Научная статья на тему 'Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром'

Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1520
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром»

Когда решение о постановке было принято, выяснилось, что ставить... некому. Тогда к работе подключилась «бригада» постановщиков, в которую входили художник Ларионов (влюбленный в творчество Прокофьева) и артист балета Славинский. Мастера хореографии предвещали балету неизбежный провал.

Однако необычная и оригинальная музыка «Шута» сразу расположила к себе критиков.

Французские газеты писали о достижении Дягилева - «открытии Прокофьева». Пуленк и Равель были поражены «водопадом идей, неистощимым обновлением красок, ритмов, мелодий». А Ролан-Манюэль (биограф Равеля) писал: «Без всякого сомнения, „Шут" выдвигает молодого Прокофьева в первую шеренгу музыкантов нашего времени».

Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Сегодня мы продолжаем вести речь о Сергее Прокофьеве и послушаем его Первый концерт для фортепиано с оркестром, написанный композитором в 21 год. Имя Прокофьева стало известным благодаря именно этому сочинению.

Мясковский писал: «Прокофьев работает над прелестным, бодрым и звучным концертино для фортепиано и оркестра, фортепианная партия которого очень необычна и трудна». В ходе работы над произведением первоначальный замысел изменился: вместо концертино родился концерт.

Летом 1912 года он прозвучал в Московском Народном доме. Прокофьев сам исполнял сольную партию, и это было его первое выступление с оркестром. Спустя неделю концерт услышали в Петербурге. Премьеры прошли с большим успехом у публики, но вызвали противоречивые отклики критики. Писали о «футбольном стиле» молодого Прокофьева, его называли человеком, случайно попавшим в искусство. Яркий, но крайне субъективный критик Сабанеев, не принимавший музыки Прокофьева, оценил Первый концерт так: «Эта энергетически ритмованная, жесткая и грубая, примитивная и какофоническая музыка едва ли заслуживает этого почетного наименования. Автор, видимо, в поисках „новизны" и за неимением оной в глубине души своей природы, искривлялся окончательно». Еще один критик язвил: «Его профессор Черепнин высказывался в том смысле, что концерт безумно талантлив. Пока что безумие преобладает над талантом автора, создавшего партитуру, к которой вполне применимо слово „музыкальная грязь"».

Николай Черепнин в действительности очень высоко ценил Прокофьева, поддерживал молодого «бунтаря» в новых начинаниях и был не только авторитетным наставником, у которого Прокофьев учился дирижированию, оказывал на него творческое влияние, но и старшим другом. Ему и посвящен концерт.

А вот отклик об исполнительской манере дебютанта, принадлежащий критику из лаге-

ря сторонников: «Он играл жестко и суховато, но удивительно убежденно и свободно, под его пальцами фортепиано не хочет петь и вибрировать; оно хочет говорить убежденным и строгим тоном ударного инструмента типа старинного клавесина. Но именно эта убежденная свобода исполнения и строгая чеканка ритма доставили автору хороший успех у публики». Высоко оценил сочинение и такой авторитетный музыкант как Каратыгин, отметивший, что композитор мыслит по-своему, и что в музыке его «всё время ключом бьет жизнь, сверкает солнце живой фантазии».

Весной 1914 года Прокофьев оканчивает Петербургскую консерваторию как пианист и дирижер (по классу композиции он получил диплом пятью годами ранее). Произведением крупной формы он выбрал свой Первый концерт. К этому времени уже был написан Второй концерт, но Прокофьев остановил свой выбор именно на Первом, возможно, потому, что он одночастный. Дирекция консерватории изначально была против исполнения выпускником на экзамене собственного сочинения. А пойдя на уступку, выдвинула условие: все члены комиссии должны иметь возможность ознакомиться с клавиром за две недели до экзамена. Из письма Прокофьева к знаменитому нотоиз-дателю Юргенсону: «Чрезвычайно прошу Вас выпустить концерт никоим образом не позднее 10 апреля, ибо запоздание грозит мне серьезными неприятностями вплоть до недопущения к экзамену». К нужному сроку ноты вышли из печати, и каждый член комиссии следил за игрой Прокофьева по пахнущими типографской краской экземплярам концерта.

