УДК 616.31:614.252.2+378.147-388:378.180.6
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА «ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА (ТЕРАПЕВТА)» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Галанова Т.А., Николаев А.И., Цепов Л.М., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Е.И.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье рассмотрены особенности проведения производственной практики «Помощник врача-стоматолога (терапевта)/после 8 семестра/» в современных условиях, проанализированы качественные и количественные показатели стоматологического приема, оценки за практику.
Ключевые слова: производственная практика, помощник врача-стоматолога (терапевта), практическое здравоохранение, практические навыки.
«ASSISTANT OF A DENTIST» VOCATIONAL PRACTICE AS A FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FUTURE SPECIALIST DEVELOPMENT
Galanova T.A., Nikolaev A.I., Tsepov L.M., Petrova E.V., Turgeneva L.B., Galanova E.I.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The article reveals the features of conducting vocational practice in the specialty "Assistant of a dentist (dental therapist) (after the 8th term)" in modern conditions. Qualitative and quantitative indices of dental practice as well as marks obtained are analyzed in the article.
Key words: vocationalpractice, assistant of a dentist (dental therapist), practical health service, professional skills.
Главной задачей обучения в высшем медицинском учебном заведении является подготовка специалиста не только с базовыми теоретическими знаниями, но и практическими навыками, которые позволят ему осуществлять профессиональную деятельность врача на высоком уровне [1]. В настоящее время производственная практика является неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовке компетентного специалиста и осуществляется в результате совместного взаимодействия медицинских ВУЗов с учреждениями практического здравоохранения [7]. Необходимым условием в работе помощника врача является знание оборудования, инструментария, стоматологических материалов. Помощник врача обязан знать эргономические принципы работы на стоматологическом приеме, неукоснительно соблюдать правила гигиены труда, вести медицинскую документацию [5].
Основными задачами производственной практики являются: обеспечение плавного перехода с этапа теоретической подготовки в условиях медицинского ВУЗа к практической де-
ятельности в условиях лечебного учреждения; ликвидация психологического барьера при переходе от учебного фантома к реальному пациенту; развитие клинического мышления; качественно новый уровень подготовки для эффективной личностной адаптации к условиям работы в практическом здравоохранении; формирование потребности и желания к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию; полноценная реализация личностных и профессиональных качеств в практической деятельности [2,3,6].
Распределение студентов на производственную практику «Помощник врача-стоматолога (терапевта) (после 8 семестра)» на кафедре терапевтической стоматологии осуществляется на основании предоставленных гарантийных писем из учреждений здравоохранения. В основном студенты проходят производственную практику по месту жительства. Кураторами практики являются врачи стоматологи-терапевты высшей или первой категории. Распределение студентов на практику по регионам представлено в таблице 1.
Распределение студентов на производственную практику по регионам
Регион Год практики
2015 2016 2017
Смоленск 29 19 32
Смоленская область 10 23 18
Брянск 6 3 5
Брянская область 11 11 6
Калуга и Калужская область 8 7 9
Калининград и Калининградская область 6 15 17
Республика Беларусь 2 8 12
Прочие регионы 13 16 13
Всего студентов 85 102 112
Производственными базами Смоленского государственного медицинского университета являются: ОГАУЗ Смоленская областная клиническая стоматологическая поликлиника (СОКСП), ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника 1», ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3». Благодаря тесному сотрудничеству руководителей практики Смоленского государственного медицинского университета и практического здравоохранения производственная практика «Помощник врача-стоматолога (терапевта)» в г. Смоленске, по мнению студентов, проходит на достаточно высоком уровне [4]. Так, в 2015 учебном году 34,1% студентов проходили практику в г. Смоленске, в 2016 - 18,6%, в 2017 -
Выбирая стоматологическое учреждение для прохождения производственной практики, каждый студент ставит перед собой определенные цели. Для одних это знакомство с организацией работы в современных частных стоматологических клиниках с малой вероятностью самостоятельного приема пациентов. Для других - возможность повысить свою практическую подготовку путем самостоятельного приема пациентов под контролем врача-куратора в государственных стоматологических учреждениях. Во время прохождения производственной практики
28,6%. В настоящее время в некоторых стоматологических поликлиниках производственная практика организована в 2 смены. Студенты прикреплены к врачам-стоматологам-кураторам и осуществляют помощь своим кураторам при лечении пациентов, а также проводят лечение пациентов самостоятельно. Производственная практика студентов «Помощник врача-стоматолога (терапевта)» составляет 12 рабочих дней и проходит как в государственных стоматологических учреждениях, так и в частных стоматологических клиниках и кабинетах. Распределение студентов по стоматологическим учреждениям на время прохождения производственной практики представлено в таблице 2.
студенты ведут прием стоматологических пациентов терапевтического профиля, заполняют медицинскую документацию, оформляют дневник производственной практики, разработанный на кафедре терапевтической стоматологии. В конце практики в разделе «Сводный отчет о проделанной работе» вносят данные по основным качественным и количественным показателям. Данные сводных отчетов о проделанной работе на производственной практике за 20152017 гг представлены в таблице 3, в расчете на одного студента - в таблице 4.
