УДК 528.9: 004.94
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫХ ДАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Ольга Николаевна Николаева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры экологии и природопользования, тел. (383)361-06-86, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы выбора территориальной единицы картографирования и пространственной локализации разнородных природно-ресурсных данных при разработке картографического обеспечения для управления природными ресурсами. Отмечена неоднозначность проблемы выбора территориальной единицы картографирования применительно к картам природных ресурсов. Рассмотрены факторы, влияющие на выбор территориальной единицы картографирования при разработке картографического обеспечения для управления природными ресурсами. Обосновано использование единиц административно-территориального деления РФ как территориальных единиц картографирования. Сформирован масштабный ряд картографических произведений, создаваемых для управления природными ресурсами, учитывающий территориальную организацию управления природопользованием в РФ и традиционно принятую классификацию географических карт по масштабу. Охарактеризован и проиллюстрирован порядок локализации природно-ресурсных геоданных и атрибутивных данных при создании картографических произведений для управления природными ресурсами.
Ключевые слова: природные ресурсы, природно-ресурсное картографирование, карты природных ресурсов, административные субъекты, административно-территориальное деление, территориальная единица картографирования, управление природопользованием.
SPATIAL INTERPRETATION OF NATURAL RESOURCES DATA DUE TO DEVELOPI^NT OF CARTOGRAFIC PROVISION FOR NATURAL RESOURCES MANAGEMENT
Olga N. Nikolaeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10, Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor, Department of Ecology and Environmental Management, tel. (383)361-06-86, e-mail: [email protected]
The article deals with questions of choosing of mapping unit and spatial localization of heterogeneous natural resources data in developing of cartographic provision for natural resources management. The ambiguity of choosing of mapping unit for natural resources mapping is stated. The factors of choosing of mapping unit in developing of cartographic provision for natural resources management are considered. The use of administrative subjects as a mapping units is proposed. The scale series of natural resources maps for natural resources management are characterized which taking into account territorial organization of natural resources management in Russia and traditional map classification by scale. The method of localization of natural resources attributive and geo-spatial data in developing of cartographic provision for natural resources management is depicted.
Key words: natural resources, natural resources mapping, maps of natural resources, administrative subjects, political division, mapping units, natural resources management.
Введение
Корректное осуществление пространственной интерпретации картографируемых данных является одной из ключевых проблем тематического картографирования. В качестве территориальной единицы картографирования могут рассматриваться единицы физико-географического [1], ландшафтного [2-5], политико-административного или хозяйственного деления территории [6, 7], ячейки различных регулярных сеток [8], точки, линии и ограниченные площади, на которых локализовано картографируемое явление [9].
Проблема выбора подхода к территориальной интерпретации природно-ресурсных данных имеет неоднозначное решение. Причиной этого является противоречие между содержанием и назначением природно-ресурсных карт, упомянутое еще К. А. Салищевым [10]: они составляются для обоснования хозяйственных мероприятий в пределах определенной административной единицы, но при этом отображают распределение природных объектов и явлений, границы которых не совпадают с административными. Данное противоречие оказывает неизбежное влияние на процесс проектирования тематического содержания картографических произведений природно-ресурсной тематики.
Обоснование территориальной единицы картографирования при разработке картографического обеспечения для управления природопользованием
При обосновании территориальной единицы картографирования для при-родно-ресурсных картографических произведений необходимо учитывать следующие факторы:
- в качестве одного из основных источников исходных данных для создания природно-ресурсных карт и картографических моделей используются данные государственных кадастров и российской государственной статистики, которые в соответствии с нормативной документацией [11, 12] собираются и систематизируются в границах административного деления;
- конечными пользователями картографической продукции природно-ресурсной тематики являются специалисты органов управления природопользованием, в основные функции которых входят отраслевое и территориальное планирование использования, контроль и охрана природных ресурсов [13, 14].
С учетом этих факторов представляется целесообразным принять в качестве территориальной единицы природно-ресурсного картографирования единицы административно-территориального деления РФ, выделенные в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориальных объектов (ОКАТО).
