УДК 344
Мухаммадиев Изатулло Сайфуллоевич
кандидат исторических наук milena.555@mail .ru Izatullo S. Mukhammadiyev candidate of historical sciences milena.555@mail .ru
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О МОБИЛИЗАЦИИ В КРАСНУЮ АРМИЮ И ВОЕННО - МОРСКОЙ ФЛОТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ
PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER OBSERVANCE OF LAWS MOBILIZATION INTO THE RED ARMY AND NAVY IN THE GREAT PATRIOTIC WAR IN TAJIKISTAN
Аннотация. В статье рассматривается работа органов прокуратуры Таджикистана в условиях войны по надзору за исполнением законодательства, направленного на обеспечение проведения мобилизации в Красную Армию и Военно - морской флот. Описывается, как органы прокуратуры вели борьбу с фактами уклонения от призыва в Красную Армию, нарушениями правил воинского учета и дезертирства, как оказывали помощь органам власти в обеспечении явки призываемых граждан на призывной пункт.
Ключевые слова: прокурор, дело, проверка, мобилизация, надзор, призыв, исполнение, закон, Красная Армия, приказ, преступления, военком, ответственность, правила, суд, учет, отсрочка.
Annotation. The article discusses the work of the organs of the Prosecutor's office of Tajikistan in the war for supervision of the implementation of legislation aimed at providing mobilization into the Red Army and Navy. Described as prosecutors fought with facts evade conscription into the Red Army, in violation of the rules for military registration and desertion, as assisted the authorities in ensuring turnout urge citizens for duty.
Keywords: attorney, case, check, mobilization, supervision, call execution, the law, the Red Army, order, crime, mmmissar, responsibility, rules, court records, delay.
С первых дней войны Советское правительство принимало меры к мобилизации всех материальных и людских ресурсов для того, чтобы дать отпор врагу, а затем и разгромить его. Уже в первые месяцы войны на территории республики началось формирование национальной кавалерийской дивизии и двух отдельных стрелковых бригад. Эти формирования обеспечивались обмундированием, снаряжением и вооружением за счет республики. Их личный состав почти целиком состоял из бойцов, призванных в Таджикистане [1; 2, с.14]. Выехавшие из Таджикистана 61-я Горно-Кавалерийская дивизия и 20-я Краснознаменная ордена Ленина дивизия стали в первых рядах защитников Москвы [3]. На всех фронтах и на всех этапах Великой Отечественной войны молодые воины-таджики, как и весь советский народ, мужественно сражались за Родину, защищая социалистическое отечество и выполняя тем самым священный долг каждого гражданина СССР [4, с. 31].
В условиях военного времени мобилизация новых резервов на помощь фронту имела огромное значение. Одной из важнейших задач являлось обеспечение проведения мобилизации в Красную Армию и подготовка необходимых для ее пополнения резервов. В особых условиях военного времени для укрепления обороноспособности страны производились мероприятия, направленные на мобилизацию материальных ресурсов, на укреплении тыла и мощи всего государства.
СНК Таджикской ССР и ЦК КП /б/ Таджикистана от 23 августа 1941 г. за № 98/878 было вынесено постановление «О призыве военнообязанных, поставке лошадей, обоза и автотранспорта на большие учебные сборы Красной Армии по Сталина-бадской и Кулябской областям» [9]. Это постановление обязало областные, районные, городские исполкомы советов депутатов трудящихся, Обкомы и райкомы КП /б/ Таджикистана, наркоматы, учреждения и предприятия, расположенные территории Таджикистана, безоговорочно и полностью обеспечить явку военнообязанных на сборные пункты, поставку автотранспорта, лошадей и повозок, материалов и имущества, обеспечить призываемым на учебные сборы получение зарплаты, оказывать полное содействие военкоматом в части обеспечения и размещения призываемых на сборы помещениями, перевозочными средствами, медицинским обслуживанием, развернуть во всех населенных пунктах массово - политическую работу.
