В. О. Лобовиков* «ПРОЛЕГОМЕНЫ» И. КАНТА И НЕВОЗМОЖНОСТЬ ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ КАК АПРИОРНЫЙ ПРИНЦИП ЧИСТОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (Дискретная математическая модель метафизики вообще и метафизики природы в особенности)
К 180-летию со дня рождения и к 200-летию со дня смерти И. Канта (1724-1804).
Тем не менее мы действительно обладаем чистою естественною наукою, которая а priori и со всею необходимостью, потребною для аподиктических положений, сообщает законы, управляющие природой.
И. Кант. Пролегомены1.
* * *
... Всеобщие законы природы могут и должны быть познаваемы а priori (т.е. независимо от всякого опыта) и лежат в основе всякого эмпирического употребления рассудка...
И. Кант. Пролегомены2.
«Пролегомены» И. Канта и построение метафизики природы как системы априорных законов чистого естествознания
И. Кант в «Пролегоменах» обосновывает возможность и необходимость существования чистого, т.е. свободного от опыта, естествознания и обсуждает вопрос «Как такое естествознание может существовать?». Из рассуждений И. Канта следует, что чистое естествознание, будучи не физикой, а метафизикой природы, должно представлять собой систему априорных законов природы, сформулированных в рамках системы априорных понятий о природе. Язык чистого естествознания не может быть языком эмпирической науки (science) о природе. Понятия физи-
* Лобовиков Владимир Олегович - главный научный сотрудник отдела права ИФиП УрО РАН, доктор философских наук, профессор.
1 Кант И. Пролегомены. М.; Л., 1934. С. 166.
2 Там же. С. 203.
ки как эмпирической науки не имеют логической связи с понятиями метафизики природы (и наоборот). Из чистого опыта невозможно логически вывести априорные формы этого опыта, а из этих форм - эмпирические данные. Эмпирическая физика метафизика природы логически независимы друг от друга. Из сказанного следует, что соответствующие понятия физики и метафизики очень часто выражающиеся одними и теми же словами (омонимами), ни в коем случае нельзя путать и заменять одно другим. Иначе возможны и даже почти неизбежны досадные недоразумения, постоянно возникающие в дебатах физиков и философов. Стремление систематически уточнять значения используемых слов (часто омонимов) для этих дебатов, к сожалению, нехарактерно. Физики думают, что ограничивают свою деятельность только чистым опытом и обсуждением только чисто эмпирических понятий и законов, а философы, как правило, оперируют понятиями, не зависящими от опыта. При этом довольно часто и те, и другие искренне считают, что говорят об одном и том же на одном и том же языке. В результате почти неизбежно возникают острые конфликты и взаимное раздражение.
Для избежания конфликтов необходимо точно определить специфический предмет и метод чистого естествознания, его язык, систему понятий и законов. И. Кант в «Пролегоменах» многое сделал, двигаясь в указанном направлении. В частности, он обосновал принципиальную возможность и необходимость метафизики природы, а также показал, что собственные понятия и законы чистого естествознания должны быть априорными, т.е. совершенно независящими от любого возможного опыта. Априорные понятия и законы метафизики природы необходимы для физиков потому, что, будучи априорными формами сознания субъекта, они организуют опыт, т.е. делают возможными эмпирические исследования физического мира. К сожалению, И. Кант не привел достаточно интересных и убедительных (для физиков) примеров априорных понятий и законов метафизики природы. Однако это не означает, что такие примеры не могут быть найдены в принципе. Другие исследователи, двигаясь в направлении, указанном И. Кантом, дальше развивают его идею, обращают внимание на новые (не рассмотренные явно и подробно самим И. Кантом) проявления его методологии.
Так, А.Ю. Грязнов1 развивает методологическую реабилитацию явно неэмпирических понятий «абсолютное пространство», «абсолютное время» и т.п. И. Ньютона путем отнесения их к числу априорных понятий чистого естествознания, необходимых для организации сознания субъекта физических исследований. Упомянутые статьи А.Ю. Грязнова ценны еще и тем, что в них даются действительно интересные для физиков примеры априорных законов чистого естествознания. К их числу А.Ю. Грязнов относит знаменитые три закона механики И. Ньютона. По мнению А.Ю. Грязнова, сочетание истории и методологии физики с априоризмом И. Канта дает основания утверждать, что указанные три закона И. Ньютона суть априорные формы организации опыта (физического эксперимента), а отнюдь не результаты индуктивных умозаключений. В целом рассуждения А.Ю. Гряз-нова представляются вполне убедительными. Однако некоторые принципиально важные обстоятельства нуждаются в дополнительном прояснении. Так, например, неясна специфика априорных понятий метафизики природы. Очевидно, что чистое естествознание - система. Но совершенно непонятен ее собственный системообразующий принцип. Каков точный критерий того, что некий закон природы есть априорный закон метафизики природы? Как, изучая природу, отделить законы физики от законов метафизики? Для ответа на этот вопрос необходимо сначала построить метафизику как систему (как науку). И. Кант не предлагает какой-то свой конкретный вариант такого построения. А.Ю. Грязнов этого тоже не делает. Но для решения указанных выше вопросов такое построение необходимо. Поэтому далее в статье мы попытаемся продвинуться вперед в построении метафизики как системы (т.е. как науки) вообще и как системы метафизики природы в особенности. В случае успеха в этой системе должны быть строго обоснованы («получены на кончике пера») обсуждаемые три закона И. Ньютона (если А.Ю. Грязнов прав, утверждая, что они -априорные законы природы, принятые не на основании индуктивных умозаключений). Начнем с основ метафизики, т.е. с определения соответствующих понятий.
1 Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта // Вопросы философии, 2000. № 8. С. 99-116; Он же. Абсолютное пространство как идея чистого разума // Вопросы философии, 2004. № 2. С. 127-147.
Пролегомены к метафизике как строгой науке
В работе «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки» И. Кант пишет об условиях, которые должны быть выполнены для превращения метафизики в науку. Реакция на сочетание слов «метафизика как наука» существенно зависит от определения значения слова «наука». При широком значении этого слова, история, математика и философия суть науки, ибо наука понимается как некая интеллектуальная система (дисциплина). В этом значении термина вполне допустимо, что метафизика может быть наукой. Никакой проблемы тут нет. Действительная трудность возникает, если слово «наука» использовать в узком смысле (как это принято в англоязычной культуре), т.е. обозначать этим словом некую интеллектуальную дисциплину, основанную на наблюдениях и экспериментах. Может ли метафизика когда-либо стать наукой в этом смысле? Естественно ответить на этот вопрос отрицательно: метафизика как таковая не занимается наблюдениями и экспериментами непосредственно. В этом смысле она не только сейчас пока не является, но и в принципе никогда не будет наукой. О чем же тогда писал И. Кант в своих «Пролегоменах»? Как понимать фразы «метафизика как наука» или «метафизика в смысле науки», если слову «наука» придать указанное узкое значение? Иначе говоря, если метафизика не есть наука и не может ею стать в принципе, то может ли выражение «метафизика как наука» оказаться при некоторых условиях не бессмысленным, а несущим важную информацию. По нашему мнению, да. Но что значит слово «как», если нельзя сказать, что метафизика есть наука? Скорее всего в словосочетании «метафизика как наука» слово «как» обозначает не логическую связку «есть», а некую существенную аналогию (подобие). Если между явлениями А и В есть некое важное сходство, то в процессе изучения этих явлений можно использовать их в качестве моделей друг друга. При этом можно рассматривать А как В (или В как А), но строго утверждать (не метафорически, а буквально), что А есть В (или В есть А) нельзя.
Строгая наука и строгая метафизика суть очень похожие друг на друга интеллектуальные дисциплины. Между ними существует некая глубокая структурная аналогия. Метафизика не есть наука, а наука не есть метафизика, но по форме своей они подобны друг
другу. Это значит, что в принципе метафизика может быть с успехом рассмотрена как наука. При каких условиях это может произойти - предмет рассуждений И. Канта в «Пролегоменах». Нас в данной статье будет интересовать нечто другое. Мы сосредоточим свое внимание на прояснении логического аспекта аналогии между строгой наукой и строгой метафизикой. Во времена И. Канта метафизика вряд ли могла быть обоснованно названа строгой, да и в наше время это название пока тоже не совсем уместно. Сегодня надежда на строгость (точность) метафизики, как и во времена И. Канта, относится к будущему.
