УДК 541.64:678
Е. В. Приймак, Р. И. Биктагиров ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИМЕРОВ ЭТИЛЕНА И СТИРОЛА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ СО СТОРОНЫ ИНОСТРАННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Ключевые слова: полимеры стирола, полимеры этилена, Всемирная торговая организация, Соглашение по специальным защитным мерам, возросший импорт, таможенная территория Таможенного союза.
В статье анализируется товарный рынок полимеров стирола и полимеров этилена Российской Федерации за 2012 г. Обосновывается необходимость инициирования специального защитного расследования в связи с возросшим импортом аналогичной, конкурирующей продукции на товарный рынок Российской Федерации.
Keywords: styrene polymers, ethylene polymers, World Trade Organization, Agreement on the special protective measures, increased
imports, customs territory of Customs Union.
The Russian product market of styrene and ethylene polymers in 2012 is analyzed in the article. The reasons for initiating the special protective investigation in connection with increased imports of similar competing products on the product market of Russian Federation are given in the article.
Введение
Вступление России во Всемирную торговую организацию означает новый этап трансформации её экономики. Российская рыночная экономики постепенно должна трансформироваться в экономику открытых рынков ВТО, в которых международная торговля товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности и инвестициями осуществляется по единым правилам и нормам, выработанными странами-членами этой международной организации [1].
По данным Всемирной торговой организации странами-членами ежегодно инициируется 300350 антидемпинговых расследований, 30-40 компенсационных и 40-50 специальных защитных расследований [4].
Станами-участницами ВТО выработаны меры защиты национальных товарных рынков от недобросовестной (демпинговый, субсидируемый импорт) и необоснованной (возросший импорт) конкуренции со стороны иностранных производителей аналогичных товаров. Правила и процедуры применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер изложены в следующих документах ВТО:
1. Соглашение по применению статьи VI (Антидемпинговые и компенсационные меры) Генерального соглашения по тарифам и торговле.
2. Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам.
3. Соглашения по специальным защитным мерам.
Страны-члены Таможенного союза на основе названных Соглашений ВТО приняли 25 января 2008 г. Соглашение «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам», которое призвано обеспечить защиту внутреннего товарного рынка на единой таможенной территории Таможенного союза [2].
Аналитическая часть
По данным таможенной статистики Российской Федерации динамика импорта полимеров на территорию Российской Федерации за 2012 год сложилась следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика импорта полимеров
Ед. изм. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2011 г.
Кол-во Кол-во
3901 Полимеры этилена
т 580 082 743 584 128.8
3903 Полимеры стирола
т 216 732 291 508 134,5
Представляет интерес география импорта полимеров на территорию Российской Федерации. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что производители полимеров этилена из стран дальнего зарубежья вытеснили производителей полимеров этилена из стран СНГ. В то время как объем импорта в натуральном выражении из стран дальнего зарубежья возрос за 2012 г. на 55,5 %, импорт же из стран СНГ сократился на 60 %.
Что касается географии импорта полимеров стирола, то и здесь доминируют страны дальнего зарубежья, чьи поставки на российский рынок полимеров стирола возросли на 34,3 %, а стран СНГ -лишь на 5,7 % (табл. 2, 3).
Затронув интересы стран СНГ, иностранные производители полимеров дальнего зарубежья не могли не затронуть экономические интересы наших отечественных производителей и, прежде всего, ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим».
Процедура введения специальных защитных пошлин в связи с возросшим импортом товаров на территорию страны-члена ВТО состоит из следующих основных этапов:
1. Установление факта возросшего импорта товара на таможенной территории Таможенного союза.
2. Установление серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба вследствие возросшего импорта товара на таможенной территории Таможенного союза.
Таблица 2 - География импорта полимеров этилена
Страны импорта В % к предыдущему периоду
Из стран дальнего зарубежья 155,5
Вьетнам 444.2
Германия 142.1
Индия 197.8
Иран 678.4
Испания 209.3
Италия 193.8
Катар 145.9
Китай 131.3
Корея, Республика 235.2
Литва 613.6
Малайзия 218.7
ОАЭ 309.3
Польша 331.2
Сингапур 266.1
США 559.0
Таиланд 366.3
Тайвань (Китай) 1755.9
Турция 180.3
Чехия 218.2
Швеция 194.4
Эстония 128.9
Из стран СНГ 40.0
Беларусь 55.0
Узбекистан 46.0
Украина 11.6
Таблица 3 - География импорта полимеров стирола
Страны импорта В % к предыдущему периоду
Из стран дальнего зарубежья 134,3
Австрия 147.8
Бельгия 155.3
Германия 132.8
Индия 26750,0
Испания 181.7
Италия 154.8
Китай 136.6
Корея, Республика 131.5
Нидерланды 136.5
Сингапур 20642,0
Финляндия 146.0
Швеция 168.0
Из стран СНГ 105.7
Беларусь 22.0
Украина 433.3
3. Установление причинно-
следственной связи между возросшим импортом и материальным ущербом или угрозой причинения материального ущерба отрасли отечественной промышленности.
