6. Volkova N.A., Galkina O.A. Problematika rasskazov i povestej E.G. Guschina. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 520 - 524.
7. Guschin E. Hram Spaseniya. Povesii, rasskazy. Posleslovie V.F. Gorna. Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1986.
8. Ol'shanskij O.D. Vmire slov. Romashka. Available at: http://slovo.dn.ua/romahra-podsnegnik-narciss.html
9. Tressider Dzh. Slovar' simvolov. Moskva: Grand, 1999.
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 821.161.1.09-1
Dubova M.A., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department, Siaie Social-Humaniierian University (Kolomna, Russia), E-mail: dubovama@rambler.ru
Larina N.A., Cand. of Sciences (Cultural Studies), senior lecturer, State Social-Humaniterian University (Kolomna, Russia), E-mail: larina-n-a@mail.ru
SPATIAL PARAMETERS OF THE PICTURE OF THE WORLD IN THE STORY "BEMOL" BY V.YA. BRYUSOV. The article studies problems of Russian literature. It emphasizes attempts to analyze the world-modeling category of space in one of the most magnificent stories of V.Ya. Bryusov's "Earth axis". The fiction text embodies the author's objectively subjective view of space. The authors have attempts to analyze the means of linguistic representation of the world-modeling category of space in the narrative. Focusing attention to the author's techniques they create a spatial continuum of the work. Focusing on the methods of representation of space, the authors reveal the contact and typological links of the story "Bemol" with some other works of the cycle, united according to Bryusov's will, into a single artistic whole. The spatial components depicted in the story create an individual image of a space that is multi-layered and clearly structured, the basis of which is the idea of dual world.
Key words: model of the world, space, cycle, representation, world-modeling category.
М.А. Дубоеа, д-р филол. наук, доц., зав. каф. русского языка ГБОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, E-mail: dubovama@rambler.ru
Н.А. Ларина, канд. культурологии, доц., ГБОУ МО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», E-mail: larina-n-a@mail.ru
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ МИРА В РАССКАЗЕ В.Я. БРЮСОВА «БЕМОЛЬ»
В статье предпринята попытка анализа миромоделирующей категории пространства в одном из рассказов сборника В.Я. Брюсова «Земная ось». В центре авторского внимания - приёмы создания пространственного континуума произведения. Авторы выявляют средства языковой репрезентации миромоделирующей категории пространства в рассказе «Бемоль», анализируя, как в художественном тексте воплощается объективно-субъективное представление В.Я. Брюсова о пространстве. Акцентируя внимание на способах репрезентации пространства, авторы выявляют контактные и типологические связи рассказа «Бемоль» с другими произведениями цикла, объединенными, согласно авторской воле Брюсова, в единое художественное целое. Пространственные компоненты, изображаемые в рассказе, создают индивидуальный образ пространства, многослойного и четко структурированного, в основе которого лежит идея двоемирия.
Ключевые слова: модель мира, пространство, цикл, репрезентация, миромоделирующая категория.
Малая проза В.Я. Брюсова, по справедливому замечанию многих исследователей, в частности Л. А. Дубининой, «вошедшая в его книги «Земная ось» (1907 г) и «Дни и ночи» (1913 г) чаще всего получала невысокую оценку» [1, с. 37] исследователей. Может быть, в силу этого «среди огромного количества научных изысканий, посвященных творчеству В. Брюсова, исследования его малой прозы занимают достаточно скромное место» [2, с. 46].
Наш исследовательский интерес связан с небольшим по объему рассказом писателя «Бемоль», написанным в 1902 г Это произведение в числе одиннадцати рассказов входит в ранний сборник «Земная ось». Степень изученности этого сборника в современной филологической науке явно недостаточна. Общеизвестно, что у истоков его изучения стоят исследования С. П. Ильева [3], С.С. Гречиш-кина [4; 5], А.В. Лаврова [6], Э.С. Даниелян [7], в которых акцентируется внимание на разных аспектах малой прозы писателя. Однако до сих пор многие проблемы малой прозы автора остаются открытыми, хотя нельзя не отметить возрастание научно-исследовательского интереса к Брюсову-прозаику в последние годы.
В центре нашего внимания находятся способы создания пространственного континуума в рассказе «Бемоль».
