ПРОМЫШЛЕННЫЙ АУТСОРСИНГ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
С. С. МОРКОВИНА, Е. В. ТИТОВА
В условиях кризиса, одним из путей преодоления кризисных явлений в мебельном производстве может стать промышленный аутсорсинг. Выполнены исследования и выделены этапы принятия решений по отбору процессов для аутсорсинга, которые можно использовать в практике мебельного производства.
Ключевые слова: аутсорсинг промышленного предприятия, предпринимательство, малые предприятия, бизнес-процессы, мебельное производство.
Мировой финансовый кризис существенно коснулся промышленных предприятий России, и как следствие произошло снижение производственного и потребительского спроса, приводящего к сокращению производства и занятости. Антикризисная политика государства в части кредитования промышленного сектора экономики еще не набрала полную силу, т. е. промышленным предприятиям следует рассчитывать, в первую очередь, только на себя, решая финансовые проблемы за счет сокращения затрат и изменения или расширения поля деятельности. Значительное место в решении вышеназванных проблем должно быть отведено промышленному аутсорсингу.
Идея аутсорсинга не нова. Период его активного внедрения в мире пришелся на 1990-е гг., когда широкое признание получила идея деления функций на основные, наиболее значимые, выполнять которые необходимо в рамках предприятия, и второстепенные, обеспечение которых может осуществляться сторонней компанией, специализирующейся в данной области. Отсюда и принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
В мировой практике аутсорсинг более развит, чем в России. Западные компании переходят на аутсорсинг для получения преимуществ перед конкурентами в одном, конкретном виде деятельности - для чего концентрируют ограниченные ресурсы на основной деятельности. По данным исследования Industry Week Census on Manufacturing 54,9 % американских компаний используют аутсорсинг в производстве и 43,8 % в обслуживании оборудования [1].
Успешно осуществляющиеся на западе аут-сорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в России. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Типовые услуги аутсорсинга -это:
- финансовый аудит;
- бухгалтерский учет;
- управленческий консалтинг;
- управление ИТ-инфраструктурой;
- маркетинговый консалтинг;
- РЯ и рекламные услуги;
- web-проекты.
В наиболее общем понимании промышленный аутсорсинг - элемент стратегии компании, при котором компания передает сторонней организации целиком функцию производства или части задач, связанных с производством продукции. Однако ввиду того, что производственные процессы составляют основу деятельности предприятия, при делегировании части полномочий необходимо быть очень осторожным, чтобы не потерять весь бизнес.
Наиболее распространенными видами промышленного аутсорсинга являются аутсорсинг комплектующих и аутсорсинг функций по обеспечению производства продукции. Ко второй группе, в частности, относится ремонт оборудования, внутризаводская логистика, уборка производственных помещений. Существенными причинами перехода на аутсорсинг в условиях кризиса может стать необходимость сфокусироваться
68
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
на основной деятельности, уменьшения затрат, ввиду ограниченности финансовых ресурсов. Важно помнить, что существует ряд ключевых для бизнеса компании процессов, которые никогда не передаются внешнему аутсорсеру, - к ним можно, в первую очередь, отнести те процессы, которые обеспечивают уникальные, конкурентные преимущества самой компании.
Россия - лесная держава, ввиду чего лесопромышленный комплекс играет одну из ведущих ролей в ее развитии. По оценкам различных экспертов, промышленная переработка древесины ежегодно прирастает на 15-25 %, ведущая роль при этом принадлежит мебельному производству. Однако мебельный рынок остается одним из самых ненасыщенных и непрозрачных: около 1/3 его объемов приходится на контрабанду из-за рубежа и мебель «гаражного производства», причем серые схемы пронизывают все сегменты рынка -от эконом- до премиум-класса. Несмотря на финансовый кризис и то, что средняя рентабельность производства мебели сегодня находится по имеющимся данным на уровне 10-12 %, хотя в некоторых случаях еще недавно достигала 20 %, рынок достаточно динамичен. Основными причинами резкого взлета отечественной мебельной промышленности в 2004-2005 гг. эксперты называют увеличение объемов жилищного строительства и рост благосостояния населения.
К малому бизнесу относится каждое пятое российское предприятие. Однако если в начале 1999 г. доля малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий России достигала 30 %, то к началу 2007 г. она уменьшилась до 22 % (табл. 1) [2].
Таблица 1
Число малых предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
С замедлением темпов роста рынка многие средние и мелкие компании были вынуждены сократить свои обороты. Некоторые даже ушли из бизнеса, это только осложнило и без того тяжелую ситуацию на рынке (высокий уровень конкуренции, большая доля нелегального сектора). Развитие мебельного рынка за счет прихода новых мелких и средних предприятий в условиях кризиса существенно притормозилось.
В отношении лидеров рынка - крупных мебельных компаний и холдингов - отметим, что это уже не первый кризис и, скорее всего, высокий уровень компетентности владельцев и руководителей российских мебельных компаний позволяет разрешить все возникающие сложности и удерживать на плаву производственные подразделения, однако сокращение непрофильных бизнес-процессов, сжатие предприятий уже имеет место. В этих условиях одним из путей преодоления кризисных явлений в отрасли может стать промышленный аутсорсинг, позволяющий минимизировать затраты крупных производителей на производство основной продукции и обеспечить загрузку мощностей малых предприятий. Направления такого взаимодействия в мебельном производстве могут быть разнообразными, аутсорсерам могут быть переданы отдельные производственные процессы, например сушка деталей и полуфабрикатов, производство фасадов, столешниц и т. п. либо целые производственные подразделения - ремонтное хозяйство, транспортное, складское. Как и любое решение в бизнесе, решение о передачи функций на аутсорсинг должно быть продуманно и взвешенно. Если в этом вопросе попытаться найти «золотую середину», становится очевидно то, что аутсорсинг выгоден как для крупного, так и для малого бизнеса. Необходимым условием при этом является наличие контроля над выведенными процессами и деятельностью аутсорсера в лице малого предприятия, со стороны крупного предприятия.
