ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
33 (90) - 2010
промышленный и инвестиционный ПОТЕНЦИАЛ хабаровского КРАЯ*
(интернет-пресс-конференция губернатора Хабаровского края В. И. Шпорта в Информационном агентстве РБК)
30 сентября 2010 г. в пресс-центре РБК прошла интернет-пресс-конференция губернатора Хабаровского края В. И. Шпорта. Были рассмотрены проблемы развития промышленного и инвестиционного потенциала Хабаровского края, конкурентоспособность, преимущества и перспективы региона.
Важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации для тех, кто хотел бы вложить свои капиталы в развитие отраслей экономики той или иной территории, является состояние инвестиционного климата, сравнительные характеристики инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. Хабаровский край постоянно качественно улучшает свои позиции, что позволяет постоянно занимать одно из лидирующих мест по инвестиционному климату среди субъектов Дальневосточного региона. По мнению Рейтингового агентства «Эксперт РА», Хабаровский край является сегодня опорным регионом Дальнего Востока России. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2009 г. по отношению к 2000 г. составил по России 208,8 %, по Хабаровскому краю — 293,4 %. Темп роста инвестиций в крае в 2009 г. к уровню предыдущего года составил 100,1 %.
В настоящее время в Хабаровском крае производственная сфера в подавляющей части самофинансируется, т. е. развивается за счет собственных источников. Среди привлеченных источников наибольшую долю занимают бюджетные средства, полученные из федерального и краевого бюджетов. В структуре инвестиций в основной капитал Хабаровского края по источникам финансирования за 2009 г. собственные средства составили 34,3 %, кредиты банков — 5,8 %, бюджетные средства — 18,7 %, в том числе из федерального бюджета — 12 %, из бюджета края — 5,7 %.
В ходе интернет-пресс-конференции губернатор Хабаровского края, доктор технических наук,
* Публикуется в сокращении.
профессор Вячеслав Иванович Шпорт ответил на многочисленные вопросы.
— Вячеслав Иванович, просьба прокомментировать ситуацию на Большом Уссурийском острове, где Китай активно ведет строительство. Как идут работы по освоению острова с российской стороны?
— Во-первых, Китай на Большом Уссурийском острове строительства не ведет. Китай ведет активное строительство на соседнем полуострове Фуйань и строит мост на остров Тарабар, который соединяется с Большим Уссурийским. Этот переход у них почти готов. Что делаем мы? Есть совместное соглашение об освоении острова Уссурийский совместно китайской и российской сторонами, есть проект комплексного освоения острова Большой Уссурийский. По федеральной программе там должен быть построен современный пограничный переход, мост с российской стороны на остров Большой Уссурийский, для того чтобы организовать там цивилизованный переход граждан как в одну, так и в другую сторону, проезд, а также торговлю — двигатель прогресса.
Сегодня ведутся проектные работы: выполнен проект моста, который должен быть построен с российской стороны, сейчас проект проходит государственную экспертизу, а по программе мост должен быть построен в следующем году. Все остальные работы в проекте (рекреационная зона и т. д.) сориентированы на строительство моста и перехода. Потому что если там не будет моста и перехода, то там нет никакого смысла вкладывать деньги. И инвесторы сегодня ждут: как только мост начнет строиться — там закипит работа и с российской стороны по программным проектам комплексного освоения острова.
В целом правительство Хабаровского края работает по плану, в соответствии с графиком ра-
бот, и выполнит работы в те сроки, которые были определены Правительством РФ.
— Советская Гавань объявлена особой экономической зоной портового типа. Что реально это дает Хабаровскому краю?
— В декабре прошлого года Премьер-министр РФ подписал постановление о создании особой портовой зоны в городе Советская Гавань. На сегодняшний день проводится организационная подготовка, ведутся переговоры с резидентами, которые будут работать в этой особой экономической зоне. Они уже сегодня наметились — это отечественные компании, а также иностранные из Японии, Китая и Южной Кореи. Поэтому проводится отбор компаний, проводятся организационные мероприятия с тем, чтобы со следующего года, как это прописано, начать конкретную деятельность. Что это даст? Появится возможность построить там современнейшие терминалы, например контейнерный терминал, терминал по перегрузке сыпучих грузов, мощности по ремонту судов различного типа. Это то, что было намечено там сделать. А если это будут современные предприятия, это значит, что будут дополнительные рабочие места, это будет закрепление населения за районом Советской Гавани. Район этот непростой, он очень сложный, и как раз эта особая экономическая зона даст возможность закрепить там население и увеличить приток денег в местный бюджет. Ведь практически все районы края — дотационные, и зависят сегодня и от Центра, и от краевой власти. Необходимо создать такие условия, чтобы районы Хабаровского края имели возможность наполнить свой бюджет за счет тех поступлений, которые идут от работы и производственной деятельности на их территории. Вот этот шаг направлен в основном на это. Ну, а перед краем, который также получает и трансферты, и субсидии, и субвенции, также стоит задача — подойти к самоокупаемости. Поэтому это один из больших проектов, который позволит сегодня увеличить и валовый региональный продукт, и увеличить поступления в бюджет Хабаровского края, а самое главное — это закрепить население. Ведь для того, чтобы увеличить приток населения на Дальний Восток, на первом этапе необходимо сегодня остановить отток, чтобы люди не уезжали, чтобы они там закреплялись, чтобы у них была возможность работать, покупать жилье, учить детей и т. д.
