2015
СОЦИО- И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 3
УДК 81 '373.612.2
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МЕТАФОРЫ В РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОКАЛА
Леонид Валерьевич Пахомов
аспирант, инженер кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. [email protected]
Статья посвящена функционированию пространственных метафор в речи преподавателей вокала. Обращение к исследованию метафоры обусловлено сложностью и многоаспектностью данного когнитивного явления как механизма, который позволяет выражать и формировать абстрактные понятия. Преподаватель вокала имеет дело с такими абстрактными понятиями, как «голосовой аппарат», «голосообразование», «звуковедение» и, наконец, «пение». Обучение вокалу строится на принципе развития мышечной памяти. Задача преподавателя вокала - пробудить мышечные ощущения вокалиста, заставить его задействовать все зоны, отвечающие за правильную вокализацию, локализовать ощущения в определенном месте. Использование пространственных метафор для обозначения зон певческого аппарата и действий вокалиста является эффективным инструментом вокально-педагогического процесса.
Ключевые слова: пространственная метафора; ориентационная метафора; вокальная метафора; образная схема; пространственные оппозиции; область вокализации; пение.
1. Введение
В самых общих чертах пение или процесс вокализации представляет собой использование голосового аппарата для произведения звуков. Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми складками (связками), трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.
Сама метафора голосовой аппарат является ключом к пониманию процесса звукообразования и звукоизвлечения, поскольку предполагает определенную систему органов, их отношения и связь. Иными словами, голосовой аппарат - это элементы (органы) в их автономной работе и взаимосвязи в рамках общей системы.
Работу голосового аппарата описать непросто: ораны, участвующие в пении, невозможно «потрогать», их можно лишь ощутить и представить. Поэтому как преподавателю вокала, так и вокалисту необходим механизм, который позволяет осмыслять такие абстрактные понятия, как «голосовой аппарат», «голосообразование», «звукове-дение» и, наконец, «пение». Таким механизмом является метафора, понимаемая как когнитивный процесс, который «выражает и формирует аб-
страктные понятия, непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства через сходство с более простыми или с конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами» [Краткий словарь когнитивных терминов 1997: электр. ресурс]. Особый тип метафоры, описывающий физиологические действия певца при постановке голоса, мы назвали вокальной метафорой.
2. Методы исследования
Исследование вокальных метафор проводилось в период 2013-2015 гг. В качестве информантов были привлечены 4 преподавателя вокала кафедры сольного пения Пермского института культуры. Все информанты женщины, чей возраст варьируется от 55 до 75 лет. В силу ограниченности преподавательского состава и наличия общих черт у членов данной социальной группы количество информантов представляется достаточным и обоснованным.
Для сбора материала исследования применялся метод открытого наблюдения: получение информации происходило посредством прямого наблюдения за речью информантов с обозначением цели своего присутствия и с применением технических средств. Всего было записано 8 занятий по сольному пению (2 занятия, проводимого каждым из информантов) средней продолжительностью около 51 минуты.
© Пахомов Л.В., 2015
117
В занятии по сольному пению участвуют 3 человека: преподаватель, студент и концертмейстер. Занятие длится 45 минут, обычно состоит из распевания учащегося и работы над вокальными произведениями. Поскольку обучение пению - процесс индивидуальный, время занятия может разниться в зависимости от качества деятельности студента, его уровня подготовки, физического состояния и пр. Стоит заметить, что занятия по сольному пению, записанные в рамках исследования, велись со студентами первого и второго курсов. Начальный уровень подготовленности студентов способствовал высокой концентрации вокальных метафор в речи преподавателей, поскольку перед преподавателем стояла задача наиболее полно и в доступной форме объяснить студенту механизм правильного пения и добиться от студента правильной вокализации.
Для выявления метафор в речи преподавателей вокала применялся семантический анализ, а также контекстный анализ, поскольку именно в контексте метафора реализует и активизирует свое значение.
Общее число метафор, употребленных преподавателями вокала в записанных уроках, составило 517 единиц - слов и метафорических выражений.
Чтобы определить сущностные свойства вокальной метафоры, был применен метод классификации, предполагающий подведение свойств метафоры под единое основание.
