСКОГО PAGAN-ДВИЖЕНИЯ (на примере ярославской общины «Велесово Урочище»)

С момента появления в СССР первых адептов «возрождаемой» автохтонной славянской религиозности (вторая половина 1970-х гг.) и по настоящее время эпохи функционирования как отдельных национально ориентированных языческих гуру, так и целых общин, союзов политеистической направленности актуальными остаются вопросы о месте рядового прозелита в конструируемой «традиции», мировоззренческом базисе обычного участника празднично-обрядового «коло». Касаясь современных методик, применяемых при анализе феномена русского язычества XX-XXI вв., отметим ряд особенностей, не позволяющих научному сообществу добиться искомой «исследовательской синестезии», подвести новое «родно-верие» под некий единый классификатор. Прежде всего, следует обратить внимание на доминирование «кабинетного подхода» в изучении рассматриваемого вопроса, что, в свою очередь, сужает источниковую базу (в том числе в плане хронологической и содержательной наполняемости), минимизирует уровень объективности данных специалиста. Кроме того, взгляд на современное язычество «с письменного стола» таит в себе скрытую угрозу, заключающуюся в игнорировании «массового материала». Отсюда наиболее распространенная ошибка убежденных теоретиков - ссылаться на нар-ративы, сетевые высказывания и т. д. отдельных представителей от языческой диаспоры (чаще всего лидеров) и выдавать частное мнение последних за идеологические установки всей общины или даже всего движения. Более того, в подавляющем большинстве случаев исследователь не только пренебрегает анализом взглядов языче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.