ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье проведен анализ развития основных отраслей промышленности Оренбургской области за период 2000-2004 гг. Выявлены проблемы региональной промышленной политики. Предложены направления дальнейшего развития промышленности региона, и разработан комплекс мер по совершенствованию промышленной политики в регионе.
В условиях перехода российской экономики к системе рыночных отношений с их свободой выбора и конкуренцией объективно осуществляется процесс суверенизации республик, краев, областей Российской Федерации, связанный с укреплением их политического статуса, усилением экономической самостоятельности и становлением основ финансово-бюджетной независимости. Знания о регионах, их ресурсах, производственном и экономическом потенциалах, методах управления и формах организации общественного хозяйства при этом являются одним из факторов их эффективного и динамичного использования.
В связи с вышеизложенным возрастает роль региональной промышленной политики.
Региональную промышленную политику мы определяем как комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста региона за счет повышения инновационной и инвестиционной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния населения.
Проводником региональной промышленной политики в Оренбургской области является администрация Оренбургской области. Деятельность администрации по выработке региональной промышленной политики призвана обеспечить решение собственных проблем региона, способствовать сохранению и развитию интеллектуально-кадрового и научно-технического потенциала экономики, ориентироваться на удовлетворение потребительского спроса и повышение конкурентоспособности отечественных производителей.
Последние четыре года промышленность Оренбургской области развивалась в целом успешно. Объем производства за этот период увеличен более чем на 25% (в целом по России - на 18,6%).
Особенно высокие темпы роста обеспечены в топливной промышленности - 130%; чер-
ной и цветной металлургии - 104 и 163% соответственно промышленности - 128%.
Темпы развития промышленности и уровень наполняемости бюджета области обеспечены главным образом за счет таких отраслей, как топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия.
Среди проблем на предприятиях промышленности практически всех отраслей следует отметить сокращение спроса на продукцию вследствие ее недостаточно высокой конкурентоспособности как по качеству, так и по цене. В значительной мере это связано с использованием в производстве основных фондов с высокой степенью физического и морального износа.
Износ основных фондов в промышленности превышает 50%, на предприятиях отдельных отраслей (электроэнергетика, черная металлургия, промышленность стройматериалов) он еще выше (табл. 1).
Большинство предприятий не имеет достаточных инвестиционных ресурсов для проведе-
Рисунок 1. Индексы промышленного производства (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
Таблица 1. Производство промышленной продукции по отраслям
2003г., млн. руб. В % к 2002 г.
Всего: 100639,3 116,3
из общего итога по отраслям:
Электроэнергетика 10910,5 102,0
Топливная 41643,7 122,9
Черная металлургия 15228,6 114,5
Цветная металлургия 9094,0 102,9
Машиностроение и металлообработка 8336,3 105,6
Промышленность строительных материалов 2743,6 108,9
Легкая 1108,4 77,5
Пищевая 6896,3 115,0
ния технологического перевооружения в необходимых объемах. Поэтому работы по реконструкции и модернизации производства носят, как правило, ограниченный характер, осуществляются только на отдельных этапах производственного цикла. Это не позволяет многим предприятиям наладить выпуск конечной продукции, способной выдержать высокую конкуренцию на рынках аналогичной продукции. В числе таких предприятий оказался МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», где была внедрена технология внепечной обработки в сталеплавильном цехе промышленной группы «Южуралмаш», позволившая существенно улучшить качество получаемой стали. Но для повышения результатов при выпуске конечной продукции - металлургического оборудования
- у предприятия нет средств.
Отсутствие финансовых ресурсов у ОАО «Механический завод» (производство бытовых холодильников), ОАО «Орентекс» (производство шелковых тканей) для проведения работ по всей технологической цепочке ограничивает их возможности конкуренции с отдельными отечественными и импортными аналогами. Кроме того, высока себестоимость производимой этими предприятиями продукции.
Снижению затрат на производство продукции промышленности препятствует использование устаревших ресурсозатратных технологий, опережающий рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Так, за 2002 г. индекс цен на грузовые железнодорожные перевозки вырос на 23,9%, в электроэнергетике - на 31,6%, тогда как по промышленности в целом - на 13,1%, в машиностроении - на 12,6%, в черной металлургии - на 3,7%, в пищевой промышленности - на 0,6%.