4. Подготовка и подача заявления в Евразийскую экономическую комиссию Таможенного союза (ЕЭК ТС) о начале расследования и применения специальной защитной меры.
Серьезный ущерб, вследствие возросшего импорта, в соответствии с Соглашением ВТО выражаются в следующих показателях: темпы и объем роста импорта данного товара в абсолютных и относительных величинах, доля возросшего импорта на национальном рынке, изменения в уровнях продаж, производства, производительности, загрузки мощностей, прибыли и потерях, и занятости. Под угрозой серьезного ущерба понимается по правилам ВТО явная неизбежность серьезного ущерба, которая должна основываться на фактах, а не на одних утверждениях, догадках или отдаленных возможностях.
Необходимо также доказать наличие причинной связи между возросшим импортом данного товара и серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба.
Наконец, предстоит подготовить и подать заявление в Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии Таможенного союза о начале специального защитного расследования. При этом под внутренним рынком следует понимать не только таможенную территорию Российской Федерации, но и территории Республики Беларусь и Республики Казахстан [3,5,6,8,9].
Заключение
Таким образом, страны-члены ВТО за долгие годы функционирования этой международной организации выработали правила и процедуры защиты национальных рынков, а, следовательно, и защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей от недобросовестной и необоснованной конкуренции со стороны иностранных производителей конкурирующих товаров. Объединения товаропроизводителей стран-членов ВТО в совершенстве владеют мерами защиты внутренних товарных рынков. Об этом говорит тот факт, что лишь 5-10 % инициированных ими антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных расследований реально доводятся до принятия решений правительствами о повышении импортных таможенных пошлин или квотировании импорта. Наша задача - в совершенстве овладеть мерами защиты внутреннего товарного и защиты экономических интересов предприятий и организаций нефтехимического комплекса Республики Татарстан.
Литература
1. Биктагиров И.А. Экономика, торговая политика и право ВТО: Учебное пособие под редакцией профессора В.Г.Иванова, Казань. КНИТУ, 2012 г. 492 с.
2. Биктагиров И.А., Приходько Л.В., Биктагиров Р.И. Методика и практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер при импорте товаров в Российскую Федерацию: Учебное пособие под редакцией профессора В.Г. Иванова, Казань. КНИТУ, 2012 г. 376 с.
3. Приймак Е.В. Технические регламенты и стандарты, как мера нетарифного регулирования в условиях ВТО и Таможенного союза, Казань. КНИТУ, 20і2 г. - 212 с.
4. Смбандян А.С. Анализ практики разрешения споров стран-членов ВТО, Казань, КНИТУ. 2012 г.348 с.
5. Е.В.Приймак Технические регламенты и стандарты как меры нетарифного регулирования в рамках ВТО и таможенного союза// Вестник Казанского технологического университета, № 10, 210-212 (2012).
6. Кадыров Р.В. Государственная поддержка предприятий полимерного производства в Республике Татарстан в период финансово-экономического кризиса // Вестник Казанского технологического университета, № 1, 88-90 (2013).
8. Сергеева Е.А., Ельшин Л.А., Брысаев А.С. Оценка потенциала развития малого и среднего бизнеса в регионе с предприятием по глубокой переработке углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета, № 4, 316-320 (2013).
9. Юмагулова Р.Х., Медведева Н.А., Кузнецов С.И., Стоянов О.В., Заиков Г.Е., Колесов С.В. Особенности формирования фуллерен(С60)содержащих макромолекул стирола и метилметакрилата // Вестник Казанского технологического университета, №3, 136-139 (2013).
© Е. В. Приймак - канд. хим. наук, доц. каф. аналитической химии. сертификации и менеджмента качества КНИТУ, [email protected]; Р. И. Биктагиров - студент 4 курса К(П)ФУ.