Как видно возможности работодателей на сегодняшний день достаточно широки, однако не всегда профессиональное сообщество использует их для своего же блага.
ООО «Андроповский АГРОпроект» на протяжении пяти лет успешно сотрудничает с колледжем «Интеграл», и, реализуя на практике различные формы социального партнерства, некоторым образом участвует и в становлении системы сертификации профессиональных квалификации. Так, например, специалисты ООО «Андроповский АГРОпроект» принимают участие:
• в разработке содержания основных профессиональных образовательных программ обучения (рабочих учебных планов, программ дисциплин и профессиональных модулей, практик, оценочных средств, в том числе итоговой аттестации) по реализуемым в колледже специальностям;
• в определении требований и оценке качества подготовки выпускников;
• в рейтинговой оценке качества образовательных услуг, предоставляемых ОУ;
• в исследованиях области профессиональной деятельности, профессиональных компетенций рабочих кадров и специалистов в областях профессиональной деятельности «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета»;
• в разработке и корректировке содержания контрольно-оценочных материалов в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами;
• в работе семинаров, совещаний, фокус-групп по вопросам сертификации и независимой оценки качества профессионального образования;
• в апробации функционирования Системы добровольной сертификации «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».
Сотрудничество осуществляется на безвозмездной партнерской основе. К числу основных «выгод» для ООО и колледжа в этой области взаимодействия можно отнести реальную причастность к реформам в социальной сфере РФ и формированию рабочей силы, востребованной на современном рынке труда.
Только тесное взаимодействие работодателей и образовательных организаций в области подготовки кадров и сертификации профессиональных квалификаций может дать российской экономике востребованного квалифицированного сертифицированного специалиста, адаптированного к реальным условиям современного производства.
Список используемой литературы
1.http://businessof]russia.com/ - бизнес России (дата обращения 24.11.2015)
© Ерин В.В., Запорожец М.Ю., 2015
Ерина Лариса Ивановна
заместитель директора по НМР с. Курсавка, РФ E-mail: [email protected]
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ВТОРОГО ГОДА АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
«РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»
Аннотация
В статье приведены показатели, характеризующие процедуру апробации деятельности Центра сертификации в рамках Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ». Дана оценка динамики показателей характеризующих работу Центра и факторный анализ результативности процедуры сертификации. Определены меры по совершенствованию функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».
Ключевые слова
Сертификация, апробация, область профессиональной деятельности, профессиональный стандарт,
квалификация, результативность.
В рамках реализации программы Краевой инновационной площадки (далее КИП) «Формирование системы независимой добровольной сертификации квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена АПК» уже второй год проходит апробация полного цикла функционирования Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» (далее СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ»), зарегистрированной 15 января 2013 года регистрационный № РОСС Яи.Б1005.04Ж330.
В ходе формирующего (основного) этапа апробации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» за 2014-2015 учебный год проделана следующая работа:
1. Проведена апробация полного цикла функционирования СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» в областях профессиональной деятельности (далее ОПД) «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета», в которой приняло участие 335 заявителей.
2. Проведены мониторинги изучения статусов профессиональной идентичности и осознанности профессионального самоопределения заявителей - обучающихся учреждений профессионального образования.
3. Проведены психологические исследования заявителей по методикам Л.А. Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений», Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в ВУЗе», Б.А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей».
Следует констатировать, что в ходе второго года инновационной работы над становлением СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» численность заявителей принявших в ней участие имеет положительную динамику. Подтверждением чему служат данные таблицы 1.
Таблица 1
Динамика численности заявителей, охваченных различного рода исследованиями в ходе
функционирования КИП
Виды исследовании Численность охваченных исследованиями Динамика
2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год Откл. (+;-) Темп прироста,%
1. Маркетинговые исследования 246 304 58 23,6
2. Психологическое анкетирование 231 268 37 16,0
3.Апробация СДСП 254 335 81 31,9
Апробация проводилась по 3-5 и 6-7 уровням квалификации согласно Уровням квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов (утв. приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 года №148н), что соответствует 2-3 и 4 уровням квалификации согласно Общероссийскому классификатору занятий.
Основным элементом апробации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» являются квалификационные экзамены, которые проводятся в Центре сертификации в соответствии с порядком определенным Положением о квалификационном экзамене Системы добровольной сертификации персонала «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» (утв. 28.04.2012 года директором ГБОУ СПО КРК «Интеграл» с изменениями и дополнениями от 01.03.2014 года).
При проведении экзаменов в ОПД «Механизация сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета» применялось соответственно 67 и 66 комплектов оценочных средств, содержание которых соответствует Профессиональным стандартам (далее ПС) утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ в 2014 году.
В ОПД «Механизация сельского хозяйства» только 1/2 заявителей (106 из 224) или 47,3% прошли успешно первый этап квалификационного экзамена и были допущены к оценке профессиональных компетенций. Второй и третий этапы квалификационного экзамена успешно прошли 67 из 106, т.е.
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №5/2015 ISSN 2411-717Х
результативность этих этапов составила 63,2%. Соответственно эти заявители получили сертификаты соответствия их компетентности заявленной квалификации.