Материал исследования и выбор методов позволяют говорить о метафоре в речи преподавателей вокала как о многомерной системе, обладающей особенностями строения и функционирования.
3. Классификации метафор
Существует множество классификаций метафор, имеющих различные основания. Однако очевидно, что существующие классификации не могут охватить особенности всех типов метафор и видов дискурса, в рамках которых они функционируют. В связи с этим возникает необходимость в построении классификаций, применимых для вокально-педагогического дискурса как области функционирования вокальных метафор.
В рамках данного исследования мы предлагаем три классификации вокальных метафор: по вокально-телесной схеме Р. Юссона; по образным схемам; по пространственным оппозициям. Данные классификации представляют метафору как ориентир в «певческом пространстве», позволяющий
- локализовать ощущения и тем самым задействовать необходимые для правильной вока-
лизации области (классификация метафор по вокально-телесной схеме Р. Юссона);
- структурировать опыт певческой деятельности как разновидность телесного опыта человека, представленного в виде системы пересекающихся образных схем (классификация вокальных метафор по образным схемам);
- осмыслять пение как сложный процесс, включающий границы «певческого пространства» - пространственные оппозиции (классификация вокальных метафор по пространственным оппозициям).
3.1. Классификация метафор по вокально-телесной схеме
Процесс вокализации связан с пространственной активизацией ощущений: только при помощи внутренних ощущений певец имеет возможность контролировать качество образуемого звука.
В 1955 г. А. Сулерак назвал комплекс фонационных внутренних ощущений при пении «вокально-телесной схемой». Позднее Р. Юссон научно обосновал и детально описал вокально-телесную схему, представляющую собой комплекс мышеч-но-вибрационных ощущений, возникающих у певца в процессе звукообразования [Аникеева, Аникеев 1976: 15-16]. По мнению Р. Юссона, «когда человек говорит и особенно когда поет с большой интенсивностью, он осознает каждое мгновение совокупность ощущений, которую создает его "клавиатура" внутренней чувствительности» [Юссон 1976: 109]. Вокально-телесная схема включает активизацию девяти областей вокализации: 1) передненебной; 2) задненебной (или область мягкого неба); 3) заднеглоточной; 4) гортанной; 5) области, охватывающей весь костяк лица; 6) внутритрахеальной 7) грудной клетки; 8) брюшного пресса; 9) нижнебрюшной (см. рис.).
5
1
г
• з
- 4
6 7
8 9
Рис. Вокально-телесная схема
Наиболее заметными для певца являются внутренняя чувствительность небных областей (1, 2); вибрационные ощущения в носо-лицевой части (5), в которой «образная терминология певцов во всех странах усматривает "место звучания"» [Аникеева, Аникеев 1976: 16]; двигательные ощущения в области брюшного пресса (8), иногда в нижнебрюшной области (9), порождаемые дыхательной активностью - «певцы усматривают здесь "опору дыхания"» [там же: 17]. Помимо этого, возможны вибрационные ощущения в груди на всех частотах (7), однако «все профессиональные певцы единодушно утверждают, что в области гортани (4) не должно возникать никаких ощущений, кроме рассеянных» [там же: 17].
Как видим, области вокализации имеют различную чувствительность. В связи с этим целесообразно объединить передненебную (1) и задненебную (2) области; заднеглоточную (3) и гортанную (4) области; внутритрахеальную область (6) и область грудной клетки (7); область брюшного пресса (8) и нижнебрюшую область (9) как соседние зоны, ощущения в которых редко различимы. Соотнесем области вокализации и метафоры, вербализующие ощущения певца, связанные с активизацией этих областей.
Передненебная область + задненебная область (область мягкого неба)
Здесь активизируется внутренняя чувствительность небных областей. Певцы хорошо локализуют свои ощущения в этой области: Держи / ты купол роняешь //; Открой там ход //; Дозё-вывай //. Данную область описывает метафора купол или зевок - ощущение растяжения небных областей, которое связано со степенью напряжения мягкого неба и свободой заднеглоточной и гортанной областей. Знаменитый итальянский музыкальный педагог XIX в., профессор пения в Миланской консерватории Ф. Ламперти говорил, что мягкое небо должно принимать «вид выгнутого паруса, надутого ветром» (цит. по: [Пекер-ская: электр. ресурс]).