Говоря о мебельном производстве, отметим, что в ряде случаев крупные мебельные компании являются градообразующими, не исключение и Воронежская область. Традиционно крупные предпринимательские структуры привлекают малые мебельные предприятия Воронежской области в качестве подрядчиков для выполнения отдельных технологических процессов, поставщиков полуфабрикатов, сырья, и в этом направлении формируется симбиоз крупного и мелкого бизнеса. Другое дело, когда малые предприятия вступают в конкурентную борьбу с крупным бизнесом. Благоприятные условия, связанные с наличи-
Годы Количе- Количество Выпуск Число малых
ство ма- малых продук- предприятий
лых предпри- ции, млн деревообраба-
предпри- ятий в про- руб. тывающей
ятии, мышленно- промышленно-
тыс. ед. сти сти, тыс. ед.
1997 753 4615,7 20,6
1998 811 2456 20,3
1999 890,6 136,2 3580,3 19,1
2000 879,3 134,2 4856,1 19,8
2001 843 125,1 5785,0 18,1
2002 882,3 121,0 11612,4 19,9
2003 890,6 118,7 20673,1 19,1
2004 1814 265,8 20351,8 21,0
2005 2118 279,0 17024,6 10,2
2006 1886,5 251,2 20845,2 10,1
ем спроса, ограничиваются высокими требованиями к качеству, цене и дизайну производимой продукции. Малому бизнесу трудно конкурировать с крупным. Характерно, что в мебельном производстве большинство крупных компаний передают на аутсорсинг малым предприятиям только то, что можно приобрести дешевле, чем сделать самим или на что не хватает собственных возможностей. Считаем, что в условиях кризиса, эффективнее оставить себе только ключевые компетенции, отдавая непрофильные виды деятельности на аутсорсинг, и при этом можно рассчитывать на повышение качества работы внутри крупного предприятия за счет сужения специализации. Как показывает практика, прежде чем принять решение о выводе процессов на аутсорсинг, необходимо провести именно комплексную оценку, которая позволит наиболее близко к действительности предсказать все возможные варианты результатов такого решения. Выполненные нами исследования позволили выработать ряд этапов принятия решения по выделению процессов на аутсорсинг применительно к мебельному производству.
На первом этапе определяется целесообразность выделения производственных процессов на аутсорсинг. Элементами процедуры принятия решения выступает анализ деятельности как предприятия, так и отдельных производственных подсистем и определение долгосрочных и краткосрочных целей выделения процессов, рисков, затрат и планируемых от выделения выгод. По окончанию этого этапа менеджмент располагает информацией, способствующей идентификации ключевых и второстепенных производственных процессов, и экономическими оценками эффективности их протекания внутри предприятия.
Второй этап определяет границы выделения производственных процессов на аутсорсинг и предполагает утверждение требований к выделяемым процессам, разграничения ответственности и участия поставщика аутсорсинговых услуг и заказчика, определение длительности заключаемого контракта на содержание выделенных процессов, подготовку и проведение тендера поставщиков аутсорсинговых услуг.
Третий этап - наиболее ответственный -предполагает выбор и обоснование аутсорсера, заключение контракта и управление отношения-
ми. Его элементами являются подписание контракта на базе тендерных критериев оценки, управление отношениями на протяжении всего срока действия контракта, мониторинг и контроль исполнения условий контракта.
Применение инструмента аутсорсинга в основной деятельности является целесообразным не только для крупных мебельных предприятий. Малые предприятия, со своей стороны, также могут рассчитывать на экономический эффект от взаимодействия - заключения договоров подряда, дополнительных заказов, что в условиях кризиса может способствовать выживанию и сохранению их позиций на конкурентном рынке.
Считаем, что основное препятствие для использования аутсорсинговых услуг мебельной промышленности кроется в специфике российского менталитета, - отсутствие доверия к партнерам и желание сконцентрировать всю деятельность в единой компании. Но ситуация кризиса постепенно изменяет менталитет мебельщиков в направлении эффективного симбиоза между малыми и крупными предприятиями, и уже сегодня многие компании на практике оценивают преимущества использования в своей деятельности аутсорсинга.
Литература
1. Официальный сайт информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. URL: http:// www.subcontract.ru
2. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.rosstat.ru
* * *
THE INDUSTRIAL OUTSOURCING AS THE WAY OF SMALL BUSINESSES DEVELOPMENT IN CRISIS
S. S. Morkovina, E. V. Titova
In crisis one of the ways to overcome the crisis phenomena in the furniture manufacturing industry can be the industrial outsourcing. The investigations have been done and the stages of decision-making in the process of points choosing for outsourcing have been determined. These results can be used in the practice of furniture production.
Key words: outsourcing industrial enterprise, enterprise, small enterprises, business-processes, furniture manufacturing.