И. Кант подчеркнул, что в отличие от науки как опытной интеллектуальной дисциплины метафизика имеет дело с априорным знанием. Это действительно принципиально отличает науку и метафизику друг от друга. Но тогда в каком смысле они эвристически значимы (как модели) друг для друга? В процессе исследования данного вопроса возникает предположение, что априорность метафизики необходимо связана с философским принципом автономии оценок и фактов. Но если принять гипотезу о том, что взаимная автономия метафизики и науки есть необходимое следствие взаимной автономии оценок и фактов, то получается, что в сущности метафизика есть не что иное, как учение о ценностях, т.е. аксиология. Вывод этот является довольно неожиданным, но он многое объясняет. Например, что очень важно, он объясняет необходимую априорность метафизики, ее относительную независимость от фактов, невыводимость из них. Дело в том, что логически вывести из фактов соответствующие им ценности (оценки и нормы) невозможно. Так гласит принцип, известный под названием «гильотина Д. Юма».
Но в таком случае как понимать загадочную фразу «метафизика как наука»? Выше мы уже отмечали, что, на наш взгляд, слово «как» обозначает в этой фразе некую важную аналогию. В чем эта аналогия заключается? Если метафизика есть система оценок (аксиология), то как понимать ее сходство с системой фактов (наукой), принимая во внимание «гильотину Д. Юма»? Для получения обоснованного ответа на этот вопрос далее в статье мы перейдем к построению и рассмотрению некой простейшей математической модели формальной аксиологии, а также к сопоставлению ее с общеизвестной простейшей математической моделью формальной
логики. Наука есть формальная логика полюс факты. Метафизика, согласно предложенной выше гипотезе, есть формальная аксиология плюс оценки. Если это действительно так, то глубокая аналогия метафизики и науки может быть представлена и систематически изучена как необходимая аналогия математизированной формальной логики и математизированной формальной аксиологии. Если собственно математическая структура системы оценок и системы фактов - одна и та же, т.е. веские основания утверждать, что метафизика может стать строгой (точной) интеллектуальной дисциплиной, допускающей адекватную математизацию, и в этом смысле существующей «как наука». Далее мы попытаемся развить эту гипотезу более подробно, логически вывести из нее некоторые следствия и сопоставить их с историко-философскими фактами. Вера И. Канта в невозможность применения математики в метафизике, этике и логике - историко-философский факт. Сегодня очевидно, что относительно математизации логики И. Кант ошибся. Однако в данной статье исследуется в качестве гипотезы менее очевидное (более сильное) утверждение, согласно которому И. Кант ошибся также и относительно возможности математизации этики и метафизики.
Метафизическая онтология как формальная аксиология
Парменид и его последователи (Зенон, Мелисс) впервые сформулировали метафизику в сравнительно чистом виде. При этом стала очевидной ее неизбежная парадоксальность с точки зрения обыденного сознания и опытной науки (достаточно вспомнить апории Зенона). Из впечатления о логической несовместимости метафизики с фактами большинство людей сделало вывод, что метафизика - ложное учение о фактах (или бессмысленная лингвистическая надстройка над фактами). Люди, руководствующиеся «здравым смыслом», пришли к заключению, что метафизическая онтология должна быть полностью заменена позитивной наукой. Многочисленные доказательства основных положений метафизики Парменида, изобретенные его учеником Зеноном, не убедили ни широкие народные массы, ни узкий круг интеллектуалов. Знаменитые апории Зенона, до сих пор во многом остающиеся загадкой, обычно использовались для увеселения или раздражения публики, но, как правило, не воспринимались всерьез. Противники метафи-
зики расценивали апории Зенона как свидетельство ее ложности: если из метафизики логически следует несуществование движения, а оно существует (согласно данным органов чувств), значит, метафизика ложна. Однако ее сторонники не соглашались с таким выводом, настаивая на том, что если из метафизики логически следует несуществование движения, а оно, согласно данным органов чувств, существует, значит, данные органов чувств ложны. На наш взгляд, длящееся вот уже несколько тысячелетий противостояние этих двух «линий в философии» есть результат логической ошибки, естественно возникающей у представителей вида «гомо сапи-енс» в силу некоторых особенностей используемого ими естественного языка.
Эти логико-лингвистические неприятности могут быть ликвидированы с помощью некого искусственного логико-математического языка. В данной работе рассматривается вариант такого языка и демонстрируются его эвристические и объяснительные возможности, в частности способность систематически разрушать лингво-психологически закономерно возникающие иллюзии абсурдности метафизики и строго доказывать принципы метафизической онтологии, казалось бы, явно противоречащие фактам. В качестве варианта такого искусственного языка берется алгебра ценностей1 - дискретная математическая модель формальной аксиологии. Она исследует ценностные функции, имеющие множество {х, п} в качестве областей своего определения и изменения. Символы х и п обозначают соответственно ценностные значения: «хорошо»;
«плохо».
На наш взгляд, метафизика есть результат рассмотрения философских категорий онтологии и теории познания в качестве ценностных функций. Для того, чтобы обосновать этот тезис, определим следующие унарные аксиологические операции (ценностные функции от одной переменной - а, принимающей значения из множества {х, п}): Па - «покой (неподвижность) а»; Да - «движение а»; Иа - «изменение а»; Оа - «увеличение а»; У2а - «уменьшение а»; За - «замедление а»; Ра - «различие в а»; Та - «тождество
1 Лобовиков В.О. Математическое правоведение. Ч. 1. Естественное право. Екатеринбург, 1998.
(одинаковость) а»; Ча - «часть а»; Ца - «целое а»; Еа - «единство (единое) а»; Жа - «множество а»; ^а - «материя а»; ^а - «содержание а»; Фа - «форма а»; С4а - «структура а»; ^а - «деление, разделение (на части) а», Ц0а - «неделимость а»; На - «невозможность а»; Ба - «необходимость а»; Ва - «возможность а»; Д'а - «достаточность а»; У0а - «уничтожение (устранение) а»; Га - «полнота а»; В'а - «возникновение (начало) а»; И3а - «исчезновение а»; О1 а -«производство (создание) а»; Ба - «бытие (существование) а»; Ьа -«небытие а»; У'а - «пустота а»; Ша - «внешнее для а»; В2а -«внутреннее для а»; О 2а - «количество а»; О3а - «центр а»; 1°а -«минимальная (минимальность) а»; К0а - «конец а»; Э3а - «эксперимент а»; Та - «познание а»; З^а - «знание а»; А7а - «априорное (априорность) а»; Э4а - «энергия а»; А8а - «концентрация (сосредоточение) а»; А9а - «равновесие (уравновешенность) а»; О4а - «состояние а»; Яба - «преодоление (чего) а»; Я7а - «противодействие (чему) а»; О5а - «чистый, чистое (чистота) а»; 1а - «запас, запасание (чего) а»; Та - «мышление об а»; Ла - «вещь сама по себе а»; Уа - «противоречие в а»; У2а - «управление а»; Л0а - «смысл (значение) а»; Л1 а - «всеобщая (всеобщий) а»; Ч1а - «частная (частный) а»; К1 а - «трансцендентальное для а»; Та - «свобода от а»; Л2а -«условие а»; Я8а - «организация (извне) деятельности а»; Я9а -«планирование (чего) а»; Та - «апостериорный а»; Та - «история а»; Л3а - «субъект (чего) а»; Л4а - «способ, метод (чего) а»; Л5а -«аподиктическое а»; Лба - «соглашение об а»; Л7а - «понятие об а»; Юа - «чувственное (чувственный) а»; Л8а - «восприятие (созерцание) а»; Л9а - «идея (чего) а»; Я2а - «материальный а»; М3а - «мир а»; Я3а - «тело а»; О1а - «определенность (ограниченность) а»; А5а -«неопределенность (неопределенный) а»; 8а - «бесконечность а»; Ка - «конечность а»; П9а - «плотность а»; Б^а - «объем а»; П0а -«протяженность а»; Т3а - «большое (много) а»; W2а - «малое (мало) а»; А3а - «равномерность а»; W3а - «неравномерность а»; П8а -«прямолинейность а»; А4а - «абсолютность а»; Я0а - «относительность а»; О0а - «наблюдение (чего) а»; Оа - «опыт (чего) а»; Яа -«физический а»; М4а - «место а»; Б2! - «длина а»; Я4а - «обратимость а»; Б^ - «необратимость а»; К!а - «непрерывность а»; Б^ -«настоящее а»; Б6* - «будущее а»; Р°а - «прошлое а»; Е^а - «единственность, единичность (индивидуальность, уникальность) а», М5а - «модель (чего) а».
