Научная статья на тему 'Пропедевтическая практика как новая педагогическая технология в подготовке клинических психологов'

Пропедевтическая практика как новая педагогическая технология в подготовке клинических психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педиатр
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна, Корнев Александр Николаевич

Статья посвящена пропедевтической практике, имеющей целью формирование одного из этапов профессионального самоопределения и «вживания» в профессию будущих клинических психологов. Авторы статьи рассматривают пропедевтическую практику как педагогическую технологию, предназначенную для применения в сфере подготовки специалистов помогающих профессий. Ее важной особенностью как педагогической технологии является направленность на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, связанных с личностными предпосылками, необходимыми в профессии клинического психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинкевич Елена Романовна, Корнев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропедевтическая практика как новая педагогическая технология в подготовке клинических психологов»

© Е. Р. Зинкевич, А. Н. Корнев

ГБоУ ВПо «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» минздрава россии

Резюме. Статья посвящена пропедевтической практике, имеющей целью формирование одного из этапов профессионального самоопределения и «вживания» в профессию будущих клинических психологов. Авторы статьи рассматривают пропедевтическую практику как педагогическую технологию, предназначенную для применения в сфере подготовки специалистов помогающих профессий. Ее важной особенностью как педагогической технологии является направленность на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, связанных с личностными предпосылками, необходимыми в профессии клинического психолога.

Ключевые слова: феноменологический подход; пропедевтическая практика; педагогическая технология; профессиональные компетенции.

УДК: 378:159.9

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В федеральном образовательном стандарте 2010 г. по специальности «клиническая психология» среди 44 общекультурных и профессиональных компетенций лишь в одной сформулированы требования к личностным качествам психолога: «готовность и способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей». Из 44 компетенций — лишь одна посвящена тому, без чего психолог не сможет состояться вообще! Без нее все остальные компетенции практически становятся бесполезными.

Здесь уместно вспомнить о психологических допрофессиональ-ных предпосылках, наличие которых создает необходимую базу для дальнейшего профессионального становления личности и овладения ею вышеупомянутым набором профессиональных компетенций. Более того, в профессиональной подготовке психолога личностная составляющая занимает очень большое место. Как известно, «<...> психологическая составляющая профессионализма — это не только осведомленность, но и воспитанность душевного склада человека» [2, с. 37].

Профессиональная подготовка клинического психолога наряду с теоретическими знаниями включает и практические навыки, без которых знания оказываются не работающими, не доступными для практического использования [1]. Среди большого числа необходимых профессиональных навыков на первое по значимости место можно поставить «технику установления контакта с клиентом» и владение клиническим интервью. Это подразумевает способность получать достоверную и разностороннюю информацию о субъекте посредством наблюдения за его свободным поведением. Такой навык представляется особенно необходимым в работе с людьми.

Однако среди диагностических навыков, которым учат будущего клинического психолога, превалируют экспериментально-психологические методики. Их общим свойством является необходимость создания особой, искусственной экспериментальной ситуации, в которую помещают испытуемого и посредством ряда воздействий, предъявления разных вопросов, заданий, стимулов изучают особенности его реакций.

Существует, как известно, и другой подход к изучению человека — наблюдение за ним в процессе его естественного поведения или в ходе неструктурированного, неформализованного общения с психологом. В этом случае основными способами получения информации являются наблюдение и «вчувствование», которые позволяют значительно глубже понять пациента. В отличие от вышеупомянутых аналитических способов, здесь доминирует холистический подход, предполагающий целостное видение всего паттерна поведения человека, а не его отдельных, вырванных из контекста, характеристик.