Современное административное устройство РФ в соответствии с российской Конституцией [15] включает в себя различные типы и уровни территориальных образований, каждое из которых дополнительно характеризуется собственным внутренним делением. Отображение этой иерархии административных единиц на природно-ресурсном картографическом произведении зависит от
масштаба картографирования, который, в свою очередь, обусловливается целями картографирования. Закрепившаяся в России практика управления природопользования показывает [16, 17], что объектом управления являются природные ресурсы в границах административного субъекта РФ, либо в границах отдельных единиц его внутреннего территориального деления (административных районов); соответственно в качестве субъекта управления выступают региональные или местные государственные органы общей и специальной компетенции.
Исходя из вышеописанной территориальной организации управления природопользованием в РФ и принимая во внимание принятую классификацию географических карт по масштабу, целесообразно подразделять природно-ресурсные картографические произведения на региональные (масштаб от 1 : 1 000 000 до 12 000 000) и топические (масштаб 1 : 200 000-1 : 1 000 000). Выбор масштаба 1 : 200 000 в качестве нижней границы масштабного ряда обоснован тем, что это самый крупный масштаб общегеографических (обзорно-топографических) карт, которые в соответствии с российским законодательством [18] разрешены к открытому опубликованию. Выбор масштаба 1 : 12 000 000 в качестве верхней границы масштабного ряда обоснован тем, что именно в этом масштабе карты крупнейших регионов России (республики Саха (Якутия) широтной протяженностью около 2 000 км, меридиональной около 2 500 км, Красноярского края меридиональной протяженностью около 3 000 км) вписываются в формат А4 (21,5 на 29,5 см) с сохранением оптимальной читаемости содержания, что немаловажно при включении природно-ресурсной карты или картографической модели в отчетную документацию или представлении в глобальной сети Интернет. В таблице охарактеризована детальность отображения административно-территориального деления при различных масштабах при-родно-ресурсного картографирования.
Таблица
Территориальная дифференциация административно-территориальных единиц при создании природно-ресурсных картографических произведений
Региональный уровень Топический уровень
- республики; - края; - автономные области; - автономные округа; - области; - города федерального значения; - города республиканского, краевого, областного подчинения - районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав России; - автономные округа, входящие в состав края или области; - города районного подчинения; - поселки городского типа краевого, областного, районного подчинения; - сельские поселения
При картографировании природных ресурсов на региональном уровне показатели состояния, использования и восстановления природных ресурсов локализуются в границах картографируемого административного субъекта или административных районов, входящих в его состав. При переходе на топический уровень детализацию тематического содержания природно-ресурсных картографических произведений целесообразно осуществлять путем визуализации местоположения конкретных природно-ресурсных объектов и привязки к ним качественных и количественных характеристик. Под природно-ресурсными объектами понимаются участки местности, непосредственно занятые запасами природных ресурсов (водные объекты, лесные площади, месторождения полезных ископаемых и пр.). Источником исходных данных для детализации тематического содержания природно-ресурсных картографических произведений являются материалы дистанционного зондирования Земли, подвергнутые предварительной и тематической обработке, а также данные государственных кадастров (недвижимости, водного, лесного, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий) [13, 19, 20]. Общая схема локализации природно-ресурсных данных при проектировании тематического содержания природно-ресурсных картографических произведений приведена на рисунке.
Рис. Территориальная интерпретация природно-ресурсных данных при проектировании тематического содержания природно-ресурсных
картографических произведений
Как видно из рисунка, пространственная локализация природно-ресурсных данных осуществляется в два этапа. Вначале проводится локализация данных государственных кадастров и российской государственной статистики, собранных в границах внутреннего административно-территориального деления картографируемого субъекта РФ, при этом в качестве цифровой картографической основы используются базовые пространственные данные на территорию субъекта, состав которых определен действующим ГОСТом [21]. Далее проводится локализация данных ДЗЗ и российской государственной статистики, привязанных к конкретным природно-ресурсным объектам, расположенным в границах картографируемого субъекта РФ.