В дополнение к перечисленным выше аксиологическим операциям рассмотрим еще следующие ценностные функции от одной переменной - а, принимающей значения из множества {х, п}: Б7а -«измерение (скольки-мерное) а»; Э2а - «эмпирическое а»; Ьа -«линия а»; Я1 а - «прямая а»; О2а - «ощущение, чувство (чего) а»; Ь1* - «одновременность а»; Ьа - «однопространственность а»; Са -«средство (для) а»; С2а - «сохранение (чего) а»; С3а - «постоянство (неизменность) а»; И1 а - «изоляция, замкнутость, закрытость (чего) а»; И2а - «изоляция, замкнутость, закрытость от а»; Ь3а - «закон а»; Ь4а - «разум (ум) а»; Б^а - «физика а»; Ь5а - «вечность (вечный) а»; иа - «двигатель (что им является) а»; Я5а - «нарушение (чего) а»; Аба - «атом а»; Ьба - «метафизический а»; ^а - «искривление (кривизна) а»; Та - «время а»; £^а - «отталкивание а»; ^а - «сторона а»; ^а - «противоположность (для) а»; ^а - «дальнее для а»; Т2а - «близкое для а»; ^а - «вещество а»; А2а - «направление (чего, чье) а»; Яа - «сопротивление (чему) а»; П1* - «простота а»; W1а -«хаотичное (беспорядочное) а»; А1* - «направленное а»; Ка -«природа а»; П4а - «природа а»; П5а - «причина а»; Пба - «сущность а»; Га - «гравитационный а»; О3а - «определение (ограничение) а»; П7а - «пространство а»; Ьа - «свобода (для) а»; Ца -«ценность (чего) а»; Ь8а - «стремление к а»; ^а - «сложность а»; ■Т°а - «антиномия (чего, в чем) а»; Б1* - «стратегия а»; Б2а - «поиск а»; 20а - «иллюзия (только кажимость) а»; Х0а - «явление а»; Та -«вещь для нас а»; Т4а - «трансцендентное (что) а»; И4а - «имманентное (что) а»; Ц2а - «имманентное для (чего) а»; 22а - «трансцендентное для (чего) а»; Т5а - «трансцендентное а»; Ь9а - «основание для а»; Ц3а - «однородность а»; 21* - «неоднородность а»; 23а - «емкость (вместилище) для а»; 24а - «независимость от а»; Са -«сила а»; Ба - «насилие над а»; Ма - «масса а»; Та - «тяготение (притяжение) а»; Яа - «инерция а»; Уа - «скорость а»; Уа - «ускорение а»; За - «заряд а»; М1* - «магнит а»; Ха - «полюс а»; 8а - «поле (чего) а»; Я*а - «распределение а»; Эа - «электрический а»; М2а -«магнитный а»; Э1* - «трение а»; 2а - «ток (поток) а»; П2а - «упорядоченность а»; Аа - «направленность а»; Wа - «энтропия (хаос) а»; П3а - «порядок а»; Ц4а - «зависимость от а»; Ц5а - «само по себе а»; ^а - «криволинейность а»; ^а - «отвлечение от а»; Цба - «непосредственное а»; ^а - «опосредованное а»; ^а - «удаление от а»; 29а - «удаление а»; Ц7а - «приближение а»; Ц8а - «приближение к
а»; Еа - «среда (фон) а»; Ц9а - «мера (чего) а»; Та - «положительное а»; Еа - «отрицательное а»; Та - «наука об а»; Еа - «сайенс (science) а»; М6а - «метафизика а»; Ьа - «логика а»; М7а - «математика а»; М8а - «математическая а».
Ценностно-функциональный смысл перечисленных операций определяется в алгебре ценностей следующей ниже таблицей, состоящей из 20 частей. Данная таблица - точное определение ценностно-функционального смысла 200 перформативно различных аксиологических операций двузначной алгебры формальной аксиологии. Большинство из этих операций уже было строго определено и рассмотрено автором ранее1. Более того, монография автора «Естественное право ...» содержит табличное определение и подробное обсуждение 840 перформативно различных ценностных функций от одной переменной2. Основная идея данной статьи и почти все множество обсуждаемых в ней унарных операций в упомянутой монографии представлены. Однако в отличие от названной книги, посвященной логикоматематическому моделированию метафизического аспекта политической экономии, настоящая статья, во-первых, представляет собой чисто теоретическое исследование, свободное от заботы о приложения; во-вторых, уделяет большое внимание исследованию метафизики И. Кантом, в особенности его априоризму, а также учению об опыте и вещах самих по себе.
Часть 1
а Па Да Иа Gа У2а З0а Ра Та Ча Ца
х х п п х п п п х п х
п п х х п х х х п х п
1 Лобовиков В.О. Естественное право: современная теория, и ее приложение к экономике. Екатеринбург, 2003; Он же: Метафизическая эпистемология как формальная аксиология // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. Вып. 4. Екатеринбург, 2003. С. 41-56; Он же: Метафизика как точная наука о ценностях // Философия ценностей. Курган, 2004. Вып.2. С. 47-57.
2 Там же.
Часть 2
а Еа Жа 8иа 88а Фа С4а 89а Ц0а На Ба
х х п п п х х п х п х
п п х х х п п х п х п
Часть 3
а Ва Д‘а У°а Га Ва И3а Оа Ба Ьа Уа
х х х п х х п х х п п
п п п х п п х п п х х
Часть 4
а Ша В2а О2а О3а 10а К0а Э3а Га З*а А7а
х п х х х п п п п х х
п х п п п х х х х п п
Часть 5
а Э4а А8а А9а О4а Я6а Я7а О5а 1а 12а Ла
х п х х х п п х п п х
п х п п п х х п х х п
Часть 6
а Уа У2а Л0а Л!а Ча №а 13а Л2а Я8а Я9а
х п п х х п п п х п п
п х х п п х х х п х х
Часть 7
а 14а 15а Л3а Л4а Л5а Л6а Л7а Юа Л8а Л9а
х п п х х х х х п х х
п х х п п п п п х п п
Часть S
^ A/f3^
а R2а М3а R3а О-а А5а Sa Ка П9а Б-а П0а
х п х п п х х п х х х
п х п х х п п х п п п
Часть 9
’3„ I w2.
а Т3а W2а А3а W3a П8а А4а R0а О0а Оа Ra
х х п х п х х п п п п
п п х п х п п х х х х
Часть l0
Г4„ с2„
а М4а Б2а R4a Б3а Б4а Б5а а о Б Р0а Е-а М5а
х х х п х х х х п х х
п п п х п п п п х п п
Часть ll
7 ~2„
а Б7а Э2а La Я-а О2а L-a L2a С-а а 2 2С С3а
х х п х х п х х х х х
п п х п п х п п п п п
Часть l2
1Л2„
а И-а И2а L3a L4a т?8 F а L5a иа R5a А6а L6a
х п п х х п х х п х х
п х х п п х п п х п п
Часть l3
i2 'T'l
а S2a T-a S3a S4a S5a S6a Т2а S7a А2а Ra
х п х п п п п х п х п
п х п х х х х п х п х
Часть 14
а П!а Ш!а Л!а Ка П4а П5а П6а Г!а О3а П7а
х х п х п х х х х п х
п п х п х п п п п х п
Часть 15
а Ца Ь8а 8}а Га ¥[а ¥2а Ъ0а Х0а Га
х х х х п п п п п п х
п п п п х х х х х х п
Часть 16
а Та И4а Ц2а Ъ2а Т5а Ь9а Ц3а 2а Ъ3а а N
х х п х п х х х п п п
п п х п х п п п х х х
Часть 17
а Са Ба Ма Т0а Яа Уа Уа За М1 а Ха
х х п х х х х п х х п
п п х п п п п х п п х
Часть 18
а 8а Я* а Эа М2а Э1а Ъа П 2а Аа Ша П3а
х п п п х п п х х п х
п х х х п х х п п х п
Часть 19
4 1 тт5„
а Ц4а Ц5а Ъ5а Ъ6а Ц6а Ъ7а Ъ8а а 9 N Ц7а Ц8а
х х х п п х п п п х х
п п п х х п х х х п п
Часть 20
I тт9„
а Б0а Ц9а Т7а Б3а Т6а а М6а Ь9а М7а М8а
х п х х п х п х х х х
п х п п х п х п п п п
Пусть символ «а=+=в» обозначает отношение «аксиологические формы а и в формально-аксиологически равноценны». По определению, а=+=в истинно, если и только если ценностные формы а и в имеют одинаковые оценочные значения (х или п) при любой возможной комбинации оценочных значений аксиологических переменных, входящих в эти формы. С помощью данных выше определений можно строго обосновать следующие ниже уравнения. Справа от каждого уравнения дан его «перевод на русский язык». При этом отношение «=+=» выражается в естественном языке связкой «есть». В результате слово «есть» оказывается омонимом, ибо от традиционного (логического) значения этого слова аксиологическое отношение «=+=» отличается. Игнорирование этого отличия чревато недоразумениями.
