Научная статья на тему 'Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского'

Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
465
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского»

К 210-летию святителя Иннокентия митрополита Московского

Виктория Тукиш

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (ВЕНИАМИНОВА) МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО

Апостольское служение Иоанна Вениаминова

Одной из важных и интересных страниц в тысячелетней истории Русской православной церкви является распространение христианского вероучения на далеком Североамериканском континенте в XIX веке. Это апостольское служение в Русской Америке, на неведомой тогда Аляске и разбросанных в просторах Тихого океана Алеутских и Командорских островах, было связано с деятельностью молодого священника из города Иркутска - Иоанна Вениаминова, ставшего впоследствии Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским.

Историк И.Г. Стрюченко писал об Иннокентии Ве-ниаминове: «Его жизнь, его образ - своего рода эталон, с которым можно сверять жизнь человеческую, оценивать различные ее проявления» [1]. Вместе с тем имя святителя Иннокентия (Вениаминова) недостаточно известно современному поколению россиян.

Иннокентий (Вениаминов), в миру Иван Евсеевич Попов (26.08. 1797 - 31.03. 1879), вошел в историю как крупнейший ученый, выдающийся миссионер-просветитель, талантливый администратор, человеколюбивый архипастырь, учитель, величайший патриот любимой им России и поразительно цельный русский человек. Родился святитель в Сибири, в селе Анга, Качуг-

Взгляд на просвещение по отношению к коренным народам

ской волости, Верхоле некого уезда, Иркутской губернии в семье бедного пономаря местного храма, умершего, когда мальчику было пять лет. В 1806 году сироту приняли в Иркутскую Духовную семинарию, где он и получил фамилию Вениаминов за необыкновенные успехи в учебе и примерное поведение, в память о только что скончавшемся епископе Иркутском Вениамине (Багрянском). В Иркутске он по окончании курса семинарии провел первые годы своего священнического служения (1817-1823). Затем святитель проповедовал православие в Русской Америке, на Аляске (1824-1838), совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Через 15 лет трудов священник Вениаминов является в Петербург для издания сделанных им переводов книг на алеутский язык. В ноябре 1840 года, получив горькое известие о кончине супруги, принимает решение о принятии монашества. Будучи рукоположен во епископа Камчатского и Алеутского, 28 лет жизни святитель посвятил распространению и укреплению христианства на далеких необжитых землях Крайнего Северо-Востока Российской империи, (в настоящее время это территория Камчатки, Якутии, Магаданской (бывшей Охотской) и Амурской области, Приморского и Хабаровского краев). В возрасте 71 года, к своему великому удивлению, архиепископ Иннокентий был избран митрополитом Московским и Коломенским, преемником святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Филарета. Через сто лет после его кончины, в 1979 году, Иннокентий (Вениаминов) был причислен к лику Святых Русской православной церкви, стал известен в мире как святитель Иннокентий. Правительством Российской Федерации в 1997 году в связи с празднованием 200-летия со дня его рождения был учрежден Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Медаль святителя Иннокентия, «апостола Сибири и Америки», учреждена в Русской церкви в один день с одноименным орденом, в 1999 году.

Святитель Иннокентий был глубоко озабочен просвещением коренных народов. Он писал: «Под именем просвещение я здесь буду разуметь перемену или переход из прежнего, так называемого дикого состояния, в нынешнее, подходящее к нашему, европейскому. Не только странно, но даже смешно кажется делать ныне вопросы: должно ли просвещать дикарей? и полезно ли для них просвещение? ... не одностороннее, не поверх-

«Указание пути в Царствие Небесное»

ностное, но прочное, благодетельное, истинное. Немного выиграют дикари от вносимого к ним просвещения, если оно будет только внешнее житейское, и если оно даже будет состоять в одном умственном образовании. Ибо чем улучшится нравственное состояние дикаря, когда он, например, узнает, что не солнце вертится вокруг земли, а в то же время не поймет ни цели существования мира, ни цели своего существования» [2]. Святитель Иннокентий просвещал людей, незнакомых даже с зачатками гражданственности, стоящих на первых ступенях дикости. Он писал: «Пусть мой пример будет новым доказательством той истины, что от Господа исправляются человеку пути его, и что все мы, служители Церкви его. Ему угодно было назначить мне поприще служения в Америке и это исполнилось, несмотря даже на противление воли моей» [3].