Недостаточно высокое качество, низкая конкурентоспособность продукции в совокупности с другими факторами - неплатежеспособностью ряда потребителей, снятием оборонного заказа - привели к снижению спроса на машиностроительную продукцию, продукцию промышленности стройматериалов, химической и нефтехимической, легкой промышленности и сокращению объемов ее выпуска.
В 2002 г. объем производства промышленной продукции на предприятиях топливной промышленности составил 110,1% к уровню 2001 г. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала развитию опережающими темпами топливной промышленности.
Объемы добычи нефти за последние четыре года возросли более чем на 3 млн. тонн и достигли уровня 11 млн. 198 тыс. тонн в 2002 г.,
14 млн.221 тыс. тонн в 2003 г. (включая газовый конденсат). Темпы роста добычи нефти по итогам 2003 г. всеми предприятиями в регионе оцениваются в 127,0% к уровню 2002 г.
В нефтеперерабатывающей промышленности производство нефтепродуктов зависит от объемов перерабатываемой нефти и определяется политикой, проводимой Тюменской нефтяной компанией. В 2003 г. выпуск большей части продукции нефтепереработки не достиг уровня предыдущего года. Уменьшилась поставка нефти на нефтеперерабатывающие предприятия региона и, следовательно, выпуск продукции нефтеперерабатывающих предприятий. Первичная переработка нефти в 2003 г. по сравнению с
2002 г. снизилась на 8,0%. Использование мощностей по первичной переработке нефти в 2003 году составило 54,6% (в 2002 г. - 56,6%), по выпуску смазочных масел - 55,8% (57,0%). Деятельность предприятий нефтедобывающей отрасли региона носит выраженный экспортный характер при малой доле переработки.
В черной металлургии в 2003 г. по сравнению с 2002 г. произошел рост производства на 14%. Увеличилось производство чугуна на 14,5%, стали - на 14,0%. В прокатном производстве выпуск готового проката возрос на 23,5%. В структуре производства готового проката преобладает выпуск сортового проката (61,6%), доля более прогрессивного листового проката по сравнению с
2002 г. увеличилась на 2,4% и составила 34,6%. Наблюдалось увеличение производства годной литой заготовки, получаемой с машин непрерывного литья заготовок, на 34,6%.
На крупнейшем металлургическом предприятии Оренбургской области ОАО «НОСТА» (в настоящее время ОХМК «Уральская сталь») в
2003 г. наблюдался значительный рост производства, что связано в основном с повышением инвестиционной активности (по оценке объем инвестиций увеличится в 4,3 раза по сравнению с уровнем 2002 г.). Изменение структуры акционеров, неоднократная смена команды менеджеров высшего звена в 2001 г. крайне неблагоприятно отразились на производственной деятельности, привели к резкому падению объемов производства. Лишь к 2002 г. коллективу удалось выправить положение, увеличить выпуск продукции в натуральном выражении на 12,7% против 2001 г. и выйти на уровень 2000г. В текущем году на предприятии разработана концепция развития комбината до 2010 г., в основе которой лежат долгосрочные стратегические цели, научно-техническое обоснование и инновационная программа.
В цветной металлургии увеличение выпуска основных видов продукции обеспечено проводимыми модернизацией и реконструкцией на ведущих предприятиях отрасли. В 2003 г. произошел рост объемов инвестиций в отрасли по сравнению с 2002 г. в 1,6 раза. В целом по отрасли выпуск продукции в 2003 г. оценивается не ниже уровня 2002 г.
Из производимых продуктов химической промышленности Оренбургской области увеличился выпуск минеральных удобрений на 18,3%, формовых резинотехнических изделий
- в 2,8 раза. Снизилось производство серной кислоты в моногидрате на 3,1%, неформовых резинотехнических изделий - на 44,5%, серы -на 0,8%.
В машиностроительном комплексе Оренбургской области производство продукции в
2003 г. оценивается на уровне 2002 г. (105,6%).
