Светлана Бородина, главный редактор редакции
масс-медиа ASG, д.п.н. &
Нурвиль Гарипов, заместитель директора Департамента земельных и имущественных отношений ЗАО «Поволжский антикризисный институт», к.с.-х.н.
«ПРОСТРАНСТВО МИРА И ПОКОЯ...»
ДАЧНАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОЙ УСАДЬБЫ
АННОТАЦИЯ: статья посвящена феномену дачной жизни, занимавшей и занимающей особое место в российской культуре повседневности. Дачная функция русской усадьбы сопутствовала ее основным - хозяйственной, экономической, культурной и т.д. - на протяжении ХУШ-ХГХвв. с тем, чтобы в последней четверти Х1Хв. сделаться главной. Образ жизни дачников, проживающих в усадьбе и в многочисленных дачных поселках, возникавших вокруг обеих столиц, может стать примером здорового и эмоционально-насыщенного досуга для наших современников.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская усадьба, дача, дачная функция усадьбы, культура повседневности, хозяйственный комплекс усадьбы, реставрация.
SUMMARY ABSTRACT: Article is dedicated to a phenomenon of county life, which had and still hold a specific place in Russian everyday culture. During XVIII-XIX centuries, the garden function of Russian estate had accompanied its basics - household, economic, cultural etc. - with the view of to become maj or in XIX century last quarter. Lifestyle ofcottagers, who live in county estate and numerous garden suburbs, which arose around two capitals, can be an example ofhealthy and highly charged leisure activities for our contemporary.
KEY WORDS: Russian manor, house in the country, estate's garden function, everyday culture, economic complex of estate, restoration.
Дачный феномен занимает особенное место в культуре России Х1Хв., в первую очередь, ввиду того значения, которое дача как место загородного отдыха играла в жизни обитателей столичных и крупных губернских городов. Практика покидать город на летнее время на протяжении Х1Хв. выступала важным элементом городской культуры, и выезд в окрестности был одной из стратегий проведения лета для обеспеченного горожанина. Дачи возводились и приобретались на территориях, близких к городской черте и транспортным артериям, образуя особое пространство, тесно связанное с городом [4].
дача и усадьба в культуре повседневности xvп^xIxвв.
Трансформация термина «дача» - права на владение землей, полученной в «дачу» - в общих чертах такова:
- ХУ-середина ХУШвв. - универсальное обозначение любого типа загородного жилья, принадлежавшего горожанину;
- к концу ХУШв. дача - загородный дом;
- в 30-ые годы Х1Хв. термин стал терять свое элитарное значение, так как дачами пользовались уже не только дворяне, но и купцы, промышленники и т.д. В этот же период начинается размежевание усадьбы и дачи, которая превращается в место летнего загородного отдыха широких слоев населения [3].
Дачу от усадьбы отличает небольшая площадь участка, отсутствие каких-либо угодий, хозяйственного комплекса и дворовых служб. Поэтому дача становится зависимой от внешних условий -снабжения, обслуживания и благоустройства.
Дачный бум в России совпал со временем качественных изменений усадебной жизни. Во второй половине Х1Х-начале ХХвв. под влиянием социально-экономических преобразований начался новый этап развития усадебной культуры. Старинные богатые усадьбы, приходя в запустение, еще во многих случаях продолжали играть роль культурных гнезд. Но не они в пореформенный период, особенно с 1880-х гг., определяли социокультурное лицо усадьбы. Центральное место стали занимать среднепоместные усадьбы и усадьбы новых владельцев - купеческие, творческой интеллигенции - и именно дачи становятся формой сохранения усадебной культуры в пореформенный период.
Как писал журнал «Столица и усадьба» (1913-1917гг.), старые родовые имения в массе продают богатым дельцам. Вековые липы и дубы падают под топором торговца, старинную мебель раскупает маклак и везет в столицу и заграницу, где за большие деньги распродает все эти бабушкины комоды и прабабушкины диваны. На месте снесенного дома воздвигаются мельница или новенькие деревянные дачи [7, с. 6].