Об апостольских трудах просветителя алеутов в России стало широко известно благодаря публикациям «Извлечений из писем Иннокентия епископа Камчатского» к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) в «Прибавлениях к Творениям Святых отцов» (1843-1852 гг.). Исключительную важность для изучения просветительской деятельности святителя Иннокентия имеет собранная и изданная русским археографом и биографом И.П. Барсуковым (1841-1906) книга «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников» [4]. Позднее была издана книга «Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев», были опубликованы письма святителя Иннокентия (Ве-ниаминова), в дальнейшем изданные И.П. Барсуковым в трех томах [5].

Известную катехизическую беседу митрополита Иннокентия - «Указание пути в Царствие Небесное» -можно поставить в один ряд с лучшими святоотеческими творениями. Работа священника Иоанна Вениами-нова была написана в 1833 году. Это важный памятник церковного слова, отразивший глубину понимания христианской веры. В нем нет излишней назидательности и поучительности со стороны автора.

Это был опыт русского священника в распространении Евангельского учения и приобщении коренных народов Аляски к православной вере. Значимость труда может быть по достоинству оценена лишь во взаимосвязи с научным творчеством Иоанна Вениаминова. Годы, проведенные с островитянами, открыли молодо-

Условия духовно-нравственного возрастания личности

му исследователю особенности характера и поведения местных жителей, их образ жизни, язык и культуру, их особое духовное видение, что нашло свое отражение в катехизических беседах. Простая в языковом отношении, но глубоко осмысленная книга «Указание пути в Царствие Небесное», как огласительные поучения для алеутов, получила широкую известность и была издана не только на алеутском языке, но и на церковнославянском, русском, якутском, алтайском, шорском, монгольском и других языках. Произведение на русском языке в России выдержало более 46-ти изданий. Были переводы и на европейские языки. «Для всякого христианина, - наставляет о. Иоанн своих духовных чад, - и даже для всякого человека, весьма необходимо знать: какой этот путь, как найти его и как идти по нему?» [6]. Ответом на этот вопрос будет обращение прямо к творению святителя. «Если ты страдания свои, -читаем в третьей главе «Каков тот путь, который ведет в Царство Небесное», - будешь переносить с покорностью и преданностью воле Господней и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа: то он по милости своей не оставит тебя и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатью и сообщать тебе дары Духа Святого» [7].

Эта беседа отличается простотой и ясностью слова, стремлением сложные духовные понятия преподнести «младенчествующим в вере» максимально доходчиво, так, что труд этот становится понятен даже детям деся-ти-двенадцатилетнего возраста.

В качестве необходимых условий духовно-нравственного возрастания личности святитель Иннокентий предлагал следующие: не бояться жизненных трудностей, но стойко их переносить на пути к духовно-нравственному совершенствованию; не тщеславиться достигнутым.

Главная идея книги - человек сотворен свободным. Первое свойство образа и подобия Божия в человеке есть его полная свобода. Без любви нет свободы. Люди многое называют любовью, но не все есть христианская любовь. Святитель Иннокентий говорил о бесчисленных действиях духовной любви словами апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует; не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не помнит зла, не радуется о неправде; но радуется о всякой истине; любовь все прикрывает, всему верит, всего надеется и все переносит» [8]. Любовь есть корень и источник всех добродетелей.

«Записки об островах Уналашкинского отдела»

Другие труды

святителя

Иннокентия

Цель христианского просвещения, по мнению святителя, - внутреннее преображение человека, а не приобретение им только внешних признаков образованности. Чтобы развить все способности телесные и душевные, следует дать понятие о чести, совести и других нравственных качествах, человек должен быть достойным своего имени и ориентирован на высоту идеалов христианской культуры.

Важным научно-литературным творением явилась книга Иоанна Вениаминова «Записки объ островахъ Уналашкинскаго отдъла. Составленныя И.Вешамино-вымъ (издано иждивешемъ Россшско-Американской Компанш» в 1840 году типографией Императорской Академии наук). Записки охватили период более чем пятнадцатилетних наблюдений автора за жизнью и первоначальным исканием Бога алеутов, населявших острова Уналашка и североамериканских индейцев - колошей, жителей острова Ситха (близ Аляски). В XXI веке эта книга - библиографическая редкость.

