Научная статья на тему 'Пространственная диффузия в архитектуре на примере группы Morphosis'

Пространственная диффузия в архитектуре на примере группы Morphosis Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
180
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диффузия / городское пространство / окружающая среда / здание / diffusion / urban space / environment / building

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Акперов Эльчин Камран Оглы

В тезисах рассматривается подход к анализу пространств в городской среде через призму естествен- нонаучного понятия «диффузия». Приведены примеры пространственной диффузии в архитектуре на примере существующих объектов авторства группы Morphosis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial diffusion in architecture as exemplified by the Morphosis group

The thesis discusses the approach to the analysis of spaces in an urban environment through the prism of the natural science concept of “diffusion”. Examples of spatial diffusion in architecture are given on the example of existing objects of authorship of the Morphosis group.

Текст научной работы на тему «Пространственная диффузия в архитектуре на примере группы Morphosis»

Технология 3Б-печати домов имеет ряд преимуществ перед традиционными методами строительства: предоставляются широкие возможности формирования фасадов будущих зданий за счет самой специфики работы принтера - метода экструзии, кроме того, технология отличается высокой скоростью возведения сооружений. При этом автоматизация производства сводит к минимуму человеческий фактор. Благодаря использованию местных материалов, таких как глина, можно обойтись без экологически «грязного» производства строительных конструкций, решить проблему утилизации отходов. Помимо этого, население получает доступ к дешевому жилью, и таким образом эта технология будет незаменима при строительстве домов в развивающихся регионах мира.

Технология 3Б-печати представляет собой новый уровень развития технологий и методов строительного производства. 3Б-печать сооружений является инновационным и эффективным средством претворения в жизнь прогрессивных архитектурных мыслей, и способна создать будущее сооружение простым, дешевым способом.

Список цитируемой литературы:

1. Будка A.A. Применение 3D принтеров в строительстве, достоинства и недостатки технологии / A.A. Буд-ко, A.A. Потехин, A.A. a^mr. - Текст: электронный // ИЦРОН: [официальный сайт]. - URL: http://izron.ru/articles/ tekhnicheskie-nauki-tendentsii-perspektivy-i-tekhnologii-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itoga/sektsiya-6-gornaya-i-stroitelnaya-tekhnika-i-tekhnologii-spetsialnost-05-05-00/ primenenie-3d-printerov-v-stroitelstve-dostoinstva-i-nedostatki-tekhnologii/ (дата обращения: 28.0З.2020).

2. Кьюзали А. Первый 3D-печатный дом с землей | Гея / Лльберто Кьюзоли. - Текст: электронный. - Опубликовано 29 сентября 2018 / 3dwasp: [официальный сайт]. - URL: https://www.3dwasp. com/en/3d-printed-house-gaia/ (дата обращения: 28.03.2020).

3. 3D-печать домов. Технологии и 3D- принтеры / top3dshop: [официальный сайт]. - URL: https://top3dshop.ru/blog/3d-printing-of-buildings-technologies-and-3d-printers.html#printery (дата обращения: 01.04.2020).

4. Cheniuntai N. What is construction 3D printing: perspectives and challenges / N. Cheniuntai. - Text: electronic // Medium: [website]. - URL: https://medium.com/@Nik_chen/what-is-construction-3d-printing-perspectives-and-challanges-5b57170c2a29 (дата обращения: 05.04.2020).

5. TECLA, 3D-печатная глобальная среда обитания для устойчивой жизни / 3dwasp: [официальный сайт]. - URL: https:// www.3dwasp.com/en/3d-printed-house-tecla/ (дата обращения: 01.04.2020). - Текст: электронный.

Э.К. Акперов DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10050

E.K. Akperov

Пространственная диффузия в архитектуре на примере группы Morphosis Spatial diffusion in architecture as exemplified by the Morphosis group

Ключевые слова: диффузия, городское пространство, окружающая среда, здание. Keywords: diffusion, urban space, environment, building.

Аннотация: В тезисах рассматривается подход к анализу пространств в городской среде через призму естественнонаучного понятия «диффузия». Приведены примеры пространственной диффузии в архитектуре на примере существующих объектов авторства группы Morphosis.

Abstract: The thesis discusses the approach to the analysis of spaces in an urban environment through the prism of the natural science concept of "diffusion". Examples of spatial diffusion in architecture are given on the example of existing objects of authorship of the Morphosis group.

