Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних'

Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4408
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОКУРОР / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / PROCURACY SUPERVISION / THE MINOR / PROCURATOR / PRELIMINARY INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тетюев Станислав Владимирович

В статье рассматривается содержание прокурорского надзора за законностью уголовного преследования несовершеннолетних с учетом приказов Генерального прокурора РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и международно-правовых стандартов в области защиты прав детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procuracy supervision of legality of the criminal prosecution of the minors

The article considers the content of procuracy supervision of legality of the criminal prosecution of the minors due to the rules of the Procurator General, interpretations of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation and international law standards in the sphere of child rights protection.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних»

УДК 343.137.5+343.121.5:343.163

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

С. В. Тетюев доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Южно-

Уральский государственный университет

В статье рассматривается содержание прокурорского надзора за законностью уголовного преследования несовершеннолетних с учетом приказов Генерального прокурора РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и международно-правовых стандартов в области защиты прав детей.

Ключевые слова: прокурорский надзор, несовершеннолетний, прокурор, предварительное расследование.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В частности, это означает, что государство в лице его органов должно охранять и защищать права, свободы и законные интересы всех лиц, не достигших 18летнего возраста, опираясь при этом на конституционные положения о правовом статусе личности и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые провозглашают приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Как указано в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Согласно Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинским правилам), принятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г., государства-участники должны стремиться в соответствии со своими общими интересами способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является комплексным направлением надзорной деятельности прокуратуры, поскольку при его осуществлении прокуроры используют в полной мере все полномочия, методы и инструменты, характерные для надзора за исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзора за исполнением законов органами предварительного расследования и др., но с учетом специфики правового статуса несовершеннолетнего участника общественных отношений. Необ-

ходимость специализации правоохранительной деятельности, связанной с несовершеннолетними, закреплена во многих международно-правовых документах, обязательных для России, в том числе вышеуказанных Пекинских правилах.

В предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи входят исполнение законов о социальной защите несовершеннолетних, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, соблюдение требований уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующего производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, и др. В рамках настоящей статьи рассмотрим содержание прокурорского надзора за законностью уголовного преследования несовершеннолетних.

В Генеральной прокуратуре РФ надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовном процессе осуществляют Главное управление по надзору за следствием и Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности.

В целях комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи Генеральный прокурор РФ ориентирует на то, чтобы в прокуратурах субъектов РФ надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе надзор за исполнением законов, регулирующих проблемы молодежи (трудовая занятость, подготовка к военной службе, законность деятельности детских и молодежных общественных объединений, начальное, среднее и высшее профессиональное образование), и надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних, был сосредоточен в

отраслевых подразделениях, либо с учетом состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории обязанности по осуществлению данного надзора следует закреплять за конкретными сотрудниками, причем это должны быть наиболее квалифицированные и опытные работники1. В прокуратурах городов и районов данный вид надзора, как правило, осуществляют помощники прокуроров.

Надзор за законностью уголовного преследования несовершеннолетних осуществляется прокурором в двух направлениях:

1) надзор за соблюдением норм УПК РФ, регулирующих общий порядок производства по каждому уголовному делу;

2) надзор за исполнением специальных норм УПК РФ, закрепляющих особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Большинство этих норм сосредоточено в гл. 50 УПК РФ.

Генеральный прокурор РФ обязывает нижестоящих прокуроров в ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. Это требование в полной мере основано не только на действующем законодательстве, но и на общепризнанных нормах и принципах международного права и международных правилах, ратифицированных нашей страной, согласно которым особые правила и гарантии должны действовать в отношении всех без исключения несовершеннолетних и в определенных случаях даже на молодых совершеннолетних правонарушителей. В соответствии с п. 10.3 Пекинских правил контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним правонарушителем должны осуществляться таким образом, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетнего, содействовать благополучию несовершеннолетнего и избегать причинения ему ущерба, с должным учетом обстоятельств дела. Прокурорам следует обеспечивать конфиденциальность и соответствие Пекинским правилам всех действий, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности.

Предварительное расследование дел о преступлениях несовершеннолетних может осуществляться как в форме дознания, так и в форме предварительного следствия; оно проводится следователями и дознавателями по

правилам подследственности, установленным ст. 151 УПК РФ. Но с 1 января 2012 г. дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних, расследуются только в форме предварительного следствия, которое ведут следователи Следственного комитета РФ.

С учетом международно-правового правила об устранении ненужных задержек по делам несовершеннолетних2 и принципа разумного срока уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ) прокуроры должны своевременно реагировать на волокиту при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних включает в себя обстоятельства, перечисленные не только в ст. 73 УПК РФ, но и в ст. 421 УПК РФ. При осуществлении надзора особое внимание прокурорам необходимо уделять изучению социальной и психологической характеристик обвиняемых, а также выяснению условий их жизни и воспитания, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений. Если соответствующие обстоятельства не установлены или установлены ненадлежащим образом, то прокурор не вправе утвердить обвинительное заключение или обвинительный акт и обязан на основании мотивированного постановления вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, прокурор должен указать на необходимость назначения комплексной психолого-психиатри-ческой экспертизы в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства,

имеющие значение для уголовного дела3.

При применении к несовершеннолетним мер процессуального принуждения прокурор обязан обеспечить безусловное исполнение следователями и дознавателями требований ст. 423 УПК РФ. В частности, прокурор должен иметь в виду, что законодатель из всех мер пресечения, которые могут быть избраны в отношении несовершеннолетнего, отдает приоритет такой специальной мере, как присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) заслуживающими доверия лицами: родителями, опекунами, попечителя-

ми или другими лицами, способными обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором подросток находился до совершения преступления (ст. 105 УПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 108 УПК РФ дознаватель вправе возбудить перед судом ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу только с согласия прокурора. Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров с особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости заключения под стражу несовершеннолетних, имея в виду, что для них данная мера пресечения является исключительной (п. 14 Приказа от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»). В настоящее время прокурор не вправе допросить несовершеннолетнего до того, как даст согласие на внесение ходатайства дознавателя в суд, хотя ранее он делал это в обязательном порядке. Изменения обусловлены тем, что с сентября 2007 года прокурор утратил право возбуждать и расследовать уголовные дела, в том числе проводить какие-либо следственные действия.

