Научная статья на тему 'Промышленная политика Свердловской области: особенности современного этапа'

Промышленная политика Свердловской области: особенности современного этапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1520
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / SVERDLOVSK REGION / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / MECHANISMS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТЫ / PROJECTS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / LEGAL ACTS / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПЛОЩАДКИ / INDUSTRIAL SITES / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / КАДРЫ / HUMAN RESOURCES / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INSTRUMENTS / GOVERNMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стариков Е. Н.

В связи с нестабильностью макроэкономической конъюнктуры и дальнейшим углублением структурных диспропорций поиск устойчивых и долгосрочных источников экономического роста в настоящее время весьма актуален. Исторически промышленность является основой экономического развития многих регионов России. Поэтому необходимы анализ проблем управления промышленным развитием регионов и разработка эффективного инструментария промышленной политики. В Свердловской области промышленный комплекс в настоящее время является структурообразующей отраслью региональной экономики. Уровень концентрации промышленного производства на территории региона в четыре раза выше среднероссийских показателей. Цели данной работы исследование используемых механизмов, анализ существующего инструментария промышленной политики и оценка его эффективности с позиций системного и комплексного подходов. В статье на основе системного анализа исследуются особенности современного этапа региональной промышленной политики в Свердловской области. Рассмотрены такие инструменты и механизмы ее реализации, как государственные программы, проектный подход, нормативно-правовое и законодательное регулирование, государственно-частное партнерство в сфере создания индустриальных парков, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности предприятий, решение кадровых проблем промышленности. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода и использовании широкого набора инструментов промышленной политики в Свердловской области. Выявлены причины отсутствия системоформирующего основания региональной промышленной политики в виде областного закона, что связано с несовершенством федерального законодательства. В то же время отсутствие регионального законодательства свидетельствует об отсутствии четкого видения стратегических перспектив и целей развития промышленного комплекса региона. Это в свою очередь снижает эффективность реализации промышленной политики области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial policy of the Sverdlovsk region: peculiarities of the modern stage

Importance Due to the instability of the macroeconomic environment and the further deepening of structural imbalances, to find sustainable and long-term sources of economic growth is currently very relevant. Historically, industry is the backbone of economic development in many regions of Russia. There is, therefore, a need to analyze the problems of management of regions' industrial development and develop effective tools of industrial policy. Objectives In the Sverdlovsk region, its industrial complex is currently the structure-forming branch of the regional economy. The concentration of industrial production in the territory of the region is four times higher than the Russia average indexes. The goal of this work is to study the mechanisms used, to analyze the existing instruments of industrial policy and to assess their effectiveness in terms of systematic and integrated approaches. Methods On the basis of system analysis, the author examines the characteristics of the current stage of regional industrial policy in the Sverdlovsk region, considers the tools and mechanisms for its implementation, such as government programs, project approach, regulatory and legal framework, public-private partnership in the field of creation of industrial parks, support of the exhibition and fair industry companies, staffing challenges of the industry. Results The author identifies the reasons for the lack of system-forming foundation of the regional industrial policy in the form of a regional law. This is due to the imperfection of the federal legislation. At the same time, the absence of regional legislation reflects a lack of a clear vision for the strategic vision and objectives for the development of the industrial complex of the region. This, in turn, reduces the effectiveness of the implementation of the industrial policy of the region. Conclusions and Relevance The author draws conclusions on the necessity of an integrated approach and the use of a wide range of tools of industrial policy in the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика Свердловской области: особенности современного этапа»

вопросы экономики

УДК 338.23

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА"

Е.Н. СТАРИКОВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики лесного бизнеса E-mail: starik1705@yandex.ru Уральский государственный лесотехнический университет

В связи с нестабильностью макроэкономической конъюнктуры и дальнейшим углублением структурных диспропорций поиск устойчивых и долгосрочных источников экономического роста в настоящее время весьма актуален. Исторически промышленность является основой экономического развития многих регионов России. Поэтому необходимы анализ проблем управления промышленным развитием регионов и разработка эффективного инструментария промышленной политики.

В Свердловской области промышленный комплекс в настоящее время является структурообразующей отраслью региональной экономики. Уровень концентрации промышленного производства на территории региона в четыре раза выше среднероссийских показателей. Цели данной работы — исследование используемых механизмов, анализ существующего инструментария промышленной политики и оценка его эффективности с позиций системного и комплексного подходов.

В статье на основе системного анализа исследуются особенности современного этапа региональной промышленной политики в Свердловской области. Рассмотрены такие инструменты и механизмы ее реализации, как государственные программы, проектный подход, нормативно-правовое и законодательное регулирование, государственно-частное

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ-Урал № 13-06-96038з по исследовательскому проекту «Исследование институциональных особенностей формирования и развития механизмов эффективного партнерства государства и бизнеса в стейкхолдерской модели корпоративного управления: макроэкономический и региональный аспект» (2014 г).

партнерство в сфере создания индустриальных парков, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности предприятий, решение кадровых проблем промышленности.

Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода и использовании широкого набора инструментов промышленной политики в Свердловской области. Выявлены причины отсутствия системофор-мирующего основания региональной промышленной политики в виде областного закона, что связано с несовершенством федерального законодательства. В то же время отсутствие регионального законодательства свидетельствует об отсутствии четкого видения стратегических перспектив и целей развития промышленного комплекса региона. Это в свою очередь снижает эффективность реализации промышленной политики области.

