ВЕСТНИК ПНИПУ
2018 Химическая технология и биотехнология № 2
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА
DOI: 10.15593/2224-9400/2018.2.05 УДК 665.637.8
А.С. Ширкунов, В.Г. Рябов, Е.А. Руделева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
С.А. Фадеев
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Пермь, Россия
ПРОИЗВОДСТВО ОКИСЛЕННЫХ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ 33133-2014 НА БАЗЕ ГУДРОНОВ С РАЗЛИЧНОЙ ВЯЗКОСТЬЮ
Ежегодно растущий автомобильный парк страны, строительство новых и ремонт старых дорог с учетом введенных гарантийных сроков эксплуатации дорожного покрытия, в том числе в рамках крупнейших программ государственного уровня (например, приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги») приводит к ужесточению требований к используемым в строительстве дорог асфальтобетонам, а значит, и к дорожным вяжущим - битумам. В частности введен новый стандарт на битумы -ГОСТ 33133-2014, отличающийся добавлением новых нормируемых показателей и ужесточением требований по уже имеющимся.
В то же время для нефтеперерабатывающей отрасли страны характерна тенденция к увеличению глубины отбора дистиллятных фракций из мазута под вакуумом, что сопровождается получением так называемого «сухого» гудрона - малопригодного сырья для получения качественных окисленных дорожных битумов. Именно поэтому в данном исследовании рассматривается возможность производства окисленных дорожных битумов наиболее востребованных марок БНД 70/100 и БНД 100/130 по ГОСТ 33133 на базе высококипящих продуктов, получаемых в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
Согласно результатам исследования, технология подготовки сырья окисления (компаундирование гудрона с различными тяжелыми нефтяными остатками), применяемая на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», позволит получать высококачественный окисленный дорожный битум целевых марок по современному стандарту ГОСТ 33133-2014 в одну стадию, как на основе гудрона с условной вязкостью при 80 С порядка 20-40 с, так и на базе утяжеленного гудрона с вязкостью порядка 100 с и более. Причем низкотемпературные характеристики (в частности, пенетрация при 0 С и температура хрупкости) удовлетворяют нормам стандарта с существенным запасом.
Ключевые слова: дорожный битум, окисленный битум, низкотемпературные свойства, компаундированное сырье.
A.S. Shirkunov, V.G. Riabov, E.A. Rudeleva
Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation
S.A. Fadeev
OOO «LUKOIL-Permnefteorgsintez», Perm, Russian Federation
PRODUCTION OF OXIDIZED ROAD BITUMEN COMPLIANT WITH GOST 33133-2014 STANDARD WITH VACUUM RESIDUES OF DIFFERENT VISCOSITY
Every year the country's growing car fleet, construction of new roads and repair of old roads, taking into account the guaranteed warranty periods for pavement operation, including within the largest state programs (for example, the priority project of the Ministry of Transport of the Russian Federation "Safe and high-quality roads") leads to stricter requirements roads used for asphalt concrete, and therefore to road binders -bitumens. In particular, a new standard for bitumen is introduced - GOST 33133-2014 -differing by the addition of new standardized properties and stricter requirements for the already available ones.
At the same time, the oil refining industry of the country is characterized by a tendency to increase the depth of distillate fractions recovery from atmospheric residue, which is accompanied by the production of so-called "dry" vacuum residue - a unsuitable raw material for obtaining high-quality oxidized road bitumen.
That is why the present study considers the possibility of producing oxidized road bitumen of the most popular brands BND 70/100 and BND 100/130 in accordance with GOST 33133 on the basis of heavy oil residues produced by OOO «LUKOIL-Permnefteorgsintez».
According to the results of the study, the technology of preparing the raw materials for oxidation (compounding of vacuum residue with various heavy oil residues) applied at OOO «LUKOIL-Permnefteorgsintez» will allow obtaining high-quality oxidized road bitumen of target grades according to the modern standard GOST 33133-2014 in one stage, on the basis of vacuum residue with a conventional viscosity at 80 °C - 20-40 s, and on the basis of a high-viscosity vacuum residue with a viscosity of 100 s or more. Moreover, low-temperature characteristics (in particular, penetration at 0 °C and fraass breaking point) satisfy the standard with a significant margin.
