сетецентрических технологий и сервисов для информационной поддержки. Такие концепции интенсивно изучаются и уже применяются военными, но, как известно, Интернет вначале тоже рассматривался главным образом как средство коммуникаций в кризисных и катастрофических ситуациях, но действительную свою эффективность доказал именно в массовых гражданских социальных применениях.
На практике сетецентриче-ский подход в обучении означает, что именно глобальная сеть в целом должна рассматриваться как естественное учебное окружение и быть при этом хранилищем и источником релевантной учебной
информации, а главное - предоставлять все необходимые для обучения образовательные (педагогические) инструменты и сервисы, осуществлять семантическую поддержку. Именно глобальная сеть становится ареной будущего обучения, прозрачным образом предоставляя свои ресурсы для транспорта и синтеза общедоступного качественного контента, чем технологически поддерживает требуемые стандарты образования. Она же обеспечивает и поддерживает технологические стандарты обмена информацией, делает ее доступной с большинства существующих оконечных сетевых устройств - гаджетов. Все это повышает универсаль-
ность и мобильность учебных разработок, снижает их стоимость за счет эффективного использования результатов коллективного труда и экономии на масштабе. ■
Литература
1. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб., 2003.
2. Аналитическое планирование. Организация систем. Т.Саати, К. Кернс. / Пер. с англ. Р.Г. Вачнадзе, под ред. И.А. Ушакова. - М., 1991.
3. Chrome Web Store. Education. - https://chrome.google. com/webstore/category/app/8-educatíon, 20.04.2013.
4. G02WEB20. E-learning - Online Tools and Applications. -http://www.go2web20.net/#tag:e-learning, 20.04.2013.
5. Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении./Материал из викиучебника. - http://ru.wikibooks.org/wiki/Серви-сы_Web_2.0_в_образовании_и_обучении, 20.04.2013.
6. Сетецентричная и сетевая война. Введение в концепцию. Л.В. Савин. - М., 2011.
7. Веб 3.0. - http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/ Веб_3.0, 20.04.2013.
т
Примеры сверхприбыльного бизнеса ВКонтакте, Qiwi и Evernote, застрельщиками которого стали вчерашние студенты, будоражат молодых людей и побуждают их создавать собственные компании. В Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете ИТМО у студентов много инновационных идей, но как превратить концепцию в успешный стартап? Заместитель директора Центра содействия развитию молодежных инноваций и технологического предпринимательства вуза Михаил Кудинов знает, как помочь ребятам начать свой бизнес.
- Михаил, как появился бизнес-инкубатор ИТМО?
- Студенты и аспиранты нашего университета - это сообщество талантливых и прогрессивных людей, полных творческих идей и решений, заинтересованных в развитии собственного дела. По их инициативе в 2006 г. была создана Межвузовская инновационная студия, ставшая предтечей бизнес-инкубатора ОБ. Своеобразной точкой отсчета этого движения можно считать осень 2007-го, когда наиболее инициативные представители студии отправились на двухне-
дельный тренинг по технологическому предпринимательству и развитию экосистемы в Силиконовую Долину, университет Беркли. Буквально через год после командировки появились эксперты и инвесторы, был сформирован инвестиционный фонд для финансирования проектов. С 2008 г. в бизнес-инкубаторе начался курс «Введение в технологическое предпринимательство», основой которого стала программа, разработанная двумя преподавателями университетов Стэнфорда и Беркли - Джоном Даннером и Дэвидом Шэроном, которые
Инструменты бизнеса
имеют самое непосредственное отношение к возникновению феномена Силиконовой Долины. Неофициальная часть интерактивного обучения развивалась своим чередом: одними из любимых мероприятий в QD стали «интеллектуальные чаепития», на которых обсуждались актуальные тенденции, новые технологии и перспективные рынки. Знаковым событием стало первое крупное мероприятие, организованное инициаторами QD, - «Большие встречи инноваторов», объединившее более двухсот молодых предпринимателей, ученых, руководителей крупнейших компаний, опытных бизнесменов и представителей власти. К 2009 г. бизнес-инкубатор из 7-метровой комнаты в главном здании ИТМО вырос до пространства в 450 кв. м и разместился в бизнес-центре «Биржевой комплекс». После проведения серии семинаров с магистрами нескольких факультетов университетов стало очевидно, что обучающий процесс нужно переводить в плоскость основной образовательной программы.
- Относительно недавно на базе бизнес-инкубатора открылась новая программа «Master of Technology Entrepreneurship». Она поистине уникальна: за два года студенты могут создать собственный бизнес и получить диплом магистра технологического предпринимательства одного из ведущих российских университетов.