Уцелевшая усадьба эволюционирует, приобретает новые типологические черты, что сказывается на культуре ее повседневной жизни. Одни владельцы своей задачей считали сохранение прежней усадебной атмосферы, а другие - наполнение ее иным духовным содержанием. Это относилось и к вновь купленным дворянским усадьбам (М. К. Тенишевой), усадьбам, купленным представителями купечества (С. Мамонтов, фон Дервиз), усадьбам творческой интеллигенции (А. Чехов, А. Блок, Н. Гумилев и др.). В старых «дворян-
104
Шар искусств
ских гнездах» с новыми владельцами проявлялся двоякий подход к усадебному наследию - кто-то пытался сохранить бытовую сторону, традиции, связанные с историей повседневности усадьбы, при этом ощущая себя преемниками прежних владельцев; кто-то привносил в размеренную усадебную жизнь то, что способствовало появлению нового пласта в истории русской культуры. Но и те, и другие усадьбы часто превращались в художественные центры, в которых собирались люди, близкие по своему внутреннему миру, где создавались благоприятные условия для творчества. Некоторые усадьбы новых владельцев превращались не просто в художественные центры, а в художественные колонии, подобные западно-европейским. Среди таких в первую очередь следует назвать Абрамцево Саввы Морозова, в котором по большей части и сформировался русский модерн.
О такой ново-купеческой усадьбе Любвино, возникшей по капризу, писал журнал «Столица и усадьба» (№ 29 за 1915г.). Усадьба создана за один год и по красоте может спорить с усадьбами старого времени. Десятки автомобилей ехали сюда каждое воскресенье, аромат 8000 роз кружил голову.
любвино. дорога от станции к дому окаймленная кустами роз и зимующих Альпийских растений
Непременным атрибутом дворянской усадьбы были парково-садовый ландшафт и обширные хозяйственные службы. Даже провинциальный усадебный комплекс традиционно включал в себя парк для прогулок, фруктовый сад, оранжереи, которые органично сочетались с самим усадебным домом. Многие помещики рационально подходили к организации своего усадебного хозяйства и открывали в усадьбе мастерские, а также извлекали доход из садоводства, устраивали у себя винокуренные заводы и реализовывали на рынке плоды со своих угодий.
На рубеже Х1Х-ХХвв. русские усадебные сады в основном сохраняли планировку, доставшуюся им от предшествующего времени. Нередко во вновь создаваемых усадьбах применяли и имитацию регулярного сада, специально используя для этого тесную посадку лип в узких аллеях, что на
ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
небольшой территории помогало создавать иллюзию обширного зеленого пространства. И неслучайно в литературе начала ХХв. появится печальный образ «темных аллей».
Определенную социокультурную роль в провинции играли и экономические поместья. Подобные усадьбы становились для близлежащей окрестности примером нового ведения сельского хозяйства. Основной их целью являлось получение прибыли с усадебных земель. Нового владельца очень часто не интересовала ни романтическая обстановка усадебного дворца, ни историческая ценность усадебных интерьеров, его занимала только хозяйственная возможность имения. Способы получения дополнительного дохода были различны: сдача хозяйственных построек под складские и производственные заведения, строительство предприятий различной направленности, вырубка усадебного парка и строительство небольших дачных домиков, сдававшихся на летние месяцы дачникам. Многие бывшие «родовые гнезда» пережили трагедию «Вишневого сада», когда на смену охранительного интереса к усадьбам пришёл чисто коммерческий расчёт.
Славились образцовой хозяйственной жизнью две усадьбы Харьковской губернии - Шаровка (Ахтырский уезд) и Натальевка (Богодуховский уезд). В Шаровке были прекрасные оранжереи и птичники, в которых разводились породистые (английские) куры, фазаны, лебеди.
натальевка. плодовый сад
шаровка. английские куры. фазаны. под курятник отведено специально выстроенное двухэтажное каменное здание
в СТОРОНЕ от БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Влияние усадьбы на формирование дачной культуры является определяющим [6], но, как уже отмечалось, и дачи нередко брали на себя соци-
окультурную роль дворянской усадьбы в пореформенной России.