Keywords: paving grade bitumen, oxidized bitumen, low temperature properties, compounded raw materials.
Ежегодно растущий автомобильный парк страны, строительство новых и ремонт старых дорог с учетом введенных гарантийных сроков эксплуатации дорожного покрытия, в том числе в рамках крупнейших программ государственного уровня (например, приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации «Безопасные и каче-
ственные дороги» [1]) приводит к ужесточению требований к используемым в строительстве дорог асфальтобетонам.
Поскольку получение стойкого и долговечного асфальтобетона невозможно без применения высококачественных дорожных битумных вяжущих, был введен новый стандарт на битумы - ГОСТ 33133-2014, отличающийся введением новых нормируемых показателей и ужесточением требований по уже имеющимся.
С другой стороны, тенденция к увеличению глубины переработки нефти, характерная для нефтеперерабатывающей отрасли страны, приводит к такому нежелательному «побочному эффекту», как увеличению глубины отбора дистиллятных фракций из мазута под вакуумом, что сопровождается получением так называемого «сухого» гудрона - малопригодного сырья для получения качественных окисленных дорожных битумов. Производство вяжущих на основе подобных высоковязких гудронов, как правило, приводит к недостаточной пластичности продукта и его неудовлетворительным низкотемпературным свойствам. В итоге нормы ГОСТ 33133 (особенно для таких высокопластичных марок, как БНД 100/130) оказываются труднодостижимыми для ряда нефтеперерабатывающих предприятий, в которых дорожные битумы производят прямым окислением высоковязкого гудрона [2-7].
Существуют целый ряд технологий, позволяющих повысить качество получаемых битумов до требуемого уровня, в частности компаундирование переокисленного гудрона с различными неокисленными нефтяными остатками, модифицирование окисленного вяжущего полимерными добавками различной природы [8]. Однако первый путь нередко сопряжен с необходимостью использования продуктов, отсутствующих на предприятии (например, использование экстракта селективной очистки остаточных масел для компаундирования затруднительно для заводов, не имеющих производства масел). Второй же подразумевает использование дорогостоящих полимерных модификаторов и добавление в технологическую схему производства битума блока эффективного введения в него данного модификатора.
В то же время известна и технология подготовки сырья окисления (компаундирование гудрона с различными тяжелыми нефтяными остатками), которая успешно применяется на ряде предприятий, в частности на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», и позволяет полу-
чать высококачественный окисленный дорожный битум в одну стадию, даже при использовании в качестве сырьевой основы высоковязких гудронов. В качестве пластифицирующей добавки к тяжелому сырью окисления возможно применять вакуумный газойль, затемненный вакуумный погон, тяжелый газойль каталитического крекинга и другие подобные продукты [9-12].
В данном исследовании рассматривается возможность производства окисленных дорожных битумов марок БНД 70/100 и БНД 100/130 по ГОСТ 33133 на базе высококипящих продуктов, получаемых в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В качестве основы производства битумов на данном предприятии могут быть использованы как утяжеленный гудрон с вязкостью порядка 100 с и более (с установки АВТ-4), так и классический гудрон с условной вязкостью при 80 °С 20-40 с (установка АВТ-5). Используемая технология производства окисленного битума подразумевает стадию подготовки сырья, на которой для регулирования качества продукта в сырьевую смесь помимо гудрона могут вводиться затемненный вакуумный погон (слоп) и асфальт деас-фальтизации гудрона пропаном. Характеристики рассматриваемых продуктов представлены в табл. 1.
Для получения образцов окисленных битумов на базе сырья различного состава была использована лабораторная установка, представляющая собой стеклянную трехгорлую круглодонную колбу объемом 2 л, установленную в колбонагреватель. В два отверстия окислительного реактора вставлялись две трубки с оттянутым концом для ввода воздуха. В третье отверстие помещался термометр. Перемешивание осуществлялось за счет интенсивного барботажа воздуха.