— Вячеслав Иванович, как идет модернизация производства в крае?
— Модернизация производства в крае идет по-разному, потому что существуют различные
предприятия и подходы. Но есть понимание и у предпринимателей, и у руководителей больших предприятий, что без модернизации производства они просто погибнут. Вот это и есть для правительства края самое главное — это понимание, что без модернизации производства не обойтись. И на примерах предприятий, которые этим занимаются не первый год, видно, что там, где есть элемент модернизации, где внедряются новые инновационные технологии — там предприятия работают, кадры держатся, там есть молодежь, там есть обновление, такие предприятия работают успешно. Так, например, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (КнААПО) модернизацией начало заниматься более 10 лет назад, и сегодня есть результат. Это суперсовременное предприятие, туда с удовольствием идут работать как инженерно-технические кадры, так и рабочие. Но это не рабочий в засаленной робе, а нормальный молодой человек, который стоит у комплекса с числовым программным управлением и следит за компьютером, а все остальное делают роботы, и т. д.
Поэтому будем стремиться к тому, чтобы на производстве проводилась модернизация, чтобы можно было достигнуть главной цели — создать нормальные условия труда для наших граждан, которые могли бы за свой квалифицированный труд получать хорошее вознаграждение и решать свои бытовые вопросы. Такие направления сегодня заданы, и предприятия, например «Амуркабель», «Дальэнергомаш» — занимаются модернизацией неплохо. Но есть в крае судостроительный комплекс, в котором дела идут похуже, но и там уже занимаются модернизацией производства, и есть перспектива впереди, есть заказы. Потому что заказчик предпочитает размещать заказ на том производстве, где издержки минимизированы, где работают на современном промышленном технологическом оборудовании, на модернизированном предприятии. Поэтому это направление считается в крае на сегодня основным, и эта политика проводится по всем предприятиям, отраслям. Взять, например, лесопромышленный комплекс. Сегодня там установлено такое оборудование, как на авиационном предприятии — ничем не отличается: те же лазеры, те же новые технологии. То есть как раз это и есть модернизация — и работа другая, и деньги другие. В лесопромышленном комплексе края внедряются новые методы производства, внедряются проекты, направленные на глубокую переработку древесины. И предприятия уже не хотят продавать круглый лес, они его хотят перера-
- 3
батывать, потому что там прибавочная стоимость, там другие цены, другие покупатели, и они уже шаг назад делать не хотят.
То есть сегодня для края проблема с повышением пошлины на вывоз кругляка уже отпала. Сегодня в крае, наоборот, заинтересованы в том, чтобы выполнять принятое Правительством РФ решение по глубокой переработке леса отечественными предприятиями. И такая переработка леса в крае до 2013 г. должна вырасти до 97 %. Поэтому в лесной отрасли, рыбной, горнодобывающей отрасли, в металлургии идет модернизация. По всем важным направлениям, которые в Хабаровском крае определены, везде процесс модернизации стоит на первом месте. Это является важнейшим элементом развития экономики Хабаровского края.
— Сегодня слово «модернизация» идет в тесной связке со словом «инновация». Расскажите, пожалуйста, какие инновационные проекты Вы планируете реализовать в регионе в ближайшие годы?
— Все, что новое делается в производстве, в любой отрасли экономики края — это все инновации. Например, сейчас в крае реализуется проект по извлечению золота из так называемых упорных руд, так как простым методом золота из них уже не извлечешь. И сегодня на территории Хабаровского края идет строительство суперсовременного предприятия (первого в России), которое будет работать над извлечением золота из руд, добытых не только на территории Хабаровского края, но и из других регионов. На этом предприятии будут применены новейшие технологии, это будет инновационный продукт. Это один из элементов. Про авиацию и деревопереработку уже было сказано. Поэтому этот процесс идет нормально и правительство края этому способствует. Чем можно способствовать? Правительство края создает условия для инновационной деятельности: создаются краевые фонды, выделяются деньги для стимулирования и поощрения тех, кто внедряет инновационные продукты. Но не нельзя сегодня взять в правительстве и сказать, что у нас будет вот такой-то инновационный продукт и кому-то там дать задание. Нет такой возможности и нет такой необходимости. Но должны быть созданы условия, и правительство края решило: тем, кто будет заниматься инновациями, любыми инновациями, будет оказано содействие в виде каких-то льгот, налоговых послаблений, денежного стимулирования, льготных кредитов, кредитов из краевых фондов, микрокредитования и т. д. Все эти институты оказания помощи тем, кто занимается инновациями, в крае работают сегодня, и они уже показывают хорошие результаты. Процесс идет. И
4 -
уже есть новое поколение инноваторов. Но необходимо отметить, что не все инновации приживаются, потому что это и всегда так было. Иногда новый инновационный продукт находит себя через лет 10, потому что он был предложен раньше того времени, когда общество к этому готово. Но тем не менее этот процесс идет, и условия для этого в крае вполне приемлемые.