Заднеглоточная область + гортанная область Ощущения в этой области должны быть рассеянными, приятными: Глотку задела // Что там шатает? //; Эта нота конечно как пила блин // Там вибрато нет // А вибрато нет / потому что ты жмешь на глотку //; Пожалуйста не включай гортань в работу //; Где-то там цепляешь горлышко //.
Область, охватывающая весь костяк лица Здесь певцы хорошо локализуются ощущения. Данную область описывает метафора маска. Маска - яркие вибрационные ощущения в скуловых и височных частях. «Это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и
придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах» [там же]. В этой области ощущается направленность звука: Главное вертикальная цель / и туда дыши //; Ням-ням / кис-кис / мур-мур / голова-то не задействована //.
Внутритрахеальная область + область грудной
клетки
В этой области возникают приятные вибрационные ощущения. Звук здесь получает объем, густоту, округлость, «грудной колорит»: Баритоном мне пой / не надо грудью //; Голова сразу на грудь села//.
Область брюшного пресса + нижнебрюшная
область
Данную область описывает метафора опора дыхания. Опора дыхания - ощущение надежности пения при правильной работе дыхательных мышц. Это ощущение связано со степенью напряжения дыхательных мышц, мышц брюшного пресса и тазовой диафрагмы, силой подскла-дочного давления и силой воздушной струи, проходящей через голосовую щель. Здесь локализуются ощущения, порождаемые дыхательной и мышечной активностью. Ощущения активной, но свободной работы нижнебрюшных мышц: Живот мягким должен быть //; Опирай дыхание // Хорошо опирай // Следи //Зачем грузишь дыхание? //.
Таким образом, метафора является эффективным средством описания области вокализации, способа активизации ощущений в определенной области, характера ощущений, зависящего от правильности пения.
3.2. Классификация вокальных метафор по
образным схемам
Очевидно, что пение как процесс физиологический и происходящий «внутри» человека основано на телесном опыте человека: «То, что мы называем абстрактным мышлением, имеет телесную основу» [Лакофф 2004: 362]. В связи с этим мы обращаемся к понятию «образной схемы». По мнению М. Джонсона, образная схема представляет собой «повторяющийся динамический образец наших процессов восприятия и наших моторных программ, который придает связность и структуру нашему опыту» (цит. по: [Ченки 2002: 347]). Образные схемы связаны не с одной формой восприятия, они являются частью нашего опыта на уровне восприятия, образности, структуры событий, являются гештальт-структу-рами [там же: 347].
Формирование «повторяющихся динамических образцов» составляет главную цель постановки голоса - развитие вокальных навыков или «певческих двигательных динамических стереотипов» [Дмитриев 1969: 244]. Чтобы петь пра-
вильно, необходимо «настроить» певческий аппарат, т. е. организовать правильную работу каждого органа, участвующего в пении, правильное место вокализации, связность действий.
М. Джонсон предлагает список из 27 наиболее часто употребляемых в повседневном опыте образных схем, большая часть которых базируется на нашем пространственном опыте и находит свое отражение в семантике и функционировании пространственной лексики. К пространственным можно отнести следующие схемы: CONTAINER (вместилище), BLOCKAGE (препятствие), PATH (путь), LINK (связь), CENTER -PERIPHERY (центр - периферия), PART -WHOLE (часть - целое), SURFACE (поверхность), NEAR - FAR (близко - далеко), CONTACT (контакт), OBJECT (объект), SCALE (шкала), SPLITTING (разделение), SUPERIMPOSITION (наложение), PROCESS (процесс), COLLECTION (множество) (см: [Ченки 2002: 348]). Рассмотрим актуальные для осмысления пения образные схемы и их метафорическое воплощение в речи преподавателей вокала.
ОБЪЕКТ
Данная схема позволяет отграничить определенное место вокализации и орган, на который можно воздействовать автономно.
