дискуссия
журнал научных публикаций
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Султанова А.Н., старший преподаватель, ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет»(РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БОГЕМА»
Каждый считает, что знает, что собой представляет богема. Однако сумма значений, которые несет в себе это слово, часто меняется, смысл, составляющие ее значения иногда становятся банальными и «пустыми». Исследование природы богемы вызывают в памяти слова британского историка- энциклопедиста Э. Хосбаума, сказанные в отношении романтиков: в процессе поиска ответов на вопросы здесь можно скорее обнаружить рассеянные огни, чем ясный свет [1]. Всем знакомое слово, которому, однако, сложно дать однозначное определение. Что такое богема? Это состояние, социальная группа, среда, образ жизни, состояние сознания или просто способ самопрезентации?
С точки зрения простого обывателя, богема — это все, кто имеет какое-либо отношение к искусству.
Толковые словари по искусству досоветского, советского периодов, так же как и современные, чаще всего, определяя богему как артистическую среду, выделяют такие ее характеристики, как необеспеченность, беспорядочность жизни и быта.
На философском уровне богема, если и рассматривается, то вскользь, упоминаясь в контексте, так же как и в художественной критике и публицистике, современной литературе и искусстве.
Термин «богема» не имеет раз и навсегда установившегося смысла, его всегда преследует неопределенность, а семантика меняется с течением времени, причем иногда до неузнаваемости. Несмотря на это, представление о богеме всегда связываетя с определенным образом жизни.
Начало богеме как культурному феномену было положено во Франции (от фр. ЬоИете — цыганщина). Само слово «ЬоИете» на тот момент времени было связано с фактом прибытия во Францию в начале XV века цыган из части Австро-Венгрии, которая именовалась Богемией. Поэтому первоначально «богема» и «цыганцина» были явлениями одного синонимического ряда, которые связывала отнюдь не национальная принадлежность, а образ жизни или образ мысли, авантюризм, свобода от норм общественной морали, права, графиков и распорядков, свобода от всего, свобода воли в чистом виде. Далее, почти одновременно, примерно с 30-х гг. XIX века богемой начинают именовать городское парижское дно — воров, клошаров, свобода воли которых была выражена главным образом с презрением к нормам права, а не морали и богему в художественном смысле этого слова. Классическая богема — художественная, появилась примерно в это же время, между 1815 г. и 1832 гг., во Франции, и свобода
№ 2, 3 (11) ФЕВРАЛЬ - МАРТ 2011
ДИСКУССИЯ )
журнал научных публикаций i
воли была у нее была связана одновременно с искусством и игнорированием моральных норм буржуазного общества. Какое-то время два смысла термина богемы (как героев городского дна и художественной богемы) сосуществуют, идут параллельно, а со временем употребление богемы в художественном смысле вытесняет семантику данного термина для обозначения воров и клошаров. Примерно к середине XIX века постепенно появляется новая, более привычная нашему современнику, классическая семантика термина «богема», который начинает применяться по отношению к художественной среде. Это немедленно отражается в литературных произведениях: «Галантная богема» Жерара де Нерваля [2]; стихотворение Т. Готье «Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème» («Своенравные ветры богемы») [3]. Ф. Пиат в 1834 г. издает сборник эссе, в котором описывается богема как молодые люди, напрочь лишенные стремления принять устойчивое положение в какой-нибудь «теплой» социальной нише, ими движут помыслы совершенно иного порядка. Искусство — вот что для них важно, это то, ради чего они живут. В их мире не имеет значения, что ты нищий, важно, что ты — творишь, ты — художник! Окончательно термин «богема»
с
В их мире не имеет значения,
что ты нищий, важно, что ты —
творишь, ты — художник!
V У
упрочился в своем классическом значении после выхода в 1851 г. в свет книги Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (Scenes de la vie de Boheme) [4], в котором изображается быт студентов Латинского квартала в Париже, ведующих образ жизни, подобный жизни кочующих цыган, т.е. совершенно отличную от обычного европейского буржуазного порядка. А. Мюрже описал жизнь богемы, появившейся в её классическом виде в 30 — 40 гг. XIX века. Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века — эпоху П. Верлена, А. Рембо, А. Тулуз-Лотрека, К. Моне, французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже и, с точки зрения простого обывателя, прожигавшей свою жизнь, описанную в произведении Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж.
С наступлением ХХ века из явления французского богема превратилась в феномен мировой культуры.
За многовековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения, да и сама среда, называемая богемой, изменилась. Некоторые черты богемности могут появляться или сохраняться, однако, необходимо помнить о том, что представляет собой богема в классическом виде: эйдос, идеальный тип, рожденный во Франции в среде романтиков.
В XX веке феномен богемы воспринимается иначе. Появляются новые пла-
дискуссия
журнал научных публикаций
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
сты в семантике: богемность становится искусственным стилем поведения, навязываемым социальными стереотипами людям, занимающимся искусством.
Таким образом, с течением времени произошла «коммодификация» богемных образцов поведения, т. е. превращение его в коммерческий товар массового спроса. В результате богема в сознании публики почти уравнялась с набором расхожих поз, внешними признаками. Переход от культурного многообразия к социотехническому монизму знаменует конец богемы.
В сегодняшнем мире случаются попытки создания богемных образов, однако, богемности чужда подобная искусственность. Есть личности, которые пытаются играть в богему, однако современная псевдобогема представляется эпигоном того, что было когда-то, в XIX веке. Современная «богема» поражает полной несамостоятельностью, поверхностностью, стремлением быть модными, вторичностью, отсутствием оригинальных идей. Лишь подлинная глубина определяет живучесть искусства, а ее в творчестве наших богемщиков нет.
«Массовость» культуры убила богему. Сейчас создаются не художественные произведения, а продукция, производство которой продиктовано не соображениями художественно-эстетического порядка, а расчетами на прибыль.
К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (Ьоиг§ео18-ЬоИет1еп). Обычные серьезные люди, увлеченные идеями порядка, строгости, морали и натуры творческие, оторванные от реальности объединились. Бобо двояки по своей сути: от
богемы они взяли фрондерский и свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти. Бобо в равной степени заботятся об умственных способностях и физической форме.
Итак, богема — чрезвычайно многоплановое образование, со своей двухвековой историей. Богема выражает своего рода идеологию Нового времени, определенный менталитет, стиль поведения артистического сообщества.
В последние десятилетия история богемы, той, которую знали XIX и XX вв., переживает свой конец. В современных условиях мы наблюдаем распад или музе-ефикацию и коммерциализацию былых богемных сообществ, когда литературные сообщества более напоминают литературную тусовку, нежели классическую богему.
Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». Американский историк Дж. Рейнолдс в своих «Речах» заявил, что высочайшая амбиция любого художника сводится к тому, чтобы его считали гением. Так можно сказать и о современном «художнике». У богемы амбиций не было. Псевдобогема представлена в большей степени ритуалистами, когда внешние черты, присущие богеме, стиль поведения, например, пвсевдобогемой абсолютизируются, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается, а копируется лишь внешняя, поверхностная линия поведения богемы. ^
1. Хобсбаум Эрик. Век революции. Европа 1789 - 1848. — Ростов-на-Дону. «Феникс». — 1999. — С. 353.
2. Нерваль Ж. «Галантная богема»// http://lib.ru
3. Готье Т. «Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème» //http:allbooks.ru
4. Мюрже Анри. Сцены из жизни богемы. 145 С. // http://lib.aldebaran.ru
Богема выражает своего рода идеологию Нового времени, определенный менталитет, стиль поведения артистического сообщества.