YAK 37.015.4 ББК 60.561.9
E.A. ШУКЛИНА, Т.О. ГАВРИЛИНА
ПРОСТРАНСТВО НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА: ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ
Е.А. SHUKLINA, T.O. GAVRILINA
INFORMAL EDUCATION SPACE OF THE CITY: LIVING AND DEVELOPMENT EXPERIENCE
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ (проект № 16-03-00051 «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»).
В современных условиях образовательная среда мегаполиса активно, динамично и порой кардинально трансформируется. Одним из фундаментальных сдвигов является изменение соотношения между подсистемами формального и неформального образования в реальных условиях города. Авторы статьи на материалах эмпирических исследований показывают практики освоения студенческой молодежью пространства неформального образования мегаполиса и делают вывод о необходимости комплексных исследований для развития социальной политики управления образованием на муниципальном уровне.
At present day educational environment of a mega polis is transforming actively, dynamically and sometimes dramatically. One of the fundamental shifts is a change in correlation between subsystems of formal and informal education in actual conditions of a city. The authors of the article show the practice of mastering informal education space by students in a mega polis on the materials of empirical research. The conclusion of the article is about the necessity of complex studies for social policy development of education at the municipal level.
Ключевые слова: институт образования, образовательное пространство, неформальное образование, формальное образование, образовательная общность.
Key words: institution of education, educational space, informal education, formal education, educational communities.
Актуальность проблемы
В современных условиях образовательная среда мегаполиса активно, динамично и порой кардинально трансформируется. Даже не затрагивая здесь чрезвычайно актуальную проблему воздействия информатизации на образовательные процессы (поскольку образование в информационном пространстве в определенном отношении отменяет территориальные ограничения, в частности городские), мы полагаем, что современное образование сталкивается со значительными изменениями под воздействием специфических территориально локализованных сред. Одним из таких фундаментальных сдвигов, с нашей точки зрения, является изменение соотношения между подсистемами формального и неформального образования в реальных условиях мегаполиса.
Каковы основные тенденции данных изменений? Прежде всего, они связаны с трансформацией потребностно-мотивационной структуры социальных общностей обучающих и обучающихся. Можно утверждать, что продолжается смещение терминальных мотивов обучения от формального образования к неформальному. Его причина в сохраняющейся тенденции массовизации, унификации, стандартизации формального образования, которое рассматривается обучающимися исключительно как инструментальная ценность. Как показывают многочисленные исследования, политика расширения так назы-
ваемого «массового высшего образования», при котором студенты-бакалавры получают общие профессиональные знания без углубленной специализации, приводит к тому, что формальное образование такого типа востребовано обучающимися как необходимое звено жизненной траектории. С ним соотносятся в качестве доминантных социально-статусные, экономически престижные ориентации на профессию и образование, тогда как личностно значимые ценности и цели саморазвития и самореализации все активнее смещаются к различным видам неформального образования.
Вторая тенденция изменения соотношения между формальным и неформальным образованием связана со структурными и организационными сдвигами, и прежде всего с расширением в условиях мегаполиса количества и видового разнообразия услуг сферы неформального образования. Количественный рост определяется актуализацией образовательной функции смежных социокультурных институтов. Так, сфера культуры предлагает современному горожанину-потребителю социокультурных услуг широкий спектр видов образовательной деятельности. Современные концепции музеев, библиотек, филармоний, театров, планетариев уже не предполагают своего развития без предоставления образовательных курсов, занятий, серий лекций, мастер-классов, тематических клубов по интересам, встреч с деятелями науки и культуры, научно-популярных ток-шоу, интеллектуальных игр, фестивалей, конкурсов и чемпионатов для всех сегментов потребительского рынка. Эти образовательные услуги отличаются активностью, интерактивностью, использованием нетрадиционных, инновационных подходов, современных технологий и моделей общения с разными группами населения. Условия конкуренции, в которые поставлены учреждения культуры, необходимость выполнения государственного заказа, а также реализации стратегии продвижения ставит их перед задачей расширения форм взаимодействия с потребителем и, что закономерно, использования неформального образования как средства активного привлечения зрителей и формирования потенциального участника социокультурной жизни из детских аудиторий.
В последнее время все большее развитие в городской среде получает особая сфера образовательных услуг - открытое офф-лайн образование. Отдельные институции, чаще образовательные и общественные организации, разрабатывают этот сегмент образовательных услуг для решения целого комплекса задач: формирования различных форм гражданской активности, удовлетворения образовательных интересов взрослого населения, трансляции информации о новых типах образования, новых проблемах в сфере науки, культуры, социальной жизни и т.д. Примерами открытого офф-лайн образования в г. Екатеринбурге может быть серия образовательно-просветительских программ в Президентском центре Б.Н. Ельцина, неделя открытого образования института «Стрелка», реализованная летом 2017 г. и др.