В основе модели мира в каждой культуре, как известно, лежит целый ряд универсальных концептов и констант культуры, к числу которых относятся «пространство, время, количества (измерение) и т. д.» [8, с. 15]. Таким образом, при одинаковом наборе универсальных констант в каждой культуре они наполняются своим, оригинальным, содержанием, отражающим менталитет и национальную специфику народа, а в творчестве отдельного писателя они получают индивидуально-авторское осмысление, в частности, в совокупности лексических средств репрезентации в художественном тексте: «Репрезентация пространства в каждом отдельном художественном тексте уникальна, так как в нем воссоздаются творческим мышлением, фантазией автора воображаемые миры ... В художественном тексте воплощается объективно-субъективное представление автора о пространстве. При этом объективность, достоверность художественного образа пространства обусловлена гносеологической природой текста, тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности. Субъективность, в свою очередь, обусловлена тем, что в нем отображаются знания автора об объективной реальности, которые детерминированы намерениями и установками автора, его творческим замыслом, мировоззрением, концептуальными основами литературно-художественного произведения, ценностными и другими ориентирами» [9, с. 96]. Художественное пространство произведения - это индивидуальная модель мира автора, «выражение его пространственных представлений, это кон-
тинуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие произведения» [9, с. 97].
«Бемоль» не принадлежит к числу рассказов сборника, вызывавших пристальный интерес со стороны исследователей, в отличие, например, от «В зеркале» (1902 г), «В башне» (1907 г), «Мраморная головка» (1902 г), «Республика Южного Креста» (1905 г).
В данной статье предпринята попытка анализа средств языковой репрезентации миромоделирующей категории пространства в названном рассказе. Учитывая тот факт, что «Бемоль» входит в состав цикла «Земная ось», не представляется возможным производить его анализ вне учета определяющих для цикла художественных констант. В частности, основным постулатом в создании пространственно-временного континуума цикла становится утверждение самого писателя о том, что, как заявлено в предисловии к сборнику, «... одиннадцать рассказов объединены еще единой мыслью, с разных сторон освещаемой в каждом из них. Это - мысль о том, что нет определенной границы между миром реальным и воображаемым, между «сном» и «явью», «жизнью» и «фантазией»» [10, с. 7 ], в силу чего «главным сюжетным событием новелл является столкновение двух «реальностей» в сознании человека.., столкновение внутреннего бытия и внешнего существования героя» [11, с. 12 - 13]. Отсюда определяющей характеристикой пространственного континуума становится мотив двоемирия, в рамках которого причудливо соединяются окружающая персонажа реальность и существующая в его сознании ирреальность, в частности, в анализируемом нами рассказе, как справедливо отмечает Л. А. Дубинина, «по мере прочтения текста становится ясно, что «Бемоль» - это название не просто магазина, а целого мира, созданного воображением героини» [12].
По справедливому замечанию В.А. Масловой, категория пространства «характеризует протяженность мира, его связность, непрерывность, структурность, многомерность и т. д.» [13, с. 87]. Е.С. Кубрякова реконструирует содержание понятия «пространство» следующим образом: «Это то, что соответствует картине, возникающей у человека при панорамном охвате его зрением простирающейся перед ним протяженности; ... это то, что попадает в поле зрения не только перед ним, но и при сознательном разглядывании окружающего в ходе поворотов головы в направлении «вверх - вниз», «впереди - сзади», «справа - слева», то есть во все стороны» [14, с. 12].
В тексте рассказа В.Я. Брюсова пространственный континуум репрезентируется преимущественно предложно-падежными формами имен существительных с пространственным значением, в отдельных случаях наречными
лексемами,атакжеглагольнымилексемамисозначениемперемещениявпростран-стве.
Основным пространственным ориентиром, указывающим на то, где разворачивается действие рассказа, символизирующим, с одной стороны, закрытое пространство, а с другой - целый вымышленный мир, становится магазин «Бемоль». Функция этого топоса в пространственном континууме рассказа двойственная: он является органичным компонентом окружающего Анну Николаевну реального пространства, т. е. вписан в него, но в то же время за его дверями творится совершенно иное пространство - пространство мечты, вымысла, фантазии, которое четко структурировано и выписано автором гораздо подробнее и детальнее, чем внешнее пространство.
Пространство окружающего героиню мира намечено отдельными штрихами, оно не конкретизировано и репрезентируется номинациями предложно-па-дежных форм имен существительных, насчитывающими единичные употребления: пансион, который закончила Анна Николаевна, писчебумажный магазин «Бемоль», в котором ей подыскали место продавщицы, кухмистерская, куда бегал её помощник, мальчик Федька, каморка при магазине, куда уходила Анна Николаевна от слишком назойливых покупателей, писчебумажный магазин на бойкой, людной улице, куда перешла работать героиня, крыльцо дома героини и сам дом. Топонимические конкретизаторы местонахождения указанных объектов также отсутствуют. Мы узнаем только, что магазин находится «на проезде бульвара». А что касается ежедневного пути героини домой, то он вообще никак не конкретизируется, кроме как обозначения направления движения Анны Николаевны туда, куда она шла или бежала бегом. Всё это свидетельствует о неважности реального, внешнего пространства для героини, потому что в нем она несчастна, не понята окружающими, в нем у неё нет друзей и увлечений, в нем она и не живет вовсе, а лишь существует, где определяющей характеристикой жизни является однообразие и монотонность: путь на работу, возвращение домой, где она пытается чем-то заполнить оставшееся до сна время, чтобы одиночество было не столь мучительно. В целом пространство города, точное местонахождение которого автором не дается, как и не указывается его название, создано обобщенно, схематично, его локализаторами являются лексемы, называющие отдельные находящиеся там строения.
