Уголовно-исполнительное право
YAK343.847 M.S. KOVALYOVA*, S.Kh. SHAMSUNOV**
EEK 67.409.11 K56
PUBLIC PROSECUTOR’S SUPERVISION OVER THE PENAL INSPECTIONS AS AN IMPORTANT FACTOR OF REDUCING OF RE-OFFENDING AMONG THE PERSONS
SERVING NON-CUSTODIAL SENTENCES
Аннотация: в статье анализируется роль прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, рассматриваются основные нарушения, допускаемые сотрудника ми уголовно-исполнительныхинспекций, а также их причины.
Ключевые слова: уголовно-исполнительнаяинспек-ция, прокурорский надзор, соблюдение законности, наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией осужденногоот общества.
МАРИЯ
СЕРГЕЕВНА
КОВАЛЕВА*;
САЛИХ
ХАБИБОВИЧ
ШАМСУНОВ**
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Annotation: in the article the role of public prosecutor’s supervision over the legality of non-custodial sentences is analyzed, the main disturbances committed by the penal inspections staff and their reasons are considered.
Key words: penal inspection, public prosecutor’s supervision, keeping the legitimacy, non-custodial sentences.
Исполнение наказаний в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, а также осуществление контроля за условно осужденными, осужденными, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком возраста 14 лет, осужденными, больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, и лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, возложено на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ).
В предупреждении рецидива преступлений и иных правонарушений органы прокуратуры играют важную роль, так как, во-первых, именно на прокуратуру возложено осуществление высшего надзора за точным исполнением законов органами государственногоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами; во-вторых, осуществляя от имени государства надзор за законностью, прокуроры обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили1.
Эффективность наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества во многом зависит от строгого соблюдения законности при их исполнении. Гарантом точного исполнения законов является прокурорский надзор, предмет которого- законность исполнения нака-
* Преподаватель кафедры уголовно-исполнительюгоправа и организации деятельности уголовно-исполнительныхинспекций (Псковскийюридический институт ФСИН России);
** доктор юридических наук, профессор (Псковский государственныйуниверситет)
E-mail: [email protected].
3S
заний, не связанных с лишением свободы (ст. 32 Федерального закона от 17 января 1992 г. N° 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Сущность прокурорского надзора за деятельностью УИИ состоит в слежении за законностью их деятельности. Тем не менее, как показывают исследования последних лет, наблюдается тенденция к росту количествадопускаемых нарушений, причем по всем видам наказаний2.
Наше исследование показывает, что факты нарушений уголовно-исполнительного законодательства при проведении прокурорских проверок выявляются все чаще: растет количество вынесенных актов прокурорскогореагирования, а также число сотрудников привлекаемых к ответственности за допущенные нарушения законности. Так, в 2011 г. количество актов прокурорскогореагирования по деятельности УИИ составило 2681 (2010 г. - 2384), по результатам рассмотрения которых 838 (АППГ - 589) сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности и мерам материального ограниче-ния3. В первом полугодии 2012 г. прокуратурой было вынесено 1377 представлений, привлечено к ответственности 604 сотрудника4.
Проверка исполнения законов является одним из основных средств прокурорскогонадзора, применяемых в целях выявления нарушений законодательства. Она включает в себя ознакомление с документацией, регламентирующей деятельность УИИ, с личными делами всех категорий осужденных, состоящих на учете УИИ. Знакомясь с документами, прокурор выясняет, в точном ли соответствии с законом они составлены, надлежащим ли образом оформлены и соблюдены ли установленные законом сроки. Однако такого рода нарушения продолжают иметь место, что, на наш взгляд, приводит к совершению осужденными повторных преступлений.
Особое внимание прокурорскими работниками уделяется соблюдению сроков привлечения осужденных к отбыванию исправительных и обязательных работ, сроков проведения первоначальных розыскных мероприятий. Например, за 6 месяцев 2012 г. несвоевременное привлечение осужденных к отбыванию исправительных работ отмечено в 33 представлениях, исправительных работ - в 63; выявлено 82 случая несвоевременного проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении скрывшихся осужденных.
Прокуроры, осуществляющие данный надзор, систематически анализируют официальную статистику и иные материалы, относящиеся к деятельности УИИ, оценивают состояние законности и в зависимости от результатов пла-
нируют проведение проверок для осуществления прокурорского надзора.
В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 августа 2003 г. № 27 проверки в УИИ должны проводиться ежеквартально.
При наличии информации о нарушениях законности прокурор должен провести внеплановую проверку, не ожидая запланированного срока. Проверка соблюдения законности может проводиться как по всем направлениям деятельности, так и по отдельным ее видам.
При подготовкек проверке прокурор должен тщательно изучить действующее законодательство, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность УИИ, ознакомиться с жалобами и заявлениями лиц, состоящих на учете УИИ, с предложениями, поступившими по результатам предыдущей проверки, выполнение которых надлежит проконтролировать.
В соответствии с поставленной задачей прокурор подготавливает план проведения проверки в УИИ с перечнем вопросов, подлежащих выяснению. В плане предусматриваются сроки проведения проверки, привлекаемые специалисты и проверяемые ими конкретные вопросы. Намечаются задания должностным лицам УИИ по подготовке и представлению требующихся сведений, материалов и документов.