- На самом деле, программа работает всего несколько лет - с сентября 2010 г. При этом теоретическая часть обучения выстроена с учетом мирового опыта в этой области и не предполагает лекционных занятий в обычном формате - для развития предпринимательских качеств больше подходит интерактивная форма. С первых месяцев обучения начинается работа над собственным проектом, а лекции и семинары остаются только подспорьем для главного - развития бизнеса на базе научной идеи или технологии. Основным критерием отбора преподавателей для программы стало наличие практического опыта ведения бизнеса. Каждому магистранту предоставляется доступ ко всем ресурсам и консультации экспертов. Сейчас инкубатор обладает возможностью комфортного размещения 20 проектных команд. Здесь есть все необходимое оборудование: мощные компьютеры с большими мониторами, масштабируемые серверные мощности, SD-ла-боратория, оборудование для телеконференций, отдельная комната для переговоров и т.п.
Бизнес-инкубатор QD помогает проектам на самой ранней стадии развития получить поддержку от инвесторов, университета, государственных и городских властей. Все эти услуги предоставляются бесплатно, и не только для студентов НИУ ИТМО. Наш центр пытается выстроить инфраструктуру по содействию начинаниям молодых ребят в технологическом предпринимательстве.
- Как студентов «наставляют» на путь развития собственного дела?
- Совместно с компанией RSV Venture Partners мы разработали восемь образовательных курсов. Первый - «Технологическое предпринимательство», в ходе которого наши слушатели знакомятся с особенностями предпринимательства
в области высоких технологий, его отличиями от обычного «купи-продай», подводными камнями на пути к успеху. Следующий курс - «Командообразование и лидерство» - о таком необходимом навыке для формирования успешного стартапа,
как умение быть лидером в команде и привлекать в нее талантливых людей. Это существенная составляющая бизнеса, потому что сделать в одиночку любой проект практически невозможно. Поэтому-то и одно из требований любого венчурного инвестора - это минимум двух партнеров.
«Customer development» - работа с потребителем, один из самых важных курсов, потому что никто, кроме будущего пользователя, не сможет оценить ваш проект. На этом курсе мы особенно концентрируемся, в России его не преподают ни в школах, ни в университетах. Далее следуют курсы «Маркетинг» - об искусстве донести вашу идею до потенциального покупателя, «Разработка продуктов» - о создании и упаковке новой технологии в таком виде, чтобы она решала определенную задачу для конкретного пользователя.
Очередной курс связан с дизайном продукта. Это именно то, как вы его будете использовать, как преподнесете своему покупателю. Мы приглашаем людей, которые занимаются бизнесом, выпускают реальную продукцию и не понаслышке знают, как и чем привлечь внимание потенциальных потребителей. Очень важен курс, который включает в себя секреты продажи продукта и работу с потребителями. Последние, как известно, делятся на несколько категорий, и с каждой из них нужно выстраивать отдельные взаимоотношения. Например, на одной из стартап-школ был представлен проект, связанный с кнопкой жизни для детей, которая предназначалась родителям для информирования о нештатных ситуациях, произошедших с их ребенком. В ходе демонстрации выяснилось, что при продаже данного продукта женщинам нужно подчеркивать его безопасность, а для мужчин важнее то, что они будут контролировать собственных детей.
Курс «Предпринимательские финансы и поиск инвестиций» посвящен ознакомлению с базовыми принципами финансирования, привлечением ресурсов, распределением долей, юрисдикциями в этой области, созданием компаний в офшоре. Последний курс связан с переговорами, умение вести которые - одна из ключевых задач любого бизнесмена. Опять же, этому, как ни банально это прозвучит, в университетах не учат, мы привлекаем сюда людей, которые уже построили свой бизнес и могут рассказать, как направить в правильное русло любую деловую беседу и суметь добиться своих целей в той или иной ситуации.
- Понятно, что эти базовые курсы формируют навыки успешного предпринимательства и запуска стартапа. Но в большей степени они все же теоретические. Существует ли возможность применить полученные знания на практике?
- С этой целью два раза в год проводится шестинедельная образовательная программа «Стартап-школа SUMIT». Наша основная задача - дать возможность ребятам сделать свои первые ошибки и помочь им перейти от идеи к бизнес-модели. Они должны не только проработать свою технологию, но и упаковать ее в продукт, понять, как выстроить взаимоотношения с пользователями и, наконец, решить, на чем будут зарабатывать деньги и на что их потратят. За шесть недель создается рабочая модель, с которой затем в рамках демонстрационного дня знакомятся российские венчурные фонды, занимающиеся инвестициями на предпосевной
и посевной стадиях. Состоялось уже три таких школы, и с каждым разом их работа становится все совершеннее и организованнее, поскольку приобретается бесценный опыт.
t
ей «
о
X X
5
X
К примеру, наша первая попытка была не слишком удачной -мы представили слишком много проектов и не смогли хорошо поработать со всеми инвесторами, поэтому из тридцати предложений только два получили финансирование. На второй стартап-школе мы, наученные горьким опытом, не стали страдать гигантизмом и отобрали только восемь проектов, но уделили им больше внимания, поэтому половина из них нашла своих инвесторов. В прошлом году наши ряды значительно расширились, и на летнем этапе участвовало уже пять команд, в том числе и зарубежные из Чехии, Франции, Финляндии, США. И из восемнадцати имеющихся проектов десять получили желанные субсидии.
