Научная статья на тему 'Пространство самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов юридических факультетов при изучении математики'

Пространство самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов юридических факультетов при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридчина В. Б.

Teaching methods of mathematics for law students are being further developed. The basic attention is paid to the organization of independent learning. The author has developed the structure of independent work context, which includes the basic types of learning activities. For more efficient management of independent work of students the author has worked out the structure of educational and methodical provision

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов юридических факультетов при изучении математики»

Напомним схему доказательства этой теоремы. Исходя из условия теоремы, получаем

/(х) = Рк (х) ■ ё(х\ (4)

где ё(х) не делится на р(х). Из (4) получаем

/ '(х) = Рк-1 (х)[Р( х) ■ё' (х) + к ■ Р'(х) ■ ё(х)]- (5)

Для доказательства теоремы достаточно заметить, что слагаемое к ■ р'(х) ■ ё(х) сомножителя [р(х) • ё'(х) + к • р (х) • ё (х)] не делится на р(х). Студенты делают это следующим образом: так как р'(х) не делится на Р(х), в связи с тем, что deg р'(х) < deg р(х) (здесь через deg к(х) обозначена степень многочлена Ь(х)); ё(х) не делится нар(х) (по условию); к є N , то к ■ р (х) • ё(х) не делится на р(х). Это, естественно, верно для полей характеристики 0, но, в общем случае, не проходит для полей Р характеристикир Ф 0. Так как если к делится нар, то к = д-р, и тогда, с учётом равенства (1): ке = (р • д)е = (ре) • (де) = 0 • (де) = 0, где е - единица поля Р . Следовательно,

к ■ Р ’ (х) ■ ё (х) =

= Р' (Х) ■ ё (Х) + Р '(Х) ■ ё (Х) + К + Р '(х) ■ ё (х) = (6)

= (е + е + К + е) Р'(х) ■ ё(х) = (ке) ■ (р'(х) ■ ё (х)) = 0,

4------V-------у

к раз

т.е. в этом случае, к ■ р’(х) ■ ё(х) делится на р(х). В связи с этим, приведённое доказательство верно для полей характеристики 0, но может оказаться неверным для полей характеристикир Ф 0. Заметим, что при получении цепочки равенств (6) также использовался обобщенный закон дистрибутивности. Учитывался также тот факт, что для полей характеристики р запись к ■ р’(х) ■ ё (х) есть (как и раньше) сокращение записи

1 (х) • §(х) + Р'(х) • 2(х) + • • • + РXх) ■ 8(х)

4---------------------V----------------------'

к раз

Ряд моментов, связанных с проявлением особенностей полей характеристикир Ф 0, существенно отличающий их от числовых полей, отмечается в [2].

Литература

1. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. М., 1970.

2. Дроботун Б.Н. О представлении кольца целых чисел и кольца многочленов // Наука и техника Казахстана. 2002. № 4. С. 82-92.

Поступила в редакцию 29. 12. 2006

УДК 378.124:51:004

В.Б. Гридчина

ПРОСТРАНСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

«Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально- оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа способствует:

- углублению и расширению знаний;

- формированию интереса к познавательной деятельности;

- овладению приемами процесса познания;

- развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов» [1, с. 126].

В соответствии с учебным планом специальности «Юриспруденция» на изучение дисциплины «Математика» в нашем вузе отведено 115 часов, из них 63 часа - на самостоятельную работу студентов.

Целью изучения курса «Математика» является, с одной стороны, интеллектуальное развитие студентов, формирование у них основных компонентов исследовательской деятельности, с другой - овладение конкретными математическими знаниями, используемыми в юридической деятельности и необходимыми для изучения смежных дисциплин в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Специфика работы юриста заключается в постоянном применении особых логических приемов и методов: определений и классификаций, аргументаций и опровержений. Знание этих методов помогает юристам правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий.

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 6 (69). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ Н ТОЧНЫЕ НАУКИ

Степень владения этими приемами, методами и иными логическими средствами - показатель уровня логической культуры юриста [3].

