Ю.В. Фалькович
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС В ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ: ИСТОРИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Рассматривается пропедевтический курс в овладении иностранными языками в историко-дидактическом аспекте, а также предпринимается попытка вывести универсальное определение пропедевтики как лингводидактического понятия и объяснить отсутствие пропедевтических курсов в вузовских программах по иностранному языку. Излагаются основные характеристики пропедевтического курса для дисциплины «Иностранный язык» в вузе.
В процессе изучения любого научного понятия и явления представляется целесообразным обратиться к истории. Именно в ней кроется тайна успеха современной науки, т.к. при выявлении связей между традициями и инновациями можно выяснить роль данного явления в современном обществе. Проведение анализа педагогических явлений в историческом контексте важно для понимания сущности лингводидактических принципов построения дисциплин и курсов обучения, а также основных понятий, использующихся в методике. Одним из таких понятий, в настоящее время широко используемых в современной методической науке, является пропедевтика. Это объясняется тем, что исследователи пришли к единому мнению: как в школьной, так и вузовской программе необходим плавный переход от более понятных и привычных предметов и дисциплин к более сложным. Как показывает практика, такой переход можно успешно осуществить посредством пропедевтического курса. В Советском энциклопедическом словаре пропедевтика определяется как «введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной форме» [1. С. 1065].
Для более полного понимания истории становления пропедевтики необходимо обратиться к истории педагогики и, таким образом, выяснить, с каких позиций рассматривалось понятие «пропедевтика», на что обращали внимание методологи и дидакты XIX в. и каким образом рассматривается данное понятие в современной педагогической мысли. Система пропедевтики складывалась постепенно. Ее становление происходило на протяжении многих веков. Постепенно оформлялись основные компоненты и базовые понятия. Впоследствии содержание компонентов неоднократно менялось, менялся и аспект рассмотрения пропедевтики как лингводидактического понятия, тем не менее, идеи, положенные в основу пропедевтического обучения в XIX в., остаются актуальными и сегодня. В России же впервые идея предварительного (пропедевтического, подготавливающего) обучения была изложена Я. А. Коменским. Я.А. Коменский считал, что, приступая к изучению наук, ребенок уже должен иметь представление о них [2. С. 24]. В конце XVIII - начале XIX в. И.Г. Песта-лоцци и его последователями обосновывалась теория элементарного обучения, через которое осуществляется подготовка учеников к систематическому учению. В первой половине XIX в. идеи И.Г. Песталоцци распространились в России [3. С. 99].
Научно-методическое оформление отечественная школьная пропедевтика получила в 1860-х гг. в работах историка и методолога К.Д. Ушинского. Он считал, что пропедевтическое обучение должно предва-
рять изучение систематического курса. В структурноорганизационном плане идеальным вариантом было бы выделение в начальном образовании элементарной школы как отдельной ступени, но, учитывая реалии России 60-х гг. XIX в., К.Д. Ушинский признавал возможным введение лишь двухлетнего пропедевтического обучения. Психолого-педагогическую готовность ребенка к систематическому учению К.Д. Ушинский считал основным условием для начала обучения. В соответствии с этим он и выстраивал методические требования к преподаванию.
Пропедевтический курс рассматривался К. Д. Ушин-ским как интегрированный. Он писал о том, что разнообразие предметов первоначального образования возможно только при том условии, чтобы в обучении не было никаких отдельных предметов, а все сливалось в одно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей и направляющего всю эту разнообразную деятельность [4. С. 114]. К.Д. Ушин-ский видел пропедевтический курс как элементарный. Понятие элементарного обучения было введено И.Г. Пе-сталоцци: элементарным считалось такое обучение, когда первоначально учеником должны быть освоены элементы знания посредством деятельной интуиции. Только после того как каждый элемент понят учеником, найден в окружающей действительности, соотнесен и применен к жизни, можно перейти к изучению следующего элемента. В системе К.Д. Ушинского элементарный характер обучения, в том числе и истории, проявляется в постепенном усложнении учебного материала, когда одни и те же исторические события рассматриваются несколько раз, но на более высоком уровне осмысления [5. С. 53].
Иную точку зрения на характер пропедевтического курса высказывал другой историк и методолог образования, С.И. Гессен. Он видел в любом элементарном курсе краткое, но последовательное изложение предмета, с соответствующим набором понятий, фактов и причинно -следственных связей между ними. Все это в целом, по мнению С.И. Гессена, делало элементарный курс сокращенным систематическим курсом какой-либо дисциплины, что противоречит задачам пропедевтики [6. С. 85].