Ключевые слова: промышленность, Свердловская область, промышленная политика, инструменты и механизмы промышленной политики, государственные программы, проекты, инвестиции, правовые акты, промышленные площадки, инфраструктура, кадры, государственно-частное партнерство

Промышленная деятельность является наиболее важным компонентом социально-экономического развития значительного количества субъектов Российской Федерации. Промышленность формирует основную часть налоговых поступлений, обеспечивает занятость, доходы, повышает уровень и качество жизни населения, улучшает социальный

климат территории. В этой связи вопросы повышения эффективности промышленного развития и определения направлений модернизации промышленного комплекса актуальны для формирования экономической стратегии развития государства. Основным инструментом реализации такой стратегии является промышленная политика, в том числе на региональном уровне.

Значительный вклад в теорию промышленной политики внесли работы таких авторов, как Н. Айк-хофф1, А.В. Лопота, Н.М. Розанова, О.А. Романова,

A.И. Татаркин2, М.В. Ершов, М.И. Гельвановский, Р.И. Чененова [6, 9, 12, 14, 15, 17, 22].

Прикладные аспекты реализации промышленной политики рассмотрены в работах А.Г. Аган-бегяна, В.В. Глухова, Е.А. Федорова, А.С. Румянцева, В. Завадникова, В.А. Цветкова, Л.В. Кореля,

B.Ю. Комбарова, А.Н. Лякина [1, 2, 10, 11, 18, 19, 21].

Вопросам региональной промышленной политики посвящены исследования А.А. Гусейнова, А.В. Гребенкина, А.И. Татаркина, О.А. Романовой, Р.И. Чененовой, Н.А. Гаховой, А.В. Бабкина3, Е.А. Мазилова [5, 7, 8, 13, 20].

В структуре экономики Свердловской области промышленный комплекс занимает доминирующее положение. На его долю в валовом региональном продукте приходится 33%. Уровень концентрации промышленного производства в Свердловской области в четыре раза выше среднероссийских показателей. На территории региона сосредоточено производство более 70% магистральных электровозов, выпускаемых в Российской Федерации, 45% асбеста, около 40% грузовых вагонов, 25% стальных труб, 13% стали, 12% турбин на водяном паре, 11% чугуна и готового проката.

Промышленные виды деятельности оказывают значительное влияние на формирование занятости (в промышленности занято более 30% работающего населения области), уровень бюджетной обеспеченности и показатели качества жизни населения

1 Айкхофф Н. Политика поддержки конкуренции или «новая» промышленная политика // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 3. С. 5-11.

2 Татаркин А.И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 19. С. 5-17.

3 Бабкин А.В., Кудрявцева Т.Ю., Бахмутская А.В. Проблемы и направления формирования промышленной политики региона (на примере Санкт-Петербурга) // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 4. С. 27-33.

региона в целом. Свердловская область занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации по количеству промышленных предприятий и 3-е место по численности занятых в промышленности.

Промышленность региона представлена различными отраслями обрабатывающих и добывающих производств. Наличие в Свердловской области разнообразных минерально-сырьевых ресурсов предопределило развитие таких материалоемких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, машиностроение, электроэнергетика. Ключевые позиции при этом занимает экспортно ориентированный металлургический комплекс, включающий примерно в равных долях и черную, и цветную металлургию (порядка 46% в объеме отгруженных товаров собственного производства). На долю машиностроения и оборонно-промышленного комплекса приходится 21,5% промышленного производства, электроэнергетики — 12,2%. Таким образом, существующая структура регионального промышленного комплекса делает его зависимым от конъюнктуры колебаний мировых рынков металлов.

Другой особенностью регионального промышленного комплекса является его территориальная неоднородность. Промышленное производство концентрируется вокруг нескольких крупных центров (см. таблицу).

На территориях, указанных в таблице, сосредоточено более 80% промышленного производства региона и аккумулируется более 90% всех инвестиций в основной капитал. Кроме того, крупные промышленные предприятия располагаются в отдельных относительно крупных городских округах и населенных пунктах, где они в целом определяют экономическую специализацию конкретной территории. В Свердловской области существует пятнадцать моногородов, в которых занятость, доходы населения и бюджетная наполняемость полностью зависят от одного или нескольких крупных промышленных производств одной производственной цепочки. Кроме того, следует учесть достаточно большое число сельских населенных пунктов и территорий, перспективы социально-экономического развития которых определяются наличием одного-двух специализированных предприятий. В первую очередь такая ситуация характерна для северных и восточных территорий региона, где расположены предприятия лесодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности.

Крупнейшие территориальные центры промышленного производства Свердловской области

Промышленный центр Базовая специализация промышленности Представленные отрасли промышленного производства

Екатеринбургский промышленный узел (включая города-спутники Екатеринбурга и близлежащие городские округа) Машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, металлургия, трубная промышленность, высокие технологии, электроэнергетика Пищевая и перерабатывающая промышленность, химическая, фармацевтическая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов, деревообработка, мебельное производство

Нижнетагильский промышленный центр Черная металлургия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых Пищевая и перерабатывающая промышленность, химическое производство, фармацевтическая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесопереработка

Восточная промышленная агломерация с центром в Каменск-Уральском Цветная металлургия, трубная промышленность, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс Пищевая и перерабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, включая целлюлозно-бумажное производство

Северный промышленный куст Добыча полезных ископаемых, цветная металлургия (включая титановую промышленность), ядерно-оружейный комплекс, машиностроение, лесной комплекс (включая целлюлозно-бумажную подотрасль) Промышленность строительных материалов, пищевая и легкая промышленность

Источник: авторская разработка.

Экономическое развитие области в 2013 г. происходило в условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, негативной динамики цен на металлы и последовавшего снижения внешнего и внутреннего спроса, что наряду с другими причинами обусловило ухудшение финансово-экономического положения отдельных промышленных компаний. Осложняет эту ситуацию еще и то обстоятельство, что проблемные предприятия, как правило, являются градообразующими.

