Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2022 Г.'

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2022 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленное производство / промышленная политика / Республика Башкортостан / кластер / индустриальный парк / импортозамещение / industrial production / industrial policy / Republic of Bashkortostan / cluster / industrial park / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Наталья Владимировна, Мамлеева Эльвира Рашидовна, Сазыкина Марина Юрьевна

Промышленная политика является одним из инструментов экономической политики государства. При этом особый акцент при реализации делается на развитие технологий, повышение степени инновационности выпускаемой продукции, повышение конкурентоспобности отдельных отраслей и комплексов, а конечной целью является решение социально-экономических проблем. Реализация промышленной политики предполагает использование как федеральных, так и региональных механизмов управления. При этом региональная промышленная политика сильно дифференцирована, поскольку регионы Российской Федерации серьезно отличаются друг от друга по структуре промышленного производства, распределению инвестиций, уровню инновационного развития. Сложные макроэкономические и геополитические условия, сложившиеся в 2022 г., оказали негативное влияние на все сектора российской экономики, в том числе и на промышленность. При этом региональная промышленность является одним из основных локомотивов устойчивого экономического развития страны. Поэтому актуальным становится вопрос изучения особенностей реализации промышленной политики в отдельных регионах, с точки зрения адаптации к новым условиям. В статье представлены итоги функционирования промышленности Республики Башкортостан в 2022 г. Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации, который эффективно использует различные инструменты промышленной политики: индустриальные и технопарки, особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, кластеры и др. Проанализированы основные механизмы и инструменты региональной промышленной политики, которые обусловили лидирующие позиции Республики Башкортостан в рейтинге эффективности реализации промышленной политики среди субъектов Российской Федерации в 2021 и 2022 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: IMPLEMENTATION RESULTS IN 2022

Industrial policy is one of the instruments of the state's economic policy. The implementation of industrial policy involves the use of both federal and regional management mechanisms. At the same time, the regional industrial policy is highly differentiated, since the regions of the Russian Federation seriously differ from each other in terms of the structure of industrial production, the distribution of investments, and the level of innovative development. The implementation of industrial policy involves the use of both federal and regional management mechanisms. At the same time, the regional industrial policy is highly differentiated, since the regions of the Russian Federation differ greatly in terms of the structure of industrial production, the distribution of investments, and the level of innovative development. The difficult macroeconomic and geopolitical conditions that prevailed in 2022 had a negative impact on all sectors of the Russian economy, including industry. At the same time, the regional industry is one of the main locomotives of the country's sustainable economic development. Therefore, the issue of studying the features of the implementation of industrial policy in certain regions, from the point of view of adaptation to new conditions, becomes relevant. The article presents the industrial results of the Republic of Bashkortostan in 2022. The Republic of Bashkortostan is one of the most industrialized regions of the Russian Federation, which effectively uses various industrial policy instruments, e.g. industrial and technology parks, special economic zones, clusters, etc. The main mechanisms and instruments of regional industrial policy are analyzed, which determined the leading position of the Republic in the performance ranking of industrial policy among the members of the Russian Federation in 2021 and 2022.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2022 Г.»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.3.15 УДК 338.45 (470.57)

Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева, М.Ю. Сазыкина

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2022 Г.

Промышленная политика является одним из инструментов экономической политики государства. При этом особый акцент при реализации делается на развитие технологий, повышение степени инновационности выпускаемой продукции, повышение конкурентоспобности отдельных отраслей и комплексов, а конечной целью является решение социально-экономических проблем. Реализация промышленной политики предполагает использование как федеральных, так и региональных механизмов управления. При этом региональная промышленная политика сильно дифференцирована, поскольку регионы Российской Федерации серьезно отличаются друг от друга по структуре промышленного производства, распределению инвестиций, уровню инновационного развития.

Сложные макроэкономические и геополитические условия, сложившиеся в 2022 г., оказали негативное влияние на все сектора российской экономики, в том числе и на промышленность. При этом региональная промышленность является одним из основных локомотивов устойчивого экономического развития страны. Поэтому актуальным становится вопрос изучения особенностей реализации промышленной политики в отдельных регионах, с точки зрения адаптации к новым условиям.

В статье представлены итоги функционирования промышленности Республики Башкортостан в 2022 г. Республика Башкортостан является одним из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации, который эффективно использует различные инструменты промышленной политики: индустриальные и технопарки, особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, кластеры и др.

Проанализированы основные механизмы и инструменты региональной промышленной политики, которые обусловили лидирующие позиции Республики Башкортостан в рейтинге эффективности реализации промышленной политики среди субъектов Российской Федерации в 2021 и 2022 гг.