Заключение
В основе современной территориальной организации государственного управления природопользованием в России лежит административно-территориальный принцип, согласно которому инвентаризация, оценка и планирование использования природных ресурсов осуществляются в границах административных субъектов РФ и единиц их внутреннего территориального деления. Этот принцип закреплен многочисленной нормативно-правовой и организационно-распорядительной документацией, и остается основополагающим для организации природопользования в обозримом будущем. Следовательно, данный принцип необходимо учитывать при разработке картографического обеспечения для управления природными ресурсами и, в частности, при решении вопросов территориальной интерпретации и пространственной локализации природно-ресурсных данных. Поэтому в качестве территориальной единицы картографирования при создании картографических произведений природно-ресурсной тематики предлагается использовать единицы административно-территориального деления РФ. В зависимости от масштаба картографирования локализация отображаемых данных может осуществляться в пределах административных субъектов РФ, их районов или по местоположению конкретных природно-ресурсных объектов. Благодаря этому обеспечивается уровень подобности характеристики природных ресурсов субъекта или административных районов, входящих в его состав, достаточный для обоснования конкретных мероприятий по использованию и восстановлению природных ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Якутии М. В., Дубовик Д. С. О системе показателей мониторинга экосистем сухих степей // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 94-99.
2. Зятькова Л. К., Лесных И. В. Геоэкологическая паспортизация природных объектов как инструмент учета и анализа параметров современных геологических процессов // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С.114-123.
3. Abdullah S. A., Nakagoshi N. Landscape Ecological Approach In Oil Palm Land Use Planning And Management For Forest Conservation In Malaysia // Landscape Ecological Applications in Man-Influenced Areas. - 2007. - Р. 179-191.
4. Land Surface Zoning Approach Based on Three-Component Risk Criteria for Groundwater Quality Protection / A. A. Fadlelmawla, M. Fayad, H. El-Gamily, T. Rashid, A. Mukhopadhyay, V. A. Kotwicki // Water Resour Manage. - 2011. - Vol. 25. - Р. 1677-1697.
5. Griffith J. A. The role of landscape pattern analysis in understanding concepts of land cover change // Journal of Geographical Sciences. - 2004. - Vol. 14. - Is. 1. - Р. 3-17.
6. Косарева А. М., Черный В. В., Юдкин В. А. Визуализация и пространственный анализ в среде ГИС ведомственных оценок численности диких парнокопытных (на примере Новосибирской области) // Вестник СГУГиТ. - 2012. - Вып. 2 (18). - С. 106-114.
7. Юрлова В. А. Принципы и методы системы эколого-экономической оценки сельскохозяйственных земель // Вестник СГУГиТ. - 2014. - Вып. 3 (27). - С. 164-172.
8. Юдкин В. А. Опыт математико-картографического моделирования распределения птиц // Журнал «Вычислительные технологии». - 2007. - № 2. - С. 154-168.
9. Жарников В. Б., Николаева О. Н., Сафонов В. В. Техногенная трансформация земель и ее показатели в системе мониторинга // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 36-43.
10. Салищев К. А. Картоведение: учебник. - 3-е изд. - М. : МГУ, 1990. - 400 с.
11. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель. Общие положения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902101153.
12. Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/lj-zakony/w8b.htm.
13. Николаева О. Н. Интегрированное картографирование разнородных природно-ресурсных пространственных данных для управления природопользованием // Международная конференция ИнтерКарто-ИнтерГИС-21 «Устойчивое развитие территорий: карто-графо-геоинформационное обеспечение» 12 ноября 2015 г., Сочи. - С. 171-174.
14. Николаева О. Н. Использование картографических моделей природных ресурсов на различных этапах ведения рационального природопользования // Вестник СГГА. - 2015. -Вып. 3 (31). - С. 79-86.
15. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. - М. : Юрид. лит., 2009. - 64 с.
16. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
17. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) / Е. Н. Абанина, А. П. Анисимов, А. В. Кодолова и др.; под ред. А. П. Анисимова. - М. : Деловой двор, 2010. - 600 с.
18. Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования. - М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 2006. - 8 с.
19. Николаева О. Н. О совершенствовании информационного обеспечения картографирования природных ресурсов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. 1Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 3 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 2. -С.107-112.
20. Николаева О. Н. Об интеграции ДДЗ в ГИС для формализованной инвентаризации природно-ресурсных характеристик региона // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Дистанционные методы зондирования Земли и фотограмметрия, мониторинг окружающей среды, геоэкология» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск : СГГА, 2012. Т. 2. - С. 39-44.
21. Национальный стандарт Российской Федерации. Данные пространственные базовые. Общие требования. - М. : Стандартинформ, 2009. - 8 с.
Получено 28.04.2016
© О. Н. Николаева, 2016