DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-120-123 УДК
А.В. Ник
Прокурор как ст
In the
Ключевые слова: конституционно-правовой спор, конституционный судебный процесс, Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Генеральный прокурор
Keywords:
Federation,
and legal dispute, constitutional trial, Constitutional court of the (authorized) courts of territorial subjects of the Russian Federation,
прокурора в качестве сто- дами в порядке гражданского и рОНЫ спора, рассматриваемого судами стративного судопрои3в°дства общей юрисдикции и арбитражными су- лено целями обеспечения верховенства
. Васильевна - канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры : туционного, административного и ^^инансового права, Хабаровский ный университет экономики и права (г. Хабаровск). E-mail: AJ
з^о^ ед^стаа и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О
ПроКУРатуре Российской федерации»). По общему ^аЕи:^ прокурор вправе обращаться в суд в защитУ неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальн^1х обрaзовaний, то есть в защиту публичных интересов. Обращение в защиту прав, свобод и законных интересов конкретных граждан возможно только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 45 Гражданского пр°Цессуальног° кодекса РФ).
Роль прокуратуры в
ном судебном процессе, основным : назначением которого является
валась позиция о
конституционно-правовых споров ются органы и должностные лица,
и выступающие в споре в качестве роны, защищающей публичные
сы, а также граждане и их объединения, чье обращение в суд преследует цель за-
прав и свобод. В отличие от конституционных органов, обладающих правом вступать в конституционно-правовой
спор с целью защиты любых конституционных принципов и норм, действуя
в
Генеральный прокурор РФ, в соответ-
ограничен целью защиты
и свобод граждан и их вправе делать это в :
конкретного нормоконтроля с нием всех условий допустимости жалобы, установленных ст. 96, 97 закона,
не в
публичного интереса, а в защиту ресов конкретного гражданина нения граждан).
В научной литературе не раз
ния Генерального прокурора РФ правом
обращаться в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов и договоров в порядке абстрактного нормоконтроля [1, с. 89; 2, с. 581; 3, с. 237]. Эта идея безусловно, требует поддержки и дополнительной аргументации.
Исходя из своего статуса тура Российской Федерации, ляемая Генеральным прокурором РФ, в конституционно-правовых сторах выступает в качестве конституционного
органа, поскольку основные элементы ее конституЦионно-правового статуса определены Конституцией РФ. Характеризуя статус Генерального Прокурора РФ, Б.С. Эбзеев пишет:
«... он является субъектом
и его участие в продессуальных
правовой логики совершенно естественно»
[4, с. 153].
В соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации», Прокуратура РФ призвана осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ (п. 1 ст. 1 закона), действуя не только в целях защиты прав и свобод человека и хражданж^ но и охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. 1 закона). Указанные положения Федерального закона в свое время послужили основанием для наделения Кон-нным судом РФ Ге
ту
гр
прокурора РФ правом обращдться в Конституционный суд РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ вне связи с их применением в конкретном деле [5].
Необходимо добавить, что осуществляя различные виды рагура как никакой ственный орган, имеет возможность обнаружить существующие противоречия между нормативн^1ми правовыми актами и Конституцией РФ. При этом Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) не поддерживает законодательство тех стран, которые предоставляют туре право защищать в ном суде чьи-либо личные интересы, по-
СК°АЬКУ ее основнЫМ преДназначением выступает защита публичных интересов, поДчеркивая, что
«Генеральн^1й прокурор м°жет легко оказаться в оттужи когда эти интересы входят в противоречие, и он не сможет защищать их с такой силой, какой они заслуживают» [6, с. 33].
И зарубежное законодательство ряда стр^ в таторта конституционный контроль организован по европейской модели, предоставляет прокуратуре (или Ге-
неРальному
:уратур(
пРаво вступать в споР в ¡защиту:
ных интересов, оспаривая
пРавовые ЭКТЫ в порядке
ноРмоконтроля. К таким странам относятся: республики Болгария (ч. 1 ст. 150 Конституции Республики Болгария), Молдова (п. «f» ч. 1 ст. 38 Кодекса конституционной юрисдикции Республики Молдова 1995 г.), Польша (п. 1 ч. 1 ст. 191 Конституции Республики Польша), Азербайджанская (ч. III ст. 130 :
А
эбайд
закона
ции
вацкая (п. «е» ч. 1 ст. 130 Словацкой Республики), Португальская (ч. 2 ст. 281 Конституции Португальской Республики) и ряд других стран.