С целью проверки своевременности оформления документов личного дела сотрудник прокуратуры делает сверки и сопоставляет имеющиеся сведения с записями в журналах учета осужденных, личных делах и учетных карточках.
Ддя проверки правильности ведения учета осужденных, совершивших повторные преступления, прокурором истребуются соответствующие сведения из органов внутренних дел, которые впоследствии сверяются с данными, имеющимися в УИИ.
На каждого осужденного, независимо от категории, УИИ должно быть заведено личное дело, по материалам которого можно проверить все вопросы, связанные с исполнением приговора, заполняется также учетная карточка.
При проверке соблюдения требований закона в части порядка ведения учета осужденных прокурор учитывает, что в соответствии с ч. 5 ст. 393 УПК РФ УИИ обязана немедленно известить суд, постановивший приговор, о его исполнении. Это значит, что копия приговора (определения, постановления) суда, распоряжение об исполнении приговора и справка о его вступлении в законную силу должны быть зарегист-
Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
рированы в журнале входящей документации, в журнале учета осужденных в день поступления в УИИ (то есть осужденный в тот же день ставится на учет), а извещение о принятии судебного решения к исполнению направлено в соответствующий суд. Такое уведомление УИИ обязана направить в суд, постановивший приговор, и в том случае, если приговор получен из учреждения, где осужденный отбывал основное наказание (в отношении осужденного, которому суд назначил наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы).
УИИ информирует о постановке осужденных на учет ОВД (в том числе в отношении несовершеннолетнего осужденного - для постановки его на учет в подразделение по делам несовершеннолетних), подразделения Федеральной миграционной службы, военный комиссариат (в отношении лица, подлежащего призыву на военную службу).
После постановки на учет УИИ обязана провести беседы с осужденными и разъяснить им порядок и условия отбывания наказания, их права и обязанности, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания, уточнить анкетные данные, а также выяснить другие сведения, не-обходимыепри исполнении наказания и осуществлении контроля. Осужденные предупреждаются об ответственности за уклонение от отбывания наказания или контроля, а в случаях совершения нарушений материалы дела своевременно должны направляться в суд для решения вопросов, связанных с исполнением приговора. Материалы по результатам проделанной работы должны находиться в личных делах осужденных. За 6 месяцев 2012 г. отмечены факты невынесения осужденным предупреждений за совершенные нарушения, представления в суд не направляются, не осуществляется фотографирование осужденных при постановке их на учет; отсутствует еженедельная информация об отработанном времени осужденных к обязательным работам, некоторые осужденные данной категории отбывают обязательные работы по 8 часов в день; не осуществ-
ляется контроль за лицами, к которым применена отсрочка отбывания наказания; отсутствуют сведения о проверке осужденных по учетам информационно-аналитических центров; в личных делах - фиктивные справки о проверке осужденных по месту жительства и др.
При проверке законности прекращения отбывания наказания и снятия осужденного с учета строго учитывается то, что дату и основания снятия с учета УИИ обязана занести в журнал учета, учетную карточку и личное дело осужденного. О снятии осужденных с учета заинтересованным органам направляются соответствующие сообщения. Несмотря на это, и при снятии осужденных с учета УИИ допускаются нарушения. Так, в одном из регионов России в январе 2012 г. осужденная, имеющая отсрочку отбывания наказания, была снята с учета по рапорту сотрудника УИИ в связи с отбытием наказания ввиду достижения ее ребенком 14-летнего возраста. Представление об освобождении осужденной от отбывания оставшейся части наказания или о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом в суд не направлялось. Как было указано в представлении прокуратуры по данному факту, это повлекло за собой незаконное освобождение осужденной от наказания, чем был грубо нарушен принцип его неотвратимости.
В ходе проведенного исследования были выявлены причины совершения нарушений со стороны сотрудников УИИ, в числе которых большая нагрузка; недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей; недостаточный, а иногда и некомпетентный ведомственный контроль за деятельностью УИИ, в том числе со стороны руководства территориальных органов ФСИН России.
Прокурорские проверки осуществляются без учета специфики деятельностиУИИ, а значит, уровень взаимодействия УИИ с прокуратурой в настоящее время находится на достаточно низком уровне, что негативно влияет на состояние повторной преступности и снижает эффективность деятельности УИИ.
1 См.: ТоросянК.С. Предупреждениерецидива преступлений прокуратурой/ под общ. ред. М.Н. Рагинс-кого М., 1977. С. 38.
2 См., напр.: Смирнова И.Н. Роль прокурорскогонадзора в обеспечении законности уголовно-исполнительными инспекциями при исполнениинаказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2010. № 2 (15). С. 35-37.
3 См., напр.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в 2010 г.: обзор ФСИН России; Об итогах деятельностиуголовно-исполнительныхинспекций территориальныхорганов ФСИН России в 2011 г.: обзор ФСИН России
4 См.: О состоянии законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций: обзор ФСИН России за 6 месяцев 2012 г.