Прокуроры осуществляли надзор за своевременной и правильной выплатой зарплаты лицам, призванным на сборы, открытие ларьков и буфетов в местах сбора и в пути следования, за своевременным представлением райгорвоенкоматам помещений, перевязочных средств, за надлежащим медицинским обслуживанием и за проведением мероприятий по санитарной обработке граждан, отправляемых в Красную Армию. К лицам, не выполняющим эти мероприятия, принимали меры воздействия в зависимости от конкретных обстоятельствах, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности [12]. Например, в приказах прокурора Ленинабадской области от 10 сентября 1941г. и от 15 ноября 1942 г. прокурорам поручалось вести надзор с тем, чтобы местные органы власти и военкоматы проводили тщательную санитарную обработку призывников и дезинфекции их одежды и помещения, следили за тем, чтобы не было ни одного случая заболевания тифом призывников, которые перевозились по железной дороге, так же и по грунтовым дорогам [10]. Предписано при обнаружении хотя бы одного случая отправки призывников без тщательной санобработки и не проведении дезинфекции подаваемых вагонов для отправки граждан в Красную Армию, принимать соответствующие меры вплоть до привлечения виновных к ответственности [11].
В начале сентября 1941 года был издан и другой приказ прокурора Ленинабадской области, которым прокурорам поручено в пунктах сбора призываемых организовать юридическую консультацию силами работников прокуратуры, суда и адвокатуры по договоренности с последними. Прокурорам также поручалось в периоды призыва обеспечить быстрое разрешение всех жалоб призывников с тем, чтобы все их законные требования обязательно были удовлетворены до отправки призванных в войсковые части. Оказать всемерную помощь военкоматам в организации юридических консультаций на призывных пунктах [12].
Такие приказы прокуратурой области дублировались, что говорит о важности проводимых мероприятий. В январе 1942 года прокурор Ленинабадской области Ах-мадеев А. В. предложил городским и районным прокурорам на приемном пункте призыва на военную службу военнообязанных организовать юридическую консультацию по вопросам о представлении льгот семьям военнослужащих по налогам, по натурпо-
ставкам, с пособиями военнослужащих и т.д., оказывать всяческую помощь органам власти о своевременной явке призываемых граждан на призывной пункт и в период отправки в часть, ведя при этом решительную борьбу с дезертирами в соответствии с ранее данными директивами [13].
В годы войны одним из наиболее опасных преступлений, с которыми органы прокуратуры вели борьбу, считалось уклонение от призыва в Красную Армию и Военно - морской флот, нарушения правил воинского учета, дезертирства из Красной Армии, уклонение от выполнения трудовой повинности; а также невыполнение налогов и поставок государству сельхозпродуктов, не выполнение постановлений правительства о подготовке населения к противовоздушной обороне [14].
Прокуроры систематически проводили проверку соблюдения установленных правил учета и представления отсрочки от мобилизации в Армию в предприятиях, промартелях, учреждениях и торговых организациях, уклонения от военной службы. К проверке, там, где это было необходимо, привлекались партийные и профсоюзные органы по договоренности с соответствующими местными организациями, виновные в преднамеренном нарушении закона военнообязанные запаса привлекались к уголовной ответственности.
Во исполнение постановления СНК Таджикской ССР и ЦК КП /б/ Таджикистана от 23 августа 1941 г. был издан приказ прокурора Таджикской ССР и Ленинабадской области за № 176с от 10.09.1941 г. [12], которым предписано лиц, уклоняющихся от явки на сборные пункты по повесткам горрайвоенкоматов, привлекать к уголовной ответственности по ст. 224 - 10 а УК Тадж. ССР, а виновных в уклонении от поставок автотранспорта, лошадей, повозок, материалов и имущества, привлекать к уголовной ответственности по ст. 74 УК Тадж. ССР. Прокуратура Республики проводила расследование по таким уголовным делам, которые считались наиболее опасными видами преступлений. Всего за период с 12 июня 1941 г. по 17 октября 1941г. по Таджикской ССР было возбуждено и направлено в Военную прокуратуру войск НКВД -77 дел, из них: было направлено на рассмотрение в военного трибунала - 54 дела, возвращено на доследование - 17 дел [8].
Срок расследования дела военнообязанных, уклоняющихся от воинского учета и их пособников, был установлен 24 часа [15]. Каждый факт расследования дел этой категории находился на контроле вышестояших прокуратур. В связи с эти прокурор Таджикской ССР А.Романов своим приказом предупредил прокуроров областей и районов о необходимости установления самого строжайшего контроля за расследованием и прохождением дел этой категории в сроки, установленные приказом Прокурора Союза ССР [16].