Применительно к психологии существует неклассическое разделение ее на «объясняющую психологию» и «понимающую психологию» [5]. Для понимающей психологии ценно не столько то,

102

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА

что измеряемо с помощью экспериментальных методов, сколько то, что может быть понято только с помощью вчувствования, инсайта врача или клинического психолога. В этом случае исследовательским инструментом по существу является сам психолог, его душевная конструкция, обогащенная профессиональным опытом и резонирующая переживаниям пациента. Прежде всего, это относится к плоскости переживаний пациента, измерить которые объективными методами крайне трудно, если вообще возможно. Практика общения с дипломированными клиническими психологами показывает, что они слабо владеют такими методами целостного изучения человека. Нередко они «не чувствуют партнера» по общению, а зачастую и не могут общаться так, чтобы партнер добровольно раскрылся. Такая ситуация связана с отсутствием навыков исследования-наблюдения, умений недирективным способом достичь самораскрытия, откровенности человека, что требует развитого чувства эмпатии, умения слушать и наблюдать, высокого социального интеллекта.

Подобные пробелы в профессиональной подготовке настолько серьезны, что лишают психолога возможности интегрировать полученные им отдельные сведения об испытуемом в нечто целое. В частности, в работе с детьми формализованные, тестовые методики исследования имеют особенно малую надежность и низкую валидность.

Для практикующего психолога особенно важно владеть арсеналом навыков, востребованных понимающей психологией. Он должен чувствовать человека, интуитивно схватывать его глубинную сущность, тонко резонировать с малейшими душевными движениями клиента. Особенно важно это при работе с детьми, которые чутко ощущают фальшь, равнодушие к себе. Психолог должен уметь не только «разъять целое на части», аналитически, категориально описать психологический статус, но и понять его целостную конструкцию, создать гештальт, отражающий базовые глубинные структурные основы индивидуальности. Все эти качества невозможно развить посредством теоретического изучения учебных курсов, они формируются только жизненной практикой общения с людьми. В связи с этим актуализируется вопрос пропедевтической подготовки на первых этапах психологического образования.

Поступив на психологический факультет, студент имеет смутное представление о своей будущей профессии (или не имеет его вовсе). Он еще не представляет специфики помогающих профес-

сий — оказание помощи людям. Для того чтобы вовлечь студента в психологическую реальность, «заразить» психологическими интересами, сформировать особое видение человека и его проблем, понимание необходимости и возможности их разрешения, была разработана педагогическая технология пропедевтической практики для студентов 1 курса на факультете клинической психологии ГБОУ ВПО СПбГПМУ.

Сущностными характеристиками педагогической технологии являются «управляемость (диагностическое целеполагание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция); эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты); воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями)» [3, с. 269].

По мнению С. Сполдинга, технология обучения «включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы» [7, с. 317].

Другие ученые, в частности П. Ф. Персиваль, Г. Эллингтон, высказывают точку зрения, что конструирование педагогических технологий «<...> имеет в своей основе системную методологию, позволяющую синтезировать педагогический опыт на основе таких различных областей знания, как психология, социология, профессиональный менеджмент и системный анализ <...>» [6, с. 13].

В нашем случае педагогическая технология выступает как «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» [4, с. 4].

Целью пропедевтической практики является формирование первичных представлений студентов о феноменологии поведения детей в ситуациях межличностного взаимодействия.

Основной особенностью этого вида практики является погружение студентов в реальную ситуацию психологического взаимодействия с детьми и оказания им допрофессиональной помощи — все это моделирует их будущую профессиональную деятельность. В живом контексте общения с детьми студент начинает понимать сущность своей будущей профессии. Что, в свою очередь, создает предпосылки

для формирования профессиональной мотивации, которая в конечном счете и должна лежать в основе мотивации учения.

В основное содержание практики входит изучение студентами специфики взаимодействия с ребенком или подростком в условиях клиник Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, освоение ими первичных умений устанавливать контакт с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и осуществлять совместную деятельность.

