МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И РАЗВИТИЕ НОВЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
ПОЛОВЯН Алексей Владимирович, д.э.н., [email protected], Институт экономических исследований, Донецк, ДНР, Россия ORQD: 0000-0001-8570-6202; Scopus Author ID: 57200791954 ЛЕПА Роман Николаевич, д.э.н., [email protected], Институт экономических исследований, Донецк, ДНР, Россия ORQD: 0000-0001-9232-2493; Scopus Author ID: 57200798750 ГРИНЕВСКАЯ Светлана Николаевна, к.э.н., [email protected], Институт экономических исследований, Донецк, ДНР, Россия ORQD: 0000-0002-9324-3962; Scopus Author ID: 57200790545
В статье анализируются тенденции санкционной политики, непосредственно влияющие на развитие промышленного сектора экономики. Рассмотрены факторы, препятствующие и способствующие формированию промышленного суверенитета страны. Определены ключевые проблемы, тенденции и перспективы функционирования и развития производства в новых регионах России, влияющие на обеспечение промышленного суверенитета.
Ключевые слова: экономика промышленности, промышленный суверенитет, прогнозирование, управление, стратегическое развитие.
DOI: 10.47711/0868-6351-203-61-72
В периоды экономической нестабильности научный анализ рисков и угроз экономике на внешних и внутренних рынках, связанных со снижением эффективности производства, имеет высокое значение. Новейшие условия функционирования экономики России актуализируют вопросы промышленного суверенитета страны: на государственном уровне, в формате общественных слушаний, научных исследований. На правительственном уровне рассматривается широкий спектр положений по промышленному суверенитету: от его построения и укрепления на основе технологического суверенитета-', с определением приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России2; разработанной и утвержденной Концепции технологического развития на период до 2030 г.5, содержащей конкретные показатели достижения ключевых целей по обеспечению технологического суверенитета и технологических направлений (сквозных технологий) в промышленности, до определения взаимосвязанных аспектов формирования промышленного суверенитета4, таких как финансовый, кадровый, научный суверенитет, рассматриваемых в свете решения задач промышленной
1 Мишустин М. заявил о необходимости построения промышленного суверенитета в сжатые сроки. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/07/04/18061814.shtml?ysclid= lkkztumbfi742261494
2 Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики России. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603. URL: http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf
3 Концепция технологического развития на период до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20мая 2023 г. № 1315-р URL: http://government.ru/docs/48570/
4 Президент РФ по видеосвязи провел заседание Президиума Государственного Совета, посвященное развитию
промышленности страны в условиях санкционного давления. 4 апреля 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/ events/state-council/70860
политики, с целью формирования новой модели российской экономики, с учетом факторов рынка труда, вовлечения науки и отечественных технологий.
Общественные слушания задействовали обширные региональные дискуссионные площадки: «Промышленный суверенитет России»'5, Петербургский международный экономический форум - 20236, где обсуждались проблемные вопросы обеспечения суверенитета в промышленности для достижения долгосрочного устойчивого развития российской промышленности на основе развития производства собственного оборудования, технологий, прикладной науки и НИОКР; шло обсуждение вопросов технологического суверенитета, науки и инновационной деятельности в рамках Московского урбанистического форума «Облачный город. Международный форум инноваций БРИКС»7 при участии стран БРИКС, Азии и Ближнего Востока, а также представителей институтов развития и технологических компаний.
Отечественные научно-методологические исследования по проблемам промышленного суверенитета актуализировались в последнее десятилетие, исходя из современных геополитических процессов [1], хотя вопросы обеспечения промышленного суверенитета в разных его аспектах [2] разрабатываются учеными долгое время. В частности, проблемы аккумуляции отдельных промышленных производств и отраслей промышленности в ТНК [3]. Последнее десятилетие отмечено интенсивным мировым ростом обрабатывающей промышленности [4] которая представлена в ТНК [5]. Вследствие управления ТНК ресурсами наиболее развитых секторов промышленного производства, перспективных НИОКР, новейших промышленных технологий и высококвалифицированных специалистов, в принимающих странах существует угроза нарушения промышленного суверенитета страны. При этом цели современных ТНК, в частности, самых крупных, значительная часть которых располагается в промышленно развитых странах [6], не изменились - они всегда были направлены на получение максимальной прибыли, вследствие чего ТНК непосредственно влияют на мировую экономическую политику [7], и в том числе не способствуют, и даже косвенно препятствуют обеспечению промышленного суверенитета стран, не входящих в ядро этой системы [8].