Особую роль в сохранении самого усадебного духа играли купеческие усадьбы и усадьбы, принадлежавшие творческой интеллигенции. Именно они становились средоточием западноевропейского культурного влияния, народных традиций, столичной культуры, способствовали формированию новых художественных направлений в литературе, живописи, архитектуре. Такой была, например, усадьба Затуленье под Петербургом.
СТАРЫЙ БАРСКИЙ
дом в
ЗАТУЛЕНЬЕ.
около
САДА
-с-
Особенно много новых усадеб-дач строилось под Москвой. Люди, знакомые хорошо с подмосковными усадьбами, признавали их особый отпечаток. Впечатление необыкновенного мира и покоя навевали эти усадьбы. Это не суровость севера, не дерзание и размашистость южной природы, это что-то тихое, ласковое, задумчивое, удивительно задушевное: переливы зелени в деревьях, опушки и лужайки с мелкими уклонами, уютные дома. Московская природа - это тишина и ласка, ласка целомудренная, ненавязчивая, которую чуткий человек должен уловить в оттенках...
Процесс распространения дачного отдыха шел в разных направлениях. Дворяне, купцы, творческая интеллигенция стремились к приобретению усадеб, пусть и не вполне отвечающих их прежнему предназначению, а люди победнее и попроще приобретали или снимали дачи в дачных поселках, в изобилии строившихся вокруг больших городов, которые по способу жизнеустройства копировали усадьбы.
Процесс распространения дачного отдыха среди небогатых горожан был поступательным, о чем свидетельствует тот факт, что упоминания о недорогих дачах датируются еще ХУШв., а существенную роль в резком росте популярности дач-
кучино. в
НАЧАЛЕ ХХВ.
принадлежало
РЯБУШИНСКИМ
ного отдыха сыграли регулярно повторявшиеся в России эпидемии холеры [4].
Хотя и в пору расцвета русских усадеб в первой половине Х1Хв. и даже еще раньше некоторые из них, например, дача А. Безбородко в последней четверти ХУШв., практиковали дачный - мечтательно-созерцательный и гедонистически-развлекательный - образ жизни.
Таковой была Рюмина дача под Мстиславлем (Рязанская губ.) и дача князя Кушелева-Безбород-ко в Полюстрово под Петербургом.
РЮМИНА РоЩА. Боковой ФЛИГЕЛЬ,
соединенный с большим домом
РЮМИНА роща. дом со стороны города (из собрания е.н. погожева)
ДАЧА КУШЕЛЕВА-БЕЗБОРОДКО В ПОЛЮСТРОВО. ПРОЕКТ ДВОРЦА. СО СТАРИННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Наибольшей известностью у петербуржцев пользовалась летняя резиденция князя Александра Андреевича Безбородко на мызе Полю-строво. Князь не думал о сельском хозяйстве, но желал иметь для летнего времени удобный и изящный уголок, проект дома был заказан Д. Кваренги. Благодаря наличию источников с минеральной водой дача при князе А.Г. Кушеле-ве-Безбородко превратилась в курорт, на котором отдыхали такие известные деятели культуры и искусства, как Н. Кукольник, К. Брюллов, М. Глинка. Для приезжающих дачников был устроен ряд специальных курортных помещений. Восемь раз в день от Публичной библиотеки (угол Невского и Садовой) отходил поместительный омнибус, а с конца 40-х гг. Х1Хв. появилось и пароходное сообщение.
На даче был широкий выбор развлечений: в парке кофейня и ресторан, концертный оркестр, полеты воздушного шара, конные представления и выступления канатоходцев, гимнастические снаряды и т.д. Для интеллектуального досуга в искусственных развалинах, также построенных Кваренги, размещалась открытая библиотека.