На предприятиях машиностроения в 2003г. по сравнению с 2002 г. отмечалось увеличение выпуска доменного и сталеплавильного оборудования на 39,5%, агломерационного оборудования - на 42,5%, машин непрерывного литья заготовок и оборудования к ним - на 20,9%, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям - на 10,7%. Вместе с тем наблюдалось снижение производства силовых преобразователей мощностью 5 кВт и выше на 29,6%, металлорежущих станков - на 52,0%, электродвигателей переменного тока - на 6,9%, кузнечно-прессовых машин - на 31,6%, тракторных прицепов и полуприцепов - на 4,1%, технологического оборудования для цветной металлургии - на 24,5%.
В 2003 г. по сравнению с 2000 г. на предприятиях промышленности строительных материалов увеличился выпуск продукции на 8,9%, в частности: нерудных строительных материалов на 7,1%, цемента - на 24,6%, асбеста -на 23,0%, технологической извести - на 13,1%. Наблюдалось снижение производства минеральной ваты на 36,5%, строительного кирпича - на 15,9%, сборных железобетонных конструкций и деталей - на 36,5%.
В 2004 г. активизация жилищного строительства предполагает увеличение выпуска современных строительных материалов предприятиями отрасли: керамических плиток, стеновых материалов, мелкоштучных блоков из пенобетона и другой современной продукции, пользующейся спросом на рынке.
В легкой промышленности в 2003 г. наблюдается спад, несмотря на меры, принимаемые администрацией области и предприятиями.
Объем производства в 2003 г. по отрасли составил 77,5% к уровню 2002 г.
Недостаток средств у предприятий отрасли и сложности с формированием областного бюджета в 2003 г. не позволили реализовать значительную часть мероприятий принятой областной целевой программы «Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002-2004 годы». Администрацией области были размещены региональные заказы на общую сумму около 30,0 млн. рублей, пролонгированы сроки возврата по инвестиционным кредитам, однако не были выделены средства на субсидирование процентной ставки на пополнение оборотных средств (закупку сырья).
В 2003 г. объем инвестиций в экономику Оренбургской области составил 20 млрд. рублей, или 108,0% к уровню предыдущего года.
В 2002 г. в Оренбургской области наблюдался спад объема инвестиций в основной капитал на 22% по сравнению с 2001 г. Основная причина спада инвестиционной деятельности -резкое изменение инвестиционной политики в сторону свертывания объема инвестиций крупнейшими предприятиями региона (нефтеперерабатывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение).
На 40% снижается объем инвестиций на предприятиях машиностроения (основная причина - сложная финансовая ситуация: 47% предприятий 2003 г. закончили с убытком).
Рост инвестиций сдерживает также отсутствие активного процесса перелива капитала из экспортоориентированного сектора в обрабатывающую промышленность, недостаточность собственных средств для комплексной реконструкции предприятий, низкая активность участия банковского капитала в долгосрочных инвестициях.
Однако для стабильного развития экономики Оренбургской области необходимо обеспечить ускоренное развитие базовых отраслей, в первую очередь производящих продукцию с высокой степенью переработки.
Основная доля в финансировании капитальных вложений в 2003 г. - собственные средства организаций и предприятий (55,4% от общего объема инвестиций), из федерального бюджета профинансировано около 1,1%, из областного бюджета - 2,4%. Остальные источники - это средства населения и заемные средства из различных источников.
На перспективу целесообразно расширение внутренних финансовых источников, прежде всего за счет повышения эффективности работы реального сектора экономики, улучшения
инвестиционного климата в регионе и привлечения средств коммерческих банков и сбережений населения.
По данным областного комитета государственной статистики в 2003 г. положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних предприятий основных отраслей экономики (без сельского хозяйства), а это 828 предприятий, принятых под официальное статистическое наблюдение, составил 2,8 млрд. рублей, что составило 69,9% к аналогичному уровню 2002 г. При этом удельный вес убыточных предприятий составил 46,1% (439 предприятий и организаций получили прибыль в размере 10,6 млрд. рублей, 376 организаций имели убыток на сумму 7,8 млрд. руб.).