1. Ба=+=ЬЬа: бытие есть небытие небытия.
2. Ба=+=Еа: бытие есть единство.
3. Ба=+=Та: бытие есть тождество.
4. Ба=+=ЬРа: бытие есть небытие различия.
5. Ба=+=ЬУа: бытие есть небытие противоречия.
6. Ба=+=Га: бытие есть полнота.
7. Ба=+=Па=+=ЬИа: бытие есть покой и вообще неизменность.
8. Да=+=ИМ4а=+=ЬПа: движение есть изменение места.
9. Ба=+=ЬДа=+=ЬИа: бытие есть отсутствие движения (изменения).
10. Ба=+=П1а: бытие есть простота.
11. Ба=+=ЬЖа: бытие есть отсутствие множества.
12. Ба=+=ЬУ1а: бытие есть отсутствие пустоты.
13. Ба=+=НДа=+=НИа: бытие есть невозможность движения.
14. Ба=+=НЖа: бытие есть невозможность множества.
15. Ба=+=НУ:а: бытие есть невозможность пустоты.
16. У:а=+=Ьа: пустота есть небытие.
17. Уа=+=Ьа: противоречие есть небытие.
18. Да=+=Иа=+=Ьа: движение (изменение) есть небытие.
19. Жа=+=Ьа: множество есть небытие.
20. 8'а=+=Ьа: сложность есть небытие.
21. 8'а=+=ЬГа: сложность есть неполнота.
22. 8'а=+=Уа: сложность есть противоречие.
23. П1а=+=ЬУа: простота эквивалентна небытию противоречия.
24. Га=+=П'а: полнота эквивалентна простоте.
25. Га=+=ЬУа: полнота эквивалентна небытию противоречия.
Сказанное выше - математическая модель метафизической
онтологии как формальной аксиологии. Достоинство этой модели заключается в точном указании причины «метафизических парадоксов», т.е. иллюзий логической несовместимости метафизики с фактами. Дело в том, что любой переход от истинности а=+=в к истинности логической эквивалентности (или импликации) высказываний о совершении а и в является запрещенным (логической ошибкой). Но люди часто делают такой незаконный переход из-за того, что слово «есть» в естественном языке - омоним. Наряду с традиционным логическим значением, оно используется также и для выражения в естественном языке аксиологического отношения «а=+=в». Поэтому утверждения «бытие есть невозможность движения», «множество есть небытие» и т.п. кажутся несовместимыми с фактами. Но на самом-то деле это только кажимость. Согласно принципу автономии, логическое противоречие между оценками действий и фактами совершения этих действий невозможно. Принципы метафизической онтологии являются аксиологическими утверждениями, т.е. суждениями о ценностях, а не о фактах. Поэтому, с логической точки зрения, представленные выше аргументы обеих обсуждаемых нами «линий в философии» следует признать дефективными. Почему? Потому, что аргументы каждой из этих «линий» базируются на предпосылке, что метафизика есть чистое учение о фактах, т.е. учение о чистых (отвлеченных от ценностей) фактах. Вот эта предпосылка (часто не осознаваемая) и является, на наш взгляд, источником неприятностей. Если ее отбросить, заменив тезисом о формально-аксиологической сущности метафизической онтологии, то «парадоксы метафизики» разрушаются и ситуация проясняется. То, что онтология есть учение о бытии (и следовательно о фактах), не должно никого смущать и сбивать с толку. Метафизическая онтология есть учение о бытии (существовании) как о ценностной функции. Факты также рассматриваются
ею как ценностные функции. Спутывание (неспособность к последовательному различению) истинностных и ценностных функций (предметов формальной логики и формальной этики, соответственно) - источник досадного недоразумения, известного как «непримиримая борьба позитивной науки (научного мировоззрения) против метафизики».
Метафизика природы как формальная аксиология
... главное положение, что всеобщие законы природы могут познаваться a priori, уже само собою приводит к положению, что высшее законодательство природы должно находиться в нас самих, т.е. в нашем рассудке, и что мы не должны искать всеобщих законов в природе посредством опыта, а наоборот - должны природу в ее всеобщей закономерности выводить только из условий возможности опыта, лежащих в нашей чувственности и рассудке.
И. Кант. Пролегомены1
* * *
... Природа основывается на законах, которые рассудок познает a priori...
И. Кант. Пролегомены2
Предыдущие параграфы были посвящены формулировке и развитию гипотезы, согласно которой метафизика есть формальная аксиология. Используя гипотетико-дедуктивный метод, мы вывели из этой гипотезы ряд следствий и сопоставили их с некоторыми фрагментами доступного нам историко-философского наследия и логико-философского аппарата. Результаты обнадеживают: некоторым фактам и закономерностям удалось дать очень простое и красивое объяснение. Однако очевидно - это не значит, что можно прекратить дальнейшую разработку и проверку обсуждаемой гипотезы. Целесообразно продолжить наше гипотетико-дедуктивное исследование, распространив его на специфическую область мета-
1 Кант И. Пролегомены ... С. 202.
2 Там же. С. 205.
физики - чистое естествознание. В этой области, принимая во внимание некоторые достижения современной физики, можно снова подвергнуть испытанию как философию И. Канта, так и исследуемую в данной статье гипотезу об аксиологической сущности априоризма метафизики. Если эта гипотеза верна вообще, то она верна и для любого частного случая метафизики, значит, и для метафизики природы. Попробуем начать движение вперед в указанном направлении.
Метафизика природы - система априорных принципов чистого естествознания. Для формулировки этих принципов должна использоваться система собственно метафизических понятий о природе. Эти понятия выражаются в естественном языке теми же словами, что и соответствующие понятия физики как эмпирической науки. Но в отличие от эмпирических понятий физики соответствующие им (обозначаемые теми же словами) метафизические понятия суть ценностные функции. Точное определение используемых нами в данной статье метафизических понятий (ценностных функций) «сила», «масса», «тяготение», «инерция», «поле», «вещество», «пространство», «время» и т.п., дано выше в виде таблицы. Теперь с помощью этой таблицы и ранее данной точной дефиниции отношения «=+=» можно легко получить следующий (конечный, но открытый, неполный) список формально-аксиологических уравнений, являющихся априорными положениями метафизики природы. Читатель может самостоятельно перепроверить все эти уравнения путем «вычисления» соответствующих ценностных таблиц для левой и правой частей уравнений. (С чисто технической точки зрения все эти вычисления элементарны.) Более того, поскольку следующий ниже конечный список формально-аксиологических уравнений является открытым (потенциально бесконечным), читатель может самостоятельно продолжать его сколь угодно долго в зависимости от своих интересов.
26. Яа=+=85Да: инерция - противоположность для движения.
27. Яа=+=85Да: инерция - сопротивление движению.
28. Ма=+=Т5Яа: масса - причина инерции (Э. Мах).
29. Ма=+=Т5Т0а: масса - причина тяготения (И. Ньютон).
30. Т5Т0а=+=Т5Яа: причина тяготения - причина инерции.
31. Т0а=+=Яа: тяготение - инерция (А. Эйнштейн).
32. Ма=+=ЗТ0а: масса - гравитационный заряд (Г. Вейль).
33. Ц8а=+=ОТ°а: приближение к а - увеличение тяготения а.
34. 29а=+=У2Т°а: удаление от а - уменьшение тяготения а.
35. 8Т°а=+=КМа: поле тяготения - распределение массы.
36. Я*Ма=+=О3П7а: распределение массы - определение пространства.
37. 8Т°а=+=О3П7а: поле тяготения - определение пространства.
38. 8Т°а=+=82П7а: поле тяготения - искривление пространства.
39. 8а=+=82П7а: поле есть искривление пространства.
40. 8Т°а=+=ИТ'а: поле тяготения - изменение времени.
41. ОМа=+=З°ИТ'а: увеличение массы - замедление изменения времени.
42. РЭЗа=+=Т0а: различие электрического заряда - притяжение.
43. ТЭЗа=+=83а: равенство (одинаковость) электрического заряда - отталкивание.
44. Ха=+=84а: полюс - сторона.
