УДК 316.74:316.354.4 ББК 60.561.7 О-57
А.С. Омельченко,
преподаватель учебного военного центра при Тихоокеанском государственном медицинском университете, г. Владивосток, тел.: +79841478079, e-mail: ujqcnzg78@gmail.com
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА КАК РОССИЙСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ФЕНОМЕНА
(Рецензирована)
Аннотация. В современной России институт добровольчества переживает бурный подъём и находится в стадии активного роста. Являясь глобальным социокультурным явлением, добровольчество в нашей стране приобретает свои специфические черты развития под влиянием различных социальных, экономических и политических факторов. Вместе с тем институт добровольчества в России имеет глубокие исторические корни. В данной статье рассматриваются исторические аспекты появления добровольчества в России, основные этапы его становления и развития, современное состояние, формы добровольческой деятельности. На основании обзора отечественных исторических, социологических и культурологических исследований в статье прослеживается генезис и современное состояние добровольчества как российского социокультурного феномена.
Ключевые слова: добровольчество, волонтёрство, социокультурный феномен, генезис добровольчества, субъект культуры.
A.S. Omelchenko,
Teacher of the Educational Military Center at the Pacific State Medical University, Vladivostok,ph.: +79841478079, e-mail: ujqcnzg78@gmail.com
ORIGIN, DEVELOPMENT AND CURRENT STATE OF VOLUNTEERING AS RUSSIAN SOCIOCULTURAL
PHENOMENON
Abstract. In modern Russia, the institute of volunteering endures rough rise and is in a stage of active growth. Being the global sociocultural phenomenon, volunteering in our country gains the peculiar features of development under the influence of various social, economic and political factors. At the same time, the institute of volunteering in Russia has deep historical roots. In this paper, historical aspects of emergence of volunteering in Russia, the main stages of its formation and development, the current state, and forms of voluntary activity are considered. Based on the review of domestic historical, sociological and culturological researches, we trace genesis and the current state of volunteering as the Russian sociocultural phenomenon.
Keywords: volunteering, sociocultural phenomenon, volunteering genesis, subject of culture.
Добровольчество как социо- исторические предпосылки и опыт культурный феномен имеет свои развития. В отечественной науке
на сегодняшний день для обозначения данного феномена используется два термина - «добровольчество» и «волонтёрство». Обращение к этимологии термина «волонтёрство» и «волонтёр» указывает на французские корни («volontoire»), дословный перевод - «добровольный», «желающий». В свою очередь «volontoire» происходит от латинского слова «voluntarius», «voluntas» - добрая воля. Отсюда прослеживается суть данного термина, равноценного словам, используемым древнесла-вянскими этносами, таким как «доброволец» и «добровольчество», за которыми стоит добровольческая деятельность.
В своей эволюции понятия «добровольчество» и «волонтёрство» проходили определенные фазы развития и понимания. Так, в XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы (Англии, Франции, Германии и др.) не существовало всеобщей воинской повинности, и в случае объявления войны защищать государство шли, в первую очередь, добровольцы. Поэтому волонтёрами в этот период называли людей, добровольно идущих на военную службу. В России на протяжении длительного периода понятие «волонтёр» использовалось также исключительно в военном контексте.
Под влиянием определенных социокультурных процессов добровольческая деятельность трансформировалась, приобретая новые смыслы и ценностные установки, уходя от воинских традиций к социокультурным значениям и нормам.
В настоящее время в условиях отсутствия семантически значимых различий представители различных научных направлений в ходе обращения к добровольческой деятельности пытались раскрыть смысл термина «добровольчество» и «во-лонтёрство» через призму отдельной научной отрасли.
Согласно социологическим подходам к изучению явления добровольчества (волонтёрства), под
добровольцем понимают лицо, по собственному желанию добросовестно и целенаправленно осуществляющее какую-либо деятельность в интересах заказчика или потребителя, не требующее за эту деятельность полной (адекватной затраченным усилиям) денежной или материальной компенсации. В свою очередь, добровольный труд трактуется как целенаправленная деятельность, осуществляемая исполнителем (добровольцем) по собственному желанию на условиях, исключающих полную компенсацию со стороны заказчика или потребителя [1; 104].