Ключевые слова: промышленное производство, промышленная политика, Республика Башкортостан, кластер, индустриальный парк, импортозамещение.

Введение. Одной из ключевых отраслей экономики Российской Федерации является промышленное производство, на долю которого приходится около 35 % совокупного ВВП страны. Одним из инструментов повышения эффективности функционирования промышленных предприятий является формирование и реализация промышленной политики как на федеральном, так и региональном уровнях.

© Трофимова Н.В., Мамлеева Э.Р., Сазыкина М.Ю., 2023

Трофимова Наталья Владимировна - канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, е-таИ; [email protected].

Мамлеева Эльвира Рашидовна - канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, е-таУ: [email protected].

Сазыкина Марина Юрьевна - канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, е-mail: [email protected].

В настоящее время региональная промышленная политика должна способствовать не только устойчивому социально-экономическому развитию территории, но и динамично приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Новые условия функционирования экономики требуют новых механизмов и инструментов промышленной политики.

Вопросы формирования и реализации промышленной политики рассматривались в работах отечественных экономистов: Л. Абалкина, В. Авдеенко [1], А. Аганбегяна [2], А. Гранберга, А. Карлика, [3], В. Лаженцева [4], Д. Львова [5], Л. Бляхмана, Я. Дубенецкого [6], В. Завадникова [7], А. Куклина, О. Литвиновой [8], А. Сафиуллина [9], А. Татаркина [10] и др.

Особенности использования промышленной инфраструктуры, в частности индустриальных парков и технопарков, как инструмента развития территории изучены в работах Е.А. Арутюнян [11], Г. Идрисова [12], С.А. Байзулаева [13].

Региональные особенности функционирования индустриальных парков представлены в работах Т.Р. Мухтаровой [14], Э.Ф. Габбасовой, К.А. Мансурова [15], С.А. Панина, Е.П. Тюкленкова [16], А.Н. Когтевой, Н.М. Шевцовой [17] и др.

Использование индустриальных парков как института развития территории исследовано Л.Н. Ивановой [18], В. Буркова, Е. Котырло [19], О.В. Журавлевой, Т.Д. Дорофеевой [20]. Повышение инвестиционной привлекательности регионов с помощью создания и развития сети индустриальных и технопарков, кластеров изучено в работах О.Н. Боровских [21], А.А. Егоровой [22].

Индустриальные парки как основа устойчивого инновационного развития территории представлены в работах А.Ю. Никитаевой, О.Г. Андрющенко [23], Т.В. Коноваловой, И.М. Тенякова [24], Д.С. Миронова [25].

Цель исследования - провести оценку эффективности использования инструментов промышленной политики в Республике Башкортостан.

Методы исследования. Методическую основу исследования составляют общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение и обобщение. В процессе исследования были применены системный метод, а также логический и статистический анализ.

Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, а также федеральных и региональных министерств и ведомств, в частности Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.

Результаты и обсуждение. Республика Башкортостан является одним из лидеров промышленного производства в РФ, доля промышленности в ВРП составляет 40 %.

Последние годы промышленное производство в регионе демонстрирует значительные успехи. Так, в 2021 г. индекс промышленного производства в РБ

продемонстрировал максимальные за последнее десятилетие значения -107,5 % по сравнению с 2020 г.

В 2022 г. экономика Российской Федерации столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, нарушением логистических связей и другими негативными внешними факторами, что отрицательно отразилось на всех отраслях экономики.

Однако промышленное производство Республики Башкортостан смогло адаптироваться к сложными макроэкономическим и внешнеполитическим условиям и показало достойные результаты.

Второй год подряд (2021 и 2022 гг.) Республика Башкортостан (РБ) является лидером среди субъектов РФ в области реализации промышленной политики и привлечения инвестиций. В 2022 г. в рейтинге эффективности реализации промышленной политики в регионах РФ, который составляет Минпром-торг России республика заняла первое место.

В 2022 г. одним из приоритетных направлений развития промышленности региона было формирование и развитие промышленной инфраструктуры через создание индустриальных парков, кластеров, особых экономических зон и др.

На конец 2022 г. в РБ было зарегистрировано:

• двенадцать индустриальных парков, в которых функционировало 168 резидентов с общим объемом инвестиций более 44 млрд руб. при заполненности парков на 90 %;

• пять промышленных кластеров: машиностроительный, авиационный, агропромышленный, промышленный и мебельный [26].

Отметим, что мебельный кластер был создан в 2022 г. и стал первым в стране, который попал в официальный реестр Минпромторга РБ. Кластер объединил вокруг себя 12 предприятий, которые делают каркасы, пружины и прочие комплектующие для мебели. В целом рост производства мебели в регионе за прошедший год составил 30 %.