Бизнес-сфера все чаще предлагает различные виды неформального образования с целью либо продвижения определенной, часто наукоемкой сферы деятельности, либо расширения своей потребительской аудитории. Крупные промышленные компании создают особые сегменты образовательных услуг неформального типа, ориентированные на формирование потребности в определенном виде образования (например, инженерном, компьютерном и пр.), ориентации на ту или иную отрасль, например, атомную промышленность, нефтегазоразработку и пр. Организационно это представлено как создание и спонсирование частных музеев, научно-образовательных центров, занимающихся просвещением и популяризацией соответствующих знаний. Сфера торговли все активнее использует неформальное образование как инструмент PR-деятельности, например, проводя серии обучающих мастер-классов (бьюти-мастер-классы, обучение дизайну, стилистике одежды, фотографии и др.).
Особой областью неформального образования можно считать муниципальные программы в сфере культуры и образования, календарные планы ко-
торых ежегодно формируют городское образовательное пространство с помощью сети культурно-образовательных событий: культурно-массовых мероприятий, спектаклей, концертов, публичных выступлений.
Активизация деятельности общественных структур, организаций, движений, объединений в мегаполисе создает особую среду неформального образования, доступную либо в виде постоянной деятельности, например, участия в получающем все более широкое развитие волонтерском движении, либо в виде event-мероприятий общественного характера, городских событиях типа общественных слушаний и других, имеющих публичный характер.
Итак, современный мегаполис создает сложную, многомерную культурно-образовательную среду, в которой неформальное образование, во многом определяя содержание и динамику ее развития, играет важную социальную роль. При этом необходимо понимать, что неформальное образование является исключительно индивидуально-личностной сферой жизни горожанина, существует и развивается только тогда, когда отвечает личностным потребностям, интересам, жизненным ценностям и целям человека, напрямую связано с его саморазвитием и самореализацией. Это сочетание социального и сугубо индивидуального, глобального и локального, внешнего и внутреннего задает непростые задачи исследователю, старающемуся понять особенности его развития в условиях мегаполиса.
Целью данной статьи является анализ изменения социальной роли неформального образования в развитии мегаполиса сквозь призму оценочных суждений молодежного сообщества и особенностей освоения им городского социокультурного пространства.
Методологическая рамка исследования
Образовательное пространство города - это система социальных отношений, сложившихся в образовательной сфере и «привязанных» к городу как определенному территориальному образованию. Прежде всего это внутри- и межинституциональные отношения. Внутриинституциональные отношения образования сложны и многообразны, поскольку данный социальный институт включает в себя систему субинститутов, обладающих высокой долей самостоятельности, таких как институт высшего, среднего профессионального, общего, дополнительного образования и пр. При этом комплекс норм, санкций, система социальных статусов и ролей, определяющих внутриинституци-ональное пространство образования, могут быть лишь опосредованно связаны с городом, а образовательные организации (например, федеральные вузы) слабо ориентированы на его потребности. В силу этого специфика образовательного пространства города проявляется именно в межинституциональных взаимодействиях образования и города как социальных институтов.
Институциональный подход к городу разработан далеко не в полной мере и не всегда востребован в исследовательской практике как методологический инструмент. Однако даже самые поверхностные представления о нем показывают, что система нормативного регулирования города создает территориально фиксированное (ограниченное) поле взаимодействия различных институтов, принадлежащих экономической, социально-политической, социокультурной сферам. Образовательное пространство города формируется в системе межинституциональных взаимодействий города и образования как базовых социальных институтов, а также институтов культуры, науки, производства, торговли, спорта, туризма, индустрии досуга и др.
Городское образовательное пространство во многом определяется типом города и особенностями инфраструктуры, выраженной в виде совокупности отраслей и видов деятельности, обеспечивающих функционирование его производственной и непроизводственной сфер. На городскую образовательную среду оказывает влияние пространственная организация города, характер его зонирования, выделение в нем структурных территориальных элементов в виде ядра, центральных районов, периферии и специализиро-
ванных зон, выполняющих разные функции. Различия между центральными и периферийными зонами, как правило, влияют на равномерность развития образовательных организаций города, а возникновение специализированных районов приводит к формированию достаточно обособленных сегментов образовательной среды.
Организационно образовательное пространство города представляет собой выстроенный как горизонтально, так иерархически вертикально комплекс образовательных учреждений: от дошкольных до постпрофессиональных, имеющих разные формы собственности и тип подчинения (муниципальных, региональных, федеральных, находящихся в черте города).
Особый методологический срез анализа возникает при рассмотрении социокультурного контекста образования. История становления города - это процесс его институционализации в системе экономических, политических и социокультурных практик. Конкретно-исторический процесс формирования образовательной среды города определяет как ее специфику, так и лицо города в целом. Он обусловливает характер взаимосвязей и взаимодействий между образовательными общностями обучающих, обучающихся, представителей образовательного менеджмента разного уровня, с одной стороны, и муниципальных властей и городских сообществ, с другой.
