216
Международный журнал
EDN: SIUQDM
В.И. Зефиров - к.э.н., доцент Инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
V.I. Zefirov - candidate of economic sciences, associate professor School of Engineering and Economics, State Marine Technical University, St. Petersburg, Russia;
А.Р. Крещенская - обучающаяся 2 курса магистратуры Инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.R. Kreschenskaya - 2st year graduate student Faculty of Engineering and Economics, State Marine Technical University, St Petersburg, Russia.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА НА СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ PRODUCTION LOGISTICS AT A SHIPBUILDING ENTERPRISE
Аннотация. Современное судостроение требует усовершенствования логистического процесса для решения актуальных проблем отрасли. Логистическая стратегия для судостроительного завода требует учета рыночных условий, требований потребителей, технологического оснащения производства, возможностей поставщиков. Правильно разработанная и реализованная стратегия может повысить эффективность производства, обеспечить конкурентоспособность предприятия. Рассматривая судостроительную промышленность как высокотехнологичный и наукоемкий процесс, необходимо разделить его отдельные этапы и определить ключевые задачи каждой из стадий. При формировании логистической стратегии на различных этапах требуется уделить внимание не только текущим возможностям, но и долгосрочной перспективе развития предприятия. Это позволит избежать частых изменений стратегии и обеспечит ее устойчивость в условиях изменяющегося рынка. Основываясь на задачи и цели производства, были предложены идеи по усовершенствованию производственной логистики.
Abstract. Modem shipbuilding requires improvement of the logistics process to solve current industry problems. A logistics strategy for a shipbuilding plant requires taking into account market conditions, consumer requirements, technological equipment of production, and the capabilities of suppliers. A properly developed and implemented strategy can increase production efficiency and ensure the competitiveness of the enterprise. Considering the shipbuilding industry as a high-tech and knowledge-intensive process, it is necessary to separate its individual stages and determine the key tasks of each stage. When forming a logistics strategy at various stages, it is necessary to pay attention not only to current opportunities, but also to the long-term development of the enterprise. This will avoid frequent changes to the strategy and ensure its sustainability in a changing market. Based on the tasks and goals of production, ideas were proposed to improve production logistics.
Ключевые слова: производственная логистика, логистическая стратегия, судостроительное предприятие, логистическая концепция производства.
Keywords: production logistics, logistics strategy, shipbuilding company, production logistics concept.
Судостроительная верфь представляет собой сложное высокотехнологичное предприятие, которое должно обладать необходимыми производственными мощностями и высокой квалификацией работников. Технология строительства судна отличается от классической конвейерной сборки и имеет существенные особенности:
Длительные этапы жизненного цикла:
- проектирования (2-3 года);
- строительство (5-7-25 лет);
- эксплуатация (25-40лет).
Каждое изделие имеет уникальные особенности: разрушение изделия носит характер катастрофы, регламентируется Законами РФ, обеспечение требований со 100 % надежностью и безопасностью эксплуатации, высокая стоимость, большие массогабаритные характеристики продукта [1].
При производстве изделие стоит на месте, а рабочее место передвигается, в отличие от конвейерного производства, где рабочее место стационарно и изделие без проблем подъезжает к месту.
Целью современного судостроения является обеспечение 60 % морских перевозок собственных грузов отечественным транспортом. Для реализации задачи необходимо решить ряд проблем, существующих на сегодняшний день в данной отрасли. Решение многих из них связано с развитием и усовершенствованием логистики судостроительного производства [2].
В первую очередь эффективность необходимо повышать за счет внутренних резервов: устранения потерь в процессах. Проекты по эффективности процессов (ПС) не требуют значительных инвестиций, но создают устойчивый фундамент для дальнейшего развития. Необходимо научиться эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а затем вкладываться в их модернизацию.
Для определения «узкого места» проводится анализ пропускной способности и загрузки производства в соответствии с методикой оценки и управления производительностью труда (МОУПТ). Реализация проектов необходимо проводить в 3 основных этапа:
1. Снятие текущего состояния, разработка целевого состояния и формирования плана мероприятий. На данном этапе используются инструменты ПС:
- картирование потока создания ценности [3];
- производственный анализ;
- решение проблем методом «одна за одной»;
- усовершенствование процессов с преобладанием ручного труда при помощи внедрения и улучшения стандартизации;
- на этапах производства с преобладанием машинного времени ввод всеобщего обслуживания оборудования;
- система организации рабочего пространства 5 s [4];
- быстрая переналадка.
2. Реализация мероприятий.
3. Анализ результатов и закрытие проекта.
Оптимизацию судостроительного потока проводят в обратном порядке по технологическим переделам, начиная от стапеля или достройки до поставки металла. Для проведения анализа эффективности необходимо построение карты потока создания ценности (КПСЦ) 2-го уровня по всему предприятию для определения внутренних заказчиков и поставщиков для каждого передела, определения правил синхронизации переделов между собой, а также определения «узкого места» потока.
