Научная статья на тему 'Прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполенении лабораторного практикума студентами по курсу «Аналитическая химия и физикохимические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» (2005 – 2010 гг. )'

Прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполенении лабораторного практикума студентами по курсу «Аналитическая химия и физикохимические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» (2005 – 2010 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земятова С. В., Шалимова Е. Г., Кузнецов В. В.

Выявлена прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполнении лабораторного практикума студентами второго курса РХТУ им. Д, И. Менделеева по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» за 2005 – 2010 г.г. для получения объективной информации анализа учебной деятельности и оптимизации учебного процесса по данному курсу.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is revealed precibilitty of intralaboratory precision at performance of a laboratory practical work by of second year students Mendeleev university of chemical technology at course «Analytical chemistry and physico-chemical methods of the analysis. Part I. Chemical methods of the analysis» (2005 – 2010 years) for reception of the objective information of the analysis of educational activity and optimization of educational process at the given course.

Текст научной работы на тему «Прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполенении лабораторного практикума студентами по курсу «Аналитическая химия и физикохимические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» (2005 – 2010 гг. )»

УДК 543:006.91

С.В. Земятова, Е.Г. Шалимова, В.В. Кузнецов Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ВНУТРИЛАБОРАТОРНОЙ ПРЕЦИЗИОННОСТИ ПРИ ВЫПОЛЕНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА СТУДЕНТАМИ ПО КУРСУ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА. ЧАСТЬ I. ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА» (2005 - 2010 гг.)

It is revealed precibilitty of intralaboratory precision at performance of a laboratory practical work by of second year students Mendeleev university of chemical technology at course «Analytical chemistry and physico-chemical methods of the analysis. Part I. Chemical methods of the analysis» (2005 - 2010 years) for reception of the objective information of the analysis of educational activity and optimization of educational process at the given course.

Выявлена прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполнении лабораторного практикума студентами второго курса РХТУ им. Д, И. Менделеева по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» за 2005 - 2010 г.г. для получения объективной информации анализа учебной деятельности и оптимизации учебного процесса по данному курсу.

В химико-технологических вузах в цикле естественнонаучных дисциплин немаловажная роль принадлежит курсу аналитической химии. Обучение студента самостоятельно мыслить и приобретать знания, умения, навыки и компетенции на основе усвоения фундаментальных знаний, способов и практических приемов работы, необходимых для обеспечения мотивации к выполнению профессиональной деятельности - одно из направлений современной высшей школы. В совокупности с полученными теоретическими знаниями, овладением идеологией химического анализа, принципами и критериями выбора метода анализа, отработка практических приемов и навыков работы в лаборатории позволяет сформировать четкие представления практического использования химического знания для целей химического анализа как средства получения информации о химическом составе окружающего мира.

Цель данного исследования - выявить прослеживаемость внутрилабораторной прецизионности при выполнении лабораторного практикума студентами второго курса РХТУ им. Д. И. Менделеева по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» за 2005 - 2010 г.г. для получения объективной информации анализа учебной деятельности и оптимизации учебного процесса по данному курсу.

Объективно объяснить причины успеваемости студентов по той или иной дисциплине традиционно позволяет средний балл - так называемый усредненный уровень успеваемости студентов по факультетам, но этот показатель не позволяет судить о полученных умениях и навыках практической работы в процессе обучения. Оценку внутрилабораторной прецизион-

ности в условиях сходимости и воспроизводимости [1] и собственно сравнительный анализ проводили, основываясь на полученных результатах определений при выполнении студентами стандартного согласно учебным программам и учебно-методическим комплексам [2, 3] плана практикума, а именно лабораторных работ по темам «Кислотно-основное титрование» и «Окислительно-восстановительное титрование».

В качестве мер прецизионности используют две величины:

- стандартное отклонение повторяемости

- стандартное отклонение воспроизводимости

Для аналитического выражения неопределенности оценок стандартных отклонений повторяемости и воспроизводимости используют следующие равенства:

- для повторяемости:

- для воспроизводимости:

Внутрилабораторную прецизионность рассчитывали по формуле:

_ 2

Г =

г 2

°гА

Полную прецизионность рассчитывали по формуле:

^ =

1-1/^.4)-О-

На рис. 1 представлено соотношение между внутрилабораторной прецизионностью как параметра успеваемости студентов по выполнению

лабораторных работ «Определение содержания ШгСОз • 10Н20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» студентами второго курса РХТУ им. Д.И. Менделеева факультетов ИХТ, МИЛРТИ, ТНП и ФМ, ТОХФ, ХТП, ИПУР, ИВМТ, ФИХ ИФХ, ФБПЭ.