Исследование промышленного суверенитета в реальном времени демонстрирует тесные взаимосвязи геополитики и экономики: российская экономика должна стать более автономной, а накопленные противоречия и дисбалансы возможно разрешать в том числе и внеэкономическими действиями [9]. С точки зрения цивилизационного подхода применительно к японской экономике, промышленный суверенитет страны фактически является «стратегией экономической максимизации власти», в которой ориентация на промышленность определяется путем создания потенциала производства как для внутреннего пользования, так и для экспортного рынка, с акцентом на стратегические, высокие технологии с высокой добавленной стоимостью [10]. Это подход, соответствующий странам с высокой долей промышленности в структуре экономики, в том числе, России. Для обеспечения промышленного суверенитета в [11] предлагаются направления импортозамещения и обеспечения стабильности производственных цепочек для бесперебойного производства в период санкций. Акцентируется внимание на том, что суверенитет в сложившихся геополитических условиях возможно обеспечить государственным регулированием промышленного сектора экономики, его поддержкой и развитием, при всемерном вовлечении территорий и промышленных
5 О проведении серии межрегиональных дискуссионных площадок «Промышленный суверенитет России (Россия — новые возможности)». 22.04.2022. URL: https://www.gosrf.ru/diskussionnaya-ploshhadka-rossiya-novye-vozmozhnosti-novaya-tochka-prityazheniya-regionov-rossii/?ysclid=lkkzpx78x8258834254
6 Пленарное заседание XXVI Петербургского международного экономического форума. Выступление Президента РФ. 16 июня 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445
7 Облачный город. Международный форум инноваций БРИКС. 25.08.2023. URL: https://ict.mo.scow/event/oblachnyi-gorod-mezhdunarodnyi-forum-innovatsii-briks/
мощностей для укрепления экономического суверенитета страны [12]. В [13] рассматриваются элементы системы управления цифровыми промышленными технологиями, такими как инновационная и технологическая разведка, технологический форсайт, технологические дорожные карты, патентный мониторинг технологий.
Категория технологического суверенитета [14] как проектного состояния производственного и научно-технического комплексов страны, при котором существует ресурсообеспеченная возможность воспроизводства требуемой критически важной продукции в необходимом масштабе и на соответствующем технологическом уровне, является достаточно теоретически разработанной и имеет множество разноплановых определений. Промышленный суверенитет предлагаем рассматривать как состояние, позволяющее в основном самостоятельно обеспечивать ключевые элементы внутреннего спроса на сырье, материалы и технологии за счет максимально возможного использования имеющихся мощностей индустриального сектора экономики.
Сейчас в развитых странах наблюдается возврат к активной промышленной политике, что критически важно для обеспечения экономической и национальной безопасности. Такие подвижки происходят и в РФ, когда промышленный суверенитет, основой которого является производство средств производства, рассматривается как национальный приоритет.
Донецкая Народная Республика (ДНР) как новый субъект федерации интегрируется в экономику РФ, и в этой связи важно объективно оценить промышленный потенциал и ресурсы ДНР как факторы обеспечения промышленного суверенитета РФ.
Предпосылки исследования. Продолжающийся военный и экономический кризис в Донбассе обусловливает необходимость поиска результативных мер для решения имеющихся проблем в экономике региона. Возможность критического анализа, аргументированные оценки реального состояния промышленного сектора и перспектив его развития требуются для обоснования хозяйственных решений в обозначенный переходный период интеграции ДНР в экономику РФ до 2026 г. Как и вся мировая экономика, экономика ДНР испытывает влияние кризиса вследствие усиления геополитической напряженности. Данный тезис подтверждается общемировыми и российскими аналитическими специальными прогнозами, выпущенными в 2021-2022 гг. Мировая экономика будет ощущать негативные последствия военного конфликта на Украине [15] и санкционной политики против России как минимум два-три года5 из-за вовлеченности в него стран, являющихся крупными поставщиками сырьевых товаров и продовольствия, что привело к значительному сокращению поставок на мировом рынке и, как следствие, к дальнейшему росту цен.
В отношении к РФ в реальном времени наблюдается высокоинтенсивный формат гибридного противостояния [16], применение ограничительных мер со стороны США, стран Европейского Союза и иных государств, способных влиять на формирование геоэкономики России и дружественных к ней стран, которые используются как политико-экономический инструмент [17] в международных отношениях (рис. 1). Всего задействовано около 13 тыс. санкционных экономических мер относительно РФ.9
В то же время новые ограничительные меры по отношению к РФ учитываются при формировании новых направлений развития, как на макро- так и на микроуровне. Наблюдается высокая адаптационная способность российских компаний в разных отраслях промышленности и других секторах экономики именно по отношению к антироссийским санкциям [18].