Следует отметить, что в ОПД «Деятельность в области бухгалтерского учета» показан более высокий результат прохождения процедуры апробации, 3/4 (85 из 111) или 76,6% заявителей прошли первый этап квалификационного экзамена и были допущены к оценке профессиональных компетенций. Второй и третий этапы квалификационного экзамена успешно прошли 68 из 85, т.е. результативность этих этапов составила 80,0%. Заявители успешно прошедшие эти этапы также получили сертификаты соответствия их компетентности заявленной квалификации.
Общие показатели результативности за два года апробации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика общих показателей характеризующих результативность процедуры апробации
Показатели Период Динамика
2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год Откл. (+;-) Темп прироста,%
1.Участие в апробации, чел 254 335 196 31,9
2.Получение сертификатов соответствия заявленной квалификации, чел 84 135 51 60,7
З.Уровень результативности процедуры сертификации, % 33,1 40,3 7,2 -
Руководствуясь выше изложенным, можно констатировать, что механизм полного цикла процедуры сертификации апробирован и в целом заслуживает одобрения, так как и масштабы апробации и показатели результативности имеют тенденцию к росту. При этом результативность по ОПД «Деятельность в области бухгалтерского учета» несколько выше, чем по ОПД «Механизация сельского хозяйства».
Достаточно высокий уровень результативности прохождения процедуры сертификации в области профессиональной деятельности «Деятельность в области бухгалтерского учета» обусловлен следующими объективными и субъективными факторами:
^ более полным соответствием содержания Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» требованиям профессионального стандарта (далее - ПС) в сфере бухгалтерского учета и запросам работодателей;
^ существенным преобладанием в числе заявителей представителей женского пола, что гендерно определяет большую нацеленность на достижение результатов в обучении;
^ правильным профессиональным самоопределением заявителей;
^ ярко выраженным стремлением заявителей к приобретению знаний и любознательности, формированию у себя профессионально важных качеств;
^ достаточным материально-техническим и информационным оснащением образовательного процесса в образовательных учреждениях по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
К числу мер способствующих совершенствованию функционирования СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» и улучшению результативности прохождения процедуры сертификации квалификаций можно отнести:
- согласование содержания основных профессиональных образовательных программ по специальностям и рабочим профессиям реализуемых учреждениями профессионального образования, с утвержденными ПС;
- разработку краткосрочных учебных планов по направлениям сертификации для повышения качества прохождения процедуры сертификации, реализация которых может проходить на базе ресурсного центра ГБПОУ КРК «Интеграл»;
- создание на базе КИП консультационных пунктов, для оказания методической помощи заявителям по вопросам организации процедуры сертификации, а также по вопросам профессионального характера в областях профессиональной деятельности «Механизации сельского хозяйства» и «Деятельность в области бухгалтерского учета»;
- разработку и применение методических рекомендаций по самостоятельной подготовке заявителей к процедуре сертификации профессиональных квалификаций по направлениям в рамках областей профессиональной деятельности;
- усиление проведения просветительской работы среди обучающихся и работников занятых в сфере общественного производства по актуальности и значимости процедуры сертификации квалификаций.
© Ерина Л.И., 2015
Карпенко Елена Александровна
методист, с.Курсавка, РФ E-mail: nauka_integrall@mail. ru
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПОЛНОГО ЦИКЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ» И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАЯВИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Проблема формирования системы сертификации персонала на современном этапе развития педагогической науки приобретает особое значение, поскольку переход от одного образовательного идеала к другому предполагает смену образовательной парадигмы и как следствие - возникновение потребности в инновационных преобразованиях.
Ключевые слова
Сертификация, тестирование, квалификационный экзамен, апробация, заявители.
Система сертификации квалификаций - это механизм взаимодействия между сферами труда и образования, в основе которого лежат партнерские и взаимовыгодные отношения [1].
На базе ГБПОУ КРК «Интеграл» в рамках инновационной площадки функционирует Центр сертификации СДСП «РОССЕЛЬХОЗСТАНДАРТ».
В ходе формирующего этапа апробации за 2014-2015 учебный год проводились в области профессиональной деятельности «Механизации сельского хозяйства» по трем направлениям: «Техник-механик», «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» со студентами образовательных учреждениях СПО Ставропольского края. Количество заявителей составило 224 человек.
По результатам прохождения первого этапа (тестирование) ко второму и третьему этапам допущено только 106 человек (т.к. остальные заявители набрали в тестировании менее 50 %). По итогам успешного прохождения второго и третьего этапов получили сертификаты соответствия профессиональным компетенциям 67 заявителей.
Подводя итоги апробации можно сделать следующие выводы:
1. Обратившись к результатам тестирования можно констатировать следующее, что 57,7% заявителей получили неудовлетворительную оценку, 25,4% - оценку удовлетворительно и только 16,9% оценку хорошо. Ответивших на отлично нет.
2. Если провести анализ количество затраченного времени заявителями на выполнение теста, мы видим, что 43,3% заявителя потратили на выполнения теста до 10 минут, 51,3% - от 10-15 минут, и только 5,4% использовали, достаточно времени на обдумывания ответов затратив, на это от 15 -20 минут.