Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATIONAL FATIGUE IN STUDENTS OF A TEXTILE TECHNICAL SCHOOL

A total of 124 girls aged 15 to 17 years studying in a textile vocational school at the worsted factory in Monino (Moscow Region) were examined according to a procedure worked out by the authors. This study of occupational fatigue in adolescents who differed only in health status showed signs of fatigue to be more frequent and marked in those adolescents belonging to the «third group of health». An analysis of correlations between the indices studied indicated that the degree of occupational fatigue depended on the health status (r = +0.37) and the degree of occupational fitness (r = —0.37) of the girls.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК в 12.766.1:[377:677

Канд. мед. наук В. И. Коваль, Е. Л. Панин

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко

Нами изучены характер и степень выраженности производственного утомления учащихся профессионального училища текстильной промышленности в зависимости от состояния их здоровья и соответствия физиологических особенностей организма требованиям профессии (профессиональная пригодность).

Для проведения исследования применяли комплексную методику изучения и оценки физического развития подростков, предложенную Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР (1978), комплексную методику изучения и оценки состояния здоровья подростков, разработанную в этом институте (1977), методику прогнозирования вероятности успешного освоения подростками ведущих технологических профессий камвольного производства — профессиональной пригодности (В. И. Коваль) и методику субъективной оценки функциональных состояний, разработанную нами на основании данных А. Б. Леоновой. Прогнозирование вероятности успешного освоения подростками ведущих технологических профессий камвольного производства проводили путем сравнения степени соответствия физиологических особенностей подростков (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, особенности взаимодействия коры и подкорковых образований головного мозга, порог тактильной чувствительности, порог быстроты зрительного различия, точности кинестезии) профессиональным требованиям.

Подростков, физические особенности которых не соответствовали профессиональным требованиям, относили к группе профессионально непригодных, а подростков, физические особенности которых соответствовали профессиональным требованиям— к группе профессионально пригодных.

При субъективной оценке функциональных состояний применяли опросник, предназначенный для

Таблица 1

Зависимость характера утомления учащихся от состояния здоровья (М±т)

Степень выраженности Чистота жалоб

ОС » -9 утомления

II в сложных не еле окон- в сложных после

и. СП ситуациях чания работы ситуациях работы

1-я —1,44±0.12 -0,89±0,09 1,70±0,11 2,15±0,18

2-я —2,33±0,35 —4,42±0,55 2,85±0,31 2,84±0,26

3-я —2,66±0,34 -5,00±0,38 3,00±0,29 4,80±0,52

изучения характера и степени выраженности усталости, которая является ведущим психологическим синдромом производственного утомления. В связи с этим изучение характера и выраженности усталости позволяет кссвенно оценить степень производственного утомления у подростков. В опросник включены наиболее информативные и шкалированные группы признаков производственного утомления.

Предложенные в анкете варианты ответов и их оценка в баллах: не замечено (0), очень редко (—1), редко (—2), часто (—3), очень часто (—4), постоянно (—5). Опросник позволяет одновременно оценивать и степень удовлетворенности опрашиваемых профессией, что косвенно определяет характер и степень выраженности производственного утомления у подростков.

Применение этой методики позволило изучить субъективные ощущения утомления подростков, появляющиеся в процессе работы и при возникновении сложных рабочих ситуаций. Степень выраженности производственного утомления оценивали путем определения среднего балла. Характер утомления определяли по индивидуальным признакам, указанным опрашиваемым. Опрос проводили спустя 15—20 мин после окончания рабочей смены.

Под сложными рабочими ситуациями мы понимали такие производственные условия, которые характеризовались одновременной остановкой или угрозой остановки нескольких станков или веретен из обслуживаемых работницей (К. К. Платонов и Г. Г. Голубев).

Зависимость признаков утомления учащихся от состояния их здоровья и физических особенностей устанавливали путем сравнения результатов обследования искусственно сформированных групп подростков, отличающихся только по указанным признакам. Для этого искусственно формировали группы из лиц, различающихся только по состоянию их здоровья или физиологическим особенностям.

Всего обследованы 124 девушки, обучающиеся в профессиональном училище текстильной промышленности (ПУТП) Монинского камвольного комбината основным технологическим профессиям камвольного производства. Из них в возрасте 15 лет 36 человек, Шлет — 38, 17 лет — 50.