В процессе создания еще пять кластеров: агропромышленный, станкостроения, легкой промышленности, радиоэлектроники, беспилотной авиации.

Таким образом, вектором развития промышленности региона в ближайшие годы будет создание и функционирование производственных кластеров, большинство из которых планируется разместить в границах Уфимской агломерации. Одним из перспективных кластеров, строительство производственных помещений которого должно начаться уже в 2023 г., является кластер беспилотных летательных аппаратов. Потенциально кластер должен объединить 10 предприятий, которые обеспечат всю технологическую цепочку производства. Данный кластер позволит повысить степень инновационности выпускаемой в регионе продукции и уровень технологического развития экономики региона в целом.

В 2022 г. Минпромторг России включил в свой перечень агропромышленный кластер Приволжского федерального округа, который объединяет компании в Башкирии и Оренбургской области [27]. Работа по созданию данного кластера началась еще в 2019 г., когда в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о намерениях и подана заявка в Ассоциацию индустриальных парков России на создание в республике транспортного агрологистического парка (тип Гринфилд), с проектной площадью 530 га. Преимуществами данного проекта являются выгодное месторасположение - в радиусе 600 км расположены 6 городов-миллионников, связанных между собой транспортными коридорами - федеральной трассой М-5 «Урал» и железнодорожной веткой (Южно-Уральским ходом) Транссибирской магистрали. Транспортный агрологистический парк (ТАЛП) станет частью агропромышленного кластера Приволжского федерального округа.

ТАЛП - это современный многофункциональный технологический комплекс, включающий агропромышленный парк и промышленно-логистический парк, на территории которых будут созданы все необходимые условия для предпринимателей (малых и средних форм), осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. На территории ТАЛП планируется разместить оптово-распределительные центры для хранения (морозильные, холодильные и отапливаемые помещения) и переработки сельскохозяйственной продукции, торговые залы, гостиницы, кафе, парковки для грузового и легкового автотранспорта. Для будущих резидентов парка зарезервированы земельные участки под производство, хранение и переработку сельхозпродукции.

Создание ТАЛП включено в 2019 г. в перечень приоритетных инвестиционных проектов республики. Проект полностью соответствует целям устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, направленного на ускорение темпов экономического роста, технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время в России функционирует только один промышленно-логистический парк, расположенный в Новосибирской области.

Зарегистрированный в 2022 г. агропромышленный кластер Приволжского федерального округа объединил десять компаний, входящие в структуру УК «Таврос» ООО «Башкир-Агроинвест», «Башкирская мясная компания» и «Уральская мясная компания», а также «Агроальянс», Чишминский сахарный завод, Давлекановский комбинат хлебопродуктов № 1 и др. [27].

Агропромышленный кластер позволит решить важнейшие задачи, стоящие перед руководством страны и региона - обеспечение продовольственной безопасности и реализация политики импортозамещения.

Агрокластер позволит объединить в единую цепочку все этапы производства и реализации продукции. Участники кластера смогут использовать сырье

и оборудование, которые производят другие участники кластера. Производители получат право на федеральные субсидии и льготные кредиты. На уровне региона, в рамках кластера будут реализованы крупные инвестпроекты. В частности на территории республики планируется построить агропарк стоимостью 25 млрд руб., оптовый распределительный центр - за 8 млрд руб., логистический центр - за 1,1 млрд руб., транспортно-логистический центр - за 4 млрд руб. и комплекс по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции стоимостью 2,6 млрд руб.

Бюджетные средства в 2022 г. были направлены на создание инфраструктуры ОЭЗ «Алга», индустриального парка «Уфимский», промтехнопарка «Мастер», а также строительство промышленных объектов при реализации инвестпроектов, докапитализацию профильного фонда.

В число объектов промышленной инфраструктуры республики входят 14 индустриальных парков, из которых в 2022 г. по данным Минпромторга России 9 относились к категории действующих, 5 - создаваемых (таблица).

Объекты промышленной инфраструктуры Республики Башкортостан

Название Статус Площадь территории, га Сертификат АИП Аккредитация Минпромторга России Членство в АИП*

ОЭЗ ППТ Алга Действует 468 +

Уфимский Действует 298,5 + +

Агидель Действует 223,9 +

БелКам Действует 62,6 +

Центр агротехнологий Действует 62,2 +

ГлавБашСтрой Действует 58,7 +

ПромЦентр Действует 22,8 +

ДЕЛО Действует 13,7 + +

С-11 Действует 8,8 + +

Велес Действует 8,4

Зубово Создается 73,8

Нижегородский Создается 59 +

Нефтекамский Создается 28 +

Благовещенский Создается 10 +

* АИП - Ассоциация индустриальных парков.