8 Экономика и санкции. РИА Новости. 12.12.2022. URL: https://www.rian_ru
9 Володин на закрытии осенней сессии. Отчет за 2022 год. РИА. 22.12.2022. URL: https://www.ria.ru
Промышленное сотрудничество РФ в формате ЕАЭС с 2025 по 2030 гг. подразумевает формирование стратегического вектора и условий для синхронизации в реализации промышленных интересов"'0, а значит, обеспечения промышленного суверенитета государств ЕАЭС, что необходимо для своевременного реагирования на современные геополитические вызовы.
Рис. 1. Тенденции санкционных экономических мер: □ общее количество санкций; И санкции до 22.02.2022; ■ санкции после 22.02.2022
Источник: составлено авторами по данным11-12.
Промышленный суверенитет требует применения новых инструментов для координации действий стран ЕАЭС, таких как:
- импортозамещение в соответствии с выявленными импортозависимыми технологическими направлениями;
- промышленная кооперация, учитывающая потенциал производителей и сложившиеся кооперационные связи, и построение новых связей; использование недогруженных производственных мощностей; формирование защищенных внутриевразий-ских технологических цепочек, начиная с технологических сырьевых ресурсов;
- цифровизация промышленности и использование цифровых технологий и платформ для промышленности: в развитии и наращивании внутренней торговли, таможенном регулировании, передвижении людей, энергетике;
- развитие инфраструктуры, создание новых финансовых институтов для инвестирования в промышленные инфраструктурные проекты, реализация инфраструктурных и логистических проектов для усиления внутренних взаимодействий, выход на новый уровень на внешних рынках;
- формирование образовательных и научных евразийских платформ, систем академического обмена информацией в сфере промышленности, разработка и внедрение общих образовательных и научных программ по промышленной специализации;
10 Стратегии развития Евразийского экономического союза до 2030 года. 27.06.2023. URL: https://www.imexp.ru/ news/novosti-eek/opublikovanyi-strategicheskie-napravleniya-razvitiya-evrazijskoj-ekonomicheskoj-integraczii-do-2025-goda/?ysclid=ljzl35j13o461264654
11 Доклад КИОС о санкциях в России. Conference Report. Maximising Awareness of Russia's Threat to Global Financial System Integrity. Keatinge T. and Saiz G. Henry. URL: https:// www.rusi.org;https://www.maximi.sing-awareness-of-russias-threat-to-global-financial-systems.pdf
12 Financial Action Task Force (FATF), «FATF Statement on the Russian Federation», 24 February. 2023. URL: https://www.fatf-gafi. org/en/publications/Fatfgeneral/fatf-statement-russian-federation. html, accessed 26May. 2023.
- достижение нового качества интеграции, развитие приграничного сотрудничества; необходимость имплементировать такие эффективные средства достижения экономических интересов, как: общий рынок и скоординированная экономика, торговая и инвестиционная открытость - в рамках приграничного межрегионального сотрудничества.
Новым регионам России надо активно использовать свои имеющиеся конкурентные преимущества, находить собственные способы и пути развития уникальных специалитетов в промышленности.
Условия и перспективы экономического развития в новых регионах. Вследствие проведения специальной военной операции с боевыми действиями на территории Донецкого региона ограничены возможности роста экономики региона, что не способствует восстановлению (кроме срочного, устраняющего последствия военных действий восстановления базового жизнеобеспечения населения) и развитию экономики ДНР. Это означает, что в экономике ДНР должны учитываться риски неопределенности перспектив развития, просчитываться потенциальные экономиче-
15
ские угрозы для их своевременного нивелирования15.
Для полноценной интеграции ДНР с остальными регионами России нужны практические результаты: повышение уровня экономического развития, приведение региональных нормативно-правовых актов в четкое соответствие с федеральной законодательной базой РФ, развитие внешних связей с другими регионами. Необходимо рассматривать все возможные варианты трансграничного сотрудничества ДНР в промышленности в рамках РФ, и на перспективу - Евразийского экономического союза. Процессы стратегического социально-экономического развития в периоды экономической нестабильности, а сейчас наблюдается «структурный и цивилизаци-онный кризис в мировой экономике» [19], требуют перестройки институциональной
14
структуры экономики14.
Проблемы, сформировавшиеся в новых российских регионах - военные, экономические, гуманитарные - тесно взаимосвязаны, это:
- длительный переходный период до 2026 г. в законодательную базу РФ;
- разрушения промышленных и социальных объектов вследствие боевых действий;
- экономически сложные условия хозяйствования;
- преобладание сырьевых отраслей в экономике;
- разрушение сложившихся экономических связей внутри территории;
- спад производства и частичная потеря внутреннего рынка;
- технологическая недостаточность, ресурсоемкость (технико-экономическое отставание) производства;
- отсутствие инвестиционных средств;
- низкая занятость экономически активного населения.
