УДК 371.4
Большакова Татьяна Юрьевна
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
Попова Ирина Викторовна
доктор социологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
bolshakova64@ya.ru, pivik@list.ru
ПРОСТРАНСТВО СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье показана связь пространства совместной деятельности педагога и обучающихся с процессом формирования субъектной позиции личности, участвовавших в деятельности. Объектом исследования выступили бывшие участники Народного театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» г. Кологрива Костромской области, посещавшие его с 1999 по 2006 год. Результаты эмпирического исследования представлены по схеме: транскрипт нарративного интервью - жизненные практики - творческие достижения. Нарративный импульс задавался открытыми вопросами, направленными на выявление того, как занятия в театре глиняной игрушки оказали влияние на жизненные практики бывших участников интегративно-художественной деятельности с точки зрения формирования субъектной позиции личности через пространство совместной деятельности педагога и обучающихся.
Ключевые слова: пространство совместной деятельности, интегративная художественная деятельность, нарративное интервью, субъектная позиция личности.
Современное российское общество ставит перед образованием не только задачу развития способности личности усваивать и воспроизводить культурные ценности и социальные нормы, но и задачу формирования творческих способностей, личностной целостности и автономии. Поэтому актуальным становится не только включение человека в структуру общества, становление социального «Я», но и обретение личностью субъектности через жизненное самоопределение, познание своих возможностей, реализацию способностей в творческой деятельности.
В рамках нашего исследования воспитание рассматривается, с одной стороны, как восхождение воспитанника к высшим эталонам культуры (нравственности, духовности), с другой, - как ненасильственное создание условий для становления личности, способной к проявлению субъектной позиции. Исследование особенностей организации интегративной художественной деятельности как средства формирования субъектной позиции личности в процессе дополнительного образования основывается на следующих концептуальных идеях А.В. Мудрика:
- о жизнедеятельности воспитательной организации как взаимосвязанной совокупности различных видов работы, обеспечивающей удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом потребностей более широкой социальной среды и всего общества;
- о взаимосвязи и взаимопроникновении таких сфер как общение, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельность, спорт, игра, способных стать содержательной основой жизнедеятельности, ее компонентом или фоном;
- о взаимодействии как организации совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющем им реализовать какую-либо общую для них работу на общей ценностно-смысловой
основе (обмен информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориента-циями, социальными установками) [1, с. 133-134].
Ведущая роль в создании пространства совместной деятельности, безусловно, принадлежит педагогу. Кроме того, все зависит от типа и условий, в которых находится воспитательная организация. В системе дополнительного образования можно выделить три взаимосвязанных компонента воспитательного процесса:
- «деятельность обучающихся», который включает в себя: продуцирование (репродуктивное и творческое) и восприятие художественных произведений, направленность на себя или вовне, соответствие деятельности возможностям учащегося (сложность - простота), состав участников, социальная значимость, способы организации. К определяющим характеристикам содержания художественной деятельности обучающихся можно отнести: освоение художественных образцов искусства, национальной и этнической культуры; осознание обучающимися значимости и ценностного потенциала художественных произведений, стремление к их осознанному восприятию и продуцированию;
- компонент воспитательного процесса «отношение обучающегося к деятельности» представлен наличием личностного смысла, осознанием общественной значимости результатов деятельности, удовольствием от процесса, восприятием собственных действий как проб, роли и функции во взаимодействии, обеспечивающем эту деятельность как средство формирования субъектной позиции личности;
- компонент воспитательного процесса «внешняя среда и взаимодействие с ней» раскрывает особенности форм взаимодействия обучающихся с социальной средой (показы, гастроли, выставки).
Определенной сложностью для педагога дополнительного образования является тот факт, что ин-тегративная художественная практика участника
28
Вестник КГУ _J 2016
© Большакова Т.Ю., Попова И.В., 2016
студийного объединения «Театр глиняной игрушки» имеет следующие особенности:
- направленность на создание целостного художественного образа спектакля или его однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой режиссерской концепцией (создание глиняных игрушек, декораций, сценического образа - роли);
- цикличная организация работы над творческим проектом, то есть в определенной последовательности в установленное графиком образовательного процесса время. Содержание цикла обуславливается формой организации художественного образа, художественной техникой, форматом театрального представления и формами эстетической коммуникации;
- предъявление результата зрительской аудитории в качестве художественно-социального проекта.