Начиная с 1840-х гг. буржуазная дача - это привилегия той части дворянства, которая смогла устроиться в новых реалиях, а также высших государственных чиновников и удачливых управленцев. Привнесенная ими культура была подхвачена новой волной дачников, относящейся ко второй половине Х1Хв., когда загородные дома стали в массовом порядке возводить или арендовать купцы-промышленники нового поколения (нередко получившие европейское университетское образование), разночинная интеллигенция, мелкие служащие. Кроме того, на дачах проводили время многие профессиональные художники, актеры, писатели и поэты.
Современники называли отрадным стремление непременно иметь свой уголок где-нибудь вне города. В качестве образца удобного и комфортного дома, хотя и не содержащего ничего редкостного, называли имение Любимовка на Клязьме. Принадлежало имение Сапожниковым - прославленным московским производителям мебельных тканей, успешно соперничавших с французскими и получавших Гран-при и золотые медали на всемирных выставках.
ДАЧНО-УСАДЕБНАЯ
культура в условиях урбанизации
Так в чем же заключается принципиальное отличие дачной культуры от усадебной? Последняя представляет собой феномен сельского уклада, тогда как первая - следствие урбанизации. Дача была связана с городом напрямую: в отношении коммуникаций, снабжения, наконец -собственно состава населения, прибывавшего из города с наступлением теплого сезона. Таким образом, под дачным пространством понимается территория, примыкающая к городу, где коммуникации ориентированы на обеспечение летнего (а иногда и круглогодичного) отдыха горожан, и где экономика в значительной степени зависит от потребностей отдыхающих [4].
Вторая половина Х1Х-начало ХХвв. в Европе, США и в России отличались от предыдущих эпох стремительным увеличением темпов экономического развития и ускорения научно-технического прогресса. Крупные города особенно остро переживали воздействие урбанизации, а также перемен в обществе, вызванных реформами 1860-70-х гг.
Негативным последствием роста городов и численности их населения стало увеличение уровня загрязнения городского пространства и, как следствие, резкое возрастание смертности населения из-за регулярно повторяющихся эпидемий. Все это представляло собой серьезную угрозу для горожан и требовало выхода из создавшейся ситу-
СЕРГЕЕВ Г. С.
ДАЧА И. А. БЕЗБОРОДКО В ПОЛЮСТРОВО. 1800 ГОД
ЗнЦ
жцяБ
ЛЮБИМОВКА - ЗДЕСЬ РОЖДАЛСЯ ЗАМЫСЕЛ мОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА
Р ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
клязьмл. аллея близ станции
1912г.
Тарасовка. мост через Клязьму 1912г.
клязьмл. общественный
КРУГ 1912г.
станция ПУШКИНО, 1911 г. строительство станции в некотором отдалении от села пушкино послужило толчком для возникновения дачного поселка, примыкавшего к железнодорожному полотну годом начала дачного строительства при станции пушкино считается 1867 год
ации. В России большое значение в решении проблем промышленного города играла массовая сезонная миграция населения, в развитии которой особую роль играл железнодорожный транспорт.
Загородные летние поселки превращаются в популярную форму летнего отдыха, которому был присущ высокий уровень социализации и повседневной культуры быта и отдыха. В конце Х1Х-начале ХХвв. практика покидать город в летнее время становится важным элементом городской культуры, а к началу ХХв. дачные поселки стали неотъемлемым компонентом городской агломерации. Только в фондах Государственной публичной исторической библиотеки хранится почти 40 путеводителей по дачному Подмосковью, изданных с 1860 по 1916 гг. [2]. Опираясь на их материалы, можно проследить радиус распространения дачного пригорода, его направления, особенности поселения и степень интенсивности внутренней жизни (культурной, хозяйственной спортивной и т.д.).
Самые первые дачи и дачные поселки возникали в непосредственной близости от города. Например, дачи Петровского парка, Сокольников, поселка Богородское, усадьбы Петровско-Разумовское и др. Это было связано, в первую очередь, с возможностью добраться на наиболее доступном виде транспорта - извозчике. С появлением железнодорожного сообщения дачный промысел получил значительно большее распространение, «продвигаясь» вдоль железнодорожных трасс. Так, купчиха Фирсанова для развития принадлежавшего ей доходного дачного поселения добилась открытия полустанка, названного ее именем.
