Промежуточные итоги реализации Комплексного плана: работа Минобрнауки России
СТАТЬЯ
12
Промежуточные итоги реализации Комплексного плана: работа Минобрнауки России
Нерсисян Георгий Ваникович, начальник отдела Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России, г. Москва.
Чурилов Сергей Анатольевич, директор НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.
Калашкина Татьяна Валерьевна, заместитель начальника отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону.
В 2023 году завершился срок действия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (далее - Комплексный план). Минобрнауки России в рамках поставленных задач обеспечивало реализацию комплекса мер по организации эффективного противодействия идеологии терроризма в сфере образования и науки. Подведем итоги работы за 5 лет: посмотрим, какие есть проблемы, какие меры предприняты для их решения, а также сформулируем векторы работы нового Комплексного плана на ближайшие 5 лет.
Что такое Комплексный план?
Это стратегический документ, направленный на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Цель Комплексного плана — защита населения от идеологического воздействия международных террористических организаций, сообществ и отдельных лиц. В Комплексном плане прописаны конкретные шаги по противодействию идеологии терроризма, которые представлены в форме дорожной карты с ответственными министерствами
и ведомствами, сроками исполнения поручений.
Минобрнауки России и подведомственные ему организации являются основными исполнителями ряда мероприятий, включая:
— проведение профилактических мероприятий с обучающейся молодежью в формате бесед, встреч, форумов и др.;
— создание профилактических материалов и их распространение, в том числе через аппарат Национального антитеррористического комитета;
— повышение квалификации специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма и проведение мероприятий для них с целью обмена опытом (семинары, конференции и т. д.);
— выполнение научно-исследовательских работ в сфере повышения результативности противодействия идеологии терроризма.
Какие важные результаты достигнуты к концу 2023 года?
Сначала отметим, что в рамках исполнения Комплексного плана подведомственными Минобрнауки России организациями проведено более 6800 мероприятий
(в 2019 году более 1700 мероприятий; в 2020 году более 1400 мероприятий; в 2021 году более 1200 мероприятий; в 2022 году более 1300 мероприятий; в 2023 году более 1200 мероприятий). Всего охвачено за 5 лет до 1,5 млн. российских и иностранных студентов - обучающихся вузов по всем формам обучения.
Кроме того, Минобрнауки России проводит анализ реализации пунктов Комплексного плана региональными
Рис. 1 - Раздел «Сеть центров» на сайте НЦПТИ.
органами исполнительной власти в сфере образования и молодежной политики. В течение указанного периода ими было проведено более 10300 мероприятий (в 2019 году более 1400 мероприятий; в 2020 году более 2500 мероприятий; в 2021 году 1500 мероприятий; в 2022 году более 2800 мероприятий; в 2023 год более 1400 мероприятий).
Большая часть мероприятий проводится в рамках текущей профилактической работы - информационные встречи, лекции, круглые столы, семинары, конференции и форумы, дополнительные программы обучения или повышения квалификации, информационно-методические материалы, а также акции памяти, флешмобы и конкурсы с массовым участием студентов. Статус мероприятий разный: от международного и всероссийского до регионального и муниципального. В качестве экспертов и лекторов в основном выступают сотрудники вузов, представители правоохранительных органов и общественных организаций, спортсмены и деятели культуры.
Теперь поговорим о ключевых стратегических результатах.
Первый стратегический результат — работа по формированию и координации госполитики в сфере противодействия идеологии терроризма консолидирована в рамках работы созданного в 2019 году Координационного совета Минобрнауки России по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма (далее - Координационный совет). Координационный совет - это
межведомственная площадка. Совет
- это межведомственная площадка, которая позволяет оперативно реагировать и принимать решения
с учетом особенностей складывающейся обстановки.
Одна из рабочих групп Координационного совета посвящена как раз вопросам противодействия идеологии терроризма.
Ключевым проектом Координационного совета стала сеть координационных центров, которая включает:
1. Векторные центры (10), формирующие векторы стратегического развития
по основным направлениям работы. Ключевая задача таких центров - это выработка практикоорентированных механизмов профилактической работы;
2. Координационные центры
по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма (83) (далее
- Корцентр)».
Основная цель работы Корцентров - стать связующим звеном в сфере профилактики на региональном уровне. Работа Коорцентров включает методическую, информационную и консультационную поддержку образовательных организаций, министерств и ведомств своего региона, аппарата региональной АТК и т. д. Корцентры реализуют задачи по учебно-методическому сопровождению профилактической деятельности, проектному управлению, работе со студентами, информационному направлению, а также реализации программ повышения квалификации для государственных и муниципальных
служащих, специалистов вузов, занимающихся вопросами профилактики терроризма.