Выступление Прокофьева поразило аудиторию своей виртуозностью (партию второго рояля исполнял его друг, дирижер Дранишников). Прокофьеву поставили заслуженную пятерку с плюсом. В этом году выпускной экзамен совмещался с конкурсом имени Рубинштейна, и вот тут мнения комиссии разделились. «За» Прокофьева была группа профессоров, объединивша-

яся вокруг его педагога Анны Есиповой - и это несмотря на то, что ее нельзя было назвать «фанатом» творчества ученика (их художественные воззрения принципиально расходились). «Против» - группа во главе с директором консерватории Глазуновым. Сторонники пересилили, и

Глазунов вынужден был объявить, что первая премия имени Антона Рубинштейна (рояль «Шрёдер») присуждена Прокофьеву.

С тех пор Первый концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева занимает прочное место в репертуаре пианистов.

Г. Козева

Прокофьев. Соната № 2 для фортепиано

Вот уже более полугода мы каждую неделю знакомим вас с шедеврами мировой музыкальной культуры, которые так или иначе связаны с цифрой 21. И сегодня речь пойдет о композиторе, который к 21-му году жизни уже имел на своем творческом счету более 21-го произведения. А среди них - оперы, концерты для фортепиано с оркестром, крупные симфонические произведения, сонаты, не говоря уже о романсах и небольших пьесах.

В отличие от многих других великих музыкантов, которым пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем стать известными, в жизни Сергея Прокофьева, от самого рождения, всё способствовало его профессиональному становлению. Интеллигентная семья, вовремя появившийся наставник, успешное поступление и обучение в консерватории, признание его как пианиста в России и за рубежом, заинтересованность издателей в публикации его сочинений...

Вторая из восьми сонат создана в 1912 году, но впервые прозвучала только через два года. За это время случилось трагическое событие. Друг и сокурсник Прокофьева по консерватории, талантливый пианист Максим Шмидгоф в 1913 году покончил жизнь самоубийством. Ко дню премьеры (играл сам автор) соната обрела посвящение его памяти. Максу, как называл его

Прокофьев, посвящена и одна из «Десяти пьес для фортепиано», законченных, когда тот был еще жив.

Несмотря на юный возраст композитора, Вторую сонату по праву можно отнести к числу зрелых произведений, где яркий и самобытный авторский стиль уже проявился в полной мере. Здесь стремительные взлеты чередуются с колкими настойчивыми повторениями, механистичность движения сменяется тонкими акварельными красками. В конце первой части свое искаженное гримасой лицо показывает характерный для Прокофьева едкий сарказм. Кстати, цикл фортепианных пьес под названием «Сар-казмы» он начал сочинять в том же 1912 году. В третьей части явно прослеживается влияние сказочных опер Римского-Корсакова, одного из консерваторских учителей композитора: зловеще-фантастические звучания соседствуют с былинными распевами. А финал привлекает сочностью, бодростью, напористостью интонаций, столь присущих стилистике молодого композитора.

Эта четырехчастная соната стала своего рода автопортретом Прокофьева, где воплотились разные стороны натуры музыканта: экспрессивность и ироничность, лиризм и сарказм, вдумчивость и смелость в выражении собственного мнения.

Прокофьев. Баллада для виолончели и фортепиано

Весь апрель мы посвятили музыке Сергея Прокофьева, а наша сегодняшняя программа выходит в день 120-летия со дня рождения великого музыканта. Символично, что и это число -120 - содержит в зеркальном отражении число 21, а ноль можно прочитать как букву «О» - начальную букву слова «опус».

Произведение, о котором сегодня пойдет речь, создано композитором в возрасте 21 года -почти одновременно с Первым фортепианным концертом и Второй фортепианной сонатой, которые звучали в нашем эфире соответственно две недели и неделю назад, и фортепианной же

Токкатой, встреча с которой состоится в следующую субботу. Но вернемся ненадолго в годы детства Прокофьева...

Будущий композитор родился в селе Сонцов-ка на Украине, в семье управляющего богатым поместьем. Благодаря матери, прекрасно владевшей фортепиано, он с детства был знаком с творениями Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана... Свое первое сочинение он написал в пять с половиной лет - «Индейский галоп». А спустя еще пять с половиной лет, в 1903 году, под руководством Рейнгольда Глиэра, своего первого педагога, Прокофьев сочинил скрипичную сонату, ставшую первым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.