ИП ОЭЗ ППТ «Алга» входит в число двадцати крупнейших индустриальных парков в Российской Федерации и является самым большим на территории республики (468 га), В 2022 г. ОЭЗ «Алга» не просто сохранила статус самой динамично развивающейся в России, но и поднялась на четыре пункта вперед - с 12-го на 8-е место. В ОЭЗ «Алга» зарегистрировано 12 резидентов с инвестициями более 42 млрд руб.

На поддержку предприятий легкой промышленности региона в 2022 г. было направлено 190 млн руб. Предприятия легкой промышленности могли получить субсидии на возмещение части затрат для приобретения оборудования, материалов, реализации доходогенерирующих проектов. Также предприятия легкой промышленности могли получить льготное заемное финансирование в Фонде развития промышленности РБ на реализацию проектов, направленных на модернизацию, техническое перевооружение, расширение производства конкурентоспособной продукции по следующим программам: «Легпром», «Антикризисные меры» и «Поддержка промышленности».

На возмещение затрат на покупку оборудования предприятиям лесопромышленного комплекса, в 2022 г. республика направила 74,6 млн руб. После субсидирования предприятия лесопромышленного комплекса республики продемонстрировали увеличение объема отгруженной продукции от 3 до 25 % и рост производительности труда с 8 до 15 %.

На строительство газонаполнительных компрессорных станций выделили 360 млн руб. Как сообщал РБК Уфа, в 2022 г. в Башкирии впервые выделили субсидии подрядчикам на установку приборов учета электроэнергии в садовых и огороднических товариществах. На эти цели направили 48,8 млн руб.

В Башкирии в 2022 г. запустили грантовую поддержку промышленных предприятий, в рамках данной программы производители смогут компенсировать до 90 % затрат на уплату процентов по кредитам, которые они взяли на пополнение оборотных средств. Общий объем финансирования по программе в РБ 128 млн руб. В отличие от льготных займов предприятиям не нужно возвращать средства грантов. Производители могут компенсировать до 90 % от суммы процентов рублевых кредитов, в пределах ключевой ставки, установленной Центробанком РФ. Речь идет о кредитах, полученных после 21 апреля 2022 г. в российских банках на пополнение оборотных средств.

Основой развития промышленного производства является энергетика. РБ вошла в пятерку регионов и по строительству солнечных электростанций, две из которых запустили в 2022-м. Также был модернизирован и запущен энергоблок на Кармановской ГРЭС. Дополнительные мощности позволят региону открывать новые производства и развивать технологический и инновационный потенциал.

В 2022 г. Башкортостан был представлен на всех известных выставочных площадках: «Иннопром», Газовый форум и Петербургский экономический.

В РБ в 2022 г. в перечень приоритетных было включено 37 инвестиционных проектов с общим объемом планируемых вложений 19,2 млрд руб. При их реализации планируется создание 1,8 тыс. рабочих мест. Всего в перечне приоритетных числится 289 проектов на общую сумму 761,3 млрд руб. с созданием 33 тыс. рабочих мест. 12 проектов из 37 пришлось на сферу сельского хозяйства - объем инвестиций по ним составит 6,4 млрд руб. В промышленности

за год статус приоритетных получили 7 проектов на 3,6 млрд руб. В перечень также вошли 11 проектов в сфере придорожного сервиса - вложения оцениваются в 800 млн руб.

Активно функционируют в регионе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в городах Белебее, Благовещенске, Нефтекамске, Кумертау и Белорецке. В 2022 г. в ТОСЭР РБ было зарегистрировано 29 резидентов с проектами на сумму 14,5 млрд руб. По итогам их реализации всего в реестре резидентов ТОСЭР на конец 2022 г. числилось 126 резидентов. Сумма вложений в их проекты оценивается в 50 млрд руб., а число новых рабочих мест составляет более чем 10 тысяч. При этом республика уже перевыполнила установленный на федеральном уровне план по привлечению резидентов в такие территории. Больше всего резидентов в 2022 г. зарегистрировано в Благовещенске - 10 компаний пополнили реестр, всего в этой ТОСЭР числится 34 резидента, 8 уже запустили производство.

ТОСЭР Благовещенск единственная в республике экономическая территория подобного типа, обладающая весомым преимуществом (помимо выгодного месторасположения вблизи крупнейшего в республике промышленного и сбытового центра - г. Уфы), максимально возможным на сегодняшний день перечнем видов экономической деятельности, по которым резиденты ТОСЭР могут осуществлять свою деятельность.