Особенно много дачных поселков возникало вдоль Северной железной дороги, ее привлекательность была, скорее всего, обусловлена культурной традицией посещения Троице-Сергие-вой Лавры. Порядок выбора территорий определялся не только степенью достижимости дачи,
но и наличием обязательных атрибутов, необходимых для дачного отдыха и рыбалки: сухого леса, способствующего профилактике туберкулеза, и возможности получения продуктов и товаров из Москвы.
Именно благодаря наличию хорошего транспортного сообщения и обилию усадеб дачный отдых проявился в Московской губернии наиболее ярко. Именно дача пришла на смену усадьбе как места связи человека с природой, ее гармонией. Суть дачной жизни -полное растворение в природе, с одной стороны, а с другой - тесное сообщество людей, близких по мировосприятию и кругу занятий. В Тарасовке были дачи Дмитрия Бахрушина и Павла Третьякова, в Пушкино жили артисты балета Большого театра и т.д.
лето в подмосковной...
Отличительными признаками летнего времяпрепровождения стали дачные театры, праздники, занятия спортом. Главным местом притяжения жизни на дачах была железнодорожная станция. Поезда ходили редко и станция становилась местом гуляния. Рядом с перроном строились зрелищные сооружения, при станции работал буфет или ресторан, мостились дорожки, разбивались цветники. Нередко вблизи играл оркестр (знамениты концерты на вокзале в Павловске).
Другим культурным центром дачных поселков был общественный парк с «кругом» - место отдыха и прогулок. Путеводитель 1888г. сообщал, что в Пушкино по подписке между дачниками устраиваются на кругу танцы, существует театр. Местом отдыха служит станция Ярославской железной дороги. Воздух здесь чистый и здоровый, село окружено громадным сосновым лесом и изобилует водой [5, с.21-22].
Дачные праздники устраивались с регулярностью самими дачниками - «Первый подснежник», «Сиреневый бал», маскарады____Некоторые владельцы обширных садов устраивали для дачников платные гуляния, музыкальные вечера и фейерверки. Повсеместно были распространены музыкальные курсы и общественные библиотеки.
Об интересах дачников свидетельствуют листы реклам, публикуемые в путеводителях для желающих снять загородный дом. Реклама воздушных шаров, велосипедов (в том числе уроков езды на них), музыкальных инструментов и нот, школы молодых матерей... Популярен был вело-
сипедный спорт. Внутри или вокруг некоторых поселков и усадеб специально устраивались велосипедные дорожки, поля для футбола, площадки для крокета и тенниса, гимнастические площадки, здесь же были бильярд и кегельбан, тир.
В большинстве поселков были эстрады для концертов, где представления давали как профессионалы, так и любители. Разделения на «высокие» и «низкие» развлекательные жанры не было, реклама театра, в котором выступали М. Ермолова, Ф. Шаляпин, П. Вульф, Ц. Мансурова и др., и теннисного корта стояли в одном ряду.
В каждом поселке оберегали и развивали какую-нибудь уникальную индивидуальную черту. Одинаковым успехом пользовались ярмарка, санаторий для ослабленных детей, ресторан, кумысная станция, даже конка, ставшая к концу Х1Хв. анахронизмом. Многие дачные начинания со временем сделались событиями культурного значения для всей России. Дачные постановки в имениях близ подмосковной Тарасовки осуществлял К.С. Алексеев, впоследствии Станиславский. На их сценах выросла знаменитая система театрального перевоплощения, создавшая школу Московского художественного театра.
«ДАЧА НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ...»
Дачная жизнь под Петербургом несколько отличалась от подмосковной, сказывались и близость ко Двору, и особенности климата, и перенаселенность города. Наибольшую известность как центры сосредоточения дачной жизни получили Павловск, Петергоф и Стрельна.