Таблица 1
Параметры качества сырьевых компонентов для получения окисленных битумов
Показатель Гудрон-1 (АВТ-4) Гудрон-2 (АВТ-5) Слоп (АВТ-5) Асфальт
Плотность при 20 °С, кг/м3 998,3 996,3 909,4 1015,7
Температура размягчения по КиШ, °С 33,0 26,8 — 37,0
Условная вязкость при 80 °С, с 105 33 4,3 145
Температура вспышки в открытом тигле, °С > 305 300 260 > 305
Методика окисления заключалась в следующем. Сырьевую смесь в количестве 1200 г помещали в реакционную емкость и далее ее нагревали в сушильном шкафу при температуре 180 °С в течение 1 ч. После этого перемещали реакционную емкость на колбонагрева-тель и устанавливали термометр. На колбонагревателе температуру смеси доводили до требуемой и подавали воздух на окисление. Суммарный расход воздуха поддерживался равным 4 л/мин (3,33 л/(кг-мин)), температура окисления - 250 ± 2 °С. Выбор данной температуры обусловлен тем, что процесс на промышленной установке идет в аналогичных условиях, при этом увеличение температуры хоть и сокращает требуемую длительность окисления, однако в то же время приводит к ухудшению пластичности и термостабильности получаемого продукта [13].
Через определенные интервалы времени отбиралось небольшое количество битума для определения температуры размягчения по КиШ. При достижении температуры размягчения окисляемой смеси значений 45-46 или 47-48 °С (для битума марки БНД 100/130 или БНД 70/100 соответственно) прекращали подачу воздуха и выполняли анализ полученного образца окисленного битума по основным характеристикам, нормируемым ГОСТ 33133-2014. Результаты анализов окисленных продуктов, полученных на базе сырья различного состава, сведены в табл. 2 и 3.
Из полученных данных видно, что при использовании в качестве сырья для окисления чистого высоковязкого гудрона-1 невозможно обеспечить требуемую пластичность битума и растяжимость при 0 °С, однако при добавлении в сырьевую смесь слопа удается улучшить данные показатели. В то же время для доведения качества битума до уровня требований ГОСТ 33133 на марку БНД 70/100 требуется введение в сырьевую смесь порядка 25 мас. % слопа, но даже такой модификации сырья оказывается недостаточно для получения высокопластичной марки вяжущего БНД 100/130.
В то же время, при окислении сырья на базе средневязкого гуд-рона-2 (как чистого, так и в широком интервале соотношений с асфальтом и слопом) возможно стабильное получение марки БНД 70/100 с существенным запасом по ряду показателей качества. Однако для получения более пластичной марки БНД 100/130 также требуется введение в сырьевую композицию значительного количества пластификатора - затемненного вакуумного погона.
Параметры качества окисленных битумов марки БНД 70/100 на базе сырьевых композиций различного состава
Номер сырьевой смеси Вид и содержание остаточных продуктов в сырьевой смеси, мае. % Показатели качества окисленного битума
Температура размягчения, °С Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм Пенетрация приО °С, 0,1 мм Дуктильность при 25 °С, см Дуктильность при 0 °С, см Температура хрупкости, °С Индекс пенетрации Показатели после прогрева в тонкой пленке по методу ЯТГОТ
Изменение массы, мае. % Увеличение температуры размягчения, °С Температура хрупкости, °С
1 Гудрон-1 - 100 % 46,6 72 23 > 100 0,2 -19 -1,2 0,1 5,4 -16
2 Гудрон-1 - 85 % Слоп - 15 % 48,2 66 28 > 100 0,8 -21 -1,0 0,1 6,0 -20
3 Гудрон-1 - 75 % Слоп - 25 % 47,6 74 30 > 100 4,4 -22 -0,9 0,1 6,8 -22
4 Гудрон-2 - 100 % 47,2 76 36 > 100 4,1 -22 -0,9 0,1 6,8 -20
5 Гудрон-2 - 60 % Асфальт - 25 % Слоп -15% 48,4 73 36 > 100 3,8 -25 -0,7 0,1 6,6 -24
6 Гудрон-2 - 75 % Асфальт - 25 % 46,8 79 27 > 100 4,4 -20 -0,9 0,2 5,8 -19
7 Гудрон-2 - 75 % Слоп - 25 % 48,2 85 35 97 4,2 -30 -0,3 0,0 6,8 -28
Требования ГОСТ 33133 на битум марки БНД 70/100 >47 71-100 >21 >62 >3,7 <-18 -1-1 <±0,6 <7 <-15
Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели, не удовлетворяющие требованиям на соответствующую марку по ГОСТ 33133-2014.