Анализ определений городского пространства в контексте социокультурного подхода показывает, что его дефиниции в ходе развития социологической науки, претерпевая существенные изменения, фиксировали в качестве его сущностных характеристик ценностно-нормативные и смысловые параметры. Например, Р. Парк и Э. Берджесс представляли городское пространство как совокупность определенных районов, в которых проживают городские жители. При этом Р. Парк подчеркивал такую характеристику городской жизни, как свобода: 1) свобода передвижения, 2) свобода конкуренции за место в общей экономике, 3) политическая свобода, 4) свобода самовыражения [7, с. 11-18]. Г. Зиммель рассматривал городское пространство как место соединения разнородных духовных элементов (взглядов, ценностей, смыслов), как совокупность «точек вращения»: горожанин «вращается в разных кругах», соприкасаясь с различными социокультурными мирами. Точка пространства - место локализации отношений по поводу обмена взглядами, центр кристаллизации новых социальных связей, возникающих внетеррито-риально [4, с. 1-12].
Методология социокультурного подхода важна, поскольку городское пространство создает социокультурный контекст для развития образования, выступающего во всем его многообразии как в институционализированной, так и внеинституциализированной формах. С другой стороны, само образование, будучи самостоятельным социокультурным миром, формирует и видоизменяет городскую среду, создает «точки вращения» для разных городских сообществ.
Являясь социокультурными центрами, города не только притягивают к себе интеллектуальные силы, но и развивают и закрепляют новые социальные отношения и традиции. Население в процессе жизнедеятельности создает культурно-образовательную городскую среду, в которой отражается его система ценностей, закрепленная в определенном образе жизни горожан. Соответственно носителем городской культуры является городское население как массовая социальная общность.
Городское пространство представляет собой территорию, которая отражает не столько межпоколенную историю людей, запечатлеваемую в культурном ландшафте, сколько особенности функционального взаимодействия между группами людей, каждая из которых решает собственные задачи [8, с. 31]. Городская жизнь многогранна и определяется характером и условиями жизнедеятельности взаимодействующих социальных сообществ. Социальные общности формируют городское пространство, а различия между ними способствуют его зонированию.
Дефиниции «городское сообщество» и «образовательная общность» являются ключевыми в нашем анализе, восходят к базовому понятию социальной общности, лежат в основе общностного подхода, используемого нами в качестве методологии исследования. Под социальной общностью следует понимать не только взаимосвязь индивидов, обусловленную общностью интересов, материальной, производственной и иной деятельности, близостью субъективных представлений, целей и задач этой деятельности [2, с. 100], но и взаимосвязь ценностей, норм, верований, обычаев, традиций, языка и т.д., на которых «держится» эта общность и которые скрепляют отношения между ее членами [2, с. 26].
Насколько многообразны образовательные и городские общности, настолько будет насыщенной и полной жизнь людей мегаполиса, включенных в их деятельность. Социальная общность оказывается своеобразным соединительным механизмом, реальным связующим звеном между личностью и городским социумом. Изучение и знание этого механизма позволяет, с одной стороны, перейти к конкретному рассмотрению общественной жизни, социальных процессов мегаполиса, с другой - типологизировать конкретные проявления повседневных практик горожан, выявить возможности социальной интеграции личности в городскую среду посредством анализа ее деятельности в различных социальных общностях [2, с. 149].
Методика исследования
Статья базируется на исследовании, проведенном авторами в 2017 г. в рамках проекта «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности». В ходе исследования было использовано сочетание методов картографирования и биографического эссе.
Они решали комплекс задач. С одной стороны, это задачи выявления понимания студентами роли неформального образования в их личностном становлении; идентификации широкого спектра социокультурных объектов города Екатеринбурга с реализуемыми ими образовательными функциями и оценки студентами их неформального воздействия на процессы саморазвития и самореализации; фиксации видов социокультурной деятельности, которые имеют для студентов значимую образовательную составляющую и оцениваются ими как неформальное образование.
С другой стороны, мы ставили перед собой задачу охарактеризовать пространство неформального образования города с точки зрения его структуры сквозь призму оценочных суждений студентов.
Первый блок задач предполагал использование метода социологического эссе, позволяющего понять личностные смыслы, вкладываемые респондентами в описание объектов и видов деятельности, связанных с неформальным образованием. Результатом стала классификация социокультурных объектов неформального образования и типологизация видов деятельности, которую студенты идентифицировали как неформальное образование. Процессы классификации и типологизации осуществлялись на основе аналитических методов с опорой на полученную эмпирическую базу.