Современные психологические исследования волонтерской (добровольческой) деятельности особое внимание уделяют альтруистической мотивации волонтёрства, а также факторам, оказывающим влияние на интенсивность волонтерской активности. Так, с точки зрения О.А. Гулевича, «волонтёрство - это длительное, планируемое и добровольно осуществляемое помогающее поведение, которое направлено на улучшение положения незнакомых людей в рамках организации» [2; 5-6].
В свою очередь, исследователи в области педагогики изучают феномен добровольчества (волонтёрства) в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи. По мнению С.И. Петошиной, И.В. Рыжковой и Т.Д. Тегалевой, «волонтёрство - это практический гуманизм», и вклад волонтерской деятельности в процесс формирования гуманистических профессионально-личностных ценностных ориентаций будущих специалистов очень высок [3; 6].
Лингвистическое же толкование добровольчества можно найти в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, где даётся несколько значений понятия «доброволец»: а) человек, добровольно вступивший в действующую армию; б) тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу [4; 101].
Поиск значения слов «добровольчество» и «волонтёрство» в культурологических словарях и энциклопедиях не принес результатов, так как до настоящего времени представители отечественной культурологии не нашли окончательно завершённую форму понимания данного явления. Поэтому в дальнейшем мы обратимся к научным исследованиям и статьям современных российских ученых в этой области.
Сегодня большинство исследователей ставят знак равенства между понятием «волонтёрство» и «добровольчество», как, например, М.В. Певная при рассмотрении волонтёр-ства как социокультурного феномена и управления им. Однако первое место по значимости в своем исследовании она отдаёт понятию «волон-тёрство» в силу таких причин, как широкая международная распространенность этого термина в сравнении с «добровольчеством»; глобальный уровень его использования; масштаб самого феномена [5; 16].
В свою очередь, Н.И. Хворостья-нова в своей научной работе представляет нам три модели волонтёр-ства: традиционную, советскую и демократическую, которые семантически соответствуют трем пересекающимся в российском дискурсе понятиям: «благотворительность», «добровольчество» и «волонтёр-ство» [6; 140]. Используя результаты эмпирических исследований российских социологов, она склоняет чашу весов в сторону советской модели и, соответственно, понятия «добровольчество».
Вместе с тем ряд исследователей разделяют эти понятия в зависимости от характера осуществляемой деятельности: доброволец - социальная направленность, волонтёр - событийная.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что понимание и толкование добровольчества в отечественной науке в первой половине XIX столетия неразрывно связано с идеей «служения Отечеству».
В XX в. вектор добровольной активности смещается в сферу социальной поддержки и раскрывается через его социокультурный потенциал. Однако употребление понятий «волонтёрство» и «добровольчество» носило тождественный характер, что находит отражение в различных источниках, когда исследователи используют данные термины как синонимы.
В нашем исследовании мы будем использовать термин «добровольчество» как наиболее соответствующий языку русской культуры и историческим аспектам возникновения данного социокультурного явления в российском государстве.
Истоки российского добровольчества уходят в недра истории. Сострадание, добросердечность, благодушие, щедрость, стремление к самопожертвованию - все эти ценностные качества свойственны культуре русского человека. Большой интерес для понимания природы добровольчества представляет диссертационная работа Е.А. Луговой, посвященная исследованию феномена добровольчества в социокультурном пространстве российского общества. В рамках работы были выявлены философско-мировоззренческие и культурологические основания добровольчества, базирующиеся на таких нравственных категориях, как альтруизм, свобода воли, сострадание, добро и бескорыстие. Автором была также предложена историческая периодизация, которая, на наш взгляд, наиболее полно освещает основные этапы добровольчества в России: I этап - дохристианский период взаимопомощи внутри родовой общины; II этап (конец X - середина XVI вв.) - развитие добровольчества, основанного на нормах христианской добродетели; III этап (середина XVI - конец XVIII вв.) - секуляризация добровольческой деятельности, её частичная институциализация в рамках государственных благотворительных учреждений; IV этап (XIX в. - 1917 г.) - развитие
добровольчества под патронатом представителей аристократии, появление женского добровольчества, добровольческий труд как выражение гражданской активности интеллигенции; V этап (1922-1991 гг.) - добровольческий труд в СССР; VI этап (с 1991 г.) - добровольчество в Российской Федерации [7; 10].