Согласно естественнонаучной терминологии, диффуз ия (лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание; взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объему [1, с. 9-11]. Перенос вещества происходит из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией.

Транслируя понятие диффузии в область архитектуры, можно проследить общие закономерности, которые позволяют взглянуть на проблему взаимодействия городских пространств с нового ракурса - под углом глобального взаимодействия. Как известно, диффузия проистекает в веществах одного агрегатного состоя-

ния. Город формируется из таких пространственных явлений, как здания и окружающая их среда. В парадигме архитектуры смысловое пространство - «агрегатное состояние», коим является как окружающая среда, так и здания, а занимаемый «объем» - рамки городской среды. Результат процесса диффузии - выровненная структура занимаемого объема. Идея пространственной диффузии в архитектуре заключается в трансформации и приобретении окружающей среды нового качества и значения в результате своего внедрения в структуру здания различной типологии, тем самым обеспечивая «выровненный», гармоничный городской контекст. По своей природе проектируемое здание - пространство низкой концентрации смыслов, так как процесс его формирования происходит в уже существующей окружа-

226

Методы

ющей среде c многочисленными пространственными смыслами. Поэтому диффузия происходит зачастую и возможна из окружающей среды в здание.

Предпосылками к активной «пространственной диффузии» в современном мире служат социокультурный, экономический, природно-ресурсный факторы. Городская жизнь человека в XXI веке стала наиболее разнообразной и наполненной множеством различных активностей по сравнению с прошлыми столетиями непосредственно в рамках его социальной жизни. Такая плотность способствует минимизации условной дистанции между зданием и окружающей средой путем внедрения общественного пространства в структуру здания. С точки зрения экономики, данная модель формирования жилого пространства с интегрируемым общественным смыслом позволяет предложить не только жилое пространство, но и дополнительные услуги, связанные с общественной составляющей. Природно-ресурсный фактор прежде всего затрагивает территориальный аспект. Проектирование жилых и общественных пространств должно вестись с учетом «взаимодополняемости» в целях экономии и бережного отношения к территориальному ресурсу.

В качестве яркого примера пространственной диффузии в современном мире могут послужить проекты архитектурной группы Morphosis, возглавляемой Томом Мейном. Один из принципов формирования пространств, который можно проследить в этой команде, - насыщенный, учитывающий всевозможные конте стуальные аспекты диалог между пространственной (в описываемых случаях - городской) средой и зданием. Идея пространственного диалога бюро Morpho-sis, позволяющего создать в совокупности бесшовную пространственную ткань города, где здания работают не как объекты для очерчивания городских границ, а как вмещающие в себя смыслы сосуды, является некой «красной кнопкой», неотъемлемым элементом для запуска механизма диффузии пространственной среды в структуру здания различной типологии. Принцип пространственной диффузии Morphosis также помогает идентифицировать роль здания и его реакцию как в пространственном, так и формообразующем плане на процесс интеграции. Проекты Morphosis дают понять, что любое здание состоит из пространства - ядра (главная функция) и общественного пространства градиентного характера, которое как раз и является результатом пространственной диффузии городской среды, вмещая в себя как элементы пространственной среды, так и пространства - ядра. Несмотря на то, что предмет дискурса - смысловое пространство, мастерская Тома Мейна демонстрирует высочайший уровень владения технологическим инструментарием, делая диалог об интеграции наиболее понятным и содержательным.

В проекте социального жилья в Мадриде (рис. 1) в результате пространственной диффузии окружающей среды в здание (в нашем случае жилое образование) возникает открытое общественное пространство - аллея в структуре жилья. В этом случае объект рассмотрения

- пространство (аллея), способствующее к «выравниванию вещества в объеме».

В проекте Музея природы и науки Перот (рис. 2) в ходе диффузии окружающей среды и основного здания экспозиции (основным оно является в связи с наибольшей концентрацией основной музейной функции и объемно-пространственным доминированием) возникает мультифункциональное общественное пространство - ландшафт, это пространство собирает в себе как косвенные городские функции (кафе, театр), так и часть основных экспозиционных пространств, присваивая себе смысл переходного состояния.