45. ХМ'а=+=84М'а: полюс магнита - сторона магнита.
46. 84а=+=Ча: сторона - часть.
47. ХМ'а=+=ЧМ'а: полюс магнита - часть магнита.
48. М2Ха=+=ХМ'а: магнитный полюс - полюс магнита.
49. 85ХМ'а=+=85ЧМ'а: противоположные полюса - противоположные части магнита.
50. 85ХМ'а=+=8584М'а: противоположные полюса - противоположные стороны магнита.
51. РМ2Ха=+=Т0а: различие магнитных полюсов - притяжение.
52. ТМ2Ха=+=83а: одинаковость полюсов - отталкивание.
53. 86а=+=Т2Б0а: дальнодействие а - близкодействие среды а.
54. Б°а=+=8а: среда (фон) а - поле а.
55. 8а=+=Б0За: поле - среда (фон) заряда.
56. 8а=+=ЯЗа: поле - распределение заряда.
57. 8а=+=87а: поле есть вещество.
58. 87а=+=8а: вещество есть поле.
59. 87а=+=80а: вещество есть материя.
60. 80а=+=87а: материя есть вещество.
61. 8а=+=80а: поле есть материя.
62. 80а=+=8а: материя есть поле.
63. 8а=+=Ф80а: поле - форма материи.
64. 80а=+=82П7а: материя есть искривление пространства.
65. 87а=+=82П7а: вещество есть искривление пространства.
66. Эа=+=85М2а: электрический - противоположность магнитному.
67. М2а=+=85Эа: магнитный - противоположность электрическому.
68. ЭЗа=+=М2Ха: электрический заряд - магнитный полюс.
69. М2Ха=+=ЭЗа: магнитный полюс - электрический заряд.
70. 2а=+=П2Да: ток (поток) - упорядоченное движение.
71. П2а=+=Л'а: упорядоченность - направленность.
72. Л'а=+=П2Да: направленность - упорядоченность.
73. Э2а=+=П2ДЭЗа: электрический ток (поток) - упорядоченное движение электрических зарядов.
74. '^ДЭЗа=+=ЬЭ2а: хаотическое движение электрических зарядов - небытие электрического тока.
75. М^а=+=8М'а: магнитное поле - поле магнита.
76. М'а=+=Э2а: магнит - электрический ток.
77. М28а=+=8Э2а: магнитное поле - поле электрического тока.
78. М28а=+=Б0Э2а: магнитное поле - фон (среда) электрического тока.
79. М28а=+=КИЭ2а: магнитное поле - сопротивление изменению электрического тока.
80. М28а=+=ЯЭ2а: магнитное поле - инерция электрического тока.
81. Э8а=+=85М28а: электрическое поле - противоположность магнитному полю.
82. М28а=+=85Э8а: магнитное поле - противоположность электрическому полю.
83. ИЭ8а=+=0'М^а: изменение электрического поля - создание магнитного поля.
84. ИМ^а=+=0'Э8а: изменение магнитного поля - создание электрического поля.
85. М'а=+=Ца: магнит - целое.
86. М'а=+=Ц0а: магнит - неделимое.
87. М'а=+=Н89М'а: магнит - невозможность разделения на части (полюса) магнита.
88. М'а=+=Н89М2За: магнит - невозможность разделения магнитного заряда.
89. 89М2За=+=У0М'а: разделение магнитного заряда - уничтожение магнита.
90. С3Э8а=+=Б0ПЭЗа: постоянное электрическое поле - фон (среда) покоя электрического заряда.
91. 8ПЭЗа=+=Э8а: поле неподвижного электрического заряда -электрическое поле.
92. 8ДЭЗа=+=М28а: поле движения электрического заряда -магнитное поле.
93. М28а=+=Б0ДЭЗа: магнитное поле - фон (среда) движения электрического заряда.
94. М28а=+=Б0Э2а: магнитное поле - фон (среда) электрического тока.
95. Г'8а=+=Р0Ма: гравитационное поле - фон (среда) массы.
96. 8Э2а=+=М28а: поле электрического тока - магнитное поле.
97. ИЭ2а=+=М28а: изменение электротока - магнитное поле.
98. ИМ28а=+=ИИЭ2а: изменение магнитного поля - изменение изменения электрического тока.
99. ИИЭ2а=+=В'Э2а: изменение изменения электрического тока - возникновение электрического тока.
100. ИМ^а=+=В'Э2а: изменение магнитного поля - возникновение электрического тока (явление индукции).
101. И8Э2а=+=ИМ28а: изменение поля электрического тока -изменение магнитного поля.
102. И8Э2а=+=В'Э2а: изменение поля электрического тока -возникновение электрического тока (явление индукции).
103. Т3Ма=+='^Уа: большая масса - малое ускорение.
104. '^Ма=+=Т3Уа: малая масса - большое ускорение.
105. Уа=+=82П7а: ускорение - искривление пространства.
106. Уа=+=У2УИТ'а: ускорение - уменьшение скорости изменения времени.
107. УДа=+=W3Да: ускорение движения - неравномерность движения.
108. УДа=+=УИУДа: ускорение движения - скорость измене -ния скорости движения.
109. А4Па=+=Я0Да: абсолютность покоя - относительность движения
110. Я0Па=+=А4Да: относительность покоя - абсолютность движения.
111. А4Да=+=НОА4Да: абсолютное движение - невозможность опыта абсолютного движения (Э. Мах).
112. Я'М3а=+=НО0А4Да: физический мир - невозможность наблюдения абсолютного движения (Э. Мах).
113. Я'М3а=+=НОА4Да: физический мир - невозможность опыта абсолютного движения (Э. Мах).
114. А4Ба=+=А4Па: абсолютность бытия - абсолютность покоя (Парменид, Зенон, Мелисс).
115. А4Ба=+=Я0Да: абсолютность бытия - относительность движения (Парменид, Зенон, Мелисс).
116. Я0Да=+=Я0УДа: относительность движения - относительность скорости движения (Г. Галилей).
117. А4П7а=+=Я0Да: абсолютность пространства - относительность движения (Г. Галилей, И. Ньютон).
118. А4Т1а=+=Я0Да: абсолютность времени - относительность движения (Г. Галилей, И. Ньютон).
119. А4П7а=+=ЬА4У'а: абсолютное пространство - небытие абсолютной пустоты (И. Ньютон).
120. А4П7а=+=А4Га: абсолютное пространство - абсолютная полнота (И. Ньютон).
121. БА4П7а=+=БА4ДЯ3а: существование абсолютного пространства - существование абсолютного движения тела.
122. БА4П7а=+=БА4Па: существование абсолютного пространства - существование абсолютного покоя.
123.А4П7а=+=А4Па: абсолютное пространство - абсолютный покой.
124. П7а=+=ЬУ'а: пространство - небытие пустоты (эллеаты).
125. У'а=+=ЬП7а: пустота - небытие пространства (эллеаты).
126. А4У'а=+=Ьа: абсолютная пустота - небытие (эллеаты).
127. ОУДа=+=У2Б2а: увеличение скорости движения а -уменьшение длины а (А. Эйнштейн).
128. ОУДа=+=З0ИТ1а=+=У2УИТ1а: увеличение скорости движения а - замедление течения времени а (А. Эйнштейн).
129. ОУа=+=ОМа: увеличение скорости - увеличение массы.
130. ОУДЯ3а=+= ОМЯ3Да: увеличение скорости движения тела а - увеличение массы движущегося тела а.
131. Т'а=+=Б3а: время - необратимость.
132. ИТ1а=+=GWа: течение (т.е. изменение) времени - увеличение энтропии (хаоса).
133. Т'а=+=Л3а: время - равномерность.
134. Т1 а=+=П3а: время - порядок.
135. Т1 а=+=Б4П3а: время - непрерывный порядок.
136. Т1а=+=Е1Б5Т1а: время - единственность настоящего времени.
137.Т1а=+=Е1А2Т1а: время - единственность направления времени.
138. Т1а=+=Е1Б7Т1а: время - единственность измерения (одномерность) времени.
139. П7а=+=ЖРА2П7а: пространство - множество разных направлений.
140. П7а=+=ЖРБ7П7а: пространство - множество разных измерений.
141. П7а=+=Т1 а: пространство равноценно времени.
142. Т'а=+=П7а: время равноценно пространству.
143. Ба=+=О2ИТ'а: бытие - ощущение течения времени.
144. Ба=+=26Иа: бытие а - абстрагирование от изменения а.
145. О2Т'а=+=О2Ба: чувство времени - чувство существования.
146. Т'а=+=24Иа: время а - независимость от изменения а.