Анализ результатов комплексного медико-физиологического обследования учащихся, проведенный при поступлении их в ПУТП, показал, что 38,7% из них относились по состоянию здоровья к 1-й группе здоровья, 50,8% — ко 2-й, 10,4% —

Таблица 2

Зависимость характера утомления учащихся от степени профессиональной пригодности (М±т)

Степень выраженности утомления Частота жалоб

Группа а сложной ситуации после окончания работы в сложной ситуации после работы

Профессионально пригодные Профессионально непригодные Р -1,33±0.19 -3,00±0,16 <0,001 —1,14±0,17 —8,40±0,21 <0,001 1,90±0,21 3,42±0,20 <0,01 2,27±0,19 5.87±0,61 <0,02

к 3-й. Среди обследованных 20,8% оказались профессионально непригодными к отдельным профессиям камвольного производства по физиологическим критериям.

При изучении характера производственного утомления у подростков, различающихся только по состоянию здоровья, установлено, что при возникновении сложных ситуаций наибольшая частота и степень выраженности признаков утомления встречались у подростков 3-й группы здоровья (табл. 1). Различия достоверны между 1-й и 3-й (Я<0,01) и 1-й и 2-й (Р<0,02) группами. Ведущими признаками утомления при возникновении сложных ситуаций у лиц 1-й группы были плохое настроение (26,4 %), повышенная потливость (11,7%), беспокойство (11,7%), у лиц 2-й группы — плохое настроение (20,0%), раздражительность (15,0%), беспокойство (12,5%), у лиц 3-й группы — раздражительность (33,3%), повышенная потливость (22,2 %), плохое настроение (22,2 %).

После окончания работы наибольшие частота и степень выраженности признаков утомления были также у подростков 3-й группы (см. табл. 1). Выявленные различия достоверны между 1-й и 3-й (Р<0,001) и 1-й и 2-й (Р<0,001) группами. У 23,2% подростков 1-й группы после окончания работы признаки утомления отсутствовали, а у 13,9% они были слабо выраженными. У 5,4% девушек 2-й группы признаков утомления после работы не отмечено, у 13,5% имелись признаки выраженного утомления, у 16,2 % — признаки переутомления. У 12,5% подростков 3-й группы после работы отмечались признаки выраженного утомления, у 16,7% — признаки переутомления.

Результаты сравнительного анализа характера, степени выраженности и частоты признаков утомления у учащихся с разной вероятностью успешного освоения профессии показали, что лица с высокой степенью вероятности освоения профессии (профессионально пригодные) отличались от лиц

с низкой степенью вероятности освоения профессии (профессионально непригодные) меньшей частотой и степенью выраженности признаков утомления как в сложных ситуациях, так и после окончания смены (табл. 2). При возникновении сложных ситуаций профессионально непригодные подростки чаще жаловались на раздражительность (16,6 %), чувство боли и онемения в конечностях (8,3%), тревожность (8,3%). В таких же случаях профессионально пригодные чаще жаловались на плохое настроение (50,0%), головную боль (12,5%).

После окончания смены профессионально пригодные подростки в 30 Уо случаев не отмечали признаков утомления, в 60 % случаев жаловались на незначительную усталость и в 10 '/о случаев имели признаки выраженного утомления. В это же время у профессионально непригодных в 4,9% случаев отмечались признаки переутомления, в 14,7 % — признаки выраженного утомления, в 80,4 % случаев — признаки незначительного утомления.

Изучение корреляционных отношений между изучаемыми показателями показало, что степень утомляемости подростков определяется состоянием их здоровья (/-=+0,37) и степенью профессиональной пригодности (г——0,37).

Таким образом, установлено, что среди подростков, длительно подвергавшихся воздействию неблагоприятных условий и факторов труда, специфичных для ведущих профессий камвольного производства, наименее устойчивы к ним лица, относящиеся по состоянию здоровья к 3-й группе, а также лица, физиологические особенности которых не соответствуют профессиональным требованиям. Выявленные нами различия в уровне утомляемости подростков с различным состоянием здоровья и физиологическими особенностями объясняются, по-видимому, их разной функциональной зрелостью в отношении действия профессиональных факторов, специфичных для камвольного производства.

ЛИТЕРАТУРА

Коваль В. И. Медико-физиологические критерии профессиональной пригодности к основным технологическим профессиям камвольного производства (гребнечесаль-

щица, ленточница, ровничница, прядильщица, мотальщица и ткачиха). Автореф. дис. М., 1977. Леонова А. Б — Техн. эстетика, 1977, № I, с. 20—23. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977,

Поступила 17/ХП 1979 г.