Наибольший вклад в формирование положительного сальдированного финансового результата региона продолжает вносить топливно-энергетический комплекс - 5922,4 млн. рублей, или 82% в совокупном финансовом результате основных отраслей экономики области. Прибыль, полученная предприятиями топливно-энергетического комплекса, обеспечена за счет существенного роста объемов добычи нефти, газа, благоприятной мировой конъюнктуры и превышает в 1,4 раза, или на 1,8 млрд. рублей уровень 2002 г.
Существенный рост прибыли отмечен в электроэнергетике (в 1,8 раза), связанный с опережающим повышением цен на продукцию данной отрасли и ростом объема производства.
Рост прибыли произошел в цветной металлургии - 161% к соответствующему периоду 2002 г., что является результатом сохранения относительно высоких темпов роста производства.
Несколько снизилась эффективность работы предприятий в химической и нефтехимической промышленности. Финансовый результат сложился положительным - 128,8 млн. рублей, но в аналогичном периоде 2002 г. отрасль работала рентабельнее - финансовый результат составлял 139,9 млн. рублей.
В машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов и в легкой промышленности в 2003 г. сложился отрицательный финансовый результат, когда сумма убытков убыточно работающих предприятий отрасли превышает сумму прибыли прибыльных.
Результатом хозяйственной деятельности предприятий в машиностроении и металлообработке явился сальдированный убыток (66,7 млн. рублей). В 2003 г. по сравнению с 2002 г.
прибыль прибыльных предприятий не изменилась и на 135 млн. рублей сократились убытки убыточных, увеличился удельный вес убыточных предприятий с 41,9% до 46,8%.
В промышленности строительных материалов наблюдается следующая тенденция - темпы роста убытков значительно опережают темпы роста прибыли. За 2003 г. отрицательный финансовый результат по отрасли составил 24 млн. рублей против 55,4 млн. рублей прибыли в 2002 г.
В целом рентабельность промышленного производства в 2002 г. составила 2,6%, в
2003 г. - 8,9%.
Таким образом, несмотря на объявленный рост объемов производства в отраслях экономики области, финансовые результаты деятельности предприятий не соответствуют ему.
И этому есть причины.
Экономика региона продолжает развиваться в сложных условиях. Усиление конкуренции на рынке товаров, работ, услуг, высокая степень изношенности оборудования, моральное старение основных фондов не позволяют производить высококачественную конкурентоспособную продукцию.
Низкий уровень загрузки производственных мощностей влечет за собой удорожание готовой продукции в результате отнесения на себестоимость в полном объеме условно-постоянных затрат.
На увеличение себестоимости продукции и соответственное снижение эффективности производства также оказали влияние рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий и рост заработной платы в отраслях народного хозяйства, чьи темпы прироста опережали рост цен на готовую продукцию.
Недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий на пополнение оборотных средств и ограниченные возможности в привлечении банковских кредитов также являются причиной сдерживания динамичного развития предприятий.
Ряд названных причин повлиял на увеличение удельного веса убыточных предприятий и суммы убытков.
Основываясь на анализе происходящих в Оренбургском регионе социально-экономических процессов, опираясь на опыт других регионов страны, были сформированы основные направления промышленной политики области:
1. Администрация Оренбургской области должна активно содействовать реализации комплекса мер по повышению эффективности промышленного производства, сокращению числа
убыточных предприятий. В настоящее время необоснованно больше внимания уделяется поддержке агропромышленного комплекса региона: льготные кредиты, списание долгов, льготный лизинг, льготные цены на горючесмазочные материалы, государственные закупки и т. д. Однако эффективность этих мер низка по нескольким причинам: создаются искусственные условия хозяйствования в рамках региона, исчезает рыночная конкуренция, снижается мотивация к повышению экономической эффективности сельскохозяйственных предприятий; не решаются принципиальные вопросы сельского хозяйства (право собственности на землю и др.). В итоге имеющиеся ограниченные бюджетные ресурсы распределяются в пользу неэффективного сельского хозяйства, а потенциально более эффективная промышленность не получает государственной поддержки в Оренбургской области.
2. Считать приоритетным направлением региональной промышленной политики поддержку конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с большой долей передела. Способствовать выравниванию отраслевой структуры промышленности в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей.