— Вы затронули вопрос производства SuperJet 100. Когда же самолеты SuperJet 100 будут летать на российских авиалиниях?
— Первый самолет должен полететь в этом году, в декабре. В плане авиационного объединения — два самолета в этом году продать в авиакомпании по заключенным контрактам. И они эту задачу выполнят. А в следующем году — это уже поставка самолетов по контрактам. На заводе уже идет серийное производство этих самолетов. Хотя были некоторые задержки по поставке двигателей от партнеров Ярославской области, но они сейчас меры принимают и к следующему году войдут в ритм поставки двигателей, а со следующего года должны пойти самолеты на авиалинии. На сегодня уже есть заказов примерно на 130—140 самолетов, в том числе таких авиакомпаний, как «Аэрофлот». Портфель заказов хороший, поэтому здесь нет никаких сомнений, все будет сделано вовремя.
— Вячеслав Иванович, недавно Вы приняли участие в церемонии ввода в эксплуатацию федеральной дороги Чита — Хабаровск. Какое значение будет иметь эта автотрасса для развития региона?
— Очень большое значение. Дорога — это всегда жизнь. И то, что в Хабаровском крае установили знак «нулевой километр» — имеет большое значение для нашего края. Во-первых, Хабаровский край является транзитной территорией, фактически — это хаб по всем направлениям наших сообщений. Хабаровский край — центр железнодорожный, потому что из Москвы идет поезд по Владивосток. Воздушное сообщение через Хабаровский край идет во все регионы Дальнего Востока.
Сегодня в крае еще добавился транспортный коридор по автомобильной трассе: Москва — Владивосток, Санкт-Петербург — Владивосток. Это сложно как-то оценить в рублях, но то, что это проходит через Хабаровский край, — это очень важно. Планируется не только ездить по этой трассе, но и получать какую-то выгоду. Есть программы внутри Хабаровского края: ведем дорогу Хабаровск — Ванино, на сегодня уже две трети трассы закончены. А вот когда ее доведем до порта Ванино, то получим возможность из Москвы ездить не только в порт Находка и Владивосток, но и
в порт Ванино, в порт Советская Гавань — особую портовую зону. Здесь наипрямейшая выгода: можно возить грузы туда не только по железной, но теперь и по автомобильной дороге из любого региона РФ. К примеру, когда собираем самолет SuperJet 100 в Комсомольске-на-Амуре, то головная часть и хвостовая часть кабин этого самолета собираются в Новосибирске на авиационном объединении им. Чкалова. И вот эти агрегаты возят автомобилем из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре. Можно только представить, как их возили, когда там не было дороги! Но возили, конечно, по три недели везли, потому что этот негабаритный груз по «железке» не проходит.
Сегодня, когда завершено строительство этой трассы, когда она уже вся в асфальтобетоне, во-первых, уменьшатся сроки доставки грузов, улучшится качество перевозки и т. д. С появлением дороги, которая позволяет ускорить процесс доставки узлов самолетов, появилась возможность наращивать производство самолетов SuperJet 100. Это один простой пример, но он очень показательный, что такое дорога. К сказанному можно добавить то, что каждый гражданин сегодня получил возможность поехать из Хабаровска в Москву на автомобиле просто попутешествовать.
Поэтому считаем, что завершение строительства трассы в этом году является важным для края событием. И этот факт еще оценят, может быть позже, когда-то. Такой трассы из Москвы во Владивосток не было никогда. Сегодня она появилась, и появились новые возможности работать при ее помощи. Кроме дороги на Советскую Гавань ведется строительство дороги в город Николаевск-на-Амуре, в устье Амура, и она тоже будет иметь выход на эту трассу. Появятся еще и другие региональные дороги, появятся не только в Хабаровском крае, и все они будут выходить на эту главную трассу.
— В Хабаровском крае строятся центры высокотехнологичной медицины, на работу приглашают также специалистов из других регионов. Вопрос: как обстоят дела с жильем?Может ли получить квартиру сотрудник такого медицинского центра?
— На первых порах, когда планировалось пригласить специалистов из других регионов, была предложена схема выделения служебного жилья. Это на первых порах. Специалисты могут поработать временно и уехать, они могут поработать и приобрести себе жилье по ипотечной системе, которая работает в крае, или по какой-то другой схеме.