Второй блок задач базировался на методе картографирования и позволил создать интерактивную карту Екатеринбурга, на которой визуально представлено расположение объектов неформального образования, представляющих для студенческого сообщества определенную ценность. На карте каждый объект сопровождается комплексом высказываний (фрагментов эссе), характеризующих его как носителя личностных смыслов студенческого сообщества.
Необходимо отметить, что объектом исследования целенаправленно была выбрана достаточно узкая социальная группа. Это студенты УрФУ 1 и 2 курсов. Эта группа репрезентирует ту часть студенчества, которая проходит процесс адаптации к образовательной деятельности вуза и в то же вре-
мя является носителем еще актуальных образовательных практик школьного периода. Она дает возможность зафиксировать ретроспективные оценки респондентами своих образовательных предпочтений в школьный период и процессы перехода к освоению новых моделей неформального образования, характерных для вузовской среды. Кроме того, эта группа включает в себя как постоянно проживающих в Екатеринбурге студентов, так и приезжих из области, других регионов и стран, что позволяет рассмотреть процесс включения студенчества в пространство неформального образования Екатеринбурга. Итак, выбор данной группы дал возможность увидеть образовательное пространство города их глазами в статике и динамике, процессе освоения новых видов неформального образования и городских объектов, являющихся его репрезентантами, а также выявить субъективную оценку студентами изменений ценностей образовательной деятельности и представлений о роли неформального образования в их жизни.
Всего было получено 137 эссе, в которых представлено около 200 социокультурных объектов города, рассматриваемых как традиционные и нетрадиционные инструменты (средства) образовательной деятельности неформального типа.
Результаты исследования
Для описания результатов исследования охарактеризуем понятийных блок его эмпирической методологии.
Смысловые оттенки трактовок понятия «неформальное образование» различны и простираются от принятых ЮНЕСКО положений о неформальном образовании как институциональной деятельности, которая, будучи идентичной по целям, не в полной мере совпадает по средствам и результатам с деятельностью учреждений, входящих в формальные структуры образования, до представлений о неформальном образовании как неорганизованном обучении, связанном с любительскими занятиями, расширением кругозора, приобретением знаний и умений, необходимых в быту и сфере личностного общения. В некоторых случаях неформальное образование идентифицируется с процессом стихийного освоения социокультурных ценностей, что корректней было бы соотнести с понятием инфор-мального образования, определенного Меморандумом непрерывного образования ЕС в качестве индивидуальной познавательной деятельности, сопровождающей повседневную жизнь [6]. Совет Европы рекомендует рассматривать неформальное образование как партнера в образовании через всю жизнь [9].
Широта трактовок неформального образования позволяет соотносить его как с институциональными видами образования - основным и дополнительным, так и с неинституциональными - информальным образованием и самообразованием. Данный феномен сложен, неоднозначен, имеет институциональные и неинституциональные характеристики, может выступать в виде специально организованной и стихийной деятельности, имеет групповой и индивидуальный характер.
Виды неформального образования можно выделить по нескольким критериям: 1) субъектам/объектам; 2) содержанию; 3) социальным функциям; 4) целям и результатам; 5) способам организации и степени формализации; 6) средствам реализации (методам); 7) видам образовательной деятельности [1, с. 334].
Описанный комплекс методологических подходов к широкому толкованию неформального образования позволил смоделировать его типологию в контексте городского образовательного пространства по двум критериям: а) объектам реализации и б) видам образовательной деятельности.
Типологии представлены в таблицах 1 и 2. Количественные данные в таблицах имеют исключительно иллюстративный характер, поскольку эссе представляет собой качественный метод сбора информации. Однако доста-
точный (статистически значимый) объем собранных данных позволил осуществить их количественную обработку и анализ процентных распределений, цель которого - дать предварительную информацию о ранжировании видов неформального образования по предпочтениям разных групп студенческой молодежи.
Типология неформального образования по объектам его реализации (табл. 1) была сконструирована на основе рассмотрения существующих классификаций организаций дополнительного образования, а также анализа студенческих описаний институций неформального образования, наиболее привлекательных для них.