В Свердловской области темпы роста промышленного производства в 2013 г. были выше среднероссийского уровня. Индекс промышленного производства составил 101,9% от уровня 2012 г. (в Российской Федерации — 100,4%), в том числе в обрабатывающих производствах — 103,4% (в Российской Федерации — 100,5%). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций промышленности в 2013 г. составил 1 421,7 млрд руб. (99,4% от уровня 2012 г. в действующих ценах), в том числе:

— в добыче полезных ископаемых — 53,7 млрд руб. (86,7% от уровня 2012 г.);

— в обрабатывающих производствах — 1 194,4 млрд руб. (99,1% от уровня 2012 г.);

— в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды -173,6 млрд руб. (105% от уровня 2012 г.).

В то же время в 2013 г. темпы роста промышленного производства Свердловской области превышали общероссийские показатели. Несмотря на это, необходимо признать очевидную тенденцию снижения темпов роста показателей экономического развития, вызванную в первую очередь внутренними причинами. Так, например, производительность труда в обрабатывающей промышленности региона в 2013 г. увеличилась лишь на 1%. Одновременно почти на 40% сократился сальдированный финансовый результат по кругу промышленных предприятий, т.е. почти в два раза упали возможности для инвестиций за счет прибыли. Особенно сильным было падение в металлургии — структурообразующей отрасли промышленного комплекса Среднего Урала. На фоне плохой конъюнктуры мировых цен на металлы вполне обоснованным выглядит прогноз сохранения этой негативной тенденции и в среднесрочной перспективе.

Сложность ситуации признает и руководство страны, подчеркивая необходимость скорейшего поиска новой, более эффективной модели развития. В этой связи регионам необходимо предусматривать новые, более эффективные инструменты

экономической и промышленной политики, а также разрабатывать долгосрочные программы развития, которые позволят добиться восстановления темпов роста экономики. В Свердловской области, в структуре промышленного комплекса которой доминируют традиционные экспортно ориентированные отрасли низкого технологического передела, задача заключается в формировании устойчивых предпосылок для осуществления структурной перестройки регионального промышленного комплекса, в обновлении существующих мощностей и в создании производств в новых технологических укладах [16].

По расчетным данным, для достижения запланированных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области объемы производства промышленной продукции в действующих ценах к 2035 г. должны быть утроены. Для достижения этого результата промышленность региона в период 2015-2034 гг. должна ежегодно прирастать на 6%. Это достаточно высокий показатель. При том, что за последние 10 лет (2004-2013 гг.) среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли только 3,7% (в 2000-2007 гг. — наиболее благоприятный период для развития — около 9% в год). При этом базовая отрасль региональной промышленности (металлургическое производство) сможет обеспечить рост к 2034 г. не более чем в 2,7 раза к уровню 2014 г. Поэтому главный резерв роста — это ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей, в частности, производства машин и оборудования и химического производства. Их показатели должны будут увеличиться за 20 лет в 5-7 раз к уровню 2014 г. (в среднем за год — на 9-10%).

В этой связи очевидным становится необходимость использования новых форм и подходов к реализации промышленной политики, а также активное внедрение эффективного инструментария по стимулированию и регулированию промышленного развития. Одним из элементов такого подхода стало введение с 2014 г. программного метода при формировании структуры расходов областного бюджета. Сейчас более 96% расходной части регионального бюджета составляют расходы на реализацию 28 государственных программ Свердловской области4.

4 Для сравнения: в 2013 г. доля программных расходов составляла около 25% расходной части бюджета Свердловской области.

Такой подход позволил в рамках утвержденной в октябре 2013 г. государственной программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»5 (далее — Программа развития промышленности и науки) сформировать «бюджет развития», направленный на повышение инвестиционной привлекательности и улучшение делового климата за счет мер государственной поддержки для промышленных предприятий региона.

Среди инструментов стимулирования и поддержки в Программе развития промышленности и науки предусмотрено несколько видов прямого субсидирования, к которым, в частности, относятся субсидии для возмещения затрат:

— на внедрение в производство (практическую деятельность) новых, значительно технологически измененных или усовершенствованных продуктов (товаров, работ, услуг), производственных процессов, новых или усовершенствованных технологических процессов или способов производства (передачи) услуг (плановый объем финансирования в 2014 г. — 300 млн руб.);

— на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов, в размере, не превышающем 2/3 ставки рефинансирования Банка РФ, установленной на момент заключения кредитного договора (плановый объем финансирования в 2014 г. — 300 млн руб.);

— на внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере промышленного производства (плановый объем финансирования в 2014 г. — 40 млн руб.).

Кроме того, предусмотрен ряд субсидий для поддержки организаций, выполняющих прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в интересах модернизации промышленности и формирования производств нового технологического уклада, а именно:

— некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансирование научных проектов (20 млн руб. на 2014 г.);

— резидентов технопарков в Свердловской области на возмещение затрат, связанных с произ-

5 Об утверждении государственной программы Свердловской

области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»: постановление правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП.

водством и реализацией инновационной продукции (16 млн руб. на 2014 г.);

— юридических лиц на возмещение затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере нанотех-нологий (5 млн руб. на 2014 г.);

— юридических лиц на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по внедрению научно-технической продукции в сфере нанотех-нологий (20 млн руб. на 2014 г.).

Общий объем финансирования Программы развития промышленности и науки в 2014-2020 гг. за счет всех источников финансирования составит 34 411,7 млн руб., в том числе:

— за счет средств федерального бюджета — 341,5 млн руб.;

— за счет средств областного бюджета — 5 544,3 млн руб.;

— за счет внебюджетных источников — 28 526,0 млн руб.

Общий объем запланированного финансирования на 2014 г. составляет 5 787,4 млн руб.