И на первых порах это сработало. Первые специалисты, которые приехали из других регионов, живут в служебном жилье. Поэтому если гражданин
является таким высококлассным специалистом и есть необходимость его пригласить, то найдется вариант, как ему дать служебное жилье. А дальше он определится. То есть схема такая в крае есть, она работает. И даже есть специалисты, которые приехали из других стран и работают сейчас. Пусть не волнуется — если есть желание, то пусть приезжает, варианты могут быть различные.
— Какие мероприятия проводятся в регионе для того, чтобы поток иностранных инвестиций был устойчивым?
— Первое мероприятие, которое должно проводиться в любом регионе, и Хабаровский край не исключение — это создание нормальной правовой, законодательной и нормативной базы для надежности вложенных инвестиций. Чего боится иностранный инвестор? Он боится того, что вложит деньги, а на пути вложения инвестиций ему могут поставить какие-то административные барьеры, что и происходит на практике довольно часто, и инвестор теряет деньги. Он не заканчивает проект, а просто теряет деньги. Такое в крае уже было. И это отпугивает многих инвесторов вкладывать особенно большие средства. На сегодняшний день нормативно-правовая система в крае создана, есть полный комплект законодательной базы и гарантии, которые предоставляются любому инвестору, вкладывающему средства в строительство или в какие-то другие проекты на территории Хабаровского края. И это главное. Поэтому были приглашены некоторые большие компании, они приезжают, смотрят, изучают, ведут переговоры. Уже есть иностранные компании, которые поверили в это, ведут проекты и успешно работают. Есть инвесторы и из Малайзии, Южной Кореи, которые работают очень успешно в крае, хотя их, к сожалению, немного на сегодня. Несмотря на то, что наш край находится на Востоке, основной приток инвестиций идет из Европы. Крупные инвестиции идут, к примеру, из Германии, Италии. Это объясняется тем, что идет модернизация крупных предприятий на территории края и поставки оборудования идут в основном из Европы. Хотелось бы, конечно, чтобы наши ближайшие соседи также активизировались в этом плане. Процесс пошел, но он медленно идет. Пока идет медленно, но для активизации этого процесса используются различные возможности: принимаем участие в международных выставках, приглашаем к себе, проводим у себя выставки. Тем самым раскладываем нашу нормативную базу, правовую базу, законодательную базу, чтобы инвесторы знакомились, какие возможности есть, какие преференции могут получить. Думается, что это даст свой результат, но
- 5
не быстро. Хотелось бы, чтобы быстрее. Объем инвестиций в экономику края в среднем в год составляет около 80 млрд, в этом году составит около 100 млрд руб. То есть процесс все равно идет, но хотелось бы, чтобы он шел активнее. В Хабаровском крае есть интересные проекты, 10 таких основных проектов размещены на сайте края, а всего их предлагается больше 40. Это и строительство, и модернизация производства, и гостиничный комплексы и т. п. То есть все атрибуты инвестиционные, которые могут быть и должны быть в регионах. Недавно было заключено соглашение с компанией, которая будет вести доразведку нефти на территории Хабаровского края. В течение полутора лет проводились переговоры с этой компанией, а сейчас идут подготовительные работы для того, чтобы заключить инвестиционное соглашение и работать на территории края. Это как раз уже результат этой работы и уверенности. Пошел иностранный инвестор, приехали греки, немцы, понимая, что база нормальная, они ее изучали очень долго, и вот это самое главное. А все остальное — это организационные вопросы, и в процессе они решаются всегда. Есть хорошие примеры, когда потенциальным инвесторам предлагаем, чтобы они пошли и сами познакомились, как работает инвестор, который пришел ранее. Это гораздо важнее, чем теоретическое объяснение. И инвестиции идут...
— Недавно Вы сказали о том, что ведутся работы в регионе по поиску нефти. Насколько это реально и каковы предполагаемые запасы «черного золота»?
— Об этом говорить пока рано. Имеются только предварительные спутниковые результаты. И чтобы их оценить, необходимо провести доразведку. Чтобы доразведать, нужно вложить немалые финансовые средства. В результате поисков такой инвестор, который бы за это взялся, был найден. Инвестор проведет доразведку, по предварительным данным это может произойти где-то в течение III квартала текущего и I квартала следующего года. К марту—апрелю 2011 г. будет выдан результат о предполагаемых запасах. Тогда можно о них говорить. Сегодня пока рано, очень сырой вопрос, чтобы говорить о запасах. Но то, что запасы нефти есть на территории края, можно сказать с уверенностью.
— Ежегодно в Хабаровске проводится Дальневосточный экономический форум. Что дает краю проведение этого мероприятия ? Будет ли форум проводиться в этом году?
— В 2009 г. было принято решение о том, что форум будет проводиться не каждый год, а раз в два года. Причины здесь разные: во-первых, там
6 -
происходят накладки — есть форум Байкальский, который очень близок и проводится в одно и то же время, есть и другие форумы в регионах. И когда в крае проводится форум, появляется проблема — приглашение первых лиц. Поэтому был увеличен такой интервал.