Таблица 1
Типология неформального образования по объектам его реализации (структура студенческих предпочтений в зависимости от места проживания студента до поступления в вуз) (в % к ответившим)
Классификация неформального образования по объектам реализации Местные жители Приезжие
Музеи 13,8 7,1
Театры 13,8 23,8
Галереи 7,4 11,9
Дома культуры/ дворцы молодежи 1,1 2,4
Библиотеки 1,1 0,0
Детские художественные школы 4,3 0,0
Музыкальные школы 4,3 0,0
Спортивные школы и секции 0,0 2,4
Детские подростковые клубы 1,1 2,4
Школы искусств 2,1 2,4
Социокультурные объекты 11,9 21,3
Общественные организации 16,0 19,0
Досуговые центры 3,6 9,5
Кинотеатры 4,9 2,4
Школа (дополнительное образование) 6,4 4,8
Вуз (дополнительное образование и общественная деятельность) 2,1 11,9
Торговые центры (образовательные PR-проекты) 1,1 0,0
Культурные события 7,4 4,8
Городские события 8,5 2,4
Мобильное освоение городского пространства (экскурсии, квесты разного типа) 7,4 11,9
Итого 127,7 111,9
Понятийный анализ неформального образования и изучение идентификации студентами разных форм собственной активности с образовательной деятельностью позволили смоделировать типологию неформального образования по второму критерию - видам образовательной деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Типология неформального образования по видам образовательной деятельности (структура студенческих предпочтений в зависимости от места проживания студента до поступления в вуз, в % к ответившим)
Классификация неформального образования по видам деятельности Местные жители Приезжие
Институционализированное самообразование в учреждениях культуры (посещение театров, музеев, выставок, кинотеатров и пр.) 27,7 31,0
Событийное самообразование (пассивное участие в городских событиях, мероприятиях - культурных, образовательных, спортивных и др.) 14,9 14,3
Самообразование через получение образовательных услуг в общественных, некоммерческих организациях города (Ельцин-центр, экологические и др. организации) 13,8 16,7
Самообразование как взаимодействие с социокультурными объектами (памятниками, архитектурными объектами городской среды, культурно освоенными природными объектами) 11,9 19,1
Институциональное образование в организациях дополнительного образования (государственных и частных) 11,7 7,1
Самообразование через получение образовательных услуг в досуговой сфере (кафе/антикафе, досуговые центры, торговые центры и пр.) 8,5 14,3
Дополнительное образование в организациях общего и профессионального образования 7,4 14,3
Образование/самообразование через мобильное освоение городских пространств (экскурсии, квесты разного типа) 7,4 9,5
Самообразование через получение образовательных услуг в сфере культуры (специальные образовательные программы в музеях, театрах, филармонии, библиотеках) 3,2 0,0
Самообразование как социокультурная деятельность в городской среде (активная, созидающая, клубная, художественная, выставочная, концертная и др.) 2,1 0,0
Самообразование как общественная и волонтерская деятельность по организации городской среды (участие в общественных слушаниях, общественных движениях, объединениях, организациях и пр.) 2,1 0,0
Самообразование посредством получения услуг в системе открытого образования 1,0 0,0
Итого 118,9 119,1
На основе анализа студенческих эссе можно увидеть, что производство пространства неформального образования города осуществляется прежде всего через традиционные институциональные механизмы культуры, ее инфраструктуру (театры, музеи, выставки, кинотеатры и пр.). Студенты идентифицируют взаимодействие с культурными институциями с сугубо индивидуализированной и личностно значимой образовательной деятельностью.
«Я открыла для себя театр и поняла, насколько всепроникающим может быть это искусство символов. И что немаловажно - зрителю тоже приходится работать наравне с актерами, дорисовывая в своем воображении то, что невозможно выразить словами и действиями на сцене» (здесь и далее авторская орфография и пунктуация сохранена. - Прим. Е. Ш., Т. Г.).
Процесс становления этих образовательных практик характеризуется как растянутый во времени, достаточно устойчивый, стабильный, несмотря на разную степень активности и включенности респондентов в культурную жизнь города.
«Впервые мне довелось посетить театр Драмы в возрасте 10 лет. С тех пор я посещаю спектакли, мюзиклы и постановки, как только появляется свободное время».
Образовательная деятельность этого типа постоянно воспроизводится благодаря развитой культурной инфраструктуре города, создающей условия для поисков и открытий, которые делает для себя взрослеющий человек, проходящий активное личностное становление.
«Мое знакомство с Коляда-Театром было случайным... От увиденного завораживает дух, сначала ты находишься в состоянии шока и потом просто не можешь выразить свои эмоции, которые накрывают тебя, хочется прочувствовать это снова и снова. Для меня это, безусловно, является самым сильным местом, где я могу погрузиться в мир театра. Это заставляет пересмотреть свое видение мира, жизненные ценности и внутренние моральные качества».
Образовательные открытия, связанные с традиционными институтами культуры, характерны в большей степени для студентов, недавно переехавших в Екатеринбург, в связи с поступлением в вуз, и проходящих адаптацию через погружение в социокультурную среду города.
Развитость культурной инфраструктуры городской среды делает включение в традиционные институциональные модели социокультурного потребления индивидуализированным, отвечающим специфическим образовательным потребностям молодежной аудитории.