Анализ психологических основ профессиональной деятельности юриста показывает, что центральное звено в деятельности юриста включает все компоненты исследования: постановку проблемы; сбор информации, ее представление и систематизацию; выдвижение гипотез и проверку их правдоподобия; аргументированное доказательство правдоподобной гипотезы или ее опровержение. Поэтому самостоятельную работу студентов мы организуем так, что ее цель: развитие логического мышления и формирование ведущих компонентов исследовательской деятельности -согласуется с основной целью обучения будущих юристов математике.

При планировании самостоятельной работы студентов мы исходили из того, что: а) характер самостоятельной математической деятельности студента должен быть подчинен цели его интеллектуального развития и естественным образом обеспечивать развитие тех интеллектуальных действий и исследовательских умений, которые характерны для профессионального мышления и деятельности юриста; б) самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов становится успешной, если они знают и принимают цель работы, знают способы ее выполнения, имеют четкое представление о критериях оценки и формах отчетности, имеют план-график самостоятельной работы на весь семестр. Тогда задача студента - научиться планировать и систематически организовывать свою самостоятельную деятельность.

Для успешной организации самостоятельной работы преподавателю необходимо ее тщательно спланировать, т.е. разработать вопросы для обсуждения на семинарских и практических занятиях, темы рефератов и мини-исследований, списки обязательной и дополнительной литературы, продумать форму контроля.

Система самостоятельной работы студентов - будущих юристов при изучении курса «Математика» обычно включает следующие виды учебно-познавательной деятельности:

- работа с конспектами лекций, изучение обязательной и дополнительной литературы;

- подготовка к семинарским и практическим занятиям;

- выполнение домашних контрольных работ по основным разделам курса;

- подготовка рефератов, выполнение заданий учебно-исследовательского характера.

Одной из эффективных форм контроля самостоятельной работы студентов является защита выполненного задания во время индивидуальных консультаций. Мы разъясняем студентам, почему такая форма контроля полезна для будущих юристов: при осуществлении профессиональной деятельности им придется

публично защищать свою позицию в различных судах, аргументированно обосновывать ее перед аудиторией, ссышаясь на определенные правовые нормативы. Аналогично и при защите заданий по математике: любое суждение (утверждение) должно быть обосновано с помощью определений, теорем, логических выводов и т.д.

Тем студентам, которые не завершили задания или затрудняются это сделать по какой-то причине, преподаватель на индивидуальной консультации окажет дозированную помощь либо в подборе учебной литературы, либо в форме конкретный методических рекомендаций.

Для более оперативного управления самостоятельной работой студентов и ее четкой организации мы подготовили учебное пособие, включающее: рабочую программу курса; конспекты лекций и примеры решения типовых задач; планы практических и семинарских занятий; сборник задач, содержащий разно-уровненые задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы; вопросы и тесты для самоконтроля; варианты домашних контрольных работ. Использование этого пособия позволяет нам эффективно организовать как внеаудиторную самостоятельную работу студентов, так и аудиторные занятия.

Рабочая программа курса дает студенту представление не только о содержании, которое ему предстоит изучать, но и включает вопросы, задания для самостоятельной работы, информирует о формах контроля того или иного вида самостоятельной работы, сроках ее выполнения.

Конспекты лекций содержат основные теоретические сведения и выполняют функцию информационной поддержки, без которой студенту не обойтись при выполнении домашних заданий и подготовке к практическим занятиям. По каждой теме курса в пособии рассмотрены типовые задачи с решениями, причем студентам демонстрируется не только готовое решение, но и его математическое обоснование, т.е. даются ссыики на соответствующие теоремы, формулы и т. п.

В конце каждого раздела предлагаются тестовые вопросы для организации самоконтроля. Ответив на них, студент может самостоятельно выыснить, насколько он разобрался в теории, увидеть пробелы и недочеты, скорректировать свои знания.

Сборник задач содержит упражнения по всем разделам курса в количестве, необходимом и достаточном для организации практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и выполнения домашних контрольных работ. Использование разноуровневый задач позволяет дифференцировать самостоятельную работу студентов на практических занятиях и дома. Варианты домашних контрольных работ облегчают их планируемое выполнение и своевременную защиту, которая заключается в том, что студент должен ответить на вопросы, связанные с обоснованием решения задач.