Пропедевтическая практика представляет собой индивидуальную и групповую работу студентов с детьми, которая включает в себя организацию досуга, общение с ребенком, наблюдение за его поведением и выделение индивидуальных его особенностей. Таким образом осуществляется постепенное становление психологических предпосылок, необходимых будущему специалисту помогающей профессии. Решение реальных задач, а также совместная деятельность с детьми образуют тот нужный контекст, в котором освоение профессии приобретает творческий и гуманистический смысл. Практическая деятельность в данной ситуации создает возможности для приобретения нового опыта распознавания и дифференциации феноменологии разных форм поведения детей. В качестве задач мы рассматриваем:

• осуществление профориентационной работы со студентами по специальности «детский клинический психолог»;

• развитие профессиональной мотивации и становление профессиональной позиции будущего детского клинического психолога;

• формирование способности к эмпатии, толерантности в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В структуре педагогической технологии выделяются 4 этапа, которые позволяют последовательно сформировать необходимые компетенции будущего специалиста: подготовительный, проектировочный, преобразующий и аналитический этапы.

На подготовительном этапе осуществляется подготовка к деятельности в условиях клиники. Он включает в себя 4 семинара, на которых происходит знакомство студентов с особенностями проведения этого вида практики, ее целью и задачами. В процессе проведения семинаров осуществляется обогащение и расширение словаря студентов, необходимого для описания особенностей поведения ребенка (на допрофессиональном уровне). Студенты знакомятся с особенностями пребывания детей с соматической патологией в условиях стационара, осуществляется подго-

товка студентов к общению с ними, объясняется и демонстрируется процесс наблюдения за поведением детей, проводится обучение методике досуговой деятельности. На этом этапе студенты учатся вести дневниковые записи.

Проектировочный этап предполагает создание проекта вовлечения ребенка, находящегося в клинике, в различные виды досуговой деятельности.

На преобразующем этапе организуется посещение детей в клинике, наблюдение за особенностями их поведения и проведение досуговой деятельности с ними (индивидуально или в микрогруппе).

Аналитический этап посвящен анализу состоявшихся наблюдений и оформленных дневниковых записей, их обсуждению. Завершается пропедевтическая практика проведением круглого стола «Психологические проблемы детей, находящихся в условиях госпитализации» и презентацией портфолио.

Результаты анкетирования студентов (выборка составила 82 человека) убедительно доказывают, что данная педагогическая технология обеспечивает формирование умений чувствовать и видеть ребенка, понимать его эмоциональное состояние, «читать поведение». Кроме этого, используемая технология способствовала профессиональному самоопределению студентов.

литература

1. Зеер Э. Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5; отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- С. 345-356.

2. Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.295 с.

3. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Бе-лозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. // Под ред. В. А. Сластенина.- 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.288 с.

5. Ясперс К. Общая психопатология / Под ред. докт. мед. наук В. Ф. Войцеха и канд. филос. наук О. Ю. Бойцовой. - М., «Практика», 1997.- 1056 с.

6. Cover F., Percival F., Ellington H. A handbook of educational technology., 1984.- Education. - 248 p.

7. Spaulding S. C. Technological Devices in Education // The Encyclopedia of Educational Media. L., 1978.317 p.

PROPEDEUTIC PRACTICE AS THE NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN CLINICAL PSYCHOLOGISTS TRAINING

Zinkevich E. R., Kornev A. N.

♦ Resume. Article is devoted to the propaedeutic practice aiming the formation of one of stages of professional self-determination and entry into a profession of future clinical psychologists. Authors

of article consider propaedeutic practice as the pedagogical technology intended for application in the sphere of training of specialists of helping professions. Its important feature as pedagogical technology is the orientation on formation of common cultural and professional competences being trained, connected with the personal preconditions necessary in a profession of the clinical psychologist.

♦ Key words: Phenomenological approach; propaedeutic practice; educational technology; professional competence.

♦ Информация об авторах

Зинкевич Елена Романовна - к. п. н., доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Корнев Александр Николаевич - д. психол. н. профессор кафедры общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин. ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: [email protected].

Zinkevich Elena Romanovna - PhD, Associate Professor, Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].

KornevAleksandr Nikolayevich - MD, PhD, Professor, Department of general and applied psychology with a course of biomedical disciplines of the department of clinical psychology. Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of Health Ministry of Russia. 2, Litovskaya St., St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.