Во второй половине Х1Х-начале ХХвв. Стрель-на была известна не только как одна из самых изысканных великокняжеских усадеб в окрестностях Санкт-Петербурга, восхитительное загородное местопребывание великого князя Константина Николаевича и его потомков, но и как сформировавшийся на околодворцовых поместных землях дачный пригород с богатой историей.
Первые дачи появляются здесь в 1710г., когда земли между побережьем Финского залива и знаменитой впоследствии Петергофской дорогой
были размежеваны на равные участки и пожалованы (даны «в дачу») членам Императорской семьи, приближенным царя и вельможам для устройства «забавных домов каменных изрядною архитектурною работою» [1].
Дача на Петергофской дороге, о которой упоминается в том или ином контексте почти в каждом произведении писателей Х1Хв., была знаком социального успеха и предназначалась не для устроения хозяйства (как традиционная русская усадьба), а исключительно для загородного отдыха «на европейский манер». Досуг ее владельцев заполнялся модными занятиями, введенными Петром I: приемом гостей, светским общением, танцами, музицированием, чтением модных книг.
На протяжении всего ХУШв. Стрелина мыза использовалась как хозяйственное имение с большим садово-оранжерейным комплексом, мельницами, прудами, пасекой и винохранилищем. До конца столетия обычай проводить лето на дачах был принят только в среде высшей аристократии, характерно, что синонимами к слову «дача» в это время были существительные «вилла», «дворец» или даже «замок». В Стрельне и возводился Большой каменный (затем Стрельнинский, ныне Константиновский) дворец.
Начиная с первой четверти Х1Хв., интенсивно развивается знаменитый петербургский «дачный бум». Летом за город бегут все: от тесных и грязных городских жилищ, от дурной воды, воздуха, почвы, опасаясь эпидемий холеры, а также стремясь сэкономить на разнице в стоимости жилья (дачного дома и городской квартиры). Обычай снимать дачу распространяется в среде чиновничества, купечества, мещанства, и постепенно в Стрельне роскошные виллы, окруженные громадными парками, сменяются более скромными дачами людей менее состоятельных.
Летняя жизнь обитателей Стрельны - как представителей великокняжеской семьи, членов Дома Романовых, так и простых дачников - определялась предназначением дачи: возможностью проводить здоровый летний отдых. Рекреационная функция дачи обусловила возникновение особого «дачного быта» - на даче нужно было отдыхать, восстанавливать силы и здоровье, наслаждаться идиллией домаш-
дача
Бахрушина
1893г.
постройки
стрельна. константиновский дворец
ЧДО ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р искусств
АНАЛОГИ ГОСТЕВЫХ домов В
УСАДЬБЕ В. АИГИНА ИЗ СБОРНИКА
«мотивы
РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ» ВЫП. 1879
него уюта, общаться с членами семьи и друзьями, развлекаться. Это купание в заливе, разнообразные физические упражнения, особенно верховая езда, прогулки пешком по парку и окрестностям.
К началу ХХ в. в Стрельне, как и в других дачных пригородах, все более заметным становится влияние новой городской увеселительной культуры, которая формировалась именно в дачных поселениях. Если в первой половине XIX в. основным развлечением дачников были семейные прогулки, походы в гости или визиты дачных соседей, а единственной публичной забавой - «концерты военной музыки», то ко второй половине столетия в Стрельне возникают специальные заведения, предоставляющие дачникам новые типы развлечений [1].
ДАЧА-УСАДЬБА-ДАЧА: ВОЗВРАТНАЯ
экспозиция
Процесс трансформации русской усадьбы исследователи часто обозначают следующими категориями: 1. загородный двор; 2. усадьба (от мелкопоместной до дворцовой); 3. дача. Таким образом, к началу ХХв. эволюционно усадьба пришла практически к тому же, с чего началась, поскольку дача и загородный двор типологически очень схожи между собой [3].