В пособии также представлены темы семинара и семинара-практикума, указаны вопросы, которые будут обсуждаться на этих занятиях, список рекомендуемой литературы.

По окончании изучения курса «Математика» студенты должны иметь представление: о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре; об особенностях математического стиля мышления. о принципах математических рассуждений и математических доказательствах. Важно показать студентам, что наиболее выдающиеся открытия математики являются достоянием не только самой математики и близких к ней наук, но и всей мировой культуры в целом. Поэтому для будущих юристов целесообразно проводить семинарское занятие по теме: «Математика как часть общечеловеческой культуры». При подготовке к семинару студенты ищут ответы на такие вопросы, как: «Нужна ли гуманитариям математика и почему?», «Какова роль математики в решении интеллектуальных задач из различных сфер человеческой деятельности?», «Какие научные методы познания используются в математике?», «Каковы основные этапы становления современной математики?», «Какова структура современной математики?» и т.д.

В связи с тем, что часть студентов юридических специальностей имеют достаточно низкую мотивацию к изучению математики (это связано с тем, что они не всегда понимают, зачем будущему юристу нужна математика), то желательно, чтобы задания для самостоятельной работы носили прикладной характер и были связаны со спецификой их будущей профессиональной деятельности. Поэтому, например, при подготовке к практическим занятиям студентам предлагается аргументированно ответить на следующие вопросы: «Зачем юристу нужно иметь представление об аксиоматическом методе?», «Что общего между доказательством в математике и юриспруденции?», «Какие элементарные функции и как используются при решении юридических задач?» и др. По некоторым разделам курса, например «Теория вероятностей», «Математическая статистика», мы предлагаем студентам самостоятельно составить задачи с профессионально-ориентированным сюжетом. Подобные задания вызывают живой интерес у студентов и стимулируют их положительное отношение к изучению математики.

Т ак как самостоятельная работа дифференцирована, то, например, при подготовке к семинару-практикуму «Использование математики в юридической деятельности» одни студенты готовят устное сообщение, другие пишут реферат, а наиболее инициативные проводят по этой теме мини-исследование. Последние организуют опросы практикующих юристов, изучают специальную литературу, ищут реальные примеры применения математики в юриспруденции, формулируют свои предложения по этому вопросу. Некоторые идут дальше и анализируют причины столь скромного применения математики в работе практикующих юристов, пытаются найти возможные пути исправления сложившейся ситуации. На основании собранной информации студенты участвуют в работе круглого стола. На второй части семинара-практикума студенты работают в группах - решают самостоятельно сконструированные их сокурсниками задачи по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики».

Такой подход к отбору содержания самостоятельной работы и принципам ее организации (внутренняя и внешняя дифференциация содержания учебных заданий, их профессионализация, учет социальных мотивов изучения математики, личностно-деятельностный характер самостоятельной работы) способствует формированию у будущих юристов обобщенных действий, входящих в состав основных видов математической деятельности, и обеспечивает ощутимый прогресс в развитии у них логического мышления. В результате выполнения различных видов самостоятельной работы у студентов развивается профессиональное мышление, формируются не только ключевые компетентности: информационная, учебно-познавательная, но и компетентность личностного самосовершенствования. Это проявляется через интеллектуальное и духовное саморазвитие студентов, развитие таких личностных качеств, как ответственность, целеустремленность, толерантность и др.

Мы ощутили и еще один положительный результат: планомерная и систематическая самостоятельная работа студента способствует изменению его позиции в учебном процессе: ранее обучаемый преподавателем, он теперь обучается самостоятельно. Самостоятельная работа студента становится ведущей формой его учебной деятельности, а не только способом выполнения заданий преподавателя.

Литература

1. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : Учеб. пособие/ Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д, 2002.

2. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] : Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст]: Учебник / Ю.В. Ивлев. М., 2000.

4. Гридчина В.Б. Повышение логической культуры будущих юристов как одно из условий формирования их профессионального мышления [Текст] / В.Б. Гридчина //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Ч. 3. Челябинск, 2004. С. 124-126.

Поступила в редакцию 04. 10. 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.