Зарождение добровольчества в России, его динамика и традиции имеют прочную связь с таким культурно-историческим явлением, как благотворительность. Этот вид общественной деятельности непосредственно связан с добровольчеством. Добровольчество, в свою очередь, трактуется как форма благотворительной деятельности. Поэтому нам необходимо понять истоки социокультурного феномена добровольчества, находящиеся в благотворительности, которая является начальной культурной формой добровольческой деятельности и её мировоззренческим ядром. В этом отношении интересна монография Л.Е. Сикорской, в которой содержится важный вывод о том, что благотворительность в Древнерусском государстве представляла собой не средство общественного благоустройства, а необходимое условие личного нравственного здоровья. По мнению Л.Е. Сикорской, древнерусские благотворители стремились, в первую очередь, возвысить уровень собственного духовного совершенствования. При таком взгляде на благотворительность помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнувшихся идеями христианской нравственности, и не включалась в круг государственных обязанностей [8; 240].
На протяжении многовековой истории, как указывает Л.Е. Си-корская, именно церковь в России определяла принципы и формы взаимопомощи, милосердия и благотворительности, что и составило сущность социального служения. Социальное служение существует во всех основных мировых
религиях и имеет много общих характеристик [8; 241].
Благотворительность в Древней Руси являлась нормой социальной культуры, в первую очередь, проявляемую в высших слоях общества, что подтверждают реальные исторические факты, на которые ссылается Л.Е. Сикорская. Например, простейшие виды благотворительности, такие как кормление нищих, практиковались «в основном князьями и духовенством, принявшими заповеди христианского вероучения» [8; 239].
Более чем столетнюю историю на сегодняшний день имеет деятельность добровольцев в области здравоохранения. Сёстры милосердия московской Никольской обители были первыми в мире женщинами, которые во время Крымской войны 1853-1856 гг. добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым солдатам [8; 243].
Добровольный труд в виде взаимопомощи и взаимовыручки при решении всеобщих проблем был характерной чертой одного из основных социальных институтов дореволюционной России - крестьянской общины. Влияние старинных общинных форм добровольчества сохранилось до сегодняшних дней [9].
Как показывают исторические события, сущность добровольчества состояла в практике внутреннего культурно-нравственного самосовершенствования личности, направленной на её единение с внешним миром и сплочение всего общества в целом. Основным условием воплощения в жизнь данной практики являлась самостоятельность индивида в реализации добродетели по собственной воле, осознание себя как сознательно-морального существа, добровольно совершающего нравственные поступки. Принципиальным условием было недопущение в практику добровольчества любого внешнего влияния [10]. Таким образом, альфой и омегой добровольческого труда является свобода от
социального, экономического, политического принуждения и бескорыстное устремление на решение проблем общества.
Как видим, на Руси добровольчество оказалось, с одной стороны, культуротворческим фактором, направленным на общественное благо, а с другой - способом выражения и самосовершенствования субъекта культуры, формирования его личности.
В ХХ в. в связи с Октябрьской революцией добровольчество обретает новые культурные направления и формы.
В середине 1917 г. в России зародилось добровольческое Белое движение. Современные исследователи (И.В. Бочарников, А.И. Гу-шер, М.Ю. Зеленков, А.В. Манойло, О.А. Овсянникова, Д.В. Саблин [11]) подчеркивают национально-патриотический характер борьбы Белого движения и выделяют в его основе принцип осознанного выбора. По их мнению, ценностным ядром и основной движущей силой добровольчества белогвардейцев являлся личный морально-этический выбор его членов, совершаемый на основании изъявления свободной воли. Белое движение стало примером русского национально-патриотического объединения, которое являлось целостным духовно-историческим феноменом, тесно связанным с предшествующей традицией развития русской культуры, русской мен-тальностью, с православной духовностью [11; 122-123, 132-133].
Тем самым мы можем констатировать, что Белое движение, сохраняя внутреннюю суть добровольчества, пыталось выполнить культуросозида-тельную, даже «культуроспаситель-ную» функцию, однако фактически оказалось в позиции противостояния той «генеральной» линии, по которой направляли культуру пришедшие к власти большевики. В результате добровольческое Белое движение не выполнило этой функции и сыграло противоположную роль.
