Научная статья на тему 'Пространственное развитие сельского хозяйства страны: вопросов больше, чем ответов'

Пространственное развитие сельского хозяйства страны: вопросов больше, чем ответов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ СХЕМА / РАЗМЕЩЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СЫРЬЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов А. И.

В статье рассмотрены недостатки пространственного развития сельского хозяйства страны, чему во многом способствовало отсутствие законодательного и научного обеспечения решения этой проблемы, которые усугублялись еще и тем обстоятельством, что две государственные программы не содержали специального раздела, связанного с территориальной организацией страны. Практически не представлен территориальный разрез и в других федеральный документах, прямо или косвенно касающихся развития сельского хозяйства. Разработанный проект Концепции стратегии пространственного развития страны вызывает больше вопросов, чем ответов не только к территориальному развитию страны, но и к ее агропромышленному комплексу. Проект не отвечает на главный вопрос как все же развивать огромное и слабозаселенное пространство страны, поскольку он преимущественно ориентирован на приоритетный рост ее экономики, а не непосредственно на человека, особенно живущего и работающего в сельской местности. Его решению может способствовать разработка и реализация национальной схемы пространственного развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Алтухов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственное развитие сельского хозяйства страны: вопросов больше, чем ответов»

УДК 338.431.7

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, заведующий отделом Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: [email protected]; тел. 8(499)1956032.

Реферат. В статье рассмотрены недостатки пространственного развития сельского хозяйства страны, чему во многом способствовало отсутствие законодательного и научного обеспечения решения этой проблемы, которые усугублялись еще и тем обстоятельством, что две государственные программы не содержали специального раздела, связанного с территориальной организацией страны. Практически не представлен территориальный разрез и в других федеральный документах, прямо или косвенно касающихся развития сельского хозяйства. Разработанный проект Концепции стратегии пространственного развития страны вызывает больше вопросов, чем ответов не только к территориальному развитию страны, но и к ее агропромышленному комплексу. Проект не отвечает на главный вопрос - как все же развивать огромное и слабозаселенное пространство страны, поскольку он преимущественно ориентирован на приоритетный рост ее экономики, а не непосредственно на человека, особенно живущего и работающего в сельской местности. Его решению может способствовать разработка и реализация национальной схемы пространственного развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: пространственное развитие, территориально-отраслевое разделение труда, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, рыночные преобразования, территориальная организация, отраслевая схема, размещение, специализация, региональная специфика, межрегиональный обмен, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, Федеральный закон.

SPATIAL DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF TOUNTRY: QUESTIONS MORE THAN ANSWERS

ALTUKHOV A.I.,

Academician of the RAS, head of the department of Federal State Budget Scientific Institution "Federal Scientific Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Scientific Research Institute of Agricultural Economics"; e-mail: [email protected]; tel. 8 (499) -195-60-32.

Essay. The article discusses the shortcomings of the spatial development of agriculture the country, which largely contributed to the lack of legislative and scientific ensuring of solving this problem, which was aggravated by the fact that the two state programs did not contain a special section related to the territorial organization of the country. There is practically no territorial breakdown in other federal documents directly or indirectly related to the development of agriculture. The developed draft Concept of the country's spatial development strategy raises more questions than answers not only to the territorial development of the country, but also to its agro-industrial complex. The project does not answer the main question - how to develop the vast and sparsely populated space of the country, since it is mainly focused on the priority growth of its economy, and not directly on a person, especially living and working in rural areas. Its development can be facilitated by the development and implementation of a national spatial development scheme for agriculture.

Key words: spatial development, territorial and sectoral division of labor, agriculture, agro-industrial complex, market transformations, territorial organization, sectoral scheme, placement, specialization, regional specifics, interregional exchange, food products, agricultural raw materials, Federal Law.

Введение. В условиях хронического дефицита бюджетных ресурсов, выделяемых государством для устойчивого развития сельского хозяйства, особое значение приобретает применение тех мер, которые не требуя значительных затрат, могут повысить его доходность, полнее обеспечить население отечественным продовольствием. К таким мерам в первую очередь относится рациональная пространственная организация сельскохозяйст-

венного производства, развитие и размещение которого следует рассматривать в единстве двух сторон одного и того же процесса. Его содержание составляет развитие производства, а форма пространственного проявления - размещение. Поэтому сельское хозяйство не может развиваться во времени, не размещаясь в пространстве.

Результаты исследованиия. Рыночные преобразования привели к ликвидации сложившейся в

советский период системы научных исследований по вопросам разработки схемы размещения сельского хозяйства страны, которые до последнего времени не утратили своей научной и практической значимости. Наоборот, сохраняющаяся многолетняя зависимость страны от крупномасштабного импорта, значительное усложнение и динамизм экономических отношений, сложившиеся диспропорции в территориальной организации сельского хозяйства, существенное ослабление влияния на нее государства, требуют постоянного внимания ученых и специалистов к этой проблеме.