Во-вторых, один год — это срок недостаточный для того, чтобы реализация каких-то вопросов имела какой-то законченный цикл, ведь только в работу включились. Поэтому это как раз и даст возможность более качественно работать — не на копилку форумов, потому что их и так много провели, а реально для того, чтобы какие-то проекты реализовать. Форум проводится для чего? Для того чтобы привлечь внимание инвесторов, руководителей других регионов в Хабаровский край, чтобы на территории края развернуть какие-то производства, внедрять новые технологии. Вот эта работа быстрого результата не дает, она может «выстрелить» через несколько лет. Поэтому от форума не ждем сиюминутных результатов, но на каждом форуме все более качественно раскрываем возможности Хабаровского края.
Хабаровский край — это промышленный край и высокоинтеллектуальные граждане, потому что собирать современный самолет может только высокообразованный человек. Нужно подготовить соответствующие кадры, а это дальнейшее развитие системы образования — среднего специального образования и высшего образования. То есть, чтобы создать продукт высокого интеллекта, нужно подготовить качественного гражданина, а значит, поднимается уровень его жизни, уровень его интеллекта и т. д. И когда это озвучиваем на форуме, то даем информацию о том, что есть сегодня рабочая сила, есть кадры, есть интеллект, который готов любые нанотехнологии внедрять на территории края. И если другой регион представляет какие-то другие направления, то в крае представляются вот эти направления. Поэтому форумы — это площадка, где можно представить возможности края. Этим пользуемся, и это приносит результаты. И многие проекты, которые сегодня реализуются на территории края, как раз стали результатом проведения форумов и освещения этих вопросов на каких-то форумах. Точная статистика не ведется, но известно, что много вопросов, которые поднимаются на форумах, решаются. И не только вопросы внедрения. Решаются вопросы также и на уровне правительства, когда есть возможность в активном режиме реального времени каким-то министрам выслушать какие-то проблемы в крае, самим выступить, оценить, что происходит, тогда и
решения принимаются быстрее, и их немало. Поэтому результаты этих форумов в краях и областях имеют важное значение сегодня в жизни любого региона, и Хабаровский край — не исключение.
— Как Вы оцениваете развал «Дальавиа» и то, что огромное количество высококлассных специалистов, включая пилотов и техников, должны искать непрофильную работу или переезжать в другие районы страны ?В состоянии стагнации находится целый район Хабаровска — Авиагородок...
— Конечно, оценка отрицательная. Понятно, что это очень плохо, когда целая компания исчезла с территории России. Это федеральная компания (а многие считали, что она хабаровская), которая прекратила свое существование три года назад, ее признали банкротом. Для Хабаровского края — это большая потеря, но все то, что зависело от руководства края, было сделано, а сейчас заканчивается процесс банкротства предприятия. Главной задачей в этом для края было то, чтобы после объявления компании банкротом имущество предприятия не исчезло (как это бывает в большинстве случаев), чтобы его не растащили, чтобы процедура банкротства шла в рамках федерального законодательства. Сегодня этот процесс проходит под контролем правительства Хабаровского края. В результате развала авиакомпании было уволено более 3 тыс. чел., первой задачей стояла выплата работникам зарплаты. Было около 250 млн руб. долгов. На сегодня практически все долги по зарплате закрыты, осталось только около 7 млн руб. долгов по выходным пособиям, по листкам нетрудоспособности. Долг в этом году закроем.
Во-вторых. Было приобретено у «Дальавиа» несколько самолетов в хабаровскую авиакомпанию, тем самым поддержали и тех, кому деньги выплатили, и сохранили технику, которая еще может работать. Дальше процесс идет, его уже не остановишь, его нужно закончить цивилизованно. А проведение тех мероприятий, которые были запланированы к внедрению в Хабаровске, а также в районе хабаровского аэропорта, где очень плотно сотрудничаем с компанией «Сухой», позволит привлечь многих высококлассных специалистов, которые остались после развала этой компании. Все вопросы, которые сегодня зависят от правительства Хабаровского края, будут решены в ближайшее время, а дальше будем летать на самолетах других компаний.
— Какие программы по развитию туризма разрабатываются в вашем крае?
— Это больной для нашего края вопрос, потому что туризм развит в одну сторону — выездной туризм. Из Хабаровского края туристы следуют — и
в Китай, и в Корею, и в Японию, и во Вьетнам, в Таиланд, а в край тоже приезжают туристы, но, к сожалению, мало. Недавно состоялось заседание правительства края, посвященное этому вопросу. И уже есть программы, определены «точки роста». Необходимо теперь привлекать в эти места туристов, но сначала необходимо создать там инфраструктуру. На расширенном заседании правительства края были выслушаны и бизнесмены, и те, кто занимается туристическим бизнесом, и руководители районов, в которых необходимо организовывать туризм. Поэтому этот вопрос сегодня стоит на повестке дня как один из основных. Новая программа по развитию туризма вскоре будет утверждена, а старая программа себя уже исчерпала, ведь жизнь не стоит на месте, она идет вперед. Этот вопрос перспективный для края. Но непростой, и будем его решать.