Целью пропедевтического курса и К.Д. Ушинский, и С.И. Гессен считали незаметное введение детей в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности. Пропедевтический курс должен привести в систему и помочь детям уяснить те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни. Второй составляющей цели пропедевтического курса является подготовка школьников к систематическому учению, т. е. такая подготовка, которая осуществляется через развитие внимания, памяти,
воображения, мышления посредством формирования умений самостоятельной учебной работы.
Таким образом, во второй половине XIX - начале ХХ в. исследователи уже разрабатывали методические проблемы, актуальные и для современного образования. Методисты того времени указывали на необходимость различать пропедевтическое и систематическое обучение предмету и даже выделяли пропедевтику как отдельную ступень - концентр школьного образования. В соответствии с этим выстраивалась система начального образования.
Как и в начале ХХ в., методическая система современной пропедевтики строится на основе возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся. Таким образом, соотносятся с современными установками и результаты, к которым стремились идеологи и методологи начального обучения начала ХХ в.: учащийся, окончивший пропедевтический курс, должен перейти к систематическому обучению, не испытывая затруднений в учении, не потеряв к нему интереса. Общее развитие обучающегося должно соответствовать новым задачам, характерным для той ступени обучения, на которой он находится.
В настоящий момент пропедевтические курсы предложены для множества областей знания, таких как медицина, философия, математика, информатика, химия, физика, биология, история, юриспруденция. При этом прослеживается следующая тенденция: пропедевтические курсы разработаны для большого спектра естественно-научных дисциплин, в то время как такие предметы, как «Иностранный язык», «Перевод» и другие лингвистические дисциплины изучаются без прохождения пропедевтического курса. По-видимому, это связано с тем, что в области естественно-научных знаний существует такое понятие, как «новое знание», что предопределяет необходимость готовить учащихся к его получению с целью более эффективного его усвоения. Под новым знанием здесь понимается проверенный общественно-исторической практикой и логически верифицированный результат процесса познания действительности, адекватное его отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. То есть понятие «новое знание» носит теоретический характер. При обучении же иностранным языкам преподаватели ставят иные цели: не столько формирование «нового знания», сколько формирование умений и навыков. Следовательно, на протяжении длительного периода методисты-теоретики и практики считали предварительное обучение лингвистическим дисциплинам необязательным. Однако новые времена диктуют новые условия: в связи с интенсификацией международных контактов возникла потребность в углублении и увеличении объема знаний на иностранном языке и об иностранном языке. Создаются новые образовательные стандарты как для среднего, так и для высшего образования, которые, в свою очередь, подразумевают, что старые предметы должны получить новое наполнение, дающее возможность получить новые знания и овладеть новыми навыками и умениями. Соответственно, новая образовательная парадигма требует использования новой системы подготовки обучающихся к получению знаний.
В свете формирования такой системы возникает необходимость создания курса подготовки к получению знаний, т.е. пропедевтического курса. При разработке такого курса прежде всего необходимо опираться на опыт предыдущих поколений методистов. О необходимости преемственности в методике говорил К. Д. Ушин-ский в своих работах по лингводидактике. А т.к. наиболее глубоко и обстоятельно пропедевтические курсы разработаны для системы школьного образования, то представляется необходимым соблюдать преемственность связи «школа - вуз» и в аспекте формирования пропедевтических курсов. Кроме того, необходимо опираться на содержание самого предмета с целью дальнейшего выявления типологических черт пропедевтики, что будет в свою очередь способствовать эффективному построению курса иностранного языка.
Для эффективного построения пропедевтического курса (а следовательно, и для построения основного курса) необходимо рассмотреть содержание понятия «пропедевтика» в современной лингводидактике и прийти к оптимальному определению данного понятия. В настоящее время в ряде диссертационных работ исследователи пытаются глубже осмыслить сущность пропедевтики и дать ее определение. Однако следует отметить, что некоторые авторы подходят к решению этого вопроса односторонне, не вскрывая глубоко сущность данной дидактической категории. Нередко высказываются противоречивые суждения об этом понятии. Рассмотрим определение, данное Н.И. Кондаковым в логическом словаре: «Пропедевтика (от гр. ргортёго - обучаю предварительно) - подготовка к изучению более сложной теории, системы, науки; предварительный круг знаний о чем-либо, изложенный в сжатой и элементарной форме, введение в какую-либо науку, вводный курс в какую-либо дисциплину. Пропедевтический - подготовительный, изложенный в сжатой и элементарной форме» [7. С. 66]. Анализ приведенного определения показывает, что автор не разделяет, нередко смешивает такие дидактические категории, как «процесс» и «средство». Н.И. Кондаков, определяя пропедевтику как вводный курс, говорит о данном понятии как «средстве» обучения, тогда как, называя пропедевтику «подготовкой», относит ее к категории «процесс».