При создании пространства совместной деятельности педагога и обучающихся в системе дополнительного образования ему необходимо преодолеть такие барьеры как:
- разнородный состав учебной группы (разный возраст, психофизические особенности, социальные установки, жизненные приоритеты);
- необходимость социально-психологической адаптации личности (формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и педагогом; овладение навыками учебной деятельности);
- значительная информированность современного обучающегося в различных сферах жизнедеятельности (СМИ, раннее приобщение к компьютеру и др.);
- низкий уровень сформированности эстетической культуры, обуславливающий трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа художественных текстов различных видов и жанров искусства, неспособность сформировать внутренний план действий;
- отсутствие навыков работы с материалами и инструментами;
- необходимость сформировать у большей части участников желание и готовность участвовать в занятиях интегративной художественной деятельностью.
Для разработки стратегии своего взаимодействия с группой для создания пространства совместной деятельности, с целью включения группы в социокультурное взаимодействие, необходим эмпирический материал по изучению качества личности воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, преобладающих интересов, переживаемого периода развития личности. На этом этапе проведенный панельный опрос позволил зафиксировать положительный эффект, достигнутый педагогом.
В процессе поставленной задачи обучающиеся посетили выставку произведений Е.В. Честня-кова в областном музее-заповеднике; встретились с главным режиссером областного театра кукол В.А. Бредисом, главным художником И.В. Мельниковой; посетили художественную мастерскую, увидели процесс воплощения замысла художника. Актеры театра показали этапы работы над созданием сценического образа, раскрыли секреты «оживления» кукол. Экскурсия закончилась просмотром спектакля по сказке Е.В. Честнякова «Щедрое яблоко». Ребята побывали в гостях у участников детской студии «Ефимов кордон» (руководители Р.Е. Обухов и Л.Н. Гладких).
Повторное анкетирование показало, что посещение выставки, театра кукол, общение со сверстниками усилило у большей части детей (75%) интерес к занятиям художественным творчеством и позволило детям самостоятельно выявить и рассмотреть ряд субъективно значимых проблем, включенных в контекст собственной интегративной художественной практики. В процессе данного исследования удалось также выявить особенности мотивации детей разного возраста, что было учтено в дальнейшей работе по созданию пространства совместной деятельности педагога и обучающихся в системе дополнительного образования. Исследование показало, что:
- ведущим мотивом занятий художественной деятельностью для младших школьников явилось желание решить проблемы ближайшего окружения (удивить, порадовать своим творчеством родителей, сделать подарки к празднику и другие);
- для подростков - решить проблемы, имеющие эстетические аспекты (признание ценности своей личности в глазах сверстников);
- для старших школьников - решить проблемы, включенные в контекст профессиональной деятельности (выбор профессии, подготовка к поступлению в специальные учебные заведения).
Необходимо отметить, что, несмотря на предпринятую попытку вызвать у участников интерес к занятиям интегративной художественной деятельностью, пять человек в течение первого года обучения покинули студию, сменив сферу деятельности (занятия спортом, научные кружки).
Интегративный художественный проект как пространство совместной деятельности педагога и обучающихся может быть направлен на формирование субъектной позиции личности через:
- создание пространства самоопределения через моделирование проблемной ситуации в художественной среде, насыщенной возможными вариантами (выбор темы проекта-спектакля);
- постановку творческой задачи на основе межпозиционного анализа проблемы (выбор или написание сценария);
- межпозиционное обсуждение темы как предмета коллективной или индивидуальной творче-
ской деятельности (анализ сценария, распределение ролей);
- знаковую фиксацию результатов межпозиционного обсуждения (составление сюжетной схемы и тематического плана оформления спектакля);
- создание групп в пространстве проекта-спектакля на основе позиционирования к предмету деятельности (групповое или индивидуальное участие);
- выражение субъектной позиции в творческом продукте (изготовление кукол, декораций, создание сценических образов);
- создание, «экспертизу» и реализацию художественного проекта (премьерный показ).