— Говоря об авиаперелетах, наши пользователи напоминают о том, что актуальной остается проблема высоких тарифов на авиабилеты. Есть ли какие-то подвижки врешении этого вопроса, может быть для каких-то социально незащищенных слоев населения?
— Есть, конечно, хорошая подвижка. В 2009 г. Правительство РФ приняло беспрецедентное решение по льготным тарифам для молодежи до 23 лет и для пенсионеров. Они сегодня пользуются этим очень хорошо. И количество их растет с каждым годом. Сегодня многие пенсионеры, по некоторым данным, летают в Москву чуть ли не каждый месяц, у них появилась такая возможность. Кто-то к родственникам, кто-то на лечение летает, кто-то на курорт и т. д. Это очень здорово. Думается, что категория эта выбрана правильно — молодежь, которая пока не смогла найти свое место в жизни и заработать деньги, чтобы летать, и пенсионеры, которые уже не имеют работы, — они имеют возможность летать в центральные регионы РФ. Это очень хороший, мощный шаг в сторону наших граждан, когда помогаем им, когда государство им подставило плечо. На территории Хабаровского края также дотируются внутренние перевозки. Например, от Хабаровска до Охотска билет стоит более 11 тыс. руб. и лететь четыре часа. Край такой большой и необъятный, что тоже есть проблема стоимости авиаперевозок, поэтому поездки дотируются из бюджета края. Это проблема многих больших территорий, но тем не менее находятся варианты решений и решаются эти вопросы. Но самое главное, чтобы их решать, нужно, чтобы работала и модернизировалась промышленность и приносила доходы в бюджет. Тогда будет возможность у государства в целом, и у любого региона,
- 7
и у Хабаровского края решать многие социальные вопросы, в том числе и транспортные перевозки. Но пока тарифы сохраняются большие, и здесь много причин — и топливо дорогое, и изношенность авиапарка. Ведь что происходит, когда старые самолеты летают? Почему сегодня парк самолетов меняется? Да потому, что старые самолеты, как их называют — это «самолеты для поглощения топлива». Поэтому более 50 % в стоимости билета составляет стоимость топлива. Какая экономика такое выдержит? У человека таких денег, конечно, нет. Сегодня идет замена парка самолетов, на смену старым приходят новые, экономически выгодные самолеты, современные, и эти вопросы по снижению тарифов с внедрением новой техники тоже параллельно будут решаться.
— Не считаете ли Вы необходимым расширить категории людей, которым предоставляется возможность по льготным тарифам летать?
— Такое предложение было вынесено руководством края на рассмотрение Правительством РФ. В Минрегионе России были встречи, на которых официально давали свои предложения, чтобы распространить льготные тарифы еще и на внутренние перевозки в тех регионах, в которых расстояния очень большие. Как уже было сказано, в Хабаровском крае очень «длинные плечи» перелета, например, от одной точки до другой 1 200 км. Понятно, что для края это было бы очень большим подспорьем, если федеральный бюджет предложил бы такую помощь. Но тем не менее этот вопрос вечный, тарифный вопрос, — как авиационные тарифы, так и железнодорожные тарифы, они всегда высокие в тех регионах, которые находятся далеко от Центра или далеко от тех точек, откуда идет пассажирский поток, грузопотоки, и имеет важное значение для региона. Сейчас, к примеру, возим зерно из центральных регионов России. На тариф уходит все. А в Хабаровском крае, например, выращиваем только фуражное зерно. И здесь тоже проблемы есть. Но они решаются постепенно. Я считаю, что с федеральным правительством совместно эти вопросы решим. Они не быстрые, растянуты во времени. В первую очередь нужно иметь возможность и желание их решать, и тогда они решаются.
— Принято ли решение Правительством РФ о строительстве второй ветки БАМа? Если да, то когда оно начнется и какие средства будут на это выделены?
— Такого решения не принималось, но предложение такое было внесено, потому что БАМ является такой железнодорожной артерией, которая
8 -
практически может решить многие проблемы на Дальнем Востоке — и по закреплению кадров, и по населению, и по внедрению новых технологий, инноваций и производств. Вот, например, порт Ванино, который работает очень интенсивно. Там построен балкерный терминал, в котором уже сегодня эксплуатируются первая очередь, производительностью до 6 млн т грузов в год, и вторая очередь — 12 млн т угля, которую планируется довести до 20 млн т в год. Ряд компаний уже сегодня там готовит проекты по строительству подобных или других терминалов, в том числе в Советской Гавани (они находятся там рядом).