Книга состоит из трех частей, разделенных на так называемые отделения, в каждом из которых отражены отдельные вопросы, касающиеся особенностей Уналаш-кинского отдела [9].

Открывая новые земли, лишь немногие исследователи занимались изучением населения. В общественном мнении рисовались образы диких коренных народов, зачастую с жестокими нравами и обычаями. Отец Иоанн одним из первых попытался разрушить эти стереотипы. Он дал подробное описание коренных жителей Северо-Востока России. В своих трудах он описал селения, жилища, одежду, пищу, орудия промысла, счисление времени, семейные обычаи и нравы алеутов.

Святитель Иннокентий считал, что вносимые христианской верой и более высокой культурой знания и понятия не должны вести к забвению того полезного, что было заложено природными формами жизни. Значимость труда заключается в том, что он смог разглядеть сквозь первобытнообщинный уклад жизни коренных малочисленных народов их материальную и духовную культуру, порожденную условиями суровой окружающей среды. «Записки об островах Уналашкинского отдела» - это не только подробное описание территории, алеутов, но и общая этническая и лингвистическая характеристика коренного населения Русской Америки.

Помимо «Записок...» Иоанном Вениаминовым были написаны и другие научные произведения, представляющие интерес для современных этнографов: «Мифо-

Церковно-

педагогические

сочинения

Реформирование системы духовного образования

логические предания колошей», «Характеристические черты алеутов», «Замечания о колошском и кадъякс-ком языках», «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка».

За свои научные изыскания святитель Иннокентий (Вениаминов) был избран: членом-корреспондентом Императорской Академии наук; почетным членом Московского университета; почетным членом Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; почетным членом Императорского Русского географического общества.

Большой интерес представляют церковно-педагоги-ческие сочинения святителя Иннокентия Вениаминова, написанные в разные годы его жизни и состоящие из следующих произведений: «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руковод-ствования обращенных в христианскую веру», «Записка о детском воспитании», «Духовенство и народное образование», «Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества».

Все произведения объединены одной мыслью, которую развивал святитель Иннокентий Вениаминов: воспитание подрастающего поколения.

Вопросы педагогики неоднократно поднимались святителем Иннокентием в его этнографических и богословских трудах, в частных письмах и официальной переписке. Управляя своей епархией, святитель Иннокентий тщательно следил за тем, чтобы священники в своих приходах регулярно проводили занятия с прихожанами, особенно с молодежью и детьми. Прибыв на остров Ситха 26 сентября 1841 года и поселившись во вновь выстроенном для него епархиальном доме, при котором была устроена малая церковь, в свободное от занятий делами епархии время он сам преподавал уроки христианской нравственности детям.

В возрасте 71-го года, несмотря на болезнь глаз, святитель Иннокентий много писал.

Понимая, что будущее нравственное становление человека и гражданина, а также его дальнейшее развитие как христианина и семьянина определяется воспитанием, которое получал ребенок с первых дней жизни, святитель Иннокентий хотел познакомиться ближе с предметом педагогики. Об этом свидетельствует написанный им труд «Записка о детском воспитании».

Небрежность, неумелость, шаткость и ошибочность в воспитании детей в России XIX века побудили святителя изложить свои взгляды на данный вопрос. В «За-

Лучшие способы и меры воспитания -молитва, труд, смирение и воздержание

Мысли о воспитании духовного юношества

писке...» святитель Иннокентий предлагал прямой способ знакомства детей с обязанностями человека Богу, ближнему и самому себе. По его мнению, способ этот доступен не только для педагогов, детей и родителей, но и для таких воспитателей, которые, зная только грамоту, могут заниматься воспитанием беднейших детей, проживающих вдали от училищ в глухих местах [10]. Особенно благодарны за эти указания были сельские священники и причты, сами принимающие участие в обучении детей своих прихожан. Дети в присутствии учителя-миссионера никогда не скучали. Основной целью воспитания детей, по его мнению, должна быть преимущественно духовность, то есть взрослые должны были готовить детей к тому, чтобы они стали жилищем Духа Святого.

Святитель Иннокентий полагал, что какие бы способы и меры воспитания ни изыскивали взрослые, нет ничего лучше молитвы, труда, смирения и воздержания. В «Записке.» святитель Иннокентий рассматривал вопрос об отрицательном влиянии на человека безрелигиозного воспитания, которое способно, не касаясь сердца, формировать и поддерживать внешний благопристойный облик. Однако очень часто внешнее содержание не соответствует внутреннему, так как отсутствует подлинная духовность. При этом часто за внешним обликом, превращенным лишь в маску, скрывается неизвестное лицо человека.