Масштабы падения ВРП в ДНР в результате десятилетних военных действий снизили стартовый уровень развития региона в качестве субъекта РФ. С учетом продолжения СВО, сокращения производства, недостаточности доходов населения, и, соответственно, потребительского и внешнего спроса, - с высокой степенью вероятности данные факторы будут негативно влиять на темпы роста в стратегической перспективе до 2035 г. и формировать тренды социально-экономического развития ДНР.
Валовый региональный продукт ДНР составил, по нашим расчетам, 120 млрд руб.15 в 2021 г.
13 Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2 (191). С. 58-68. [Polovyan A.V., Lepa R.N., Grinevskaya S.N. Economy of Donbass: state, development trends, forecasts //Problemy Prognozirovaniya. 2022. No. 2 (191). Рр. 58-68. (In Russ.)]
14 Блохин АА, Кувалин Д.Б. Глобальные вызовы для системы стратегического планирования в России // Проблемы прогнозирования. 2023. № 3 (198). С. 24-41. DOI: 10.47711/0868-6351-198-24-41. [BlokhinAA, KuvalinD.B. Global challenges for the strategic planning system in Russia // Problemy Prognozirovaniya. 2023. No. 3 (198). Рр. 24-41. (In Russ.)]
15 В реальных ценах 2013 г.
Объем и динамика ВРП в новых регионах РФ, в частности, ДНР, формируются в следующих условиях:
- миграционный отток населения в связи с длительными военными действиями непосредственно на территории ДНР, приведший к критическому сокращению численности экономически активного населения;
- высокая доля промышленных отраслей в структуре экономики: как добывающих производств, так и перерабатывающих;
- критическая недостаточность инвестиций (хотя имеется тенденция их роста) не способствует приросту промышленного производства, повышению производительности труда;
- необходимость внедрения институтов собственности (отсутствующих в период независимости ДНР), способствующих развитию бизнеса, привлечению инвестиций в ресурсный сектор, строительство, инфраструктурные проекты.
Исходя из тенденций развития экономики Донбасса в период 2014-2023 гг. можно предположить, что на среднесрочную перспективу существует вероятность реализации инерционного сценария неравномерного роста. Данный сценарий предполагает влияние СВО на социально-экономическое развитие, обусловленное замедлением роста спроса и ограниченными возможностями повышения продуктивности экономики, которое создает негативные непреодолимые условия для восстановления и развития экономики ДНР.
Оперативный индикатор промышленных видов экономической деятельности -объем реализованной продукции промышленных предприятий отражает состояние экономики в целом и может использоваться для его оценки. Оценка текущего состояния социально-экономического развития на основе данных о динамике объемов реализованной продукции промышленных предприятий ДНР в течение девяти лет (2013 г. - Донецкая обл.) позволяет говорить о крайне умеренном восстановлении экономики, недостаточном для продуцирования устойчивого экономического роста. Вместе с тем, такая оценка дает возможность осуществить прогнозные расчеты вариантов долгосрочного развития экономики ДНР до 2033 г. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика реализованной промышленной продукции ДНР до 2033 г. Фактическое состояние, прогноз, в текущих ценах: -•- фактические данные; -о- положительная тенденция; -♦- инерционная тенденция; -о- отрицательная тенденция
Источник: Промышленность: итоги 2022 г. /Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики16, расчеты авторов.
16 иЯЬ: Нир$://твг^оу^г. ru/images/phocadownloadpap/news/promyshlennost:-itogi-za-2022-god.рс1[
Общий объем реализованной промышленной продукции в 2021 г. составил 206,9 млрд руб. - 49% от объема 2013 г. В январе-августе 2022 г. объем реализованной промышленной продукции составил 173,9 млрд руб., что на 55,4 млрд руб. или на 47% больше, чем в аналогичный период 2021 г.
Социально-экономическое развитие оценивается состоянием экономики в общем и уровнем жизни населения, в частности, и в значительной степени зависит от развития промышленного сектора экономики. Исторически Донбасс всегда был промышленным регионом и до сих пор им является. В общей структуре экономики ДНР промышленный комплекс занимает более половины общего объема реализации всех отраслей, который, по состоянию на 2021 г., составил 413,4 млрд руб. в текущих ценах. На промышленность приходится значительная доля экспорта продукции, основных средств и занятости населения.
Ключевыми составляющими промышленности ДНР являются металлургический, топливно-энергетический, химический, машиностроительный комплексы. Динамика выпуска отдельных отраслей показана на рис. 3. Структура промышленного производства в 2022 г. не претерпела значительных изменений по сравнению с 2013 г. Основную долю в промышленности, по состоянию на 2022 г., занимают металлургическое производство (33%), электроэнергетика (28,8%), пищевая промышленность (14,6%), коксохимическая промышленность (8,7%), добыча каменного угля (5,7%).