«"Салют" является моим любимым кинотеатром. Мне особенно нравится, что там показывают фильмы на языке оригинала. Английский язык, я выучила дома, чтобы заниматься искусством, и "Салют" помогает смотреть кино, как оно было задумано, на большом экране. "Салют" "Колизей" -эти кинотеатры можно считать Олимпом Екатеринбурга. В почетные упоминания идут "Синема Парк" и "Титаник Синема". И надо упомянуть всю сеть кинотеатров "Премьер зал"».
Еще один из видов образовательной деятельности студентов - институ-циализированное самообразование через получение образовательных услуг в сфере культуры (специальные образовательные программы в музеях, театрах, филармонии, библиотеках).
«Я увидела рекламу Государственного Центра Современного Искусства, в которой была информация о годичном курсе "Современное искусство как иностранный язык". Лекции проходят 2-3 раза в неделю, для студентов очной формы обучения предоставляется скидка... На этих лекциях я не только узнала о понятии «искусство», но и научилась размышлять о нем: какова природа искусства? что такое произведение: вещь или идея? где пролегает граница между искусством и жизнью? для чего нужна теория искусства?».
При этом наиболее востребованы студентами культурные институции, в которых происходит смена коммуникативной парадигмы взаимодействия со зрителем, поиск языка адекватного восприятию молодежных сообществ.
«Первое, на что я обратила внимание, это то, что художественная выставка не была застеклена. Всё можно трогать, рассматривать, не боясь, что на тебя набросятся с криками: "Руками не трогать!"».
«"Свитер" (галерея уличного искусства) - это то место, где уличные художники могут проявлять себя, найти единомышленников и новую аудиторию. Здесь царит дух молодежной безудержности, раскрепощенности и вместе с этим здесь бесконечно уютно. В "Свитере" всегда можно найти собеседника по душе, открыть для себя что-то новое или просто расслабиться на занятиях по йоге. Да-да, здесь проводится йога, а так же другие интересные открытые уроки».
Студенты все более ориентированы на культурные институции, которые воспроизводят город, его историю, ценности, смыслы через образовательный контекст. Причем это касается как тех, кто не так давно приехал в
Екатеринбург, так и местных жителей, интерес которых подогревается постоянно меняющейся городской средой.
«Впервые оказавшись в Екатеринбурге, я не мог не заметить необычность местных трамваев. Вагоны имели и имеют до сих пор весьма раритетный вид. Они будто отмотали время на несколько десятилетий назад, в страну, знакомую мне только по старым снимкам. Именно поэтому одним из первых музеев, которые я посетил, стал "Музей истории развития трамвайно-троллейбусного управления". Для людей, увлекающихся историей развития городского транспорта, это место очень интересно».
Элементом самообразования для студентов является и взаимодействие с социокультурными объектами (памятниками, городской архитектурой, парками как культурно освоенными природными объектами). Чаще в этом качестве их воспринимают студенты, недавно переехавшие в Екатеринбург.
«За 9 месяцев моего пребывания в этом городе именно Исторический сквер (Плотина городского пруда) позволил мне прочувствовать культуру Екатеринбурга, познакомиться с его традициями, понять какие люди живут в городе. Кроме исторической и культурно-образовательной части с музеями и памятниками здесь на набережной можно встретить скейтбордистов и роллеров, увидеть различные таланты жителей, познакомиться с новыми и интересными людьми».
Это городское пространство воспринимается студентами как активная коммуникационная среда.
«Если повезет, то на Плотинке на пробежке можно встретить мэра Екатеринбурга и даже задать ему пару интересующих вопросов (для студента моей специальности это интересно и может стать отправной точкой к будущей карьере)».
Коммуникативный аспект неформального образования особенно подчеркивается студентами как значимый для них. При этом очевидно, что городская среда (ее архитектурные и природные элементы, смысловые контексты, символическая структура и пр.) здесь также является важным элементом коммуникации.
«Salsa Open Air - это некоммерческий проект необычного формата. Каждый вторник, четверг и пятницу в теплое время года с 21.30 и до позднего вечера проходят массовые танцы. Это хорошая возможность попробовать себя в сальсе, даже если вы далеки от этого. Проходит прямо на набережной, поэтому дополнительно можно насладиться закатом».
Событийный аспект городской среды (участие в городских мероприятиях - культурных, образовательных, спортивных и др.) однозначно интерпретируется студентами как элемент самообразования.
«Пожалуй, самое запоминающееся, что я посетила в Екатеринбурге это парад Победы 9 мая. Я была поражена масштабностью и грандиозностью события... В один момент я ощутила всю важность и значимость этого дня. И люди вокруг меня казались чем-то одним целым».
При этом характер событий может быть самым различным, но те смысловые контексты, которые улавливаются молодыми людьми, имеют для них образовательных эффект, являются фактором саморазвития и творчества.
«На Дне города 2016 года мне удалось попасть на концерты "БИ-2", "Чайф" и "Сансара". Живая музыка всегда меня вдохновляет и мотивирует творить».