147. Ба=+=П5Иа: насилие над а - причина изменения а.
148. Ба=+=П5Да: насилие над а - причина движения а.
149. БДа=+=П525Да: насилие над движением а - причина кри-волинейности движения а (Б. Спиноза).
150. Ба=+=Ц5Ба: бытие а - само по себе бытие а.
151. Ба=+=Ц5а: бытие а - а сама по себе.
152. Ба=+=С^4а: бытие а - сохранение состояния а.
153. Па=+=С2Па: покой - сохранение покоя (Р. Декарт).
154. Да=+=С2Да: движение - сохранение движения.
155. Да=+=С2П8Да: движение - сохранение прямолинейности движения (Р. Декарт1).
156. Да=+=С2УДа: движение - сохранение скорости движения (Р. Декарт2).
157. Да=+=С3УДа: движение - постоянство скорости движения (Р. Декарт3).
158. Да=+=С3Л2Да: движение - постоянство направления движения (Р. Декарт4).
159. С3УДа=+=Л3Да: постоянство скорости движения - равномерность движения.
160. Да=+=Л3Да: движение - равномерность движения.
1 Декарт Р. Первоначала философии // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 297-422.
2 Там же. С. 372.
3 Там же.
4 Там же.
161. Ц5Да=+=П8Да: само по себе движение - прямолинейность движения (Б. Спиноза).
162. 25Да=+=ББДа: криволинейность движения - существование насилия над движением (Б. Спиноза).
163. G2Да=+=VДMа: количество движения - скорость движения массы.
164. С^2Да=+=С2УДМа: сохранение количества движения -сохранение скорости движения массы.
165. 80а=+=С^2Да: материя - постоянство (неизменность) количества движения (Р. Декарт'6, с. 367, 368]).
166. 80а=+=Б4С^2Да: материя - непрерывное сохранение количества движения (Р. Декарт2 [6, с. 367, 368]).
167. С^2Да=+=Ь3Я2М3а: сохранение количества движения -закон материального мира (Р. Декарт3 [6, с. 367, 368]).
168. И'а=+=С^2Да: изоляция (замкнутость) а - сохранение количества движения а.
169. И'а=+=С2УДМа: изоляция (замкнутость) а - сохранение скорости движения массы а.
170. Ь3Б0а=+=С^2Да: закон физики - сохранение количества движения.
171. Ь3Б0а=+=С2УДа: закон физики - сохранение скорости движения.
172. Ь3Р0а=+=С^3Т0ЖЯ3Да: закон физики - сохранение центра тяжести множества движущихся тел.
173. Ь3Б0а=+=С2ЭЗа: закон физики - сохранение электрического заряда.
174. Ь3Б0а=+=С2Э4а: закон физики - сохранение энергии.
175. Ь3Б0а=+=НЬ5иа: закон физики - невозможность вечного двигателя.
176. С2Э4а=+=НЬ5Иа: сохранение энергии - невозможность вечного двигателя.
177. БЬ5иа=+=Я5Ь3С2Э4а: возможность вечного двигателя -возможность нарушения закона сохранения энергии.
1 Декарт Р. Первоначала философии ... С. 367, 368.
2 Там же.
3 Там же.
178. L3F0а=+=GWa: закон физики - увеличение энтропии.
179. И1а=+=GWa: изоляция (замкнутость) а - увеличение энтропии а.
180. GWa=+=Б3ИТ1а: увеличение энтропии - необратимость изменения времени.
181. Ма=+=Ц9Яа: масса - мера инерции.
182. Ма=+=G2А6а: масса - количество атомов.
183. Ма=+=G2S0R3а: масса - количество материи тела.
184. Ма=+=П9Б1а: масса - плотность объема.
185. Ма=+=Б'П9а: масса - объем плотности.
186. П9а=+=МБ'а: плотность - масса объема.
187. П9а=+=А8а: плотность - концентрация (сосредоточение).
188. П9а=+=ГП7а: плотность - полнота пространства.
189. Л9Са=+=И^а: равновесие силы а - изоляция от насилия над а.
190. И^а=+=№а: изоляция от насилия над а - небытие насилия над а.
191. Л9Са=+=№а: равновесие силы а - небытие насилия над а.
192. №а=+=ЬУа: нет насилия над а - нет ускорения а.
193. Л9Са=+=ЬУа: равновесие силы а - небытие ускорения а.
194. П5Уа=+=ЬЛ9Са: причина ускорения а - небытие равновесия силы а.
195.. ЬFа=+=ЬИG4а: нет насилия над а - нет изменения состояния а. На наш взгляд, мнение А.Ю. Грязнова о том, что знаменитые три закона механики И. Ньютона являются априорными формами организации опыта, а не результатами неполной индукции, вполне справедливо, если последовательно развивать концепцию И. Канта. Однако в данной статье эта идея претерпевает существенную трансформацию. Согласно исследуемой гипотезе, упомянутые три закона механики моделируются аксиологическими уравнениями. Одна из нескольких представленных ниже формулировок первого закона - конъюнкция следующих уравнений А, В и С:
196. (А) ЬFа=+=ПМа: небытие насилия над покоем массы -покой массы.
197. (В) ЬFДМа=+=A3ДМа: небытие насилия над движением массы - равномерность движения массы.
198. (С) ЬFДМа=+=A3ДМа: небытие насилия над движением массы - прямолинейность движения массы.
199. (Другая формулировка 1-го закона) И^ДМа=+=С2УДМа: изоляция от насилия над движением массы - сохранение скорости движения массы.
200. (Первый закон) И^ДМа=+=ЬИУДМа: изоляция от насилия над движением массы - небытие изменения скорости движения массы.
201. (Первый закон) ЬFДМа=+=ЬИVДМа: небытие насилия над движением массы - небытие изменения скорости движения массы.
202. (Первый закон) ЬFДМа=+=ЬУДМа: небытие насилия над движением массы - небытие ускорения движения массы.
203. (Второй закон) FДМа=+=УДМа: насилие над движением массы - ускорение движения массы.
204. (Второй закон) FДМа=+=ИVДМа: насилие над движением массы - изменение скорости движения массы.
205. (Второй закон) Fа=+=УМа: насилие над а есть ускорение массы а.
206. (Второй закон) Уа=+=FМа: ускорение а - насилие над массой а.
207. (Второй закон) Уа=+=R6RДМа: ускорение а - преодоление сопротивления движению а.
208. (Второй закон) FДа=+=ИG2Да: насилие над движением а -изменение количества движения а.
209. (Третий закон) Са=+=СR7Fа: сила действия а эквивалентна силе противодействия (чему) насилию над а.
210. (Третий закон) Са=+=СR7S5а: сила действия а равноценна силе противодействия (чему) противоположности (чего) а.
211. (Третий закон) А2Са=+=S5А2СR7а: направление силы действия а - противоположность для направления силы противодействия (чему) а.
212. (Третий закон) G2Fа=+=F3G2Са: количество насилия над а равно отрицательному количеству силы действия а.
Рассмотрим теперь принципиально важный для физики тезис
о невозможности существования вечного двигателя. Существует ли некое физическое доказательство невозможности перпетуум мобиле? Нетрудно заметить, что в том смысле, в котором слово «доказательство» используется в логике, физики не имеют (и никогда не будут иметь) доказательства тезиса о невозможности эмпирическо-
го вечного двигателя. Говоря, что этот тезис научен, так как базируется на опыте, многие имеют в виду индуктивный базис данного тезиса. Но неполная индукция - весьма непрочный базис. Тем не менее все-таки существуют достаточные основания для принятия аксиомы о невозможности создания материального вечного двигателя. К индукции эти основания отношения не имеют. Более того, они вообще никак не зависят от опыта, т. е. являются априорными. В качестве такого рода априорных оснований могут быть использованы следующие уравнения.
213. Ба=+=ВИа: бытие - возможность двигателя.
214. Ба=+=БИа: бытие - бытие двигателя.
215. Ба=+=иа: бытие - двигатель.
216. иа=+=Ба: двигатель - бытие.
217. L5Uа=+=Ua: вечный двигатель - двигатель.
218. иа=+^5иа: двигатель - вечный двигатель.
219. Ба=+=Ь^а: бытие - вечный двигатель.
220. L5Uа=+=Бa: вечный двигатель - бытие.
221. ВL5Uа=+=Бa: возможность вечного двигателя - бытие.
222. Бa=+=ВL5Ua: бытие - возможность вечного двигателя1
223. Бa=+=БL5Ua: бытие - бытие вечного двигателя2.