Новый облик добровольчества как социокультурного феномена мы видим в СССР. В СССР добровольный труд граждан был массовым в силу организационной его поддержки государственно-партийными структурами. Как указывает С.Б. Синецкий, именно в СССР добровольный труд впервые был отделен от благотворительной деятельности. Общественные организации создавались и поддерживались по инициативе государства (вспомним добровольные спортивные общества, добровольные дружины по охране природы и общественного порядка, комсомольские и пионерские организации, тимуровское движение и пр.). Советские, преимущественно административные методы внедрения идеологических императивов привели к подрыву духовных оснований добровольчества, что привело к утрате массовым сознанием первоначального гуманистического смысла идеи добровольчества [1; 106].
Особую роль добровольчество сыграло на следующем историческом этапе, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проявившись в новых формах. Добровольцами считались те, кто самостоятельно принял решение идти на войну либо работал на крупных коллективных стройках и целине. О степени добровольческого подъёма среди населения страны в этот период можно судить по потоку заявлений о зачислении в народное ополчение от жителей столицы. В течение первых недель с момента начала войны от москвичей поступило более 150 000 заявлений. На 35-40% ополчение состояло из людей с высшим и средним образованием.
Не осталась безучастной к войне и русская православная церковь. 22 июня 1941 г. Российский Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий выступил с обращением к духовенству и всем верующим, в котором призвал их встать на защиту Родины и Отечества. Послание зачитывалось во всех православных
храмах страны. С аналогичным призывом выступили духовные лидеры советских мусульман, иудеев, буддистов. Одним из наиболее ярких примеров является патриотический поступок архимандрита Леонида (Лобачева), который в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и, став гвардии старшиной, дошел до Праги. За мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды и после демобилизации вновь вернулся к служению в церкви [11; 162].
Массово развернулся набор в народное ополчение и в культурной столице страны - городе Ленинграде. Огромные потоки людей, одержимых чувством ненависти к врагу и всей душой любивших свою Родину, добровольно записывались в ряды ополчения. Среди ополченцев были известные ученые: профессора Н.Л. Гербильский, К.Ф. Огородников, С.В. Солдатенков, Д.Н. Насонов, Б.А. Чагин и другие [11; 162].
В этот период добровольчество распространилось на разные сферы общества, в том числе на сферу искусства и культуры. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили большой вклад в достижение победы. На фронт ушли тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие.
Десятки тысяч деятелей искусств побывали на фронте за годы войны в составе выездных артистических бригад. Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее популярными были певцы Л.О. Утесов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова.
Подпитывал дух добровольчества общий настрой работников искусства и культуры в блокадном Ленинграде. Особой популярностью пользовалась симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д.Д. Шостаковичем была написана Седьмая (Ленинградская) симфония. Её первая прямая трансляция
из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества и героизма.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в тяжелейший период истории нашей страны добровольческая деятельность подпитывалась всеобщим настроем людей науки, культуры и искусства, производственной сферы, что позволило быстрее адаптироваться к сложным внешним условиям, не утратить и сохранить родную культуру.
В послевоенный период, начиная с 50-х годов ХХ в., в советском государстве вектор добровольческой деятельности получает наибольший импульс в развитии народного хозяйства в форме всенародной комсомольской стройки. Поколение молодых и энергичных советских людей стало той силой, которая сумела поднять страну из послевоенных руин, покорить бытовую неустроенность и вечную мерзлоту. Добровольцы из числа активной части молодежи организовывались в стройотряды, которые отправлялись на БАМ и другие комсомольские стройки. Байкало-Амурская магистраль стала символом советской эпохи, основанным на мощнейшем добровольческом порыве молодежи многонациональной державы, оставившим после себя особый духовный опыт, накопленный за годы строительства и транслируемый последующему поколению студенческой молодежи.