Одной из ключевых проблем для предприятий республики становится кадровый дефицит. Эта проблема остро ощущается и в других регионах. Ее преодоление можно считать важнейшей задачей с точки зрения повышения уровня социально-экономического развития территории.

Предприятия испытывают сложности в том числе в привлечении высококвалифицированных специалистов, роль которых на предприятиях, выпускающих инновационную продукцию, становится определяющей.

Несмотря на все санкционные ограничения, 2022 г. оказался для промышленности РБ достаточно успешным. В перечень системообразующих в регионе вошли 122 предприятия. Дополнительные меры поддержки секторов промышленности позволили стимулировать деятельность предприятий и не допустить сокращения объемов производства.

В республике активно реализуется политика импортозамещения.

В ноябре 2022 г. в рамках программы модернизации АО «Салаватстекло» запустили новую линию крупногабаритного листового стекла (12 X 3 м). При этом программное обеспечение, используемое в производстве продукции, полностью российское.

Предприятия региона, которые входят в ГК «Ростех» (ОДК-УМПО, «Гидравлика», УАПО «Молния»), участвуют в освоении производства комплектующих для пассажирского самолета СухойСуперджет-100. На КумаАПП наладили выпуск вертолетов с системой пожаротушения. На ОДК-УМПО бы-

ли произведены 18 индустриальных двигателей и поставлены на месторождения полезных ископаемых Ямала.

В медицинской промышленности республики также реализуются импортозамещающие проекты. Уфимская компания «Астра» выпускает анализаторы для определения параметров свертываемости крови. Их использует сегодня каждая десятая лаборатория в стране. Предприятие «Нейрон» активно продвигает уникальную разработку - микропроцессорный электростимулятор, который выпускается только в Уфе. Завод «Медстальконструкция» является крупнейшим производителем медицинских кроватей, операционных столов, рецир-куляторов и консолей.

В Фарминдустрии также нарастает импортозамещение. На заводе «Имму-нопрепарат» освоен выпуск нового препарата «Релатокс», составляющего конкуренцию зарубежному «Ботоксу». Компания «Фармстандарт-УфаВИТА» реализует два импортозамещающих проекта - по выпуску препарата свертывания крови и противоопухолевых средств.

Туймазинский завод автобензовозов в 2022 г. увеличил производство в 2,2 раза. Основным драйвером роста стала прицепная техника. На сегодняшний день загрузка оборудования составляет 91 %, заключены контракты на поставку прицепов компании «Роснефть». ТЗА является якорным резидентом Туймазинского промышленного технопарка «Мастер», который в сентябре вошел в реестр Минпромторга России.

На Уфимском трансформаторном заводе запускают новую линейку продукции - трансформаторы для уральских локомотивов. До 2022 г. их поставлял ушедший с рынка Siemens.

Уральский пружинный завод вошел в программу импортозамещения для отечественного автопрома и прошел отбор на поставку пружин подвески на всю линейку автомобилей Лада Ларгус.

Завод «Автонормаль» после полного ухода западных компаний продолжил работать, изменив ассортимент. На предприятии освоили широкий ряд номенклатуры импортозамещающих изделий для нужд ПАО «КамАЗ», ОАО «МАЗ», «Атлант».

Адаптировались под сложные условия и предприятия металлургической промышленности региона. Белорецкий металлургический комбинат запустил в июле 2022 г. новое волочильное оборудование.

На Учалинском ГОКе в 2022 г. закончено строительство комплекса пас-тового сгущения хвостов обогащения. Строится узел глубокой доочистки сточных вод, который планируется завершить к 2025 г. Самый масштабный реализуемый проект предприятия - это строительство подземного рудника Ново-Учалинского месторождения медно-колчеданных руд.

Выводы. Таким образом, в Республике Башкортостан реализуемые инструменты промышленной политики дают свой положительный результат. Так,

в регионе основные меры поддержки промышленных предприятий со стороны государства включали в себя различные субсидии, гарантии на кредиты, адресную работу с крупными предприятиями, регулярные «промышленные» и «инвестиционные» часы, создание промышленной инфраструктуры (индустриальные и промышленные парки, ОЭЗ «Алга» и др.) и т.д. Высоко оцениваются и результаты работы Фонда развития промышленности Республики Башкортостан. Регион активно использует как федеральные, так и региональные меры поддержки промышленного производства, что позволяет ему быть на лидирующих позициях среди субъектов РФ по эффективности реализации промышленной политики.

Список литературы

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989. - 240 с.

2. Аганбегян, А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. - 2012. - № 6. -С. 4-22.

