ПРОПАГАНДА КАК МИФ ИЛИ МИФ КАК ПРОПАГАНДА
Любарец А.В. ®
Магистр философии, Дальневосточный федеральный университет
Аннотация
Данная статья посвящена анализу влияния пропаганды через «миф» на мировоззрение субъекта. Автор рассматривает влияние пропаганды через «миф» на общество.
Ключевые слова: Окно Овертона, мем, медиа-вирус, постмодерн, манипуляция сознанием, пропаганда, миф.
PROPAGANDA AS MYTH OR MYTH AS PROPAGANDA
Summary
This article analyzes the impact ofpropaganda using "myth" in the worldview of the subject. The author examines the influence of propaganda using "myth" in society.
Keywords: Overton Window, meme, media virus, postmodern, mind control, propaganda, myth.
В наше современное время миф заново обретает те же самые качества, что и в древности меняются лишь герои, и декорации. Миф присутствует практически везде, события недавнего прошлого мифологизируются и обрастают преувеличенными фактами, и выдуманными событиями вследствие чего порой трудно бывает отличить правду от вымысла, так как вымысел заведомо приукрашивает правду, и правда приобретает мифический характер. Все это в полнее естественный и закономерный процесс, который можно использовать и, который используется для достижения, как положительных задач, так и для достижения утилитарных задач. К положительным задачам можно отнести развитие патриотизма с помощью мифологизированного, а к отрицательным, утилитарным будет относиться использование мифологизированного для достижения целей назначение и ясность, которых основной человеческой массе не доступны в виду предумышленной информационной блокады, которую провоцирует группа каких-либо заинтересованных лиц, преследующих определенные утилитарные цели и задачи. Как правило, это происходит в политике. Так, политический гегемон, идя к вершинам власти, правдами и не правдами пытается в лучшем случае бросить тень на старый порядок, в худшем пытается этот старый порядок очернить. [5,198]
В своих интересах рвущийся к власти гегемон пытается разрушить уже сложившееся мировоззрение, "для утверждения нового виденья социального мира". [1,146] Для достижения нового мирового порядка гегемон по возможности пытается разрушить старые институции, так как они являются скрепами старого мировоззрения. Здесь «миф» как раз становится основным оружием. Создается определенный «миф», например, что философский материализм изжил себя, а постмодерн с «машинами-желаний» Делеза и Гваттари это просто философский прорыв, переворачивающий предыдущие философские концепции с ног на голову и отбрасывающий старые, материалистические философские догмы на свалку истории. Опять же здесь на сцену выходит старый, добрый «миф» и как выразился А. Лосев если видно, что происходит научное, можно сказать показательное разрушение «мифа», "то это значит только, что одна мифология борется с другой мифологией". [4,47] Технология последующих действий такова: постепенно формируется общественное мнение, что предыдущие концепции устарели, хотя отметим, что именно с
® Любарец А.В., 2017 г.
помощью этих якобы устаревших концепций и был достигнут прогресс. Далее, новые концепции провозглашаются прогрессивными идеями научную состоятельность, которых еще необходимо доказать и подтвердить. Заметим, что полную бредовость ризомы и машин-желаний Делеза и Гваттари еще научно не доказали, и ничем не подтвердили, зато на этом построили можно сказать целый фундамент философской парадигмы постмодерна. [2,13-14] Психоделическую концепцию ризомы в стиле Карлоса Кастанеды, где мир с людьми находится под управлением через корневую систему, на полном серьезе рассматривают как серьезный, философский научный концепт. [3,14] Странно, что эти заинтересованные, ангажированные деятели от науки и труды Карлоса Кастанеды не отнесли к научным трудам впрочем, в будущем вполне возможно отнесут. А для того, чтобы подобные взгляды в обществе как говориться прижились «миф» например о ризоме или, о машинах-желаний с помощью пропаганды систематически внедряется в общественное сознание людских масс. И на выходе получаем результат, что обычное общество далекое от науки, отдаленно по верхам, что-то знавшее о философском материализме ставит на нем крест как на пережитке прошлого, и начинает также поверхностно рассуждать в искусственно созданных для общества рамках нового мировоззрения.
На данный момент, словно «горячие пирожки» создаются псевдонаучные концепции и с помощью пропаганды внедряются в сознание людских масс. Как пример можно привести теорию мемов Ричарда Докинза или концепцию «Окно Овертона» созданную Джозефом Овертоном. Теорию мемов и концепцию «Окно Овертона» объединяет одно - отсутствие научной базы, и каких либо серьезных доказательств, но зато в них есть присутствие изрядной доли научного пафоса и тумана, и ничем не подтвержденных утверждений. Однозначно можно сказать следующее, что "что происходит целенаправленный процесс формирования псевдонаучной парадигмы, и мифологизации этой псевдонаучной парадигмы в общественном сознании". [6,61] Исследования показывают, что вышеприведенные концепции надо рассматривать как миф, который, как выше было сказано, создан группой каких-либо заинтересованных лиц преследующих определенные утилитарные цели и задачи. Разрушая науку проще всего заменить ее псевдонаукой, которая будет доступна для основной человеческой массы, так как тупым и не образованным народом проще управлять. Такую новую позицию, которую заметим, создает тот самый рвущийся к власти политический гегемон, подхватывают обновленные институции, отметим не без корысти предвкушая получить свою долю в возникающем будущем строе нового, мирового порядка.
Таким образом, в свете выше сказанного, очевидно, что концепции подобные теориям мемов Ричарда Докинза и «Окон Оветона», или концепции ризомы Делеза и Гваттари необходимо рассматривать всегда критически. Необходимо как говориться, что бы сознание «остыло» от эффекта и манипуляции произведенного пропагандой над сознанием и трезво оценить происходящее, и сделать заключение, "что подобные концепции действуют успешно до тех пор, пока пропаганда успешно действует на вас", а сам «миф» непосредственно выступает как инструмент влияния на мировоззрение общества и человека. [6,61]
Литература
1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. // ТНБ8К.-1993 - № 2. - С.137-150
2. Делёз Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Жиль Делёз, Феликс Гваттари. — Екатеринбург: У-Фактория, 2008. — 672 с.
3. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. - 895с.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический Проект, 2018. - 303 с.
5. Любарец А.В. Квазиреальность постмодерна или окно утопию безумия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №8 (91). Ч.1. - С.196 - 200
6. Любарец А.В. Пропаганда псевдонаучного концепта «Окно Овертона» и производимый пропагандой эффект на сознание // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2017. - №6 (101). Ч.1. - С.60 - 63