Но когда было просчитано, то выяснилось, что пропускная способность БАМа не позволит сегодня обеспечить пропуск такого количества сыпучих грузов, которое было заявлено. А заявлено было до 100 млн т грузов в год до 2020 г. И если все эти компании построят там все свои новые мощности, то БАМ такое количество грузов не сможет пропустить. Тогда вышли с предложением в Правительство РФ для того, чтобы ускорили и расширили помощь правительства по расширению возможностей пропускной способности БАМа. На БАМе уже идут работы, строится тоннель на Кузнецком перевале с пропускной способностью до 30—35 млн т грузов. Но этого сегодня мало, необходимо строить вторую железнодорожную ветку. Сегодня железная дорога активно работает, строятся разъезды, объезды, построено 11 новых станций на территории края. За прошлый год более 4 млрд руб. инвестиций было вложено только в Ванинский район. Но сегодня этого уже недостаточно.
В стратегии развития железной дороги как раз описаны вот эти процессы, которые необходимо внедрить, чтобы обеспечить провоз грузов. Стратегия развития железной дороги была изучена, были сделаны свои замечания и предложения, и они там нашли свое отражение. Сегодня идет защита и далее уже выносится на правительство рассмотрение вопроса о том, строить ли там вторую ветку или что-то еще. Ведь вторая ветка — это не только ветка, это и энергетика, и железнодорожный транспорт — необходимо менять тепловозный парк на электровозный. То есть этот проект тянет за собой крупные модернизационные процессы, которые оцениваются в 500 млрд руб., но это очень приблизительная цифра. Однако это делать необходимо, это позволит улучшить экономику Хабаровского края как раз в районе Советско-Гаванского транспортного узла.
— В начале сентября Министерство обороны РФ пообещало, что военные городки будут своевре-
менно подготовлены к зиме. Как на самом деле сейчас обстоят дела?
— Здесь два вопроса пересекаются. В этом году проблем с подготовкой к зиме не было. Готовились лучше, чем в прошлом году, и темпы были лучше, и качество выше, потому что были учтены прошлогодние ошибки. Жизнь в Хабаровском крае заключается в том, что как только закончилась зима — сразу начинается подготовка к следующей зиме во всех районах. В основном начинается с севера. И был один проблемный вопрос в прошлом году как раз с теми военными городками, которые находятся на балансе края. Практически всю зиму туда вмешивалось правительство края, подключали все свои силы для того, чтобы не заморозить людей. Ведь во многих домах температура двигалась к нулю, были частые отключения. Поэтому в этом году пришлось подключить министра обороны. Хорошо, что он отозвался очень быстро, оперативно прислал целую группу специалистов, военных руководителей. С ними был составлен план работ, план выполняется и хочется сказать, что Переяславка-2 точно не замерзнет. Там уже подготовлена котельная, завозится уголь, практически вопросов там не будет. По краю подготовка идет хорошо, северные районы уже начали топить, так как уже две недели назад в одном из районов температура была минус 6 градусов. Вопросов по северному завозу также нет. В крае имеются необходимые силы и средства, к зиме практически все уже завезено.
— Насколько промышленный и инвестиционный потенциал края зависит от грамотной управленческой команды, способной этот потенциал реализовать в материальные результаты? Как Вы лично оцениваете на сегодняшний день команду государственных служащих своей администрации в плане ее способности к достижению высоких конечных результатов? Есть ли кадровый резерв?
— Это хороший вопрос. С этого надо начинать, потому что если не будет грамотных управленцев, то не сможем внедрить ни один процесс: ни модернизацию провести, ни инвестиции грамотно привлечь, ни реализовать их на территории края. Поэтому сегодня есть в крае команда управленцев, которая грамотно работает. Наверное, не все хорошо получается, есть много вопросов, но тем не менее видим, куда идти, знаем, как идти.
С резервом, конечно, есть проблемы. Сегодня работаем над созданием хорошего качественного резерва кадров, чтобы люди могли прийти, встать и сразу начать работать. А случается порой, что человек из резерва приходит и «не тянет». Поэтому
работаем конкретно с резервом, недостатки еще есть, но они решаемые.
— Когда компания «Базовый элемент» начнет строительство своих терминалов по перевалке грузов в порту Ванино?Когда возможно завершение?
— Да когда захочет, пусть тогда и строит. В крае никто никого не сдерживает. Все сейчас как раз смотрят на железную дорогу. Если приходит инвестор или компания, пожалуйста, с ними все вопросы сразу решаем — и отвод земли, и все то, что зависит от руководства края. Сегодня эта схема отработана очень хорошо. Но они смотрят на то, что железная дорога не пропускает сегодня такое количество грузов, которое необходимо. В этом есть проблема. Если инвесторы построят терминал, то он будет простаивать. Поэтому компания просто оттягивает начало строительства. Хотят подождать, пока решится капитальный вопрос по пропускной способности железной дороги, им нужна гарантия. Сегодня не одна эта компания, а уже несколько компаний с правительством края подписали протокол о намерениях. Вопрос только во времени. В крае заинтересованы в том, чтобы эти компании быстрее начали строить, поэтому и являемся инициаторами вопроса по строительству второй ветки БАМа, по увеличению пропускной способности и т. д.