Для последних лет характерны тенденции снижения уровня прогрессивности хозяйства Оренбургской области. Из данных областного статистического комитета видно, что происходит утяжеление структуры промышленного производства за счет отраслей ТЭК и одновременного снижения доли машиностроения и металлообработки. Наряду с этим падает удельный вес производства предметов потребления в общем объеме производства.
В настоящее время отрасли топливно-энергетического комплекса развиваются интенсивно и создают благоприятные условия жизнеобеспечения для части населения. Однако их влияние на развитие других отраслей области явно недостаточное. Такие отрасли, как машиностроение, легкая промышленность, АПК, и другие отрасли ощущают значительный спад производства, не могут выбраться из кризиса. Нарушается внутрирегиональная комплексность, обостряются диспропорции в структуре экономики области.
В то же время следует учитывать и то обстоятельство, что нефть и газ - истощаемые природные ресурсы, и со временем (ближайшие тридцать лет) ресурсная роль региона будет ослабевать и интересы крупнейших нефтегазовых компаний также ослабеют. Этому спо-
собствует то обстоятельство, что в настоящее время не ведется разведка новых месторождений региона.
Таким образом, целью структурной политики Оренбургской области на современном этапе является трансформация однобокой экономической структуры региона в высокоэффективный социально-экономический комплекс, способный обеспечивать приемлемый уровень жизни проживающего на территории населения. Структурная перестройка не является самоцелью. Она должна обеспечить высокую эффективность производства на основе использования местных ресурсов и интеграции экономики региона в российский и мировой рынок.
При формировании промышленной политики Оренбургской области следует исходить из решения следующих задач:
- накопление финансовых ресурсов за счет природно-ресурсного и производственного потенциала области (создание стабилизационного фонда на основе повышения налоговых отчислений работающих в регионе добывающих компаний);
- создание привлекательного инвестиционного климата в регионе: законодательно закрепленные гарантии инвесторов, льготный налоговый режим, снятие административных барьеров;
- организационно-экономические формы развития новых финансово-экономических структур должны быть ориентированы на выпуск на территории области продукции с повышенной добавленной стоимостью.
Важнейшим условием достижения главной цели является обеспечение населения продовольствием, а промышленности сельскохозяйственным сырьем. Для этого необходимо создать равные условия для всех форм собственности и хозяйствования в агропромышленном комплексе, создать конкурентную рыночную среду, поощрять инициативность и предприимчивость фермеров, обеспечить эффективное использование ресурсов.
Общий концептуальный подход к реализации задач экономических реформ в области, направленных на утверждение рыночных отношений, формирование регионального рынка, предполагает следующие приоритеты действий, сформулированные нами на основе анализа современного состояния отраслей хозяйственного комплекса Оренбургской области и нашего видения перспектив его развития:
- формирование эффективной системы государственного и частного предприниматель-
ства во всех сферах экономики области, ликвидация административных барьеров для малого и среднего предпринимательства, стимулирование деловой активности, комплексное преобразование отраслей хозяйства на базе многообразия форм собственности и хозяйствования;
- создание современной рыночной инфраструктуры области, которая включает модернизацию транспортной инфраструктуры (в первую очередь авиатранспорт), информационной инфраструктуры, развитие современных технологий денежных расчетов и т. д.;
- приобретение, разработка и внедрение новых технологий по глубокой переработке сырья и развития отраслей, выпускающих конечную продукцию в главных сферах экономики, кредитно-налоговое стимулирование технологического перевооружения предприятий области;
- обеспечение более жесткой антимонопольной государственной политики, особенно по отношению к отраслям и производствам естественных монополий;
- приоритетное развитие отраслей рыночной специализации, т. е. нефтяной, газовой, АПК, машиностроения, металлургической промышленности области, играющих основную роль в формировании региональных финансовых ресурсов.
В соответствии с главной целью задачи региональной структурной политики сводятся к следующему:
- коренное повышение роли инновационных наукоемких производств как главных катализаторов качественно нового экономического роста, обеспечение реальной государственной поддержки внедрения новых технологий производства путем развития лизинга и других форм кредитования производственного бизнеса;
- сдвиг в структуре производимого общественного продукта и инвестиционных затрат в сторону нематериального производства;
- уменьшение доли в совокупном экономическом обороте первичных отраслей материального производства (энергосырьевого комплекса), продолжение процесса сокращения энерго-и материалоемких производств на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий в рамках целых отраслей (в первую очередь в энергетике и металлургии);
- повышение доли внешнеэкономического оборота в общественном продукте, обусловленное включением регионального комплекса в межрегиональное разделение труда и внешнеэкономические связи.