Программой развития промышленности и науки предусматривается реализация отраслевого принципа поддержки развития промышленного комплекса, основными приоритетами которого являются:

— металлургия;

— машиностроение;

— химический комплекс;

— лесной комплекс;

— легкая промышленность;

— отрасли, ориентированные на создание новых инновационных продуктов (редкие и редкоземельные металлы, ядерная медицина)6.

Наряду с Программой развития промышленности и науки в Свердловской области принято и с 2014 г. реализуется еще семь государственных программ, обеспечивающих процессы модернизации и повышения конкурентоспособности регионального промышленного комплекса. Эти программы предусматривают поддержку развития отдельных секторов и отраслей, транспортной и иных видов инфраструктуры, выставочно-ярмарочной деятельности, формирование спроса на отдельные виды продук-

6 Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года»: постановление правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП.

ции промышленности и реализацию мероприятий по улучшению общих условий ведения бизнеса, по упрощению административных процедур и формированию благоприятного инвестиционного климата. В эти программы входят7:

1) реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 г. (152,686 трлн руб.);

2) развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 г. (60,523 трлн руб.);

3) развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2020 г. (6,370 трлн руб.);

4) развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 г. (126,511 трлн руб.);

5) развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 г. (126,768 трлн руб.);

6) обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории Свердловской области до 2020 г. (4,717 трлн руб.);

7) совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 г. (65,348 трлн руб.).

Кроме внедрения программного подхода в сферу бюджетного планирования общий механизм реализации новой промышленной политики Свердловской области предполагает совершенствование нормативно-правовых и законодательных инструментов, в первую очередь для расширения системы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

Так, в 2013 г. принят первый пакет законов Свердловской области, предусматривающих налоговое стимулирование инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты.

1. Законом Свердловской области от 25.03.2013 № 14-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлены новые ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи и

7 В скобках указан общий плановый объем финансирования мероприятий соответствующих программ за счет всех источников на весь период реализации.

др. (на 2014 г. — 0,7%, на 2015 г. — 1,0%, на 2016 г. — 1,3%).

2. Законом Свердловской области от 08.04.2013 № 26-ОЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Свердловской области «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области» установлены пониженные ставки налога на прибыль в отношении организаций, являющихся резидентами особых экономических зон, созданных на территории области (в части сумм налога, подлежащего уплате в областной бюджет). Также предусмотрены длительные налоговые каникулы (в течение 15 лет) в части налога на прибыль для резидентов особой экономической зоны «Титановая долина».

3. Законами Свердловской области от 15.07.2013 № 68-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 закона Свердловской области «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области» и № 69-ОЗ «О внесении изменений в закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» для организаций, обладающих статусом участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области, установлены налоговые преференции сроком на пять лет. В частности, по налогу на имущество организаций предусмотрено льготирование ежегодного прироста основных фондов предприятия.

Процедуры отбора проектов для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области начались в 2014 г. В настоящее время такой статус получили пока три проекта.

Первый проект — это «Прокатный комплекс» Каменск-Уральского металлургического завода по освоению производства авиационных плит и листов большого формата (до 30 м).

Второй проект — организация предприятием ООО «ПроЛайм» производства по добыче и переработке известняка и выпуску высококачественной извести с производительностью карьера 2,4 млн т в год на территории Нижнесергинского муниципального района (объем производства извести — 560 тыс. т в год).

Третий проект — строительство ОАО «Севу-ралбокситруда» шахты «Черемуховская-Глубокая» по добыче бокситов на территории Североуральского городского округа (объем добычи — до 1,2 млн т в год).

В рамках постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (ред. от 09.06.2014) на территории региона организована работа по реализации приоритетных проектов в области освоения лесов. В 2013 г. такой статус получил инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающего производства с собственным циклом лесозаготовки на территории Свердловской области» (ООО «Лесников»). В итоге к настоящему времени в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от Свердловской области включены 4 проекта8 с общим объемом планируемых инвестиций 2,9 млрд руб. и ежегодным объемом перерабатываемого сырья 1,86 млн м3. Согласно существующей на федеральном уровне нормативной базе для организаций — участников таких проектов предусмотрены пониженные (вплоть до нулевых) ставки при аренде лесов для организации лесоперерабатывающих производств.

Еще одним инструментом промышленной политики выступает механизм субсидирования субъектов инвестиционной деятельности. Так, в целях поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, законом Свердловской области от 17.06.2013 № 53-ОЗ «Об Инвестиционном фонде Свердловской области» создан региональный Инвестиционный фонд. Планируется, что начиная с 2015 г. средства этого фонда будут направляться на поддержку конкретных инвестиционных проектов, прошедших отбор и удовлетворяющих следующим критериям9:

— доля финансирования инвестиционного проекта за счет средств инвестора должна составлять не менее 70% (кроме инвестиционных проектов, предполагающих заключение концессионного соглашения);

— решаемая при реализации проекта задача должна соответствовать целям социально-экономического развития, определенным Стратегией социально-экономического развития Свердловской

8 Справочно: инициаторами проектов выступают ООО «Аргус СФК» (п. Восточный, Сосьвинский городской округ); ООО «Выйский ДОК» (Нижний Тагил); ООО «Урало-Сибирские инвестиции» (Нижний Тагил); ООО «Лесников» (п. Красног-линный, г. Серов).

9 Об утверждении порядка формирования и использования

бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Свердловской области: постановление правительства Свердловской области от 16.12.2013 № 1504-ПП.

области на период до 2020 г. и Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг.10;

— срок реализации регионального инвестиционного проекта не должен превышать 5 лет;

— минимальная стоимость инвестиционного проекта должна составлять не менее 500 млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной задачей промышленной политики Свердловской области является реализация стратегии развития, направленной на достижение следующих целей:

— сохранение рабочих мест и развитие производств в традиционных секторах промышленного производства;

— формирование новых производственных секторов и отраслей, в первую очередь инновационных.