Таблица 2
Распределение студентов по учреждениям здравоохранения с разной формой собственности
Медицинские учреждения Год практики
2015 2016 2017
Государственные бюджетные учреждения 89,4% 80,4% 75,9%
Частные стоматологические клиники 10,6% 19,6% 24,1%
Основные показатели сводных отчетов студентов о проделанной работе
на производственной практике
Показатели Год практики
2015 2016 2017
Принято больных (всего) 3026 3571 3715
Принято больных кариесом 1671 2183 2073
Принято больных пульпитом 686 722 728
Принято больных периодонтитом 412 295 297
Принято больных с заболеваниями пародонта 178 280 337
Принято больных с заболеваниями слизистой оболочки рта, губ, языка 11 7 17
Наложено пломб 2769 3200 3098
Выработано УЕТ (условных единиц трудоемкости) 17326 19234 20700
Таблица 4
Основные показатели сводных отчетов студентов о проделанной работе на производственной
практике в расчете на одного студента
Показатели Год практики
2015 2016 2017
Принято больных (всего) 35,6 35,0 33,2
Принято больных кариесом 19,7 21,4 18,5
Принято больных пульпитом 8,1 7,1 6,5
Принято больных периодонтитом 4,8 2,9 2,7
Принято больных с заболеваниями пародонта 2,1 2,7 3,0
Принято больных с заболеваниями слизистой оболочки рта, губ и языка 0,3 0,07 0,15
Наложено пломб 32,6 31,4 27,7
Выработано УЕТ (условных единиц трудоемкости) 203,8 188,6 184,8
Как видно из данных таблиц 3 и 4, более 30% в структуре стоматологического терапевтического приема на производственной практике составляют пациенты с осложнениями кариеса, однако в 8 семестре, перед практикой, модуль «Эндодонтия» (заболевания пульпы и периодонта) не предусматривается учебным планом. В результате студен-
Оценка результатов произво
ты проходят практику со слабой теоретической и практической подготовкой по этому модулю.
Производственная практика студентов оценивается базовым руководителем, а итоговая оценка ставится после сдачи зачета, проверки дневника производственной практики и НИР (табл. 5).
Таблица 5
твенной практики студентов
Оценка 2015 год 2016 год 2017 год
Базовая Итоговая Базовая Итоговая Базовая Итоговая
Средний балл по практике 4,8 4,8 4,7 4,1 4,8 4,5
Итоговая оценка была снижена во время сдачи зачета, учитывалось неправильное оформление дневника производственной практики, реферата по НИР, несвоевременная сдача зачета.
Базовые руководители производственной практики отмечают снижение теоретического и практического уровней подготовки студентов стоматологического факультета, особенно указывают на слабые мануальные навыки будущих стоматологов. Это связано как с уменьшением количества практических занятий по терапевтической стоматологии, так и с низким уровнем материально-технического оснащения клини-
ческих кафедр стоматологического факультета СГМУ
Выводы и предложения.
1. Проходя практику в частной стоматологической клинике, студенты имеют возможность познакомиться с новым стоматологическим оборудованием, современными технологиями, методами диагностики и лечения стоматологических больных, однако при лечении пациентов они в основном пассивно наблюдают за работой врача-куратора, а самостоятельно практически не выполняют никаких манипуляций, так как лечение больных осуществляется на платной
основе. Видеть не значит уметь. Такая производственная практика не способствует формированию и закреплению мануальных навыков у студентов стоматологического факультета.
2. В государственных бюджетных стоматологических учреждениях лечение стоматологических пациентов осуществляется бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), поэтому у студентов появляется возможность для самостоятельного приема под
ЛИТЕРАТУРА
контролем опытного врача стоматолога-терапевта-куратора практики. Однако во многих из них оборудование и материальное обеспечение находятся на достаточно низком уровне.
3. Изучение модуля «Эндодонтия» для студентов 4 курса следует продолжить и в 8 семестре.
4. Необходимо переоснащение и улучшение материально-технической базы кафедры терапевтической стоматологии.
1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие.- Волгоград: ВГМУ, 2011.- 32 с.
2. Бадрак Е.Ю., Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В. Место производственной практики в механизме формирования профессиональных компетенций у студентов стоматологического факультета // Фундаментальные исследования.- 2013.- № 7, ч.1.- С. 24-26.
3. Галанова Т. А., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б. «Ролевые игры» как метод активного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина.- Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016.- № 2.- С.161-164.
4. Левченкова Н.С., Нестерова М.М., Орехова Н.С. Соответствие производственной практики ожиданиям студентов стоматологического факультета (на примере кафедры терапевтической стоматологии СГМУ) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Междисциплинарный подход в высшем образовании / Под ред. И.В. Отвагина.-Смоленск: Изд-во СГМУ, 2017.- № 2.- С. 91-95.
5. Основы стоматологической практики: производственная практика помощника врача стоматолога-терапевта / Л.Ю. Орехова, Т.В. Кудрявцева, Е.Д. Кучумова и др. / Под ред. Л.Ю. Ореховой.- СПб: Человек, 2015.- 188 с.
6. Смирнова Т.И., Крюковский С.Б. Практические приемы обучения студентов на клинической кафедре // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Междисциплинарный подход в высшем образовании / Под ред. И.В. Отвагина.- Смоленск: Изд-во СГМУ, 2017.- № 2.- С. 23-29.
7. Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А.и др. Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015.-№ 2.- С. 250-254.
8. Цепов Леонид Макарович, профессор кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, профессор, д.м.н., 55-32-03, [email protected]
9. Николаев Александр Иванович, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии СГМУ, профессор, д.м.н., 6050-88, [email protected]
10. Петрова Елена Викторовна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, доцент, к.м.н., 55-32-03, е1епа[email protected]
11. Тургенева Любовь Борисовна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, доцент, к.м.н., 55-32-03, 1уи[email protected]
12. Галанова Татьяна Александровна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, к.м.н., 55-32-03, tatyana. [email protected]
13. Галанова Екатерина Игоревна, студентка 4 курса 403 группы стоматологического факультета СГМУ, tatyana. [email protected]