Региональный уровень структурных преобразований имеет целью коренную реконструкцию технологической базы развития экономики, которая бы обеспечивала эффективную работоспособность экономики региона в условиях организационно-экономической самостоятельности. По нашему мнению, характер структурных преобразований на современном этапе развития промышленности в России должен обеспечивать комплексное развитие экономики региона, т. е. решение совокупности экономических, социально-демографических, экологических и других задач.
3. Способствовать формированию регионального рынка стройматериалов в целях развития стройиндустрии области. Это подразумевает государственную поддержку открытия новых производств в регионе, внедрение новейших технологий строительства, приоритетное инвестирование строительных проектов.
4. Способствовать развитию малого предпринимательства для создания более устойчивой и мобильной экономики области, обеспечения занятости населения.
В 2003 г. принята «Целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области на 20032005 годы».
Задачи, сформулированные в программе, в зависимости от функций государственной поддержки решаются по четырем основным направлениям: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие бизнеса и повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки.
За последние три года из бюджета области на кредитование 30 инвестиционных проектов малого бизнеса было выделено около 100 млн. рублей, но этих средств явно недостаточно. Необходимо увеличить выделение средств на кредитование инвестиционных проектов как минимум в пять раз. Эффективность таких вложений государственных средств будет значительно выше вливаний в убыточные предприятия сельского хозяйства, т. к. будет действовать мультипликационный эффект.
Для дальнейшего развития предпринимательства необходимо принятие дополнительной
специальной областной программы, которая должна включать комплекс следующих мероприятий:
- совершенствование региональной нормативно-правовой базы в направлении ее упрощения, однозначности трактовок понятий и детального регулирования отношений бизнеса и власти;
- совершенствование финансовой (банковской в том числе), транспортной и информационной инфраструктуры Оренбургской области, обеспечивающей доступность необходимых ресурсов и услуг для субъектов предпринимательства;
- подготовки и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса и предпринимательства;
- обеспечение эффективного использования и возвратности инвестиционных средств;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение современных эффективных финансовых технологий (в частности, лизинга).
5. Оказывать государственную поддержку на региональном уровне предприятиям через программы инвестирования и размещения региональных заказов. Основная проблема промышленных предприятий Оренбургской области - основные фонды с высокой степенью физического и морального износа. Износ основных фондов в промышленности превышает 50%, на предприятиях отдельных отраслей (электроэнергетика, черная металлургия, промышленность стройматериалов) он еще выше.
Большинство предприятий не имеет достаточных инвестиционных ресурсов для проведения технологического перевооружения. Поэтому работы по реконструкции и модернизации производства практически не осуществляются. Это не позволяет многим предприятиям нала-
Рисунок 2. Основные направления промышленной политики Оренбургской области
дить выпуск конечной продукции, способной выдержать высокую конкуренцию даже на внутренних рынках аналогичной продукции. Рост инвестиций сдерживает отсутствие активного процесса перелива капитала из экспортоориентированного сектора в обрабатывающую промышленность, недостаточность собственных средств для комплексной реконструкции предприятий, низкая активность участия банковского капитала в долгосрочных инвестициях, бездействие органов власти. В этой ситуации администрация должна поставить перед собой первоочередную задачу поиска форм и источников инвестирования промышленности области.
В условиях высокой степени износа основных фондов необходимо считать приоритетными направления по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, созданию условий для привлечения иностранного капитала, совершенствованию механизмов привлечения кредитно-банковского капитала, развитию лизинга.
Список использованной литературы:
1. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. - М.: Изд. РАГС, 1999. - С. 91.
2. Итоги социально-экономического развития Оренбургской области за 2003 год. - Вестник администрации Оренбургской области. - 2004. - №2.
3. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана.- М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 62.
4. Областной статистический ежегодник: Стат. сб. / Облкомстат. - Оренбург, 2003. - 430 с.