Второй стратегический результат
- работа информационного интернет-ресурса «Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях» (далее — Интерактивная карта).
С 2016 года НЦПТИ по поручению Минобрнауки России на постоянной основе организовано наполнение Интерактивной карты. Ресурс предназначен для тиражирования лучших практик реализации профилактических мероприятий и обмена опытом специалистами в сфере профилактики.
В 2022 году осуществлён запуск разделов «Наука и образование против террора», «Новости Координационного совета» и «Ответы». Каждый из них реализован в виде отдельного подсайта с доменным именем второго уровня.
Первый раздел представляет собой качественное переосмысление существующего ранее аналогичного портала. В рамках данного подраздела размещаются качественные статьи и памятки о противодействии идеологии терроризма и профилактике экстремизма. Кроме того, реализована автоматическая форма подачи рукописи статьи в редакцию журнала «Обзор.НЦПТИ».
Подраздел «Новости Координационного совета» нацелен на освещение работы Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов Минобрнауки России (далее - Координационный совет Минобрнауки России), принятых им рекомендаций, а также информирование о деятельности созданных при нём рабочих групп. Размещается подраздел по адресу news.ncpti.ru
Рис. 2 - Стартовая страница на интернет-ресурсе «Интерактивная карта».
Подраздел «Форум» несёт коммуникативную роль. Его основная функция - оперативное получение специалистами по профилактической работе обратной связи по спорным или непонятным вопросам деятельности от федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), Национального антитеррористического комитета и других экспертов. Роль пользователей на основном сайте Интерактивной карты синхронизирована с их ролью на «Форуме», в зависимости от её наполнения отличается и доступный функционал. Вход на «Форум» осуществляется с помощью учётных данных от Интерактивной карты.
Сбор о реализации Комплексного плана происходит на ресурсе «Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации» через личные кабинеты. Такие кабинеты сделаны для аппарата НАК, ряда федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов и головных органов исполнительной власти, аппаратов АТК в субъектах РФ и вузов.
В личных кабинетах можно самостоятельно загружать сведения о проведенных мероприятиях, которые автоматически попадают в отчетность ФОИВ, курирующего соответствующую сферу деятельности или являющегося учредителем организации.
Для вузов и исполнительных органов разработаны методические рекомендации и инструкции по работе с Интерактивной картой, размещенные на сайте и в группе «ВКонтакте» нЦпТИ.
Третий стратегический результат
— выстроена инфраструктура
по методической, кадровой и информационной поддержке специалистов в сфере профилактики.
Разработаны и внедрены в деятельность Корцентров программы повышения квалификации:
— «Реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации» (72 ак. ч.);
— «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму»
(72 ак. ч.);
— «Профилактика терроризма» (72 ак. ч.);
— «Сеть Интернет в противодействии террористическим угрозам» (16 ак. ч.).
Разработаны и утверждены рабочей группой по противодействию идеологии терроризма при Координационном совете 15 комплектов методических рекомендаций для специалистов по разным направлениям профилактической работы: от особенностей современных деструктивных субкультур до лучших практик адресной и индивидуальной профилактической работы. Комплекты рекомендаций можно посмотреть в личном кабинете на Интерактивной карте.
Отдельно следует отметить два Сборника сценариев профилактических мероприятий, выпущенных НЦПТИ по поручению Минобрнауки России в 2022 и 2023 годах. Эти сборники содержат сценарии 20 интерактивных мероприятий и рекомендации по выстраиванию профилактики.
нцпти
и ц п т и
СЦЕНАРИЕВ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИ* МЕРОПРИЯТИИ
СЦЕНАРИЕВ II
Г * о о И ¡1 Аг! Г С К К К М < П Р К Й Т Н й
Рис. 3 - Сборник сценариев. Выпуск 1.
Рис. 4 - Сборник сценариев. Выпуск 2.
Постепенно формируется база с лучшими практиками позитивного профилактического контента. С 2021 года проводится Всероссийский фестиваль социального медиаконтента «Параллели» среди студентов, работы которых находятся в открытом доступе на сайте https://proekt-paralleli.ru/.
Отдельно отметим шаги, сделанные для обеспечения высокого уровня комплексной безопасности вузов, важным направлением внутри которой является качественная работа по противодействию идеологии терроризма.
Во-первых, в рамках программы повышения квалификации для руководства образовательных организаций высшего образования «Комплексная безопасность
в образовательной организации высшего образования» (16 ак. ч.) за 2022-2023 годы обучено 274 ректора вузов, подведомственных Минобрнауки России, Минсельхозу России, Минздраву России, Минкультуры России и т. д.