3. Карлик А., Комаров А.Промышленная политика и развитие регионов // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 3. - С. 66-71.

4. Лаженцева В. Научно-методологические проблемы государственного регулирования территориального развития // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 1. - С. 48-58.

5. Львов Д.С. Новая промышленная политика России [Электронный ресурс] // ЭНСР. - 2007. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/novaya-promyshlennaya-politika-rossii (дата обращения: 14.02.2023).

6. Дубенецкий Я.Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость [Электронный ресурс] // Проблемы прогнозирования. - 2003. -№ 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktivnaya-promyshlennaya-politika-bez-otlagatelnaya-neobhodimost (дата обращения: 01.02.2023).

7. Завадников В. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. - № 5. - С. 8-12.

8. Литвинова О.В. Оценка эффективности государственной промышленной политики и разработка мер адресного воздействия на экономику региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2014. - № 5. - С. 97-100.

9. Сафиуллин А.Р. Роль промышленной политики в повышении эффективности управления конкурентными преимуществами территории // Вестник КГФЭИ. - 2010. - № 1 (18). - С. 68-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: основы, региональный опыт разработки и реализации // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2008. - № 7. - С. 53-67.

11. Арутюнян Е.А. Создание индустриальных парков как механизм развития региона // Человек. Социум. Общество. - 2021. - № 7. - С. 81-86.

12. Идрисов Г. Промышленная политика России в современных условиях. -М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. - 160 с.

13. Байзулаев С.А., Гергова З.Х., Ягумова З.Н. Индустриальные парки как инструмент развития промышленности // Теория права и межгосударственных отношений. - 2021. - Т. 1, № 7 (19). - С. 263-267.

14. Мухтарова Т.Р. Исследование тенденций развития индустриальных парков в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. -Т. 8, № 10А. - С. 157-166.

15. Габбасова Э.Ф., К.А. Мансуров Оценка динамики территориального развития индустриальных парков России // Аллея науки. - 2019. - Т. 1, № 4 (31). - С. 363-368.

16. Панина С.А., Тюкленкова Е.П. Развитие индустриальных парков Пензенской области // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 34. -С. 911-919.

17. Когтева А.Н., Шевцова Н.М. Перспективность развития индустриальных парков в Белгородской области // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2020. - № 1 (43) . - С. 52-58.

18. Иванова Л.Н. Российские индустриальные парки как естественные институты развития // Федерализм. - 2019. - № 3 (95) . - С. 17-34.

19. Бурков В., Котырло Е. Индустриальные парки как форма государственной поддержки экономического развития // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 11. - С. 57-67.

20. Журавлева О.В., Дорофеева Т.Д. Создание индустриальных парков как механизм развития региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. -№ 7 (430). - С. 49-61.

21. Боровских О.Н. Индустриальные парки как механизм повышения инвестиционной привлекательности региона (на примере Республики Татарстан) // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Т. 9, № 3. - С. 787-800.

22. Егорова А.А. Кластеры, технологические и индустриальные парки как особые правовые режимы привлечения инвестиций в экономику региона // Право и экономика. - 2019. - № 4 (374). - С. 60-66.

23. Никитаева А.Ю., Андрющенко О.Г. Индустриальные парки как опорные точки формирования экономического каркаса инновационного развития территорий // Наука Красноярья. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 78-99.

24. Коновалова Т.В., Теняков И.М. Индустриальные парки как инновационный фактор современного экономического роста (российская специфика) // Экономическое возрождение России. - 2018. - № 3 (57). - С. 114-125.

25. Миронов Д.С. Индустриальные парки в инфраструктуре инновационного развития // Российское предпринимательство. - 2018. - № 10. - С. 3009-3028.

26. Эксперты оценили, как экономика Башкирии выдержала санкцион-ный удар [Электронный ресурс]. - URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/30/12/2022/ 63af026c9a79471b5f7902a9 (дата обращения: 01.02.2023).

27. Агропромышленный кластер в Башкирии включили в реестр Мин-промторга РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/10/01/2023/ 63bcffcf9a79470343707dca (дата обращения: 01.02.2023).

References

1. Avdeenko V.N., Kotlov V.A. Proizvodstvennyi potentsial promyshlennogo predpriiatiia [Production potential of an industrial enterprise]. Moscow, Ekonomika, 1989, 240 p.

2. Aganbegian A.G. O novoi promyshlennoi politike [On new industrial policy]. EKO, 2012, no. 6, pp. 4-22.

3. Karlik A., Komarov A.Promyshlennaia politika i razvitie regionov [Industrial policy and regional development]. Problemy teorii i praktiki upravleniia, 2005, no. 3, pp. 66-71.