Параметры качества окисленных битумов марки БНД 100/130 на базе сырьевых композиций различного состава
Номер сырьевой смеси Вид и содержание остаточных продуктов в сырьевой смеси, мае. % Показатели качества окисленного битума
Температура размягчения, °С Пенетрация при 25°С, 0,1 мм Пенетрация при 0°С, 0,1 мм Дуктильность при 25°С, см Дуктильность при 0°С, см Температура хрупкости, °С Индекс пенетрации Показатели после прогрева в тонкой пленке по методу ЮТОТ
Изменение массы, мае. % Увеличение температуры размягчения, °С Температура хрупкости, °С
1 Гудрон-1 - 100 % 45,4 75 25 > 100 0,5 -20 -1,5 0,1 5,2 -19
2 Гудрон-1 - 85 % Слоп - 15 % 45,6 86 31 > 100 0,8 -21 -1,0 0,1 6,0 -21
3 Гудрон-1 - 75 % Слоп - 25 % 45,4 91 35 > 100 4,6 -23 -0,9 0,1 6,6 -21
4 Гудрон-2 - 100 % 45,2 89 37 > 100 4,2 -22 -1Д 0,1 6,6 -21
5 Гудрон-2 - 60 % Асфальт - 25 % Слоп -15% 45,6 93 39 > 100 4,4 -26 -0,8 0,1 6,8 -24
6 Гудрон-2 - 75 % Асфальт - 25 % 44,6 88 33 > 100 4,8 -23 -1,3 0,1 5,6 -21
7 Гудрон-2 - 75 % Слоп - 25 % 45,0 111 46 > 100 5,2 -33 -0,5 0,0 6,4 -30
Требования ГОСТ 33133 на битум марки БНД 100/130 >45 101-130 >30 >70 >4,0 <-20 -1 - 1 <±0,7 <7 <-17
Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели, не удовлетворяющие требованиям на соответствующую марку по ГОСТ 33133-2014.
Выводы:
1. Согласно результатам исследований, технология подготовки сырья окисления (компаундирование гудрона с различными тяжелыми нефтяными остатками), применяемая на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», позволит получать высококачественный окисленный дорожный битум в одну стадию, как на основе гудрона с условной вязкостью при 80 °С порядка 20-40 с, так и на базе утяжеленного гудрона с вязкостью порядка 100 с и более.
2. Проведенные исследования показали возможность получения на основе рассмотренных нефтепродуктов окисленных битумов, полностью соответствующих требованиям на наиболее востребованные на территории Российской Федерации марки дорожных вяжущих БНД 70/100 и БНД 100/130 по современному стандарту ГОСТ 331332014. Причем низкотемпературные характеристики (в частности, пе-нетрация при 0 °С и температура хрупкости) удовлетворяют нормам стандарта с существенным запасом.
Список литературы
1. Безопасные и качественные дороги. Приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации: сайт. - URL: http://bkd.rosdornii.ru (дата обращения: 30.04.2018).
2. Рябов В.Г., Ширкунов А.С., Шуверов В.М. Получение дорожной битумной композиции с улучшенными низкотемпературными характеристиками // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Химическая технология и биотехнология. - 2016. -№ 3. - С. 115-128.
3. Гуреев А. А. Проблемы производства и применения дорожных битумов (ГОСТ 33133) и их технологические решения // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2016. - № 10. - С. 10-14.
4. Рябов В.Г., Ширкунов А.С., Шуверов В.М. Получение дорожных битумов по ГОСТ 33133-2014 // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2016. - № 10. - С. 14-17.
5. Регулирование низкотемпературных свойств битумов дорожных марок / Е.С. Исупова, А.А. Гуреев, А.А. Абалаков, А.А. Будко // Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России: тез. докл. XII Всерос. науч.-техн. конф. - М., 2018. - С. 241.
6. Мушреф Х.Ш., Теляшев Э.Г., Кутьин Ю.А. Обоснование выбора нефтяного остатка оптимальной глубины отбора для получения окисленных дорожных битумов, удовлетворяющих нормативным требованиям // Башкирский химический журнал. - 2013. - № 2. - С. 55-59.