Во-вторых, для специалистов по безопасности вузов запущены программы повышения квалификации: «Противодействие идеологии терроризма в Российской Федерации» (180 ак. ч.) и «Противодействие идеологии терроризма в образовательных организациях высшего образования» (36 ак. ч.), охватывающие ключевые направления работы в рамках комплексной безопасности. С момента запуска за 2023 год по двум программам прошли обучение 326 специалистов.
Проведено большое количество мероприятий (форумы, конференции и семинары) для специалистов в сфере профилактики с целью обмена опытом и совершенствования работы, а также повышения уровня межведомственного взаимодействия: Всероссийский научно-практический форум «Безопасность в науке и образовании», г. Ростов-на-Дону; Всероссийская научно-практическая конференция «Причины и условия возникновения террористических угроз и меры по их предупреждению», г. Махачкала; Всероссийский межведомственный форум «Планерка профилактики», г. Москва; Всероссийский форум «Интернет без угроз», г. Москва; Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы противодействия идеологии терроризма в современных условиях», г. Пятигорск и др. За 5 лет участниками таких мероприятий стали свыше 2500 специалистов.
Какие есть проблемы при реализации Комплексного плана?
В процессе организации профилактической работы выявлены следующие проблемы.
Первая проблема: выстраивание межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях. Мероприятия исполнительных органов субъектов и органов местного самоуправления требуют научного и организационно-методического сопровождения со стороны вузов и научных центров. Также при организации профилактической работы имеют место сложности взаимодействия между государственным и муниципальным институтами власти по вопросам соответствия планирования и предоставления отчетности.
Вторая проблема: при организации профилактических мероприятий специалистами редко используются информационно-просветительские и методические материалы, разработанные ответственными ведомствами.
Третья проблема: сложности организации адресной профилактики в вузах в силу отсутствия у большинства специалистов понимания содержания и целей данного уровня профилактики.
Четвертая проблема: недостаточная вовлеченность студентов в профилактические мероприятия и внеучебную деятельность вузов.
Пятая проблема: устаревшие и нерелевантные форматы профилактических мероприятий.
Кроме того, наблюдаются сложности технического характера в процессе предоставления отчетности по реализации мероприятий Комплексного плана (мероприятия не соответствуют антитеррористической тематике; отсутствуют подтверждающие материалы; недостаточное описание; описание без смыслового содержания; неверное указание пунктов).
Какие задачи будут стоять перед нами на 2024-2028 годы?
Мы будем работать в рамках Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы. Ознакомиться с ним можно будет на сайте Национального антитеррористического комитета в первом квартале 2024 года.
Цель нового документа заключается в формировании у населения неприятия
Рис. 5 - Обучение руководящего состава вузов по теме комплексной безопасности в 2023 году.
идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Перечень ценностей определен в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Новый план предусматривает работу по следующим направлениям:
— общая профилактика, направленная на формирование у российского населения антитеррористического мировоззрения, неприятия
идеологии терроризма, устойчивости к пропагандистскому воздействию террористических организаций, а также устранение причин и условий, способствующих вовлечению в террористическую деятельность;
— адресная профилактика, направленная на недопущение радикализации
и вовлечения в террористическую деятельность лиц из групп риска, а также на минимизацию негативного влияния и формирование у них устойчивости к террористической пропаганде;
— индивидуальная профилактика, направленная на дерадикализацию и создание условий для осознанного
отказа от участия в террористической деятельности, а также устранение социальных предпосылок к повторному вовлечению в террористическую деятельность;
— организация работы в информационном пространстве, включающая наполнение его актуальной информацией, формирующей неприятие идеологии терроризма;
— меры кадрового и методического обеспечения профилактической работы, направленные на повышение профессионального уровня уполномоченных лиц, ответственных за решение задач по профилактике терроризма.
Важно подчеркнуть, что в рамках адресной профилактики мы будем работать с такими группами риска, как:
— молодежь, разделяющая установки террористических и экстремистских организаций, деструктивных субкультур и движений, а также те представители молодежи, которые находятся на профилактическом учете в связи
со склонностью к суицидальному поведению, совершению насильственных действий;
— жители новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее
на подконтрольных киевскому режиму территориях;
— наиболее подверженные деструктивному воздействию и вербовке в противоправную деятельность мигранты, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или обучения;
— лица, отбывающие либо отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности;
— члены семей лиц, причастных
к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных);
— несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.
Необходимо помнить: результаты исполнения профилактических мероприятий зависят от многих факторов. Приступая к работе с новым документом, рекомендуем внимательно ознакомиться с пунктами в соответствии с компетенцией, обратить внимание на сроки и ответственных исполнителей как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Качественное планирование в соответствии с федеральными документами, а также анализ по итогам проделанной работы на местах являются одними из наиболее важных инструментов для достижения результатов при организации профилактической работы.