Научная статья на тему 'Проскурнин Б. М, Хьюит К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: контекст. Эстетика, поэтика. Пермь, 2004. 92 с'

Проскурнин Б. М, Хьюит К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: контекст. Эстетика, поэтика. Пермь, 2004. 92 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
623
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проскурнин Б. М, Хьюит К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: контекст. Эстетика, поэтика. Пермь, 2004. 92 с»

дельно следует отметить добротную структурированность книги, заявленной как учебное пособие. Корректность вводимых автором терминологических определений, подробные, но не избыточные комментарии к вопросу, проясняющие степень его научной разработанности, продуманная типология и логичное членение на главы, - все эти качества придают

Статья поступила в редакцию 30 июня 2005 г.

монографии не только сугубо теоретическую, но и практическую ценность для дальнейшего совершенствования работы преподавателя в высшей школе.

1 Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. С.21-22.

Дьяконова Н.Я. - Проскурнин Б.М, X ь ю и т К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: Контекст. Эстетика, Поэтика. Пермь, 2004 . 92 с.

Небольшая по объему, но значительная по содержанию книга посвящена одному из самых известных английских романов XIX в. Она превосходно дополняет опубликованную в 2000 г. книгу автора «Английский политический роман XIX века», исследовавшую лишь один аспект литературы викторианской Англии; в новой книге предметом рассмотрения является роман, сосредоточивший в себе и другие, не менее важные проблемы: философские, этические, социальные в широком смысле слова.

Несмотря на обилие англоязычных - да и русских - исследований творчества Элиот, автору удается по-новому определить ее значение как фигуры центральной в эволюции английской литературы, выразившей новый этап ее развития: создание романа, определяемого органическим единством важнейших своих аспектов. Каждый из этих аспектов - философский, политический, этический, исторический - рассмотрен в прочной связи с важнейшими умственными и социальными движениями эпохи; тем самым наглядно, ощутимо выявляется место Элиот в истории романа и английской культуры.

© Н.Я. Дьяконова, 2005

Благодаря такому основательному анализу, Б.М. Проскурнин и Карен Хьюит позволяют по-новому оценить век королевы Виктории, увидеть в нем не только цепь ограничений, торжество умственной и моральной узости, но и напряженную интеллектуальную жизнь, освобождение от трафаретов мысли и приобщение к передовым философским, биологическим, историческим исканиям. Все это разнообразие оказывается воплощенным в лучшем романе Джордж Элиот. Он один становится ключом к новому пониманию законов мироздания.

Главным достоинством рецензируемой книги представляется тщательный сопоставительный анализ теоретических воззрений Элиот (ее тяготения к философии позитивизма, к отходу от традиционных религиозных верований и ритуалов под воздействием модного агностицизма) - и их художественного преломления. История ее героини Мэгги Талливер есть обобщенная история нового мыслящего поколения, сталкивающегося с рутинной жесткостью общественных установлений. Неутомимые интеллектуальные искания автора нашли эмоциональное выражение в бунтарстве ее героини, в ее отказе от принятого и само собой разумеющегося.

Однако интеллектуализм сочетается у героини с инстинктивным благородством, с неутомимым желанием служить ближнему, с неспособностью построить свое благополучие на чужом страдании. Следовало больше подчеркнуть жертву, которую Мэгги приносит своей

любимой кузине Люси: скомпрометированная ее женихом, в которого неожиданно влюбляется, она отказывается от спасительного брака с ним, чтоб не разрушить счастье соперницы.

Благородство становится причиной смерти Мэгги: позабыв, как жестоко выгнал ее из дома родной брат, она во время наводнения кидается спасать его и гибнет вместе с ним. Надпись на их общей могиле «В смерти они были едины» говорит о сложном сочетании приятия и неприятия нормативной христианской этики в мировоззрении Элиот: грешница, отступница Мэгги оказывается почти святой. Соображений по этому поводу тоже хотелось бы услышать больше.

Зато хорошо раскрыта борьба за существование как основной закон такого, казалось бы, идиллического селения как Сент Orr. Учение Дарвина, Герберта Спенсера и мужа писательницы Джорджа Льюиса находит в романе реальное образное воплощение. Книга Элиот опровергает банально романтическое представление об искусстве, принципиально чуждом рациональному началу.

Книга Б.М. Проскурнина и Карен Хьюит хорошо, логично выстроена. Начинается она с общих положений о времени, создавшем роман, о его социально-аналитическом характере, имеющем серьезное художественное значение, в котором ошибочно отказывают ему сторонники концепции кризиса и падения английского романа во второй половине XIX века. Объявленная с самого начала отличительная особенность Элиот - воспроизведение действительности через сознание героя - рассматривается в ее связи с трактовкой викторианского века как века новых идей, в культуру и эволюцию которого писательница внесла очень много.

Особенно хотелось бы отметить квалифицированный анализ книг Штрауса и Л. Фейербаха и их влияния на эволюцию мировоззрения писательницы. Глава о теоретических взглядах Элиот удачно включает анализ ее литературных связей (Водсворт, Рескин). За общей характеристикой идейного развития Элиот следует глава о ее творческом пути, в которой бегло фор-

Статья поступила в редакцию 30 июня 2005 г.

мулируются основные особенности ее романов и их соотношения. И только после тщательной подготовки авторы приступают к анализу главного романа »Мельница на Флоссе». Анализ его носит продуманный характер, основанный на широком использовании текста, в частности для доказательства интересной мысли о том, что путь Мэгги - своего рода духовное паломничество, завершающееся торжеством ее жертвенной смерти.

Очень удачно используются цитаты из статей Элиот для характеристики ее художественного метода (как, например, ее мысль о том, что истинный писатель не тот, кто дает полные и ясные ответы на поставленные жизнью вопросы, а тот, кто побуждает других к действию, чтобы преодолеть свои слабости).

Подробный анализ романа завершается ярким и интересным толкованием образа Мэгги и ведет к заключению, что в нем более всего проявилось мастерство психологического анализа писательницы, составившего ее главный вклад в историю английской литературы второй половины XIX века.

Как доказывает Б.М. Проскурнин, социально-аналитическое начало в романе реализовано иначе, чем у критических романов предшествующего этапа: благодаря особому синтезу социального и психологического, нравоописательного и интроспективного начал. Завершается книга превосходным анализом языка и стиля романа (Карен Хьюит), анализом тонким, наблюдательным, верным частностям и в то же время неотделимым от ранее изложенной системы идей.

За вычетом мелких стилистических погрешностей («философизирует», «инновационный»), книга Проскурнина и Хьюит серьезных возражений не вызывает. Перед нами бесспорно полезный, интересный труд, рассчитанный на подготовленного читателя, но в то же время тщательно разъясняющий сложные теоретические проблемы и характеризующий важнейших деятелей английской культуры середины XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.