В начале 1990-х гг. под влиянием политических и социокультурных изменений в Российской Федерации система добровольчества пережила процесс трансформации и становления. Современные формы добровольческой деятельности образовывались на фоне недостатка культурно-идеологической составляющей в жизни постсоветского общества. Вместе с тем институт добровольчества стал оформляться законодательно. Возникла потребность в закреплении сложившихся социокультурных форм добровольчества
в законодательном порядке. Так, 11 августа 1995 г. принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в пятой статье которого определен юридический статус добровольца. «Добровольцы -физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)», - говорится в тексте документа [12]. Данный закон с различными поправками до настоящего времени выступает нормативно-правовой базой для деятельности добровольцев (волонтёров) в Российской Федерации.
Комплексный анализ различных источников научной литературы, а также анализ общих оснований правовой культуры добровольческой деятельности, проведенный в исследовании Е.А. Луговой, позволяет нам сделать обоснованный вывод, что феномен добровольчества является неотъемлемой частью мировосприятия и культуры русского народа, важнейшей составляющей российского менталитета и имеет традиционные и современные формы проявления добровольческой активности в различных сферах. Например, в здравоохранении (профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи), культуре (работа в музеях), а также в рамках деятельности русской православной церкви и различных благотворительных общественно-религиозных организаций.
Сегодня феномен добровольчества вышел на новый уровень государственной политики и развился в событийный вид волонтёрства. Поэтому внимание российского государства к развитию добровольческого движения обусловлено, в том числе, высокой организацией работы волонтёров на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, чемпионате мира по хоккею 2016 г.,
Кубке конфедераций 2017 г., чемпионате мира по футболу 2018 г. и др.
Анализ эмпирических фактов свидетельствует о том, что современное российское общество характеризуется стремлением к гуманизации отношений между людьми разных социальных и возрастных групп населения. В современной России добровольчество активно развивается во многих направлениях, исходя из личной инициативы граждан. В частности, на Всероссийском форуме добровольцев, состоявшемся в г. Москве в 2015 г., участники приняли резолюцию, в которой выделены основные направления волонтёрской (добровольческой) деятельности в российском обществе. Их можно рассматривать как современные социокультурные формы добровольчества (волонтёрства).
«Волонтёрство Победы - это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти российского народа. Импульсом для становления и развития данного направления стало создание в год юбилея Победы Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основными направлениями работы волонтерского корпуса стали: благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации всероссийских акций и праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, в том числе парадов Победы в городах России» [13]. Данное направление выполняет прикладную функцию и функцию социализации, является многофункциональным.
«Событийное волонтёрство - это добровольческая деятельность на мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней. Оно подразумевает привлечение волонтеров к организации и проведению событий спортивного, образовательного, социокультурного
характера с целью их дальнейшей интеграции в смежные направления добровольчества, а также формирования гражданской культуры» [13]. Данное направление является наиболее распространённым и самым популярным. Как правило, становится для людей первым опытом участия в добровольческом движении. Выполняет ряд функций, в том числе интегративную и прикладную.
«Социальное волонтёрство - это добровольческая деятельность, направленная на оказание помощи, прежде всего незащищенным слоям населения: инвалидам, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям, нуждающимся во внимании и постоянном уходе, терминальным больным и т.д.» [13].
«Медицинское волонтёрство -это добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех её этапах: профилактическом, лечебном и реабилитационном. Существует 4 основных направления медицинского волон-тёрства: добровольчество в лечебно-профилактических учреждениях, добровольчество в рамках медицинского сопровождения массовых и спортивных мероприятий, добровольческая санитарно-профилакти-ческая работа, добровольчество в донорской службе» [13].
«Инклюзивное волонтёрство -совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества. Инклюзивное добровольчество является профильным механизмом массовой социальной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, получения ими конкретных знаний и навыков для последующего полноценного включения в социально-экономическую жизнь общества» [13].
«Культурное волонтёрство - это добровольческая деятельность в
проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т.д. Основные задачи культурного волонтёрства состоят в сохранении и продвижении культурного достояния, создании новой атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формировании культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодежи и сохранении исторической памяти» [13].
«Волонтёрство в чрезвычайных ситуациях - это добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения. Основная задача развития добровольчества в ЧС - организация обучения и практической подготовки добровольцев для квалифицированного и оперативного содействия профессиональным спасателям при ликвидации ЧС» [13].