Фактически полное отсутствие законодательного и научного обеспечения пространственного развития сельского хозяйства усугубляется еще и тем обстоятельством, что две государственные программы не содержали специального раздела, связанного с территориальной организацией страны. Более того, неоднократно проводимая федеральным правительством их корректировка, особенно в сторону уменьшения объема государственной поддержки сельского хозяйства, а также в части использования единой региональной субсидии, существенно сужают сравнительно ограниченные возможности положительного влияния Минсельхоза России на процессы, связанные с рациональным размещением и углублением специализации отрасли в стране. Практически не представлен ее территориальный разрез и в большинстве других федеральных документах, прямо или косвенно касающихся развития сельского хозяйства.

Согласно статьи 11 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» к документам стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, относятся стратегия пространственного развития и схемы территориального планирования страны и ее регионов. Она является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и направленным на поддержание устойчивости системы расселения на ее территории. Это касается и пространственного развития агропромышленного комплекса и особенно его базовой отрасли - сельского хозяйства.

В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона агропромышленное производство страны, наконец, законодательно получило реальные возможности для его пространственного развития. Однако в силу разных причин он так и не был реализован на практике.

Вместе с тем Федеральный закон «О стратегическом планировании» при своевременной реализации его отдельных положений мог бы стать основой разработки национальной схемы пространственного развития сельского хозяйства. Она имела бы более высокую степень ее научной и практической обоснованности, учитывая значительную зависимость развития сельского хозяйства от мак-

роэкономических и природных условий, а также дало возможность встроить эту важную отраслевую схему в общую схему пространственного развития страны. С одной стороны, это во многом позволило бы избежать большинства сложившихся и возникновения новых диспропорций и недостатков в размещении и специализации сельскохозяйственного производства. С другой - это создало бы возможность полнее учесть влияние всего многообразия макроэкономических условий на пространственное развитие сельского хозяйства, реальнее отразить его региональную специфику размещения и специализации с учетом активного участия страны в Евразийском экономическом союзе, где она является системным интегратором.

В последнее время отсутствие четкой стратегии социально-экономического развития страны вызвало множество точек зрения по поводу изменения ее административно-территориального устройства, в частности, относительно возможности формирования, например, до 20 крупных территориальных образований, исходя якобы из их значительных, но пока научно не обоснованных, экономически и социально не доказанных, преимуществах.

Разработанный в последнее время проект Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Проект) вызывает больше вопросов, чем ответов, не только к территориальному развитию страны, но и к ее агропромышленному комплексу. В силу ряда причин в Проекте многие вопросы пространственного развития этого важнейшего для страны комплекса фактически не получили должного обоснования или в лучшем случае носили, мягко говоря, фрагментарный характер, что не дает достаточно внятной картины даже о размещении сельского хозяйства по укрупненным агломерациям.

Много вопросов вызывает место агломераций в пространственном развитии страны. С одной стороны, широко распространена точка зрения, что только их государственная поддержка должна стать национальным приоритетом в сфере пространственного развития страны. Это, так называемый сценарий конкурентного роста, основанный на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, что может привести не только к разного рода перекосам в развитии средних и малых городов, но особенно малочисленных сельских поселений и в конечном счете - к очередному «обезлюдению» обширных территорий страны. С другой стороны, имеется немало сторонников сценария дифференцированного пространственного роста, согласно которого относительно планомерно развиваются все регионы страны, опираясь прежде всего на сложившийся у них потенциал. Вместе с тем в целом Проект не отвечает на главный вопрос - как все же развивать огромное и слабозаселенное пространство страны, поскольку он преимущественно был сориентиро-

ван на приоритетный рост ее экономики, а не непосредственно на человека, особенно живущего и работающего в сельской местности.

В этой связи следует отметить, что нечто подобное по отношению к сельскому населению российская деревня уже проходила более чем полвека назад, когда преимущественно жесткими административными мерами решались вопросы повсеместного укрупнения сельских поселений за счет ликвидации так называемых «неперспективных деревень», применения неоправданных ограничений для ведения личных хозяйств населения. Как это негативно отразилось на уровне жизни сельского населения, хорошо известно: до последнего времени российская деревня так и не смогла оправиться от этого крупномасштабного «эксперимента» с его «благими» намерениями, но по существу не одобренными, непонятными и непринятыми абсолютным большинством сельского населения, хотя они преподносились государственными органами власти как скорое коренное улучшение его жизни.

Положительным моментом Проекта все же следует считать, что фактически впервые за годы рыночных преобразований государство, хотя и с большим опозданием, стало напрямую участвовать в формировании пространственного развития страны. В конечном счете, это должно стать гарантией того, что не вся жизнь будет сосредоточена только в нескольких крупнейших и крупных агломерациях, а развитие будет происходить на всей территории страны, включая и сельские поселения, что позволит максимизировать использование потенциала всех регионов, приостановить сложившуюся за многие годы тенденцию сверхконцентрации населения в отдельных мегаполисах, более объективно учитывать исторические реалии, национальные особенности, сложившийся традиционный образ жизни народа, содействовать их сохранению, особенно на селе.