Другой ключевой задачей региональной промышленной политики является обеспечение стратегии взаимодействия власти и бизнеса. Среди используемых, разрабатываемых и внедряемых в хозяйственно-экономическую практику инструментов промышленной политики можно назвать государственное участие в развитии инфраструктуры, организационную, информационную и методическую поддержку бизнеса со стороны органов государственной власти, включая поддержку выставочно-ярмарочной деятельности, создание институтов развития и повышения эффективности системы подготовки кадров.

В Свердловской области активными темпами реализуется программа по созданию подготовленных инвестиционных площадок — индустриальных парков, которые, как ожидается в будущем, станут драйверами роста и модернизации промышленности региона, предоставляя разнопрофильным современным предприятиям инфраструктурные возможности для комфортной и эффективной работы. В настоящее время на различных стадиях реализации находятся три проекта по созданию индустриальных парков с государственным участием:

1) индустриальный парк «Богословский» (городской округ Краснотурьинск): создана управляющая компания, ведется разработка проектно-

10 О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года: постановление правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП (ред. от 29.12.2010); О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы: закон Свердловской области от 15.06.2011 № 36-ОЗ (ред. от 17.10.2013).

сметной документации на внеплощадочные сети и объекты инфраструктуры, завершается подготовка площадки;

2) индустриальный парк «Новоуральский» (Новоуральский городской округ): создана управляющая компания, ведется разработка проектов планировки и межевания территории;

3) индустриальный парк «Новосвердловский» (Екатеринбург, район Ново-Свердловской ТЭЦ): ведется работа по оформлению прав Свердловской области по управлению и распоряжению земельным участком.

Определен планируемый срок выхода первых резидентов на создаваемые промышленные площадки — 2015-й г. В целях заполнения индустриальных парков отечественными и иностранными компаниями-резидентами в областном бюджете предусмотрены средства для презентации региональных инвестиционных площадок на крупных российских и международных выставочно-ярма-рочных мероприятиях.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Свердловской области долгосрочной программой развития индустриальных парков на территории Свердловской области к 2020 г. планируется организовать не менее 10 таких площа-док11. Промежуточный показатель среднесрочного периода планирования — 6 площадок, подготовленных к принятию резидентов до 2017 г. [3].

Еще одним инфраструктурным проектом с государственным участием является создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Титановая долина» на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области. На этом объекте в 2013 г. за счет средств бюджета Свердловской области завершено строительство внеплощадочного газопровода и внеплощадочного промышленного водопровода (общий объем финансирования — 950 млн руб.). Построено административное здание, выполнено ограждение территории, построен ряд временных объектов. В декабре 2013 г. принято решение о выделении проекту федерального софинансирования в размере 4,8 млрд руб., что позволит существенно ускорить строительство и введение в эксплуатацию инфраструктурных объектов, окончательное завер-

11 Об утверждении Стратегии инновационного развития Свер-

дловской области на период до 2020 года: постановление правительства Свердловской области от 22.05.2013 № 646-ПП.

шение строительства которых планируется к 2018 г. В 2014 г. планируется строительство объектов внутренней инфраструктуры, необходимых для функционирования площадки и хозяйственной деятельности резидентов. Уже подписаны соглашения об организации производств на территории ОЭЗ «Титановая долина» с 4 компаниями-резидентами с общим объемом проектных инвестиций более 3 млрд руб. Резидентами в настоящее время проводятся землеустроительные мероприятия, выполняется проектирование. Строительство первых производственных объектов запланировано начать в конце 2014 г.

Приоритет для размещения на территории ОЭЗ отдается высокотехнологичным производствам в базовых отраслях:

— производство изделий из титана;

— производство компонентов и оборудования для металлургии;

— машиностроение (производство станков и оборудования, точное машиностроение, тяжелое машиностроение);

— производство строительных материалов.

В рамках создания ОЭЗ к концу 2014 г. планируется достичь следующих результатов:

— количество действующих резидентов ОЭЗ — 7 ед.;

— количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, — 45 ед.;

— объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ, — не менее 596 млн руб.

В 2015-2017 гг. планируется запустить основные механизмы работы ОЭЗ «Титановая долина», обеспечивающие ее устойчивое функционирование и развитие [3].

Для повышения эффективности реализации инфраструктурных проектов на законодательном уровне определены дополнительные категории объектов капитального строительства, для которых не требуется разрешения, помимо случаев, установленных федеральным законом. К таким категориям объектов отнесены объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, средств связи, а также объекты дорожного строительства с определенными параметрами12. Результатом данной меры стало сокращение для определенных в законе

12 Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство: закон Свердловской области от 15.07.2013 № 75-ОЗ.

категорий объектов временных (со 163 до 80 дней) и финансовых затрат на получение заключения го сэкспертизы13.

Важным инструментом промышленной политики также можно назвать реализацию проектов по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках государственной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года»14. С точки зрения территориального расположения и концентрации промышленных производств в регионе этот механизм промышленной политики является особенно важным для развития отдельных территорий.

Доля транспортной отрасли в структуре ВРП Свердловской области составляет около 7,5%, а в странах ЕЭС — более 10%. Кроме того, в настоящее время без транспортной логистики эффективное развитие новых промышленных производств практически невозможно — существующие транспортные артерии с огромным напряжением выдерживают текущие грузопотоки. Однако помимо проблем здесь появляются и новые возможности. Расширение северного порта Сергино, пуск автодороги Ивдель — Ханты-Мансийск — это проекты, демонстрирующие важность выстраивания логистики на Север, с выходом на ямальские нефтегазовые месторождения, а в более долгосрочной перспективе — далее, на строящийся порт Сабетта, одну из ключевых точек Северного морского пути. Создание транспортного коридора между ним и Средним Уралом, образование в Свердловской области «перекрестка» между направлениями (запад — восток и север — юг) — это огромная возможность для развития всего макрорегиона. Но здесь необходима комплексная организационная работа органов государственной власти региона и бизнес-сообщества по расширению взаимодействия с федеральным центром и соседними регионами. Такой транспортный коридор способен создать

13 Справочно: в итоге внедренный и действующий в настоящее время регламент предусматривает 10 дн. для получения разрешения на строительство, 60 дн. — на подготовку заключения госэкспертизы и 10 дн. — на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

14 Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года»: постановление правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП (ред. от 13.05.2014).