224. Бa=+=DL5Ua: бытие - необходимость вечного двигателя3.
225. HL5Uа=+=Ьa: невозможность вечного двигателя - небытие.
226.Ьа=+=HL5Uа: небытие - невозможность вечного двигателя.
227. ЮМ3а=+=Ьа: чувственный мир - небытие (пифагорейцы, эллеаты, Платон, А. Шопенгауэр).
228. R2М3а=+=Ьa: материальный мир - небытие (пифагорейцы, эллеаты, Платон, А. Шопенгауэр).
229. Э2М3а=+=Ьа: эмпирический мир - небытие (пифагорейцы, эллеаты, Платон, А. Шопенгауэр).
1 Аристотель. Метафизика. СПб.; Киев, 2002. С. 29-472; Аквинский Ф. Комментарии к Х11-й книге «Метафизики» // Аристотель. Метафизика ... С. 606-698.
2 Там же. Аристотель ... С. 389; Аквинский Ф. ... С.609-624; Аристотель. Физика. М. 1936. С. 150-207, 228.
3 Аристотель. Метафизика ... С. 389; 609-624; Аквинский Ф. Там же.
С. 609-624; Аристотель. Физика ... С. 150-207, 228.
230. М3О2а=+=Ьа: мир ощущений - небытие (пифагорейцы, эллеаты, Платон, А. Шопенгауэр).
231. ЮМ3а=+=ИЬ5иа: чувственный мир - невозможность вечного двигателя.
232. Я2М3а=+=ИЬ5иа: материальный мир - невозможность вечного двигателя.
233. Я1М3а=+=ИЬ5иа: физический мир - невозможность вечного двигателя.
234. ЮМ3а=+=ВКИа: чувственный мир - возможность конечного двигателя.
235. Я2М3а=+=ВКИа: материальный мир - возможность конечного двигателя.
236. Я1М3а=+=ВКИа: физический мир - возможность конечного двигателя.
237. Р8а=+=Т6Я1М3а: физика - наука о физическом мире.
238. Б8а=+=Т6Я2М3а: физика - наука о материальном мире.
239. Б8а=+=Т6Э2М3а: физика - наука об эмпирическом мире.
240. Б8а=+=Т6ВКиа: физика - наука о возможности конечного (невечного) двигателя.
241. Б8а=+=Т6НЬ5иа: физика - наука о невозможности вечного двигателя.
242. НЬ5иа=+=Ь3Б8а: невозможность вечного двигателя - закон физики.
243. 8°а=+=Э4а: материя - энергия.
244. У0Ма=+=В1Э4а: аннигиляция массы - возникновение энергии.
245. У2Ма=+=ОЭ4а: уменьшение массы - увеличение энергии.
246. ОМа=+=У°Э4а: увеличение массы - уменьшение энергии.
247. Ма=+=23Э4а: масса - емкость (вместилище) для энергии (В. Оствальд).
248. Ма=+=Ю4а: масса - запас энергии.
249. С2Ю4а=+=С2Ма: сохранение запаса энергии а - сохранение массы а.
250. Ь3С2Ю4а=+=Ь3С2Ма: закон сохранения запаса энергии (Р. Майер) равноценен закону сохранения массы (А. Лавуазье).
251. Ь3Ка=+=С2МЭ4а: закон природы - сохранение массы энергии.
252. Ь3Ка=+=С2Э4Ма: закон природы - сохранение энергии массы.
253. С2Э4Ма=+=НЬ5Иа: сохранение энергии массы равноценно невозможности вечного двигателя.
254. НЬ5Иа=+=С2Э4Ма: невозможность вечного двигателя
равноценна сохранению энергии массы.
Кантовская метафизика познания как формальная аксиология
255. Ла=+=Т4а: вещь сама по себе - трансцендентное.
256. 11а=+=И4а: вещь для нас - имманентное.
257. 11а=+=О2Т4а: вещь для нас - ощущение вещи самой по себе.
258. 11а=+=ЮЛ8Т4а: вещь для нас - чувственное восприятие вещи самой по себе.
259. 11а=+=Оа: вещь для нас - опыт.
260. И4а=+=Оа: имманентное - опыт.
261. Т4а=+=ШОа: трансцендентное а - внешнее для опыта а.
262. И4а=+=В2Оа: имманентное а - внутреннее для опыта а.
263. Т4а=+=22Оа: трансцендентное а - трансцендентное для опыта а.
264. И4а=+=Ц2Оа: имманентное а - имманентное для опыта а.
265. 22а=+=Ша: трансцендентное для а - внешнее для а.
266. Ц2а=+=В2а: имманентное для а - внутреннее для а.
267. И4а=+=22Т4а: имманентное а - трансцендентное для трансцендентного а.
268. Т4а=+=22И4а: трансцендентное а - трансцендентное для имманентного а.
269. 2222а=+=Т4а: трансцендентное для трансцендентного для а - трансцендентное а.
270. Т4а=+=8522а: трансцендентное а - противоположность для трансцендентного для а.
271. И4а=+=85Ц2а: имманентное а - противоположность для имманентного для а.
272. Т4а=+=Т5а: трансцендентное а - трансцендентальное а.
273. Т5а=+=Т4а: трансцендентальное а - трансцендентное а.
274. ^а=+=85Т5а: трансцендентальное для а - противоположность для трансцендентального а.
275. ^а=+=Л2БОа: трансцендентальное для а - условие возможности опыта а.
276. I2Ла=+=DYa=+=J0a: мышление о вещи самой по себе -необходимое противоречие (И. Кант [8, с. 257-344]).
277. 12Ла=+=НУ^а=+=НУ0.Г0а: мышление о вещи самой по себе - невозможность устранения противоречия.
278. 12Ла=+=ЬЛ0а: мышление о вещи самой по себе - небытие смысла (бессмысленность).
279. О2Т4а=+=20а: ощущение вещи самой по себе - иллюзия.
280. ЮЛ8Т4а=+=20а: чувственное восприятие вещи самой по себе - иллюзия.
281. ЮЛ8а=+=Х0а: чувственное восприятие - явление.
282. ЮЛ8а=+=1'а: чувственное восприятие - вещь для нас.
283. О2а=+=Х0а: ощущение - явление.
284. Х0а=+=1'а: явление - вещь для нас.
285. Оа=+=Х0а: опыт - явление.
286. Х0а=+=S5Т4а: явление - противоположность вещи самой по себе.
287. Т4а=+=S5Х0а: вещь сама по себе - противоположность явления.
288. Л0Т4а=+=Т5Ба: смысл вещи самой по себе а - трансцендентальное бытие а.
289. Т5а=+=22Оа: трансцендентальное (что) а - трансцендентное для (чего) опыта а.
290. Т5а=+=22ВОа: трансцендентальное (что) а - трансцендентное для (чего) возможного опыта а.
291. Т5а=+=S5N1а: трансцендентальное (что) а - противоположность для трансцендентального для (чего) а.
292. ^а=+=22а: трансцендентальное для а - трансцендентное для а.
293. N1а=+=DЛ2ВОа: трансцендентальное для а - необходимое условие возможного опыта а.
294. ^а=+=Д'Л2ВОа: трансцендентальное для а - достаточное условие возможного опыта а.
295. ^а=+=ВОа: трансцендентальное для а - возможность опыта а.
296. Т5а=+=24ВОа: трансцендентальное (что) а - независимое от возможного опыта а.
297. Т5а=+=24Оа: трансцендентальное - независимое от опыта.
298. Т5а=+=ФЯ8ВОа: трансцендентальное (что) а - форма организации возможного опыта а.
299. Т5а=+=Я8ВОа: трансцендентальное (что) а - организация возможного опыта а.
300. Т5а=+=А7а: трансцендентальное а - априорное а.
301. А7З1а=+=С3З1а: априорность знания - постоянство знания.
302. А7З1а=+=НИЗ1а: априорность знания - невозможность изменения знания.
303. А7З1а=+=2415З1а: априорность знания - независимость от истории знания.
304. А7З1а=+=Ь15З1а: априорность знания - небытие истории знания.
305. А7З1а=+=Ь88З1а: априорность знания - небытие содержания знания.
306. А7З1а=+=ЬЗ188а: априорность знания а - небытие знания содержания а.
307. А7З1а=+=ФЗ1а: априорное знание - форма знания.
308. А7З1а=+=З1Фа: априорное знание - знание формы.
309. А7ФЗ1а=+=Т5С4Л3З1а: априорная форма знания - трансцендентальная структура субъекта знания.