Куда важнее для героини другой мир, мир, придуманный Анной Николаевной и сотворенный ею, мир, где она счастлива, где переживает радость и волнение, мир, с которым она сдружилась, - это магазин «Бемоль».
Как мы видим, уже название произведения акцентирует органичный компонент пространственного континуума рассказа, обозначенного лексемой «Бемоль» и символизирующего пространство вымышленное, созданное воображением главной героини. Оно репрезентируется номинациями канцелярских принадлежностей: «Анна Николаевна сдружилась с тем миром, который окружал её, - с миром бумаги, конвертов, открытых писем, карандашей, пе-
Библиографический список
рьев, сводных, рельефных и вырезных картинок». Как справедливо замечает
A.Р Попова, «особенностью рассказа В. Брюсова «Бемоль» выступает явное доминирование художественных средств определенной направленности - средств очеловечения неодушевленных предметов в сознании героини» [15, с. 39].
Это пространство заполнено Анной Николаевной в соответствии с её видением мира: своим любимчикам она отвела лучшие места е магазине [16, с. 67], бумаге одной рижской фабрики ... она отдала самую новую из коробок [16, с. 67], сводные картинки... убрала в особый ящик [16, с. 67], она раскладывала на конторке свои любимые картинки [16, с. 68], она вела длинные беседы со всем, что стояло на полках, что лежало в ящиках и коробках [16, с. 68], выставляла е витринах ... свои любимые карандаши, ручки, резинки [16, с. 68], из цветной папиросной бумаги она вырезывала тонкие ленты и обивала ими стертые колонки шкапое [16, с. 68]. Однако, кроме любимых канцелярских принадлежностей, которыми Анна Николаевна заполняла самые видные места, чтобы ими могла любоваться и она сама, и покупатели, в магазине продавались «вещи нелюбимые», которые «она ненавидела» и «прятала в самый дальний угол магазина», к ним относились стеклянные, словно сытые, чернильницы; полосатые транспаранты, которые всегда кривились, словно насмехались; свертки гофреной бумаги для абажуров, пышные и гордые [16, с. 67]. Уже по сопровождающим эти предметы эпитетам и сравнениям можно легко сделать вывод об их негативной оценке героиней.
Однако этот с любовью построенный мир рушится в одночасье, когда Анну Николаевну увольняют из магазина, а на новом месте работы, причем опять же в писчебумажном магазине, для героини все оказывается чужим и враждебным. После ухода Анны Николаевны пространство магазина «Бемоль» кардинально изменилось, став чужим и враждебным: . прежних коробок уже не было; вместо них были безобразные ящики с надписями... В шкапах на первое место были выставлены стеклянные чернильницы. Открытые письма с портретами актеров были в виде веера прибиты там и сям к стенам. Все было передвинуто, перемещено, изменено... Она тоскливо оглянулась кругом: все было мертво, все было глухо и немо [16, с. 70 - 71]. Таким образом, способы репрезентации пространственного континуума рассказа в конечном счете направлены на реализацию сквозного для цикла авторского замысла - показать, как не много не мало рушится жизнь «одной из малых сих» (подзаголовок рассказа).
Подводя итоги анализа способов репрезентации пространства в рассказе
B.Я. Брюсова «Бемоль», ещё раз подчеркнём, что пространство рассказа заполнено вещами, что позволяет охарактеризовать его как предметное, второй его характеристикой является антропоцентричность, поскольку все его характеристики преломляются через восприятие героини - Анны Николаевны. Изображаемые в рассказе пространственные компоненты создают индивидуальный образ пространства, многослойного и четко структурированного, основу которого составляет идея двоемирия.
1. Дубинина Л.А. Поэтика новеллы В. Брюсова «Сестры». (Из судебных загадок)». Гуманитарные исследования. 2015; 3 (У): 3У - 40.
2. Савина А.Д. Сюжетная игра в малой прозе В. Брюсова (на материале рассказа «Защита»). Сюжетология и сюжетография. 2013; 1: 46 - 52.