Год
2013
2014
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^ 24,68
14,42
0,58 _ 0 52
УУУУ1 8,26
6,68
0,06 0,3
1,03 0,63
2016
,0,93 ЙЙ, 1,66 Ш 1,77
2017
1,02
2020
1,19
Ъ9?//Ш///Л 3,34
0,24
Шк
5,13
0,4
0 1,16
0,33
0 1,22
Млрд руб.
0,85
2018
4,79
7,3
0
5
10
5
20
25
Рис. 3. Динамика объемов реализации продукции отдельных отраслей промышленности ДНР
в 2013-2021 гг., млрд руб. в текущих ценах: ■ текстильное производство, производство одежды; В производство строительных материалов;
Н химическая промышленность; Щ машиностроение
Источник: Промышленность: итоги 2022 г. /Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики; расчеты авторов.
Динамика инвестиций в основной капитал в отдельных отраслях промышленности за 2014-2021 гг. отражает незначительное, но поступательное их наращивание, что свидетельствует о движении в направлении улучшения материально-технической базы и увеличения мощностей производства (рис. 4).
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
0 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 4. Динамика объемов инвестиций в основной капитал отраслей промышленности в 2014-2021 гг.: ■ текстильное производство, производство одежды; 0 производство строительных материалов;
И химическая промышленность; ЕЕЕ машиностроение
Источник: Промышленность: итоги 2022 г. /Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики; расчеты авторов.
Целевым показателем инвестиций в основной капитал отраслей промышленности на стратегическую перспективу 2033 г. является объем ориентировочно в 61131 млн руб.
Наблюдается критическое снижение численности занятых в промышленности: в 2,2 раза по сравнению с 2013 г., в связи с недостаточностью кадров штатных работников. Среднесписочная численность занятых в сфере промышленности в 2022 г. по сравнению с 2021 г. снизилась на 1,9% (-2 098 чел.) и составила 106 033 чел., при этом фонд оплаты труда штатных работников за указанный период увеличился на 48% (+7,7 млрд руб.) и составил 23,8 млрд руб.
В стратегической перспективе можно рассчитывать на развитие производства в обрабатывающих отраслях промышленности ДНР, имеющих конкурентные преимущества и обладающих возможностью поиска и внедрения новых эффективных технологий. Инновационное развитие сектора обрабатывающей промышленности приведет к росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста [20].
2022 и 2023 гг., безусловно, являются сложным периодом для российской промышленности, но благодаря оперативному стратегированию, своевременной реакции на санкции и переориентации на новые рынки сбыта, поиску новых возможностей и партнерских экономических отношений, снижение показателей промышленности возможно демпфировать широким применением точечно уже действующих антисанкционных положений, среди которых:
Год
0 0
0,03 0,62 ■ 0,38
34,528
0,85 2,13
0,31
0,31 4,722
1,07
12,68
1
2,39
У/////////////А 11,098 0,64
5,8
Ж
1.23
У////////////////////////^^^^ 19,905 0,21
^ 11,52__________________________________________________________________________
11,52 62,53
24,045
0,29
7,97 35,218
1,8
0
'!ШШШ$////////////////Л 19,598 19,72
0
32,852_Млн руб.
- принятие государственных мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций: поддержка отечественного бизнеса и экономики, в том числе, промышленных производителей, посредством уменьшения налоговой нагрузки, кредитных льгот, субсидий для работодателей;
- переориентация на внутренний спрос: введен запрет на вывоз критически важных для России товаров, оборудования и технологий;
- разрешение Минпромторга РФ на ввоз на территорию России необходимых комплектующих, деталей и других товаров в рамках параллельного импорта без согласия правообладателя товарного знака;
- активизация внешнеторговых отношений и упрощение таможенных процедур с дружественными странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и других регионов.