новые точки развития области и возможности для появления новых производств, например, в сфере лесопереработки и строительной индустрии, особенно в северной части региона [4].

Еще одним инструментом промышленной политики, предназначенным для решения отдельных проблем территориального развития промышленности области, является региональная программа «Комплексное развитие северных территорий Свердловской области на 2014-2020 годы», принятая в августе 2014 г.15.

Особое место в промышленной политике региона занимает вопрос кадрового обеспечения. Для удовлетворения потребностей промышленности в профессиональных кадрах предусмотрен ряд механизмов:

— увеличение контрольных цифр приема в учреждения среднего профессионального образования по специальностям технического профиля, востребованным промышленными предприятиями16;

— разработка профессиональных стандартов для новых профессий и специальностеей, актуализация имеющихся профессиональных стандартов с учетом дополнительных компетенций, востребованных реальным сектором;

— реализация корпоративных программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров17;

— реализация программ внутриобластной мобильности трудоспособного населения (в том числе на основе межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов) путем развития рынка социального жилья и содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

В целях содействия развитию промышленного потенциала региона в Свердловской области организуются:

— ежегодная Уральская международная выставка и форум промышленности и инноваций «Ин-

15 Об утверждении программы «Комплексное развитие северных территорий Свердловской области» на 2014-2020 годы: распоряжение правительства Свердловской области от 12.08.2014 № 993-РП.

16 Примечание: в 2014 г. количество мест для обучения специалистов технического профиля в учреждениях среднего профессионального образования Свердловской области увеличилось в 1,7 раза по сравнению с 2013 г. (на 2 557 ед.).

17 Примером системной работы в этом направлении является открытие корпоративного Технического университета Уральской горно-металлургической компании.

нопром», которые с 2013 г. приобрели федеральный статус (проходят в Екатеринбурге);

— выставка вооружений и военной техники, которую раз в два года посещают представители более чем 40 государств (проходит в Нижнем Тагиле) [3].

Таким образом, методология промышленной политики Свердловской области состоит в поддержании социальной сферы, подготовке специалистов, содействии участию бизнес-структур в федеральных проектах, развитии инфраструктуры. В связи с этим основные задачи органов государственной власти заключаются в разработке и использовании таких инструментов промышленной политики, основанных на механизмах бюджетно-налогового стимулирования и предоставления мер государственной поддержки, как льготы и субсидии. Кроме того, к инструментам промышленной политики относятся:

— создание и развитие промышленных площадок с государственным участием — индустриальных парков;

— поддержка выхода на новые рынки;

— развитие системы подготовки кадров;

— реализация программ поддержки производственной кооперации.

В свою очередь для создания и поддержки развития новых отраслей и секторов с формирующимся спросом с точки зрения взаимодействия власти и бизнеса необходимы следующие инструменты:

— создание институтов развития для организации венчурного финансирования стартап-про-ектов;

— поддержка развития инновационной инфраструктуры (инжиниринговые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы);

— развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Для формирования эффективных условий партнерства власти и бизнеса необходимо:

— определение территориальных приоритетов;

— развитие социальных проектов в формате государственно-частного партнерства;

— повышение внутриобластной мобильности трудовых ресурсов.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время промышленная политика в Свердловской области реализуется на основе комплексного подхода и ориентирована на использование

достаточно разнообразного инструментария, учитывающего как сложившиеся отраслевые и территориальные особенности структуры промышленного комплекса региона, так и приоритеты перспективного развития. В этой связи на основе государственных программ подготовлен единый комплекс стратегических документов, определяющих средне- и долгосрочные цели и задачи развития хозяйственного комплекса региона до 2020 г., а также разработан и внедрен достаточно эффективный инструментарий промышленной и экономической политики, необходимый для достижения поставленных целей и решения задач. С участием государства реализуется ряд инфраструктурных проектов, способствующих появлению и развитию новых промышленных производств, разрабатываются механизмы координации между системой профессионального образования и кадровыми запросами промышленности, что также определяет содержание промышленной политики региона.

В то же время промышленная политика Свердловской области в настоящее время не имеет системного базиса в виде регионального закона о промышленной политике. Это связано с несовершенством федерального законодательства, в котором в настоящее время также отсутствует закон о промышленной политике в Российской Федерации. Необходимо отметить, что ряд субъектов Российской Федерации (более 45 из 85 субъектов), несмотря на отсутствие федерального законодательного акта, разработали и приняли региональные законы о промышленной политике. В связи с востребованностью такого законодательного акта работа над его подготовкой и согласованием ведется в Свердловской области на протяжении нескольких последних лет. Кроме того, уже подготовлен и прошел процедуру общественного обсуждения проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации»18. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и СМИ, этот закон должен быть принят до конца 2014 г.19. Ожидается, что после принятия федерального закона соответствующий законодательный акт, регулирующий отношения в сфере промышленного развития, появится и в Свердловской области.

18 URL: http://docs.cntd.ru/document/499055349.

19 Закон догонит развитие. URL: http://www.rg.ru/2014/07/08/

promishlennost.html.