4. Lazhentseva V. Nauchno-metodologicheskie problemy gosudarstvennogo regulirovaniia territorial'nogo razvitiia [Scientific and methodological problems of state regulation of territorial development]. Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii, 2001, no. 1, pp. 48-58.

5. L'vov D.S. Novaia promyshlennaia politika Rossii [New industrial policy of Russia]. ENSR, 2007, no. 3, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-promyshlennaya-politika-rossii (accessed 14.02.2023).

6. Dubenetskii Ia.N. Aktivnaia promyshlennaia politika: bezotlagatel'naia neobkhodimost' [Active industrial policy: An urgent need]. Problemy prognoziro-vaniia, 2003, no. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnaya-promyshlennaya-politika-bezotlagatelnaya-neobhodimost (accessed 01.02.2023).

7. Zavadnikov V. O promyshlennoi politike v Rossiiskoi Federatsii [On industrial policy in the Russian Federation]. Promyshlennaia politika v Rossiiskoi Federatsii, 2007, no. 5, pp. 8-12.

8. Litvinova O.V. Otsenka effektivnosti gosudarstvennoi promyshlennoi politiki i razrabotka mer adresnogo vozdeistviia na ekonomiku regiona [Evaluating the effectiveness of the state industrial policy and measures address the impact on the regional economy]. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2014, no. 5, pp. 97-100.

9. Safiullin A.R. Rol' promyshlennoi politiki v povyshenii effektivnosti upravleniia konkurentnymi preimushchestvami territorii [Role of the industrial policy in the conditions of intensive development of competitive advantages of a territory]. VestnikKGFEI, 2010, no. 1 (18), pp. 68-73.

10. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Promyshlennaia politika: osnovy, region-nal'nyi opyt razrabotki i realizatsii [Industrial policy: Fundamentals, regional

experience of development and implementation]. Promyshlennaia politika v Rossiiskoi Federatsii, 2008, no. 7, pp. 53-67.

11. Arutiunian E.A. Sozdanie industrial'nykh parkov kak mekhanizm razvitiia regiona [Industrial estate as a mechanism for regional development: Issues of creation]. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo, 2021, no. 7, pp. 81-86.

12. Idrisov G. Promyshlennaia politika Rossii v sovremennykh usloviiakh [Industrial policy of Russia in modern conditions]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy, 2016, 160 p.

13. Baizulaev S.A., Gergova Z.Kh., Iagumova Z.N. Industrial'nye parki kak instrument razvitiia promyshlennosti [Industrial parks as a tool for industrial development]. Teoriia prava i mezhgosudarstvennykh otnoshenii, 2021, vol. 1, no. 7 (19), pp. 263-267.

14. Mukhtarova T.R. Issledovanie tendentsii razvitiia industrial'nykh parkov v Rossiiskoi Federatsii [Study of the development trends of industrial parks in the Russian Federation]. Ekonomika: vchera, segodnia, zavtra, 2018, vol. 8, no. 10A, pp.157-166.

15. Gabbasova E.F., K.A. Mansurov Otsenka dinamiki territorial'nogo razvitiia industrial'nykh parkov Rossii [Assessment of territorial development dynamics of industrial parks in Russia]. Alleia nauki, 2019, vol. 1, no. 4 (31), pp. 363-368.

16. Panina S.A., Tiuklenkova E.P. Razvitie industrial'nykh parkov Penzenskoi oblasti [Development of industrial parks in the Penza oblast]. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no. 34, pp. 911-919.

17. Kogteva A.N., Shevtsova N.M. Perspektivnost' razvitiia industrial'nykh parkov v Belgorodskoi oblasti [Prospects for the development of industrial parks in the Belgorod region development]. Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia, 2020, no. 1 (43) , pp. 52-58.

18. Ivanova L.N. Rossiiskie industrial'nye parki kak estestvennye instituty razvitiia [Russian industrial parks as natural institutes of development]. Federalizm, 2019, no. 3 (95), pp. 17-34.

19. Burkov V., Kotyrlo E. Industrial'nye parki kak forma gosudarstvennoi podderzhki ekonomicheskogo razvitiia [Industrial parks as form of state support for economic development]. Problemy teorii i praktiki upravleniia, 2016, no. 11, pp.57-67.

20. Zhuravleva O.V., Dorofeeva T.D. Sozdanie industrial'nykh parkov kak mekhanizm razvitiia regiona [Industrial estate as a mechanism for regional development: Issues of creation]. Regional'naia ekonomika: teoriia ipraktika, 2016, no. 7 (430), pp. 49-61.