В рамках исследования пространства совместной деятельности педагога и обучающихся как средства формирования субъектной позиции личности, важной задачей было зафиксировать значение роли педагога в данном процессе. Для решения этой исследовательской задачи был выбран метод структурированного лейтмотивно-нарративного интервью, как наиболее адекватный поставленной цели. С точки зрения методологии исследования нарративное интервью обладает необходимым потенциалом выявления скрытых мотивов поведения, а также допущением того, что знания, полученные посредством жизненного опыта, способны снабжать своих носителей когерентной системой взглядов, которая формирует в их сознании правдоподобную картину прошлого. Нарративы индивидуального опыта позволяют «видеть», описывать и понимать эти «способы» [2, с. 67]. Нарративный импульс задавался открытыми вопросами, направленными на выявление того, как занятия в театре глиняной игрушки оказали влияние на жизненные практики бывших участников интегративно-худо-жественной деятельности с точки зрения их субъектной позиции. В приводимых транскриптах выбраны те цитаты, в которых сами участники театра «Ефимов ключик» будучи уже взрослыми людьми, дают оценку деятельности педагога по формированию у них субъектной позиции в процессе совместной интегративной художественной деятельности. Кроме того, по каждому информанту будет показана профессиональная карьера и достижения в области художественного творчества.
Для проверки гипотезы о наличии связи между пространством совместной деятельности педагога и обучающихся и процессом становления субъект-ности личности, задавался вопрос: «Что Вы считаете самым важным из того, что дали Вам занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки»?
Информант Никита Л., (1993 г.р.) в своем интервью написал следующее: «Очень сложно выделить самое важное, так как важным было все: и умение лепить из глины, и общение с друзьями, и приведение самооценки к адекватному состоянию. Надо отметить, что до начала занятий в театре я был «со-
рванцом», учился без желания, вечно огорчал родителей, пропадал на улице. Да и в начале занятий в театре Татьяне Юрьевне было со мной нелегко, это я сейчас очень даже понимаю. Но у нее получилось заинтересовать меня. Татьяна Юрьевна не только давала нам знания, учила работать с глиной, рисовать и играть в театре, но и учила нас «быть Человеком». Мы много разговаривали на разные темы, обсуждали какие-то события, поступки. Для нас педагог был авторитетом, и мы вместе преодолевали все трудности. Я стал по-другому относиться к людям, к искусству, к родителям. Это и есть, наверное, самое главное, что дали мне занятия в театре. Думаю, что в моей жизни не было бы учебы в академии. Я окончил бы школу, и на этом мое образование закончилось бы. Я, наверное, никогда не научился бы видеть красивое в повседневной жизни, ценить дружбу и взаимовыручку, а довольствовался бы работой на пилораме и своим средним образованием».
В настоящее время Никита - выпускник факультета агробизнеса Костромской ГСХА.
Информант Вадим Ш. (1988 г.р.) являлся постоянным участником спектаклей театра, создавая яркие актерские образы в спектаклях, рисуя декорации и лепя из глины фигурки героев. Будучи школьником, он неоднократно участвовал в конкурсах и фестивалях («Волшебство сказки» в г. Сочи, «В гостях у Карлсона», «Весенняя Кострома» и др.). Работы Вадима были представлены на Всероссийской выставке гончарного ремесла и глиняной игрушки в г. Тверь в 2003 году и были отмечены дипломом. В своем интервью Вадим Ш. написал: «Занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки» привили мне любовь к искусству, что в свою очередь отразилось на выборе профессии архитектора. Посещение этих занятий поспособствовало развитию такого качества как общительность, что неоднократно помогало и помогает мне в работе, в общении с заказчиками, коллегами».