Вместе с тем в настоящее время со стороны бизнеса, общественных и гражданских организаций достаточно активно формируется запрос на понимание долгосрочного видения стратегической перспективы развития страны, региона и общества в целом. В частности, начата работа над формированием Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года20. Безусловно, этот документ должен учитывать интересы всех заинтересованных сторон и представлять собой некий общественный договор между властью, бизнесом и обществом, определяя принципы партнерства бизнеса и власти в новых условиях.

Эти два документа (закон о промышленной политике в Свердловской области и Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 года) должны будут сформировать общий институциональный контур реализации промышленной политики и параметры долгосрочной стратегии развития промышленности, совершенствуя при этом используемые принципы, подходы и систему сложившихся инструментов.

Список литературы

1. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. 2012. № 5. С. 4-22.

2. Аганбегян А.Г. России требуется политика форсированных и эффективных инвестиций // ЭКО. 2014. № 7. С. 6-11.

3. Анимица Е.Г., Силин Я.П. Средний Урал на пути к новой индустриализации // Экономика региона. 2013. № 3. С. 71-81.

4. Бочко В.С. Перспективы развития Среднего Урала в условиях растущих экономических угроз // Экономика региона. 2014. № 2. С. 43-52.

5. Гахова Н.А. Региональная промышленная политика в инновационных регионах // Проблемы современной экономики. 2014. № 1. С. 166-168.

6. ГельвановскийМ.И. Национальная стратегия конкурентоспособности как основа промышленной политики России // Россия и современный мир. 2006. № 3. С. 118-128.

7. Гребенкин А.В. О трансгрессивном подходе к региональной промышленной политике // Экономика региона. 2007. № 3. С. 51-59.

20 Проект стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 г. URL: http://econom. midural.ru/sites/default/files/files/st2030.pdf.

8. Гусейнов А.А. Методологические вопросы управления в региональной промышленной политике // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 1. С. 49-52.

9. Ершов М.В. О формировании приоритетов промышленной политики и механизмах их реализации // Российский экономический журнал. 2006. № 1. С. 3-8.

10. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. 2007. № 2-3. С. 5-39.

11. Корель Л.В., Комбаров В.Ю. Директора предприятий о государственной промышленной политике (результаты экспертного опроса) // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 26-34.

12. Лопота А.В. Факторы, влияющие на промышленную политику России // Инновации. 2010. № 1. С. 49-53.

13. Мазилов Е.А. Промышленная политика как механизм регионального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1. С. 187-194.

14. Потапов Л.В., Атанов Н.И. Модернизация, инновации и стратегирование пространственного развития экономики России // Пространственная экономика. 2010. № 4. С. 154-162.

15. Розанова Н.М. Политика поддержки конкуренции и промышленная политика в зарубеж-

ных странах // Terra Economicus. 2006. Т. 4. № 1. С.32-47.

16. Романова О.А. Условия и факторы структурной модернизации региональной промышленной системы // Экономика региона. 2011. № 2. С.40-48.

17. Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Промышленная политика как инструмент неоиндустриализации региональных промышленных систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6. С. 67-77.

18. Румянцев А.С. Промышленная политика России в условиях модернизации // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10. С. 172-176.

19. Сулакшин С.С. О государственной промышленной политике в Российской Федерации // Экономические науки. 2003. № 5. С. 5-16.

20. Татаркин А.И., Романова О.А., Ченено-ва Р. И., МакароваИ.В. Концепция модельного закона «О региональной промышленной политике в РФ» // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 3. С. 64-69.

21. Цветков В.А. Проблемы развития российской экономики // ЭКО. 2008. № 4. С. 30-50.

22. Чененова Р.И., Ченчевич С.Г. Принципы формирования и реализации региональной промышленной политики // Экономика региона. 2007. № 3. С. 72-77.

Regional economics: theory and practice Issues on economics

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

INDUSTRIAL POLICY OF THE SVERDLOVSK REGION: PECULIARITIES OF THE MODERN STAGE

Evgenii N. STARIKOV

Abstract

Importance Due to the instability of the macroeconom-ic environment and the further deepening of structural imbalances, to find sustainable and long-term sources of economic growth is currently very relevant. Historically, industry is the backbone of economic development in many regions of Russia. There is, therefore, a need to analyze the problems of management of regions' industrial development and develop effective tools of industrial policy.

Objectives In the Sverdlovsk region, its industrial complex is currently the structure-forming branch of the regional economy. The concentration of industrial production in the territory of the region is four times higher than the Russia average indexes. The goal of this work is to study the mechanisms used, to analyze the existing instruments of industrial policy and to assess their effectiveness in terms of systematic and integrated approaches. Methods On the basis of system analysis, the author examines the characteristics of the current stage of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

regional industrial policy in the Sverdlovsk region, considers the tools and mechanisms for its implementation, such as government programs, project approach, regulatory and legal framework, public-private partnership in the field of creation of industrial parks, support of the exhibition and fair industry companies, staffing challenges of the industry.

Results The author identifies the reasons for the lack of system-forming foundation of the regional industrial policy in the form of a regional law. This is due to the imperfection of the federal legislation. At the same time, the absence of regional legislation reflects a lack of a clear vision for the strategic vision and objectives for the development of the industrial complex of the region. This, in turn, reduces the effectiveness of the implementation of the industrial policy of the region. Conclusions and Relevance The author draws conclusions on the necessity of an integrated approach and the use of a wide range of tools of industrial policy in the Sverdlovsk region.

Keywords: industry, Sverdlovsk region, industrial policy, instruments, mechanisms, government programs, projects, investment, legal acts, industrial sites, infrastructure, human resources, public-private partnership

References

1. Aganbegyan A.G. O novoi promyshlennoi politike [A new industrial policy]. EKO — ECO, 2012, no. 5, pp. 4-22.

2. Aganbegyan A.G. Rossii trebuetsya poli-tika forsirovannykh i effektivnykh investitsii [Russia needs the policy of boosted and effective investment]. EKO — ECO, 2014, no. 7, pp. 6-11.