Уклонение от службы в рядах РККА, дезертирство из армии во время Великой Отечественной войны считалось «преступлением против обороны СССР» [6, с. 7], дезертирство по объекту было тождественно воинским преступлениям. В условиях войны Союзной прокуратурой было разъяснено, что военнообязанные, вызванные в военкомат и зачисленные в команду, являются уже военнослужащими и, следовательно, должны привлекаться за совершение воинских преступлений по соответствующим статьям УК о воинских преступлениях, предусматривающую ответственность военнообязанных за уклонение от призыва [7, с. 193].
Прокуроры следили за тем, чтобы к уголовной ответственности привлекались только лица, действительно уклоняющиеся от военной службы или от военного учета с целью уклонения от военной службы, т.е. тогда, когда в распоряжении райвоенкома
имеются достаточные для этого документы и, в частности, расписки в получении повесток, при этом если было установлено, что неявка произошла по неуважительным причинам. Во всех других случаях выявления без военных документов немедленно оформляли на учет, применяя в отдельных случаях административные взыскания.
Проведя проверки, прокуроры выявляли факты, когда ряд военкоматов необоснованно возбуждает дела и передает материалы для привлечения к уголовной ответственности военнообязанных. Факты необоснованного возбуждения дел этой категории, незаконные аресты невинных граждан и недоброкачественное проведение расследования по этим делам и допущение нарушения норм закона выявлялись прокуратурой и принимались меры к виновным.
Так, с 1 марта 1942 г., по 20 марта 1942 г., в Канибадамском районе было возбуждено неосновательно уголовных дел против 23 колхозников, последние были заключены под стражу, в то время как они проживали постоянно в кишлаках Каниба-дамского района и работали в колхозах, не имели военных билетов и никто их не вызывал, их возраст составлял от 42 до 48 лет, в силу чего эти колхозники на военном учете не состояли. Таким образом, из возбужденных и законченных 23 дел по ст. 244 -10-А УК Таджикской ССР прокуратурой Ленинабадской области было прекращено 19 уголовных дел, а за необоснованное возбуждение уголовных дел были приняты меры к виновным лицам [17].
В условиях военного времени мобилизация новых резервов на помощь фронту имела огромное значение. В связи с этим уклонение от мобилизации становится одним из наиболее опасных преступлений, с которыми органы прокуратуры были обязаны вести решительную борьбу.
Уклонение от мобилизации происходило в ряде случаев путем представлениями отсрочки от армии лиц призывного возраста, годных к несению военной службы. Нарушения установленного порядка бронирования чаще всего выражалось в представление брони лицам, не подлежащим бронированию по своему служебному положению или специальности. В этих случаях администрация предприятия или учреждения в целях забронирования того или иного работника, не имеющего права на отсрочку от призыва в армию, присваивал ему вымышленную специальность, разряд и т.д. Бронирование лиц, не состоящих на работе в данном предприятии или учреждении, за счет свободных вакансий таких должностей, на которые может быть получена бронь и т.п. Перечисленные нарушения и злоупотребления в деле бронирования выявлялись органами прокуратуры в порядке общего надзора. К проверке привлекались партийные и профсоюзные органы. В ходе проверки в необходимых случаях возбуждались против виновных уголовное преследование, обеспечив при этом расследование дел в срок не свыше 5 дней.
В целях усиления борьбы с лицами, уклоняющимися от мобилизации в ряды Красной Армии и дезертирами, органы прокуратуры проводили проверки и принимали меры. В отношении лиц, уклоняющихся от призыва по мобилизации в ряды РККА, возбуждались и расследовались дела, и вокруг этих дел создавалось общественное мнение. Органами прокуратуры были выявлены случаи злоупотреблений со стороны работников военкоматов, потворствующих сокрытию дезертиров и лиц, уклоняющихся от мобилизации и приняты строгие меры. Так, военкомом Курган-Тюбинского района Алимбетовым не было возбуждено дело в отношении Джанасиева, укрывающегося от мобилизации вследствие того, что последний снабжал военкома продуктами питания. Такое же явление имело место и в Октябрьском районе со стороны помощника
начальника райвоенкомата Касенева [8]. Прокуроры выявляли факты, когда ряд военкоматов области необоснованно привлекал к уголовной ответственности военнообязанных и принимали меры к виновным лицам.