Рис. 1. Оценка внутрилабораторной прецизионности как параметра успеваемости студентов по выполнению лабораторных работ практикума «Определение содержания ^ьСОз ■ 10Н20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» студентами второго курса факультетов ИХТ, МИЛРТИ, ТНП и ФМ, ТОХФ, ХТП, ИПУР, ИВМТ, ФИХ, ИФХ, ФБПЭ.

по выполнению лабораторных работ практикума «Определение содержания ^ьСОз ■ 10Н20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» студентами второго курса факультетов за 2005 - 2010 г.г.

На рис. 2 представлено соотношение между полной прецизионностью как параметра успеваемости студентов по выполнению лабораторных работ «Определение содержания №гСОз • 10Н20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» за 2005 - 2010 г.г, на рис. 3 - соотношение между внутрилабораторной прецизионностью как параметром успеваемости студентов по выполнению лабораторный работ «Определение содержания №гСОз • ЮН20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» по группам за 2005 - 2010 г.г.

га

® л

о н

£ о £

§ 5

1:3 а

§ *

О- О* В в са

Рис. 3 Оценка внутрилабораторной прецизионности как параметра успеваемости студентов по выполнению лабораторных работ практикума «Определение содержания ^ьСОз ■ 10Н20 в растворе» и «Определение содержания сульфата железа(П) в растворе» по группам за 2005 - 2010 г.г.

V4

Группа ^

£

В эксперименте приняли участие 404 студента второго курса РХТУ им. Д.И. Менделеева за 2005 - 2010 г.г. Экспериментальная база обработанных данных составила 808 определений. Судя по рис. 1-3 можно в целом наблюдать функцию нормального распределения и достаточно высокую внутрилабораторную и полную прецизионность как параметры успеваемости студентов по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» в группах факультетов ФИХ, ТОХФ и ФБПЭ. Также можно сделать вывод, что сопоставление прецизионности и как следствие успеваемости студентов поступивших по результатам ЕГЭ (2009 - 2010 г.г.) с успеваемостью студентов поступивших ранее по другим формам вступительных экзаменов показывает, что существенных различий не наблюдается в группах факультетов ФИХ, ТОХФ и ФБПЭ. По остальным факультетам, по-видимому, сказываются все-таки особенности довузовской подготовки студентов и подготовки по базовым дисциплинам на разных факультетах современной высшей школы, которые играют немаловажную роль в приобретении необходимых знаний, умений, навыков и компетенций. Использование современных психолого-педагогических подходов при чтении лекционного материала по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», проведении семинаров и практических лабораторных занятий для усиления образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, позволяет привить практические навыки корректной работы, умения и компетенции, создавать так необходимую в учебном процессе мотивацию к исследовательской деятельности, что впоследствии пригодится и при выполнении дипломной работы.

Прослеживаемость внутрилабораторной и полной прецизионности в рамках выполнения студентами второго курса лабораторного практикума на кафедре аналитической химии РХТУ им. Д.И. Менделеева позволила не только подтвердить полученный средний балл (аттестация, проставленная в ведомостях), но и более корректно обосновать успеваемость студентов по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. Часть I. Химические методы анализа» за 2005 - 2010 г.г.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ РИСР 5725-2002. Части 1-6. Основные положения и определения. М.: Госстандарт России, 2002.

2. Учебно-методический комплекс «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для специальностей 050104 «Безопасность жизнедеятельности» и 080506 «Логистика и управление цепями поставок». /Сост. Земятова С.В./РХТУ им. Д.И. Менделеева; М.

3. Учебно-методический комплекс «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для специальностей 240301, 240302, 240306, 240304, 240401, 240402, 240403, 240901, 280201, 240501, 240502, 240701, 240702, 240803, 280102, 150600, 240100, 240601, 210602, 200503. /Сост.. Кузнецова Л.Б., Кучкарев Е.А., Урусов Ю.И., Крылова Е.В., Филатова Е.А., Рогатинская С.Л., Кузнецов В.В. /РХТУ им. Д.И. Менделеева; М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.