3. Animitsa E.G., Silin Ya.P. Srednii Ural na puti k novoi industrializatsii [The Central Ural on the way to new industrialization]. Ekonomika regiona — Region's economics, 2013, no. 3, pp. 71-81.

4. Bochko V.S. Perspektivy razvitiya Srednego Urala v usloviyakh rastushchikh ekonomicheskikh ugroz [Prospects of the development of the Central Ural in conditions of the growing economic threats]. Ekonomika regiona — Region's economics, 2014, no. 2, pp. 43-52.

5. Gakhova N.A. Regional'naya promyshlennaya politika v innovatsionnykh regionakh [Regional industrial policy in innovation regions]. Problemy sovremen-noi ekonomiki — Problems of modern economics, 2014, no. 1, pp. 166-168.

6. Gel'vanovskii M.I. Natsional'naya strategiya konkurentosposobnosti kak osnova promyshlennoi politiki Rossii [National strategy of competitiveness as a basis of the industrial policy of Russia]. Rossiya i sovremennyi mir — Russia and modern world, 2006, no.3, pp.118-128.

7. Grebenkin A.V. O transgressivnom podkhode k regional'noi promyshlennoi politike [A transgressive approach to regional industrial policy]. Ekonomika regiona — Region's economics, 2007, no. 3, pp. 51-59.

8. Guseinov A.A. Metodologicheskie voprosy up-ravleniya v regional'noi promyshlennoi politike [Methodological problems of management in regional industrial policy]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki — Issues of structuring of economy, 2010, no. 1, pp. 49-52.

9. Ershov M.V. O formirovanii prioritetov promyshlennoi politiki i mekhanizmakh ikh realizatsii [Formation of priorities of industrial policy and mechanisms for their realization]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal — Russian economic journal, 2006, no. 1, pp. 3-8.

10. Zavadnikov V. O promyshlennoi politike Ros-siiskoi Federatsii [The industrial policy of the Russian Federation]. Obshchestvo i ekonomika — Society and economy, 2007, no. 2-3, pp. 5-39.

11. Korel' L.V., Kombarov V.Yu. Direktora pred-priyatii o gosudarstvennoi promyshlennoi politike (rezul'taty ekspertnogo oprosa) [General Managers' opinion about the State industrial policy (results of expert poll)]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological studies, 2010, no. 11. pp. 26-34.

12. Lopota A.V. Faktory, vliyayushchie na promy-shlennuyu politiku Rossii [The factors influencing the industrial policy of Russia]. Innovatsii — Innovation, 2010, no. 1, pp. 49-53.

13. Mazilov E.A. Promyshlennaya politika kak me-khanizm regional'nogo razvitiya [Industrial policy as a mechanism of regional development]. Ekonomicheskie i sotsial 'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz — Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2013, no. 1, pp. 187-194.

14. Potapov L.V., Atanov N.I. Modernizatsiya, in-novatsii i strategirovanie prostranstvennogo razvitiya ekonomiki Rossii [Modernization, innovation and strategizing of spatial development of the economy of Russia]. Prostranstvennaya ekonomika — Spatial economics, 2010, no. 4, pp. 154-162.

15. Rozanova N.M. Politika podderzhki konkurent-sii i promyshlennaya politika v zarubezhnykh stranakh [The policy of competition support and industrial policy

in foreign countries]. Terra Economicus, 2006, vol. 4, no. 1, pp. 32-47.

16. Romanova O.A. Usloviya i faktory strukturnoi modernizatsii regional'noi promyshlennoi sistemy [Conditions and factors of structural modernization of a regional industrial system]. Ekonomika regiona — Region 's economics, 2011, no. 2, pp. 40-48.

17. Romanova O.A., Lavrikova Yu.G. Promysh-lennaya politika kak instrument neoindustrializatsii regional'nykh promyshlennykh sistem [Industrial policy as an instrument of neo-industrialization of regional industrial systems]. Ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz — Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2012, no. 6, pp. 67-77.

18. Rumyantsev A.S. Promyshlennaya politika Rossii v usloviyakh modernizatsii [Industrial policy of Russia in the conditions of modernization]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy—Socio-economic phenomena and processes, 2012, no. 10, pp. 172-176.

19. Sulakshin S.S. O gosudarstvennoi promyshlennoi politike v Rossiiskoi Federatsii [The State industrial policy in the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2003, no. 5, pp. 5-16.

20. Tatarkin A.I., Romanova O.A., Chenenova R.I., Makarova I.V. Kontseptsiya model'nogo zakona "O regional'noi promyshlennoi politike v RF" [The concept of the model law "On Regional Industrial

Policy in the Russian Federation"]. Biznes, menedzh-ment ipravo — Business, management and law, 2009, no. 3, pp. 64-69.

21. Tsvetkov V.A. Problemy razvitiya rossiiskoi ekonomiki [Problems of development of the Russian economy]. EKO — ECO, 2008, no. 4, pp. 30-50.

22. Chenenova R.I., Chenchevich S.G. Printsipy formirovaniya i realizatsii regional'noi promyshlennoi politiki [Principles of formation and implementation of regional industrial policy]. Ekonomika regiona — Region 's economics, 2007, no. 3, pp. 72-77.

Evgenii N. STARIKOV

Ural State Forest Engineering University, Administration of Governor of Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, Russian Federation starik1705@yandex.ru

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Federal Property Fund — Ural grant ID No. 13-06-96038z-Ural on the research project of "Study of institutional features of forming and developing mechanisms for effective partnerships of Government and business in the stakeholder model of corporate governance: macroeconomic and regional perspective" (2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.