3. Ильев С.П. Книга В. Брюсова «Земная ось» как циклическое единство. Брюсовские чтения 1973 г. Ереван: Советакан грох, 19У6: ЗУ - 115.
4. Гречишкин С.С. Новеллистика Брюсова 1900-х годов (сборник рассказов и драматических сцен «Земная ось»). Русская литература. 19З1; 4: 150 - 160.
5. Гречишкин С.С. Брюсов-новеллист. Символисты вблизи. Очерки и публикации. Спб.: Скифия, ИД «ТАЛАС», 2004: УЗ - 95.
6. Лавров А.В. Проза поэта. Избранная проза. Москва: Современник, 19З9: 5 - 20. У. Даниелян Э.С. Валерий Брюсов. Проблемы творчества. Ереван: Лингва, 2002. З. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Москва: Искусство, 19З4.
9. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Москва: Флинта: Наука, 2009.
10. Брюсов В.Я. Земная ось. Рассказы и драматические сцены (1901 - 190в). Москва: Скорпион, 190У.
11. Осипова О.И. Жанровое своеобразие прозы В. Брюсова 1900-х годов: Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Владивосток, 2009.
12. Дубинина Л.А. Роль стилизации в новеллах В. Я. Брюсова (сб. «Земная ось»). Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. Серия: Филология. 2014; 110У (У0): 129 - 133.
13. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2011.
14. Кубрякова Е.С. Категоризация мира: пространство и время [Вст. слово]. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 199У.
15. Попова А.Р Художественные приёмы очеловечения вещного мира в рассказе В. Брюсова «Бемоль». Записки горного института. 200З; Том 1У5: 39 - 40.
16. Брюсов В.Я. Повести и рассказы. Сост., вступ. статья и примеч. С.С. Гречишкина и А.В. Лаврова. Москва: Сов. Россия, 19З3: 66 - У2.
References
1. Dubinina L.A. Po'etika novelly V. Bryusova «Sestry». (Iz sudebnyh zagadok)». Gumanitarnye issledovaniya. 2015; 3 (У): 3У - 40.
2. Savina A.D. Syuzhetnaya igra v maloj proze V. Bryusova (na materiale rasskaza «Zaschita»). Syuzhetologiya isyuzhetografiya. 2013; 1: 46 - 52.
3. Il'ev S.P. Kniga V. Bryusova «Zemnaya os'» kak ciklicheskoe edinstvo. Bryusovskie chteniya 1973 g. Erevan: Sovetakan groh, 19У6: ЗУ - 115.
4. Grechishkin S.S. Novellistika Bryusova 1900-h godov (sbornik rasskazov i dramaticheskih scen «Zemnaya os'»). Russkaya literatura. 19З1; 4: 150 - 160.
5. Grechishkin S.S. Bryusov-novellist. Simvolisty vblizi. Ocherkiipublikacii. Spb.: Skifiya, ID «TALAS», 2004: УЗ - 95.
6. Lavrov A.V. Proza po'eta. Izbrannaya proza. Moskva: Sovremennik, 19З9: 5 - 20. У. Danielyan 'E.S. ValerijBryusov. Problemy tvorchestva. Erevan: Lingva, 2002.
З. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoj kultury. Moskva: Iskusstvo, 19З4.
9. Babenko L.G. Lingvisticheskijanaliz hudozhestvennogo teksta. Moskva: Flinta: Nauka, 2009.
10. Bryusov V.Ya. Zemnaya os'. Rasskazy i dramaticheskie sceny (1901 - 1906). Moskva: Skorpion, 190У.
11. Osipova O.I. Zhanrovoe svoeobrazieprozy V. Bryusova 1900-h godov: Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Vladivostok, 2009.
12. Dubinina L.A. Rol' stilizacii v novellah V. Ya. Bryusova (sb. «Zemnaya os'»). Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta imeni V.N. Karazina. Seriya: Filologiya. 2014; 110У (У0): 129 - 133.
13. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2011.
14. Kubryakova E.S. Kategorizaciya mira: prostranstvo i vremya [Vst. slovo]. Moskva: MGU imeni M.V. Lomonosova, 199У.
15. Popova A.R. Hudozhestvennye priemy ochelovecheniya veschnogo mira v rasskaze V. Bryusova «Bemol'». Zapiskigornogo instituta. 200З; Tom 1У5: 39 - 40.
16. Bryusov V.Ya. Povesti i rasskazy. Sost., vstup. stat'ya i primech. S.S. Grechishkina i A.V. Lavrova. Moskva: Sov. Rossiya, 19З3: 66 - У2.
Статья поступила в редакцию 09.01.19