Приоритетными направлениями развития промышленного сектора ДНР, способными внести весомый вклад в обеспечение экономического роста, восстановления и дальнейшего развития экономики, содействовать промышленному суверенитету, являются:
- развитие ключевых секторов экономики ДНР, таких как металлургия, энергетика, машиностроение, агропромышленный комплекс, оборонно -промышленный комплекс, создание в этих отраслях высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе новых организационных возможностей государственного регулирования с использованием прогрессивных инструментов, методов и технологий анализа big data и обеспеченного квалифицированными кадрами. Это позволит на новом уровне контролировать управленческую деятельность в промышленном секторе экономики и ее результаты; отслеживать движение спроса и предложения, конкурентоспособность продукции, ее качество; и, в конечном итоге, - управлять экономическими процессами с определенной конкретной ответственностью;
- создание в ключевых отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности, условий для повышения производительности труда, роста фондовооруженности - на основе адаптации новых информационных систем. Продуцирование инноваций, направленных на оптимизацию использования факторов производства и эффективную и комфортную организацию пространства - в формате интеллектуальных сетей, городов, производств, рабочих мест;
- внедрение инновационных и передовых технологий: переход к созданию промышленных систем на основе сетей обмена данными в заводских процессах, создание самоорганизующихся и самооптимизирующихся роботизированных систем в промышленности на уровне производства и управления им;
- государственная поддержка развития новейших технологий - объединение информационных технологий с нано-, био- и когнитивными технологиями (NBIC-кон-вергенция) будет способствовать положительным преобразованиям в отраслях промышленности;
- налаживание межотраслевой и межрегиональной кооперации, развитие промышленного внутреннего рынка на уровне, необходимом для решения собственных проблем восстановления и развития промышленности региона;
- поддержка и развитие малого и крупного предпринимательства. Необходимо модифицировать среду ведения бизнеса в промышленности, способствовать распространению новых бизнес-моделей на основе современных сетевых платформ, создавать условия для развития наукоемкого высокотехнологического бизнеса в промышленном секторе.
* * *
Концепцией внешней политики РФ17, которая определяет вектор геополитики и задает тренды развития внешней среды с учетом долгосрочных тенденций ситуации в мире, содействие устойчивому росту российской экономики на новой технологической основе определено как национальный интерес РФ во внешнеполитической сфере. Исходя из национальных интересов и приоритетов РФ внешнеполитическая деятельность государства в сфере экономики направлена на достижение стратегических целей, одна из которых обозначена как обеспечение экономической безопасности РФ, ее суверенитета во всех сферах, и промышленного в том числе. Исходя из понимания долгосрочности санкций против РФ, необходимо наряду с мерами замещения импортных технологий и промышленной продукции проводить преобразования, направленные на стратегические цели суверенного развития страны. Так, до 2030 г. в сферу развития промышленности планируется привлечь свыше 10 трлн руб.15, только в 2023 г. запланировано привлечь не менее двух трлн руб. инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.
Среди мер поддержки промышленного сектора экономики - промышленная ипотека, обновленный режим работы промышленных кластеров, льготные кредиты для быстрого запуска проектов производства приоритетной продукции. Действенными институтами являются федеральный и региональные фонды развития промышленности, обеспечивающие государственные и частные инвестиции в реальный сектор экономики. Так, в 2022 г. в федеральный Фонд развития промышленности направлено почти 120 млрд руб. и дополнительно 8,7 млрд руб. в региональные фонды для поддержки проектов и компенсации затрат предприятий на уплату процентов по кредитным договорам. В 2023 г. в региональные фонды планировалось направить более трех млрд руб., что недостаточно для обеспечения кредитной поддержки промышленных предприятий. Необходимо расширять финансовые преференции, меры господдержки для проектов, направленных на достижение технологического и промышленного суверенитета.
В ДНР с целью увеличения объемов производства промышленной продукции, реализации стратегических проектов предприятий, создан Фонд развития промыш-ленности19, основными задачами которого являются разработка конкретных мер, направленных на сохранение и развитие производственного потенциала Республики, восстановление и возобновление работы промышленных объектов, остановленных в связи с ведением боевых действий и разрывом хозяйственных отношений, в том числе на новых освобожденных территориях, увеличение объемов производства и насыщение внутреннего рынка отечественной продукцией. Действенные результаты работы Фонда на данный период времени пока не наблюдаются. Эффективная работа Фонда должна повысить способность промышленности ДНР создавать условия для интенсивного производства и повышения социального благополучия населения, влиять на стабилизацию экономических внутренних и внешних отношений, укреплять самостоятельность в решении локальных проблем. На текущее время способность экономики ДНР обеспечивать промышленное развитие определяется как позитивными - наличие сырьевых ресурсов, относительно высокое качество человеческого капитала, наличие производственного потенциала, так
17 Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 «Обутверждении Концепции внешней политики Российской Федерации ». URL: http: //pu blication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202303310007?ysclid=llapilarc2185229108
18 Промышленный суверенитет. Релиз заседания Президиума Государственного Совета, посвященного развитию промышленности России в условиях санкционного давления. Президент РФ В. Путин 10 мая 2023 г. URL: https://vestnikpfo.ru/articles/industry/21982/?ysclid=lkkz9h0zou608982082
19 В Республике создан Фонд развития промышленности. Правительство ДНР. Государство и экономика. Промышленность. 18.07.2022. URL: https://pravdnr.ru/news/v-respublike-sozdan-fond-razvitiya-promyshlennosti/
и негативными факторами - институциональная неготовность, отсутствие инвестиций для модернизации промышленного производства, ограниченные возможности для структурного маневра в целях обновления и развития этого сектора экономики. Политика, ориентированная на формирование условий для устойчивого роста экономики, должна быть направлена на снижение влияния негативных геополитических факторов и максимизацию эффекта от преимуществ территории. Для этого должны быть задействованы управленческие ресурсы высокого порядка, чтобы ставить и решать практические задачи по включению промышленных производств Республики в производственные цепочки России, по облегчению процедур транзита; чтобы способствовать поддержанию внутреннего спроса в ДНР и осуществлять меры для обеспечения промышленного суверенитета.