7. О возможностях стабильного производства современных дорожных битумов по ГОСТ 33133 / А.А. Гуреев, А.А. Абалаков, Д.В. Зоря, Е.С. Исупо-ва // Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе: материалы Х между-нар. пром.-экон. форума. - М., 2017. - С. 47-48.
8. Евдокимова Н.Г. Разработка научно-технологических основ производства современных битумных материалов как нефтяных дисперсных систем: дис. ... д-ра техн. наук. - М., 2015. - 417 с.
9. Пименов А.А., Васильев А.В. Особенности использования нецелевых продуктов нефтепереработки для повышения качества дорожных битумов // Журнал экологии и промышленной безопасности. - 2016. - № 2. - С. 59-62.
10. Математическое моделирование состава сырья для производства нефтяных дорожных битумов из «сухих» гудронов / П.М. Тюкилина, А.А. Андреев, Н.А. Шейкина, В. А. Тыщенко, А.П. Котенко // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. - 2017. - № 1. - С. 39-44.
11. Тюкилина П.М. Производство нефтяных дорожных битумов на основе модифицированных утяжеленных гудронов: дис. ... канд. техн. наук. -Самара, 2015. - 185 с.
12. Окисление остаточных нефтяных дисперсных систем с повышенным содержанием ароматических углеводородов / С.В. Дезорцев, Э.Г. Теля-шев, А.М. Петров, Р.Н. Фамутдинов, А.Г. Фасхутдинов // Башкирский химический журнал. - 2015. - № 1. - С. 38-45.
13. Ким А.В., Евдокимова Н.Г. Исследование качества сырья и параметров процесса окисления на термоокислительные свойства нефтяных битумов // Наука. Технология. Производство - 2017. Прикладная наука как инструмент развития нефтехимических производств: материалы междунар. науч.-техн. конф. - Салават, 2017. - С. 111-113.
References
1. Bezopasnye i kachestvennye dorogi. Prioritetnyi proekt Ministerstva transporta Rossiiskoi Federatsii [Safe and high-quality roads. Priority project of the Ministry of Transport of the Russian Federation]. available at: http://bkd.rosdornii.ru (accessed 30 April 2018).
2. Riabov V.G., Shirkunov A.S., Shuverov V.M. Poluchenie dorozhnoi bitumnoi kompozitsii s uluchshennymi nizkotemperaturnymi kharakteristikami [Production of paving grade bitumen composition with improved low temperature properties]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Khimicheskaia tekhnologiia i biotekhnologiia, 2016, no. 3, pp. 115-128.
3. Gureev A.A. Problemy proizvodstva i primeneniia dorozhnykh bitumov (GOST 33133) i ikh tekhnologicheskie resheniia [Production of road bitumen compliant with GOST 33133-2014 standard]. Mir nefteproduktov. Vestnik neftianykh kompanii, 2016, no. 10, pp. 10-14.
4. Riabov V.G., Shirkunov A.S., Shuverov V.M. Poluchenie dorozhnykh bitumov po GOST 33133-2014 [Problems of production and using road bitumen according GOST
33133 and their technological solutions]. Mir nefteproduktov. Vestnik neftianykh kompanii. 2016, no. 10, pp. 14-17.
5. Isupova E.S., Gureev A.A., Abalakov A.A., Budko A.A. Regulirovanie nizkotemperaturnykh svoistv bitumov dorozhnykh marok [Regulation of paving grade bitumen low-temperature properties]. Aktual'nye problemy razvitiia neftegazovogo kompleksa Rossii. Tezisy XII vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. 12-14 February, Moscow, 2018, P. 241.
6. Mushref Kh.Sh., Teliashev E.G., Kut'in Iu.A. Obosnovanie vybora neftianogo ostatka optimal'noi glubiny otbora dlia polucheniia okislennykh dorozhnykh bitumov, udovletvoriaiushchikh normativnym trebovaniiam [Choice of petroleum residue with optimum take off depth for production of blown road bitumens satisfying standard requirements]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal, 2013, no. 2, pp. 55-59.