Прокурор обязательно участвует в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вне зависимости от того, достиг правонарушитель возраста 18 лет или нет. Но если речь идет о несовершеннолетнем, то прокурор, исходя из требований Пекинских правил о том, что содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры, в течение кратчайшего периода времени и по возможности заменяется другими альтернативными мерами (п. 13.1, 13.2), не может поддерживать ходатайство о заключении подростка под стражу, если есть достаточные основания для передачи несовершеннолетнего под присмотр заслуживающих доверия лиц или избрания иной меры пресечения.

По общему правилу, к несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и лишь в исключительных случаях ее избрание допускается в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), совершившего преступление сред-

ней тяжести. Прокурор в каждом таком случае должен выяснять, подтвержден ли конкретными фактами исключительный характер этих обстоятельств4.

При осуществлении надзора прокурор должен учитывать императивное предписание закона о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, который участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми (ст. 422 УПК РФ). Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то данный вывод целесообразно обосновывать в обвинительном заключении или обвинительном акте, поскольку УПК РФ не предусматривает обязанности следователя (дознавателя) выносить постановление о невозможности выделения дела в отношении несовершеннолетнего. Это позволит прокурору при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом), оценить, насколько обоснованно не было применено правило ст. 422 УПК РФ. Если в нарушение закона дело в отношении несовершеннолетнего не было выделено в отдельное производство и для этого имеются достаточные основания, то прокурор, руководствуясь ст. 221, 226 УПК РФ, должен принять меры к выполнению требований ст. 422 УПК РФ, возвратив дело следователю (дознавателю) со своими письменными указаниями, изложенными в мотивированном постановлении.

В рамках надзора прокурор должен добиваться соблюдения и других дополнительных процессуальных гарантий прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве: обязательное участие защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ); обязательное участие законного представителя несовершеннолетнего (ст. 48, 426 УПК РФ); сокращенная продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) (ч. 1 ст. 425 УПК РФ); обязательное участие педагога (психолога) в допросе в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 425 УПК РФ, и др.

Следует иметь в виду, что если несовершеннолетний правонарушитель допрашивается в отсутствие педагога или психолога в случаях, когда его участие в этом следственном действии обязательно, то показания, данные подростком, должны признаваться в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ недопустимым доказательством и не могут быть положены в основу обвинения. Это необходимо учитывать проку-

рору при оценке обоснованности обвинения, предъявленного несовершеннолетнему.

С лицом, не достигшим к моменту совершения преступления возраста 18 лет, прокурором не может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, предусмотренное гл. 40.1 УПК РФ5. Но если несовершеннолетний содействовал следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, то это поведение должно расцениваться как обстоятельство, смягчающее наказание, и учитываться прокурором в обвинительной речи, с которой он выступает в судебных прениях и в которой он высказывает также свое мнение о виде и размере наказания, подлежащего назначению несовершеннолетнему за совершение того или иного преступления.

Прокуроры обязаны обеспечить исполнение закона о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Если совершенное преступление отнесено законом к категориям преступлений небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ) и в материалах уголовного дела имеются данные о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без применения уголовного наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ).

Получив от дознавателя соответствующее постановление, прокурор должен тщательно изучить все обстоятельства совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ, дать согласие. В остальных случаях, за исключением тех, которые предусмотрены ст. 25, 28 УПК РФ, дознаватель вправе самостоятельно принимать решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего, однако копия постановления об этом обязательно направляется прокурору (ч. 1 ст. 213 УПК РФ), который наделен полномочием по отмене незаконного или необоснованного постановления о прекращении уголовного дела

(уголовного преследования) согласно ч. 1 ст. 214 УПК РФ.

Кроме того, в связи с тем что в ч. 1 ст. 427 УПК РФ закреплено нереабилитирующее основание прекращения уголовного преследования, оно допускается, если несовершеннолетний или его законный представитель против этого не возражают (ч. 6 ст. 427 УПК РФ). Иначе прокурор не вправе дать дознавателю согласие на прекращение уголовного преследования и возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, а если соответствующее решение принято следователем, то прокурор, руководствуясь ст. 214 УПК РФ, отменяет его своим мотивированным постановлением, которое незамедлительно направляет руководителю следственного органа. В случае назначения судебного заседания по рассмотрению указанного ходатайства до момента отмены прокурором постановления следователя суд прекращает производство.

Если уголовное преследование несовершеннолетнего не было прекращено в соответствии с ч. 1 ст. 427 УПК РФ в досудебном производстве, то это вправе сделать по своей инициативе суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением (актом), в рамках предварительного слушания с участием сторон, проводимого в стадии подготовки к судебному заседанию, или даже судебного разбирательства. Тем не менее следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и прокурор должны учитывать, что международно-правовые стандарты требуют в производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего по возможности не прибегать к официальному разбору дела судом и при наличии оснований прекращать дело (п. 11 Пекинских правил). Поэтому прекращение уголовного дела именно в досудебном производстве в наибольшей степени отвечает интересам несовершеннолетних.

1 См.: п. 14 Приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

2 Суть данного правила раскрыта в п. 20 Пекинских правил: «Любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек».

3 См.: п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особен-

ности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

4 См. подробнее: п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов

предварительного следствия».

5 См.: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 16 «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве».

Статья поступила в редакцию 30 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.