В совместном письме НКВД СССР и прокуратуры СССР от 10 декабря 1941 г. за № 32/У/4266 и от 17 февраля 1942 г. № 19/А/48 указывалось о необходимости привлекать к уголовной ответственности пособников и укрывателей дезертиров и уклоняющихся от призыва в Красную Армию и Военно - морской флот по ст. 17 - 193 - 10 «а» УК РСФСР, а пособников и укрывателей дезертиров по ст.17-193-7 «г» УК РСФСР и соответствующими статьям УК союзных республик [18].
Наряду с уклонением граждан от воинской службы, дезертирство из Красной Армии также рассматривалось в качестве тяжких государственных преступлений. По закону дезертирство военнослужащих трактоваось как умышленное самовольное оставление воинской части или места службы, либо неявка на военную службу с целью уклонения от нее. С началом войны дезертирство из Красной Армии приобрело значительные масштабы. Только а период с 22 июня и до конца 1941 года органы НКВД СССР задержали 710 000 дезертиров-военнослужащих, более 71 000 уклонистов от мобилизации [1, с. 9].
В условиях войны все дезертиры рядового и сержантского состава РККА, дезер-тировавщие из воинской части и не совершившие других более тяжких преступлений, как убийство, грабеж, кража, передавались в распоряжение военкоматов [18].
Борьба с дезертирством было серьезным испытанием для органов прокуратуры в годы войны. Особенно напряженно работали прокуроры и следователи в период очередного призыва в Красную Армию. Например, согласно постановлению Государственного Комитета Обороны, с 15 по 30 ноября 1944 года на территории Таджикской ССР проводился призыв на военную службу граждан мужского пола родившихся в 1926 году местных национальностей и родившихся в 1927 году европейцев, включая и находившихся на территории, освобожденном от противника [19].
В связи с этим в письме прокурора Ленинабадской области Холматова М. от 22 октября 1944 г. всем городским и районным прокурорам поручалось немедленно организовать проверку всех дел призывников, находящихся в производстве органов расследования, и принять меры к срочному окончанию следствия по ним и рассмотрению их в судах, этим самим разрешить вопрос о возможности призыва указанных лиц на военную службу. Максимально усилить работу по борьбе с лицами, уклоняющимися от явки на призыв и возможными случаями членовредительства. При проведении этой работы следует иметь в виду также возможные случаи незаконного освобождения от призыва путем изменения возраста, незаконного бронирования и взяточничества. Лиц, виновных в этом, привлекать к судебной ответственности.
Таким образом, в условиях войны одной из важнейших задач являлось обеспечение проведения мобилизации в Красную Армию и Военно - морской флот и подготовка необходимых для ее пополнения резервов. Органы прокуратуры вели борьбу с фактами уклонения от призыва в Красную Армию, нарушениями правил воинского учета, дезертирства из Красной Армии. Прокуроры следили за тем, чтобы к уголовной ответственности привлекались только лица, действительно уклоняющиеся от военной службы или от военного учета. Во всех остальных случаях выявления граждан без военных документов немедленно оформляли их на учет, применяя в отдельных случаях административные взыскания. Прокуроры оказывали всяческую помощь органам
местной власти в своевременной явке призываемых граждан на призывной пункт и в период отправки в часть, ведя при этом решительную борьбу с дезертирами.
Литература:
1. Гусак В.А. Дезертирство из Красной Армии как социальная основа преступности в период войны (1941 - 1945 гг). //Вестник Южно-Уральского государственного университета.- Серия: Право. -2008.-№ 8 (108). С. 9.
2. Сечкина Л.П. Трудовой подвиг Таджикского народа в годы Великой Отечественной Войны, Сталинабад. 1960, С. 14.
3. Рустамов А. Таджикский народ в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. Канд. дисс. 1954г.
4. Книга памяти Республики Таджикистан (сводный том), Душанбе, 1997, С.31.
5. Рахманов М, Организаторская и политическая деятельность компартии Таджикистана в период Великой Отечественной Войны. канд. дисс. Защищена в 1966 г. в Таджик, гос. ун-те им. В. И, Ленина.
6. Меньшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. М., 1946. С. 7.
7. Филоненко В.С. Деятельность прокуратуры Воронежской области по расследованию дел о воинских преступлениях в 1941-1942 гг // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. -011. №1 (72). Вып.13. С.193.