Т.А. Боровских также рассматривает пропедевтику как «процесс», утверждая, что это тип опережающего обучения, предполагающего предварительное ознакомление с действиями и условиями их выполнения в системе методической подготовки учителя в рамках концепции непрерывного образовательного процесса. Однако, как представляется, определять пропедевтику как тип опережающего обучения или этап адаптации студентов к учебной деятельности в вузе - это значит, не давая определения этому понятию, не вскрывая его сущности, называть и описывать функции и признаки, характеризующие эту дидактическую категорию. Действительно, пропедевтика предполагает определенный способ организации учебного процесса, но она является более широким понятием дидактики.
В отличие от предыдущих авторов Л.Н. Коврижкина определяет пропедевтику как средство обучения и считает, что это предварительный курс, систематически излагающий сведения, без которых изучение основной
дисциплины невозможно. Таким образом, очевиден разнобой и непоследовательность в определениях содержания и статуса пропедевтики [7. С. 65].
М.А. Потапова в своем диссертационном исследовании делает попытку обобщить существующие дефиниции и определяет пропедевтику как «предварительное изучение или повторение, обобщение и систематизацию ранее изученных знаний на методологическом уровне с целью установления преемственных связей путем включения элементов новых знаний, изученных ранее, в новое содержание, а также усложнение видов учебно-познавательной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения. Следовательно, пропедевтика может определяться как дидактическое условие, обеспечивающее непрерывное образование на основе принципов преемственности и персонализации. Средством реализации пропедевтики может служить пропедевтический курс, который является важным звеном целостного образовательного процесса» [7. С. 68]. Пропедевтика как дидактическое условие непрерывности образовательного процесса, во-первых, предполагает преднамеренное включение преемственных связей между различными ступенями обучения как в содержании учебного материала, так и в организации видов учебно-познавательной деятельности, а во-вторых, последовательное включение преемственных связей между структурными элементами знаний, а также видами учебно-познавательной деятельности, относящимися к разным образовательным концентрам.
Пропедевтический курс как введение в дисциплину связывает рядом расположенные концентры. Каждый концентр имеет свой временной интервал, поэтому пропедевтика как связующее звено тоже имеет временную характеристику. Последнее определяет уровневую структуру пропедевтики. Каждому уровню соответствуют вполне определенные функции и дидактические задачи обучения. Первый уровень - подготовительный («школа - школа»). Данный уровень с точки зрения
временного фактора и задач, решаемых в каждый отдельно взятый период изучения предмета, можно разделить на два подуровня. На первом подуровне предполагается, что ведущей дидактической единицей обучения является понятие, а на втором - фундаментальная теория. В задачу пропедевтики входит подготовка школьников к более высокому уровню учебного познания в условиях более сложных типов и видов деятельности, приемов и методов обучения. Этот подуровень осуществляет связи между компонентами непрерывного образования в системе «школа - школа». Второй уровень - интегративный («школа - вуз», «вуз - вуз») предполагает систематизацию и обобщение внутри-предметных и межпредметных знаний, умений и навыков, методов научного и учебного познания, их генерализацию, фундаментализацию и интеграцию. Вышеназванные задачи можно решать с помощью вводного курса «Введение в дисциплину», связывающего школьный и вузовский учебный материал [7. С. 73].
Применительно к лингвистическим дисциплинам, преподаваемым в вузе, таким как «Иностранный язык» и, в частности, «Перевод», следует говорить о пропедевтических курсах второго уровня, т.е. курсах, которые преподаются в вузах и предполагают реализацию межпредметных связей в рамках одного предмета. Таким образом, основной целью пропедевтического курса «Иностранный язык» будет являться систематизация и обобщение уже приобретенных навыков и умений речевой деятельности, а также формирование новых, необходимых для обучения на старших курсах.
Как показывает практика, пропедевтика была, есть и остается важным моментом в методике. Понятие «пропедевтика» вызывает различные вопросы и споры. Один тот факт, что методическое определение пропедевтики, с которым бы согласилось большинство исследователей, еще не сформулировано, свидетельствует о перспективности исследования данного дидактического понятия и его методологической значимости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 1065.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. Т. 1.
3. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения. М., 1981. Т. 1.
4. Ушинский К.Д. Методика начального обучения // Избранные педагогические сочинения. Т. 2: Вопросы обучения. М. 1954.
5. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к первому изданию «Детского мира» // Собр. соч. 1948. Т. 5.
6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
7. Потапова М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования: Дис. ... канд.
пед. наук. Челябинск, 2001. 278 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 марта 2008 г.