7. Gureev A.A., Abalakov A.A., Zoria D.V., Isupova E.S. O vozmozhnostiakh stabil'nogo proizvodstva sovremennykh dorozhnykh bitumov po GOST 33133 [Possibility of stable production of modern road bitumen in accordance with GOST 33133]. Strategiia ob"edineniia: Reshenie aktual'nykh zadach neftegazovogo i neftekhimicheskogo kompleksov na sovremennom etape. Materialy X mezhdunarodnogo promyshlenno-ekonomicheskogo foruma. 22-23 November, Moscow, 2017, pp. 47-48.
8. Evdokimova N.G. Razrabotka nauchno-tekhnologicheskikh osnov proizvodstva sovremennykh bitumnykh materialov kak neftianykh dispersnykh sistem [Development of scientific and technological foundation for the production of modern bitumen materials as oil disperse systems]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2015, 417 р.
9. Pimenov A.A., Vasil'ev A.V. Osobennosti ispol'zovaniia netselevykh produktov neftepererabotki dlia povysheniia kachestva dorozhnykh bitumov [Use of oil refining byproducts for increasing the quality of road bitumen]. Zhurnal ekologii i promyshlennoi bezopasnosti, 2016, no. 2, pp. 59-62.
10. Tiukilina P.M., Andreev A.A., Sheikina N.A., Tyshchenko V.A., Kotenko A.P. Matematicheskoe modelirovanie sostava syr'ia dlia proizvodstva neftianykh dorozhnykh bitumov iz «sukhikh» gudronov [Modeling of raw materials composition for production of the road petroleum bitumen from "dry" tar]. Mir nefteproduktov. Vestnik neftianykh kompanii, 2017, no. 1, pp. 39-44.
11. Tiukilina P.M. Proizvodstvo neftianykh dorozhnykh bitumov na osnove modifitsirovannykh utiazhelennykh gudronov [Production of petroleum road bitumen based on modified high-viscosity vacuum residue]. Ph. D. thesis. Samara, 2015, 185 р.
12. Dezortsev S.V., Teliashev E.G., Petrov A.M., Famutdinov R.N., Faskhutdinov A.G. Okislenie ostatochnykh neftianykh dispersnykh sistem s povyshennym soderzhaniem aromaticheskikh uglevodorodov [Oxidation of residual oil dispersed systems with increased aromatic content]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal, 2015, no. 1, pp. 38-45.
13. Kim A.V., Evdokimova N.G. Issledovanie kachestva syr'ia i parametrov protsessa okisleniia na termookislitel'nye svoistva neftianykh bitumov [Study of influence of raw material properties and parameters of the oxidation process on the thermo-oxidative properties of petroleum bitumens]. Nauka. Tekhnologiia. Proizvodstvo - 2017. Prikladnaia nauka kak instrument razvitiia neftekhimicheskikh proizvodstv. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. 10-26 May, Salavat, 2017, pp. 111-113.
Получено 30.04.2018
Об авторах
Ширкунов Антон Сергеевич (Пермь, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры химических технологий, Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Рябов Валерий Германович (Пермь, Россия) - доктор технических наук, профессор, декан химико-технологического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Руделева Екатерина Андреевна (Пермь, Россия) - студент кафедры химических технологий Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Фадеев Сергей Александрович (Пермь, Россия) - инженер-технолог 2-й категории отдела переработки нефти опытно-исследовательского цеха ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (614055, г. Пермь, ул. Промышленная, 84, e-mail: [email protected]).
About the authors
Anton S. Shirkunov (Perm, Russian Federation) - Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Chemical Technologies, Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky av., 614990, Perm, e-mail: [email protected]).
Valerii G. Riabov (Perm, Russian Federation) - Doctor of Technical Sciences, Professor, Dean of Chemical technology faculty, Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky av., 614990, Perm, e-mail: [email protected]).
Ekaterina A. Rudeleva (Perm, Russian Federation) - Undergraduate student, Department of Chemical Technologies, Perm National Research Polytechnic University (29 Komsomolsky av., 614990, Perm, e-mail: [email protected]).
Sergei A. Fadeev (Perm, Russian Federation) - Engineer technologist of the 2nd category, R&D Department, OOO "LUKOIL-Permnefteorgsintez", (84 Promyshlennaya str., 614055, Perm, e-mail: [email protected]).