8. ЦГА РТ. Ф.329. Оп.20. Д.30. Л.28-29// Выводы и предложения Прокуратуры СССР о результатах проверки работы органов Прокуратуры Таджикской Республики
9. Постановление СНК Таджикской ССР и ЦК КП /б/ Таджикистана от 23/УШ - 41 г. за № 98/878 вынесено «О призыве военнообязанных, поставке лошадей, обоза и автотранспорта на большие учебные сборы Красной Армии по Сталинабадской и Ку-лябской областям».
10. Письмо Прокурора Ленинабадской области Ахмадеев А.В. от 15 ноября 1942 г.за № 4/с.
11. Письмо прокурора Ленинабадской области Ахмадеева А.В. от 30 июня 1942 г. № 242/с.
12. Приказ прокурора Ленинабадской области за № 176с от 10сентября 1941 г.
13. Письмо прокурора Ленинабадской области Ахмадеева А. В. от 10 января 1942 г. за № 4/с.
14. Приказ прокурора Ленинабадской области Ахмадеева А.В. от 15 мая 1943 г № 11/с.
15. Приказ Прокурора Союза ССР от 17 января 1942 года за № 4 с.
16. Приказ Прокурора Таджикской ССР за № 5/с от 19 марта1942 г.
17. Приказ Прокурора Ленинабадской области от 19 марта 1942 г за № 3/с.
18. Приказ НКЮ Союза ССР за № 0413 от 21 августа 1943 г. и разъяснение Прокурора Союза ССР от 2 - го октября 1943 года за № 2 - 15896с, совместное письмо зам.Облпрокурора и зам.начальника УНКВД от 02 августа 1944 года № 9 -279.
19. Письмо прокурора Ленинабадской области Холматова М. от 22.10.1944 г. №
253/с.
Literature:
1.Gander Century A. Desertion from the red Army as a social basis of crime during the war (1941 -1945). //Bulletin of the South Ural state University. Series: Right. 2008. № 8 (108). C. 9.
2.The distribution of L. P. Labor feat Tajik people in the great Patriotic War, Stalina-bad. 1960, Р. 14.
3.Rustamov A. Tajik people in the great Patriotic war 1941-1945 Kida. Diss. 1954.
4.The memory book of the Republic of Tajikistan (summary volume), Dushanbe, 1997,
Р. 31.
5.Rakhmanov M, Organizational and political activities of the Communist party of Tajikistan during the great Patriotic War. Kida. Diss. Protected in 1966 at the Tajik state University n.a. Century, Lenin.
6.Managin C. D. Crimes against the defense of the USSR. M., 1946. Р. 7.
7.Filonenko Century C. the Activity of the Prosecutor's office of the Voronezh region on the investigation of cases of military crimes in 1941-1942 // Scientific Bulletin of the Belgorod state University. Series: History. In political science. Economy. Informatics. 2011. №1 (72).Vol.13. Р. 193.
8.THE ARCHIVES OF THE RT. 329. Op.20. 30. HP 28-29// Conclusions and proposals of the Prosecutor's office of the USSR on the test results of work of bodies of Prosecutor's office of the Republic of Tajikistan.
9.The resolution of the Tajik SSR Council of people's Commissars and the Central Committee of the CP /b/ Tajikistan 23/USH - 41, No. 98/878 made "On the call for military service, the supply of horses, carts and vehicles to large training sessions in the red Army in StalinabadandKulyab regions".
10.The letter of the Prosecutor of the Leninabad region Akhmadeev A. C. 15 November 1942, No. 4/s.
11.The letter of the Prosecutor of the Leninabad region I A. C. June 30, 1942, No.
242.
12.The order of the Prosecutor Leninabad oblast № s from Cantabria 1941.
The letter of the Prosecutor of the Leninabad region I A. C. 10 anapra 1942, No. 4/s.
13.The order of the Prosecutor of the Leninabad region I A. C. may 15, 1943 No. 11/.
14.The order of the Prosecutor of the USSR on January 17, 1942 No. 4с.
15.The order of the Prosecutor of the Tajik SSR No. 5/19 Marta.
16.The order of the Prosecutor of the Leninabad region on March 19, 1942, No. 3с.
17.The order of NCU of the USSR No. 0413 dated 21 August 1943 and explanation to the public Prosecutor of the USSR on 2 October 1943 No. 2 - s, joint the letter of the Deputy Abcprocure and Deputy head of the NKVD from August 02, 1944 No. 9 -279.
18.The letter of the Prosecutor of the Leninabad region Holmatov M from 22.10.1944, No. 253/s.