Научные основы схемы размещения сельского хозяйства страны представляют собой систему научных знаний о его пространственном развитии, обеспечивающую формирование теоретических и методологических положений научного сопровождения ее разработки. Для этого требуется:

во-первых, оценить имеющиеся теоретические и методологические положения разработки и реализации схемы размещения сельского хозяйства страны как научной и предплановой основы его пространственного развития;

во-вторых, предложить методические подходы к разработке схемы пространственного развития сельского хозяйства, предусматривающие ее поэтапное формирование и вариантную проработку развития и размещения конкретной подотрасли, использование программно-целевого подхода. Особое внимание при этом следует обратить на отдельные научные положения, не исследуемых ранее и не применяемых на практике при разра-

ботке национальной схемы размещения сельского хозяйства. К ним необходимо отнести:

обоснование отдельных методологических положений формирования схемы размещения сельского хозяйства, базирующихся на теории общественного разделения труда, территориально-отраслевом разделении труда в агропромышленном производстве, особенностей пространственного развития сельского хозяйства, а также на использовании программно-целевого подхода, предусматривающего наиболее вероятные варианты рационализации размещения и углубления специализации отдельных подотраслей сельского хозяйства;

разработку методических подходов к формированию специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, развития межрегионального обмена, рационального использования производственного и особенно биоклиматического потенциала с учетом преимуществ рационального размещения и углубления специализации сельскохозяйственного производства в рамках государств-членов Евразийского экономического союза;

определение основных направлений рационализации размещения и углубления специализации сельскохозяйственного производства на основе совершенствования национальной и региональной аграрной политики и использования преимуществ территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве страны.

Схема пространственного развития сельского хозяйства в первую очередь должна быть ориентирована на максимальный учет национальных интересов страны, исключающих региональный экономический сепаратизм, а также на рациональное использование производственных ресурсов и биоклиматического потенциала территорий, повышение эффективности и конкурентоспособности производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках.

Для оптимизации схемы размещения сельского хозяйства и межрегионального обмена, который характеризуется значительными разветвленными товарными и сырьевыми потоками и каналами сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, необходимо по каждой подотрасли:

всесторонне оценить современную ситуацию, степень её развития и сложившееся размещение, установить структурные сдвиги, произошедшие за последнее время, существующие территориальные и отраслевые дисбалансы и потенциал наращивания масштабов развития подотрасли;

дать оценку оптимальности сформировавшихся межрегиональных продовольственных и сырьевых товаропотоков и эффективности специализации, изучить влияние произошедших сдвигов в размещении подотрасли на состояние отечественных и региональных рынков продукции;

установить влияние аграрного потенциала региона, возможностей его рационального использования, а также географического положения и уровня развития транспортно-логистической системы на развитие межрегионального обмена;

выявить потребности федеральных и региональных рынков в продукции, обязательно учитывая возможности межрегиональных товаропотоков сырья и готовой продукции, а также целесообразности создания резервов продовольствия;

обосновать варианты рационализации сложившегося межрегионального обмена в подотрасли, объемы и оптимальные направления межрегиональных продовольственных связей с учетом резервов роста товарных ресурсов продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, изменений конъюнктуры национального и мирового агропродовольственных рынков и его отдельных продуктовых сегментов, возможных объемов экспортно-импортной продукции, углубления специализации и концентрации агропромышленного производства, совершенствования его территориально-отраслевой структуры;

разработать и научно обосновать совокупность мер по оптимизации сложившегося межрегионального сотрудничества, основанную на углублении специализации, усилении концентрации, развитии кооперации и интеграции производства, переработки и сбыта агропромышленной продукции, а также применении экономико-

математического моделирования для оптимизации межрегиональных товаропотоков, сокращения межрегиональных различий в продовольственном обеспечении населения.

Определение оптимального размещения сельского хозяйства требует построения многокомпонентных моделей, разного уровня по развитию подотраслей как целостной системы, используя два подхода: от общего - к частному и от частного - к общему, то есть начинать с федерального и межотраслевого уровней, а затем переходить к более детальным моделям на региональном и отраслевом уровнях, или, наоборот, на первом этапе решать модели регионального и отраслевого уровней, а затем укрупнять полученные результаты и переходить к федеральному уровню.

Вывод. За почти тридцатилетний период рыночных преобразований пространственное развитие сельского хозяйства претерпело существенные изменения, которые негативно отразились на его развитии. Поэтому необходимы новые подходы к решению этой проблемы, направленные прежде всего на эффективное использование биоклиматического потенциала территорий, производственных ресурсов, динамичный прирост производства сельскохозяйственной продукции. Частичному решению проблемы пространственного развития сельского хозяйства будет способствовать разработка национальной схемы размещения отрасли.

Список использованных источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Проект Концепции пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. -М., 2016.

3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 января 2017 г. № 13.

List of sources used

1. Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 No. 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation».

2. Draft Concept of the spatial development of the Russian Federation for the period up to 2030. - M., 2016.

3. Presidential Decree "On approval of the Fundamentals of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period up to 2025" dated January 16, 2017 No. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.