ХХ1в. демонстрирует очередную инверсию функций усадьбы. Если сто и двести лет назад хозяйственная функция усадьбы была средством жизнеобеспечения ее владельцев, то сегодня она играет одновременно и релаксационную, и оздоровительную, и гедонистическую, и даже познавательную роль. ХХ-ХХ1вв. справились с эпидемиями, случавшимися из-за антисанитарии, тяжелых
условий труда и быта. Но пришли иные проблемы, влияющие на физическое и эмоционально-психическое состояние людей, особенно горожан: гиподинамия, информационные перегрузки, дефицит свежих натуральных продуктов в ежедневном рационе и т.д. Неслучайно агротуризм как средство компенсации этих негативных тенденций становится все популярнее. Инвестиции в сохранение объектов культурного наследия - возрождение русских усадеб, осуществляемые ИГК АБС, способны привести к значительному не только культурному, но и социальному эффекту.
Согласно Концепции создания механизма привлечения инвестиций в сохранение русской усадьбы как объекта культурного наследия, разработанной специалистами ИГК АБС, в усадьбе Аи-гиных (с. Талицы Пушкинский р-н) предполагается возродить не только условия, но и атмосферу дачной жизни начала ХХв. Выше уже говорилось, что окрестности Пушкино славились своей природой и имели давние традиции дачного отдыха. Экоферма на базе усадьбы может включать в себя рекреационный комплекс (мини-отель бизнес-класса, экобаню и экокафе), животноводческую ферму, пасеку, чистейший собственный пруд с аквакультурой, а также землю для выращивания овощей и фруктов.
На территориях, прилегающих к усадьбе, планируется возведение дачного поселка для гостей в стиле начала ХХв. Таким образом, возрождение дачного образа жизни будет происходить и в усадьбе, и в дачном поселке. Только в отличие от начала прошлого века отдых в дачном поселке будет не имитацией усадебного, а новым его воплощением, поскольку доступность усадьбы В.
ЗАГОН ДЛЯ ВЫПАСА
СВИНАРНИК НА6ГОЛОВ
ГЛАВНЫЙ ДОМ
КОРОВНИК НА6ГОЛОВ
ЗАГОН ДЛЯ
ВЫПАСА
КРУПНОГО
РОГАТОГО
СКОТА
ОВЧАРНЯ НА 20 ГОЛОВ
ЗАГОН ДЛЯ ЗИМНЕГО ВЫПАСА, 50 КВ.М
ЗАГОН ДЛЯ ЛЕТНЕГО ВЫПАСА, 0,5 ГА
ЗАГОН ДЛЯ ЛЕТНЕГО ВЫПАСА
КОРОВНИК ДЛЯ БЫКОВ
ЗАГОН ДЛЯ ЗИМНЕГО ВЫПАСА
КОНЮШНЯ
ЗАГОН ДЛЯ
ВЫПАСА
ЛОШАДЕЙ
Аигина как туристического объекта позволяет наслаждаться красотами парка, интерьером усадебного дома, плодами хозяйственной деятельности усадьбы и т.д.
Гостям усадьбы будет обеспечен отдых на природе, питание экологически чистыми продуктами, выращенными на собственной ферме. Экоферма, подобно европейским объектам агротуризма, будет предлагать сертифицированную продукцию всем желающим, в том числе и с доставкой на дом.
Проектирование хозяйственных служб усадьбы ведется в соответствии с европейскими стандартами экологической безопасности. Вся продукция будет производиться без антибиотиков, гормонов роста, ГМО, пестицидов, нитратов и других химикатов, удобрения и корма - только натуральные.
Скотный двор усадьбы проектируется в расчете на потребности гостей усадьбы и возможности содержания животных в наиболее благоприятных условиях. Исходя из площадей содержания животных и кормовой базы, которую позволяет иметь территория усадьбы, в ней могут содержаться пять-семь дойных коров, пять телят, 30 овец, 10 коз, 10 свиней, полсотни кур несушек (столько же бройлеров), 20 гусей, 10 уток, 10 индюков, 20 кроликов, а также несколько лошадей для конных прогулок.
Для содержания животных в настоящее время осуществляются реставрация и реконструкция сохранившегося кирпичного конного и скотного двора. Предстоит оборудовать теплое вентилируемое помещение с центральным водопроводом и отдельными боксами, каждый из которых имеет автономный выход на площадки для выгула.