Если событийный контекст городской жизни создает некий комплекс условий для саморазвития, то общественная, в том числе и волонтерская деятельность, рассматриваемая студентами как вид неформального образования, требует от них уже не только пассивного участия, но и специальной личной активности по организации городской среды, событий разного типа и характера.
«Я являюсь волонтёром самого крупного и масштабного волонтёрского центра на Урале - "Волонтёры Урала". Вхождение в состав волонтёрского центра дало мне огромный опыт в работе с разным континген-
том людей, развитие коммуникабельности и мобильности, расширение кругозора.
В конце апреля Екатеринбург принял масштабное международное соревнование "Дельфийские игры - 201 7" - уникальное состязание, объединяющее различные виды искусства и способствующее укреплению дружественных и творческих связей между странами... В качестве волонтёра я смогла пообщаться со всеми участниками игр. Мне захотелось развиваться в каком-либо виде искусства.».
Самообразование через получение образовательных услуг в общественных организациях города - важная составляющая интеллектуальной жизни екатеринбургских студентов. Особую роль в этом играет общественно-политическая организация Президентский Центр Б.Н. Ельцина.
«Историей здесь пропитано все, причем каких-либо лживых фактов я не заметил, просто информация фильтрована. Можно с удовольствием посмотреть хроники тех лет, которые дадут первоначальное представление, а дальнейшее изучение - это ваше дело. Второй раз я побывал там, когда ходил на документальный фильм "Слишком свободный человек", который представляли два известных журналиста - Вера Кричевская и Михаил Фишман. Фильм связан с тематикой самого центра, рассказывал историю о жизни Бориса Ефимовича Немцова. Я узнал много нового и подкрепил свои убеждения и позицию. Подобные мероприятия для этого и создаются».
Любопытно, что студенты идентифицируют со значимой для себя образовательной деятельностью и образовательные услуги, получаемые в досуго-вой сфере (кафе/антикафе, досуговые центры, торговые центры и пр.).
«Анти-кафе "Коммуникатор" - это очень приятное место, как для "посиделок" с друзьями, так и для саморазвития... Если говорить о тех мероприятиях, на которые я хожу, то это клуб английского языка и уроки импровизации. На всех мероприятиях очень весело, никогда никто не скучает, люди, которые их проводят, всегда знают, о чем говорят. Атмосфера в этом заведении очень дружелюбная».
Элементы досуговой деятельности активно привносятся в сферу потребления, чаще всего их совмещение используется в маркетинговых стратегиях торговых предприятий. Более того, инструментом продвижения становятся и предоставляемые образовательные услуги.
«В честь открытия нового ТЦ "Золотое яблоко" приехала Елена Крыгина - топ-визажист, ЬеаМу-эксперт, автор блога на YouTube канале. И так, как я являюсь зрителем её канала и мне не безразлична тема макияжа, я без сомнений решила пойти на этот мастер-класс».
В целом надо отметить, что открытое оффлайн-образование активно применяется в качестве средства PR-деятельности организаций разного типа - коммерческих вузов (открытое образование Европейского университета, института медиа, технологий и дизайна «Стрелка» и др.), политических партий и общественных движений, научно-образовательных объединений, коммерческих структур.
«Будучи студентом, я впервые оказался в статусе активного участника собраний в виде форумов, организованных "Альфа-Банком". Это дало мне обширный информационный толчок в понимании деятельности банковской сферы и её перспектив. Теоретическую часть нам преподавали руководители местных отделений банка. Нам это поможет как будущим специалистам по экономической безопасности».
Альтернативой всем описанным выше моделям неформального образования, которое скорее можно охарактеризовать как фоновое и ситуативное, продолжает оставаться такая его институционализированная составляющая как дополнительное образование. Дополнительное образование в организациях общего и профессионального образования традиционно осуществляется параллельно с обучением в школе, вузе. При этом приезжие студенты скорее предпочитают получать дополнительное образование в вузе, а не в
других организациях, поскольку оно привычно, доступно, является для них важным фактором адаптации к вузу.
«С самого детства я занималась в театральном кружке. Переехав в Екатеринбург, я решила не бросать любимое дело и успешно прошла конкурсный отбор в народный студенческий театр "Старый Дом". Это стало важной частью моей культурно-образовательной жизни и дало мне возможность развиваться...».
Традиционное институциональное образование в учреждениях дополнительного образования (государственных и частных) является системообразующим фактором для неформального образования в целом, оно разнообразно и многофункционально, его значимость в развитии личности трудно переоценить.
«Школа Искусств сделала из меня - напуганного малыша, который не может определиться, чего он хочет по жизни, интеллектуальную творческую личность с активной жизненной позицией со своими амбициями и целями, со стойкой потребностью в самообразовании. Преподаватели Школы воспитали меня, раскрыли во мне творческие способности, кроме того, они создали все условия для полной реализации моего творческого потенциала, помогли понять, каких высот я хочу достичь в хореографии, и вообще, хочу ли я связать свою жизнь с творчеством».