21. Borovskikh O.N. Industrial'nye parki kak mekhanizm povysheniia investitsionnoi privlekatel'nosti regiona (na primere Respubliki Tatarstan) [Industrial parks as a mechanism for enhancing the investment attractiveness of the region (on the example of the republic of Tatarstan)]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 787-800.

22. Egorova A.A. Klastery, tekhnologicheskie i industrial'nye parki kak osobye pravovye rezhimy privlecheniia investitsii v ekonomiku regiona [Clusters, technological and industrial parks as special legal regimes for attracting investments in the economy of the region]. Pravo i ekonomika, 2019, no. 4 (374), pp. 60-66.

23. Nikitaeva A.Iu., Andriushchenko O.G. Industrial'nye parki kak opornye tochki formirovaniia ekonomicheskogo karkasa innovatsionnogo razvitiia territorii [Industrial parks as a reference point of formation of the economic framework of innovative development of territories]. Nauka Krasnoiar'ia, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 78-99.

24. Konovalova T.V., Teniakov I.M. Industrial'nye parki kak innovatsionnyi faktor sovremennogo ekonomicheskogo rosta (rossiiskaia spetsifika) [Industrial parks as an innovative factor of the modern economic growth (Russian specificity)]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2018, no. 3 (57), pp. 114-125.

25. Mironov D.S. Industrial'nye parki v infrastrukture innovatsionnogo razvitiia [The industrial parks in the infrastructure of innovative development]. Rossiiskoepredprmimatel'stvo, 2018, no. 10, pp. 3009-3028.

26. Eksperty otsenili, kak ekonomika Bashkirii vyderzhala sanktsionnyi udar [Experts assessed how the Bashkortostan economy withstood the sanctions blow]. Available at: https://ufa.rbc.ru/ufa/30/12/2022/63af026c9a79471b5f7902a9 (accessed 01.02.2023).

27. Agropromyshlennyi klaster v Bashkirii vkliuchili v reestr Minpromtorga RF [The agro-industrial cluster in Bashkiria was included in the register of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation]. Available at: https://ufa.rbc.ru/ufa/10/01/2023/63bcffcf9a79470343707dca (accessed 01.02.2023).

Оригинальность 78 %

Поступила 24.02.2023 Одобрена 15.03.2023 Принята к публикации 02.09.2023

N.V. Trofimova, E.R. Mamleeva, M.Yu. Sazykina

INDUSTRIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: IMPLEMENTATION RESULTS IN 2022

Industrial policy is one of the instruments of the state's economic policy. The implementation of industrial policy involves the use of both federal and regional management mechanisms. At the same time, the regional industrial policy is highly differentiated, since the regions of the Russian Federation seriously differ from each other in terms of the structure of industrial production, the distribution of investments, and the level of innovative development. The implementation of industrial policy involves the use of both federal and regional management mechanisms. At the same time, the regional industrial policy is highly differentiated, since the regions of the Russian Federation differ greatly in terms of the structure of industrial production, the distribution of investments, and the level of innovative development.

The difficult macroeconomic and geopolitical conditions that prevailed in 2022 had a negative impact on all sectors of the Russian economy, including industry. At the same time, the regional industry is one of the main locomotives of the country's sustainable economic development. Therefore, the issue of studying the features of the implementation of industrial policy in certain regions, from the point of view of adaptation to new conditions, becomes relevant.

The article presents the industrial results of the Republic of Bashkortostan in 2022. The Republic of Bashkortostan is one of the most industrialized regions of the Russian Federation, which effectively uses various industrial policy instruments, e.g. industrial and technology parks, special economic zones, clusters, etc.

The main mechanisms and instruments of regional industrial policy are analyzed, which determined the leading position of the Republic in the performance ranking of industrial policy among the members of the Russian Federation in 2021 and 2022.

Keywords: industrial production, industrial policy, Republic of Bashkortostan, cluster, industrial park, import substitution.

Natalia V. Trofimova - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), е-mail: [email protected].

Elvira R. Mamleeva - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), е-mail: [email protected].

Marina Yu. Sazykina - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), е-mail: [email protected].

Received 24.022023 Approved 15.03.2023 Accepted for publicatfon 02.09.2023

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан в 2023 г.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Трофимова, Н.В. Промышленная политика Республики Башкортостан: итоги реализации в 2022 г. / Н.В. Трофимова, Э.Р. Мамлеева, М.Ю. Сазыкина // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 3. - С. 213-226.

Please cite this article in English as:

Тгойшоуа N.V., Mamleeva E.R., Sazykina M.Yu. Industrial pdicy cf the Republic cf Bashkcrtcstan: implementatfon results in 2022. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, по. 3, pp. 213-226 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.