Как отражает генеральный план усадьбы, размещение домашних животных предполагается таким образом, чтобы их соседство с гостями усадьбы было комфортным для обеих сторон. Помещения для содержания и площадки для выгула животных находятся на расстоянии от усадебного дома, что исключает распространение запаха и насекомых - неизбежных следствий скопления животных. В то же время наличие разветвленной системы дорожек делает прогулочный маршрут
на скотный двор комфортным в любую погоду. Возможность наблюдать различных домашних животных, которых современные городские дети видят только на телеэкране, в их естественной среде, кормить их и т.д. позволит разнообразить и эмоционально насытить дачный досуг.
Близкое соседство с домашними животными для современного человека - это не только качественное питание, но и релаксация, и оздоровление. Широкое распространение в последние годы получила практика гиппотерапии - благотворного влияния общения с лошадьми даже на людей, имеющих серьезные заболевания. В практике русской усадебной жизни верховая езда была одним из любимейших развлечений, поэтому наличие лошадей, а в перспективе манежа, способно привлечь туристов.
Усадебно-дачная жизнь - это не только спорт и отдых, но и творчество. В усадьбе Аигиных предполагается открытие гончарного промысла, для этого будет оборудована гончарная мастерская. За время отдыха каждый желающий сможет пройти мастер-класс гончарного искусства и увезти с собой на память свое собственное изделие.
«Пространство мира и покоя» - так отзывались о подмосковных усадьбах и дачных поселках их обитатели. Обрести это пространство в Талицах поможет старый липовый парк, расположенный с восточной стороны усадебного дома и отгораживающий его от Ярославского шоссе.
Таким образом, планы корпорации по возрождению усадебной культуры и реконструкции усадьбы не как мемориально-бутафорского, а реально-хозяйствующего объекта исторически оправданы. Отсутствие массовости, дорогостоящих развлечений, досуга напоказ - все это тоже подчинено исторической правде. И для усадеб, и для дач прошлого, в первую очередь, были характерны благородная простота и спокойный эстетизм, одухотворяющие повседневную жизнь, но не убивающие ее своим великолепием.
АнАлоги ГОСТЕвых домов в усадьбе в. аигина из сборника «мотивы русской архитектуры» вып. 1880
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева, Т. А. Стрельна: великокняжеская резиденция и дачный пригород. - Режим доступа: http: konstantinpalace.ru>doc/2010... Дачная_Стрельна. doc(npoBepeH: 13.05.2014)
2. Белов, А.В. Культура дачного отдыха в окрестностях Москвы (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Вестник славянских культур. -2014. -Т. 31. -№ 1.- С. 18-29.
3. Коробко, М.Ю. К проблеме определения и эволюции понятия «русская усадьба» (в порядке дискуссии). - Режим доступа: http://oiru.org/biblio/113.html (проверен: 13.05.2014)
4. Малинова, О. Ю. Социокультурные факторы формирования дачного пространства вокруг Санкт-Петербурга: 1870-1914 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - СПб, 2006. - 265 с.
5. Спутник дачника по окрестностям Москвы, замечательным по условиям дачной жизни и в историческом отношении, с приложением необходимых календарных, юридических и других сведений, расписания железных и конно-железных дорог, карты сети конно-железных дорог и прочее /сост. Л.А. Фрейгин.-М.,1988.-123с.
6. Тараканов, Д.В. Дачные поселки юго-восточного Подмосковья в конце XIX-начале XX // Наше Отечество. Страницы истории: сб. науч. ст. Вып. 3 /Моск. гос. обл. ун-т.-М.,2004.-С.44-54.
7. Тхоржевская, Н. Молдавка: родовое имение князя П.И. Кантакузен в Херсонской губернии // Столица и усадьба.- 1914.-№6.-С.6-10.
^Lb' sEcmwNiJKnuftPCworoHHCivmTAiymiKaAPwnA
4Ш1р ИСКУССТВ