Научная статья на тему 'Производство вооружений на предприятиях ОПК'

Производство вооружений на предприятиях ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ECONOMIC RELATIONS / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО СТРАНЫ / NATIONAL ECONOMY OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименков Геннадий Владимирович

В статье дается классификация продукции ОПК, изложены две взаимообусловленные функции в системе народного хозяйства страны. Определен механизм государственного регулирования экономических отношений по поводу производства, мобилизации, распределения и потребления той части валового внутреннего продукта, которая направляется на цели обеспечения военной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a classification of the products of the DIC, sets out two interrelated functions in the country's national economy. The mechanism of state regulation of economic relations with regard to production, mobilization, distribution and consumption of that part of the gross domestic product, which is directed to the goals of ensuring the country's military security, is defined.

Текст научной работы на тему «Производство вооружений на предприятиях ОПК»

Клименков Геннадий Владимирович,

к.т.н., доцент, ст. научный сотрудник Пермский филиал ФГБУН Институт экономики УрО РАН,

(г. Пермь, Российская Федерация)

УДК [351/354+323].: 33(470+571)

ПРОИЗВОДСТВО ВООРУЖЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПК1 ARMS PRODUCTION AT DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

В статье дается классификация продукции ОПК, изложены две взаимообусловленные функции в системе народного хозяйства страны. Определен механизм государственного регулирования экономических отношений по поводу производства, мобилизации, распределения и потребления той части валового внутреннего продукта, которая направляется на цели обеспечения военной безопасности страны.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, экономические отношения, народное хозяйство страны.

The article gives a classification of the products of the DIC, sets out two interrelated functions in the country's national economy. The mechanism of state regulation of economic relations with regard to production, mobilization, distribution and consumption of that part of the gross domestic product, which is directed to the goals of ensuring the country's military security, is defined.

Key words: defense-industrial complex, economic relations, national economy of the country.

Что касается оборонно-промышленного комплекса (ОПК), то деятельность его направлена как на производство традиционных видов вооружений (стратегических, оперативных и тактических), средств защиты, так и на развитие новых технологий, разработку и производство новых видов вооружений.

По этой причине комплекс ОПК должен постоянно развиваться, а его деятельность должна обеспечиваться фундаментальными, поисковыми и прикладными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, направленными на совершенствование уже выпускаемого оружия, разработку и освоение новых видов вооружений, военных технологий, создание новых производств, привлечение гражданских предприятий, обеспечивающих военное производство, способных выпускать военную продукцию и продукцию двойного назначения, обеспечивающих более эффективное использование средств и т.п.[1, стр. 8].

1 Номер темы НИР Пермского филиала ФГБУН Института экономики УрО РАН в ИСГЗ: «Теоретико-методологические основы формирования эффективного механизма управления промышленным комплексом в условиях инновационного развития экономики региона» № 0404-2015-0016

В условиях постиндустриального общества на первое место приходят нетрадиционные «непромышленные» формы военной продукции комплекса ОПК (специальные информационные технологии, технологий информационной безопасности, технологий стратегического и оперативного прикрытия и т.п.). Следует учитывать, что в состав структуры ОПК в настоящее время следует включать и нетрадиционные для понимания «непроизводственные» производства, сферы (например, различные виды научной и проектной деятельности в «нетрадиционных» сферах, сфере финансов, финансового конструирования, системы, структуры и средства для разрушения, «парализации» деятельности подобной системы у противника, технологии, влияющие на экологию, «экологию человека» - разрушение личности, непосредственного воздействия на био-социо-культурную основу человека, «информационное воздействие» и т.п.).

В настоящее время почти все разработки, достижения прогресса могут быть применены в военных целях, а поэтому должны быть учтены, по крайней мере, в средствах защиты. Не следует сбрасывать со счетов и «запрещенные», сложноопределяемые, негуманные, осуждаемые мировым сообществом методы и технологии, т.к. большинство принципов ведения военных действий основаны на предсказуемости поведения противника, тайном сговоре и вероломстве. Об этом говорят и последние события, связанные с крупными террористическими актами, войнами. Борьба с терроризмом, вооруженным последними мировыми достижениями в области ОПК, требует развития новых технологий, средств обнаружения, предупреждения, защиты, имеющих возможность противостоять ему и отражать возможные его проявления.

В политической практике многих государств становятся нормой заявления глав государств о возможности и целесообразности нанесения превентивных военных ударов (в том числе и ядерных, использование средств стратегических наступательных вооружений для нанесения точечных ударов и т.п.), ведения ограниченных войн по предотвращению угроз, связанных с безопасностью страны и ее граждан, угрозами терроризма.

Обсуждаемый в зарубежных СМИ последний мировой опыт разрешения локальных конфликтов и ведения войн говорит о необходимости развития новых приемов, комплексном использовании различных видов оружия, способов воздействия, разработке так называемого высокоточного оружия и средств защиты от него, оружия, направленного на воздействие, поражение основных органов и систем человека (психологическое, шумовые снаряды, электромагнитные средства и т.п.), информационная война и средства связи, геоинформационные системы и др.

Как известно, появлению открытых конфликтов, провоцирующих их появление, предшествуют «войны» политические, войны интересов, экономических санкций, скрытые, неявные формы ведения войны, которые затем продолжаются и в ходе открытых конфликтов и противостояний. По этой причине в современных условиях особое и приоритетное место

отводится относительно мирным способам разрешения конфликтов (переговорам, специальным программам, санкциям и т.п.), развитию общественных институтов и механизмов мирового порядка под эгидой ОНН.