«Волонтёрство в образовательных организациях - это добровольческая деятельность, осуществляемая учащимися и сотрудниками школ, средних учебных заведений, вузов и других образовательных учреждений» [13].
Эволюция института добровольчества происходит под влиянием ряда факторов (влияние культурной, социально-психологической и социально-экономической среды), в результате чего появляются всё новые направления и формы добровольческой деятельности. На сегодняшний день перспективными видами добровольческой деятельности в России являются инклюзивное добровольчество (волонтёрство) - участие людей с ограниченными возможностями в добровольческих мероприятиях и проектах; профессиональное добровольчество (волонтёрство) - оказание безвозмездной профессиональной помощи
благотворительным, общественным и иным НКО, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Одним из успешных примеров является деятельность общественного объединения «Волонтеры-медики», реализуемого при поддержке Роспатриотцентра, Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» и Ассоциации волонтёрских центров России. Данные виды добровольческой деятельности, в отличие от традиционных направлений, неравномерно развиты в регионах и требуют дополнительной поддержки со стороны государства и общества [13].
В качестве заключения мы можем сказать, что добровольчество как отечественный социокультурный феномен, начиная с Древней Руси и до настоящего времени, принимало различные формы общественной деятельности. Начиная с X века и по настоящее время, в зависимости от этапов развития российского общества, происходило развитие добровольчества в России.
Мы выяснили, что длительное время термины «доброволец» и «волонтёр» использовались исключительно в военном контексте. Однако под влиянием социокультурных процессов добровольческая деятельность трансформировалась, уходя от воинских традиций к социокультурным нормам. И несмотря на то, что некоторые современные исследователи ставят знак равенства между понятиями «волонтёрство» и «добровольчество», нам представляется более приемлемым термин «добровольчество».
Зарождение добровольчества в России имело прочную связь с таким культурно-историческим явлением, как благотворительность, где основное место занимала русская православная церковь, которая определяла принципы и формы взаимопомощи, милосердия и благотворительности. На разных этапах становления и развития российского государства отмечается
множество примеров добровольческой деятельности: сёстры милосердия московской Никольской обители во время Крымской войны 1853-1856 гг.; крестьянская община как основной социальный институт дореволюционной России; добровольческое Белое движение; добровольцы - участники Великой Отечественной войны 19411945 гг.; добровольцы - строители всенародных комсомольских строек; члены добровольных спортивных обществ, добровольных дружин по охране природы и общественного порядка, комсомольских и пионерских организаций и пр.
В начале 1990-х гг. возникла потребность в закреплении сложившихся социокультурных форм добровольчества в законодательном порядке. 11 августа 1995 г. был принят Федеральный закон № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который действует до настоящего времени.
На сегодняшний день социокультурный феномен добровольчества является неотъемлемой частью мировосприятия и культуры русского народа, важнейшей составляющей российского менталитета и имеет традиционные и современные формы проявления добровольческой активности в различных сферах (в здравоохранении, культуре, в рамках деятельности русской православной церкви и различных благотворительных общественно-религиозных организаций).
Очень большое развитие в России получило событийное волонтёрство, что связано с высокой эффективностью работы волонтёров в международных спортивных мероприятиях.
Вместе с тем развиваются и другие современные культурные направления и формы добровольчества (волонтёрства), такие как социальное, инклюзивное, культурное, волонтёрство в чрезвычайных ситуациях, волонтёрство в образовательных учреждениях.
Особенно хочется отметить развитие форм добровольческой деятельности студентов медицинских вузов, что вполне закономерно, поскольку в культуре личности студента-медика ценностным ядром является высокая значимость здоровья человека, а из этого следует важность работы по формированию культуры здорового поведения, как у себя, так и у других. Для этого в деятельность волонтёров-медиков вводятся новые яркие позитивные формы и исключаются старые неэффективные способы работы.
Подводя итоги, следует отметить, что высокая значимость добровольчества определяется его культуротворческой,
культуроформирующей сущностью, позитивным влиянием на субъект культуры. В результате через участие в добровольческой деятельности происходит формирование личности человека. Данный процесс осуществляется посредством совершённых добровольцем поступков, которые обусловлены его собственным свободным побуждением и желанием принести благо нуждающимся в нем. Добровольческая деятельность отражает внутренний духовный мир человека и является уникальным социокультурным феноменом, который занимает важное место в социокультурном и образовательном пространстве российского общества.