Осмысление органа как ОБЪЕКТА выражается в метафоре гортань начинает мышцы подтягивать. Объясним значение данной метафоры, обратившись к контексту: Когда чувствуешь / что начинает гортань / как бы мышцы подтягивать / что нужно сделать? // Обратное движение сделать // Да? //. Пение не предполагает каких-либо ощущений в области гортани. Недостаточное растяжение небных областей влечет к образованию неприятных ощущений в области гортани. Активная работа гортани воздействует на мышцы шеи, образуя мышечный зажим, что препятствует свободному звукоизвлечению.
Стоит отметить, что образная схема ОБЪЕКТ безразлична к положению в субъектно-объектной структуре высказывания. Так, метафоры гортань начинает мышцы подтягивать (гортань как субъект высказывания) и сам не задирайся и гортань не задирай (гортань как объект высказывания) в равной степени выявляют гортань как ОБЪЕКТ, действующий самостоятельно, либо подвергающийся воздействию.
ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ
Тело человека, весь певческий аппарат, осмысляется как ЦЕЛОЕ, состоящее из ЧАСТЕЙ - мест вокализации.
Пример метафоры, репрезентирующий певческий аппарат как ЦЕЛОЕ - кухня: следи за кухней что у тебя внутри происходит.
ЧАСТЬЮ певческого аппарата является ротовая полость, которая, в свою очередь, также может включать составляющие элементы (язык, челюсти, зубы, губы). Например, метафоры жать на язык, давить на корень языка, работать лопатой описывают неправильную работу языка как ЧАСТИ ротовой полости; а метафора выбросила в рот звук - ротовую полость как ЧАСТЬ певческого аппарата.
РАЗДЕЛЕНИЕ
С образной схемой ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ тесно связана схема РАЗДЕЛЕНИЕ. Чтобы пение было правильным, необходима верная работа каждого отдельного элемента системы. Чтобы помыслить тело человека как певческий аппарат, необходимо разделить его на составляющие части.
Что касается образных схем ОБЪЕКТ, ЧАСТЬ - ЦЕЛОЕ, РАЗДЕЛЕНИЕ, можно сделать следующее заключение: если составляющие элементы певческого аппарата работают слаженно, не возникает необходимости в выделении мест вокализации или отдельных органов.
ВМЕСТИЛИЩЕ
При пении тело человека представляется как ВМЕСТИЛИЩЕ воздуха и звука, которые необходимо сохранить внутри тела: наполняйся плавно воздухом, больше надо места для звука, погружайся дыханием.
Однако не только тело, но и органы, участвующие в вокализации, могут осмысляться как ВМЕСТИЛИЩА. Типичные ВМЕСТИЛИЩА -область мягкого неба и голова (т. е. головные резонаторы), например: наполняй воздухом купол или останься в резонаторах. «Неправильным» ВМЕСТИЛИЩЕМ является ротовая полость, включая глотку: спела хорошо потом опять бах / и звук в рот выбросила //.
ПУТЬ
Образная схема ПУТЬ очень актуальна для понимания процесса вокализации. При пении необходимо ощущать опору дыхания, то есть начало пути воздушного потока, который следует по воздушному столбу до головы, т. е. купола и резонаторов. Например: Вдыхай // Вот этот столб / высь на опору //. Приведем особо яркую и развернутую метафору ПУТИ: Вот эта вот у тебя струечка воздуха сколько хочешь там до космоса / можешь там вокруг Земли обернуться / но важно чтоб у тебя линия вся да / натяжение шло вверх //.
НАПРАВЛЕНИЕ
Образная схема НАПРАВЛЕНИЕ позволяет представить пение как процесс прохождения воздуха от нижнебрюшных мышц (опоры дыхания) к головным резонаторам (маске). Приведем примеры: Низко вниз поёшь // Вверх пой //; В голову не проходит а-а-а //; Это помните я гово-
рила стрелочка // И как только вы наконечник потеряли у вас курс изменился //.
СВЯЗЬ
В чистом виде схема СВЯЗЬ проявляет себя в метафоре воздушный столб, связывающий верхнюю точку резонирования и нижнебрюшные мышцы пресса (опору дыхания). Пример вокальной метафоры: От этой точки до этой как можно длиннее должен быть столб воздушный // Пах и зевок / они должны в зеркальном отражении быть //. Помимо этого, данная образная схема помогает осмыслить взаимовлияние органов, участвующих в вокализации. Например, взаимосвязь губ и гортани: Не пой губами пожалуйста // Зажимаешь губы и сразу зажимается гортань //.