После этого начинается третий этап. В его рамках работает стартап-акселератор IdealMachine, который финансируется за счет венчурного фонда RSV Venture Partners, созданного совместно ИТМО и американско-израильскими партнерами. Первая сессия акселератора была запущена прошлой весной, с марта по июнь, и закончилась демо-днем в рамках международного студенческого форума. Здесь было профинансировано 8 проектов. В рамках второй сессии получили одобрение еще 5. После окончания трехмесячной сессии наши студенты вышли на рынок и получили дополнительные деньги у других венчурных инвесторов. Например, Smart-музей получил 300 тысяч долларов, хотя полное финансирование проекта оценивается в 2 миллиона долларов. Ребята создали мобильное приложение, позволяющее получать информацию об экспонатах в различных музеях с помощью QR-кодов.
Ну и наиболее важный признак актуальности стартап-школы - появление первого ментора. Это Александр Андреев, генеральный директор Soft Joys. Представители компании регулярно работают с ребятами, ищут общие точки соприкосновения и при определенных условиях начинают совместную работу.
- По каким параметрам отбираются стартапы на SUMIT?
- Самый главный критерий - человек, автор и исполнитель проекта. Если у него есть мотивация, желание работать, этого для нас достаточно. Любой SUMIT начинается с SUMIT Weekend - два дня, когда мы общаемся со всеми желающими и пытаемся отобрать наиболее подходящих. Главные вопросы, которые мы задаем: «Чем SUMIT может быть вам полезен, будете ли вы 24 часа в сутки работать над своим проектом?» и «В чем ваша мотивация?».
- Когда стартап уходит из-под вашего контроля и начинает самостоятельное плавание?
- Он всегда развивается самостоятельно. Одно дело формировать бизнес-модель, объяснять механизмы ее функционирования, давать советы, как избежать подводных камней, задавать наводящие вопросы, то есть обучать, но совсем другое - делать работу за кого-то. Этим мы не занимаемся.
- Содействуете ли вы поиску финансовых средств для развития бизнеса?
- Да, как я уже отметил, сейчас функционирует фонд RSV Venture Partners. Он был создан на два года, в следующем году его работа заканчивается. По словам Михаила Авербаха, управляющего партнера фонда, RSV ориентируется в первую очередь на проекты, имеющие существенную ИТ-составляющую. Основными факторами, привлекающими внимание
инвестора, являются идея, возможность быстрого развития и, конечно же, люди, которые будут претворять идею в жизнь. Они должны нравиться тому, кто вкладывает в них средства, поскольку приходят не просто за инвестициями, а за помощью в строительстве бизнеса. И это подразумевает партнерство в широком смысле этого слова. Сейчас создается новый фонд на 10 миллионов долларов, есть надежда, что с середины этого года он начнет функционировать. Мы будем стабильно вкладывать в проекты от 20 до 150 тысяч долларов на петербургском рынке.
- Заинтересованы ли крупные инвестиционные фонды в поддержке ваших проектов?
- Мы поддерживаем связи со всеми фондами и стараемся избегать патовых ситуаций, которые возникают по причине того, что работа с ними на одной стадии, например на посевной и предпосевной, делает нас конкурентами. В то же время для дальнейшего продвижения своих разработок нашим подопечным становятся нужны совсем другие суммы, и они обращаются в фонды, работающие на более поздних стадиях и инвестирующие от миллиона долларов - Runa Capital, Almaz Capital Partners. Поэтому мы стараемся дружить со всеми крупными игроками этого рынка, чтобы помочь нашим проектам получить деньги на следующей стадии, и постоянно информируем инвестиционные фонды о наиболее интересных и перспективных проектах.
- Поддерживаются ли ваши инициативы руководством ИТМО?
- Да, мы получаем неоценимую помощь от администрации университета, в частности со стороны ректора Владимира Николаевича Васильева, проректора по инновационной работе Николая Рудольфовича Тойвонена, деканов факультетов, за что им огромная благодарность. Правда, преподаватели порой опасаются, что самые талантливые и молодые ребята в погоне за длинным рублем уйдут из науки, но мы в этом плане не конкуренты. Мы скорее дополняем учебу теми навыками, которые часто нужны и в научной деятельности, -лидерство, командообразование и т.д.
- То, что создано, можно назвать технопарком?
-Я бы скорее назвал то, что мы делаем, экосистемой, в которой создаются механизмы по воспроизведению следующих поколений предпринимателей. ■
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