В структуре оборонно-промышленного комплекса (ОПК) военно-промышленная база выступает основным звеном - ядром ОПК. При этом военно-промышленный комплекс следует рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова ОПК выступает механизмом государственного регулирования экономических отношений по поводу производства, мобилизации, распределения и потребления той части валового внутреннего продукта, которая направляется на цели обеспечения военной безопасности страны. В структуре этих отношений объективно выделяются два блока - организационно-экономических и социально-экономических отношений.

Блок организационно-экономических отношений охватывает сферу использования научно-исследовательских, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов в процессе производства и потребления военной продукции как части валового внутреннего продукта.

Блок социально-экономических отношений связан с процессом формирования, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения страны.

Данные процессы происходят под влиянием динамики военных расходов госбюджета на пропорции производства, распределения и использования валового внутреннего продукта.

В узком смысле слова ОПК в системе народного хозяйства выступает специфическим межотраслевым военно-ориентированным промышленным комплексом, обслуживающим заказы военного бюджета государства. Здесь он предстает в качестве его ядра - оборонно-промышленной базы.

Структура народного хозяйства включает такие основные отрасли, как промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговлю, финансы, социальную сферу. Важнейшей среди них выступает промышленность, которая формирует основную часть военного предложения.

В структуре промышленности выделяется ряд межотраслевых комплексов: топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный. Среди них важнейшее место в индустриальных странах занимает военно-промышленный комплекс, или военно-промышленная база страны. Это понятие может рассматриваться в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова оборонно-промышленная база - это заводы, осуществляющие выпуск военной продукции, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся научной разработкой военной техники, а также предприятия, обеспечивающие ее хранение, ремонт и утилизацию.

В узком смысле слова оборонно-промышленная база - это

определенная совокупность предприятий, подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков, участвующих в осуществлении поставок военному ведомству, т.е. формирующих совокупное военное предложение.

Оборонно-промышленная база характеризуется определенными количественными и качественными параметрами.

Количественно она характеризуется числом заводов, выпускающих тот или иной вид оружия, а также участвующих в выполнении оборонных заказов, уровнем загрузки производственных мощностей, количеством и структурой поставщиков - субконтрактников.

Качественно оборонно-промышленная база характеризуется системой понятий и параметров, отражающих взаимосвязанную цепочку военно-ориентированных отраслей промышленности, комплекс подрядных и субподрядных отношений между заказчиком и производителями оружия, другой военной продукции.

В условиях перманентной военной экономики ОПК в системе народного хозяйства выполняет две взаимосвязанные функции: оборонно-хозяйственную и регулятивно-воспроизводственную.

Первая связана с организацией военных приготовлений и обеспечением экономическими ресурсами стратегического курса руководства страны на укрепление военной безопасности государства, например, политики сдерживания. В системе реализации этой функции объективно выделяются три взаимосвязанных момента: формирование необходимых стратегических заказов, организация мобилизационной подготовки экономики и оптимальное использование ее в интересах обороны, обеспечение инновационной мобильности в разработке и производстве вооружений и военной техники.

Вторая функция связана с влиянием ОПК на уровень милитаризации экономики, и как следствие, на динамику ее развития. С увеличением военных расходов расширяется военное производство и как следствие -оборонно-промышленная база. Одновременно возникают и усиливаются негативные социально-экономические последствия милитаризации хозяйства страны. С уменьшением военных расходов уровень милитаризации падает, но это порождает определенную перегруппировку в хозяйственном развитии, сопровождающуюся сужением материально-технических возможностей для нейтрализации военных угроз и опасностей.

В структуре производственных мощностей оборонно-промышленных баз индустриальных стран объективно присутствуют три взаимосвязанных сектора: собственно оборонно-производственный, коммерческо-производственный и мобилизационно-резервный.

Первый обеспечивает производство военной продукции для удовлетворения внутренних оборонных и военно-экономических потребностей, а также для поставок на экспорт.

Второй производит гражданскую продукцию производственного и потребительского назначения и служит резервом для расширения первого

сектора.

Третий сектор составляют мобилизационные мощности, находящиеся в запасе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клименков Г.В., Кукор Б.Л. Инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса в рыночных условиях: монография / Г.В. Клименков, Б.Л. Кукор; под общ. ред. Г.В. Клименкова. - Пермь: ООО «Издательский дом «Ника, 2008. - 162 с.

Мишечкин Геннадий Валерьевич

кандидат исторических наук, доцент ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 167/168:93/94

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ: ИСТОКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

MYTHOLOGIZATION OF HISTORY IN THE POST-SOVIET UKRAINE: ORIGINS, OUTSTANDING CHARACTERISTICS AND TENDENCIES

В статье анализируется учебная литература по истории Украины, вышедшая в период после распада СССР. Акцентируется внимание на нациоцентрических концепциях украинской истории, на тех мифах, которые попали в учебные пособия и привели к искажению некоторых фактов и событий национальной истории. Указывается на опасность таких явлений для дальнейшего развития данного направления высшего образования и общества в целом.

Ключевые слова: национальная история, мифологизация истории, учебная литература, высшее историческое образование, постсоветская Украина.

Educational literature of Ukrainian history, published in the period after the collapse of the USSR are analysed in the article. It is focused on national-centric concepts of Ukrainian history, on those myths that were included in the textbooks and some distorted facts and events national history. The danger of such phenomena for further development this branch of higher education and society as a whole are indicated.

Key words: national history, mythologization of history, educational literature, higher historical education, post-soviet Ukraine.

Постановка проблемы. Крупнейшая геополитическая катастрофа конца ХХ века - распад СССР - повлияла на все сферы жизни общества на постсоветском пространстве. Бывшие союзные республики СССР превратились в независимые национальные государственные образования. У большинства из них не было достаточного опыта в деле государственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.