В сравнении с другими видами неформального образования, осуществляемыми часто ситуативно и существующими в виде фоновой образовательной деятельности, дополнительное образование закладывает у молодого человека основы профессиональной деятельности в области искусства, науки, спорта и др.
Проведенное исследование показало, что студенческая молодежь как городская общность полноценно включена в систему неформального образования города. Процесс его освоения, начиная с детства, юношества, сначала сопутствует формальному образованию. В дальнейшем, в период обучения в вузе, расширяется многообразие видов неформального образования, в которые молодые люди включаются, все более активно осваивая новые модели реализации образовательных практик фонового типа.
Студенты, меняющие место жительства в связи с поступлением в вуз, в процессе адаптации преимущественно ориентированы на систему дополнительного образования, сформированную при организациях профессионального образования. Также для них, более чем для студентов - местных жителей, характерны такие виды неформального образования, как взаимодействие с социокультурными объектами (памятниками, архитектурными объектами городской среды и др.), событийное самообразование (участие в культурных, образовательных, спортивных и др. городских мероприятиях).
Общие выводы
Современной тенденцией развития города является процесс его усложнения, сочетающий в себе как управляемые, так и стихийные элементы. Стихийная трансформация его символической структуры и изменение функций традиционных институций требуют исследований для понимания развития города как живого, динамично меняющегося организма. Образовательное пространство города, постоянно порождая новые смыслы, изменяет роли образования в жизни современного человека. Современной его тенденцией становится расширение сферы неформального образования, обогащение его новыми функциями, технологиями, стилями и средствами реализации, смещение интереса потребителей к этому виду образования.
Городское образовательное пространство имеет ядро, центр и периферию. Ядро образуют общее и профессиональное образование, центр включает систему дополнительного образования, периферия - различные виды фонового образования, реализуемого в контексте других видов деятельности -социокультурной, социально-политической, социально-экономической.
Если рассматривать эту структуру образовательного пространства сквозь призму диады формальное - неформальное образование, то очевидно, что их соотношение присутствует во всех трех слоях, при этом доминанта формального в большей степени присуща ядру, а неформального образования - периферии. С нашей точки зрения, в последнее время активно возрастает интерес городских сообществ к периферийным видам образования.
Структуру пространства неформального образования города можно выявить с помощью комплекса критериев, выбор которых обусловлен сочетанием теоретических и эмпирических методов анализа. В нашем исследовании она рассмотрена сквозь призму видов образовательной деятельности и объектов реализации этой деятельности.
Степень сформированности города как институциональной среды неформального образования является важным фактором его развития. Эффективность управления организационными, нормативными параметрами институциональной среды, обеспечение ее комплексности, полноты, плотности позволит образовательным общностям полноценно включаться в систему неформального образования и эффективно выстраивать индивидуальные траектории развития. Для понимания целей и перспектив управленческой деятельности этого типа необходим комплексный анализ сложившихся социокультурных практик, традиций, стандартов образовательной деятельности и поведения, которые формируют пространство неформального образования, обеспечивая городским сообществам свободу для саморазвития и развития городской среды.
Литература
1. Засыпкин, В.П. Социология педагогического образования [Текст] : монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Екатеринбург-Сургут : РИО СурГПУ ; РИО ГУ г. Екатеринбурга, 2011. - 447 с.
2. Засыпкин, В.П. Учительство ХМАО - Югры как социально-профессиональная общность [Текст] : монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина [и др.]. - Тюмень : Аксиома, 2013. - 352 с.
3. Зборовский, Г.Е. Социальные общности и их временных характеристики [Текст] / Г.Е. Зборовский // Известия Уральского федерального университета. - 2014. - № 1. - C. 148-158.
4. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь [Текст] / Г. Зиммель // Логос. - 2002. - № 3. - С. 1-12.
5. Лефевр, А. Производство пространства [Текст] / А. Лефевр. - М. : Strelka Press, 2015. - 430 с.
6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России. - Режим доступа: http://www. znanie.org/docs/memorandum.html#up (дата обращения: 15.06.2017).
7. Парк, Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок [Текст] / Р.Парк // Социологическое обозрение. -2006. - № 1. - Т. 5. - С. 11-18.
8. Роскош, М.В. Город как система [Текст] / М.В. Роскош // Научный диалог. -2013. - № 3. - С. 48-57.
9. Rogers, A. Looking again at non-formal and informal education - towards a new paradigm [Electronic resource] / A. Rogers // Availiable at: http://infed.org/ mobi/looking-again-at-non-formal-and (accessed: 15.06.2017).