310. А7Ф11а=+=Т5С4Л311а: априорная форма познания - трансцендентальная структура субъекта познания.
311. Л5А7З1а=+=Л4Я80а: аподиктическое априорное знание -способ организации опыта (И. Кант).
312. Т5Л7а=+=А7Л 2ВЗ1а: трансцендентальное понятие об а -априорное условие возможности знания (чего) а.
313. Т5Л7а=+=А7ФЗ1а: трансцендентальное понятие об а - априорная форма знания а.
314. А4П7а=+=Т5Л7а: абсолютное пространство - трансцендентальное понятие.
315. А4Т1а=+=Т5Л7а: абсолютное время - трансцендентальное понятие.
316. А4П7а=+=А7ФЮЛ8Да: абсолютное пространство - априорная форма чувственного восприятия движения. А4Т1а=+=А7ФЮЛ8Да: абсолютное время - априорная форма чувственного восприятия движения (И. Кант).
317. А4П7а=+=А7Л905Ь4а: абсолютное пространство - априорная идея чистого разума (И. Кант, А.Ю. Грязнов).
318. А4Т'а=+=А7Л90^4а: абсолютное время - априорная идея чистого разума (И. Кант).
319. А4П7а=+=НО'А4П7а: абсолютное пространство - невозможность определения абсолютного пространства.
320. А4Т1а=+=НО1А4Т1а: абсолютное время - невозможность определения абсолютного времени.
321. А4Т'а=+=НЮЛ8А4Т'а: абсолютное время - невозможность чувственного восприятия абсолютного времени (А. Пуанкаре, Э. Мах, Г. Рейхенбах).
322. А4П7а=+=НЮЛ8А4П7а: абсолютное пространство - невозможность чувственного восприятия абсолютного пространства (А. Пуанкаре, Э. Мах, Г. Рейхенбах).
323. А4П7а=+=НО0А4П7а: абсолютное пространство - невозможность наблюдения абсолютного пространства.
324. А4П7а=+=НОА4П7а: абсолютное пространство - невозможность опыта абсолютного пространства.
325. А4Т1а=+=НО0А4Т1а: абсолютное время - невозможность наблюдения абсолютного времени
326. А4П7а=+=Н11А4П7а: абсолютное пространство - невозможность познания абсолютного пространства.
327. А4Т1а=+=Н11А4Т1а: абсолютное время - невозможность познания абсолютного времени.
328. Ба=+=НО0А4П7а: бытие - невозможность наблюдения абсолютного пространства.
329. Ба=+=НО0А4Т'а: бытие - невозможность наблюдения абсолютного времени.
330. R1М3а=+=ЬA4П7а: физический мир - небытие абсолютного пространства.
331. R1М3а=+=ЬA4Т1а: физический мир - небытие абсолютного времени.
332. R1М3а=+=ЬA4Mа: физический мир - небытие абсолютной массы.
333. R1М3а=+=R0П7а: физический мир - относительность пространства.
334. R1М3а=+=R0Т1а: физический мир - относительность времени.
335. R1М3а=+=R0Mа: физический мир - относительность массы.
336. А4П'^1М3а=+=ЬЛ0а: абсолютное пространство физического мира - бессмыслица.
337. А4Т1Я1М3а=+=ЬЛ°а: абсолютное время физического мира -бессмыслица.
338. А4МЯ1М3а=+=ЬЛ°а: абсолютная масса в физическом мире -бессмыслица.
339. Я1М3а=+=Т5Л1Ь3Ка: физический мир - трансценденталь-ность всеобщих законов природы.
340. БЛ2В0а=+=Л1Ь3Ка: необходимое условие возможности опыта - всеобщий закон природы.
341. ЬЛ1Ь3Ка=+=НОа: небытие всеобщих законов природы -невозможность опыта (И. Кант).
342. Л1Ь3а=+=А7ФЯ8Оа: всеобщий закон - априорная форма организации опыта.
343. Л1Ь3а=+=А7Ь3а: всеобщий закон - априорный закон.
344. Л1Ь3а=+=С3ФИОа: всеобщий закон - неизменная форма изменения опыта.
345. Л1Ь3Ка=+=А7ФО0а: всеобщий закон природы - априорная форма наблюдения.
346. Л1Ь3Ка=+=А7ФЭ3а: всеобщий закон природы - априорная форма эксперимента.
347. Л1Ь3Ка=+=А7ФОа: всеобщий закон природы - априорная форма опыта.
348. Л1Ь3Ка=+=А7ФЭ2З1а: всеобщий закон природы - априорная форма эмпирического знания.
349. Л1Ь3Б8а=+=А7ФЯ1З1а: всеобщий закон физики - априорная форма физического знания.
350. Л1Ь3Б8а=+=Л401Я1З1а: всеобщий закон физики - средство (способ, метод) производства физического знания.
351. Л1Ь3Б8а=+=Л1 Л401Я1З1а: всеобщий закон физики -универсальное средство производства физического знания.
352. Л1Ь3Б8а=+=Л1М580а: всеобщий закон физики - всеобщая модель материи.
353. Л1М580а=+=Л1А7Ь3Ка: всеобщая модель материи - всеобщие априорные законы природы (А.Ю. Грязнов).
354. Ч1М580а=+=Ч1А7Ь3Ка: частная модель материи - частные априорные законы природы (А.Ю. Грязнов).
355. О1М580а=+=О1А7Ь3Ка: определенная модель материи -определенные априорные законы природы (А.Ю. Грязнов).
356. ЖРМ^0а=+=ЖРА7Ь3№: множество разных моделей материи - множество разных априорных законов природы.
357. №=+=ВОа: природа - возможный опыт (И. Кант).
358. S0а=+=Na: материя - природа.
359. S0а=+=ВОа: материя - возможный опыт.
360. I4L3Na=+=R8Оа: апостериорный закон природы - организация опыта.
361. I4L3Na=+=R8Nа: апостериорный закон природы - организация природы.
362. A7L3G5L4a=+=R8Nа: априорный закон чистого разума -организация природы.
363. АТ^^4а=+=У2№: априорный закон чистого разума -управление природой.
364. АТ^^4а=+=Р'О0а: априорный закон чистого разума -стратегия наблюдения.
365. АТ^^4а=+=Р'Э3а: априорный закон чистого разума -стратегия эксперимента.
366. A7L3G5L4a=+=R9Э3а: априорный закон чистого разума -планирование эксперимента.
367. АТ^^4а=+= R9Oа: априорный закон чистого разума -планирование опыта.
Итак, критика чистого разума, предпринятая И. Кантом, важный этап развития метафизики вообще и метафизики природы, в частности. Строго говоря, И. Кант не был в данном вопросе абсолютно оригинальным мыслителем. Он следовал древней традиции принципиального различения и противопоставления двух миров -мира чувственного восприятия (мир явлений) и мира умопостигаемого (мир вещей самих по себе). В этом отношении античными предшественниками И. Канта были эллеаты (в особенности Парменид), а также Платон, испытавший сильное влияние эллеатов. Последние в свою очередь были одним из ответвлений пифагорейского союза, в котором различение и противопоставление упомянутых миров было одним из важнейших принципов. Таким образом, И. Кант - представитель метафизической традиции, пришедшей к нам из глубины тысячелетий. Однако он развил эту традицию дальше, тщательно проработал множество деталей, остро сформулировал актуальные для метафизики проблемы (в особенности
проблему ее научности) и указал некоторые перспективы их решения. Несмотря на отдельные довольно крупные ошибки (например явный промах в оценке перспектив использования математики в логике, метафизике и этике) развитие И. Кантом метафизики вообще и метафизики природы в частности представляет не только чисто исторический (историко-философский) интерес, но также и эвристическую (методологическую) ценность. Критическая философия И. Канта до сих пор вызывает большой интерес у творчески работающих естествоиспытателей, например физиков. Они находят в ней мировоззренческо-методологическую поддержку своих исканий, метод критики устаревших научных представлений, источник новых идей. В рассмотренной в данной статье двузначной алгебраической модели метафизики многие положения критической философии И. Канта предстают как уравнения алгебры метафизики, которые могут быть строго доказаны табличным способом. Обычно считается, что И. Кант не предложил никакой конкретной философской системы, что он только критиковал, его деятельность носила чисто разрушительный характер (по отношению к существовавшим тогда системам). Да, но его критика была систематической, она представляла собой метод критики, а метод есть некая система. Поэтому отнюдь не случайно, на наш взгляд, целый ряд положений критической философии И. Канта предстал в данной работе в виде уравнений алгебры метафизики.