Представленн^1е аргумент^1 тельно свидетельствуют в пользу ходимости внесения изменений в ст. 84
«О Конституционном Суде РФ», ливающую
органов
правом на обращение в Конституц
ный суд РФ с запросом о проверке ституционности
актов органов
и договоров между ними в порядке абстрактного нормоконтроля, посредством
дополнения этого перечня Генеральным
прокурором Рф. Соответственно> изменений потребует и п. 6 ст. 35 Федерального зак°на «О прокуратуре Р^ новая ; ция которого может выглядеть щим образом: «Генеральный прокурор Российской ф
гращ
ся в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативн^1х праген™ актов органов государственной власти и договоров между ними».
ния федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с участием прокуратуры в конституционно-правов^1х сторах разрешаем^1х: конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. тически все действующие законы ектов РФ о конституционн^1х (уставн^1х) судах субъектов РФ, в отличие от федерального законодательства, наделяют прокурора субъекта РФ правом на обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ с запросом в порядке абстрактного нормоконтроля. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской < рaции», прокурор участвует в ; нии дел судами в случaях,
законодательством Федерации (кот°рое, к слову
сказать, находится в исключительном ведении Российской Федерации) и другими федеральн^1ми зaконaми, не упоминая региональное законодательство в качестве правового основания участия прокурора в рассмотрении дела судом. В связи с этим необходимо дополнение ст. 35 пунктом 7 следующего ния: «Прокурор субъекта : дерации вправе обращаться в
туционн^1й (уставН^1й) суд субъекта РФ с запросом о проверке на соответствие
конституции (уставу) субъекта
ской Федерации нормативных : актов органов
субъекта РФ и органов местного правления».
1.
ционного <
Ю.М. Субъекты зводства: дисс. ... канд. юрид.
нау. Екатеринбург, 2011. 233 с. 2. Витрук Н.В. Право,
ер
а). Избр
■ 2012 гг.). М.: Норма, 2012. 688 с.
3. Митюков М.А. Очерки ко
ного правосудия (сравнительно-правовое дование законодательства и судебной ; ки). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 405 с.
4. Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 349 с.
5. По делу о проверке конституционно-
и
сти положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с
. Собрания - Курул-
ного совета Республики Татарстан г го суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2003
дс
РФ.
г. № 13-П // Собрание за 2003. № 30. Ст. 3101.
6. CDL-AD(2012)009 Opinion on Act CLI of 2011 on the Constitutional Court of Hungary,
PainiorJs, rep/rts a.nd. stUuJs en constitutional
Democracy July 2015.
Law (Venice commission). Strasbourg. 65 p.
1.
References:
Berdyugina YUM Subekty ,
Ekaterinburg, 2011. 233 s.
2. Vitruk N.V. Pravo, demokratiya i v konstitucionnom izmerenii (istoriya, doktrina i praktika). Izbrannye trudy (1991 - 2012 gg.). M.: Norma, 2012. 688 s.
3. Mityukov M.A. Ocherki konstitucionnogo
zakonodatel 'stva i sudebnoj praMM). Tomsk: Ind-vo Tomskogo un-ta, 1999. 405 s.
4. EHbzeev, B.S. Konstituciya. Pravovoe gosudarstvo. ^ns^^m^ Sud. M.: Zakon i pravo, YUNITI, 1996. 349 s.
5. Po delu o proverke ^юbstítuciobrюsti polozhemj statej 115 i 231 GPK RSFSR, state] 26, 251 i 253 GPK Rossijskqj Federacii, statej 1, 21 i 22 Federal'nogo zakona «O prokurature Rossyskoj Federacii» v svyazi s zaprosami Gosudarstvennogo Sobramya - Kurultaya Respubliki Bashkortostan, Gosudarstvennogo soveta Respubliki Tatarstan i Verhovnogo suda Respubliki Tatarstan: Postarovlenie Kobstitucюbnqgq suda RF ot 18
13-P // Sobrante zakorn 2003. № 30. St. 3101.