OCCUPATIONAL FATIGUE IN STUDENTS OF A TEXTILE TECHNICAL SCHOOL

V. /. Kovat, E. L. Panin

A total of 124 girls aged 15 to 17 years studying in a textile vocational school at the worsted factory in Monino (Moscow Region) were examined according to a procedure worked out by the authors. This study of occupational fatigue in adolescents who differed only in health status showed signs of fatigue to be more frequent and marked in those

adolescents belonging to the «third group of health». An analysis of correlations between the indices studied indicated that the degree of occupational fatigue depended on the health status (r = +0.37) and the degree of occupational fitness (r = —0.37) of the girls.

УДК 613.5:1727.1:721.01 1.22

В. H. Сергета

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНСОЛЯЦИИ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Терноиольский медицинский институт

Среди многообразия факторов окружающей среды инсоляцию считают интегральным показателем, предопределяющим ультрафиолетовый, световой и тепловой режимы в помещениях и на территориях (Ю. Д. Жилов), и, следовательно, обусловливающим в определенной мере работоспособность учащихся (А. Н. Глущенко).

Поскольку занятия во внешкольных учреждениях проходят как в первую (9—12 ч), так и во вторую (15—18 ч) половину дня, мы поставили своей целью изучить условия инсоляции кружковых помещений и площадок на территориях в различные сезоны года на протяжении светового дня. Для экспериментального моделирования процессов инсоляции использовали наиболее наглядный и простой по конструкции ннсолятор Л. А. Серка в нашей модификации. Он состоит из неподвижного «искусственного солнца» и поворотного планшета-столика, на котором устанавливается модель. Сто-лик-планшет выполнен из металла, что позволяло применять для моделей унифицированные магнитные блоки и быстро создавать заданные условия по размеру помещений, оконных проемов и др.

Воспроизводили условия инсоляции на 50° северной широты для весенне-осеннего, зимнего и летнего сезонов. Всего изучено 8 вариантов возможной ориентации помещений: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3 и СЗ. Оценивали следующие показатели: время, продолжительность и глубину инсоляции, продолжительность инсоляции рабочих мест в зависимости от их размещения, инсолируемыеточки помещений.

Полученные данные изучения инсоляционного режима в зимнее время свидетельствовали о том, что рекомендуемая часовая инсоляция помещений в основном осуществлялась с 11 ч 30 мин до 16 ч при ориентации их на юг, юго-запад и запад, причем наибольшая глубина инсоляции наблюдалась при западной ориентации — 4 м 15 см, при юго-западной ориентации она равнялась 4 м, при южной — 3 м 40 см. Даже прн наиболее оптимальных вариантах ориентации солнечные лучи попадают в рабочие комнаты во время отсутствия в них

учащихся, так как занятия в кружках проходили до 12 ч и после 15 ч, что в зимнее время являлось отрицательным фактором.

Иной по сравнению с зимним периодом инсоля-ционный режим наблюдался в кружковых помещениях в весенний и осенний сезоны. Инсоляция помещений имелась уже при северо-восточной ориентации помещений, при этом солнечные лучи проникали в помещение на глубину 1 м 65 см с 8 ч 30 мин утра и ннсолнровалн его в течение

1 ч 30 мин, освещал 5 рабочих мест первого ряда.

Восточная ориентация увеличивала время инсоляции помещений в 3 раза, а в глубину—до 4 м 85 см.

При юго-восточной ориентации обеспечивались 6-часовая инсоляция помещений в период утренних кружковых занятий н в перерыве между 1-й и 2-й сменой при максимальной (до 5 м) глубине проникновения солнечных лучей, что приводило к длительной (5 ч 35 мин) инсоляции первого ряда рабочих мест и, естественно, к перегреву учащихся. Второй ряд рабочих мест ннсолировался в течение

2 ч 50 мин.

Южная ориентация доводила время инсоляции до 8 ч 20 мнн, т. е. практически при кружковой работе 1-й и 2-й смен, но глубина инсоляции снижалась и составляла 1 м 95 см, что являлось, несомненно, положительным фактором, способствующим предупреждению перегревания организма кружковцев, особенно работающих на втором ряду. Все же 35% рабочих мест первого ряда подвергались длительной инсоляции.

При юго-западиой ориентации время инсоляции составляло 5 ч 50 мин, лучи в помещение начинали проникать с 11 ч 35 мин на глубину 4 м 50 см, освещая рабочие места первого ряда в течение 5 ч и второго — в течение 2 ч 10 мнн.

Западная ориентация светоприемов обеспечивала 3-часовую инсоляцию помещений, начиная с 13 ч 50 мнн дня с глубиной до 4 м 80 см. Северозападная ориентация — 40-минутную инсоляцию помещения на глубину до 1 м 40 см во время занятий 2-й смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.