Рис.1. Социальное жилье в Мадриде. Арх. бюро Morphosis

Рис. 2. Музей Природы и Науки Перот. Арх. бюро Morphosis

Рис.3. Административное здание в Сан-Франциско. Арх. бюро Morphosis

Имеет смысл также рассмотреть административное здание в Сан-Франциско (рис. 3). Как и в ранее перечисленных примерах, окружающая среда проникает в структуру административного здания, трансформируясь в открытое общественное пространство с городскими функциями. Особенность примера заключается в диффузии окружающей среды непосредственно в административное здание, которое по своей типологии в основном тяготеет к бескомпромиссному доми-

нированию в городской среде без намека на пространственную открытость и взаимодействие.

Список цитируемой литературы:

1. Бокштейн Б.С. Атомы блуждают по кристаллу / Б.С. Бок-штейн. - Москва: Наука, 1984. - 207 с.: ил.

2. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность. В 2 т. / А.В. Иконников. - Москва: Прогресс-Традиция. - Т. 2. -2002. - 669 с.: ил. - ISBN 5-89826-130-3.

В.Б. Поляков DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10051

V.B. Polyakov

Фотографическое изображение как средство создания живописного произведения Photographic image as a means of creating a painting

Ключевые слова: живопись, художник, фотография, изображение, правдоподобие, гиперреализм. Keywords: painting, artist, photography, image, verisimilitude, hyperrealism.

Аннотация: Тема статьи - влияние на живопись фотографии, оптических приборов и других технических средств передачи изображения.

Abstract: The article is about the influence of photography, optical devices and other technical means of image transmission on painting.

Степень реалистичности, правдоподобия и точности изображения действительности в искусстве с давних пор привлекала внимание художников, искусствоведов и широко заинтересованной публики. Начиная примерно с XV века в этой области обозначились заметные усовершенствования. Перспективная рамка в виде сетки, названная в честь величайшего художника Возрождения Дюрера, была известна еще задолго до него. Глядя сквозь такую сетку, рисовальщик мог с гораздо меньшими усилиями и с большим сходством воссоздать окружающую реальность.

В области применения технических средств многие художники пошли еще дальше. Леонардо да Винчи в своем трактате «О живописи» писал «...Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах.» [1, с. 38]. Любопытны эксперименты с темным выпуклым зеркалом, названным впоследствии зеркалом Клода Лоррена. Благодаря ему художник мог корректировать слишком ярко освещенный пейзаж, слегка «затемняя» его на картине. Для перенесения объемного изображения на плоскость многие художники использовали камеру-обскуру (прототип фотоаппарата), применение которой приписывают, например, Яну Вермееру.

Предполагается, что различного рода зеркала и линзы служили подспорьем Францу Хальсу и даже Яну ван Эйку. Прямых доказательств этому нет, поскольку произведения искусства стоили немалых денег и секреты мастерства, как правило, не разглашались. Однако внимательное изучение картин на предмет точности изображения позволяет с большой долей вероятности

утверждать, что так оно и было. Подтверждают это и исследования английского художника Дэвида Хокни, который в свою очередь также писал картины не без помощи фотоаппарата. Нашумевшая гипотеза Хокни - Фалько «Тайные знания» породила как своих сторонников, так и ярых противников.

Вместе с тем крупнейший пейзажист XVIII века Каналетто не скрывал свою приверженность к оптическим эффектам. Весьма вероятно, что с объективами имели дело и такие известные художники XIX века, как Энгр, Бугро и другие. Это хорошо видно на их картинах, особенно портретах, выполненных очень детально и весьма «живоподобно». Примерно в это же время в России Иван Крамской начинал карьеру ретушером фотографий, и ничто не мешало ему прибегать к фотографии и в дальнейшем. Разумеется, о своих секретах они особо не распространялись. Тут, пожалуй, стоит заметить, что фотография никоим образом не подменяла мастерство живописцев, а скорее помогала им добиться более реалистичного эффекта.

Русский живописец-миниатюрист Иван Похитонов применял в своей работе различные оптические приспособления. Так, например, одним из его инструментов была камера-люцида. Общеизвестный факт, что Эдгар Дега рисовал танцовщиц по своим собственноручно выполненным снимкам (рис. 1).

Однако фотографии были ему нужны не для большего сходства, а скорее для возможности наилучшим образом передать движения балерин. Если еще точнее, то это была одна и та же натурщица, снятая в различных ракурсах. Изобретение фотографии относят к 1822 году, а в 1838 году художник Поль Деларош провозгласил: «Живопись умерла с этого дня!». Это смелое высказы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.