ПРЕПЯТСТВИЕ
Несмотря на то что именно в гортани образуется звук, данная область вокализации осмысляется как ПРЕПЯТСТВИЕ. Все органы, прилегающие к гортани, такие как горло, глотка, корень языка, являются препятствием для воздуха и звука: их активизация мешает прохождению воздуха в голову. Например: У тебя в глотке как будто цветок раскрылся // А-а-а // Не кушайте цветы глоткой //. Гортань не следует зажимать, прижимать, садиться на нее, уводить звук в глотку.
ПРОЦЕСС
Образная схема ПРОЦЕСС заключает собой понимание пения как непрерывного движения и развития. Погружение дыханием - метафора, характеризующая работу диафрагмы певца, мышцы, служащей для расширения легких и увеличения их объема. Другой пример: Отпускай натяжение / вдыхай // Снова дозёвывай //.
Таким образом, пение (работа голосового аппарата) может быть осмыслено как система пересекающихся образных схем: тело как ВМЕСТИЛИЩЕ и ЦЕЛОЕ состоит из мест вокализации и органов как ЧАСТЕЙ и ОБЪЕКТОВ. С одной стороны, элементы отделены друг от друга (РАЗДЕЛЕНИЕ), с другой стороны, взаимообусловлены (СВЯЗЬ). Кроме того, вокализация предполагает целенаправленное (НАПРАВЛЕНИЕ) соединение (т. е. ПУТЬ) воздуха-звука (от опоры дыхания к купольной точке), которое может встречать ПРЕПЯТСТВИЕ (гортань, глотку, язык). Воздух-звук должен проходить свободно, для чего требуется постоянное наполнение и растяжение органов (т. е. ПРОЦЕСС).
3.3. Классификация вокальных метафор по пространственным оппозициям
Поскольку процесс вокализации основан на ощущении правильного пения, связанного с определенными «местами» вокализации, вокаль-
ные метафоры можно соотнести с ориентацион-ными метафорами Дж. Лакоффа и М. Джонсона [Лакофф, Джонсон 1990]. Как и образные схемы, ориентационные метафоры основаны на физическом и культурном опыте человека. Они опираются на пространственные оппозиции, такие как «верх - низ», «в - из», «внутри - снаружи», «передняя сторона - задняя сторона», «глубокий -мелкий», «центральный - периферийный», и придают понятию пространственную ориентацию [там же: 396-402].
Противопоставление вокальных областей и описывающих их метафор по пространственным оппозициям связано с оценкой правильности/неправильности вокализации.
ВНУТРИ - СНАРУЖИ
ВНУТРИ - правильно: Ля-а-а выдохнуть нельзя //Внутри всё //; Подрастянись внутри //;
СНАРУЖИ - неправильно: Выдыхание вперёд нельзя посылать //; Что у тебя всё дыхание выходит / А его надо внутри //. ВЕРХ - НИЗ
НИЗ (мышцы живота и гортань) - правильно:
Гортань открыта и понижена // Вот это место надо хорошо опустить / нижние мышцы живота //; Дыхание чуть опусти // Погружай дыхание // В подвал шагай //.
ВЕРХ (костяк лица и небо) - правильно: Дай ноте пройти в голову / она в голову не проходит //; Что там у вас так низко пало нёбо? //; Верхняя часть поёт головы // У тебя струечка сколько хочешь там до космоса / можешь там вокруг Земли обернуться / но важно чтоб у тебя линия вся да / натяжение шло вверх //; Крышу пробиваем/ да? //.
ГОРИЗОНТАЛЬНО - ВЕРТИКАЛЬНО
ВЕРТИКАЛЬНО (костяк лица) - правильно:
Главное вертикальная цель и туда дыши //; Пусти туда струечку воздуха и на эту струечку нанизывай все свои слова какие хочешь //.
ГОРИЗОНТАЛЬНО (брюшная область) - правильно: В ширину иди // Садись! //; Рёбра раздвигаются // Продолжай /раздувайся //.
ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ
ГЛУБОКИЙ (небо и костяк лица) - правильно: О-о держи на зубках //; Ноты должны быть прикрытыми / все углублёнными //; А диафрагмой немножечко как поршень поработай вглубь дыхание / да? //.
МЕЛКИЙ (передненебная область, ротовая полость) - правильно: Буковка у-у-у собирает ноточки //; Не открывай губы // Закрой рот //.
ПЕРЕДНЯЯ СТОРОНА - ЗАДНЯЯ СТОРОНА
ЗАДНЯЯ СТОРОНА (гортань и глотка) - неправильно: Не надо мне с гланд начинать // Там ничего нет тканей // Зачем ты её подтягива-
ешь? //; Не надо сзади петь // На этой ноте сжатие глотки происходит и звук уходит назад //.
ПЕРЕДНЯЯ СТОРОНА (костяк лица) - правильно: Петь надо по переднему ряду //; Близко мне пой а-а как в жизни //; Где у нас звук формируется?// В передней части лица //.
Вокализация представляется как сложный процесс, основанный на пространственных локализациях ощущений. Пение происходит «внутри» человека, оно «вертикально»: голосообразо-вание связывает «низ» (опору дыхания - нижнебрюшную область) и «верх» (маску - костяк лиц). Кроме того, пение «глубокое», т. к. растяжение мягкого неба (купола) представляет собой движение как бы «вглубь» головы (метафора купол -распустившийся цветок). Несмотря на движение «вглубь», пение происходит по «передней стороне», поскольку предполагает активизацию ре-зонаторных ощущений в маске (метафора работать фронтально) и отсутствие каких-либо ощущений в области гортани и глотки (т. е. «задней стороны»).
4. Выводы
Таким образом, предложенные подходы к осмыслению пространственных метафор в речи преподавателей вокала позволяют заключить, что метафора является единственным средством, способным формировать такие абстрактные понятия, как «голосообразование», «звуковедение», «пение», выделяя сущностные свойства объектов, входящих в систему.
Классификация метафор по вокально-телесной схеме показывает, что вокальная метафора способна побудить необходимые певческие ощущения, локализовать их в определенном месте, описать характер этих ощущений.
Классификация метафор по образным схемам позволяет осмыслить пение как систему пересекающихся образных схем, которые структурируют и закрепляют опыт певческой деятельности, способствуя формированию певческих двигательных стереотипов, вокальных навыков.
Классификация по пространственным оппозициям представляет пение как пространство, имеющее определенные границы. Каждой границе соответствует область вокализации. Опираясь на пространственные оппозиции, вокальные метафоры не только характеризуют пение как единый механизм, основанный на ощущениях певца и включающий границы певческого «пространства», но и позволяют квалифицировать действия певца как правильные или неправильные.
Список литературы
Аникеева З.И., Аникеев Ф.И. Методические указания по технике вокала для начинающего певца / Перм. муз. училище. Пермь, 1976. 120 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1969. 144 с.
Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Пан-крац, Л.Г. Лузина. М., 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/849/ word/kognitivnaja-metafora (дата обращения: 10.10.2015).
Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры / под общ. ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 387-415.
Пекерская Е.М. Вокальный букварь. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/ pekerskaya_e/vokalniy_bukvar/read/ (дата обращения: 10.10.2015).
Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой, И.А. Секериной. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 340-369.
Юссон Р. Певческий голос. Исследования основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. 263 с.
SPATIAL METAPHORS IN VOCAL TEACHERS' SPEECH Leonid V. Pakhomov
Postgraduate, Engineer of Theoretical and Applied Linguistics Department Perm State University
The paper is connected with functioning of spatial metaphors in vocal teachers' speech. Appeal to research of metaphor is due to the complexity and multidimensional nature of this phenomenon as cognitive mechanism that allows to express and to form abstract concepts. Teacher is deal with such abstract concepts as "vocal apparatus", "voice formation", "sound conduction", and finally "singing". Vocal training is based on principle of muscle memory. Process of vocalization is connected with the singer's feelings, and the task of vocal teacher is to stimulate these feelings. For this aim the most effective is metaphor.
Key words: spatial metaphor; orientational metaphor; vocal metaphor; image-scheme; spatial oppositions; domain of vocalization; singing.