— Каковы планы по развитию малого и среднего бизнеса в регионе?
— В прошлом году правительством края была утверждена программа по поддержке развития малого и среднего бизнеса, где были определены как раз те ориентиры и действия, которые необходимо провести правительству для того, чтобы этот сектор развивался. Сегодня он уже занимает в бюджете края порядка 18 %. Это хороший показатель. Они выходят практически на первый план по наполнению бюджета, и это уже мощная сила в крае, которую надо поддерживать и где-то уже с нее спрашивать.
На поддержку малому и среднему бизнесу в бюджете 2009 г. было заложено около 800 млн руб. на различные льготы, т. е. практически из бюджета деньги были выведены на то, чтобы дать льготы предпринимателям на развитие их производств, в том числе и инновационных. И в этом заключался некоторый риск. Но мы ждем от этого сектора экономики хорошей отдачи. Сегодня уже видно, что деньги потрачены не зря. В крае есть несколько фондов для поддержки малого и среднего бизнеса, для микрокредитования. Где-то даем гарантии правительства, если компания предлагает какой-то хороший продукт на выходе. Этот бизнес надо
- 9
поддерживать, он сегодня — основа, потому что большие предприятия всегда поддерживали, они всегда на виду. И есть хорошие предприятия, которые работают по-честному, и зарплату платят, и налоги.
Кстати, сейчас на территории края есть малые предприятия, которые платят налоги, сопоставимые с большими предприятиями. Хорошо видно, что это результаты поддержки, они реализованы, они воплощены в отдачу налоговую, а это позволяет в крае решать многие социальные вопросы.
— Как преодолеваются последствия аномального лета, что делается в крае для того, чтобы минимизировать потери? Также как обстоят дела в розничном секторе продуктов питания?
— Аномальное лето не обошло и Хабаровский край. В этом году в крае была затяжная зима, практически на месяц позже пришла весна, такого не было многие десятки лет. Поэтому не удалось посеять некоторые культуры, просто их не стали сеять потому, что время вышло. В результате появились проблемы в крае с фуражным зерном. Это зерно производится для фуража, на корм скоту. Плюс к тому была засуха, потом полили дожди, залили луга и т. д. Все эти сложные вопросы в хозяйствах уже пройдены. По заготовке кормов, по сочным и грубым кормам проблемы нет. А вот фуражное зерно придется закупать. Поэтому на зимний стоевый период вопросы в крае по корму будут решены в тех объемах, которые были запланированы, но с наибольшими затратами, потому что эти процессы повлияли на качество, на количество заготавливаемых кормов. Но тем не менее грамотные решения команды, которые принимались вовремя, приведут к тому, что на зиму будут заготовлены корма в тех объемах, которые необходимы.
— Вячеслав Иванович, Вы возглавляете край уже полтора года. Как Вы оцениваете это время,
что считаете самым большим своим достижением на посту губернатора?
— Наверное, самое главное, что удалось сделать, это остановить падение экономики, потому что прошлый год был очень сложным годом, кризисным для края, да и всего мира. И наша главная задача была, и моя в первую очередь, остановить падение экономики, и мы его остановили. А в этом году идет рост, по полугодию рост экономики в крае составляет 129 %, это очень хороший показатель. В связи с этим был пересмотрен бюджет уже в середине года в сторону увеличения. На сегодня решены многие вопросы, планируется до конца 2010 г. выйти на валовой региональный продукт с ростом примерно на 1 % к докризисному 2008 г. То, что по показателям превзойдем прошлый 2009 г. — это уже стало ясно. Но теперь ставим перед краем задачу достичь результатов 2008 г. И это считаем главным достижением. В прошлом году краем были взяты кредиты в трех банках, взят кредит в Правительстве РФ, так как была проблема с выплатой зарплаты бюджетникам. В этом году долга за краем не будет. Сегодняшние показатели дают основания считать, что до конца года с долгами рассчитаемся. Но сделать хотелось бы больше. Больше хотелось бы построить жилья, дать всем квартиры. Есть проблемы сегодня с выделением квартир сиротам, людям с ограниченными возможностями, ведь эта категория всегда менее всего защищена. Хотелось бы быстрее, но пока не получается.
Достигнутые показатели в экономике края дают основания считать, что мы на правильном пути. По результатам полугодия приняли решение: вместо программы, направленной на остановле-ние падения экономики, разработать программу, направленную на наращивание экономических показателей. Для этого есть все возможности, силы и средства.
Вела интернет-пресс-конференцию руководитель пресс-центра РБК Ольга ДОРОНИНА
издательски и дом
ШАНСЫ
\
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !
Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.
_)