Примечания:
1. Синецкий С.Б. Эволюция добровольчества: история становления новой социальной парадигмы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17. С. 104-107.
2. Гулевич О.А., Шевелева Н.И., Фомичев А.А. Помощь как стиль жизни: психологические аспекты волонтёрской деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 5-20.
3. Петошина С.И., Рыжкова И.В., Тегалева Т.Д. Педагогическое волонтёрство в образовательных учреждениях как фактор развития социальных профессиональных компетенций студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 1-12.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2002. 944 с.
5. Певная М.В. Управление волонтёрством: международный опыт и локальные практики: монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского федер. ун-та. 2016. 434 с.
6. Хворостьянова Н.И. Волонтёрство в российском обществе и в российской социологии: взгляд из-за рубежа // Социологический журнал. 2017. Т. 23, № 2. С. 136-152.
7. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореф. дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2012. 22 с.
8. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как сфера социализации молодежи: монография. М.: Изд-во МГУ, 2009. 312 с.
9. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
10. Шуякова Е.Н. Трансформация понятия добровольчества: от ценности к институту // Научные труды SWORLD. 2011. № 4. С. 63-71.
11. Добровольческое движение в России: история и современность: монография / под общ. ред. Д.В. Саблина. М.: Эконом-Информ, 2015. 318 с.
12. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве): федер. закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018). URL:http://legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/. (дата обращения: 23.07.2018 г.).
13. Резолюция участников Всероссийского форума добровольцев Москва -2015. URL: http://роспатриотцентр.рф/public/files/users/1/content/files/Rezolyut-sia_Foruma_Dobrovoltsev - 2015.pdf. (дата обращения: 26.07.2018).
References:
1. Sinetsky S.B. The evolution of volunteering: the history of the formation of a new social paradigm // Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social and Humanitarian Sciences. 2006. No. 17. P. 104-107
2. Gulevich O.A., Sheveleva N.I., Fomichev A.A. Help as a lifestyle: psychological aspects of volunteer activity // Social Psychology and Society. 2013. No. 2. P. 5-20.
3. Petoshina S.I., Ryzhkova I.V., Tegaleva T.D. Pedagogical volunteering in educational institutions as a factor in the development of social professional competencies of students // Current problems of science and education. 2015. No. 6. P. 1-12.
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. 4th ed., enlarged. M.: Azbukovnik, 2002. 944 pp.
5. Pevnaya M.V. Volunteering management: international experience and local practices: a monograph. Ekaterinburg: Publishing House of the Ural Federal University. 2016. 434 pp.
6. Khvorostyanova N.I. Volunteering in the Russian society and Russian sociology: a look from abroad // Sociological Journal. 2017. Vol. 23, No. 2. P. 136-152.
7. Lugovaya E.A. The phenomenon of volunteering in the sociocultural space of Russia: Diss. abstract for the Cand. of Culturology degree. Saratov, 2012. 22 pp.
8. Sikorskaya L.E. Volunteer activity as a sphere of youth socialization: a monograph. M.: MSU Publishing house, 2009. 312 pp.
9. Kudrinskaya L.A. Volunteer Labor: essence, functions and specificity // Sociological Studies. 2006. No. 5. P. 15-22.
10. Shuyakova E.N. Transformation of the concept of volunteering: from value to institute // Scientific works of SWORLD. 2011. No. 4. P. 63-71.
11. Volunteer movement in Russia: history and modernity: a monograph / ed. by D.V. Sablina. M.: Ekonom-Inform, 2015. 318 pp.
12. On charity and volunteering: Feder. Law of August 11, 1995 No. 135 - FZ (as amended on 05.02.2018). URL: http: //legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/. (access date: 23.07.2018)
13. Resolution of the participants of the all-Russian Volunteer Forum Moscow-2015. URL: http: //rospatriotsentr.rf/public/files/users/1/content/files/Rezolyutsia_ Foruma_Dobrovoltsev_-__2015.pdf. (access date: 26.07.2018).