Вадим Ш. в 2005 году поступил на архитектурно-строительный факультет КГСХА, который успешно закончил в 2011 году по специальности «Архитектура». Интересен факт, что в качестве темы дипломного проекта Вадим выбрал тему «Центр традиционной народной культуры в г. Ко-логриве», проявив при этом теоретическую и практическую готовность к сохранению, воспроизведению, распространению созданных духовных ценностей. Вадим успешно прошел срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ (служил в Президентском полку). В настоящее время Вадим ведет активную творческую жизнь, работает в одном из архитектурных бюро г. Москвы.
Информант Дима Т. (1986 г.р.) в 2004 году поменял место жительства, переехав с семьей в Новую Зеландию. Дима поступил учиться в один из художественных вузов (специальность - промышлен-
ный дизайн). Но, несмотря на расстояние, он поддерживает дружеские отношения с участниками коллектива театра. В 2008 году Дмитрий написал ряд декораций к спектаклю «Добрый батюшка Саровский». Ребята были рады получить посылку из Новой Зеландии. Выпускник театральной студии написал: «Моя нынешняя работа в printing industry имеет непосредственное отношение к творчеству, нестандартному мышлению, к креативному подходу в решении задач в области рекламы и печати. Помимо этого, я занимаюсь выставками своих работ. За последние пять лет у меня было около десяти выставок, три из них «соло», и я также представлен в нескольких галереях в Мельбурне и в Новой Зеландии».
Информант Елена Г. (1995 г.р.): «С самых ранних лет я ходила в «Театр глиняной игрушки». Помимо того, что, нам там дали ценнейшие знания, которые в будущем нам очень пригодились: лепить из глины, рисовать, выступать на сцене, говорить правильно, эти занятия дали нам нечто большее. Мы были одной дружной семьей. Нас научили уметь дружить и дорожить дружбой. Уважать старших и уважать их труд. Не причинять боль ближнему. Не творить зло. Я прекрасно помню, как наш преподаватель нас учила этому, рассказывая разные поучительные истории. Это сильно влилось мне в душу, и я с тех пор всегда пытаюсь прощать обиды, не злиться ни на кого...». Елена в настоящее время является студенткой архитектурно-строительного факультета КГСХА, выбрав профессию архитектора.
Информант Александр Г. пишет: «Четко вспоминается тот момент жизни, когда наш преподаватель устроила нам незабываемое путешествие в места, где жил и работал великий русский драматург Александр Николаевич Островский, в село Щелыково Островского района Костромской области. Мне четко запомнилась дружная атмосфера нашего коллектива, большое количество взрослых людей, приехавших показать свое творчество на фестиваль народных театров. Мы, дети, выступили на открытии фестиваля со своим спектаклем «Снегурочка» и удивили взрослую публику необычным зрелищем с глиняными фигурками и живыми актерами. Посетив усадьбу Островского, мы увидели то, как жил этот великий человек. .Это путешествие осталось в моей душе и памяти. Именно после него я стал понимать слова великого драматурга: «.Люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу - ее можно прочитать. Я считаю самым важным из того, что мне дали занятия в студийном объединении «Театр глиняной игрушки», - это качества коммуникабельности, умение общаться в обществе, находить общий язык с любыми людьми. Занятия помогли мне раскрыться, не быть зажатым, избавили меня от комплексов. Регулярные выступления на сцене воспитали во мне качества
лидера. Я перестал бояться людей и публичности. Я стал понимать искусство разных времен и народов. Чтить старших и помнить, что они сделали для нас. Мы часто ездили в места, где жили великие люди, изучали их творчество, быт, дух их жизни. Думаю, именно это воспитало во мне уважение к чужому творению, зародило творческие мысли и идеи. ... Я считаю, что моя жизнь изменилась кардинально. Не было бы того человека, которым я сейчас являюсь. Так как в моем городе больше не было занятий, которые бы воспитывали во мне любовь к искусству, любовь к жизни, я, как обычная не занятая молодежь, так и не смог бы найти себя. Думаю, я просто проводил бы время с друзьями во дворах, бездумно и бестолково распоряжаясь своим временем».