Литература / References
1. Киселев С.Г. Трансформации мировой геополитической модели: последствия для России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2. С. 61-64. [Kiselev S.G. Transformations of the world geopolitical model: consequences for Russia. Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2015. No. 2. Рр. 61-64. (In Russ.)]
2. Moran T.H. Multinational corporations and the politics of dependence: copper in Chile. Princeton University Press. 2014. 286p.
3. Чибриков Г.Г. ЮНКТАД о размещении международного производства и развитии связей ТНК с национальными компаниями принимающих стран //Российский экономический журнал. 2002. № 5-6. С. 80-84. [Chibrikov G.G. UNCTAD on the location of international production and the development of relations between TNCs and national companies of host countries. Russian Economic Journal, 2002. No. 5-6. Рр. 80-84. (In Russ.)]
4. Лебедева М.М. Ресурсы влияния в мировой политике // Полис. 2014. № 1. С. 99-108. [Lebedeva M.M. Resources of influence in world politics // Polis, 2014. No. 1. Рр. 99-108. (In Russ.)]
5. Верещагина Т.А., Маевская К.Б. Транснациональные корпорации в экономике мира // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 8. № 1. С. 6-12. [Vereshchagina T.A., Maevskaya K.B. Transnational corporations in the world economy. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2005. Vol. 8. No. 1. Рр. 6-12. (In Russ.)]
6. Транснациональные корпорации: роль в экономическом развитии России / Л.М. Капустина, О.Д. Фаль-ченко /Монография. М-во образования и науки Российской Федерации. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. экономического университета, 2015. 164 с. [Transnational corporations: role in the economic development of Russia. L.M. Kapustina, O.D. Falchenko / Monografiya. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State. University of Economics, 2015. 164 p. (In Russ.)]
7. Афонцев С.А. Проблема глобального управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5. С. 65-70. [Afontsev S.A. The problem ofglobal management of the world economic system: theoretical aspects // World Eсonomy and International Relations. 2001. No. 5. Рр. 65-70. (In Russ.)]
8. Федосова С.П. Роль транснационального капитала в установлении экономической иерархии стран и вопросы экономической безопасности РФ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2004. С. 10-16. [Fedosova S.P. The role of transnational capital in establishing the economic hierarchy of countries and issues of economic security of the Russian Federation. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2004. Рр. 10-16. (In Russ.)]
9. Фролов И.Э. Доклады // О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / под ред. Д.Р. Белоусова и И.Э. Фролова. М., Динамик принт. 2022. 168 с. (Серия: Научный доклад ИНП РАН). [Frolov I.E. Reports. On the long-term scientific and technological development of Russia. M., Dynamic print. 2022. (In Russ.)]
10. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and Remaking of the World Order. New York: Simon & Schuster, 1996. 367 p.
11. Шацкий А.А. Промышленный суверенитет и импортозамещение на современном этапе развития российской экономики //Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 334-336. [Shatskiy A.A. Industrial sovereignty and import substitution at the present stage of development of the Russian economy // Natural Humanitarian Research. 2022. No. 44 (6). Рр. 334-336. (In Russ.)]
12. Шеожев Х.В., Бабаян Л.К. Геополитика и макроэкономические рычаги управления // Креативная экономика 2022. Т. 16. № 8. С. 2917-2934. DOI: 10.18334/ce.16.8.115236. [Sheozhev Kh.V, Babayan L.K. Geopolitics and macroeconomic control levers // Creative Economy. 2022. Vol. 16. No. 8. Рр. 2917-2934. (In Russ.)]
13. Голубев С.С., Щербаков А.Г. Методология управления промышленными технологиями. М., Первое экономическое издательство. 2020. 276 с. DOI: 10.18334/9785912923326. [Golubev S.S., Shcherbakov A.G. Methodology of industrial technology management. M., First economic publishing house. 2020. 276р. (In Russ.)]
14. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: к вопросу о сущности и механизме достижения //Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18-1. С. 28-32. [Afanasiev A.A. Technological sovereignty: on the issue of the essence and mechanism of achievement // Russia: trends and development prospects. 2023. No. 18-1. Рр. 28-32. (In Russ.)]
15. Россия и мир: 2022. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский; отв. ред. Г.И. Мачавариани, И.Я. Кобринская. М., ИМЭМО РАН. 2021. 136 с. [Russia and the world: 2022. Economy and foreign policy. Annual / G.I. Machavariani, I.Ya Kobrinskaya. (eds.). М., IMEMO RAN. 2021. 136р. (In Russ.)]
16. Евстафьев Д. Евразия 2030: вызовы сегодня для результата послезавтра // Точки роста: Евразийская повестка — 2030; Сборник экспертно-аналитических материалов Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки Роста» 2020-2021 гг. / отв. ред. С.Ю. Пантелеев. М., Институт Русского зарубежья. 2021. С. 240-248. [EvstafievD. Eurasia 2030: challenges today for the result the day after tomorrow. Points ofgrowth: Eurasian agenda — 2030; Collection of expert and analytical materials of the international project in the field ofpublic diplomacy «Points of Growth» 2020-2021. 2021. Рр. 240-248. (In Russ.)]
17. Медведев Д.А., Малых А.Е. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях: историко-политологический анализ //Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2022. № 2. С. 84-88. [Medvedev D.A., Malykh A.E. Political and economic sanctions in modern international relations: historical and political analysis // International cooperation ofEurasian states: politics, economics, law. 2022. No. 2. Рр. 84-88. (In Russ.)]
18. Кувалин Д.Б., Зинченко Ю.В., Лавриненко П.А., Ибрагимов Ш.Ш. Российские предприятия в конце 2022 года: противодействие санкциям, взаимоотношения с банками и реакция на климатическую повестку //Проблемы прогнозирования. 2023. № 3 (198). С. 200-216. DOI: 10.47711/0868-6351-198-200-216. [Kuvalin D.B., Zinchenko Yu. V., Lavrinenko P.A., Ibragimov Sh.Sh. Russian enterprises at the end of2022: counteraction to sanctions, relations with banks and reaction to the climate agenda // Studies on Russian Economic Development. 2023. Vol. 34. No. 3. Рр. 419-432.]
19. Караваева И.В. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности // Федерализм. 2020. № 2. С. 146-161. [Karavaeva I.V. Criteria of socio-economic security for Russia and the regions in the new reality // Federalism. 2020. No. 2. Рр. 146-161. (In Russ.)]
20. Половян А.В., Лепа Р.Н., Трубчанин В.В., Гриневская С.Н. Стратегирование развития отраслей обрабатывающей промышленности // Вестник Института экономических исследований. 2023. № 2 (30). С. 78-88. [Polovyan A.V., Lepa R.N., Trubchanin V.V., Grinevskaya S.N. Strategy for the development of manufacturing industries // Vestnik of Institute of Economic Research. 2023. No. 2 (30). Рр. 78-88. (In Russ.)]
Статья поступила в редакцию 14.09.2023. Статья принята к публикации 25.10.2023.
Для цитирования: А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская. Промышленный суверенитет и развитие новых регионов России // Проблемы прогнозирования. 2024. № 2 (203). С. 61-72.
DOI: 10.47711/0868-6351-203-61-72
Summary
INDUSTRIAL SOVEREIGNTY AND DEVELOPMENT OF NEW REGIONS IN RUSSIA
A.V. POLOVYAN, Doct. Sci. (Econ.), Economic Research Institute, Donetsk, DPR, Russia ORCID: 0000-0001-8570-6202; Scopus Author ID: 57200791954 R.N. LEPA, Doct. Sci. (Econ.), Economic Research Institute, Donetsk, DPR, Russia ORCID: 0000-0001-9232-2493; Scopus Author ID: 57200798750
S.N. GRINEVSKAYA, Cand. Sci. (Econ.), Economic Research Institute, Donetsk, DPR, Russia ORCID: 0000-0002-9324-3962; Scopus Author ID: 57200790545
Abstract. The article analyzes trends in sanctions policy that directly affect the development of the industrial sector in the economy. Factors that hinder and promote the establishment of the country's industrial sovereignty are considered. Key problems, trends, and prospects for the functioning and development of production in new regions of Russia are identified.
Keywords: industrial economy, industrial sovereignty, forecasting, management, strategic development.
Received 14.09.2023. Accepted 25.10.2023.
For citation: A. V. Polovyan, R.N. Lepa and S.N. Grinevskaya. Industrial Sovereignty and Development of New Regions in Russia // Studies on Russian Economic Development. 2024. Vol. 35. No. 2. Pp. 199-207. DOI: 10.1134/S1075700724020138