«Записка о детском воспитании» написана святителем в 1869 году, но и в XXI веке она не потеряла своей актуальности. В своем произведении Иннокентий уточнял, кто может быть учителем, кого, чему и как следует учить, какие существуют средства для обучения, как заставить детей учиться, какая будет польза от этого?

Святитель Иннокентий писал о том, что грамотность без нравственности у простого народа есть то же самое, что нож у своевольного и непослушного ребенка. По его мнению, инициаторами бунтов, революций, драк, расколов являются грамотные, но безнравственные люди. И если правительство не хочет допустить этого, то должно уделять самое пристальное внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения.

На Аляске, а позже в Восточно-Азиатской части России святитель Иннокентий следил за тем, чтобы везде, где появлялась церковь, была открыта и школа. Осуждая события Французской революции и отечественного восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, он написал статью «Несколько мыслей каса-

наследие

тельно воспитания духовного юношества», где объяснил, что вышеназванные события явились следствием поверхностного полупросвещения народных масс.

Рассматривая проблемы воспитания духовного юношества, святитель глубоко входил в подробности воспитательного процесса и излагал свои соображения ясно и просто. Так, он предлагал строго относиться к неисправимым ученикам. Он полагал, что оставшиеся (пусть их будет меньше) будут честью и украшением духовных заведений [11]. Эпистолярное Обзор эпистолярного наследия святителя Иннокен-

тия свидетельствует о том, что его письма к современникам неоценимы и актуальны для нашего времени. Они позволяют воссоздать во всей многогранности живой, подлинный, можно сказать уникальный образ выдающегося сына России, мыслителя, гуманиста, церковного иерарха. Они проливают свет на многие стороны социально-экономической, политической и культурной истории Дальнего Востока и Русской Америки. Они имеют большой заряд воспитательного воздействия, вызывают размышления и сопереживания, учат моральной чистоте и духовной стойкости.

Велико значение созидательной личности святителя Иннокентия в истории русской культуры. Патриотическое служение Отечеству, забота о будущей духовности России, любовь к людям, трудолюбие, непоколебимая вера и его труды оказали неоценимое влияние на развитие образования Северо-Востока России.

Восхищенные современники еще при жизни именовали его апостолом. Государь Император за верность Богу и Отечеству наградил святителя всеми высшими наградами того времени. А сам владыка, уже на закате своей жизни, смиренно называл себя «учителем младенцев и младенствующих в вере».

Просветительская и литературная деятельность святителя Иннокентия помогла правильному духовно-нравственному воспитанию целого поколения XIX века, в основе которого лежат: мудрость и смирение, мужество и кротость, целеустремленность и простота, доступность в обращении и отсутствие какого-либо превозношения.

1. Стрюченко ИТ. Святитель Иннокентий и наше время // Научный журнал Россия и АТР. 1997. № 3. С. 59.

2. Творения Иннокентия митрополита Московского. Кн. Ш. Собр. И. Барсуковым. М., 1888. С. 484-485.

3. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам и рассказам современников. Печ. по изд. И.П. Барсукова. 1883. М., 1997. С. 14.

4. Барсуков И.П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.

5. Письма Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Собр. И.П. Барсуковым: В 3 т. СПб., 1897, 1898, 1901.

6. Указание пути в Царствие Небесное. Беседа из поучений к новопросвещенным христианам Ситхинско-го Михаило-Архангельского Собора протоиерея Иоанна Вениаминова (что ныне Преосвященный Иннокентий, Епископ Камчатский, Курильский и Алеутский). СПб., 1845; То же. Свято-Троице-Сергеева Лавра, 1990. С. 9.

7. Там же. С. 32.

8. Святитель Иннокентий митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 92.

9. Творения Иннокентия митрополита Московского. Кн. III. Собр. И. Барсуковым. М., 1888.

10. Вениаминов И. Записка о детском воспитании // Воскресная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Сборник. 1998. С. 32-33.

11. Письма Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1865-1878 гг.) Собр. И.Барсуковым. Кн. III. СПб., 1901. С. 352-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.