Естественно-гуманитарные исследования № 6 (50), 2023_217
Повышение эффективности формирования судна на стапеле и достроечной набережной. Осуществляется в следующем порядке [5]:
1. Пересмотр последовательности формирования судна на стапеле в обеспечение максимальной степени готовности на момент спуска на воду. Цель: на период достройки должны быть запланированы только работы по швартовным и ходовым испытаниям, а также работы, которые невозможно выполнить до спуска судна на воду из-за технологических ограничений.
2. Анализ возможности установки насыщения на более ранних этапах. Необходимо определить перечень работ по установке насыщения на этапах: изготовление деталей, изготовления узлов, изготовления панелей, изготовления секций (до окраски секций и после окраски до подачи секции на стапель). В перечень насыщения должно быть включено все насыщение: фундаменты, вварное насыщение для труб, шахты вентиляции, электрослесарное насыщение, трапы, леерное ограждение, горловины, протекторная защита, двери, люки, иллюминаторы, трубы, механическое оборудование, электрооборудование и т.д. На стапеле при формировании корпуса должно устанавливаться только насыщение в межблочные монтажные шпации, на этапе формирования блока -только в районе секционных монтажных шпаций, на этапе изготовления секций до окраски должно устанавливаться все приварное насыщение, после окраски должен производится монтаж оборудования и погрузка труб, на этапе изготовления деталей должны вскрываться выреза под установку вварного насыщения.
3. Определение наиболее трудоемких районов по формированию судна на стапеле, включая корпусосбо-рочные работы, механомонтаж, трубомонтаж, окраске, изоляции, электромонтажу, достроечных работ.
4. Организация предварительного формирования района в блок или нескольких блоков из секций.
5. Разработка детального сетевого графика выполнения работ с определением «критического пути» для каждого заказа.
6. Определение и указание на графиках точек заказа технологической подготовки производства (погрузка оборудования, обеспечения освещения и вентиляцией и пр.).
Повышение эффективности изготовления секций. Осуществляется в следующем порядке:
1. Организация участка изготовления панелей. Участок должен быть организован по поточному принципу;
2. Организация участка изготовления узлов. Цель: исключить из цикла формирования секции в объем этап изготовления узлов. Разделение всех узлов секций на группы по технологии изготовления (тавровые, рамный набор и т.д.). Разработка технологической оснастки для сокращения трудоемкости изготовления (кондукторы, шаблоны, специализированные приспособления).
3. Расчет времени такта поставки секций на стапель на основании графика формирования судна на стапеле. Для своевременного обеспечения секциями стапеля необходимо:
а) определить целевое время протекания процесса изготовления всех секций;
б) произвести расчёт необходимой численности основных производственных рабочих для изготовления каждой секции;
в) произвести расчет необходимого количества сборочных постов;
г) организовать проведение хронометража изготовления секций с целью повышения производительности труда и снижения количества сборочных постов (для сокращения производственных площадей).
4. Организация поэтапной (не более чем на 5 рабочих дней) комплектной поставки деталей, панелей, узлов и насыщения для изготовления секций.
5. Организация установки насыщения по перечням в секции на технологических этапах:
а) до конструктивной сдачи и окраски секций;
б) после окраски и до монтажа секций на стапеле.
Повышение эффективности изготовления деталей. Осуществляется в следующем порядке:
1. пересмотр системы запусков, проведение перераскроя карт вырезки деталей под обеспечение выполнения;
2. организация выдачи металла со склада материально-технического обеспечения в цех под запуски в соответствии с принципом FIFO (первый пришел - первый ушел);
3. организация изготовления деталей из профиля, которые невозможно изготавливать на автоматизированном оборудовании по принципу «Потока единичных изделий». Работу выстраивать по времени такта.
Таким образом, выбор логистической стратегии для судостроительного завода является сложным и многогранным процессом, который требует учета множества факторов и разработки уникальных подходов. Однако правильно разработанная и реализованная логистическая стратегия может значительно повысить эффективность производства, улучшить качество продукции и обеспечить конкурентоспособность предприятия на рынке. Важно также учитывать, что выбор конкретной логистической стратегии должен базироваться на анализе факторов, влияющих на результативность промышленного предприятия, и использовании экономико-математических моделей для формирования оптимальных решений.
Источники:
1. Чуй С.А Особенности внедрения бережливого производства. Переход к развитию производственной системы. — URL: https://soyuzmash.ru/docs/prez/prez-kspmt-270516-1.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
2. Формирование логистической стратегии на промышленном предприятии // spravochnick URL: https://spravochrnck.ru/ (дата обращения: 05.05.2023).
3. Методические рекомендации «Картирование потока создания ценности в обществах Группы ОСК».
4. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
5. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 Система менеджмента качества. Требования.