Информант Галина М. (1986 г.р.) написала следующее: «Участие в работе театра-студии дали мне теплоту общения и радость творчества. Ничто не заменит тех чувств, когда ты спешишь на занятия, чтобы увидеться с ребятами и преподавателем, получить какие-то новые знания и умения. Но ещё большую радость ты испытываешь во время создания своего маленького (или большого) шедевра. Галина М. так описывает самое яркое впечатление того времени: «Любое выступление перед малышами детского сада, их горящие от заинтересованности и удивления глазки. И особенно то, как сказка заставляла малышей замереть, слушать и слышать». Отвечая на вопрос «Если бы этих занятий в Вашей жизни не было, чего бы не было в Вашей нынешней жизни?», бывшая участница театра написала: «.я несу в свою жизнь трепетное отношение к чужому труду и, в частности, к творчеству, не сужу свысока и поспешно - любое творение требует сил, времени, души, пережитых эмоций».
Ирина К. (1986 г.р.): «Теперь попробую описать яркое впечатление. Спектакль «Память», подготовка к нему и первое выступление (примечание: курсив Ирины К.). Помню, как готовили спектакль «Память». Пытались представить себя на месте тех, кто пережил тяжелейшие испытания. Шили и подбирали костюмы, репетировали песни о войне (пытались спеть наш безголосый хор), разносили приглашения участникам и детям войны. Выступать перед такими зрителями было ответственно - соврать было нельзя. Во время спектакля многие плакали, а по окончании зал некоторое время молчал... Но все же у меня осталось ощущение чего-то недоделанного - до конца вжиться в роль матери, потерявшей на войне сына, оставшейся одной без мужа с пятью детьми на руках в голодные послевоенные годы, было не под силу! Теперь понимаю, что это было и невозможно!»
В качестве доказательства значительной роли педагога в формировании субъектной позиции личности через создание пространства совместной деятельности можно привести следующие факты:
- 70% участников театра глиняной игрушки «Ефимов ключик» впоследствии получили высшее образование (родители, имеющие высшее образование: матери - 43%, отцы - 30%);
- получили высшее образование по образовательным программам, близким по содержанию к художественной деятельности (архитектура, культурология, промышленный дизайн, художественная обработка металлов, художественная резьба по дереву и др.) - 23% участников театра глиняной игрушки. Доля родителей, имевших образование или занимавшихся тем или иным видом художественного творчества (архитектор, резчик по дереву, преподаватель ИЗО), составляла 13%;
- в настоящее время выпускники театра глиня-нок «Ефимов ключик» успешно работают после окончания архитектурно-строительного факультета Костромской ГСХА (специальность «Архитектура»), художественно-графического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, Красносельского училища художественной обработки металлов, Буйского художественного училища («Художественная обработка древесины»), Костромского ГТУ («Технология художественной обработки металлов»), Ивановской ГТА («Художественное проектирование текстильных изделий»), Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского («Культурология»).
Таким образом, исследование показало, что социальный опыт, знания, умения и навыки, приобретенные в процессе интегративной художественной деятельности, не обязательно становятся основой будущей профессии. Главное, обучающийся получает опыт самостоятельной свободной ориентации
в различных сферах деятельности, получает возможность для самопознания, самовыражения и самореализации, формируется потребность в получении опыта самостоятельного социального действия. Результатом участия личности в интегративной художественной деятельности является развитая способность интерпретации художественных произведений, что подтверждено самими авторскими работами участников, отличающимися самобытностью и неповторимым авторским стилем. Художественные произведения 80% обучающихся отмечены дипломами участников и лауреатов различных конкурсов. Использование интегративной художественной деятельности в процессе формирования субъектной позиции личности стимулирует выход обучающегося в субъектную позицию по отношению к собственной жизни.
Приведенные эмпирические данные позволяют нам сделать вывод о том, что использование полученных в процессе интегративной художественной деятельности умений и навыков в последующие годы, уже без участия педагога, доказывают, что созданное пространство совместной деятельности педагога и обучающихся явилось средством формирования субъектной позиции личности.
Библиографический список
1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
2. Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. - М.: Изд-во «Уникум-центр», 2006. - 207 с.